Социальная запущенность

Педагогическая запущенность и пути ее преодоления.

УДК 32 Pedagogical neglect and ways to overcome it.

Логвиненко Людмила Алексеевна — Российская Федерация, г. Тольятти, АНО ДО «Планета Детства Лада», педагог-психолог

Author: Logvinenko Lyudmila — Russian Federation, Tolyatti, TO ANO «planet of Childhood Lada», educational psychologist

Аннотация: В настоящей работе будут обсуждаться вопросы возникновения педагогической запущенности и пути ее преодоления.

Annotation: In the present work will discuss the issues of educational neglect and ways of its overcoming.

Ключевые слова: педагогическая запущенность, среда, социум, познавательная активность.

The keywords:pedagogical neglect, environment, society, cognitive activity

Что же входит в понятие педагогическая запущенность?

Педагогическая запущенность – это устойчивое отклонение от нормы в поведении детей, учебной деятельности, нравственном сознании. Она возникает из-за недостатка воспитания и обучения.

Выделяют несколько степеней педагогической запущенности. Рассмотрим их.

Начальная степень педагогической запущенности — это легкие отклонения от нормы. Через некоторое время они могут стать более заметными и проще диагностируются.

Выраженная степень педагогической запущенности. Она характеризуется тем, что положительные свойства практически не проявляются. При отсутствии поддержки и подкрепления положительные свойства могут не проявляться и у ребенка возникают трудности с принятием осмысленного решения и самостоятельностью.

Как проявляется педагогическая запущенность?

Такие дети часто не образованны, не воспитанны и отстают в развитии от собственных возможностей, вызванных педагогическими причинами. У них возникают трудности в познавательной деятельности, проблемы в учебе. Низкий социальный статус, отсутствие друзей, конфликты с воспитателями и педагогами. В общении с родителями можно наблюдать авторитарность, враждебность или отвержение. У таких детей высокий уровень тревоги и неверие в свои силы. .

В чем причины педагогической запущенности?

1.Социальные факторы педагогической запущенности.

-В первую очередь это микроклимат в семье. Ребенку очень важна любовь, взаимное доверие и дружба между членами семьи. Если деловая занятость преобладает над общением с ребенком, то в результате ребенок может стать раздражительным, замкнутым и тревожным. Формирование социального опыта может стать деструктивным.

-Среда, в которой ребенок учится. Следует обратить внимание на отношение ребенка с воспитателем и преподавателем. Если оно конфликтное и строится на постоянных упреках, замечаниях и пристыживании его перед другими детьми, то ребенок чаще всего замыкается или наоборот начинает вести себя агрессивно и демонстративно. Это может прейти в непопулярность среди сверстников, отсутствие авторитета и друзей. Если к ребенку не осуществляют индивидуальный подход, у него формируются комплексы, которые приводят к неуспеваемости.

— Отношения в социуме. Постоянные конфликты с окружающими людьми – сверстниками может привести к замкнутости и нежелании посещать школу. Он начинает искать друзей среди асоциальных элементов.

2.Трудности связанные с психоорганическим синдромом. В него входят — комплекс нарушений интеллектуальной деятельности, эмоционально — волевой сферы и поведения. Они возникают вследствие органического поражения головного мозга.

Причинами таких нарушений являются осложнения во время беременности, заболевания матери, профессиональные вредности, интоксикации, неблагоприятное течение родов, тяжёлые заболевания, перенесённые в детстве ребенком, травмы головного мозга.

У таких детей могут отмечаться импульсивность, эмоциональная несдержанность, слабое чувство ситуации, недостаточная самокритичность.

3. Проблемы, связанные с физическим здоровьем ребёнка. У детей, подверженных частым простудным заболеваниям наблюдается ослабленность организма. Бывает так, что такие дети часто рождаются с малым весом, они беспокойны, плохо спят и едят, реагируют на перемены погоды. Длительно сохраняющееся переутомление приводит к формированию астенического синдрома, к состоянию нервно-психической слабости. Такие дети быстро истощаются, утомляются от любой деятельности. Они неспособны к длительному напряжению.

Соматически ослабленный ребёнок нередко выглядит младше своего возраста, отличается возбудимостью, капризностью, быстрой утомляемостью, плаксивостью. Такие дети часто бывают инфантильны.

Стадии развития педагогической запущенности

1.Развивается в дошкольном возрасте. Причиной являются социальные факторы: дефицит внимания родителей, педагогические ошибки воспитателей детского сада.

2.Вторая стадия свойственна дошкольникам и младшим школьникам. Она возникает из-за недостаточной готовности к обучению, вследствие ошибок в процессе воспитания, педагогических причин. Ребенок теряет уверенность в себе и интерес к знаниям.

3. Наблюдается в подростковом возрасте. Ей свойственен негативизм, ухудшение в поведении.

4.Формируется в подростковом и юношеском возрасте. Негативные черты закрепляются. Может возникнуть агрессия, грубость, попадание в опасные группировки. .

Какими способами можно выявить педагогическую запущенность и помочь педагогически запущенным детям?

В первую очередь провести комплексную диагностику.

1.Проверка отсутствия патологий в развитии. Для этого рекомендуется обратиться к врачу психиатру, неврологу для проверки состояния здоровья, наличия наследственных и врожденных свойства, нарушений в психическом и физическом развитии, выявления травм внутриутробного развития.

2.Оценка педагогических трудностей у ребенка.

Оптимально это проведение индивидуальных занятий с педагогом, который проведет диагностику пробелов и поможет их восполнить.

Создание ситуации успеха, которая представляет собой создание цепочки ситуаций, в которых ребенок добивается хо­роших результатов. Данная ситуация ведет к возникновению у него чувства уве­ренности в своих силах и легкости процесса обучения. Этот метод очень эффективен.

Одним из приемов создания ситуации успеха может служить подбор, небольшого ряда заданий нарастающей сложности. Первое задание выбирается несложным для того, чтобы ребенок смог решить его и почувствовать себя знающими и опытными. Далее следуют более сложные задания.

Можно использовать дифференцированную помощь, используя карточки-консультации, примеры­-аналоги, планы предстоящего ответа и другие материалы, позво­ляющие им справиться с представленным заданием. Можно предложить выполнить упражнение, аналогичное пер­вому, но уже самостоятельно. .

Следующим шагом является развитие познавательной самостоятельности. Для этого необходимо помнить, что познавательная активность не является врождённой. Она формируется еще с раннего детства и опирается на потребности ребенка в общении с взрослыми, в одобрении его действий, поступков, рассуждений, мыслей. Самым оптимальным способом ее развития является организация деятельности, при которой ребенок решает поставленные задачи разными способами, каждый из которых является правильным. В таком случае ребенок сможет сам избрать способ решения и оценить сделанное как удачное или нет.

Для развития познавательной активности поможет:

-посещение музея, выставки;

-всевозможные путешествия, изучение краеведения;

-проведение опытов и экспериментов;

-поддержка увлечений и творчества;

-поддержка самостоятельности;

-общение с интересными людьми;

-обмен мнениями;

-рассуждения вслух;

-настольно-печатные игры – лото, пазлы;

— оборудованное, место для занятий по типу учебной зоны;

-совместное чтение и обсуждение энциклопедий.

-Самый важный вопрос, который поможет развить познавательную активность вопрос «Как ты думаешь?»

Так же для развития познавательной активности рекомендую провести дома с детьми подобные игры.

Волшебные краски (от 3 до 7 лет)

На первом этапе можно обсудить вопрос: «Откуда берутся краски?», «Из чего люди делали краски?». Затем можно нарисовать любой рисунок используя природные красители (свеклу, морковь, базилик)

Волшебный материал (для детей старшего дошкольного возраста)

Можно слепить что-то из глины и исследовать постройку на прочность, устойчивость к воде, вязкость. И в дальнейшем порассуждать о том, что удобно делать из глины.

Песочные часы

В данном эксперименте можно измерить количество песка, который высыпается за минуту, вспомнить о пословицах и поговорках, связанных с песком. Выяснить откуда они появились.

3.Оценка уровня адаптации в окружающей среде.

Для исследования эмоциональной сферы, межличностных взаимоотношений, самооценки, иерархии ценностей дошкольников, младших школьников используются проективные методики. У подростков подобные методики необходимы для выявления отрицаемых проблем. При подозрении на умышленное искажение результатов дополнительно используются рисуночные и ассоциативные тесты, методы интерпретации ситуаций.
Рекомендуется провести работу по устранению активно-волевых дефектов, страхов, рассеянности, застенчивости. Эффективно обучение управлению эмоциями, возбуждением. Важно освоить навыки продуктивного межличностного взаимодействия.

4.Оценка благоприятной социальной и педагогической ситуации.

Исследование стиля семейного воспитания. Для его изменения рекомендую провести тренинги, индивидуальные консультации родителей с целью повышения психолого-педагогической грамотности, культуры взаимоотношений.

Для эффективности коррекционной работы необходимо установить доверительные отношения с ребенком, сотрудничество, поддержка в желании ребенка поменять что-то в своей жизни к лучшему и вера в то, что это возможно.

Для улучшения отношений поможет использование методики позитивного стимулирования. К ним относятся: соревнование, мотивация поощрением.

Мотивация детей не наказанием, а поощрением дает более эффективные результаты.

5.Оценка развитости самосознания ребенка.

Основным показателем сформированности самосознания является самооценка. В первую очередь она должна быть адекватной. Положительная самооценка дает самоуважение, ощущение собственной ценности, положительное отношение ко всему, что входит в представления о самом себе. Отрицательная самооценка выражает неприятие себя, негативное отношение к своей личности.

Для формирования самоосонания ребенка рекомендую провести следующие игры и упражнения:

«Мои победы»

Было бы хорошо, если бы эта игра переросла в привычку.
Нужно взять красивую банку и вместе с ребенком оформите ее так, как ему хотелось бы. Оставьте выбор за своим ребенком. Приготовьте небольшие листочки бумаги. А теперь введите правило: при возвращении домой, он обязательно должен вспомнить и написать на этом листочке какое-то свое достижение за сегодняшний день. Например: «Хорошо прочитала текст у доски», «Решила пример», «Сделала подарок бабушке, который ей очень понравится», и многие другие. Эти записки кладутся в копилку достижений. Важно даже в самый неблагоприятный период найти что-то хорошее.
К этой копилке можно обращаться, когда ребенку особенно трудно, или предстоит важное испытание. Это поможет ему сформировать оптимизм.
Данную игру можно использовать как для поднятия самооценки ребенка в целом, так и для повышения веры в свои силы в каком-то конкретном деле.

«Солнышко»
Это игра представляет собой «психологические поглаживания», столь необходимые каждому человеку, чтобы ощущать себя любимым, нужным, успешным. Поэтому проводить ее нужно в доброжелательной обстановке. Эту игру можно провести на день рождения ребенка после угощения.
Начинается игра словами: «Посмотрите, что-то наш именинник совсем замерз. Давайте поиграем в игру «Солнышко» и согреем его! Усадите всех гостей в круг. В центре надо поставить вашего ребенка. Каждому гостю надо дать по одному цветному карандашу, это лучик солнца. Его можно подарить озябшему с добрыми словами, сказав о том, что гостю нравится в имениннике. Пример можно продемонстрировать самим, сказав одно предложение-комплимент своему ребенку и отдав ему лучик. Тот, кого согревают, должен не забыть сказать «спасибо». Можно добавить «очень приятно», если ему что-то особенно радостно будет слышать. Дальше гости по кругу говорят что-то хорошее и отдают ребенку свой карандаш. Отогреть

можно и других гостей.

«Закончи предложение»

Данная игра — хороший способ проверить, что же принял для себя ваш ребенок и как это на нем отразилось
Необходимо взять мяч. Вы будете кидать ему мяч и начинать предложение, а он должен бросить его обратно, назвав окончание, которое пришло ему на ум. Все предложения будут касаться его. Одни и те же «начала» могут прилетать к ребенку несколько раз, но придуманные им «окончания» должны различаться. Кидайте ребенку мяч со словами: «Я умею…», «Я могу…», «Я хочу научиться»

Примечание. Каждое начало предложения необходимо повторять несколько раз, чтобы ребенок осознал, как много он всего умеет, над чем обычно не задумывался, а ведь когда-то он этому научился.

Важно помнить родителям, врачам и воспитателям, что ребенок не может жить «как трава», «сам по себе». Росту и развитию надо помогать, и корректировать при необходимости. Желаю вам успехов!

Список используемой литературы:

1. Аксенова Л.И., Богданова Т.Г., Назарова Н.М. и др. Специальная педагогика: учебное пособие. – М.: Академия, 2013. – 324 с.

Еще не так давно об асоциальном поведении младших школьников речи не было. Обычные шалости, школьные нарушения не представляли никакой социальной опасности. Но с тех пор, как в школы и даже детские сады стали вызывать милицейские наряды, стало понятно, что общество столкнулось с новой проблемой — асоциальным поведением детей. Детская преступность в последние годы очень помолодела. Асоциальное поведение младших школьников — закономерный результат деформированной социально-экономической системы, недостатков в воспитательной системе, а также бездуховности и низкого культурного уровня семьи.

Какие отклонения в поведении детей относятся к асоциальным? Их много: грубость, нечестность, лень, сквернословие, неуважение к старшим, воровство, хулиганство, бродяжничество, курение, употребление алкоголя, наркотиков и др. Чаще всего они проявляются в комплексе, и тогда ребенка, пораженного ими, называют трудным, а потом асоциальным. Асоциальный — значит, почти граничащий с антисоциальным. Схема падения от трудного к асоциальному примерно такая: сначала появляются отдельные искажения, затем —»шатающаяся» ориентация, которая может перейти в отрицательную, и, наконец, может сформироваться устойчивая антиобщественная направленность личности. Проявляется асоциальное поведение в широких пределах — от легких, незначительных нарушений правил поведения до противоправных действий, вызванных глубокой моральной запущенностью.

Вначале ребенок становится трудным. Раньше это слово писали в кавычках, теперь оно стало педагогическим понятием. Трудный ребенок тот, кому трудно. Именно так надо понимать то, что с ним происходит. Трудный он не только для взрослых, но в первую очередь для себя. Трудный ребенок — страждущий, мечущийся в поисках тепла и ласки, обездоленный и почти обреченный. Он это чувствует. Все трудные дети, как правило, не имели доброжелательного, заботливого окружения ни в семье, ни в школе. Вначале трудности с адаптацией, недостаток способностей, а потом нежелание учиться привело этих детей к неорганизованности, нарушениям дисциплины. На фоне нравственной инфантильности детей легко образовались и другие асоциальные «наросты» — грубость, пропуски занятий, хулиганство и т. д.

Социально-педагогическая запущенность учащихся

Главная>Книги>Оглавление

Социально-педагогическая запущенность — состояние личности ребенка, которое проявляется в несформированности у него свойства субъекта деятельности, общения, самосознания и концентрированно выражается в нарушенном образе “Я” и не имеет органических причин появления. Это состояние обусловлено социально-педагогическими условиями, в которых развивается ребенок: с одной стороны, он должен обладать социальной активностью, с другой — воспитательное окружение сдерживает его.

Социальная запущенность формируется под влиянием соответствующего фактора, который, преломляясь в конкретной ситуации развития ребенка, вызывает определенные деформации его личности. Основными проявлениями социальной запущенности в детском возрасте являются неразвитость социально-коммуникативных качеств и свойств личности, низкая способность к социальной рефлексии, трудности в овладении социальными ролями. Социальная запущенность противоположна воспитанности как определенному уровню развития социально значимых свойств и качеств личности, становясь тем самым основой трудновоспитуемое и социальной запущенности.

Педагогическая запущенность обусловлена прежде всего недостатками воспитательно-образовательной работы, следствием которых является несформированность ребенка как субъекта учебно-познавательной, игровой и других видов деятельности. Ее проявлениями следует считать труднообучаемость, трудновоспитуемость, т.е. собственно педагогическую трудность ребенка и слабо выраженную индивидуальность в учебно-познавательном процессе.

Педагогическая запущенность — это состояние, противоположное развитости, образованности (обученности): отсутствие необходимого запаса знаний, слабое владение способами и приемами их приобретения и неразвитость учебно-познавательных мотивов.

Социальный и педагогический аспекты запущенности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Общесоциальные умения и навыки переносятся в игру и учение, помогая овладеть ими. Неуспешность в деятельности, обученность, необразованность, в том числе невладение знаниями социально-этического характера, влияют на уровень социального развития ребенка, его адаптацию в школе, среди друзей.

Внешними причинами социально-педагогической запущенности в детском возрасте являются дефекты семейного воспитания, на которые наслаиваются недостатки и просчеты в воспитательно-образовательной работе в детском саду и школе, в частности дегуманизация педагогического процесса и семейного воспитания.

Внутренними причинами возникновения и развития запущенности детей могут быть индивидуальные психофизиологические и личностные особенности ребенка: генотип, состояние здоровья, доминирующие психоэмоциональные состояния, внутренняя позиция, уровень активности во взаимодействии с окружающими и др.

Причины появления СПЗ:

  • Социальная депривация* — ограниченность социальных контактов, изоляция или самоизоляция ребенка от общества;
  • Неправильно организованное педагогическое воздействие на ребенка, вследствие низкого уровня психолого-педагогической грамотности родителей (низкий педагогический и культурный уровень родителей; неблагополучие в семье (конфликтность, аморальность, асоциальность поведения родителей); отсутствие четкой организации жизни и деятельности ребенка в семье, безнадзорность ребенка в быту; нарушение единства требований к ребенку, их последовательности; неправильное отношение к ребенку (подавление личности, угрозы, физическое наказание, заласкивание, чрезмерная опека); незнание или невыполнение требований по подготовке ребенка к обучению в школе, оказанию ему помощи в учении);
  • Недостаточная методическая грамотность педагогов (слабое знание педагогами ребенка, условий его воспитания в семье; недостаточная работа по психолого-педагогической подготовке родителей дошкольников (младших школьников); недостаточная дифференциация работы по подготовке детей к обучению в школе (организация их учения); отставания ребенка в общем развитии (общая неразвитость, слабость представлений об окружающем мире).
  • Педагогическая запущенность заключается в неразвитости, необразованности, невоспитанности ребенка, отставаниях его развития от собственных возможностей, требований возраста, вызванных педагогическими причинами и подвергающихся коррекции педагогическими средствами. На разных возрастных ступенях педагогическая запущенность имеет свою возрастную динамику и признаки проявления.

    В дошкольном возрасте это:

  • Неуспешность в ролевой игре, как ведущем виде деятельности, проявляющаяся в наличии трудностей при налаживании игровых отношений со сверстниками; предпочтение несложных по содержанию предметных игр, несостоятельность в других видах деятельности.
  • Неподготовленность к предстоящему обучению в школе, которая выражается в несоответствии уровня представлений ребенка об окружающей действительности возрастным возможностям, дисгармоничности эмоционально-волевой сферы, неразвитости психических процессов, отсутствии или слабой мотивации учения, неумении выделять специальные учебные задачи в ходе игровой, познавательной и других видов деятельности.
  • Отклонения в поведенческой сфере.
  • В младшем школьном возрасте педагогическая запущенность характеризуется:

  • Психологической и нравственной неподготовленностью ребенка к обучению, в основе которого лежит несбалансированность развития индивидуально-психологических качеств личности, вызванная дефектами воспитания в семье, недостатками обучения в детском саду или школе.
  • Неуспешностью, затрудненностью в учебе, а также других видах деятельности, наличием пробелов в знаниях, неразвитостью познавательных процессов, несформированностью общественно значимых мотивов учения, предпочтение ребенком-школьником игры, или других видов деятельности, в которых ему сопутствует успех.
  • Нарушениями в сфере общения, связанными с неудачами ребенка в учении, со слабостью его представлений об окружающем мире, нравственных правилах коллектива, отсутствием навыков общения, неправильной самооценкой, оценкой своего положения в группе сверстников.
  • Показателями педагогической запущенности у подростков являются:

    Нарушения в познавательной сфере (задержка и низкий уровень развития познавательных процессов, низкая познавательная культура, неразвитые познавательные потребности), неправильное, патологическое развитие характера, выраженное в акцентуациях.

    Таким образом, социально-педагогическая запущенность есть длительное неблагоприятное для развития личности состояние ребенка, связанное с недостаточным, противоречивым или негативным воздействием на него социальной микросреды (внешние обстоятельства) и преломляющимся через внутренние условия.

    Социально-педагогическая запущенность берет начало в раннем детстве примерно в трехлетнем возрасте т.е. совпадает с началом развития самосознания ребенка, его правило-сообразного поведения и нормативной деятельности. При неблагоприятной ситуации развития признаки и проявления запущенности накапливаются и переходят в качественное образование — симптомокомплексы. Проявляются они сначала в поведении ребенка, не затрагивая его личность, находящуюся в стадии становления (дошкольное детство). В дальнейшем запущенность распространяется на личностный уровень.

    В младшем школьном возрасте в связи с переходом к учению в развитии запущенности главную роль начинают играть школьные факторы: непосильность требований, перегрузка учебными заданиями, отрицательная оценка результатов учения, методика негативного стимулирования поведения и др. Возникает дидактическая запущенность. В этом случае при наличии неблагоприятной ситуации развития в семье, детском саду и школе затрагиваются все личностные структуры ребенка, начинают складываться дисгармонии психосоциального развития ребенка, нарушаются процессы формирования самосознания личности, тормозится развитие ее субъективных свойств. В итоге ребенок оказывается социально дезадаптированным. Выход из этой ситуации возможен лишь при изменении методов воспитания и обучения ребенка, при социальной работе с ним. В зависимости от характера динамики, выраженности признаков, уровня средовой адаптации и уровня овладения социально значимой деятельностью можно выделить латентную, начальную и выраженную степени социально-педагогической запущенности ребенка.

    При определении степени социально-педагогической запущенности можно ориентироваться на следующие критерии: характер динамики запущенности (количественная, качественная, интегративная), выраженность признаков запущенности (неразвитость социально-коммуникативных качеств, низкая способность к социальной рефлексии, трудности в овладении социальными ролями, общая необразованность (необученность, неразвитость), уровень средовой адаптации (семья, школа, детский сад, неформальная группа сверстников) и уровень овладения социально значимой деятельностью (ролевая игра, учение).

    Латентная (легкая) степень запущенности характеризуется количественной динамикой, незначительными, трудно отличаемыми от возрастных проявлений (кризисов) отклонениями в социальном и нравственном развитии ребенка. В нем как личности преобладают положительные свойства; отрицательные качества однородны по своему составу, так как вызываются влиянием какого-то одного доминирующего отрицательного фактора, чаще всего семейного; степень проявления признаков запущенности слабая и средняя, характер проявления эпизодический, ситуативный. Ребенок хорошо чувствует себя в семье и пытается адаптироваться в группе сверстников. Отношение к учению невыраженное, обнаруживаются первые симптомы неуспешности из-за начинающего проявляться отставания в развитии психических процессов, отсутствия соответствующего возрасту уровня знаний, умений и навыков, недостатка социального опыта.

    Начальная (средняя) степень — это углубление отклонений в социальном и нравственном развитии ребенка. Выраженная степень запущенности — количественная динамика переходит в качественную. Положительные свойства личности, не подкрепляемые в процессе совместной деятельности и общения со взрослыми и сверстниками, теряют свою глубину, проявляются все слабее. Признаки запущенности, демонстрируемые как внешние симптомы поведения, наоборот, приобретают более зримый характер. Они формируются уже под влиянием ряда факторов, проявляются разнопланово, в определенных ситуациях. Отношение к учебной деятельности равнодушное. Явно обнаруживается несостоятельность ребенка в качестве субъекта деятельности, в силу которой он постепенно выталкивается из формальных детских общностей. Ухудшаются его отношения в семье.

    Таким образом, социальная и педагогическая запущенность возникает там, где не создаются условия для полноценной социализации и индивидуализации личности ребенка; окружающая микросреда (прежде всего родители и педагоги) отрицательно влияет на формирование личности ребенка как субъекта собственной жизни: он не получает достаточной свободы для проявления своей активности во взаимодействии с предметной и социальной средой.

    Психологическим механизмом социально-педагогической запущенности является гиперобособление, которое выражается в усилении позиции “не такой как все”, возникновении психологической незащищенности ребенка и связанных с ней защитных форм поведения, прежде всего агрессивных. Для преодоления этих форм поведения педагог может использовать систему стимулов, состоящую из определенных эмоциональных реакций и педагогических техник.

    Стимулы, используемые в работе с учащимися:

    вниманиесочувствие

    ласканеодобрение

    одобрение ирония

    поощрениезамечание

    положительный примеругроза

    тренировканаказание

    упражнениепорицание

    организация успехаразвенчание в глазах коллектива

    сопереживаниекритика

    сотрудничество

    Ранняя профилактика и коррекция социально-педагогической

    запущенности учащихся

    Психолого-педагогическая профилактика — система предупредительных мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей.

    Коррекция, в отличие от профилактики, предполагает работу с конкретными отклонениями и направлена, прежде всего, на самого ребенка. Следовательно, можно заключить, что

    Психолого-педагогическая коррекция — совокупность специальных психолого-педагогических воздействий на личность запущенного ребенка с целью его восстановления в качестве субъекта общения, деятельности и самосознания.

    Общие принципы профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности детей

    1. Комплексный и системный подход к диагностике, профилактике и коррекции.

    2. Учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей ребенка и специфики социально-педагогической ситуации развития ребенка.

    3. Профессиональная компетентность и разделение функций.

    4. Опора на положительное в личности ребенка и ориентация на гармонизацию ее развития.

    5. Единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов.

    6. Дифференцированный подход.

    Ранняя профилактика запущенности непосредственно связана с качеством воспитательно-образовательного процесса и поэтому носит общепедагогический характер.

    В зависимости от возраста ребенка можно выделить четыре группы методов профилактики:

    А. Стимулирование и мотивация учебно-познавательной и игровой деятельности:

    — познавательные игры;

    — создание ситуаций эмоционального переживания;

    — создание ситуаций занимательности;

    — создание ситуаций опоры на жизненный опыт;

    — создание ситуаций успеха в учебно-познавательной и игровой деятельности.

    Б. Организация жизни и деятельности детского воспитательного коллектива:

    — создание ситуаций личностной и групповой перспективы;

    — коллективные игры;

    — выработка коллективно-единых требований;

    — коллективные соревнования;

    — коллективное самообслуживание.

    В. Общение и взаимодействие в различных ситуациях:

    — уважение;

    — педагогическая требовательность;

    — убеждение;

    — осуждение;

    — понимание;

    — доверие;

    — побуждение;

    — сочувствие;

    — педагогическое предостережение;

    — анализ поступка;

    — решение конфликтной ситуации.

    Г. Психолого-педагогическое воздействие и стимулирование активности ребенка:

    — пример, разъяснение;

    — ожидание радости;

    — снятие напряжения;

    — обращение к самолюбию, самоуважению;

    — обращение к любви, состраданию, стыду, чувству прекрасного;

    — требование;

    — внушение.

    Основными средствами педагогической коррекции дисгармоний развития, эмоциональной нестабильности, неразвитости произвольности поведения являются понимание, сочувствие со стороны педагога, снятие напряжения, рационализация воспитательно-образовательного процесса, выравнивание (подтягивание) культурно-образовательных возможностей детей.

    Важную роль играет метод личностной перспективы, создающий у ребенка веру в свои возможности. Доверие к ребенку, формирование реально осознаваемых и реально действующих мотивов его поведения, анализ конфликтных ситуаций, в которые он часто попадает, личный пример педагога, дальнейшее позитивное воздействие педагога своим авторитетом на отношения ребенка со сверстниками помогают корректировать высокую тревожность запущенных детей, преодолевать трудности общения, неадекватность поведения и повышают тем самым социальный статус ребенка.

    Значительную роль в коррекции игровых и реальных отношений детей, развитии комплекса игровых способностей, побуждении игровой и учебно-познавательной мотивации учения играют позитивное стимулирование, авансирование успеха, подчеркивание достижений ребенка, развернутая оценка результатов его деятельности (игровой, учебной). Определенное влияние на формирование свойств субъекта игровой деятельности оказывают такие корригирующие методы, как руководство ролевым взаимодействием детей в игре, ролевой диалог педагога с запущенным ребенком, создание ситуации для творческого самовыражения ребенка в игре, обогащение предметной среды.

    В арсенале педагога обязательно должны быть такие коррекционные методы, как наглядные опоры в обучении, комментируемое управление, поэтапное формирование умственных действий, опережающее консультирование по трудным темам. В силу особенностей учебной деятельности запущенных школьников нужны учебные ситуации с элементами новизны, занимательности, опора на жизненный опыт детей, а также щадящая учебная нагрузка.

    Такие личностные проявления, как нарушение образа «Я», неадекватная самооценка, неудовлетворенное притязание на признание, комплекс неполноценности ребенка, могут сглаживаться при безусловном принятии ребенка, выборочном игнорировании его негативных поступков, эмоциональном поглаживании.

    Решающая роль принадлежит методу ожидания завтрашней радости, к которому прибегают многие опытные педагоги.

    Перейдем к психологической коррекции (психокоррекции) социально-педагогической запущенности детей. Эта группа методов коррекции классифицируется по объекту запущенный ребенок, его воспитательный микросоциум) и по предмету, на который мы будем указывать.

    К методам психокоррекции индивидуально-типологических особенностей личности запущенного ребенка относятся методы развития произвольности в двигательной, познавательной, эмоциональной сферах, поведении и общении (психогимнастические методы), методы когнитивной тренировки вербального интеллекта и методы терапии средствами искусства.

    Психокоррекция свойств субъекта общения проводится с помощью метода игровой коррекции поведения в группе сверстников, методов позитивного общения, ролевого научения, коммуникативных игр и упражнений, методов расшатывания традиционных позитивных ролей и статусного перемещения детей.

    Нарушения учебной деятельности можно корректировать с помощью методов снижения значимости учителя на уроке, снижения потребностей, связанных с внутренней позицией школьника, методы снижения чувствительности к оцениванию, формирование адекватной самооценки школьных достижений. Эти методы используются на фоне метода релаксации и отреагирования школьных страхов запущенного ребенка.

    Нарушения развития самосознания запущенного ребенка требуют применения таких методов, как психологический массаж, идентификация, зеркальное отражение, подтверждение уникальности ребенка, развитие позитивного восприятия других. Можно дополнить эту группу методом самовнушения — «Я хочу», «Я могу», «Я буду».

    Профилактика педагогической запущенности может вестись в двух направлениях. Во-первых, это предупреждение ее возникновения, т.е. снятие внешних причин, которые могут приводить ребенка к такому состоянию, интенсивное формирование положительных и торможение отрицательных качеств, свойств, сторон личности. Во-вторых, это предупреждение ее развития, т.е. преодоление возникающих пробелов в развитии детей, коррекция поведения, деятельности и отношений, снятие отрицательного эмоционального состояния ребенка.

    Овчарова Р.В., кандидат психологических наук, предлагает учителям начальных классов и классным руководителям примерную программу организации индивидуальной работы по предупреждению и преодолению педагогической запущенности, состоящую из 3-х основных направлений помощи. Рассмотрим каждое из них:

  • Изменение условий семейного воспитания ребенка:
  • повышение психолого-педагогической грамотности родителей, культуры взаимоотношений;
  • создание воспитывающих ситуаций в семье, активное включение родителей в воспитательный процесс;
  • индивидуальные консультации, помощь родителям в воспитании положительных и преодолению отрицательных качеств ребенка;
  • контроль за организацией нормального режима для ребенка, устранение его безнадзорности;
  • помощь в организации разумной деятельности ребенка (игра, труд, творчество, познание окружающего мира), его общения в семье;
  • меры по устранению нарушений семейного воспитания, восстановление воспитательного потенциала семьи.
  • Совершенствование воспитательно-образовательной работы с классом:
  • коррекция отношения педагога к ребенку, рекомендация методов работы с ним, активное использование методики позитивного стимулирования ребенка, снятие психологических перегрузок;
  • гуманизация межличностных отношений в детском коллективе, создание благоприятного психологического микроклимата в классе, способствующего эмоциональному комфорту всех детей;
  • рационализация воспитательно-образовательной работы в классе;
  • взаимодействие учителей и родителей в воспитательном процессе.
  • Помощь ребенку в личностном росте:
  • организация психологического обследования ребенка и оказание ему необходимой психологической помощи;
  • индивидуальная работа по сглаживанию недостатков интеллектуальной, нравственной, эмоционально-волевой сфер;
  • включение ребенка в активную деятельность на основе использования его положительных интересов и склонностей;
  • преодоление демотивированности, негативной мотивации учения;
  • организация успеха ребенка в усвоении школьной программы;
  • руководство общением ребенка со сверстниками на основе опоры на положительные качества личности;
  • работа по формированию мотивации достижений.
  • Средства профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности разнообразны по объекту, предмету, цели и содержанию. Их целесообразное сочетание в практической деятельности педагогов и психологов, направленность на преодоление недостатков развития (гармонизацию) личности ребенка, улучшение условий его обучения и воспитания (изменение социально-педагогической ситуации развития) могут дать положительные результаты.

    Вопросы для самоконтроля:

  • В чем сущность социально-педагогической запущенности? Назовите причины.
  • Чем, на Ваш взгляд, отличается «задержка психического развития» от «социально-педагогической запущенности»?
  • Разработайте программу психолого-педагогической коррекции социально и педагогически запущенного ребенка.
  • Азбукина Е.Ю., Михайлова Е.Н. Основы специальной педагогики и психологии: Учебник.- Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2006.- 335с. Главная>Книги>Оглавление

    Педагогически запущенный ребенок: что это значит и как исправлять?

    Общеизвестно, что психологический микроклимат семьи оказывает решающее влияние ребенка на его развитие, поведение и отношение к окружающим. Любая дисгармония в семье может проявиться на детях в виде педагогической запущенности.

    Педагогически запущенный ребенок – это отклонения норм развития и поведения ребенка, что возникает по педагогическим причинам: противоречивое воспитание, безнадзорность и бесконтрольность со стороны воспитателей и родителей, а также беспризорность, пренебрежительное отношение к индивидуальным правилам и особенностям ребенка, жестокое обращение воспитателей, применение безрезультатных методов обучения и воспитания малыша.

    Рассматривая особенности поведения педагогически запущенного ребенка, следует сказать, что, в первую очередь, то или иное поведение зависит от степени запущенности. В педагогике данную проблему разделяют на три группы:

    Поведение первой группы детей выражается в слегка незначительном отклонении от нравственного развития. Такие дети не конфликтуют с воспитателями/учителями и сверстниками, они неустойчивы, легко внушаемы, и в основном неуверены в себе. Правда, дети этой группы весьма рассеяны, ленивы, неорганизованны, не самостоятельны и не склонны показывать свою инициативу. В учебном процессе они слегка отстают от своих одноклассников.

    Дети из второй группы отклонения от норм поведения и развития, как правило, из неблагополучных семей. Им свойственна низкая успеваемость и конфликтность, как с учителями, так и со сверстниками. Поведения детей данной группы характеризуется показной грубостью. Их не интересует образование, впоследствии они не усваивают учебные действия. Весь их интерес направлен на внеобразовательную деятельность. Поскольку в таких детей отсутствует нравственная платформа, они очень легко подаются негативному влиянию. В большинстве случаев характер у ребят очень вспыльчивый, а отношение к окружающим — недоброжелательное. Они озлоблены, могут вести себя вызывающе. На этом этапе отклонения дети еще боятся делать откровенное хулиганство.

    Третья группа детей отклонившихся от норм поведения зачастую относятся к нравственно-правовым нормам категорически отрицательно. В большинстве случаев семейная обстановка детей неблагополучная. На этом этапе педагогической запущенности дети начинают сквернословить, курить и употреблять алкоголь. Они грубят всем вокруг, независимо или это учителя, или родители, или одноклассники. Как правило, образовательная успеваемость данной группы детей очень слабая. В социальном плане, они изолируют себя от сверстников с нормальным развитием и поведением, и пытаются поддерживать авторитет в таком коллективе при помощи силы. Компенсируют свое общение трудные дети с себе подобными индивидами.

    Говоря о методах коррекции педагогически запущенных детей, то в научно-педагогической практике нет единого метода для решения этой проблемы. К примеру, теоретик И. А. Невский предлагает коррекционную программу, что состоит из четырех разделов. На первом этапе педагог знакомится лично с каждым трудным ребенком, узнает о его жизни и семье, при этом наблюдает за его поведением. На втором этапе, учитель выявляет достоинства и недостатки ребенка. Соответственно, он строит индивидуальную программу для работы с подростком. На третьем этапе, педагог определяет эффективность воздействия индивидуальной программы по отношению к ребенку. На последнем этапе, педагог включает ребенка в различные секции, в которых заинтересован сам ребенок.

    Программу теоретика и педагога Л. М. Зюбина стоит также рассмотреть и взять во внимание. Л. М. Зюбин выделяет в своей методике 5 этапов пути ребенка к нормальному развитию и поведению. Первый этап основывается на установке дружеских отношений между ребенком и педагогом, второй этап изучает причины педагогической запущенности индивида. Уже на третьем этапе делаться диагностика и прогнозирование результатов. Четвертый этап предусматривает коррекционную, профилактическую и реабилитационную работу с трудным ребенком, а на последнем, пятом этапе специалист анализирует результаты своей работы и ее эффективности.

    Весьма интересная программа коррекции поведения ребенка и у Р. В. Овчаровой. Она предлагает педагогическую методику, состоящую из трех направлений. По мнению педагога, в первую очередь педагогическое воспитание начинается с изменения семейного воспитания ребенка, а именно: поначалу педагог повышает педагогическую грамотность у родителей, активно включая их в воспитательный процесс. При этом специалист всячески оказывает родителям помощь и контролирует организацию режима ребенка. Если понадобиться, педагог может даже ввести меры по устранению нарушений в воспитании родителями.

    Второе направление в коррекции поведения ребенка обращено на воспитательно-образовательное русло, где принимаются меры для усовершенствования работы с классом. Здесь педагог меняет свое отношение к ребенку, влияет на гуманизацию межличностных отношений внутри класса. Для большей эффективности в это направление воспитательного процесса педагог задействует и помощь родителей.

    Третье направление в воспитании трудных детей нацелено на помощь ребенку в личностном росте. Педагог проводит индивидуальную работу с каждым ребенком для сглаживания недостатков в нравственной, эмоционально- волевой и интеллектуальной сфере. Педагог способствует включению ребенка в активную деятельность класса. Положительным моментом этой методики является то, что она корректирует не только ребенка, но и его окружение.

    Для осмысления эффективности тех или других методов, следует ознакомиться с примерами удачного и неудачного взаимодействия педагогов и родителей с педагогически запущенными детьми.

    Одна ученица 8 класса отстала в учении и систематически стала получать плохие оценки. В результате она разуверилась в своих силах и упала духом. На этой почве у ученицы возникли тяжелые переживания своей неполноценности. Она забросила учебу, стала дерзить и грубить преподавателям, сторонясь при этом коллектива. Оценив данную проблему, ее классный руководитель спланировала ряд воспитательных мер, что в первую очередь были направлены на борьбу с ее неуверенностью в себе. Эти меры заключались в следующих действиях:

    — Оказать ученице силами учителей и преуспевающих учеников практическую и действенную помощь для ликвидации пробелов в знаниях девочки;

    — Было решено избегать негативных характеристик и плохих оценок в сторону ученицы;

    — Ученице систематически предоставлялась возможность порадоваться своими успехами. Учителя задавали ей индивидуальные задания с расчетом того, чтобы она заведомо могла их выполнить хорошо;

    — Родители также были вовлечены в этой воспитательный процесс, и их задача основывалась на прекращении давления дочери, и снятие высоких требований девочки к учебному процессу;

    — Классный коллектив должен был проявить чуткость и внимательность к своей однокласснице, вовлекая ее в свою общественную жизнь.

    Комплексные воспитательные меры увенчались успехом. Девочка ликвидировала все пробелы по предметам, почувствовала себя увереннее и стала более общительной. Этот пример удачного перевоспитания заключается в том, что педагог тщательно изучил индивидуально-психологические особенности ученицы, и пришел к правильному понятию того, что побудило ребенка стать на путь асоциального поведения.

    Еще один удачный пример повествует о методе перевоспитания асоциальной группы трудных подростков. Одному известному педагогу удалось вовлечь такую группу в интересное и полезное дело. В этом воспитательном эксперименте брало участие приблизительно 500 трудновоспитуемых подростков. Большинство из этих ребят уже стояли на облике в милиции. Тем не менее, для них организовали спортивный, военно-полевой лагерь, где подростки питались в полевой кухне, и ночевали в палатках. В реальном мире трудные подростки, во что бы то ни стало, питаются утвердить себя, и здесь им представилась такая возможность в полной мере. Этот эксперимент помог усмирить буйный характер подростков, а также снизить их агрессию к окружающим.

    Правда, есть и плохие примеры воспитания детей, где родители только могут усугубить запущенность ребенка, даже если у родителей при этом были самые искренние намерения. В одной интеллигентной семье родители заставляли свою дочь играть часами на скрипке. Чем больше она играла, тем больше у нее не получалось, а родители ее за это еще и ругали. Девочка просто-напросто начала ненавидеть скрипку и все, что с ней связано. К сожалению, у ребенка развился комплекс неполноценности и проявилась агрессивность к окружающим. В конечном итоге, у девочки случился нервный срыв. Только тогда родители прекратили давление на ребенка и позволили девочке заниматься тем, чем она действительно хотела заниматься.

    Из этого примера видно, как часто родители забывают, что их ребенок — уже сформировавшаяся личность и навязывают ему свои интересы. Здесь необходимо помнить, что ребенку необходимо самому выбирать, к чему у него есть задатки и что ему по душе. Только тогда, он будет чувствовать уверенность в себе.

    Разумеется, работа с педагогически запущенными детьми требует много времени, терпения и сложных решений, но, в результате, все эти жертвы принесут свои плоды, и может быть помогут исправить самого трудновоспитуемого ребенка.

    Памятка «Задержка психического развития или педагогическая запущенность?»

    ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

    ИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬ?

    Сегодня часто звучит вопрос: что такое педагогическая запущенность и задержка психического развития, как они проявляются и чем различаются?

    Вопрос не совсем праздный. Сейчас мы наблюдаем две распространенные тенденции в воспитании детей. С одной стороны, с детьми начинают заниматься так рано и так активно, что к семи годам ребенок знает программы не только первого, но и второго класса младшей школы. Это радует взрослых, рождает уверенность у детей.

    С другой стороны, многие перегруженные работой родители с детьми не занимаются совсем, не интересуются возрастными нормами развития, их успехами. К сожалению, это распространенное явление сегодня. В результате, у детей, которые росли даже в полных и достаточно обеспеченных семьях, обнаруживается задержка психического развития или педагогическая запущенность на рубеже тестирования к школе. Родители считают, что у них обычный и здоровый ребенок, а им говорят о педагогической запущенности или задержке психического развития. Трудности начинаются иногда при поступлении в школу, а иногда и после него, когда оказывается, что учебный процесс достаточно труден для ребенка — он не справляется.

    Давайте разберемся, как проявляется задержка психического развития у детей и каковы ее причины.

    В самом общем виде сущность ЗПР состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно, с отставанием от нормы. У детей с ЗПР отмечается проявление синдромов гиперактивности, импульсивности, а также повышение уровня агрессии и тревожности.

    1.В сенсорно – перцептивной сфере – незрелость различных систем анализаторов (особенно слуховой и зрительной), неполноценность зрительно – пространственной, вербально – пространственной ориентированности.

    2. В психомоторной сфере – разбалансированность двигательной активности (гипер- и гипоактивность), импульсивность, трудность в овладении двигательными навыками, нарушение координации движения.

    3. В мыслительной сфере – преобладание более простых мыслительных операций (анализ. синтез), снижение уровня логичности и отвлечённости мышления, трудности перехода к абстрактно – логическим формам мышления.

    4. В мнемической форме – преобладание механической памяти над абстрактно – логической, непосредственного запоминания над опосредованным, снижение объёмов кратковременной и долговременной памяти, значительное снижение способности к непроизвольному запоминанию.

    5. В речевом развитии – ограниченность словарного запаса, особенно активного, замедление овладения грамматическим строем речи, дефекты произношения, трудности овладения письменной речью.

    6.В эмоционально – волевой сфере – незрелость эмоционально – волевой деятельности, инфантилизм. Нескоординированность эмоциональных процессов.

    7. В мотивационной сфере – преобладание игровых мотивов, стремление к получению удовольствия. Дезадаптивность побуждений и интересов.

    8. В характерологической сфере – усиление вероятности акцентуирования характерологических особенностей и повышения вероятности психопатоподобных проявлений.

    Что же является причиной такого отставания ребёнка от своих сверстников?

    Обнаружилось, что главными причинами задержек психического развития в настоящее время являются слабовыраженные органические повреждения головного мозга, которые могут быть врожденными или возникли при родовом или раннем периоде жизни ребенка, могут быть неблагоприятные течения беременности, патология родов, частые болезни в первые годы жизни, социальные факторы: педагогическая запущенность, ограниченные эмоциональные контакты с ребенком на ранних этапах развития, двуязычие.

    ЗПР не передается по наследству, но в некоторых случаях наблюдается генетическая обусловленность недостаточности ЦНС.

    Дети с наличием только педагогической запущенности по своему психическому развитию отличаются от детей с задержкой психического развития.

    Педагогическая запущенность– устойчивое отклонение в сознании и поведении детей обусловлено отрицательным влиянием среды и недостатками воспитания (трудные дети).

    Мозаичность знаний и представлений педагогически запущенных детей связана не с недостаточностью нервной системы, а с дефектами воспитания. Поэтому они, несмотря на несформированность некоторых когнинитивных процессов, хорошо ориентируются в знакомых и привычных ситуациях, даже достаточно сложных, могут проявлять гибкость, инициативу, самостоятельность и целеустремленность в обстоятельствах, входящих в круг их интересов и знаний.

    Педагогическая запущенность может проявиться вследствие наличия следующих факторов воспитания и функционирования семьи:

    • Асоциального микроклимата семьи.

    • Конфликтного микроклимата семьи.

    • Неполные, малообеспеченные семьи, где нет времени и желания уделять внимание ребенку.

    • Семьи, где нет взаимной любви, доверия, привязанности — ситуация депривации по отношению к детям.

    • Дисгармоничные, замкнутые на себе семьи

    • Преимущество материальных благ над духовными, деловой занятости родителей над воспитанием и общением с ребенком

    • Очень обеспеченные семьи, где дети предпочитают удовольствия и вследствие этого — эгоцентрическое, потребительское отношение к миру вокруг себя.

    К педагогически запущенным относят детей:

    1.Не страдающих аномалиями развития, но не обладающими знаниями и умениями, необходимыми для нормальной жизнедеятельности.

    2. В ряде случаев педагогическая запущенность приводит к значительному отставанию в психическом и физическом развитии.

    3. Некоторые дети своим поведением напоминают аномальных детей. Поэтому необходимо квалифицированное отличие педагогической запущенности от нарушений в эмоциональной сфере, а также от ЗПР.

    4.Школьная неуспеваемость часто не имеет в своей основе нарушений интеллекта, но в этом случае необходим квалифицированный диагноз специалиста – дефектолога.

    5. Иногда встречается у некоторых детей снижение восприимчивости к педагогическим воздействиям.

    Социально запущенные дети отчуждаются не только от школы, но и от семьи.

    Причины: усваивают искажённые ценностно – нормативные представления и криминальный опыт в асоциальных подростковых компаниях и группировках.

    Важно помнить всем взрослым, что ребенок не может жить «как трава», «сам по себе», его ростом и развитием надо руководить, и при малейших признаках задержки или отставания развития необходимо позаботиться выяснением причин этого явления и поиском быстрых и действенных форм коррекции. Одновременно взрослые должны знать, что своевременное применение развивающих и коррекционных методов, может полностью изменить ситуацию и привести развитие ребенка к возрастной и психической норме.

    РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

    Необходимо постоянно поддерживать уверенность в своих силах, обеспечить ребенку субъективное переживание успеха при определённый усилиях. Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребёнка.

    Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом занятие обязательно вводить организационный момент, т.к. дети с ЗПР с трудом переключаются с предыдущей деятельности.

    Не нужно ставить ребёнка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания.

    Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно.

    Не требовать от ребёнка с ЗПР изменения неудачного ответа, лучше попросить ответить его через некоторое время.

    В момент выполнения задания недопустимо отвлекать учащегося на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, т.к. процесс переключения у них очень снижен.

    Стараться облегчить познавательную деятельность с использованием зрительных опор на занятие (картин, схем, таблиц), но не увлекаться слишком, т.к. объём восприятия снижен.

    Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать и т.д.

    Необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки у себя и у товарищей, но делать это тактично, используя игровые приемы.

    Необходима тщательная подготовка перед каждым уровнем. Важна не быстрота и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения самых простых заданий.

    Воспитатель не должен забывать об особенностях развития таких детей, давать кратковременную возможность для отдыха с целью предупреждения переутомления, проводить равномерные включения в занятия динамических пауз ( через 10 минут).

    Для концентрации рассеянного внимания необходимо делать паузы перед зданиями, интонацию и приемы неожиданности ( стук, хлопки, музыкальные инструменты, колокольчик и т.п.).

    Необходимо прибегать к дополнительной ситуации ( похвала, соревнования, жетоны, фишки, наклейки и др.). особенно это актуально в дошкольном возрасте. Использовать на занятиях игру и игровую ситуацию.

    Создавать максимально спокойную обстановку на занятии, поддерживать атмосферу доброжелательности.

    Темп подачи материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов

    Все приемы и методы должны соответствовать возможностям детей с ЗПР и их особенностям. Дети должны испытывать чувство удовлетворённости и чувство уверенности в своих силах.

    На занятиях и во внеурочное время необходимо уделять постоянное внимание коррекции всех видов деятельности детей.

    ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *