Шизофрения симптомы у детей 10

Шизофрения довольно редко встречается у детей. Один заболевший ребенок на 50000 здоровых.

Шизофрения – заболевание психики, при котором страдает познавательная и эмоциональная сферы. Это проявляется уходом в себя и избеганием общения, снижением активности, оскудением эмоций, приступами однообразного возбуждения. Пациенты страдают от бредовых состояний, галлюцинаций зрительных и слуховых.

Полезная реклама. Рекомендуем обратить внимание на страховку от коронавируса COVID-19. Стоимость полиса от 1690 рублей, есть тарифы для всей семьи. Совместно с Zetta Страхование.

Для шизофрении характерно нарушения психической деятельности (речь, эмоции, поведение).

Причины и признаки

Точные причины шизофрении у детей не установлены. Но к факторам риска можно отнести следующие:

  • наследственность (заболевание может передаваться по наследству),
  • длительный стресс (регулярное насилие в семье, в том числе и насилие по отношению к ребенку),
  • внутриутробные инфекции и вирусы,
  • поздняя беременность,
  • прием психотропных средств в подростковом возрасте.

Как правило, шизофрения дает о себе знать ближе к семи годам. Часто заболевание проявляется в подростковом возрасте. Но в некоторых случаях признаки шизофрении можно распознать чуть ли не с рождения.

Признаки шизофрении у детей до 7 лет

В особо тяжелых случаях проблемы психического развития заметны у младенцев и детей первых лет жизни. Не характерный для грудных детей сфокусированный взгляд, оставляющий ощущение, что ребенок смотрит на нечто, не видимое взрослым. Иногда младенец не реагирует и не следит взглядом за перемещаемой перед его лицом погремушкой или другой вещью. Такие дети спят плохо, у них повышена реакция на громкие звуки или яркий свет, они вялы и часто плачут.

Дети, страдающие шизофренией с раннего возраста, имеют задержки в развитии речи и мелкой моторики. В 75% случаев у детей с шизофренией, диагностированной уже в семилетнем возрасте, наблюдались задержки развития в раннем детстве.

У детей одним из признаков шизофрении в раннем детстве является не правильное формирование игровой деятельности.

Ребенок предпочитает однообразную игру, от которой создается впечатление одержимости одним или несколькими объектами, или действиями.

Шизофрения у детей проявляется нарушением межличностных отношений, отсутствием привязанности к родителям или другим значимым взрослым.

Отличительной чертой детей страдающих шизофренией является агрессия, проявляющаяся с первых лет жизни. Такие дети медлительны и неловки, но при этом легковозбудимы склоны к крикам и истерикам. Все эти признаки нарастают с возрастом и уже к трем или четырем годам шизофрения развивается до такой стадии, что видны ее характерные симптомы.

Стоит заметить, что шизофрения, начавшаяся в раннем детстве или младенчестве, всегда протекает в тяжелых формах, и приводит к существенным дефектам в интеллектуальной сфере. Это связано с нарушением познавательной деятельности, которая только формируется в раннем детстве.

Признаки шизофрении у детей школьного и подросткового возраста

Первые признаки шизофрении у детей – это отстраненность от коллективной, да и обычной жизни. У ребенка меняются интересы и мировоззрение, его отношение к миру, другим людям. Это связано с тем, что заболевание приводит к разрушению личности, которая теряет единство и связь с окружающим.

Школьник, страдающий от шизофрении, начинает плохо учиться, ему кажется, что он хуже других и все плохо к нему относятся. Это приводит к замкнутости и мрачности. Ребенок теряет контакт с другими людьми: одноклассниками, родителями, кажется что все и все ему неприятны. Привычные интересы уходят из жизни ребенка, их могут сменить навязчивые маниакальные увлечения.

Больной шизофренией стремится к одиночеству.

Еще одним из признаков шизофрении у детей является нарушение восприятия. Ребенку сложно объединять элементы в целое или выделять значимое из целого. Больные зацикливаются на деталях, при этом им сложно отделить сон от реальности. Ребенок не может понять, где сон, а где реальность, это связано со странными и фантазийными снами, с навязчивыми необычными, яркими идеями и мыслями в реальности.

Признаком шизофрении является ощущение, что ребенок лишился внутреннего стержня, утратил стремления, он отрешен от внешнего мира и погружен в себя. Поведение начинает характеризоваться некой утонченностью, ребенку сложно общаться с посторонними, круг общения сужается.

Со временем все эти проявления нарастают, и шизофрения проявляется первым психозом (галлюцинации, бред, навязчивее идеи, приступы агрессии).

Ребенок в состоянии острого проявления болезни не может нормально воспринимать реальность, его восприятие фрагментарно, в некоторой степени случайно.

Симптоматика

Детская шизофрения в своем проявлении может отличаться от симптоматики взрослых больных. В раннем возрасте ее трудно диагностировать. Особенно остро шизофрения проявляется в период возрастных кризисов (трех, семи и тринадцати лет).

Симптомы заболевания разнообразны и зависят от возраста ребенка и формы заболевания. Но общим можно назвать проявление кататонических состояний.

Симптомы кататонического состояния

Кататонические состояния могут проявляться, не зависимо от формы заболевания.

Это состояние отличается повышенным возбуждением, импульсивностью действий. Приступ может длиться несколько часов.
Основными симптомами кататонического состояния являются:

  • бесцельный бег или топтание на месте, резкие прерывистые движения без определенной цели,
  • хаотичное хождение, часто по кругу, с «пустым» взглядом. Походка может быть страной с неравномерным ритмом. Ребенок не устает от длительного хождения,
  • возбуждение, резко сменяющееся вялостью. Ребенок может резко остановиться и улечься в страной позе,
  • часто ребенок может проснуться среди ночи, и мучатся бессонницей,
  • при тяжелом течении болезни случаются приступы агрессии. Ребенок буквально крушит все, что его окружает, пытается укусить или удушить себя, может выкрикивать бессвязные слова.

Как проявляется болезнь в зависимости от возраста ребенка?

В раннем детстве заболевание проявляется следующими симптомами:

  • уход от реальности, погружение в себя,
  • гиперактивность,
  • двигательные расстройства (стереотипные движения, регресс ходьбы),
  • бедность эмоций,
  • застывание в необычных позах,
  • бессвязная речь,
  • беспричинные слезы или смех,
  • бессмысленные выкрики.

Для детей шести лет и старше характерным симптомом шизофрении является расстройство мышления. Так же к проявлениям заболевания относят:

  • фантазии, в которые ребенок полностью уходит от реальности,
  • усиление тревожных состояний и страхов,
  • чрезмерная мнительность,
  • вялость и пассивность,
  • навязчивые движения,
  • частые перепады настроения,
  • жалобы на скуку.

Для подросткового возраста основным симптомом шизофрении становятся галлюцинации и бредовые состояния. Как правило, впервые эти проявления болезни встречаются у детей 10-13 лет, но в некоторых случаях и раньше.

Чаще всего подростки страдают гебефренией (одна из форм шизофрении). Она проявляется нелепыми шутовскими выходками, бедностью эмоциональной сферы, разорванностью речи, гротескными, необычными фантазиями.

Основу фантазий составляют странные желания или нелепые опасения, перерождающиеся во враждебное или агрессивное отношение к людям.

Для подросткового возраста основным симптомом шизофрении становятся галлюцинации и бредовые состояния. Как правило, впервые эти проявления болезни встречаются у детей 10-13 лет, но в некоторых случаях и раньше.
Чаще всего подростки страдают гебефренией (одна из форм шизофрении). Она проявляется нелепыми шутовскими выходками, бедностью эмоциональной сферы, разорванностью речи, гротескными, необычными фантазиями.
Основу фантазий составляют странные желания или нелепые опасения, перерождающиеся во враждебное или агрессивное отношение к людям.

Общими проявлениями заболевания можно назвать следующие особенности:

  • амбиволентность,
  • проблемы коммуникации,
  • неуверенность в действиях или суждениях,
  • расстройства мышления,
  • расстройства речи (речь может быть как быстрой и отрывистой, так и замедленной с заиканиями),
  • выдумывание новых слов,
  • снижение интеллекта,
  • не способность к ассоциативному мышлению,
  • утрата интересов и увлечений, но при этом может быть маниакальная одержимость неким объектом,
  • бедность и невыразительность эмоций,
  • трудности в ответах на прямые вопросы,
  • навязчивое повторение мыслей,
  • незавершенность высказываний,
  • эгоцентризм,
  • вычурные и сложные высказывания.

Особенности диагностики

Выявить шизофрению у детей в раннем детстве довольно тяжело из-за особенностей развития – томография или ЭЭГ не всегда могут помочь в диагностики. Поэтому выявить форму шизофрении сложно, так как для ее установления очень важно опросить пациента о его галлюцинациях и ощущениях. Из-за этого диагнозы ребенка могут меняться от депрессивного состояния до расстройств аутичного спектра. Часто в раннем возрасте вместо шизофрении диагностируется аутизм.

Проще диагностировать заболевание в подростковом возрасте. Диагноз ставится на основе беседы с психиатром и при явных симптомах шизофрении (оскудение эмоциональной сферы, апатия, расстройства личности). В этом возрасте для уточнения диагноза врач может назначить следующие дополнительные обследования:

  • ЭЭГ (электроэнуцифлографиию) позволяющую отследить активность мозга и увидеть аномалии в его работе;
  • Обследование сосудов;
  • МРТ, благодаря которому выявляются типичные для шизофрении поражения структур головного мозга;
  • Анализы на вирус Эпштейн-Барра или тесты на наличие следов наркотических средств.

Особое место в выявлении шизофрении занимает анализ рисунков больного. Поставить диагноз на основе творчества не возможно, но помочь в установлении формы заболевания оно может. Рисунки больного необычны их отличает стереотипность, неестественное сочетание цветов, необычность форм.

Лечение

Для лечения шизофрении у детей применяют медикаменты и психотерапию.

Маленьким детям назначают нейролептики, при необходимости ноотропы.

Важно поддерживать контакт родителей и лечащего врача, сообщать ему о малейших изменениях в состоянии ребенка.

Родителям не стоит отказываться от госпитализации ребенка, так как без нее невозможно добиться ремиссии заболевания.

Также важно помнить, что диагноз шизофрения не всегда ставит крест на будущем, своевременное и полноценное лечение позволяет ребенку оставаться частью общества. Дети с данным заболеванием могут посещать общеобразовательные школы, домашнее обучение назначается в случае, если сильно выражены аутичные симптомы шизофрении.

Советы родителям

Воспитание и совместная жизнь с ребенком больным шизофрений довольно сложные задачи и требуют большой силы воли и терпения. Самое главное, что нужно родителям сделать, это принять диагноз сына или дочери и верит в успех терапии.

Вот несколько советов специалистов:

  • не нужно спорить с ребенком о его галлюцинациях. Для детей с диагнозом шизофрения их видения часть реальности;
  • постараться создать комфортный режим и обстановку, чтобы ребенок не испытывал лишние эмоциональные перегрузки;
  • стараться обезопасить ребенка от самого себя во время психоза.

Важно вовремя диагностировать заболевание и начать его лечение. От этого во многом зависит дальнейшее будущее ребенка. Поэтому, заметив повторяющиеся странности в поведении ребенка, стоит обратиться к врачу, не дожидаясь первых манифестаций заболевания.

Психические заболевания встречаются у людей различного возраста – как у взрослых, так и у детей. Различные симптомы болезней и отсутствие диагностических критериев для многих из них, затрудняет своевременную постановку точного диагноза и назначение эффективных методов лечения.

Первые признаки шизофрении у детей могут расцениваться родителями и некоторыми специалистами как особенность характера ребенка, его склонность к интроверсии и спокойному времяпрепровождению. Постепенно симптомы усиливаются, и развивается выраженная психическая патология, терапия которой требует комплексного подхода к проблеме.

О заболевании

Шизофрения в детском возрасте относительное распространенное состояние, занимающее в структуре психических заболеваний 0,1-0,2%. Большая диагностическая сложность связана с тем, что в медицине отсутствуют определенные критерии для постановки диагноза. Подобная ситуация сложилась из-за наличия двух систем классификаций болезней, используемых в психиатрической практике – МКБ-10 и DSM-V, последняя из которых посвящена только вопросам психиатрии.

Впервые, дети с шизофренией были описаны в начале 19 века ведущими психиатрами Европы. Отличительный феномен болезни – детский психоз, приводящий в конечном итоге к кататонии или слабоумию. С течением времени, количество описанных случаев патологии увеличивалось, а внутри детской шизофрении появлялась своя классификация.

На данный момент считается, что диагноз выставляется детям, имеющим симптомы заболевания в возрасте до 14 лет. В некоторых странах возрастные рамки сдвинуты: в США – до 13 лет, а в Европе – до 12-14 лет. На практике встречаются случаи заболевания у детей дошкольного возраста, вплоть до возникновения в 3-4 года и ранее.

Диагностикой и лечением болезни занимается детский врач-психиатр, хорошо знакомый с особенностями психической сферы детей в различные периоды их роста. При необходимости, к терапии подключаются смежные медицинские специалисты.

Причины возникновения

Частота проявления шизофрении в детском возрасте – 1 случай на 10 000 детей, что отражает достаточно широкую распространенность патологии. Заболевание встречается у мальчиков чаще, чем у девочек, однако, причины подобного распределения случаев болезни не ясно. Важно отметить, что количество случаев ранней детской шизофрении в действительности может быть выше, так как доктора не всегда выставляют данный диагноз, приводящей к стигме.

Однозначные причины возникновения заболевания не известны, не смотря на большое количество проводимых научных исследований. Точно известно, что болезнь имеет генетические предпосылки, в связи с этим, у родителей, чьи дети больны шизофренией, имеются гены, ассоциированные с патологией.

Доктора выделяют ряд факторов окружающей среды, которые могут выступать триггерами:

  • инфекции у женщины до беременности и во время ее течения;
  • перинатальные негативные состояния (гипоксия, использование лекарственных средств и пр.).

Генетическая предрасположенность подтверждена тем, что имеется большое количество зарегистрированных случаев развития болезни у близких родственников. Важно понимать, что наличие «неправильных» генов – не обязательно приводит к развитию психического расстройства, так как генетическая информация проявляется только при наличии неблагоприятных воздействий извне. Большое значение имеет психологический климат в семье и отношения с близкими людьми и друзьями.

Варианты заболевания

В детском возрасте шизофрения может иметь различные варианты течения, определяющие основные клинические проявления и прогноз для пациента. Форм болезни три:

  1. Непрерывно-прогредиентный вариант – характеризуется злокачественным течением. У ребенка наблюдается быстрое развитие слабоумия и кататонии. Тяжелые психические нарушения развиваются в течение 2-4 лет, приводя к выраженной олигофрении.
  2. При непрерывно вялотекущем течении, развитие болезни длительно. В течение 3-7 лет у подростков формируются расстройства в эмоционально-волевой сфере, возникают невротические состояния и другие нарушения. Слабоумие и проблемы с когнитивными навыками выявляются через 10-11 лет течения патологии.
  3. При приступообразной малопрогредиентной форме особенностью течения являются волнообразные периоды обострений и ремиссий. Приступы характеризуются появлением маниакально-депрессивного расстройства, навязчивыми состояниями, нарушениями чувствительности и ориентации в собственной личности. Вне острого периода у больных сохраняются неврозы, приносящие дискомфорт. У некоторых детей течение благоприятное с единичными приступами в течение года.

Выявление конкретной формы и стадии заболевания играет важную роль в подборе правильного лечения, в том числе, психотерапии.

Как проявляется шизофрения в детском возрасте

Симптомы детской шизофрении представлены различными психическими отклонениями, которые включают в себя кататонические явления, нарушения развития когнитивных функций, слабоумие и пр. Развитие болезни и клинических признаков связано с возрастом ее манифестации.

При возникновении патологии в раннем возрасте (до 6-7 лет) родители и воспитатели в детском саду отмечают апатичность, низкий уровень физической и умственной активности, равнодушие к любым играм. Малыш пытается отдалиться от других детей и взрослых людей, предпочитая находиться в одиночестве. Очень часто у детей выявляют специфическое поведение – повторение одних и тех же действие без какого-либо смысла: перекладывание карандашей и ручек, перемещение по одной траектории в помещении и др. Дети становятся капризными, эмоционально неустойчивыми.

В дошкольном периоде при беседах и наблюдении выявляют изменения восприятия окружающего мира и людей, а также появление нарушений мышления – дети становятся неадекватными и могут высказывать различные по содержанию бредовые идеи. Наиболее часто имеет место бред преследования или восприятия родителей как подмененных людей. Выраженность бредовых концепций и изменения мышления усиливаются с увеличением возраста больного.

Определить шизофрению у ребенка возможно во время разговора с ним. Речь носит обрывистый характер, не целенаправленна, логические элементы в повествовании отсутствуют. Часто выявляются галлюцинации, связанные с искажением окружающего пространства. Характерны дефекты в эмоционально-волевой сфере и равнодушие к близким людям. При этом сохраняется бурная реакция в отношении всего незнакомого, что характерно для заболевания в детском возрасте. Изменения в психической сфере отражаются на внешнем виде человека – он принимает «не удобные» позы, а лицо не выражает каких-либо эмоций.

С увеличением возраста до подросткового периода, симптоматика приобретает более сложный вид. У многих детей формируется склонность к философским рассуждениям, не имеющим под собой какой-либо теоретической или практической основы. Подобные идеи часто не связаны с окружающим миром и примитивны. При дисморфобическом расстройстве человек отрицает свое тело в связи с его уродливостью и неприглядностью.

Гебефренический синдром, отмечаемый у большинства подростков с шизофренией, проявляется гримасничаньем, кривлянием и отсутствием критики в отношении своего поведения.

Диагностические мероприятия

В основе диагностики шизофрении лежат клинические и психологические методы обследования. Выставлять диагноз должен только врач-психиатр, так как другие специалисты не имеют достаточной компетенции в вопросах психического здоровья.

Диагностические мероприятия проводятся по следующему алгоритму:

  1. Беседа с родителями, а при возможности и с самим подростком. Психиатр внимательно собирает все жалобы, давность их возникновения, факторы, после которых они появились или обострились, а также информацию о хобби и деятельности самого больного. Важно отметить, что в процессе беседы рекомендуется уточнить вопрос в отношении случаев шизофрении и других психических расстройств у родственников.
  2. Психиатр во время беседы с больным или при визуальном наблюдении за ним, оценивает мимику, характер совершаемых движений и речи. При осмотре, возможно, выявить бред, сверхценные идеи и галлюцинации. Последние могут быть умышленно скрыты человеком или родителями во избежание постановки диагноза.
  3. Психодиагностические тесты – совокупность методик, направленных на оценку мышления, внимания и других когнитивных процессов. Выбор конкретных тестов зависит от имеющихся у больного симптомов и их выраженности.

Когда ребенку поставили диагноз шизофрения, врачу важно провести дифференциальную диагностику с органическими заболеваниями центральной нервной системы. Необходимо исключить случаи раннего детского аутизма и шизотипического расстройства личности. При раннем детском аутизме у больного отсутствует бред, галлюцинации, волнообразное течение патологии с обострениями и ремиссиями. Взаимодействие с окружающими людьми развивается медленно, но ребенок не избегает его, в отличие от шизофрении.

Шизотипическое расстройство личности характеризуется проявлениями, схожими с шизофренией. При этом психологические особенности не прогрессируют с течением времени, что позволяет разграничить два этих состояния и распознать шизофрению.

Подходы к терапии

В лечении детской шизофрении участвует несколько специалистов, ключевым из которых, является врач-психиатр. Помимо него, обязательно участие психотерапевта и социального работника, ответственного за вопросы реабилитации в обществе.

Основные цели лечения:

  1. Предупредить дальнейшее прогрессирование заболевания и имеющихся симптомов.
  2. Восстановить психологические и когнитивные навыки, обеспечить их развитие с возрастом.
  3. Устранить сопутствующие соматические и неврологические заболевания.

Терапия заболевания основывается на комплексном использовании следующих подходов:

  1. Применение лекарственных средств, направленных на купирование основных симптомов. С этой целью используют современные нейролептики, антидепрессанты и другие группы медикаментов.
  2. Психокоррекция, направленная на уменьшение степени выраженности когнитивных нарушений.
  3. Психотерапия.

Каждый из терапевтических методов имеет свои особенности использования в детском возрасте.

Фармакотерапия

Основная группа препаратов, используемых для коррекции имеющихся психических нарушений в детском возрасте – нейролептики. Все нейролептики различаются своей химической структурой, в связи с чем, их эффект у конкретного больного может отличаться. Чаще всего назначают Хлорпромазин, Клозапин и Рисперидон. Последний относится к атипичным нейролептикам, показывающим хороший терапевтический эффект и редко приводящим к развитию побочных эффектов.

При правильном подборе дозировки и схемы лечения, что осуществляется индивидуально для каждого пациента, наблюдаются следующие эффекты терапии:

  • исчезновение симптомов психоза, бреда и других проявлений шизофрении, связанных с расстройствами мышления;
  • седативное действие, позволяющее предупредить прогрессирование галлюцинаций и бреда;
  • при преобладании заторможенности и апатии человека, психическая деятельность становится более активной;
  • изменения работы внутренних органов, что может стать причиной развития побочных эффектов лечения.

Дозировку нейролептиков подбирают следующим образом. Препарат назначается в минимально допустимой дозе. При отсутствии эффектов, его доза повышается. По достижению желаемого терапевтического действия, врач оставляет данную схему. Следует помнить о том, что у всех нейролептиков существуют возрастные ограничения к использованию, что учитывается при назначении терапии.

Помимо типичных и атипичных нейролептиков, в терапии шизофрении используют ноотропы (Левокарнитин, Глицин и др.), антихолинергические препараты (Бипериден, Тригексифенидил) и антидепрессанты (Флуоксетин, Амитриптилин и пр.).

Немедикаментозный подход

Психокоррекция, проводимая с помощью психотерапии и работы с психологом, является важной частью терапевтического процесса. Вне острого периода шизофрении, всем больным показаны индивидуальные психотерапевтические сеансы, положительно влияющие на личность и обеспечивающие стабилизацию психического состояния в период ремиссии. Кроме работы с ребенком, психотерапевту и социальному работнику необходимо обучать родителей правильному общению с ним. Ребенка необходимо постоянно стимулировать к социальной и двигательной активности.

Тесное взаимодействие между больным, его семьей и специалистами должно сохраняться на постоянной основе и быть систематическим. Детям с подобными заболеваниями часто нужна дополнительная помощь для поступления в детский сад, школу, а в последующем и в ВУЗ. Также тесный контакт с психотерапевтом и психологом позволяет формировать правильные социальные и когнитивные навыки, имеющие большое значение для успешной социализации.

Родители часто волнуются о том, как учиться в школе при шизофрении. На фоне своевременного выявления заболевания и подборе правильного лечения, включающего в себя немедикаментозные методы, человек легко адаптируется к новой среде и способен проходить общий курс школьной программы без серьезных затруднений.

Негативные последствия

При поздней диагностике, отсутствии комплексного лечения и реабилитационных мероприятий, человек теряет возможность к социальной адаптации. Подобное состояние – фактор риска развития алкогольной зависимости и наркомании.

В связи с когнитивными и поведенческими расстройствами, подросток начинает прогуливать школу, перестает общаться с друзьями, проявляет склонность к уходу из дома и бродяжничеству. Многие больные предпринимают попытку суицида или могут нанести вред окружающим людям, в том числе, родственникам и друзьям. Без лечения расстройство имеет тенденцию к постоянному прогрессированию, что, в конечном итоге, обуславливает инвалидизацию больного.

Лечиться ли шизофрения у детей?

Полное выздоровление невозможно, однако, большинство симптомов болезни (двигательные нарушения, галлюцинации и др.) можно устранить с помощью грамотной фармакотерапии и психологической поддержки. В эти случаях, восстанавливается нормальная социализация ребенка и его психическое развитие, количество рецидивов минимально, либо они вовсе отсутствуют. Важно отметить, что терапия носит пожизненный характер, базируясь на комплексной психотерапии и социальной поддержке со стороны близких людей и государственных служб.

Детская шизофрения — серьезная проблема для современной медицины. Родители неохотно обращаются к психиатрам с симптомами болезни, так как опасаются стигмы в обществе после постановки диагноза. Однако наибольшая эффективность терапии и реабилитационных мер наблюдается при раннем лечении. В этот период, когда у больного отсутствуют серьезные нарушения психической и когнитивной сферы, симптомы легко купируются лекарственными препаратами, а психотерапия обеспечивает стойкую ремиссию патологии.

Симптомы и лечение шизофрении у детей и подростков

3.2 Особенности заболевания у детей

В детском возрасте самыми распространенными являются шубообразные и непрерывные формы течения шизофрении. Среди проявлений этого заболевания у детей до 10 лет в основном отсутствуют бредовые расстройства, галлюцинации, помрачение сознания. Преобладают фобии, двигательные нарушения и психосоматические патологии. Отмечаются сверхценные увлечения и фантазирование. Злокачественная непрерывная шизофрении характеризуется наличием у детей двигательных расстройств, эхо-симптомов, застываний, импульсивности в поведении, а также задержки мочи и кала. Возникает дурашливость. При такой разновидности у детей через 1 год формируется тяжелый дефект в виде умственной отсталости с кататонической (двигательной) симптоматикой и аффективными расстройствами.

Непрерывная вялотекущая шизофрения развивается медленно и постепенно — с самых первых месяцев жизни. При этой форме обострения чередуются с периодами нормализации состояния. Наблюдаются психосоматические нарушения, тики, страхи, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), заикание, депрессивные и маниакальные расстройства. У всех пациентов проявления шизофренического дефекта выражены в дошкольном возрасте, но они развиваются до пубертатного периода. У маленьких детей возникают черты аутизма, от 7 лет — эмоциональные нарушения. В препубертатном возрасте поведение характеризуется чудаковатостью, формируется психический и физический инфантилизм.

Продуктивность деятельности у таких больных сохранна, но активность направлена на узкий круг объектов. Чем ближе подростковый возраст, тем больше отмечается ограничение интересов. Происходит снижение активности, замедление мыслительной деятельности. Достигшие пубертатного и юношеского возраста дети-шизофреники несамостоятельны, зависимы от родителей, нуждаются в стимуляции и контроле. Такие пациенты заканчивают среднюю школу хуже ровесников. Выбор специальности осуществляется с трудом из-за больших перерывов отдыха. Приступообразная шизофрения развивается у пациентов в возрасте от 2 лет. Отмечается наличие депрессивных, маниакальных и бредовых состояний. Возникают патологическое фантазирование, страхи и фобии. Каждый пациент переносит до 10 приступов, которые длятся 1-1,5 месяца. Они характеризуются серийностью, а между ними наблюдается ремиссия с аффективными симптомами и признаками, которые свойственны неврозам. Длительность перерыва составляет более 3 лет, ее начало совпадает с юношеским возрастом. Далее возникает новый психоз, симптомы становятся более выраженными, чем ранее.

Иногда отмечаются помрачения сознания. Усложняются бредовые и галлюцинаторные расстройства. Шизофренический дефект при этой форме возникает через 1-3 приступа. Сверхранние (младенческие) припадки переносятся пациентами в период от 3 месяцев до 1,5 лет, т. е. в раннем детском возрасте. Преимущественным симптомом являются соматические и вегетативные нарушения. Диагностируется это расстройство на основании медицинской документации детских непсихиатрических учреждений. В ней описывается состояние ребенка, при котором происходит изменение поведения, внешности, темперамента и характера. Приступы возникают после периода нормального или опережающего развития с проявлениями повышенного или ровного эмоционального фона. Они связаны с соматическими заболеваниями, которые перенес ребенок. Основными симптомами этого расстройства являются двигательные и аффективные нарушения.

У детей-шизофреников отмечается веселый или тревожный фон настроения. Иногда возникают подавленность и отрешенность от окружающего мира. В зависимости от настроения пациента появляется двигательное возбуждение или обездвиженность, которая сопровождается повышением/понижением мышечного тонуса. У детей отмечается наличие монотонного крика приступообразного характера длительностью около 24 часов с перерывами на сон/кормление.

Тревожный аффект проявляется в том, что дети боятся чужих людей, предметов быта, звуков. Возникают ночные страхи. Отмечается повышенная слезливость и постоянная готовность к плачу. У пациентов появляются стереотипные движения пальцев рук, раскачивания туловищем, прыжки и удары головой о кровать. Возникают нарушения сна и аппетита. Длительность отдыха сокращается, период засыпания увеличивается. Сон становится чутким и поверхностным, дети пробуждаются от малейшего шума.

Возникает усталость в дневное время суток и бодрствование ночью. Частые проявления сверхранних приступов — срыгивания, рвота и диарея. Дети отказываются от приема пищи или происходит повышение аппетита. Отмечаются побледнение кожных покровов, морщины на лбу или возле рта. Взгляд таких детей неподвижен. Возникает замедление развития — как психического, так и физического. Затем оно происходит в прежнем нормальном темпе. Признаки гипомании возникают после 2-3 месяцев светлого промежутка. С этого момента проявления становятся стабильными и имеют неизменный характер. Отмечается отсутствие суточных колебаний настроения и депрессивных состояний. У некоторых детей наблюдаются повторные приступы в возрасте 2-3 или 8-10 лет. При этом возникает патологическое фантазирование, тревожное настроение. После их завершения аффективные симптомы у пациента сохраняются.

Признаки шизофренического дефекта проявляются сразу после первого приступа, но они варьируются от неглубоких изменений личности до признаков умственной отсталости. Отмечается задержка развития, которая характеризуется трудностями в обучении ребенка в обычных общеобразовательных школах. Возникают страхи, эмоциональные и двигательные расстройства. Несмотря на незначительную глубину личностных изменений, дети испытывают трудности адаптации в первые годы обучения. Они не общаются с одноклассниками, неусидчивы и конфликтны. Эти проявления заставляют родителей обратиться к врачу-психиатру. По мере взросления у детей наблюдается стабилизация школьной успеваемости.

Шизофрения у детей. Как выглядит мир ребенка-шизофреника?

Шизофрения у детей – психическое заболевание, которое частично или полностью разрушает мыслительные, познавательные и эмоциональные функции психики ребенка. Нормальные процессы детского сознания замещаются галлюцинациями и бредом. Кардинально меняется личность ребенка и его взаимоотношения с миром.

В сознании больных шизофренией детей все происходящие в реальности события смешиваются с элементами воображаемого мира. Невозможность отделить реальный мир от придуманного образует в их головах ужасную неразбериху, осмыслить которую сложно даже здоровому человеку.

Ребенок, больной шизофренией, может иметь трудности в общении с родными и сверстниками. Болезнь делает его испуганным, замкнутым, а общественная жизнь (школа, работа) становится частью нереального мира, в котором шизофренику сложно ориентироваться. Полностью вылечить шизофрению нельзя, можно лишь облегчить её симптомы препаратами и психотерапией.

Причины детской и подростковой шизофрении можно обусловить генетическими нарушениями. В ДНК больных детей обнаруживаются мутации, не свойственные здоровым людям. Ранее заболевание не отождествляли с генетикой. Сегодня медики допускают наличие предрасположенности у детей, родственникам которых (даже не прямым) установлен подобный диагноз.

Также причины патологии можно проследить в нарушениях клеток мозга. Когда элементы ДНК (гистоны) не могут присоединить к себе ацетильную группу, образуется недостаточность ацетильно-гистоновых связей, порождающий диагноз шизофрения у детей и подростков.

Существует версия, утверждающая, что причины заболевания кроются в дисбалансе таких веществ, как: серотонин, допамин, вазопрессин, норадреналин, холецистокинин в организме ребенка. Следствием такого дисбаланса становится сбой метаболизма белковых и углеводистых соединений.

Есть и другие причины, которые можно считать источником патологии:

  • поздняя беременность;
  • экстремальные жизненные условия – насилие физического, эмоционального характера, скандалы, развод родителей и прочее;
  • внутриутробные вирусные заболевания;
  • голодание матери во время вынашивания ребенка;
  • детская наркомания с употреблением психотропных веществ – ЛСД, псилобицина, МДМА.

Интересно, что иногда у больных шизофренией рождаются дети с уровнем интеллекта, во много раз превышающим интеллект детей, рожденных здоровыми родителями. Причины такого явления пока не изучены.

Как распознать?

Признаки шизофрении у детей и подростков выражены слабо, характеризуются незавершенностью, стертостью. Однако легко можно выделить проявление симптомов стандартных групп – продуктивной и негативной.

  • Негативные признаки – исчезают нормальные качества, которые постепенно выпадают, стираются из личности больных детей. Снижается эмоциональность, познавательная потребность, активность, интерес к окружающему миру. Нарушается речь, деформируются процессы мышления, снижается уровень интеллекта. Происходит двигательная деградация – ребенок разучивается ходить, ползает.
  • Продуктивные признаки – в сознании больных появляются процессы, которых там не должно быть – галлюцинации, бред, фантазии, страхи, при этом ребенок принимает их за действительность. Неадекватно воспринимая свою внешность, они сроят бредовые идеи насчет несуществующих физических уродств, страдают анорексией. Проявляется философическая интоксикация – зацикленность на абстрактных проблемах, которая сопровождается примитивными, поверхностными размышлениями на возвышенные темы.

Продуктивная симптоматика также проявляется грубостью, жестокостью, сексуальной расторможенностью, склонностью к алкоголю и наркотикам.

Первые признаки

Если ребенок дошкольного возраста болен шизофренией, первые признаки можно распознать не позднее 7 лет, внимательно наблюдая за его поведением. Если вы заметили странные перемены в ребенке в виде необоснованного страха, разговоров с кем-то невидимым, возможно у вас появились веские причины показать ребенка психиатру.

  1. Паранойя. Возможно, ваш ребенок вообразил, что окружающие обращаются к нему в унизительном тоне, все вокруг сговорились против него?
  2. Галлюцинации. Вы замечали, что он слышит голоса, разговаривает с ними, видит несуществующие вещи?
  3. Снижение в гигиене. Стал равнодушен к своему внешнему виду, безразличен к гигиене?
  4. Необоснованная тревожность, страх. Ваш ребенок жаловался, что боится каких-либо нестандартных вещей? Его страхи не похожи на обычные «страшилки» детей, вроде монстров в шкафу? Он высказывает опасения, насчет несуществующих вещей, которые невидимы другим?
  5. Изолированность. Возможно, он вдруг потерял интерес к общению со сверстниками, равнодушен к детским играм, не может построить длительные отношения с ребятами своего возраста?
  6. Экстремальная капризность. Вы наблюдали резкие, ничем не обоснованные перепады настроения, по крайней мере, видимыми причинами?
  7. Раздробленность речи. Не было ли случаев, что ребенок терял способность адекватно высказываться, вести диалог в рамках обычной модели?
  8. Хаотичность мысли. Вы замечали, что он иногда не способен отделить сны и сюжеты из телевизионной фантастики от реальных событий?

Если хотя бы 5 из 8 признаков совпадает с симптомами, которые можно определить у вашего ребенка, возможно, вы столкнулись с первыми проявлениями шизофрении.

  • Возможно вас заинтересует: лечение страхов у детей

Чтобы последующая консультация у специалиста была максимально продуктивной, заведите дневник, записывайте необычные симптомы, которые сможете выявить. Для дальнейшей диагностики обратитесь в кабинет психиатра.

Формы

Исходом любой из форм шизофрении являются необратимые дефекты психики: эмоциональное оскудение, абулия, разорванное мышление и речь, выраженное слабоумие.

Параноидная

У детей редко встречается параноидная форма шизофрении, чаще у юношей и взрослых. Но если в возрасте 10-12 лет диагностируется параноидная шизофрения, то её проявления будут выражаться страхами, бредом, манией преследования, философической интоксикацией. Ребенок внезапно может стать чрезвычайно враждебным, злобным, особенно по отношению к близким, отказаться от еды, довести себя до анорексии. Ему всюду чудится заговор, будто его хотят отравить или сделать еще что-то ужасное.

Кататоническая

Характеризуется двигательными патологиями – кататоническим возбуждением, которое выражается в однообразных движениях и манипуляциях с вещами, неестественной подвижности – взмахи руками и т.д. Двигательная активность периодически переходит в состояние ступора, сильного мышечного напряжения, застывания в неловкой позе, неподвижности. Ребенок замкнут и отрешен от реального мира, страдает депрессией, негативизмом, отказывается есть, разговаривать, забивается в угол, не реагирует на вопросы.

Гебефреническая

Чаще всего наблюдают у подростков школьного возраста, юношей. Сначала ребенок становится рассеянным, страдает бессонницей и острыми головными болями. Основным признаком данной формы является дурашливое поведение, немотивированная веселость и возбуждение. Ребенок совершает однообразные нелепые поступки, становится чудаковатым, кривляется и гримасничает. Иногда галлюцинирует, придумывает бредовые идеи, словно хочет развеселить окружающих.

Простая

Простая форма шизофрении часто возникает у детей, реже – в юности. Ребенок стремительно теряет интерес к обучению, становится вялым, безразличным, замкнутым. Снижается уровень интеллекта, прогрессирует паранойя, галлюцинации. Ребенок становится агрессивным, особенно если его принуждают ходить в школу, стремится уйти из дома, бесцельно скитается где попало, совершает асоциальные поступки.

  • Интересно почитать: как преодолеть мутизм у детей

Привитая

Развивается у детей, в подростковом возрасте, если были какие-либо травмы головы или поражения мозга, ставшие причиной зпр. Данная форма прививается на подходящую почву, поражая детей, которые в прошлом проявляли приступы капризного упрямства, были замкнутыми, раздражительными, возможно они перенесли неизвестное заболевание, интоксикацию.

Диагностика

Диагностика шизофрении у детей включает в себя лабораторные исследования и психологические методы. Психиатр предложит пройти комплексную диагностику, в которую войдут:

  • МРТ, для выявления типичных при шизофрении изменений в структуре мозга, исследования функциональной активности в каждой области мозга и исключения возможных опухолей.
  • Электрическая энцефалография, чтобы отразить явную картину мозговой биоэлектрической активности.
  • Дуплексное сканирование сосудов, для выявления возможных заболеваний – атеросклероза, патологий венозного оттока.
  • Нейротест, чтобы определить наличие аутоантител к белковым соединениям в нервных клетках – диагностика эффективности функций нервной системы.
  • Психологические тесты для определения адекватности мышления, памяти, восприятия и внимания, выявления сбоев в работе мозга.

Одновременно будет проведена диагностика систем пищеварения, дыхания, эндокринной и сердечно-сосудистой. Обязательны анализы на наличие наркотических средств в крови, вируса Эпштейн-Барра и герпеса. Иногда исследуют спинномозговую жидкость, чтобы удостовериться в отсутствии инфекций и раковых новообразований.

Рисунки

Рисунки больных шизофренией детей – это эффективный метод, дополняющий клинические исследования. Творческая работа помогает ребенку выразить свои переживания, раскрыть типичные тенденции психологического расстройства.

Выявить патологию по одному рисунку сложно, он лишь является сигналом, отображая возможные симптомы нездоровой психики ребенка.

Лучшие рисунки, с точки зрения диагностики, получаются тогда, когда творческая работа осуществляется на свободную тематику, без уточнения задания.

Рисунки больных детей содержат определенные признаки, позволяющие выявить симптомы шизофрении в раннем возрасте:

  • Символизм – в рисунке определенным способом зашифровывается некая информация. Такой шифр окружающим разгадать сложно, иногда ребенок сам не в состоянии понять свою работу.
  • Стереотипность – больной постоянно повторяется в своих рисунках. Каждая новая работа включает тот же образ, объект, форму.
  • Разрыв «ассоциативного аппарата» – составные части объекта, который пытается изобразить ребенок, бессвязны, разорваны. Изображая, к примеру, человека или животное, больной рисует его частями, некоторые части вообще рисует на другом листе.
  • Невыясненные формы – работа состоит из разнообразных, бессвязных элементов, незаконченных объектов, форму которых определить сложно. Рисунки живых существ отличаются довольно странным видом – несуществующие животные.
  • Агглютинация – при рассмотрении нескольких картин, можно заметить как одна работа, плавно перетекает, «проникает» в сюжет другой.

Если говорить о цвете, то дети-шизофреники предпочитают абстрагироваться от определенных оттенков, раздражаются при виде некоторых цветов. При вялотекущей шизофрении отношение к цвету апатичное, если же атака прогрессирует, ребенка могут дико раздражать черный и красный цвет.

Симптомы шизофрении хорошо прослеживаются на цветных рисунках. Частые признаки заболевания – неестественное сочетание цветов (солнце красного цвета, а трава – черная). Если картина нарисована тусклым серым цветом, но имеется яркое пятно, вспышка – это свидетельствует о надвигающемся приступе.

Тесты

Специфическая шизофрения, не позволяющая исследовать себя обычными клиническими методами, оставляет единственный ключ к пониманию внутреннего мира больного – психологические тесты.

Тест «Маска»

Пациенту показывают рисунок маски, которая имеет изогнутую форму и смотрящий видит её с вогнутой стороны. Ребенок с нормальной психикой воспринимает округлые формы, игру света-тени, поэтому маска кажется ему выпуклой. Но глаза шизофреника невозможно обмануть – он увидит, что маска вогнутая.

Мозг больного не воспримет перечисленные показатели, либо не свяжет их с объектом, не установит связь между маской и окружающими её явлениями. На фоне кажущейся ему неразберихи он увидит лишь вогнутую маску.

Цветовой тест Люшера

Тест состоит из 8 цветов. Ребенку предложат выбрать цвета по степени приятности – от цвета, который больше всего приятен, до цвета, который не приятен, раздражает. Тест проводится в хорошо освещенном помещении с естественным освещением.

Механизм теста прост – ребенок выберет цвета подсознательно. Анализ и расшифровка ответов теста говорят о том, что желтый цвет предпочитают психически нездоровые люди. Не зря желтый цвет отождествляют с безумием.

Лечение шизофрении у детей может проводиться дома или в стационаре. Госпитализация проводится, если симптомы говорят об острой форме – в таком состоянии дети и подростки опасны для окружающих и самих себя. Дальнейшая реабилитация будет проходить в реабилитационном центре и группах поддержки.

Лечение сочетает применение лекарств, индивидуальную, семейную психотерапию, специализированные реабилитационные программы.

Психотерапевтическая работа с детьми-шизофрениками успешно и эффективно практикуется с использованием моделей бихевиоризма: «политика жетонов», «усиленная коррекция», «техника удаления», «плата за проступок».

Не менее эффективными оказались методики творческого самовыражения: элементы арт-терапии, психодраматические постановки, телесно-ориентированные методики, примеры танцевальной, интегративной терапии, а также других экзистенциальных методов.

Препараты

Прогрессирующая шизофрения у детей может потребовать применения психотропных препаратов – это атипичные нейролептики, воздействующие на нервные рецепторы, изрядно тормозящие негативные проявления и сохраняющие функции мышления и восприятия на удовлетворительном уровне.

Действие нейролептиков не способно полностью подавить симптомы шизофрении у детей разного возраста, но они помогают сгладить проявления болезни.

Наиболее эффективными считают действие Торазина, Геодона, Галоперидола, Зипрекса, Проликсина, Клозапина, Стелазина, Меларила, Трифалона и Навана. Самостоятельно отменять прием препаратов запрещается, в связи с высоким риском рецидивов.

Дозу препарата определяет врач, так как их сложно подобрать правильно, с учетом стадии болезни. Тем более все нейролептики имеют побочные эффекты. Поэтому врач, лечащий ребенка препаратами должен следить за симптомами инсулиновой резистентности, чтобы не спровоцировать сахарный диабет.

Электрошок

Электрошок используется только при лечении детей старшего возраста, подростков исключительно в крайних случаях, чтобы быстро вывести ребенка из состояния глубокой депрессии. Процедура выглядит следующим образом: на мозг проводится воздействие коротким разрядом электрического тока.

Предварительно пациента усыпляют и вводят лекарства, приводящие мускулатуру в расслабленное состояние. Лечение электрошоком спасает при тяжких депрессивных состояниях, когда есть вероятность попыток суицида.

У детей шизофрения протекает преимущественно в непрерывной форме, приступы и шубы у них отмечаются реже, чем у подростков. Провоцирующими факторами начала заболевания являются патология беременности и родов, инфекции, черепно-мозговые травмы, отрыв ребенка от семьи, частая смена привычной обстановки. У детей в силу несформированности сложных форм самосознания и абстрактного мышления не встречаются систематизированные бредовые идеи, синдром Кандинского—Клерамбо в полном объеме, типичные псевдогаллюцинации. Среди галлюцинаций чаще отмечаются зрительные, а не слуховые.

Детская психическая патология проявляется обилием страхов, патологическим фантазированием, расстройствами контакта с окружающими, нарушениями речи и игровой деятельности, моторными расстройствами, соматовегетативными проявлениями (особенно расстройствами сна). Заболевание имеет тенденцию к усилению в периоды первого (3—4 года) и второго (6—8 лет) возрастных кризов.

Рассмотрим типичные проявления детской шизофрении. Страхи часто возникают без видимой причины. Они легко генерализуются (расширяются), нередко психологически непонятны. Ребенок вдруг начинает бояться кухонного шкафа, мяуканья кошки. Иногда он сам выдумывает образ, например «кота-мясоеда», а затем начинает бояться его, как если бы он существовал на самом деле. Страхи могут носить неожиданно фантастический характер: ребенок боится «оторваться от земли, которая может выйти из орбиты» /пример Г. Е. Сухаревой, 119, с. 212/. В отличие от здоровых детей, которые при страхах ищут помощи у взрослых, больные не хотят рассказывать о своих страхах. Весьма распространен аморфный, беспредметный страх, причину которого ребенок не может объяснить. На фоне тревожно-боязливого состояния обычные вещи могут приобретать зловещий характер. Ребенок говорит, что «стул какой-то не такой, чем-то угрожает».

Патологическое фантазирование причудливо, никак не связано с действительностью, не отталкивается от фактов. Порой фантазирование носит бредоподобный характер. Например, ребенок воображает себя кем-то другим и перестает откликаться на свое имя (фантазии перевоплощения). Внутренне богатое фантазирование не сопровождается, как свойственно обычным детям, выразительной внешней экспрессией: ребенок о чем-то шепчется сам с собой, отрешен от окружающего.

Игры нередко носят стереотипный (кататоноподобный) характер. Дети, например, часами наливают и выливают воду из банки. Игрушкам они предпочитают бытовые предметы, с которыми совершают манипуляции, не соответствующие их назначению: без устали катают стакан, издают различные звуки ключами, чайником. Иногда таким детям свойственно стремление ломать вещи. В игры с другими детьми активно не вступают.

Сильно страдает контакт с окружающими. Дети избегают смотреть в глаза, замыкаются в себе. Родителей скорее любят «головой», чем «сердцем», легко расстаются с ними. Трудность расставания нередко связана не с душевной привязанностью, а со страхом оказаться в одиночестве или в незнакомой обстановке. Ряд детей, которые действительно любили своих родителей, начинают не только холодно относиться к ним, но и испытывать враждебность. В их отношении к близким появляется садистичность, одновременно сочетающаяся с проявлениями любви и сексуальным тяготением (чаще к матери). Типично отсутствие детской жизнерадостности, радости контакта, откликаемости на ласку. Недостаточная эмоциональность может соединяться с чрезмерной сенситивностью, ранимостью. У некоторых детей в самом раннем возрасте отмечается низкий общий биологический тонус, сниженный инстинкт самосохранения, пассивность.

В младших классах педагоги отмечают у шизофренических детей «непонятную и странную» двигательную расторможенность, нарушение активного внимания, причудливость усвоения знаний: отличные познания в трудных областях соседствуют с поверхностными и нечеткими знаниями о более простых вещах. Большую трудность как для учебы, так и для жизни семьи представляют волевые нарушения у детей. Ребенок, честолюбиво относясь к школьной успеваемости, никак не может сесть за уроки, сопротивляется помощи родителей в этом отношении. Дома постоянно говорит какую-то «ерунду». Его просили, наказывали, он вроде бы все понял и пообещал, но в следующий раз, «мимо» своего обещания, он возвращается к прежнему.

Весьма настораживают эпизоды алогичного поведения. Вспоминаю мальчика, который, когда его обижали дети, в ответ на это пил чернила и ел гуталин. Других явных нарушений не отмечалось. Но через два года у него развилась злокачественная шизофрения, приведшая к распаду личности.

При острых шизофренических приступах у детей отмечаются напряженность, тревога. Они растеряны, но малодоступны в плане своих переживаний. Родители могут принимать приступы за соматическое заболевание, потому что дети выглядят соматически неблагополучно. У них повышается температура, обложен язык, плохой аппетит, они теряют в весе, отмечается патология клинического анализа крови. Однако в картине болезни доминируют психопатологические расстройства. Бред у детей часто проявляется не столько в высказываниях, сколько в поведении: они прячутся, куда-то бегут, отказываются принимать от родителей пищу и т. д.

Шизофренический процесс накладывает отпечаток на психическое развитие ребенка. В легких случаях имеет место дисгармонический дизонтогенез (нарушение индивидуального развития). Отмечается диссоциация между ускоренным интеллектуальным созреванием и задержкой развития двигательных навыков и навыков самообслуживания. Лучший друг такого ребенка — книга, она интереснее любой игры. Дети склонны к «заумным» вопросам: «Почему я есть я, а не кто-нибудь другой?» и т. п. Отмечается выраженный инфантилизм и одновременно «стариковство»: 8-летний ребенок не может усвоить, что нельзя мешать окружающим, когда они заняты, и при этом глубокомысленно рассуждает о проблемах жизни и смерти. У таких детей нет детской плавности и грациозности движений. Некоторые обучаются самостоятельно одеваться лишь к семи годам. Подобным детям нередко свойственны проявления раннего детского аутизма.

В более тяжелых случаях возникает явная задержка психического развития. Особенно плохо, если болезнь начинается до трех лет. В таких случаях у детей отмечается олигофреноподобность, что вообще для шизофрении не свойственно.

Г. Е. Сухарева писала, что прогноз заболевания зависит от преморбида.У синтонных и стеничных, активных детей прогноз обычно лучше, чем у детей, в преморбиде которых отмечались замкнутость, вялость, апатия,— у них болезнь приводит к быстрому падению и до того невысокой активности /119, с. 288-289/. Эта закономерность во многом справедлива по отношению к подросткам и взрослым, о чем писали многие психиатры (Мауц, Кан, Ланге и др.).

У подростков шизофрения по психопатологической картине приближается к таковой у взрослых. Пубертатный период является опасным возрастом в плане начала и обострения шизофренического процесса. Для этого возраста типична злокачественная «ядерная» шизофрения. У мальчиков она возникает чаще, чем у девочек. Характерно непрерывное течение заболевания с полиморфной и неразвернутой симптоматикой, приводящее через 1—3 года к эмоциональному опустошению и формированию конечного состояния. В тяжелых случаях отмечается глубокий регресс поведения: больные едят руками, употребляют в пищу отбросы, фекалии, открыто мастурбируют. При этой форме болезнь дебютирует негативной симптоматикой. Сознание собственной измененности не характерно, так как быстро нарастающий дефект не дает возможности прореагировать на происходящие изменения. Для родителей случившееся с подростком оказывается нежданной трагедией, так как до болезни их дети часто демонстрировали «образцовое» поведение: были послушными, хорошо учились, не доставляли хлопот.

Иногда эту форму шизофрении называют крепелиновской, так как она, начинаясь в подростковом возрасте, приводит к раннему слабоумию, что Э. Крепелин считал наиболее характерным. Крепелин при описании «раннего слабоумия» первоначально выделял четыре формы: простую, параноидную, кататоническую, гебефреническую. При злокачественной «ядерной» шизофрении они как раз и отмечаются.

Простая форма характеризуется бедностью позитивной симптоматики. Заболевание в основном исчерпывается негативной симптоматикой. При параноидной и кататонической формах на фоне негативной симптоматики проявляются соответственно параноидные и кататонические расстройства. Нередко самой тяжелой оказывается гебефреническая форма, при которой наблюдаются грубая дурашливость, нелепая экзальтация, гримасничанье, неадекватный смех, возбуждение, разорванность речи. Регресс поведения здесь бывает особенно глубоким. При всех формах злокачественной шизофрении за фасадом бездеятельности или возбуждения ощущается душевная пустота.

Другим характерным вариантом шизофрении подросткового возраста является психопатоподобная гебоидная (греч. hebe — юность, eidos — вид) шизофрения. Она похожа на злокачественную преобладанием негативной симптоматики над позитивной, но более благоприятна в плане прогноза.

Гебоидность проявляется гротескно измененными чертами пубертатного криза. Даже «нормальный» пубертатный криз характеризуется психической дисгармонией и неустойчивостью. Г. Е. Сухарева отмечала, что в интеллектуальной сфере это выражается в стремлении к мудрствованию, разрешению сложных философских проблем; в сфере эмоций — в сочетании повышенной сенситивности в отношении собственных переживаний и интересов с определенной черствостью к другим, застенчивости и тормозимости — с развязностью и самоуверенностью. Критицизм, оппозиционная готовность во взаимоотношениях с окружающими, в первую очередь с родителями, стремление к самостоятельности легко приобретают характер реакций протеста. Появляется повышенный интерес к своей внешности, сенситивная реакция на ее оценку. Пробуждается сексуальное влечение, в связи с которым возникают конфликтные переживания. Типичны проявления эмоциональной неустойчивости, лабильность аффекта /119, с. 222/.

Многое из этого характерно для гебоидов. Однако у них на фоне эмоционального оскудения выявляется патология влечений: садизм, неопрятность, тяга к грязному, гниющему, склонность к бродяжничеству и т. д. Гебоидам свойственна агрессивность. В отличие от подростков с органическими заболеваниями мозга, они могут совершать жестокие поступки на эмоционально холодном фоне, без вспышек раздражительности, возбужденности. Нередко, особенно у девочек, отмечается гиперсексуальность. В. Н. Мамцева связывала гебоидный синдром с ускоренным половым метаморфозом и половой акселерацией. Девочки склонны к оговорам в изнасиловании, а также к самооговорам в сексуальной сфере — частично это связано с патологически извращенным фантазированием. Мальчики хвастаются драками, преступлениями, которых они не совершали.

Антисоциальный путь типичен для гебоидов. Для них характерен так называемый «жизненный дрейф». Они без цели плывут туда, куда их несут «волны жизни». В результате оказываются в компаниях, где пьют, употребляют наркотики, предаются сексуальной распущенности, совершают правонарушения. Это не случайно. Во-первых, гебоидам свойственно тягостное безразличие, утрата живого вкуса к жизни, и они пытаются «поджечь» себя острыми переживаниями, впечатлениями. Во-вторых, им свойственны дисфорические состояния, которые требуют разрядки внутреннего злого дискомфорта. Несмотря на внешнюю общительность, глубокая дружба и привязанность для гебоидов не характерны. Их равнодушие и черствость особенно проявляются по отношению к близким. Родители говорят, что их детей как будто «подменили». Родителям трудно адаптироваться к жестокому равнодушию детей, которые еще недавно его совершенно не проявляли.

Некоторым гебоидам свойственна «метафизическая интоксикация», которая проявляется стремлением к философскому рассуждательству. Темами обычно становятся идеи абсолютной свободы, приоритет «темных» духовных сил над «светлыми», эстетизация пороков. Некоторые гебоиды смакуют рассказы, фильмы, песни об убийцах, мизантропах, маньяках, исповедуют кредо: «Все люди — гадины. Будь же и ты таким». Раньше им было созвучно движение «панков» с его ярким злым протестом. Многие гебоиды обладают высоким интеллектом, и тогда они переводят с английского языка тексты песен Мерилина Мэнсона, Ника Кейва, Курта Кобейна и других музыкальных «идолов», живописующих эстетику зла и разрушения.

Рассуждая часами на философские темы, больные бросают учебу, так как она им становится неинтересна и трудна по причине шизофренических расстройств мышления. При всей асоциальности гебоиды, по причине схизиса, не отличаются цельностью садизма и агрессии, рядом с подобными проявлениями в них уживаются элементы душевной тонкости. Вспоминаю подобного подростка, заядлого хулигана, который, стесняясь и не без нежности, рассказывал о своей девушке, с которой ему так хорошо просто гулять по парку. При этом без всякой застенчивости, не понимая, как к нему в связи с этим относятся окружающие, он откровенничал обо всех безобразиях своей жизни и жизни своих приятелей — в этом видится некритичная обнаженность, моменты регрессивной синтонности. Иной гебоид, наживаясь на торговле наркотиками, не вызывает у собеседника ощущения полной безнравственности, так как криминальность сосуществует в нем с искренним интересом к восточной философии, идеям Швейцера.

Некоторым гебоидам, благодаря расщепленному существованию в них тонких, по-своему милых проявлений, хочется помогать, так как не чувствуешь в них законченной вульгарности и циничности. Однако помочь трудно, потому что они обычно просят не о помощи, а о том, чтобы им не мешали жить, как им нравится.

Прогноз гебоидной вялотекущей шизофрении достаточно благоприятен. В постпубертатном периоде, как отмечали Г. П. Пантелеева и М. Я. Цуцульковская, возможна неплохая социальная адаптация, если болезнь не переходит в прогредиентную параноидную форму /140, 141/. Эмоциональный ущерб, как правило, оказывался меньше, чем думалось в активный период болезни: видимо, здесь действует общая закономерность — многие подростки в переходном периоде эгоистичней и черствее, чем до и после него.

У гебоидов, начавших в подростковом возрасте употреблять алкоголь и наркотики, с возрастом может формироваться абстинентный синдром. Однако им, как и вообще шизофреническим людям, свойственен атипичный алкоголизм: иногда они могут пить «по-здоровому», то есть без потери контроля над количеством выпитого, при алкогольной измененности внешности личностные алкогольные изменения выражены минимально. У них бывают периоды, когда влечение к алкоголю носит импульсивно непреодолимый характер, бороться с ним невозможно — вот почему при шизофрении опасно употребление лекарств, несовместимых с алкоголем. При наркомании именно больные шизофренией способны, в отличие от психопатов и акцентуантов, достаточно легко преодолеть абстинентный синдром и прекратить злоупотребление без специального лечения.

От подросткового возраста неотделимы следующие синдромы: дисморфоманический, аноректический, синдром «метафизической интоксикации».

Для дисморфоманического синдрома при шизофрении характерна психологическая непонятность проявлений и социальная дезадаптация. У подростка может иметься явный физический дефект, к которому он относится спокойно, а переживания концентрируются на вымышленном недостатке. Маскировка этого недостатка носит нелепый характер. Например, подросток летом прячет якобы уродливый подбородок в зимний шарф. В преморбиде может не отмечаться чувствительности к мнению окружающих. Дисморфомания порой начинается внезапно, без внешней провокации в виде критических замечаний окружающих по поводу внешности подростка. Идеи отношения выходят за дисморфоманическую тематику: подросток считает, что на него обращают внимание по причине плохого к нему отношения. Внешнему дефекту даются нелогичные объяснения: онанизм, перегрев на солнце и т. д. Вместе с дисморфоманией отмечается и другая шизофреническая симптоматика: нарушения мышления, деперсонализация, навязчивости и т. д. Нарастают расстройства негативного регистра.

Аноректический синдром (анорексия в пер. с греч. значит отсутствие аппетита) проявляется разнообразными нарушениями, связанными с процессом еды, чаще встречается у девочек. При шизофрении часто отмечается не просто ограничение в еде, а использование вычурных диет. Чувство голода обычно слабое, что говорит о возникновении расстройства из глубин организма. Возникает влечение к вызыванию рвоты не только ради цели похудеть, а ради самого процесса. Даже при явном истощении подростки заявляют о том, что нужно продолжать худеть, и о том, что теперь стали по-настоящему красивыми. Постепенно появляются другие шизофренические симптомы, нарастает негативная симптоматика, нарушается социальная адаптация. Характерна отчужденность и даже враждебность по отношению к близким. Народу со стремлением к стройности уживается откровенная неряшливость, неопрятность.

Синдром шизофренической «метафизической интоксикации» проявляется суемудрием: странными, алогичными, малопродуктивными размышлениями на различные философские темы. Определение «интоксикация» подчеркивает то, что подросток как бы «отравлен» метафизическими проблемами в ущерб полноценной жизни. Имеется и другой оттенок смысла. Вспоминаю, как один подросток рассказывал, что занятия философией приносят ему ощущение приятного опьянения, которое сильнее, чем от спиртного, и ради которого (а не ради поиска истины) он и читает философские книги. Иногда больные шизофренией в отличие от шизоидов говорят об амбивалентном отношении к своему философствованию: они бы и не хотели им заниматься, но что-то внутри заставляет их беспрерывно рассуждать. Больные редко ищут единомышленников, не борются за претворение своих идей в жизнь, не способны ярко и увлекательно изложить свои мысли, «расплываются» в резонерстве. Также имеется другая шизофреническая симптоматика, нарастание негативных расстройств. Подробно об этих трех расстройствах можно прочесть у А. Е. Личко в книге «Шизофрения у подростков» /142, с. 51-70/.

Шизофреническим подросткам свойственна одержимость вычурно необычными, непродуктивными увлечениями. Например, главной страстью подростка становится коллекционирование разнообразных табличек и объявлений. Он с жадностью и мольбой просит всех знакомых собирать для него эти вещи. Сам постоянно этим занимается, даже нарушая закон. Вся его квартира увешана табличками. С горящими глазами он рассказывает всем, кто согласен слушать, про свое хобби, не замечая, что люди подсмеиваются над ним, считают чудаком.

В патологическое фантазирование подростков могут вкрадываться, как отмечают В. А. Мамцева и О. Д. Сосюкало, элементы псевдогаллюцинаций, рудиментарные идеи воздействия. Также они сообщают о том, что навязчивые опасения, сопровождающиеся защитными ритуалами, могут пройти, а ритуалы остаться, теряя свою психологически защитную функцию /12, с. 440-444/.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *