Синдром аспергера

Синдром Аспергера

  1. Что такое синдром Аспергера?
  2. Симптомы синдрома Аспергера
  3. Причины возникновения синдрома Аспергера
  4. Как определить болезнь Аспергера?
  5. Синдром Аспергера у детей
  6. Синдром Аспергера у взрослых
  7. Как жить человеку с синдромом Аспергера

Что такое синдром Аспергера?

Болезнь Аспергера — это нейробиологическое расстройство аутистического спектра (РАС), которое является пожизненным и влияет главным образом на социально-коммуникативные способности человека. Дети и взрослые с данным синдромом испытывают определенные проблемы с невербальным общением (дружеские и семейные отношения), склонны вести себя и действовать однотипно, а также имеют узконаправленные интересы. Синдром был назван в честь австрийского педиатра и психиатра Ганса Аспергера. В 1944 году он описал группу детей, отличающихся ограниченной эмоциональностью, физической неловкостью и неспособностью к бессловесной коммуникации.

Симптоматика расстройства протекает скрыто. По внешним признакам практически невозможно определить, что у человека есть патология. Данная дисфункция относится к высокофункциональному аутизму, при котором сохраняется способность к социальной адаптации. При оказании своевременного лечения, психологической и педагогической поддержки ребенок может вырасти самостоятельным, способным к семейным отношениям и полноценному трудоустройству.

Симптомы синдрома Аспергера

Симптоматика недуга варьируется, но в большинстве случаев классифицируется по трем основным группам нарушений — социальная коммуникация, взаимодействие, воображение. Каждая из них имеет свои отличительные черты.

Социальная коммуникация

Трудности с выражением своих эмоций сказываются на социальной стороне жизни. Люди с данным синдромом плохо понимают интонацию, тон, жестикуляцию и выражение лица. У них не развита интуиция, подсказывающая, когда лучше начать и завершить разговор, какую тему для диалога с собеседником выбрать. Встречается употребление сложных фраз и выражений с частичным или полным непониманием, что они означают. Информация практически всегда воспринимается буквально, поэтому люди с этим видом РАС плохо понимают анекдоты, крылатые фразы, сарказм. Чтобы продуктивно общаться с таким человеком, стоит быть максимально прямым и лаконичным.

Социальное взаимодействие

Люди с Аспергером, которые стремятся к интенсивной коммуникации, сталкиваются с определенными трудностями — инициацией и поддержанием взаимоотношений из-за излишней тревоги и переживаний. Как это проявляется в жизни:

  • проблемы с созданием и поддержанием дружеских отношений;
  • непонимание социальных норм, этики и этикета;
  • некорректное поведение в общественных местах;
  • замкнутость.

Социальное воображение

Особенности диагноза Аспергера обуславливает богатое воображение детей. Это позволяет им стать во взрослой жизни успешными в творческих профессиях. Тем не менее с социальным воображением связаны некоторые трудности:

  • невозможность представить несколько сценариев развития (последствий) определенных действий и обстоятельств;
  • трудности восприятия и принятия чужой точки зрения;
  • проблемы с пониманием чувств других людей;
  • трудности с творческой деятельностью с элементами последовательности и повторения;
  • невозможность притворяться, изображать из себя кого-то.

Другие признаки

  • Порядок во всем. Детям и взрослым с синдромом Аспергера мир кажется сложным и беспорядочным. Поэтом они устанавливают собственные правила, которые позволяют адаптироваться под изменчивость окружающей среды. Дети, например, ходят в школу всегда по одному маршруту, не приемлют изменений в режиме дня. Взрослых может взволновать простое опоздание на работу.
  • Узконаправленные увлечения. Ребенку с детских лет может нравиться только один мультфильм или сказка, другие он вообще не воспринимает. У взрослых наблюдается особая страсть к коллекционированию определенных предметов, часто на протяжении всей жизни. Человек может иметь исключительные знания в области вагоностроения, но при этом плохо понимать, что из себя представляет автомобиль — настолько узкими могут быть их увлечения.
  • Сенсорика. Нарушение сенсорного восприятия касается сенсорных рецепторов (слух, обоняние, вкус, зрение, осязание) и проявляется в повышенной или слаборазвитой чувствительности. В качестве раздражителей, доставляющих страдание, могут выступать: мигающий свет, громкие прерывистые звуки, незнакомый запах, структура предметов и др.
  • Язык и речь. Обладатели синдрома не имеют выраженных проблем в формировании и развитии языковых и речевых навыков. Но использование языка часто является нетипичным и характеризуется: многословием, странными выражениями, понятными только говорящему, формальной речью, буквальным пониманием сказанного. Их также выдает достаточно высокая громкость речи и необычная интонация.

Причины возникновения синдрома Аспергера

Изучение происхождения недуга до сих пор продолжается. Существующие гипотезы, которые выдвигают ученые, достаточно разнообразны и пока не нашли подтверждения, например:

  • негативное влияние прививок и комплексной вакцинации;
  • гормональный сбой у малыша;
  • связь с недоношенностью, гиперактивностью.

На данный момент установлены факторы риска, которые в той или иной мере обусловливают или запускают процесс возникновения синдрома Аспергера. К ним относятся:

  • генетическая предрасположенность, однако научных доказательств тому, что патология передается по наследству, пока нет;
  • мутации генов;
  • плохая экологическая обстановка;
  • внутриутробные инфекции;
  • воздействие токсинов на плод в первый триместр беременности.

Как определить болезнь Аспергера?

Установить диагноз синдром Аспергера намного сложнее, чем классическую форму аутизма. Чем тяжелее протекает недуг, тем более выраженными являются его признаки. Данный синдром считается наиболее легкой формой расстройств аутистического спектра, поскольку какие-либо нарушения речи или психического развития он не вызывает, ранние симптомы практически всегда отсутствуют.

Распознать черты патологии могут родители, учителя в детском саду или школе, врач, наблюдающий за ребенком. Однако выдвигать подобный диагноз может только детский и подростковый психиатр.

Чтобы наиболее точно описать имеющиеся расстройства, диагностику должны проводить специалисты в области РАС, поведенческого анализа и психологических характеристик. По определенным критериям, разработанным ВОЗ, оцениваются умственные способности, социальные и практические навыки, речь. Для более полного анамнеза изучается история болезни ребенка, подростка или взрослого, проводится анкетирование и опрос родителей. Чтобы исключить органические патологии головного мозга, может быть показано проведение электроэнцефалограммы, КТ или МРТ головы.Стоит помнить, что успех социализации и адаптации человека с расстройствами аутистического спектра напрямую зависит от того, когда обнаружен недуг и когда его начали лечить. Чем раньше это произойдет, тем больше шансов у ребенка вырасти самостоятельным и полноценным человеком.

Синдром Аспергера у детей

Признаки

Дети с Аспергером имеют все три вышеописанные группы симптомов с некоторыми отличительными чертами. Болезнь отражается на всех аспектах их жизни, поэтому наблюдаются самые разнообразные признаки.

Трудности социального характера

Симптоматика заболевания обычно проявляется ближе к двум-трем годам. Ребенок может поражать своим всепоглощающим спокойствием и отсутствием слез даже если не получает желаемое. Также он может быть гиперактивным, раздражительным и иметь плохой сон. Если малыша отдают в детский сад, то признаки становятся более заметными. Как правило, ребенок:

  • тяжело прощается с родителями, когда они его приводят в сад;
  • с трудом адаптируется к новой обстановке;
  • редко играет и коммуницирует с другими детьми или вообще этого не делает;
  • ни с кем не заводит дружбу;
  • предпочитает находиться в стороне от окружающих.

Низкая социальная адаптивность повышает риск инфекционных поражений, поэтому дети часто болеют. Впоследствии они ограничивают себя от окружающего мира и замыкаются. Когда приходит время идти в школу, симптоматика обычно становится очень явной.Ввиду особенностей данного расстройства, дети не чувствительны по отношению к себе и окружающим. Для них не очевидны чувства и эмоции других людей, из-за чего маленькие пациенты часто кажутся равнодушными, грубыми, предсказуемыми. Кроме того, они испытывают трудности и с выражением собственных переживаний.

Будучи подростками, больные особо остро испытывают проблемы в установлении дружеских контактов со сверстниками, сталкиваясь с непониманием. Поэтому предпочитают общение с более старшими ребятами или детьми младшего возраста. Они ведут себя практически бескомпромиссно, в совместных играх всегда стараются ставить свои интересы превыше других и с трудом переносят чувство одиночества.

Интеллект и невербальный контакт

У детей с данной формой РАС обычно интеллектуальные способности средние или выше среднего. Однако в процессе обучения возникают трудности ввиду слабой способности к анализированию и неспособности самостоятельно принимать решения. Таким образом они могут иметь отличную память, хорошие научные познания во многих областях, но при этом совершенно не уметь применять их на практике. Часто в кругу интересов подростков с Аспергером — программирование, математика или история. Им свойственно концентрироваться на деталях и на том, что нравится. Дети с охотой рассказывают о своих увлечениях, невзирая на реакцию слушателя. Они в принципе активно используют речь как коммуникативное средство.

Сенсорные и моторные особенности

Сенсорная гиперчувствительность или невосприимчивость является одной из причин развития социальной дисфункции. В качестве распространенных стимулов выступают:

Ввиду таких особенностей пациенты с малых лет имеют предпочтения в еде и придерживаются именно их. Девушка может всю жизнь пользоваться только одними духами, а мужчина — одним видом пены для бритья, потому что эти средства имеют знакомый и приятный для них запах/текстуру.

Синдром Аспергера у больных проявляется также в виде нарушенной координации и моторики. Им нужно больше времени, чтобы научиться надевать обувь на шнурках, застегивать молнии и пуговицы, держать в руках мелкие детали. В школе данная дисфункция проявляется в виде неаккуратного почерка. В целом нарушение координации и склонность к повторению однотипных движений приводит к изменению осанки, походки.

Лечение синдрома Аспергера у детей

Стоит оговорить сразу, что на сегодняшний день не существует специального лечения данной патологии. Тем не менее проводятся многочисленные исследования в области РАС, поэтому информации о психопатологическом феномене становится все больше, появляются новые адаптационные методики. Комбинирование медикаментозной и немедикаментозной терапии эффективно для многих сопутствующих патологий и состояний (депрессия, повышенная тревожность, неврозы, агрессия, рассеянность и т.д.).

Любые препараты назначаются строго в индивидуальном порядке с учетом особенностей течения болезни у конкретного пациента. Могут быть показаны антидепрессанты, нейролептики или стимуляторы. К методам консервативного немедикаментозного лечения относятся:

  • тренинги социальных навыков;
  • когнитивно-поведенческая терапия;
  • лечебная физкультура;
  • занятия по сенсорной интеграции;
  • уроки правильного произношения у логопеда.

Успех социализации больных детей во многом определяется степенью организации психологической и педагогической поддержки со стороны семьи, врачей и учителей. Так, например, ребенок с Аспергером может ходить в обычную школу, но при этом важно, чтобы для него можно было создать особенные условия для обучения, например, ответы только в письменной форме, условно закрепленное за ним рабочее место. Это будет способствовать лучшему восприятию новых знаний и высоким академическим успехам.

Многие симптомы и особенности проявления синдрома не удается купировать, поэтому больной вырастает с тем же восприятием мира и отклонениями, которые были у него в детстве. 30-40% пациентов все же вырастают самостоятельными, способными создавать семью и работать в коллективе. Около 5% больных компенсируют трудности с социальной адаптацией в полной мере.

Синдром Аспергера у взрослых

  • Необычная речь. У людей наблюдается особенная манера речи: они практически не делают логических или смысловых пауз, даже если говорят о чем-то действительно важном. Может показаться, что вы общаетесь с компьютером.
  • Проблемы с бессловесной коммуникацией. Мимика небогата, поэтому по выражению лица не всегда можно понять, с какими эмоциями разговаривает человек. Его жестикуляция скудна и однотипна.
  • Ограниченный зрительный контакт. Люди с синдромом Аспергера могут смотреть в глаза при общении, но часто этого не делают, поскольку не чувствуют такой необходимости.
  • Нарушение норм этикета. Каноны поведения, которые закреплены в обществе, труднодоступны для понимания таких людей. Они могут казаться невоспитанным и грубыми лишь потому, что не имеют интуиции, подсказывающей, как и в какой ситуации себя лучше вести. Человек может пригласить вас на обед и не прийти; открыть дверь, не здороваясь и не приглашая в дом; уйти, не выслушав вас.
  • Стереотипные увлечения. Наблюдается фокусировка на определенных вещах: коллекционирование странных предметов, навязчивый интерес к человеку, обильные рассказы о своем увлечении. Переход от одной темы к другой происходит неохотно и спонтанно.
  • Неспособность понимать желания и чувства других людей. По этой причине больных с синдромом Аспергера часто считают бесчувственными, холодными в эмоциональном плане. Из-за специфики расстройства они испытывают в жизни намного меньше эмоциональных потрясений, поэтому часто не могут понять, почему так расстроен или взволнован собеседник.
  • Нарушение навыков общения. Человек может без остановки говорить о чем-то, не замечая, что оппонент обижается на высказывания или ему попросту не интересно.
  • Неспособность разделять чувства и сопереживать. Люди с данным синдромом при встрече могут не спросить, как у вас дела, не поделятся собственными успехами, поскольку не видят в этом необходимости. Также они не посочувствуют вам, если у вас горе, поскольку подобные навыки у них не развиты.
  • Ограниченное мышление. Человеку с Аспергером крайне трудно принять чужую точку зрения, даже если доводы будут более чем убедительными. Если однажды он пришел к каким-то выводам в определенном вопросе, то будет придерживаться их, не смотря ни на что.
  • Отсутствие гибкости. Человек, легкий на подъем, способный поменять планы в последнюю секунду — все это не про обладателя данного расстройства. Нарушение привычного режима дня является для него настоящим испытанием и может закончится эмоциональной перегрузкой и панической атакой.
  • Повышенная чувствительность. Расстроить взрослого с Аспергером могут мелочи, которые кажутся обычному человеку совершенно несущественными. Чрезмерная чувствительность может наблюдаться к разным вещам: прикосновениям, звукам, свету, бирке на внутренней стороне одежды или жестким швам.

Лечение болезни Аспергера у взрослых

Терапия негативной симптоматики сводится к адаптации пациентов к окружающей среде, что возможно благодаря современным психотерапевтическим методам. Больному нужно рассказать, чем именно он отличается от остальных людей, какими методами можно бороться с симптоматикой. После этого большинство носителей Аспергера сами тянутся к лечению.

Применение лекарственных препаратов у взрослых бывает оправданным крайне редко, например, если они страдают депрессией или имеют другие психологические проблемы. А вот лечебная физкультура может помочь многим улучшить координацию и научиться справляться с сенсорными расстройствами. Также ЛФК снимает мышечный тонус и позволяет лучше справляться с бытовыми ситуациями. В качестве вспомогательной терапии могут назначаться физиопроцедуры. Для того, чтоб помочь таким людям справляться с проблемами и правильно оказывать поддержку, обучение проводит школа ABA терапии в Москве.

Наибольшее лечебное воздействие на взрослых с синдромом Аспергера оказывает психологическая помощь. Психолог или специалист по прикладному анализу поведения научит как:

  • справляться со стрессом;
  • действовать в непредвиденных обстоятельствах;
  • эффективнее выстраивать коммуникацию с людьми;
  • лучше взаимодействовать с окружающим миром.

Понимание себя и своего места в мире позволяет сделать более простой и понятной повседневную жизнь. Несмотря на то, что со временем многие пациенты стают самостоятельными, поддержка со стороны близких всегда необходима, ведь РАС остается с ними до конца жизни.

Как жить человеку с синдромом Аспергера

Болезнь усложняет жизнь женщинам и мужчинам во многих социальных сферах, однако нередко она становится причиной уникальных способностей. Например, для многих обладателей Аспергера характерна хорошая память, а особое внимание к мелочам и сосредоточенность на собственных интересах приводит к обширным познаниям в определенных вопросах.

Кроме того, специфическое восприятие мира и особенный склад ума позволяет больным быть весьма успешными в таких сферах, как бухучет, программирование, инженерная деятельность. Хоть у них и есть трудности с социальной адаптацией, они способны замечать и ценить то, что недоступно для понимания другим.

Чтобы жить полноценно и не испытывать трудностей, находясь в социуме, аутист с синдромом Аспергера должен обращать внимание на каждый аспект своего существования:

  • Ответственность. Поскольку синдром не провоцирует значительных физических ограничений, достижение данного навыка во взрослой жизни вполне возможно. Для этого необходимо тщательно анализировать свое поведение и поведение людей, которые окружают. Будет полезным посещать групповую терапию. Крайне важна поддержка и понимание со стороны семьи и общественности.
  • Управление сенсорной чувствительностью. Сверхчувствительность к стимулам через сенсорные системы может стать препятствием для нормальной повседневной жизни. Болезненность могут вызывать: шум автотранспорта или метро, звук накаливания ультрафиолетовой лампы, шуршание бумажного пакета, запах некоторых цветов и др. Чтобы справляться с ситуациями в условиях действия раздражителя, существует сенсорная интеграционная терапия. Кроме того, есть альтернативные способы борьбы. В зависимости от вида раздражителя, могут помочь беруши, ароматные соли или мячик для снятия стресса.
  • Образование. Стоит отдавать предпочтение тем учебным заведениям, которые соответствуют запросам. Нужно побывать в разных аудиториях в процессе групповых занятий и определить, в каких условиях комфортнее всего. При неблагоприятных обстоятельствах всегда можно рассмотреть дистанционное обучение.
  • Профессия и трудоустройство. Лучше подбирать такую работу, которая поможет раскрыть свои способности. Например, профессия без частого контакта с людьми, но требующая особого внимания к деталям.
  • Жилье и условия. Переезд из дома родителей в собственный является ответственным шагом для обычного человека, а для обладателей синдрома Аспергера это может быть сопряжено еще и с рядом проблем. Поэтому переход к независимости стоит осуществлять постепенно: для начала можно жить в новом доме 2-3 дня в неделю, а через время — привезти остаток вещей. Важно помнить, что самостоятельная жизнь не всегда позволяет все планировать заранее. Лучше заручиться поддержкой семьи и друзей, чтобы справляться с непредвиденными ситуациями.

Известные люди

Доказательством того, что жить с синдромом Аспергера можно, причем вполне успешно, являются выдающиеся исторические личности, у которых, по мнению многих экспертов, он был:

  • Альберт Эйнштейн (выдающийся физик ХХ века);
  • Чарльз Дарвин (ученый, натуралист, основатель теории эволюции);
  • Джейн Остин (английская писательница);
  • Энди Уорхол (американский художник);
  • Мари Кюри (французский химик, физик, открыла химический элемент “радий”);
  • Льюис Кэрролл (английский писатель, автор книги “Алиса в стране чудес”);
  • Исаак Ньютон (английский ученый, создатель классической физики и природоведения).

Некоторые источники утверждают, что и среди знаменитостей нашего времени есть личности с Аспергером. К ним относят, например, американского режиссера Стивена Спилберга, канадского актера Дэна Эйкройда, шотландскую певицу Сьюзан Бойл. Также нельзя не отметить Стивена Шора — американского профессора, доктора специальной педагогики, человека с РАС.

АСПЕР

Смотреть что такое «АСПЕР» в других словарях:

  • Аспер — Аспер, Ганс Ганс Аспер (нем. Hans Asper, род. 1499 г. Цюрих ум. 21 марта 1571 г. Цюрих) швейцарский художник, представитель позднеготического направления в искусстве … Википедия

  • аспер — сущ., кол во синонимов: 1 • монета (298) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

  • АСПЕР — асинхронный преобразователь передачи первичный … Словарь сокращений и аббревиатур

  • АСПЕР — • Asper, грамматик 6 в. от Р. X.; два его сочинения изд. Keil, grammat Lat. V., p. 530. 547 слл … Реальный словарь классических древностей

  • аспер — Аспр, аспер: арабська дрібна монета … Толковый украинский словарь

  • Аспер, Ганс — Ганс Аспер (нем. Hans Asper, род. 1499 г. Цюрих ум. 21 марта 1571 г. Цюрих) швейцарский художник, представитель позднеготическ … Википедия

  • Аспер Жан — швейцарский живописец; род. в Цюрихе в 1499, † 1571; подражал манере своего знаменитого современника Гольбейна. Известен своими жанровыми картинами и очень ценимыми в свое время портретами, из которых замечателен портрет Цвингли, хранящийся в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Аспер монета — (или Акче) самая мелкая из турецких монет и самая малая часть турецкого пиастра, который делится на 40 пара по 3 А. каждый. Таким образом, 120 А. составляют пиастр. Но за последнее время пиастр делится также и на 100 частей, носящих также… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Аспер, монета — (или Акче) самая мелкая из турецких монет и самая малая часть турецкого пиастра, который делится на 40 пара по 3 А. каждый. Таким образом, 120 А. составляют пиастр. Но за последнее время пиастр делится также и на 100 частей, носящих также… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Гай Юлий Камилий Аспер — Гай Юлий Камилл Аспер лат. Gaius Iulius Camilius Asper консул Римской империи … Википедия

Что такое синдром Аспергера / высокофункциональный аутизм?

Национальный институт неврологических расстройств и инсульта (National Institute of Neurological Disorders and Stroke, NINDS), отделение Национального института здоровья США, определяет синдром Аспергера как нарушение развития, которое характеризуется следующими особенностями:

– приверженность повторяющейся рутине или ритуалам;

– особенности речи и языка, такие как чрезмерно формальная манера речи или монотонная речь, либо буквальное восприятие оборотов речи;

– социально и эмоционально неуместное поведение и неспособность успешно взаимодействовать с ровесниками;

– проблемы с невербальной коммуникацией, включая ограниченную жестикуляцию, недостаточную или неуместную мимику или странный, застывший взгляд;

– неуклюжесть и плохая моторная координация.

Ниже приводится история синдрома Аспергера, согласно NINDS. Мы надеемся, она поможет вам лучше понять это расстройство и значение диагноза для вашего ребенка и семьи.

В 1944 году австрийский педиатр по имени Ганс Аспергер наблюдал в своей практике четырех детей, у которых были трудности с социальной интеграцией. Хотя их интеллект казался нормальным, детям не хватало навыков невербальной коммуникации, способности проявлять эмпатию к сверстникам, и они отличались физической неуклюжестью. Их речь была либо затрудненной, либо излишне формальной, в их разговорах доминировал всепоглощающий интерес к одной-единственной теме.

Наблюдения Аспергера, опубликованные на немецком языке, были практически неизвестны до 1981 года, когда британский врач по имени Лорна Винг опубликовала серию описаний случаев детей со схожими симптомами. Она назвала эти симптомы синдромом «Аспергера». Работы Винг получили большую популярность и широкое распространение. Синдром Аспергера был признан отдельным расстройством и диагнозом в 1992 году, когда его включили в десятое издание Международной классификации болезней (МКБ-10) – диагностическое руководство Всемирной организации здравоохранения. В том же году диагноз включили в четвертое издание Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM-IV) Американской психиатрической ассоциации.

Люди с диагностированным аутизмом или расстройством аутистического спектра, обладающие нормальными когнитивными способностями, и у которых была значительная задержка в овладении речью в детстве очень похожи на людей с синдромом Аспергера. Высокофункциональный аутизм и синдром Аспергера объединяют общие симптомы, и людям с этими диагнозами помогают одинаковые подходы к лечению.

Каковы симптомы синдрома Аспергера / высокофункционального аутизма?

Очень часто синдром Аспергера не диагностируется до школьного возраста. В отличие от аутизма синдром Аспергера определяется, главным образом, по социальному взаимодействию ребенка. У детей с синдромом Аспергера развитие речи происходит типично, их словарный запас часто бывает выше среднего. Тем не менее, вы можете заметить, что когда ваш ребенок взаимодействует с другими людьми, он или она с трудом или неуместно используют свои речевые навыки. Из-за своевременного овладения речью симптомы синдрома Аспергера в раннем возрасте трудно отличить от других нарушений поведения, таких как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). В результате вашему ребенку первоначально могут поставить диагноз СДВГ, пока проблемы, связанные с неспособностью к социализации, не выходят на первый план.

Ниже приводится список симптомов, которые могут присутствовать у детей с синдромом Аспергера:

– ребенок очень редко взаимодействует с другими людьми или ведет себя неадекватно в социальных ситуациях;

– «роботоподобная» или повторяющаяся речь;

– навыки невербальной коммуникации ниже среднего, в то же время навыки вербальной коммуникации средние или выше среднего;

– склонность говорить скорее о себе, чем о других;

– неспособность понять темы или фразы, которые считаются «общеизвестными»;

– недостаточный контакт глазами или обмен фразами во время разговора;

– одержимость специфическими и необычными темами;

– односторонняя манера разговора;

– неловкие движения и / или манеры.

Одна из самых заметных и определяющих черт синдрома Аспергера – это чрезмерная увлеченность какой-то одной темой. Это могут быть простые вещи – например, холодильники или погода – или сложные темы вроде правления президента Франклина Делано Рузвельта во время Великой депрессии. Дети проявляют повышенное внимание к этим темам, они стремятся к тому, чтобы узнать всё, что только возможно, об этом предмете – все возможные факты и детали. В результате они становятся настоящими экспертами в своей любимой области.

Дети с синдромом Аспергера могут имитировать односторонние разговоры с другими, при этом они говорят только про факты, которые связаны с их интересом. Они могут даже не представлять, как говорить о чём-то еще, либо они не способны слушать и понимать ответы собеседников. Ваш ребенок может не понимать, что его или её собеседники уже давно перестали слушать или ничего не понимают в этой теме.

Другой симптом синдрома Аспергера – неспособность понять действия, слова или поведение других людей. Люди с синдромом Аспергера очень часто не понимают юмор или скрытые смыслы определенных фраз или действий других людей. Жесты или выражения лица – например, улыбка, нахмуренное выражение или жест «иди сюда» – могут не иметь смысла для ребенка с синдромом Аспергера, потому что он не может понять невербальные знаки. Из-за этого социальный мир кажется ему или ей очень запутанным и утомительным. Более того, люди с синдромом Аспергера испытывают трудности с тем, чтобы посмотреть на ситуацию глазами другого человека. Из-за этой неспособности им трудно предсказывать или понимать действия других людей. Кроме того, людям с синдромом Аспергера часто, хотя и не всегда, трудно регулировать свои эмоции.

Людей с синдромом Аспергера может отличать необычная или неловкая манера речи. Они могут говорить слишком громко, монотонно или со странным акцентом. Этим людям трудно понять социальные ситуации, и в результате они не знают, какая тема для разговора или манера речи подходит для конкретной ситуации или является неуместной. Например, ребенок всегда говорит очень громко, он заходит в церковь и продолжает говорить очень громко, не понимая, что нужно говорить тише.

Другой типичный признак синдрома Аспергера – неловкие движения или задержка в развитии моторных навыков. Могут присутствовать необычная походка или плохая координация движений. Хотя эти люди часто обладают высоким интеллектом и демонстрируют развитые языковые навыки, они могут быть просто не способны поймать мяч или научиться прыгать на батуте, несмотря на многочисленные попытки научить их это делать.

Очень важно отметить, что не все люди с синдромом Аспергера демонстрируют каждый из вышеперечисленных симптомов – присутствие или тяжесть каждого симптома очень индивидуальны, несмотря на общий диагноз. Более того, вне зависимости от некоторых или всех вышеперечисленных симптомов, каждый человек с аутизмом обладает собственными талантами или сильными сторонами.

Что вызывает синдром Аспергера / высокофункциональный аутизм?

Важно помнить о том, что расстройства аутистического спектра – это не какое-то одно расстройство с одной причиной. Это скорее группа схожих расстройств с различными причинами. В большинстве случаев синдром Аспергера/ высокофункциональный аутизм вызван комбинацией генетических факторов риска и факторов риска в окружающей среде. Многие гены, скорее всего, связаны с синдромом Аспергера/ высокофункциональным аутизмом. Предполагается, что эти гены взаимодействуют с факторами окружающей среды. Многие исследования, которые проводятся сейчас, направлены на изучение как генетических факторов, так и факторов окружающей среды, которые приводят к развитию факторов аутизма.

Существует ряд мифов о людях с синдромом Аспергера/ высокофункциональным аутизмом. Он не может быть вызван воспитанием, ошибками родителей или эмоциональными травмами в раннем детстве. Синдром Аспергера/ высокофункциональный аутизм – это нейробиологическое расстройство, которое не является результатом жизненного опыта ребенка.

Сильные и слабые стороны при синдроме Аспергера

Это лишь самый общий список. На каждую отдельную сильную сторону или проблему можно найти примеры людей, для которых верно прямо противоположное. Например, неуклюжесть – это очень распространенная проблема. Однако у некоторых людей с синдромом Аспергера есть талант к движению – например, они могут быть одарёнными танцорами.

Сильные стороны

– внимание к деталям;

– высокая одаренность в одной области;

– глубокие исследования по теме интереса, которые формируют энциклопедические знания;

– склонность к логическим рассуждениям (полезно в ситуациях, когда на решения могут повлиять эмоции);

– меньше беспокоятся о том, что подумают о них другие люди (может быть как сильной, так и слабой стороной);

– независимость мышления. Часто приводит к новым «озарениям», благодаря новому взгляду на предметы, идеи и концепции;

– часто: развитое визуальное восприятие (мышление в форме картинок или видео);

– часто: красноречивость (склонность к детальным описаниям, которая полезна, если нужно указать путь заблудившемуся человеку);

– прямолинейность;

– верность;

– честность;

– выслушивание других людей без осуждения;

– часто: средний или выше среднего интеллект.

Проблемные области

– понимание «общей» картины;

– «неровность» в навыках;

– мотивация к занятиям, которые не относятся к сфере интересов;

– часто: восприятие чужих эмоций;

– восприятие неписанных правил социального взаимодействия. Могут выучить эти правила через прямые инструкции и социальные рассказы, например «Карточки силы» (Gagnon, 2004);

– трудности восприятия некоторых модальностей – слуховой, кинестетической и так далее;

– трудности с распознаванием и обобщением важной информации в разговоре;

– проблемы сенсорной интеграции, когда входящая информация регистрируется не полностью или искажается. Сложности с игнорированием шумов на заднем фоне;

– чрезмерная честность;

– трудности с обобщением концепций и навыков;

– трудности с выражением сочувствия ожидаемым и понятным другим людям образом;

– нарушения исполнительного функционирования, которые приводят к трудностям с планированием долгосрочных задач.

Исполнительное функционирование и теория психического

Люди с синдромом Аспергера/ высокофункциональным аутизмом часто сталкиваются с проблемами, связанными с их неспособностью распознать определенные социальные подсказки и навыки. У них могут быть трудности с обработкой больших объемов информации и общением с другими людьми. Эти проблемы связаны с двумя базовыми проблемами – нарушениями исполнительного функционирования и теории психического.

Исполнительное функционирование – это такие навыки, как организация, планирование, поддержание внимания к выполняемому заданию, подавление неуместных импульсов. Теория психического – это способность понимать, что думают и чувствуют другие люди, и как это относится к самому человеку. Обе эти проблемы влияют на поведение людей с синдромом Аспергера.

Трудности в области исполнительного функционирования могут проявляться разным образом. Некоторые уделяют внимание мельчайшим деталям, но не могут понять, как объединить эти детали в общую картину. Другим трудно концентрировать внимание на чем-то одном или организовать свои мысли и действия. Трудности исполнительного функционирования часто связаны с плохим контролем над импульсами. Темпл Грандин однажды сказала: «Я не могу удержать часть информации в своем разуме, пока я планирую следующий шаг в последовательности». У людей с синдромом Аспергера часто плохо развиты навыки исполнительного функционирования, такие как планирование, построение последовательности действий и саморегуляции.

Проблемы с теорией психического – это неспособность человека понять или определить мысли, чувства и намерения других людей. Людям с синдромом Аспергера/ высокофункциональным аутизмом часто сложно распознать чувства других людей, что иногда называют «слепотой к чужому разуму». В результате такой слепоты люди с синдромом Аспергера часто не понимают, являются ли действия других людей преднамеренными или непреднамеренными.

Эти проблемы часто приводят к тому, что окружающие считают, что человек с синдромом Аспергера не сочувствует им или не понимает, а это осложняет социальные ситуации.

Дефицит теории психического часто оказывает большое влияние на жизнь людей с синдромом Аспергера. В книге «Синдром Аспергера и трудные моменты» Бренды Смит Майлс и Джека Саутвика авторы иллюстрируют следующие проблемы, связанные с теорией психического:

1. Трудности с объяснением чужого поведения.

2. Трудности с пониманием чужих эмоций.

3. Трудности с предсказанием чужого поведения или эмоционального состояния.

4. Проблемы с пониманием чужой точки зрения.

5. Проблемы с пониманием чужих намерений.

6. Проблемы с пониманием того, как твое поведение влияет на мысли и чувства других людей.

7. Проблемы с объединенным вниманием в группе и другими неписанными социальными правилами.

8. Неспособность отличить выдумку от факта.

Озонофф, Доусон и МакПартланд в своей книге «Руководство родителей по синдрому Аспергера и высокофункциональному аутизму» предлагают несколько рекомендаций для помощи детям с синдромом Аспергера/ высокофункциональным аутизмом в классе. Для решения проблем в области исполнительного функционирования они предлагают следующие рекомендации:

– ежедневно заполняйте тетрадь по выполнению домашних работ, которая ведется и дома, и в школе. Так все стороны будут в курсе, какую работу должен выполнить ребенок и каковы его успехи;

– большие задания лучше делить для ребенка на небольшие части, с каждой из которых ребенок легко может справиться;

– для самоорганизации ребенок может использовать ежедневники или компьютеры-наладонники;

– ребенку лучше распечатать расписание уроков для дома и с собой;

– нужно выделять достаточно времени на инструкции, повторение инструкций и индивидуальную помощь ученику;

– в классе ребенку лучше всего сидеть прямо перед учителем и вдали от всех отвлекающих факторов.

Синдром Аспергера и аутизм – существует ли разница?

После диагноза у вас может появиться много вопросов, и вы можете пытаться найти на них ответы. Один из таких вопросов – насколько синдром Аспергера похож или отличается от других расстройств аутистического спектра? Синдром Аспергера – это часть спектра аутизма, но его отличие – в раннем развитии речи. Это и выделяет синдром Аспергера среди других первазивных расстройств развития.

Синдром Аспергера и высокофункциональный аутизм часто описывают как один и тот же диагноз. Хотя сейчас они считаются двумя разными диагнозами, продолжаются дебаты о том, насколько это необходимо. Вполне возможно, что в будущем их объединят в одну категорию. Люди с высокофункциональным аутизмом и синдромом Аспергера обладают средним или выше среднего интеллектом, но они могут испытывать трудности, связанные с социальным взаимодействием и коммуникацией.

Диагноз может вызывать замешательство у родителя и ребенка, так как кажется, что термины не определяются четко. Очень важно помнить о том, что синдром Аспергера и высокофункциональный аутизм, по большому счёту, проявляются одинаково и требуют одинаковых подходов к лечению.

Основная разница в том, что высокофункциональный аутизм диагностируется, только если у ребенка была задержка речи в раннем детстве, в то время как при синдроме Аспергера у ребенка не было значительной задержки в речевом развитии.

Что общего между синдромом Аспергера и классическим аутизмом

Согласно Национальному институту неврологических расстройств и инсульта дети с синдромом Аспергера испытывают сложности с определением и выражением своих чувств, так же как и дети с высокофункциональным аутизмом. Они испытывают сложности в общении с другими людьми, часто не поддерживают контакт глазами, им трудно понимать выражения лиц и жесты других людей. Многие дети с синдромом Аспергера трясут кистями рук – поведение, которое часто наблюдается при классическом аутизме; их речь лишена эмоциональной окрашенности (либо у них наблюдаются иные особенности речи); они нуждаются в соблюдении жесткого распорядка; имеют интенсивный, даже навязчивый интерес к одному специфическому предмету, в результате чего становятся настоящими экспертами в данной области. Они часто демонстрируют повышенную чувствительность к различным стимулам – например, звукам, одежде или еде.

Чем отличается синдром Аспергера / высокофункциональный аутизм от классического аутизма?

По сравнению с классическим аутизмом, дети с синдромом Аспергера/ высокофункциональным аутизмом имеют нормальный коэффициент интеллектуального развития. Они часто кажутся окружающим такими же детьми, как и все остальные, за исключением социальной неловкости и не совсем понятных манер. Именно по этой причине медицинские работники могут не замечать синдром Аспергера/высокофункциональный аутизм у маленьких пациентов, либо они могут ставить им неверный диагноз. Симптомы становятся заметны позже, когда ребенок начинает нуждаться в сложных социальных навыках – например, в общении с ровесниками. Это объясняет, почему родители детей с синдромом Аспергера обращаются за помощью позже, чем при более очевидных симптомах в раннем возрасте.

Синдром Аспергера у детей: что это такое и как распознать симптомы

Синдром Аспергера у детей представляет собой нарушение развития, которое проявляется в трудностях социального взаимодействия, но с сохранением нормальных когнитивных способностей. Болезнь часто ошибочно принимается за аутизм. Эти заболевания имеют значительные различия, поэтому важно правильно поставить диагноз, обнаружив нарушения поведения у ребенка.

Патология проявляется в раннем возрасте и остается с человеком на всю жизнь, но по мере взросления проявления и признаки синдрома Аспергера сглаживаются

Синдромом называется комплекс симптомов, присущих тому или иному нарушению. Синдром Аспергера относится к пяти общим нарушениям развития и существенно осложняет жизнь человеку, поэтому должен быть выявлен своевременно. Лечение направлено на смягчение симптоматики, универсальной схемы терапии нет, она подбирается индивидуально для каждого пациента. При синдроме Аспергера у детей наблюдаются трудности во взаимодействии с другими людьми, серьезные проблемы из-за непонимания в школьной деятельности, проблемы в контактировании с семьей.

Справка! По международной классификации болезней нарушение обозначается кодом F84.5, и относится к расстройствам психологического развития. Психиатры часто используют другую классификацию, согласно которой синдром Аспергера относят к расстройствам аутистического спектра.

При синдроме Аспергера у детей симптомы во многом напоминают аутизм, что часто становится причиной неправильной постановки диагноза. Главное отличие этих двух психологических нарушений – это нормальные когнитивные способности и отсутствие отставания в развитии при синдроме Аспергера.

Если малыши с аутизмом часто испытывают речевые проблемы, при синдроме Аспергера таких нарушений не наблюдается, кроме эхолалии в раннем возрасте.

По статистике, с синдромом чаще сталкиваются дети мужского пола. Патология впервые проявляется в раннем возрасте, диагностировать нарушение можно в среднем в 4-6 лет. На 10000 здоровых детей приходится около 20 человек с этим нарушением, и мужчин среди них в два раза больше, чем женщин.

Синдром остается с человеком на всю жизнь, поэтому важно своевременно выявить нарушение и начать лечение для дальнейшей адаптации ребенка в социуме. Как правило, по мере взросления проявления и признаки синдрома Аспергера у детей сглаживаются, и во взрослом возрасте могут быть слабо выражены, однако болезнь накладывает отпечаток на всю жизнь человека, осложняя взаимодействие с окружающими людьми.

Причины нарушения

У детей со значительным недовесом при рождении в дальнейшем существует риск развития синдрома Аспергера

Точные причины развития этой патологии неизвестны. Предположительно, синдром может быть обусловлен:

  • генетическими мутациями;
  • генетической предрасположенностью;
  • возрастом родителей;
  • биологическими нарушениями.

Некоторые врачи склоняются к тому, что болезнь является следствием генетической мутации. Это объясняет, почему у совершенно здоровых людей могут рождаться дети с этим нарушением. Генетическая предрасположенность также остается под вопросом, однако примерно в 40% случаев у родителей больного ребенка выявляются какие-либо нарушения, включая и сам синдром Аспергера.

Достаточно противоречивой является теория о том, что возраст родителей влияет на риск развития расстройств аутистического спектра у малыша, однако она не была ни подтверждена, ни опровергнута. Согласно этой теории, чем старше родители, тем выше риск рождения ребенка с таким нарушением. Кроме того, важная роль отводится течению беременности (сильный токсикоз, преждевременные роды), и весу рожденного ребенка. Так, у детей со значительным недовесом существует риск этого заболевания. Тем не менее большинство врачей относят старший возраст родителей и недовес малыша к факторам риска, а не причинам развития болезни.

При синдрома Аспергера имеют место биологические нарушения в головном мозге, однако их роль в развитии расстройств аутистического спектра также точно не изучена. Так, существует мнение, что причиной нарушения является аномальная миграция клеток и развитие нейронных связей между лобными долями мозга и лимбической системой. Эти отделы отвечают за способность испытывать яркие эмоции.

Как проявляется синдром?

Симптомы этого расстройства аутистического спектра можно поделить на несколько крупных групп:

  • социальные нарушения;
  • коммуникативные нарушения;
  • поведенческие нарушения;
  • нарушения моторики;
  • нарушения воображения и эмпатии.

Как видно, когнитивные нарушения в перечень основных проявлений синдрома не входят. У детей с синдромом Аспергера зачастую не выявляется нарушений умственного развития. Речевые нарушения проявляются только эхолалией, других дефектов при синдроме Аспергера не выявляется.

Необходимо подробнее рассмотреть проявления и признаки синдрома Аспергера у детей, чтобы суметь своевременно выявить нарушение и обратиться за помощью к специалисту.

Социальные нарушения

Большой проблемой для детей с этим синдромом становятся насмешки сверстников

Дети с синдромом Аспергера испытывают сильные трудности при общении со сверстниками. В первую очередь, проблема проявляется в вопросах этикета, которому дети не следуют. При общении со сверстниками серьезную проблему составляет невозможность нормально реагировать на дружеское поддразнивание и невозможность отличить такой стиль общения от оскорблений.

Детям с таким расстройством сложно дается резкая смена деятельности, однако они не испытывают трудностей с длительной монотонной работой.

Обратите внимание! При синдроме Аспергера человек хочет общаться с другими людьми, однако не может наладить контакт, что особенно остро проявляется у ребенка в возрасте 4-6 лет, когда наиболее важно социальное взаимодействие и общение со сверстниками.

Серьезной проблемой для малышей с этим синдромом становятся насмешки. Из-за специфики их выражения эмоций, они часто подвергаются травле от сверстников, что может еще больше усугубить ситуацию и ухудшить и без того слабые навыки социального взаимодействия.

Проблемы с коммуникацией

Коммуникативные нарушения проявляются следующими признаками:

  • проблема с определением скрытого смысла прочитанного или сказанного другим человеком;
  • непонимание юмора;
  • сложности с восприятием идиом;
  • дети плохо воспринимают факты и используют их в контексте;
  • проблемы с ведением диалога.

При всем этом, у детей достаточно обширный словарный запас, что может еще больше осложнять общение, так как проблемы с пониманием и восприятием конкретных фактов могут маскироваться за красноречием и длинными витиеватыми фразами.

Юмор и идиомы очень сложно воспринимаются детьми с синдромом Аспергера. Такие дети не распознают невербальных сигналов при общении, например, изменение мимики или жестикуляцию. Кроме того, у людей с таким нарушением наблюдаются проблемы в ведении диалога. Дети часто не могут поддержать беседу, поэтому общение превращается в монотонный монолог без эмоциональной окраски, так как ребенок просто не дает собеседнику вставить слово. Другая крайность – крайне скудная речь в общении с другим человеком. Ребенок изъясняется короткими предложениями, по возможности старается свести беседу к минимуму, ограничившись короткими фразами.

Иногда дети наоборот, говоря много и очень быстро, что затрудняет понимание их речи. Малыши в 3-4 года с синдромом Аспергера демонстрируют эхолалию, то есть автоматически повторяют слова собеседника, не осознавая их смысл.

Поведенческие нарушения

Дети с синдромом Аспергера отличаются зацикленностью на чем-то определенном, поэтому круг их интересов довольно узок

Распознать нарушение можно по специфическому поведению, склонности к зацикливанию на определенной теме и узкой сфере интересов у ребенка. Типичные проявления поведенческих нарушений:

  • необходимость самостимуляции;
  • склонность к упорядочиванию и структурированию;
  • ограниченность интересов.

Самостимуляция проявляется в необходимости совершения таких действий, как раскачивание, кивание, хлопанье, махи руками. Эти действия имеют особое значение для ребенка, позволяя ему удерживать внимание, контролировать эмоции либо успокаиваться.

Дети с таким нарушением испытывают потребность в упорядочивании и структурировании всего в свой жизни. Им необходим строгий порядок, что проявляется в особенностях организации своего пространства. Типичным проявлением такой необходимости является раскладывание конструктора по цветам. При этом если что-то нарушает порядок, установленный малышом, ребенок испытывает сильную тревогу и необходимость снова все вернуть на свои места. Необходимость порядка также проявляется в том, что малышу нужно принимать пищу в одно и то же время, гулять и отходить ко сну по расписанию. При этом любые изменения в привычном порядке вызывают тревогу и сильное расстройство.

Дети с синдромом Аспергера отличаются зацикленностью на определенном предмете, поэтому круг их интересов достаточно ограничен. В юном возрасте пациенты проявляют интерес к типично-детским объектам – динозаврам, НЛО, железным дорогам и автомобилям. При этом интерес сохраняется в течение нескольких недель, а затем сменяется другим увлечением. Как правило, новое увлечение полностью поглощает все внимание ребенка еще на несколько недель.

Координация движений

Одним из сопутствующих симптомов расстройства выступает некоторая неуклюжесть и нарушение координации движений. Детям с такой патологией сложно дается выполнение действий на развитие мелкой моторики пальцев рук.

В более старшем возрасте неуклюжесть распространяется на занятия спортом. Ребенку сложно освоить езду на велосипеде, справиться с дверным замком или открыть небольшую жестяную коробку. Неуклюжесть проявляется в походке – дети часто раскачиваются или шаркают ногами при ходьбе. У некоторых больных очень неразборчивый почерк, в то время как другие дети могут испытывать трудности с таким простым действием, как завязывание шнурков.

Воображение и эмпатия

Дети с синдромом Аспергера не лишены художественного воображения полностью, однако часто испытывают трудности в моделировании ситуаций. Серьезную проблему составляет полное отсутствие эмпатии, что по сути и является причиной коммуникативных нарушений. Ребенку сложно почувствовать и понять эмоции и чувства другого человека, что вызывает сложности при общении с другими людьми.

Осложнения и последствия

Склонность к депрессии – одно из осложнений у ребенка при синдроме Аспергера

Синдром Аспергера должен быть своевременно выявлен. Важно направить максимум усилий, чтобы сгладить симптоматику нарушения и повысить коммуникативные навыки человека.

Как правило, с возрастом симптоматика сглаживается. Повторное обследование взрослого человека часто не подтверждает диагноз, однако коммуникативные отношения и проблемы социального взаимодействия остаются и могут сильно осложнять жизнь.

Некоторые пациенты с таким синдром достаточно успешно адаптируются в социуме с возрастом, покидают родительский дом и заводят детей.

Среди потенциальных последствий синдрома:

  • тревожные расстройства;
  • фобии;
  • неврозы;
  • склонность к депрессии;
  • суицид.

Минимизировать такие осложнения позволяет ранняя диагностика и лечение синдрома Аспергера у детей.

Диагностировать болезнь удается в возрасте 2,5 лет и старше. Как правило, яркая симптоматика проявляется у детей начиная с 4 лет, когда ребенок начинает пытаться взаимодействовать с окружающими. Диагноз ставится на основании ряда тестов, однако ни одно из рекомендованных исследований не может стопроцентно отличить синдром Аспергера от других расстройств аутистического спектра у детей. Диагноз ставится с помощью тестов и опросников, однако дополнительно следует сделать ЭЭГ и МРТ головного мозга для исключения органических патологий.

Особенности лечения

Назначенную врачом дозу употребляют утром или вечером раз в сутки, на усвоение препарата пища не влияет

Лечение синдрома Аспергера у детей включает медикаментозную и немедикаментозную терапию. Медикаментозное лечение направлено на устранение сопутствующих нарушений (невроз, депрессия). В терапии применяют атипичные нейролептики, антидепрессанты третьего поколения. К примеру, для уменьшения поведенческих нарушений нередко используют препараты Золофт, Прозак.

Основное направление лечения – это немедикаментозная терапия. При этом нарушении показаны:

  • когнитивно-поведенческая терапия;
  • лечебная физкультура;
  • соблюдение режима дня.

Работа с психотерапевтом позволяет малышу научиться заводить друзей и лучше понимать других людей. Как правило, своевременное выявление этого нарушения и адекватная терапия позволяют лучше управлять своими эмоциями.

Родителям следует много времени уделять ребенку и правильно общаться с малышом. Так как такие дети не принимают идиом и метафор, речь должна быть построена таким образом, чтобы у ребенка не возникло сложностей с правильным трактованием смысла.

Малышам необходим точный режим дня, любые изменения графика могут вызывать у них чувство тревоги. Несмотря на то что вылечить нарушение полностью нельзя, раннее выявление проблемы и правильный подход к воспитанию со стороны родителей позволяют со временем адаптироваться в обществе. Родителям следует знать, что дети с синдромом Аспергера часто проявляют таланты в разных сферах, что позволяет им добиться успеха, однако в то же время у них есть риск попасть под чужое влияние, так как они зачастую легко поддаются внушению.

“Надо подумать, я не могу так быстро”. Синдром Аспергера и мой психологический ад

“Часами смотрел, как пироги пекутся в духовке”

В первом классе, когда мы стояли в линейку, рассказывая по очереди стихи, я настолько стеснялся поднять руку и попроситься выйти, что просто описался в штаны. Под левой ногой образовалась лужа, Сережа – мой друг детства – с удивлением смотрел на нее, и потом, развлечения ради, начал в ней шлепать ботиночком.

Когда меня поднимали на уроке или вызывали к доске, я стоял и молчал, потому что не знал, что ответить. Даже если я знал предмет, я как будто терял дар речи.

Евгений Гордеев

Я был очень привязан к родителям, и лет до 12 прожил со страхом, что меня хотят бросить. Что вот сейчас я выйду из комнаты, вернусь, а родителей нет. Или вот мама говорила: “Постой-ка в очереди, я сейчас вернусь” – и я начинал думать, как буду оставшуюся жизнь без нее.

Я не выпускал мамину юбку, мог часами смотреть на то, как пекутся пироги в духовке, монотонно читать нараспев книги.

Все, что мне попадалось в руки, я сразу же разбирал. Мне было интересно, как все устроено. Папа как-то раз подарил мне игрушку в виде гриба (пенный материал, да, такие вот игрушки в СССР), и первое, что я сделал — оторвал шляпку, чтобы посмотреть, что же внутри.

Моей любимой игрушкой был “Лего”, а в 9 лет я проектировал дачу, читая подробные архитектурные книги. К слову, “Лего” – это не игра, это конструктор.

В 10 лет, когда я перевелся в другую школу, где никого не знал, после официальной части первого сентября просто стоял у подоконника и плакал. Я не мог ни с кем заговорить. Леша Образцов тогда подошел, спросил: “Тебя обидел что ли кто? Хочешь, мы его сейчас найдем и побьем? Кто обидел, скажи?”

Моими лучшими друзьями были откровенные ботаники, с кем мы могли что-то мастерить. Точнее так: те, с кем я мог что-то строить, были самыми интересными людьми.

Я не мог запомнить ни одной даты на уроках истории, не получалось учить стихи, географические карты для меня были как узоры просто. Зато математика, геометрия, физика и химия мне давались легко.

Фото: Timothy Archibald

К слову, учебник по химии я украл из библиотеки за четыре года до того, как этот предмет должен был начаться. А после уроков любимым занятием было изучать в аптеке названия различных средств, из которых можно что-то “схимичить” и желательно, чтобы бахнуло.

Я лютой ненавистью ненавидел советскую школу. Каждый день я шел в нее как на собственные похороны. Переживал за каждую оценку, но ничего не мог поделать — многие предметы мне просто не давались. В ответ учителя твердили, и часто с насмешками, что я просто плохо стараюсь, ведь остальные вон все могут. И они не виноваты, эти серые лица профнепригодных сотрудников устаревшей системы образования.

Я же просто чувствовал себя ужасно, потому что был не таким, как все. Таким, который должен все это знать и уметь. На мой ответ у доски, что “мне надо подумать, я так быстро не могу”, учителя обычно ставили неуд.

— Раньше надо было думать, Гордеев, садись!

“В 22 года бросил институт”

Если вы дочитали до этого момента, и узнали в моих строках себя или своих детей, то пришло время задуматься.

Перед вами краткий пересказ первых 12 лет жизни вполне себе типичного человека с синдромом Аспергера. Признаться, я сам о нем узнал только неделю назад, первый раз сходив к психологу. Это некая форма аутизма.

Этот пост я пишу из следующих соображений — моя жизнь до определенного момента была сущим психологическим адом. Если говорить языком метафор — шар пытались пропихнуть в квадратные проем. И если хоть что-то из написанного вы видите в своих детях, то самое время задуматься, и обратиться к профессионалам.

Подобное поведение — не психологическое расстройство и не «просто возраст такой». Я был необычным, и только слепой мог это не заметить. Но то были сложные времена системы, которая стругала всех под один формат, а сегодня все же немного другая эпоха.

Самое важное, что стоило всем про меня знать с самого детства — я живу в своей системе координат, и меньше всего хочу подчиняться каким-то правилам, противоречащим моей логике. <…>

Мне очень повезло, все изменилось в 12 лет, когда я перешел в иностранную школу, где один из базовых подходов – все разные, и должны учиться тому, что нравится. За следующие три года я быстро освоил четыре языка – английский, немецкий, французский, датский. Очень хорошо выступал по общим предметам, и почти не отвлекался на то, что мне не давалось. Я стал одним из самых успешных учеников, я обожал школу, ведь там были мои друзья и преподаватели, которые со мной общались на равных.

Фото: Timothy Archibald

Я попал в среду, где все во многом зависело только от меня, я сам определял свои цели, мне помогали с их достижениями, и только я один решал, является ли это успехом.

Родители, спасибо им, за то, что не мешали <…>. Просто представьте себе эту трансформацию за три с небольшим года – от домашнего ботаника в уверенного в себе юношу.

Чуть позже в моей жизни еще раз возникнет система, я поступлю в институт, где на одном из первых уроков по экономике я спрошу:

– Зачем нам решать задачи про то, как строить хлебные заводы, если у малого бизнеса потенциал выше и он лучше реагирует на спрос?

Преподаватель ответил:

– Так надо.

Я встал и вышел. На этом мое высшее образование закончилось, я занялся своими проектами, строил компании, сам себя учил. Папа, если ты читаешь эти строки, то прости — я врал тебе 22 года, что закончил институт. На самом деле я провел там не больше месяца… Но ты можешь гордиться мной, ведь почти все самые яркие люди современности бросили учебу примерно в том же возрасте!

“Мы — бунтари”

Такие как я – это люди вне системы. Если им не дать свободу, они могут навсегда остаться скомканными как листок бумаги. Если же разрешить все – вы получите очень интересных личностей в абсолютно неординарным мышлением, потому что в наших головах все работает по-другому.

Только мы можем ставить себе цели. Точнее даже так: только мы понимаем те цели, которые сами себе ставим. Нам абсолютно неинтересно двигаться в толпе по заданному курсу.

Мы бунтари. Но созидания ради. Мы все любим рационализировать. Например, заходя в комнату, я всегда думаю, как бы я тут оптимально все переставил. Мы не воспринимаем мир таким, какой он есть. Мы все хотим улучшить. Отлично чувствуем почти любые паттерны, они для нас как мелодия. И как только они изменяются, мы сразу слышим. Да и вы бы услышали, если бы иголка с пластинки уехала куда-то…

Например, страдая дисграфией (это когда человек путает буквы), лишь благодаря паттернам я примерно понимаю, какое слово написано правильно. Долгие годы я вообще не мог в письменном виде изложить простейшую мысль.

Фото: Timothy Archibald

Мы можем часами, днями, годами бить в одну точку, если видим там цель. Мы очень аккуратные в тех вещах, которые нас интересуют. Маниакально аккуратны, перфекционисты бы позавидовали.

Мы очень ранимые, потому что наши сенсоры настроены так, что мы впитываем почти все, что происходит вокруг, потому что все это может пригодиться. Вообще природа креативности и оригинальности в том, чтобы смешать то, что никто бы и не подумал использовать, представить, как все это в итоге сработает, и к такой конкретной цели двигаться годами, пока другие даже не понимают, о чем это все…

Нам очень сложно общаться с людьми, часто мы даже теряем дар речи в буквальном смысле этих слов. То, с чего я начал свой рассказ.

Среди тех, кто страдает синдромом Аспергера, много настоящих гениев. И это легко объяснить — ты отказываешься от жизни обычных людей, почти полностью переключаясь на свои какие-то необычные идеи. А как вы знаете — инновация обычно либо случайна, либо она возникает, когда делаешь тысячи попыток там, где остальные уже потеряли надежду.

К слову, чувак, который первым заговорил про кризис 2008-го, живет с Аспергером. Эйнштейн с ним был. Шелдон Купер, кстати, не комический персонаж, а просто конкретно списанный “аспи”.

Мы те, про которых Стив Джобс снял рекламу 20 лет назад. Мы – Think different. Там каждое слово про нас.

Как бы все это красиво и романтично ни звучало, на самом деле это очень сложная жизнь. Как для человека, так и его близких. Именно поэтому я пишу этот пост.

Пожалуйста, присмотритесь к своим детям, не дайте им страдать, как я, только потому что кто-то там за них решил. Спросите и себя, нет ли подобных мыслей, как я описал выше. Ведь 39 лет я жил с ощущением, что я слабый, а на самом деле я просто другой. Не лучше, не хуже, а просто другой.

За последние две недели я настолько успокоился по многим вопросам, которые мне раньше казались недопустимыми. Это очень сложно даже для состоявшегося человека, потому что каждую твою отличающуюся черту или поступок общество осуждает. И ты думаешь, что просто мог бы себя дожать, уложиться в рамки, все это гложет, создает лишний стресс. Очень сложно четко знать, что есть твой стержень, что ты можешь изменить, что никогда. И вот теперь я начинаю примерно понимать, и больше не буду тратить силы на то, что мне просто не дано.

Жаль, что я не знал о себе этого в раннем детстве. И спасибо судьбе, что с 12 лет дала шанс начать реализовываться в абсолютно свободном мире.

Источник: Facebook Евгения Гордеева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *