Респираторно аффективный приступ

Профилактика и причины (АРП) аффективно-респираторного приступа у ребенка, советы родителям

Это приступы, при которых после воздействия чрезмерного для нервной системы эмоционального или физического раздражителя у ребенка задерживается дыхание, возникает кратковременное апноэ (остановка дыхания), иногда присоединяются судороги и потеря сознания. Такие приступы проходят обычно без последствий, но требуют наблюдения невролога и кардиолога.

Аффективно-респираторные приступы возникают у детей в возрасте от 6 месяцев до полутора лет. Иногда они появляются и у ребенка 2-3-летнего возраста. Новорожденные не страдают, до 6 месяцев приступов практически не бывает из-за выраженной незрелости нервной системы, а с возрастом ребенок их «перерастает». Частота приступов – до 5% от численности всех малышей. Такой ребенок требует особого внимания при воспитании, потому что детские приступы эквивалентны истерическим припадкам у взрослых.

Почему возникают приступы?

Ведущие причины – наследственные. Есть дети, возбудимые от рождения, и есть особенности характера родителей, которые невольно провоцируют эти приступы. Родители таких детей тоже переживали в детстве приступы «закатывания». У детей аффективно-респираторные пароксизмы могут возникать в ответ на следующие ситуации и раздражители:

  • игнорирование взрослыми требований ребенка;
  • отсутствие внимания родителей;
  • испуг;
  • возбуждение;
  • усталость;
  • стресс;
  • перегрузка впечатлениями;
  • падения;
  • травмы и ожоги;
  • семейный скандал;
  • общение с неприятным (с точки зрения ребенка) родственником.

Взрослые должны понимать, что ребенок так реагирует неосознанно, а вовсе не намеренно. Это временная и ненормальная физиологическая реакция, которая ребенком не контролируется. В том, что у ребенка возникает такая реакция, «виноваты» особенности его нервной системы, которые изменить уже нельзя. Ребенок таким родился, ранний возраст – начало всех проявлений. Это нужно корректировать педагогическими мерами, чтобы избежать проблем с характером в старшем возрасте.

Как это выглядит?

Аффективно-респираторный синдром педиатры условно делят на 4 типа. Классификация такая:

  • Простой вариант, или задержка дыхания в конце выдоха. Чаще всего развивается после недовольства ребенка или травмы. Дыхание восстанавливается самостоятельно, насыщение крови кислородом не снижается.
  • «Синий» вариант, который чаще всего возникает вслед за болевой реакцией. После плача происходит форсированный выдох, рот открыт, никаких звуков ребенок не издает – «закатился». Видны закатывание глаз и остановка дыхания. Малыш вначале ярко краснеет, потом синеет, затем обмякает, иногда теряет сознание. Некоторые приходят в сознание после восстановления дыхания, а другие сразу засыпают на час или два. Если записать ЭЭГ (энцефалографию) во время приступа, то никаких изменений на ней нет.
  • «Белый» тип, при котором ребенок почти не плачет, а резко бледнеет и сразу теряет сознание. Затем наступает сон, после которого нет никаких последствий. Судорожного очага на ЭЭГ не обнаруживается.
  • Осложненный – начинается как один из предыдущих, но затем присоединяются пароксизмы, похожие на эпилептический приступ, которые могут сопровождаться даже недержанием мочи. Однако последующее обследование никаких изменений не обнаруживает. Такое состояние может представлять опасность для всех тканей из-за выраженного кислородного голодания, или гипоксии головного мозга.

Опасности для жизни такие судороги не представляют, но консультация невролога обязательна для того, чтобы отграничить их от более тяжелых случаев. Дыхание останавливается на время от нескольких секунд до 7 минут, сохранить самообладание при этом родителям очень трудно. Среднее время остановки дыхания – 60 секунд.

Механизм развития и клиническая картина

Выглядят припадки устрашающе, особенно у грудничка. Когда ребенок перестает дышать, поступление кислорода в организм прекращается. Если задержка дыхания длится долго, рефлекторно падает мышечный тонус – малыш «обмякает». Это реакция на острую кислородную недостаточность, которой подвергается головной мозг. В мозгу возникает защитное торможение, работа его перестраивается, чтобы потреблять как можно меньше кислорода. Наступает закатывание глаз, которое сильно пугает родителей.

При продолжающейся задержке дыхания мышцы резко повышают тонус, тело ребенка напрягается, выгибается, могут наступить клонические судороги – ритмичные подергивания туловища и конечностей.

Все это приводит к накоплению в организме углекислого газа – гиперкапнии. От этого рефлекторно прекращается спазм мышц гортани, и малыш делает вдох. Вдох обычно делается при плаче, затем ребенок дышит хорошо и спокойно.

На практике до судорог доходит редко. После апноэ обычно ребенок сразу перестает закатываться, у некоторых дыхание восстанавливается после «обмякания».

Дыхание и эмоции

Приступ не зря называется аффективно-респираторным, сокращенно АРП. Маленький ребенок так выражает свой гнев и недовольство, если что-то делается «не по нему». Это самый настоящий аффект, эмоциональный припадок. Такой ребенок изначально отличается повышенной эмоциональной возбудимостью и капризностью. Если оставить особенности характера без внимания, то в старшем возрасте ребенок дает настоящие истерические реакции, если ему в чем-то отказывают: падает на пол, орет на весь магазин или детский сад, топает ногами и успокаивается только тогда, когда получает желаемое. Причины этого двоякие: с одной стороны, ребенок имеет наследственные особенности нервной системы, с другой – родители не умеют с ним обращаться так, чтобы сгладить все «углы» характера.

Что делать во время приступа?

Прежде всего, не впадать в панику самим. Эмоциональное состояние окружающих взрослых передается малышу, и если растерянность и страх «подогревать», то будет только хуже. Сделайте задержку дыхания сами. Почувствуйте, что с вами и малышом от временной задержки дыхательных движений не произошло ничего страшного. Подуйте на носик малыша, похлопайте его по щекам, пощекочите. Любое такое воздействие поможет ему быстрее прийти в себя и задышать.

При длительном приступе, особенно с судорогами, положите малыша на ровную постель и поверните его голову набок. Так он не захлебнется рвотными массами, если его стошнит. Брызните на него холодной водой, оботрите лицо, осторожно пощекочите.

Если во время приступа родители «рвут на себе волосы», то состояние малыша утяжеляется. После приступа, даже если были судороги, дайте малышу отдохнуть. Не будите его, если он уснул. Важно после приступа сохранять спокойствие, говорить негромко, не шуметь. При нервозной обстановке приступ может повториться.

При любом приступе с судорогами нужно проконсультироваться с неврологом. Только врач сможет отличить АРП от эпилепсии или других неврологических расстройств.

Договоритесь с врачом о консультации, если это случилось впервые. Нужно отграничить болезнь и аффективную реакцию. Если приступ был уже не раз, а болезни нет, нужно подумать о воспитании малыша.

Если с малышом такое случилось впервые, следует вызвать детскую «скорую помощь», особенно в том случае, если возникли судороги. Педиатр оценит тяжесть состояния и решит вопрос, требуется ли госпитализация. Ведь не всегда родители могут в полной мере уследить за малышом, и так могут проявиться последствия черепно-мозговой травмы, отравления или острого заболевания.

Простые правила для родителей

Задача родителей – научить малыша распоряжаться своим гневом и яростью так, чтобы это не мешало жить остальным членам семьи.

Недовольство, гнев и ярость – естественные человеческие эмоции, никто от них не застрахован. Однако для малыша должны быть созданы границы, которые переходить он не вправе. Для этого нужно вот что:

  • Родители и все взрослые, живущие с ребенком, должны быть едины в своих требованиях. Нет ничего пагубнее для ребенка, когда один разрешает, а другой запрещает. Ребенок вырастает отчаянным манипулятором, от которого потом страдают все.
  • Определить в детский коллектив. Там иерархия выстраивается естественным образом, ребенок научается «знать свое место в стае». Если приступы происходят по дороге в сад, нужна консультация детского психолога, который конкретно укажет, что нужно делать.
  • Избегать ситуаций, когда возникновение приступа вероятно. Утренняя спешка, очередь в супермаркете, долгая прогулка на пустой желудок – все это провоцирующие моменты. Нужно так распланировать день, чтобы малыш был сыт, имел достаточный отдых и свободное время.
  • Переключать внимание. Если ребенок расплакался и плач усиливается, нужно постараться отвлечь чем-нибудь – проезжающей машиной, цветком, бабочкой, снегопадом – чем угодно. Нужно не дать эмоциональной реакции «разгореться».
  • Четко обозначить границы. Если ребенок точно знает, что он не получит игрушку (конфету, гаджет) ни от бабушки, ни от тети, если запретили папа или мама, то после самого отчаянного плача он все равно успокоится. Все происходящее нужно проговаривать спокойным тоном. Объяснить, почему плач бесполезен. «Посмотри, никто в магазине не плачет и не кричит. Нельзя – значит нельзя». Чувствительным детям нужно добавить, что мама или папа его очень любят, он хороший, но есть правила, которые не позволено нарушать никому.
  • Называть вещи своими именами и проговаривать последствия капризов. «Ты сердишься, и я это вижу. Но если ты будешь продолжать плакать, то успокаиваться тебе придется одному в своей комнате». С детьми нужно быть честными.

Как выставляется диагноз?

Вначале врач всесторонне обследует ребенка. По необходимости назначаются УЗИ головы (нейросонография) и ЭЭГ, иногда обследование сердца (ЭКГ, УЗИ). Диагноз АРП выставляется только тогда, когда никаких органических расстройств не обнаружено.

Лечение начинается с правильной организации жизни ребенка. Рекомендации простейшие – режим, диета, прогулки, занятия по возрасту. Но без выполнения этих рекомендаций никакое лечение не поможет, потому что размеренный, упорядоченный образ жизни – главное, что нужно ребенку.

Некоторым родителям нужны занятия с семейным психологом, чтобы они научились понимать собственных детей. Медикаментозное лечение требуется редко, и в этом случае чаще всего ограничивается нейропротекторами и ноотропными препаратами, а также витаминами.

Лучшая профилактика – спокойная доброжелательная обстановка в семье без ссор и длительных выяснений отношений.

Так заходится, что забывает дышать: что такое аффективно-респираторные пароксизмы у детей и как с ними бороться?

Аффективно-респираторные пароксизмы у детей – это патологические состояния, которые проявляются задержкой дыхания, судорогами. Они имеют вид приступов.

Такое нарушение может сильно напугать родителей. Важно понимать, что собой представляют аффективно-респираторные пароксизмы (АРП), почему они возникают, в чем их опасность и как от них избавиться.

Что это такое?

АРП в медицине имеют несколько названий: приступы задержки дыхания, аффективно-респираторный синдром. В МКБ-10 данное состояние имеет код R06 и находится в статье «Аномальное дыхание». Слово «респираторный» означает «дыхательный», а «аффективный» — «неконтролируемая эмоция».

Во время сильных переживаний (обиды, страха, боли, плача) у ребенка происходит задержка дыхания: организм забывает, как совершать вдохи и выдохи. Иногда такое состояние сопровождается потерей сознания.

По данным ВОЗ, АРП наблюдаются у 5% детей во всем мире. У ребят раннего возраста (с 6 месяцев до 1,5 лет) такие приступы встречаются гораздо чаще. После пяти лет подобные состояния обычно не возникают. У новорожденных и грудничков аффективно-респираторные пароксизмы также возможны, но они считаются крайне редким явлением.

Это объясняется неразвитостью центральной нервной системы. У девочек и мальчиков АРП возникают с одинаковой частотой. Но врачи отмечают, что у представителей сильного пола такие приступы прекращаются немного раньше. У мальчиков аффективно-респираторные пароксизмы проходят к трем годам, а у девочек – примерно в 4-5 лет.

АРП по разным данным, регистрируются в 10-15% случаев всех судорожных приступов у детей возрастом от 6 месяцев до 4 лет. Как правило, такие патологические состояния возникают у хитрых и умных, капризных и гипервозбудимых детей.

Причины возникновения

Дети более эмоциональны, чем взрослые. Злость, страх, обида, разочарование проявляются у малышей более выражено. Но далеко не все ребята страдают от АРП. Этиология заболевания изучалась долгое время.

В результате было установлено, что аффективно-респираторные пароксизмы у детей возникают по таким причинам:

  • плохая наследственность. Примерно четвертая часть малышей с АРП имеет родственников, у которых тоже были подобные приступы. Медики отмечают, что дети наследуют не саму склонность к задержкам дыхания, а тип ЦНС;
  • экзогенные и эндогенные факторы. К ним относятся физическая усталость, боль, сильное чувство голода, психоэмоциональное напряжение, стресс;
  • особенности функционирования центральной нервной системы. Чувствительные, неуравновешенные, впечатлительные, мнительные, эмоционально неустойчивые лица гораздо чаще сталкиваются с приступами задержки дыхания;
  • ошибки при воспитании. Часто АРП наблюдается у детей, к поведению и эмоциям которых родители относятся неправильно. Приступы обычно возникают у тех малышей, которым многое позволяется.

В ряде случаев врачи не могут установить точную причину появления АРП у детей. Это объясняется тем, что на развитие приступов задержки дыхания влияют разные факторы.

Виды пароксизмов и характерные для них симптомы

Аффективно-респираторные пароксизмы могут проявляться по-разному. Исходя из этого, их классифицируют на виды.

В зависимости от клинической картины, характера спазма дыхательной мускулатуры выделяют такие типы приступов задержки дыхания у детей:

  • осложненный АРП. Проявляется выраженной гипоксией головного мозга. Задержка дыхания длится дольше минуты. У ребенка наблюдается непроизвольное мочеиспускание, судороги рук и ног;
  • простой АРП. Характеризуется кратковременной задержкой дыхания. Приступ длится не более 20 секунд. Признаки гипоксии и гиперкапнии отсутствуют;
  • белый АРП. Проявляется задержкой дыхания и обмороками. Развивается достаточно быстро. Кожа малыша в области груди, шеи и лица бледнеет;
  • синий АРП. Начинается приступ с истерики. Ребенок делает резкий и глубокий вдох, потом возникает задержка дыхания. Гиперемия эпидермальных покровов сменяется их синюшностью. Тонус мускулатуры снижается, малыш становится слабым. Возможна потеря сознания.

При простом типе АРП дыхание восстанавливается самостоятельно. При осложненном течении может потребоваться медицинская помощь. Клиническая картина аффективно-респираторных пароксизмов схожа с проявлениями эпилепсии.

Поэтому необходимо провести полноценное дифференциальное обследование. Врач может назначить анализ крови, УЗИ, ЭКГ, ЭЭГ. Диагноз АРП ставится в том случае, если не выявлено никаких органических расстройств.

Опасно ли это для ребенка?

Сами по себе аффективно-респираторные пароксизмы опасности для жизни ребенка не несут. Но если приступы возникают часто, то это может стать причиной нарушения социальной адаптации.

Также АРП повышают вероятность снижения уровня психического и интеллектуального развития ребенка. Малыш с приступами задержки дыхания может иметь плохую успеваемость в школе.

Иногда наблюдаются и соматические нарушения: гипоксия структур головного мозга, снижение активности альвеол в тканях легких, повышенная агрегация эритроцитов. В обязательном порядке необходимо проконсультироваться с педиатром, кардиологом, неврологом.

Иногда приступы задержки дыхания обусловлены дефицитом в организме ребенка определенных витаминов и микроэлементов. Важно вовремя начинать лечение аффективно-респираторных пароксизмов. Родителям стоит делать все необходимое для профилактики возникновения таких приступов.

В большинстве случаев аффективно-респираторные пароксизмы не сказываются негативно на жизни и здоровье ребенка. Дети перерастают такие приступы. Многое зависит от отношения родителей.

Как и чем лечить?

Суть лечения аффективно-респираторных пароксизмов заключается в коррекции образа жизни ребенка. Как правило, АРП устраняют немедикаментозным способом.

Но иногда педиатры рекомендуют прием седативных лекарственных средств. Давать успокоительные препараты во время приступа нельзя. Это опасно аспирацией и остановкой дыхания.

Если причина приступов заключается в недостатке полезных веществ, тогда педиатр выписывает витаминно-минеральные комплексы для восполнения дефицита.

Во время приступа с судорогами родители должны действовать следующим образом:

  • уложить ребенка на ровную поверхность;
  • повернуть голову набок. Это нужно для того, чтобы малыш не задохнулся рвотными массами, в случае, если его стошнит;
  • брызнуть на лицо холодную воду;
  • осторожно пощекотать кроху.

Важно сохранять спокойствие, разговаривать тихо. Нервная обстановка может усугубить ситуацию. В тяжелых случаях лучше вызывать скорую помощь. При труднокупирующихся приступах задержки дыхания могут назначаться транквилизаторы Грандаксин, Атаракс, Тералиджен.

В составе комплексного лечения также нередко рекомендуются физиотерапевтические методики:

  • хвойно-морские ванны;
  • массаж.

Родителям важно пересмотреть свой подход к воспитанию ребенка. Ведь АРП обычно возникает у гиперопекаемых малышей либо у детей, которые испытывают недостаток внимания и заботы со стороны мамы и папы. Необходимо поддерживать свое чадо, но при этом знать меру, давать ребенку проявлять самостоятельность. При этом малыш должен понимать границы дозволенного.

Если причина развития АРП заключается в стрессовых ситуациях, то нужно пересмотреть взаимоотношения в семье. Ребенок не должен расти в атмосфере постоянных криков, ссор. Родителям может быть рекомендован курс психотерапии. Также следует пересмотреть режим дня ребенка.

Важно составить график и четко его придерживаться. Малышу нужно обеспечить здоровый досуг. При часто повторяющихся приступах задержки дыхания важно следить за тем, чтобы малыш недолго просматривал мультфильмы и телепередачи. Компьютерные игры, которые вызывают сильные эмоциональные переживания, лучше заменить на более спокойные и полезные развлечения.

Профилактика

Для профилактики аффективно-респираторных пароксизмов у ребенка специалисты дают родителям такие рекомендации:

  • не кричать и не наказывать малыша. Лучше постараться спокойно объяснить крохе, в чем он неправ;
  • относиться к ребенку как к взрослому. Важно учитывать мнение малыша, его интересы, предпочтения;
  • обеспечить рациональное, сбалансированное питание. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не был голодным;
  • если малыш капризничает, плачет, то надо переключить его внимание с волнующей его проблемы, успокоить. Это не даст развиться эмоциональной реакции.

Видео по теме

Доктор Комаровский о аффективно-респираторных приступах у детей:

Таким образом, аффективно-респираторные пароксизмы не представляют большой опасности для жизни крохи. Но их нужно лечить, чтобы предотвратить возникновение серьезных последствий. Важно выявить и устранить причину развития приступов задержки дыхания. Подходить к решению проблемы важно комплексно. Заниматься самолечением нельзя. Требуется строго придерживаться предложенной врачом схемы терапии, проводить профилактические мероприятия.

Когда у ребенка перехватывает дыхание при плаче и он начинает синеть

Во вторник пойдем к неврологу. Вот нашла хорошую статью у Комаровского. Может кому пригодится.

Авторы: Биттерлих Л.Р.

Аффективно-респираторные приступы (приступы задержки дыхания) представляют собой наиболее раннее проявление обмороков или истерических приступов. Слово «аффект» означает сильную, плохо контролируемую эмоцию. «Респираторный» — это то, что имеет отношение к дыхательной системе. Приступы обычно появляются в конце первого года жизни и могут продолжаться до 2-3 летнего возраста. Несмотря на то, что задержка дыхания может показаться преднамеренной, обычно дети не делают этого специально. Это просто рефлекс, возникающий тогда, когда плачущий ребенок с силой выдыхает почти весь воздух из своих легких. В этот момент он замолкает, его рот открыт, но из него не доносится ни единого звука. Чаще всего эти эпизоды с задержкой дыхания не длятся больше 30—60 секунд и проходят после того, как ребенок переводит дыхание и снова начинает кричать.

Иногда аффективно-респираторные приступы можно разделить на 2 типа — «синий» и «бледный».

«Бледные» аффективно-респираторные приступы чаще всего являются реакцией на боль при падении, уколе. При попытке пощупать и посчитать пульс во время такого приступа — он на несколько секунд исчезает. «Бледные» аффективно-респираторные приступы по механизму развития приближаются к обморокам. В дальнейшем у части детей с такими приступами (пароксизмами) развиваются обморочные состояния.

Однако, чаще всего аффективно-респираторные приступы развиваются по типу «синих». Они являются выражением недовольства, неисполненного желания, гнева. При отказе выполнить его требования, добиться желаемого, обратить на себя внимание ребенок начинает плакать, кричать. Прерывистое глубокое дыхание останавливается на вдохе, появляется легкая синюшность. В легких случаях дыхание восстанавливается через несколько секунд и состояние ребенка нормализуется. Такие приступы внешне сходны с ларингоспазмом — спазмом мышц гортани. Иногда приступ несколько затягивается, при этом либо развивается резкое снижение мышечного тонуса — ребенок весь «обмякает» на руках у матери, либо возникает тоническое напряжение мышц и ребенок выгибается дугой.

Аффективно-респираторные приступы наблюдаются у детей возбудимых, раздражительных, капризных. Они являются разновидностью истерических приступов. Для более «обычной» истерии у детей раннего возраста характерна примитивная двигательная реакция протеста: ребенок при неисполнении желаний с целью добиться своего падает на пол: беспорядочно бьет о пол ручками и ножками, кричит, плачет и всячески демонстрирует свое негодование и ярость. В этой «двигательной буре» протеста выявляются некоторые черты истерических приступов более старших детей.

После 3-4 лет у ребенка с приступами задержки дыхания или истерическими реакциями могут продолжать отмечаться истерические приступы или быть другие проблемы с характером. Однако существуют способы, которые могут помочь вам предупредить превращение «ужасных двухлеток» в «ужасных двенадцатилеток».

Принципы правильного воспитания маленького ребенка с респираторно-аффективными и истерическими приступами. Предупреждение приступов

Приступы раздражения являются вполне нормальными для других детей, да и вообще — для людей всех возрастов. У всех из нас случаются приступы раздражения и ярости. Мы никогда не избавляемся от них полностью. Однако, став взрослыми, мы стараемся быть более сдержанными при выражении своего недовольства. Двухлетние дети более откровенны и прямы. Они просто дают выход своей ярости.

Ваша роль как родителей детей с истерическими и респираторно-аффективными приступами заключается в том, чтобы научить детей контролировать свою ярость, помочь им овладеть умением сдерживаться.

В формировании и поддержании пароксизмов определенное значение иногда имеет неправильное отношение родителей к ребенку и его реакциям. Если ребенка всячески оберегают от малейшего расстройства — все ему разрешают и выполняют все его требования — только бы ребенок не расстроился — то последствия такого воспитания для характера ребенка способны испортить всю его дальнейшую жизнь. Кроме того, при таком неправильном воспитании у детей с приступами задержки дыхания могут развиться истерические приступы.

Правильное воспитание во всех случаях предусматривает единое отношение всех членов семьи по отношению к ребенку — чтобы он не использовал семейные разногласия для удовлетворения всех своих желаний. Нежелательно чрезмерно опекать ребенка. Целесообразно определение ребенка в дошкольные учреждения (ясли, детский сад), где обычно приступы не повторяются. Если появление аффективно-респираторных приступов явилось реакцией на устройство в детские ясли, детский сад, наоборот, необходимо временно взять ребенка из детского коллектива и вновь определить его туда только после соответствующей подготовки с помощью опытного детского невролога.

Нежелание идти «на поводу» у ребенка не исключает использование некоторых «гибких» психологических приемов для предотвращения приступов:

1. Предчувствуйте и избегайте вспышек.

Дети скорее разражаются плачем и криком, когда они устали, проголодались или чувствуют, что их торопят. Если вы можете заранее предвидеть такие моменты, вам удастся обойти их. Вы сможете, например, избежать утомительного ожидания в очереди к кассиру в магазине, просто не отправляясь за покупками, когда ваш ребенок проголодался. Ребенку, которого охватывает приступ раздражения во время спешки перед отправкой в ясли в утренние часы пик, когда родители также отправляются на работу, а старший брат или сестра собирается в школу, следует вставать на полчаса раньше или, наоборот, позже — когда в доме станет спокойнее. Узнавайте трудные моменты в жизни своего ребенка и вы сумеете предупредить приступы раздражения.

2. Переключайтесь от команды «стоп» к команде «вперед».

Маленькие дети более склонны реагировать на просьбу родителей сделать что-то, так называемые команды «вперед», чем прислушаться к просьбе прекратить делать что-то. Поэтому, если ваш ребенок кричит и плачет, попросите его подойти к вам, вместо того, чтобы требовать прекратить крик. В этом случае он более охотно выполнит просьбу.

3. Назовите ребенку его эмоциональное состояние.

Двухлетний ребенок может оказаться неспособным выразить словами (или просто осознать) свое чувство ярости. Чтобы он мог контролировать свои эмоции, вам следует присвоить им определенное название. Не делая заключения по поводу его эмоций, постарайтесь отразить чувства, испытываемые ребенком, например: «Может быть ты сердишься потому, что не получил пирожного». Затем дайте ему четко понять, что несмотря на чувства, есть определенные пределы его поведению. Скажите ему: «Хотя ты и рассердился, ты не должен вопить и кричать в магазине». Это поможет ребенку понять, что есть определенные ситуации, в которых такое поведение не допускается.

4. Скажите ребенку правду относительно последствий.

При разговоре с маленькими детьми часто бывает полезным объяснить последствия их поведения. Объясните все очень просто: «Ты не контролируешь своего поведения и мы не позволим этого. Если ты будешь продолжать, тебе придется уйти к себе в комнату».

Судороги при респираторно-аффективных приступах

Когда у ребенка при наиболее тяжелых и длительных аффективно-респираторных приступах нарушается сознание, то приступ может сопровождаться судорогами. Судороги бывают тоническими — отмечается напряжение мышц — тело словно деревенеет, иногда выгибается дугой. Реже при респираторно-аффективных приступах отмечаются клонические судороги — в виде подергиваний. Клонические судороги бывают реже и тогда обычно отмечаются на фоне тонических (тонико-клонические судороги). Судороги могут сопровождаться непроизвольным мочеиспусканием. После судорог дыхание возобновляется.

При наличии судорог могут возникать трудности в дифференциальной диагностике респираторно-аффективных пароксизмов с эпилептическими приступами. Кроме того, в некотором проценте случаев у детей с аффективно-респираторными судорогами могут развиваться в дальнейшем и эпилептические пароксизмы (приступы). Некоторые неврологические заболевания также могут быть причиной таких респираторно-аффективных приступов. В связи со всеми этими причинами для уточнения характера пароксизмов и назначения правильного лечения каждый ребенок с респираторно-аффективными приступами должен быть обследован опытным детским неврологом.

Что делать во время приступа задержки дыхания

Если вы относитесь к числу тех родителей, чей ребенок в приступе ярости задерживает дыхание, обязательно сами сделайте глубокий вдох и затем вспомните следующее: задержка дыхания почти никогда не причиняет вреда.

Во время аффективно-респираторного припадка можно какими-либо воздействиями (дунуть на ребенка, похлопать по щекам, пощекотать и др.) способствовать рефлекторному восстановлению дыхания.

Вмешивайтесь пораньше. Гораздо легче остановить приступ ярости, когда он только начинается, чем в то время, когда он в полном разгаре. Маленьких детей часто удается отвлечь. Заинтересуйте их чем-то, скажем, игрушкой или другим развлечением. Даже такая бесхитростная попытка, как та же щекотка, иногда приносит результаты.

Если приступ затянулся и сопровождается длительным общим расслаблением или судорогами — положите ребенка на ровную поверхность и поверните его голову в сторон, чтобы он не задохнулся в случае рвоты. Подробно ознакомьтесь с моими рекомендациями «КАК ПОМОЧЬ ВО ВРЕМЯ ПРИСТУПА СУДОРОГ ИЛИ ИЗМЕНЕНИЯ СОЗНАНИЯ»

После приступа ободрите и успокойте ребенка, если он не понимает, что произошло. Еще раз подчеркните необходимость хорошего поведения. Не отступайте только из-за того, что вам хочется избежать повторения эпизодов с задержкой дыхания

Аффективно-респираторные приступы. Приступы задержки дыхания — причины, лечение

Аффективно-респираторные приступы (АРП) – это неожиданные остановки дыхания, которые возникают на высоте вдоха в то время, когда ребенок ударился, испугался или плачет. Малыш может при этом побледнеть или даже посинеть, чем, конечно же, очень пугает своих родителей, не знающих, что с ним происходит и как можно помочь ему.

В этой статье мы подробно остановимся на этой проблеме, рассмотрев заодно и причины появления названного пароксизма, и методы его лечения.

Как выглядит момент задержки дыхания у плачущего ребенка

Аффективно-респираторный пароксизм чаще всего возникает в то время, когда ребенок сильно плачет. Так сказать, на пике его негодования по поводу сложившейся ситуации.

Во время такого шумного проявления эмоций ребенок может вдруг резко затихнуть и, открывая рот, не произносить ни звука. Дыхание при этом может на 30-45 сек остановиться, лицо малыша становится бледным или синеет, в зависимости от обстоятельств, а родители в это время сами готовы потерять сознание.

Кстати, именно от того, как выглядит ребенок в момент плача, и зависит, какой тип припадка вы наблюдаете. Их условно разделяют на так называемые «бледные» и «синие».

«Бледные» аффективно-респираторные приступы у ребенка возникают как болевая реакция в момент падения, ушиба, укола, малыш при этом иногда даже не успевает заплакать. В это время у ребенка может не прощупываться пульс, и похож этот тип приступа на обморок у взрослых. Между прочим, часто такое состояние в дальнейшем и перетекает в обмороки.

А «синие» приступы – это «верхняя точка» выражения гнева, ярости и недовольства. У малышей пароксизмы развиваются в большинстве случаев именно по этому типу. При невозможности получить требуемое или добиться желаемого ребенок принимается кричать и плакать. На вдохе его прерывистое, но глубокое дыхание останавливается, и на лице появляется легкая синюшность.

Чаще всего состояние нормализуется самостоятельно, но иногда у малыша может возникнуть и тоническое напряжение мышц или, наоборот, снижение их тонуса. Внешне это проявляется в том, что ребенок вдруг напрягается и выгибается дугой или же обмякает, что, кстати, тоже длится недолго и самостоятельно проходит.

Опасны ли приступы для ребенка

Следует сразу предупредить обеспокоенных родителей, что описываемые пароксизмы не представляют сколько-нибудь серьезной опасности для здоровья и жизни плачущего малыша.

Вызывать скорую помощь стоит только тогда, если дыхание ребенка остановилось более чем на минуту. А к врачу обращаться следует при частых (более одного раза в неделю) приступах, а также в случаях, когда они видоизменяются: по-другому начинаются, иначе заканчиваются или же если в момент пароксизма обнаруживаются необычные симптомы.

Если вы наблюдаете аффективно-респираторные приступы у ребенка, главное — не нервничайте, постарайтесь помочь ему восстановить дыхание, легонько похлопав по щекам, дунув в лицо, побрызгав на него водичкой или пощекотав тело. Это, как правило, имеет успех, и малыш начинает нормально дышать. После приступа обнимите кроху, ободрите и продолжайте заниматься своим делом, не демонстрируя обеспокоенности.

У ребенка судороги: причины

Если задержка дыхания во время приступа продолжается более 60 сек, ребенок может потерять сознание и обмякнуть. Такой приступ в медицине классифицируются как атонический неэпилептический. Данное состояние вызывается недостатком кислорода в мозге и, между прочим, возникает как защитная реакция на гипоксию (ведь в бессознательном состоянии мозгу требуется гораздо меньше кислорода).

Далее пароксизм переходит уже в тонический неэпилептический приступ. У ребенка в этот момент тело деревенеет, вытягивается или выгибается дугой. Если гипоксия не прекратилась, то могут развиться клонические судороги – подергивание рук, ног и всего тела малыша.

Задержка дыхания вызывает накопление в организме углекислого газа (т. н. состояние гиперкапнии), которое сменяется рефлекторным снятием спазма мышц гортани, от чего ребенок делает вдох и приходит в сознание.

Судорожные аффективно-респираторные приступы, причины которых мы рассмотрели, обычно заканчиваются глубоким сном, продолжающимся 1-2 часа.

Нужно ли обращаться к врачу?

Как правило, данные приступы не имеют каких-то серьезных последствий, но, тем не менее, при возникновении судорожных подергиваний в момент, как ребенок зайдется от плача, стоит обратиться за консультацией к опытному врачу-неврологу, так как за ними могут стоять и некоторые болезни периферической нервной системы.

Закатывания, которые сопровождаются судорогами, могут вызывать сложности в диагностировании, так как их легко спутать с эпилептическими припадками. И, между прочим, у небольшого процента детей такое состояние во время АРП развивается в дальнейшем в приступы эпилепсии.

Аффективно-респираторные судороги и их отличие от эпилептических припадков

Для того чтобы точно понять, что у вашего ребенка судорожные проявления не являются признаком развивающейся эпилепсии, следует хорошо представлять себе различия между ними.

  • АРП, как правило, становятся чаще, если ребенок устал, а при эпилепсии приступ может развиться в любом состоянии.
  • Эпилептические припадки одинаковы. А аффективно-респираторный пароксизм протекает по-разному, в зависимости от тяжести провоцирующих его ситуаций или болевого ощущения.
  • АРП встречается у детей не старше 5-6 лет, в то время как эпилепсия – это вневозрастное заболевание.
  • На АРП хорошо воздействуют успокоительные и ноотропные препараты, а эпилептические приступы седативными лекарственными средствами купировать невозможно.
  • Кроме того, при обследовании ребенка с АРП результаты ЭЭГ не показывают наличия эпиактивности.

И все же мы повторимся: при возникновении подергиваний во время приступа задержки дыхания родителям стоит показать малыша врачу.

Чем отличаются АРП при кардиоваскулярной патологии

Как выяснилось, у родителей 25 % детей с АРП также отмечались подобные приступы. И тем не менее, в современной медицине считается, что основной причиной данного явления выступает наличие постоянных стрессовых ситуаций в семье или гиперопека ребенка, которые и приводят малыша к описанному варианту детской истерии.

Хотя следует учитывать, что у небольшой части пациентов аффективно-респираторный пароксизм является одним из проявлений сопутствующей кардиоваскулярной патологии. Правда, при этом у него имеются и отличительные признаки:

  • проходит приступ с меньшим возбуждением;
  • синюшность лица при нем выражена сильнее;
  • у ребенка при этом появляется потливость;
  • цвет лица после приступа восстанавливается медленнее.

Впрочем, такие детки и без приступов, просто при физических нагрузках или плаче начинают потеть и бледнеть, а в транспорте или душном помещении, как правило, чувствуют себя плохо. Им также присуща быстрая утомляемость и вялость. При наличии перечисленных признаков ребенка лучше всего обследовать и у кардиолога.

Что делать, если у вашего ребенка приступы задержки дыхания

В связи с тем что аффективно-респираторный синдром относится скорее к невротическим проявлениям, избавляться от него лучше всего при помощи регулирования психологического состояния малыша.

Родителям в первую очередь стоит уделить внимание тому, как они выстраивают свои отношения с ребенком. Не слишком ли опекают его, боясь любых ситуаций, способных нарушить покой их чада? А может, между взрослыми в семье нет взаимопонимания? Тогда лучше всего обратиться к психологу.

Кроме того, большое значение для таких деток имеет упорядоченность и рациональность их режима. Как утверждает, рассматривая аффективно-респираторные приступы, Комаровский Е. О., их всегда легче предотвратить, чем лечить.

Несколько советов по предотвращению новых приступов закатывания

  1. Родителям стоит улавливать состояние ребенка. Ведь всем известно, что ребенок скорее заплачет, если голоден или устал, а также в ситуации, когда он не справляется с какой-либо задачей. Старайтесь смягчать или обходить все вызывающие задержку дыхания и судороги причины: например, если малыш раздражается во время спешных сборов в ясли или детский сад, вам лучше раньше вставать, чтобы делать это неторопливо и размеренно.
  2. Помните о том, как дети воспринимают запреты. Старайтесь как можно меньше употреблять слово «нельзя». Но это ни в коем случае не означает, что отныне крохе все дозволено! Просто меняйте вектор его действия. Малыш охотнее выполнит предложение: «Давай пойдем туда!», чем требование немедленно остановиться.
  3. Объясняйте ребенку, что с ним происходит. Говорите: «Я знаю, что ты сердишься, потому что не получил эту игрушку». И тут же четко давайте понять, что, несмотря на его огорчение, есть границы у проявления чувств: «Ты расстроен, но не должен вопить в магазине».
  4. Объясняйте последствия таких действий: «Если ты сам не умеешь вовремя остановиться, нам придется отправить тебя в твою комнату».

Четкие границы дозволенного, а также спокойная обстановка в семье помогут малышу быстро справиться с ощущением паники и растерянности, которые и вызывали закатывания.

Несколько слов напоследок

Помните, что любая терапия в случае аффективно-респираторного синдрома может назначаться только неврологом, который индивидуально подберет дозу препарата. Самолечение, как вы, наверное, понимаете, может быть опасным для здоровья вашего малыша.

Если вы столкнулись с проблемой задержки дыхания у детей, не паникуйте, так как из этого состояния ребенок всегда выходит самостоятельно, без последствий, и постепенно «перерастает» описанные пароксизмы.

Как и все болезни человека, АРП проще предупредить, чем лечить, поэтому еще раз хочется напомнить о необходимости гибкого отношения родителей к эмоциям своего чада. Старайтесь не допускать ситуаций, вызывающих закатывание, а в момент, когда ребенок уже на взводе, отложите воспитательные мероприятия до более спокойного времени.

Помните: ребенок не в состоянии самостоятельно справиться с данной разновидностью истерики, он не может остановиться, и это, кстати, его очень пугает. Помогите ему разорвать этот замкнутый круг.

Разговаривайте с ним, а не кричите, проявляйте максимум терпения и любви, отвлекайте, переключайте внимание на что-то приятное, но при этом не поддавайтесь на явные попытки со стороны малыша управлять вами при помощи приступов. Если вы уловите эту грань, то медикаментозное лечение, вам, скорее всего, не понадобится! Удачи и здоровья!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *