Стереотипия

Почему появляется стереотипия у детей и как ее отличить от других нарушений?

Стереотипии это однообразные бессмысленные (по оценке окружающих) и повторяющиеся формы поведения или деятельности. Ими могут быть жесты, позы, движения, может быть речевая стереотипия, когда часто повторяются определенные обороты речи, слова, фразы. Чаще всего, наличие стереотипий беспокоит родителей. Потому что обычно свидетельствуют о различных нарушениях развития.

Лечение назначает только врач после тщательного обследования. Чтобы отличить стереотипию от других форм поведения, нужно обратить внимание на два фактора:

  1. Количество повторений – стереотипии много раз повторяются с различной периодичностью.
  2. Действия не несут смысловой, очевидной для окружающих и им понятной, смысловой нагрузки, лишены какой-либо функциональности. Хотя для ребенка являются необходимым «ритуалом».

Стереотипии обычно мешают нормальному развитию ребёнка и его успешной социальной адаптации.

Стереотипия – норма или патология?

Обычно стереотипии служат одним из способов борьбы со стрессом или тревогой. На начальных этапах развития (примерно лет до 4-5) дети могут сосать палец, например, некоторые делают это исключительно перед сном. Немало взрослых людей, которые во время волнения начинают грызть ноги, дергать ногой, чесать ладони или ходить из стороны в сторон.

Кто-то накручивает прядь волос на палец, теребит пальцы, это становится просто безобидной привычкой. В раннем детстве при переживаниях ребенок совершал стереотипные действия, чтобы успокоиться, например. Став взрослым, стал это делать механически, не осознавая, отвлекаясь от окружающей действительности при этом. Сам ритуал уже при этом теряет первоначальный смысл. Лечение при этом не требуется.

Эти действия будут иметь патологичную природу и требовать не столько лечения, сколько коррекции, если мешают нормальному общению и развитию. Патологичной стереотипия будет, если ребенку диагностируют какое-либо заболевание, возникшее в результате органического поражений центральной нервной системы. Также стереотипии частые спутники при психической болезни или расстройстве, неврозе.

Нередко они проявляются у аутистов. Если вмешаться в стереотипные движения или поведение, ребенок с различными нарушениями развития обычно проявляет агрессию, сопротивляется или плачет. Порой как будто полностью сосредотачивается только на стереотипных действиях. Болезненно реагирует на попытки отвлечь его либо просто игнорирует, а когда его оставляешь в покое, возвращается к привычному ритуалу стереотипии. Характер течения, интенсивность и продолжительность зависят от основного заболевания, также и лечение будет зависеть от характера болезни.

При патологичных стереотипиях люди не отвлекаются на другие действия, когда окружающие обращают на них (стереотипии) внимание. То есть, если, например, здоровому человеку сказать «ты зачем стучишь ногой?», он перестанет это делать. «Включится» произвольность психической деятельности и человек перестанет стучать ногой. При болезненных состояниях это часто бесполезно.

Виды стереотипий

Есть очень большое количество стереотипий. Это могут быть не только движения различными частями тела, но и своеобразные ритуальные действия. В своей книге об аутизме и способах коррекционной работы с детьми-аутистами, С.С. Морозова выделяет следующие виды стереотипий (они могут быть присущи не только детям со сложными формами аутизма):

  1. Двигательные – прыжки, раскачивание тела, ходьба на носочках, привычка теребить пальцы (порой дети до крови терзают свои пальцы, царапая их ногтями), строят гримасы, вытягивают губы «трубочкой». Двигательные стереотипии могут наблюдаться в клинике обсессивно-компульсивного синдрома (навязчивость мыслей и действий), компульсивное расстройство тоже в списке явных признаков имеет стереотипии, трактуется как синдром навязчивых движений. Лечить при этом прежде всего будут основное заболевание.
  2. Двигательно-сенсорные – дети стучат по различным поверхностям разными предметами или просто руками, постукивают пальцами, кружатся вокруг своей оси, надавливают на глаза, смотрят на свет сквозь пальцы, щурят глаза.
  3. Действия с отдельными частями предметов или с игрушками – пересыпание песка из одной емкости в другую, переливание воды, манипуляции с колесами игрушечных машин – откручивание\закручивание.
  4. Эмоционально-аффективные – ребенок проявляет аффективные реакции при выполнении им определенных действий или при выполнении определенных действий со стороны взрослых (может быть небрезглив в еде, например, поднимать с пола и есть, специально вызывая гневную реакцию у взрослых).
  5. Речевые стереотипии – бессмысленный повтор одних и тех же слов, фраз, звуков. Речевая стереотипия может наблюдаться при шизофрении, аутизме и других заболеваниях, а также при нарушениях развития мышления. Дети при этом могут повторять чужую речь. Задав им вопрос в ответ можно получить только повтор вопроса (эхолалии). Стереотипии наблюдаются и при других речевых нарушениях.

Некоторые авторы описывают и стереотипии мышления – навязчивые возвращения к одним и тем же мыслям, отличие от собственно навязчивости в полном смысле слова заключается в механистичности процесса, без внутренней борьбы и отсутствия эмоционально-травмирующей ситуации. Вообще, стереотипии как раз и отличаются, прежде всего, механистичностью, понижением уровня внимания. Стереотипные действия совершаются без предварительного планирования и осознания.

Различают также стереотипные ритуалы или привычки – ребенку нужно, чтобы все двери были закрыты, он хочет пить только из определенной кружки или есть из одной тарелки, часто дети-аутисты хотят видеть мать только в одном и том же халате, к примеру. С трудом привыкают к новой одежде. Их проявлением могут являться и определенные занятия – чтение книг исключительно на одну тематику, игры за компьютером только одной направленности.

Методы коррекции стереотипий у детей

С.С. Морозова предлагает следующие способы коррекции:

  • Переключение. Стереотипные действия «переключают» на другие действия. Но только на те, которые нравятся ребенку или хотя бы не вызывают в нем негативных эмоций. Например, если ребенок начал раскачиваться, его осторожно останавливают и предлагают вместо этого поиграть в то, что ему нравится (покатать машинки или собрать пазл). Если у ребенка двигательные стереотипии к примеру, он бессмысленно, но непрестанно теребит пальцы вместо того, чтобы заниматься на уроке, ему можно предложить положить руки на стол, если он не реагирует на слова, то нужно подойти и помочь ему это сделать.
  • Замещение. В ходе него ребенку одной стереотипией замещают другую, но более социально-приемлемой и не такой бессмысленной. Например, если ребенок раскачивается на месте, у него проявляется синдром навязчивых движений, то можно отвести его покачаться на качелях. Однообразные прыжки двигательных стереотипий можно подменить прыжками на батуте или через скакалку. Одну стереотипию можно замещать разными видами деятельности. Они будут ограничены по времени и более подвластны контролю.
  • Трансформация. Это сходно с замещением. По сути это и есть замещение, но только при этом смысл действий меняется. Действия будут более полезными для развития ребенка. Например, если ребенок любит бесцельно манипулировать с мелкими деталями конструктора, его можно научить конструировать целенаправленно – построить дом из конструктора, например.

  • Прерывание. Этот метод более кардинальный. Ребенка лишают возможности совершать стереотипные действия или лишают его ритуалов. Например, если он привык, чтобы все двери были закрытыми, постепенно его приучают к тому, что не все двери в помещении могут быть закрытыми и это нормально. Вначале слегка приоткрывают дверь, а потом доводят до полностью открытой. Если ребенок привык есть из одной тарелки, вначале подбирают похожую на нее, например, но немного отличающуюся, постепенно приучая ребенка к новой посуде.
  • Наработка гибкости. При этом ребенку вводят новые способы стереотипий, которые взаимодействуют со старыми. Постепенно происходит замена. Этот процесс долгий, который должен быть непрерывным, он способствует лечению. Чтобы ребенок постепенно приспосабливался к новым условиям жизни.

По мнению многих специалистов, стереотипия исчезнуть сама собой у детей не может. При этом требуется не только лекарственное лечение, но и помощь психолога, при нарушении речевой сферы занятия с дефектологом и логопедом. Успеха можно достичь только долгой, медленной и тщательной коррекционной работой. Об этом стоит задуматься родителям, которые надеются, что «само пройдет». Естественно, речь идет о патологических стереотипиях, симптоме болезней. Сами стереотипии не болезни по сути, которые лечат только врачи. Это поведение или действия, которые чаще всего требует психотерапии и психокоррекции, внимательного отношения родителей и педагогов.

Стереотипия

Основные симптомы:

  • Беспокойность
  • Беспричинный смех
  • Гиперактивность
  • Нарушение зрения
  • Нарушение психического развития
  • Плач без причины
  • Повторение одних и тех же слов и фраз
  • Произносимое не имеет смысловой нагрузки
  • Совершение одних и тех же движений несколько минут
  • Совершение однотипных действий по кругу
  • Умственная отсталость
  • Ухудшение слуха

Стереотипия – это нарушение психиатрического характера, при котором больной повторяет одни и те же действия без смысловой или целевой нагрузки. Двигательные стереотипии у детей наиболее ярко выражены при аутизме и других подобных расстройствах.

  • Этиология
  • Классификация
  • Симптоматика
  • Диагностика
  • Лечение

Как правило, симптоматика данного заболевания имеет место тогда, когда человек испытывает страх, тревогу, эмоциональное возбуждение, находится в некомфортной для себя обстановке. Таким способом малыш или уже взрослый человек пытается себя успокоить.

Клиническая картина такой патологии будет скорее собирательной – проявляются симптомы как самой стереотипии, так и заболевания, которое является первопричинным фактором. Стереотипия у детей лечится только путем комплексного подхода: прием медикаментов, занятия с детским медицинским психологом, реабилитационные мероприятия. Поэтому при условии, что терапия будет проводиться комплексно и своевременно, прогноз носит относительно благоприятный характер.

Этиология

Стереотипия, как правило, обусловлена патологическими процессами, которые приводят к нарушению работы головного мозга, ЦНС. В то же время следует отметить, что стереотипные движения совершает каждый из нас – в процессе разговора, раздумий, при выполнении какой-либо работы. Стереотипии при аутизме и других заболеваниях более выражены.

Стереотипии могут быть обусловлены следующими этиологическими факторами:

  • аутизм;
  • ДЦП;
  • умственная отсталость;
  • нарушения в работе центральной нервной системы;
  • травмы головного мозга;
  • синдром Туретта;
  • синдром Ретта;
  • синдром Леша – Нихена;
  • обсессивно-компульсивный синдром;
  • нейроакантоцитоз;
  • минимальная мозговая дисфункция (ММД);
  • врожденное отсутствие слуха и зрения.

Кроме этого, следует выделить ряд предрасполагающих факторов, которые также могут стать причиной проявления такого расстройства:

  • перенесенные психологические травмы, которые привели к нарушениям психиатрического характера;
  • перенесенные операции на головном мозге;
  • повышенная восприимчивость к негативным психологическим факторам;
  • негативное эмоциональное воздействие длительного и систематического характера.

Не исключается в данном случае и наследственный фактор. Если в семейном анамнезе есть такого рода заболевания, вероятность развития их у ребенка существенно повышается.

В то же время следует понимать, что стереотипия – это не отдельный патологический процесс – в общем контексте его следует рассматривать как симптом или следствие основного первопричинного фактора. Поэтому к устранению данного нарушения нужно подходить комплексно – в первую очередь следует ликвидировать основное заболевание.

Классификация

Такое нарушение классифицируют по характеру течения клинической картины.

Выделяют следующие формы:

  • Двигательные стереотипии – больной периодически совершает одни и те же движения. Как правило, приступы имеют место при психоэмоциональном возбуждении.
  • Речевые стереотипии – пациент постоянно повторяет одни и те же слова или целые фразы. При этом смысловой нагрузки они не несут.
  • Сенсорно-двигательные – малыш может совершать однотипные движения – тереть глаза, крутить волосы, ходить по кругу.

Отдельно следует сказать о таком виде патологического процесса, как динамическая стереотипия. В данном случае клиническая картина может сочетать в себе сразу несколько форм такого расстройства. Кроме этого, ребенок может совершать однотипные действия каждый день. Например, ходить в школу по одному и тому же маршруту, держать дверь в комнату всегда открытой, оставлять какой-то один предмет строго на своем месте и так далее.

В целом определение формы течения патологического процесса не вызывает затруднений, так как клиническая картина имеет специфические признаки.

Симптоматика

Клиническая картина данного нарушения будет характеризоваться в зависимости от формы течения.

Так, стереотипии в речи будут проявляться в виде следующей симптоматики:

  • ребенок постоянно повторяет одни и те же слова или фразы (персеверация);
  • произносимое не имеет смысловой нагрузки;
  • приступы характеризуются периодичностью, как правило, после сильного стресса, эмоционального потрясения.

Двигательная стереотипия выражается в хаотичных или однотипных движениях: махи руками, хождение по кругу и так далее. Периодичность проявления приступов такая же, как в вышеописанном случае.

Наиболее ярко выраженной клинической картиной характеризуется динамическая стереотипия.

В данном случае могут присутствовать такие симптомы, как:

  • ребенок совершает однотипные действия по кругу – переставляет игрушки, пересыпает песок;
  • совершает одни и те же движения несколько минут;
  • ведет себя беспокойно, может быть гиперактивным;
  • произносит одни и те же слова;
  • без причины может начать плакать или смеяться.

Проявление такого симптома, если не начать терапию своевременно, приводит к полной социальной дезадаптации малыша. Кроме этого, следует помнить, что общая клиническая картина будет дополняться специфическими признаками именно первопричинного фактора, поэтому динамическая стереотипия будет дополняться признаками нарушения умственной отсталости, отставания в психологическом развитии. Также нередко у таких детей присутствуют проблемы со слухом и зрением.

При наличии такого симптома родителям нужно незамедлительно обратиться за медицинской помощью. Врач проведет обследование, определит первопричинный фактор и назначит курс терапевтических мероприятий.

Диагностика

Диагностическая программа включает в себя следующие мероприятия:

  • визуальный осмотр ребенка;
  • выяснение текущей клинической картины, сбор личного и семейного анамнеза;
  • изучение истории болезни пациента.

Кроме этого, дополнительно могут потребоваться лабораторные и инструментальные методы исследования:

  • общий и биохимический анализ крови;
  • КТ, МРТ головного мозга;
  • психиатрические тесты.

Проведение компьютерной томографии ребенку

Может понадобиться консультация невролога, офтальмолога, отоларинголога, детского психолога, логопеда.

Лечение

Лечение непосредственно стереотипии осуществляется только симптоматически, так как основной курс терапии должен быть направлен на устранение именно первопричинного фактора.

Для корректирования приступов используют следующие методики:

  • замещение – одни действия замещают на другие, которые не причинят вреда самому ребенку и окружающим;
  • переключение – пациенту предоставляют возможность выполнять другие действия, и постепенно приступ сходит на нет;
  • прерывание – ребенку запрещают выполнять те или иные действия, что постепенно снижает частоту приступов.

Медикаментозное лечение врач может назначать как дополнение, если ребенок гиперактивный, плохо спит и ест или имеют место приступы истерии.

Однозначного прогноза в данном случае нет, так как все зависит от первопричинного фактора. Поэтому родителям, дети которых находятся в группе риска, необходимо обращаться за медицинской помощью своевременно, а не проводить лечение самостоятельно.

Специфической профилактики, к сожалению, не существует. Женщинам, имеющим в семейном анамнезе заболевания, которые входят в этиологический перечень, следует планировать беременность, внимательно относиться к своему здоровью в период вынашивания ребенка.

Все ли корректно в статье с медицинской точки зрения?Ответьте только в том случае, если у вас есть подтвержденные медицинские знания Поделиться статьей: Читать нас на Яндекс.Дзен Заболевания со схожими симптомами: Отек головного мозга (совпадающих симптомов: 4 из 12) Синдром Ангельмана (совпадающих симптомов: 3 из 12)

Стереотипия: так ли страшен зверь?

Услышав, как на площадке ребенок пяти лет выкрикивает «баобаб» в десятый раз подряд, мы машинально думаем: «С ним явно что-то не так». Действительно, наличие «странных» повторяющихся актов поведения, видов деятельности и специфических интересов является одним из трех главных диагностических признаков аутизма (МКБ-10, DSM-V). В литературе и на практике встречается множество примеров вмешательств, нацеленных именно на эту особенность РАС. Вместе с тем стереотипии также характерны для людей с интеллектуальными и сенсорными нарушениями, поздней дискинезией, двигательными расстройствами, в том числе для условно здоровых, с точки зрения современной психиатрии, взрослых представителей населения. В ряде исследований обнаружили, что нормотипичные дошкольники на определенном этапе развития (6-24 месяца) склонны демонстрировать так называемые первичные стереотипии: схожее, но не такое частотное и длительное поведение, что и их сверстники с РАС. Также среди взрослых есть те, кто привычно постукивают ногой от нетерпения, щелкают пальцами, чешут затылок или подбрасывают мячик, обдумывая что-либо, наконец грызут ногти или курят, переживая трудные моменты жизни. Поэтому сам факт стереотипии при диагностике не так критичен: важно, насколько это поведение выбивается из возрастных и социальных рамок.

Стереотипия часто формируется еще во младенчестве (до двух лет) и проявляется разнообразными повторяемыми устойчивыми социально нефункциональными движениями, действиями с предметами, позами и издаваемыми звуками, звукосочетаниями, словами и репликами. Обычно возникает в моменты, когда ребенок возбужден, выглядит уставшим, ему больше нечем себя развлечь или он испытывает стресс. Многие это несколько ошибочно именуют «стимингом», полагая, что такое поведение всегда аутостимулятивно и направлено на получение приятных ощущений.

Внешне стереотипия может выражаться довольно просто или, наоборот, выглядеть замысловатым ритуалом.

Примеры:

  • Покачивание всем телом;
  • Кручение вокруг своей оси;
  • Марширование на месте;
  • Подпрыгивание;
  • Поглаживание себя;
  • Царапание собственной кожи;
  • Потряхивания, взмахи, хлопки и верчение руками;
  • Манипуляция объектами в поле периферийного зрения;
  • Хождение на цыпочках;
  • Бег по кругу;
  • Скрещивание ног;
  • Рычание;
  • Выстраивание цепочек из объектов;
  • Однообразные бессмысленные действия с игрушками;
  • Расправление складочек на одежде;
  • Немедленная и отложенная эхолалия;
  • Подкидывание предметов;
  • Покусывание авторучки;
  • Удары головой о поверхности;
  • Рисование повсюду дорожного знака «проезд закрыт»;
  • Заплетание косичек у всех кукол;
  • Рассказывание всем подряд состава пены для бритья;

Важно отличать стереотипии от других похожих явлений, например, от моторных тиков. И первые, и вторые возникают с некоторой степенью периодичности и ухудшаются в стрессовых ситуациях и при эмоциональном возбуждении, более того они могут сочетаться друг с другом. Однако тики развиваются в более позднем возрасте (не ранее 5-7 лет), изменчивее в топографии (внешних проявлениях), лишены ритмичности, возникают внезапно и так же неожиданно пропадают, в том числе во сне, часто ассоциируются с дискомфортом. Если от стереотипной активности можно отвлечь с помощью других стимулов, то тики человек пытается подавить сам, в том числе прибегая к медикаментозной терапии. Одно дело, когда ребенок быстро моргает, намеренно глядя на яркий потолочный свет, другое ─ когда у него дергается глаз и он явно пытается это прекратить, сжимая пальцами веко. При малейших подозрениях на последний вариант следует обратиться к профильному врачу (неврологу) в целях дифференциальной диагностики.

Еще раз обозначим, что стереотипии:

Стереотипные двигательные расстройства

Рубрика МКБ-10: F98.4

МКБ-10 / F00-F99 КЛАСС V Психические расстройства и расстройства поведения / F90-F98 Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте / F98 Другие эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте

Определение и общие сведения

Эпидемиология

Транзиторные стереотипии отмечают у 15-20% детей в популяции. Незначительно преобладают больные мужского пола. У 60% больных с тяжёлой и глубокой умственной отсталостью обнаруживают признаки этого расстройства.

Этиология и патогенез

Высокая коморбидность с разного рода неврологическими заболеваниями позволяет предположить в ряде случаев, особенно при наличии самоповреждений, органическую природу расстройства. Стереотипии могут быть заострением естественно свойственной детям в возрасте до 4 лет тенденции к ритмическим движениям, дающим сенсомоторную стимуляцию или уменьшающим внутреннее напряжение. Эти движения могут усиливаться и фиксироваться при задержках развития, эмоциональных конфликтах в периоды фрустрации, скуки или напряжения.

Клинические проявления

Клиническая картина полиморфна и изменчива во времени, обычно какой-то один симптом становится доминирующим. Меняется также ритм и частота случаев. Симптомы усиливаются в стрессовых ситуациях, при скуке, сенсорной депривации, с утра и перед отходом ко сну. Высока коморбидность с умственной отсталостью, нарушениями зрения и слуха, задержками развития, расстройствами поведения. При этом возможно появление нескольких симптомов. Осложнения включают самоповреждения и инфицирование травматических ран.

Примерами неповреждающих стереотипий могу быть раскачивание тела, качание головой, манипуляции с волосами, взмахи рукой. Стереотипными могут быть смех, скрежетание зубами, задержка дыхания; самоповреждающими — удары головой, удары рукой по лицу, тыканье пальцами в глаза, царапание или кусание рук, губ и др. Битьё головой отмечают обычно во втором полугодии жизни. Ребёнок поглощён ритмическими ударами головой о борт кровати или другую твёрдую поверхность, удары продолжаются, пока он не устанет и не заснёт. Стереотипия не имеет целью привлечь к себе внимание и в этом отношении принципиально отличается от битья головой в рамках дисфорических вспышек. Раскачивание тела может быть вялым и убаюкивающим или резким и энергичным, вызывающим перемещение кровати.

К 4-летнему возрасту выздоравливают около 80% больных, возможны рецидивы в стрессовых ситуациях. Прогноз хуже при сочетании с умственной отсталостью. Течение может усугубляться, когда неадекватные реакции окружающих становятся условно-рефлекторным подкреплением симптомов.

Стереотипные двигательные расстройства: Диагностика

Для диагностики стереотипных двигательных расстройств состояние должно соответствовать следующим признакам:

1. Наличие стереотипных движений, возникающих в таком объёме, что они или вызывают физические самоповреждения, или отчётливо нарушают повседневную деятельность.

2. Длительность расстройства не менее 1 мес.

3. Отсутствует какое-либо другое психическое расстройство, за исключением умственной отсталости.

Дифференциальный диагноз

Исключению подлежат тикозные и общие расстройства развития. Стереотипии отличаются от тиков тем, что носят произвольный характер. Тики могут способствовать снижению внутреннего напряжения, но, в отличие от стереотипий, они никогда не воспринимаются больными как приятные.

Стереотипные двигательные расстройства: Лечение

Среда пребывания больного должна быть изменена, с тем чтобы предоставить ему достаточные возможности для адекватной психофизической стимуляции. При ударах головой следует исключить доступ к твёрдым поверхностям. Наиболее результативными оказываются методы поведенческой терапии, в особенности техника чрезмерной коррекции и мягкоаверсивные приёмы. Психотерапия показана более старшим больным без признаков задержки развития, когда на первый план выступают признаки эмоционального конфликта. При серьёзной опасности самоповреждения, особенно в сочетании с умственной отсталостью, рекомендуется назначать нейролептики, тщательно контролируя побочные проявления. Психостимуляторы усиливают проявления стереотипий.

Профилактика

Кивательная судорога

Синонимы: Spasmus nutans, салаамова судорога

Определение и общие сведения

Кивательная судорога — это редкое заболевание глаз, характеризующееся клинической триадой: асимметричный и маятниковый нистагм, кивательные движения головой и кривошея.

Распространенность кивательной судороги не известна. Кивательная судорога, как правило, является спорадическим заболеванием, однако были зарегистрированы случаи наличия патологии у монозиготных близнецов.

Этиология и патогенез

Кивательная судорога — это идиопатическое расстройство. Кивание головой компенсирует нистагм посредством вестибулярно-глазного рефлекса и улучшает зрение. Аналогично, кривошея, возможно ослабляет нистагм с помощью предполагаемого вестибулярного механизма, что подтверждается клинически и электроокулографическими данными. Низкий социально-экономический статус представляет собой фактор риска развития кивательной судороги.

Клинические проявления

Возраст начала кивательной судороги колеблется от 4 до 12 месяцев, клинически заболевания характеризуется триадой признаков — нистагм, кивательные движения головой и патологический поворот или наклон головы (кривошея). Нистагм при кивательной судороге обычно маятниковый, прерывистый, с малой амплитудой, с высокой частотой колебаний (мерцающий нистагм) и, как правило, двусторонний, но может быть монокулярным, асимметричным или переменным при различных позициях взгляда. Кивание головой присутствует не всегда и часто следует за появлением нистагма. Кивательные движения головой, как правило, кратковременные и с более низкой частотой, чем нистагм. Как нистагм, так и кивание головой могут происходить в любой плоскости — вертикальной, наклонной, вращательной, но чаще горизонтальной. Могут иметь место косоглазие и амблиопия, в то время как осциллопсия отсутствует. Аномалии зрительного нерва, сетчатки или интракраниальные аномалии, как правило, не наблюдаются.

Диагностика

Диагноз основывается на исключении неврологических и офтальмологических заболеваний. Регистрация движений глаз выявляет мелкий высокочастотный маятниковый горизонтальный нистагм, который нельзя увидеть при наложении на нормальную оптокинетическую реакцию. Острота зрения в целом ниже в глазе с более выраженным нистагмом и составляет между 6/6 и 6/24. Исследование диска зрительного нерва, как правило, дает нормальные результаты. Для исключения заболеваний сетчатки, которые могут имитировать кивательную судорогу, необходимо проводить визуальные электрофизиологические тесты — анализ вызванных зрительных потенциалов и электроретинограмму.

Дифференциальный диагноз

В ходе дифференциальной диагностики следует исключить Spasmus nutans-подобный нистагм, при котором у детей присутствуют нистагм, кивательные движения головой и аномальное положение головы, но данные симптомы связаны со снижением зрения (при гипоплазии зрительного нерва, ахроматопсии, врожденной постоянной куриной слепоте, синдромом Барде-Бидля), неврологическими заболеваниями (хиазмальная глиома зрительного нерва, арахноидальная киста, опсоклонус-миоклонус синдром, диэнцефальный синдром и синдром Лейга) или системными нарушениями. Нистагм может проявлением врожденнго идиопатического нистагма. Кивательная судорога может быть ошибочно диагностирована как новообразование таламуса и синдром пустого турецкого седла.

Лечение

Специальных методов лечения не существует и лечение в основном поддерживающее, оно включает в себя коррецию косоглазия, амблиопии и нарушений рефракции.

Прогноз

Кивательная судорога — является доброкачественным глазодвигательным нарушением, при котором пациенты, как правило, здоровы. Нистагм имеет тенденцию уменьшаться с возрастом и симптомы, как правило, спонтанно ослабевают в течение 1-5 лет от начала болезни с мелким остаточным нистагмом, который обнаруживается только при регистрации движения глаз. Однако, в редких случаях, симптомы могут сохраняться на протяжении не менее 8 лет.

Источники (ссылки)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *