Потеря ориентации

Дезориентация в пространстве: причины, симптомы и лечение, головокружения

Дезориентация в пространстве может являться как следствием неврологических заболеваний, так и их симптомом. Если говорить о причинах этого явления, то в первую очередь давайте разберём, что это такое. Дезориентация в пространстве обычно сопровождается также и временной дезориентацией, то есть человек в такие моменты не может понять, где он находится и какой сейчас день и даже год. Такое состояние опасно как для самого человека, так и для окружающих. Ведь потеря ориентации в пространстве часто сопровождается еще и приступом паники, а в таком случае сложно сказать, на что способен человек.

Потеря ориентации в пространстве: причины

Важно знать причины дезориентации для того, чтобы оказать первую помощь при неотложном состоянии.

В чем может быть причина потери дезориентации в пространстве? Их несколько:

  • болезнь Альцгеймера;
  • менингит;
  • почечная недостаточность;
  • гипотиреоз; шизофрения;
  • гидроцефалия;
  • эпилепсия;
  • болезнь Крейтцфельдта-Якоба;
  • маниакально-депрессивные расстройства;
  • энцефалит;
  • гипогликемия;
  • опухоли и кисты головного мозга.

Отметим, что причинами дезориентации могут стать не только подобного рода недуги, но также и:

  • горная болезнь;
  • злоупотребление алкоголем;
  • прием наркотиков или некоторых лекарств (транквилизаторы, противоаллергические, обезболивающие, противовоспалительные средства, мышечные релаксанты);
  • гиповитаминоз;
  • обезвоживание;
  • переохлаждение;
  • тепловой удар;
  • черепно-мозговая травма;
  • инфекция;
  • метаболические нарушения;
  • посттравматический психоз.

При неправильном питании, а именно: недостаточном поступлении в организм питательных веществ, мозг начинает голодать так же, как и тело. Запутанность сознания и понижение уровня сахара в крови, и как следствие, дезориентация в пространстве – вот одни из последствий неправильных диет.

В любом случае и вне зависимости от причин возникновения подобного состояния в первую очередь надо обратиться к невропатологу. Только врач путем проведения обследования и назначения анализов может диагностировать истинные причины дезориентации в пространстве.

Симптомы дезориентации в пространстве

Существует классификация расстройств ориентации, одним из которых и является пространственная дезориентация, соответственно, есть общие симптомы потери ориентации, а есть касающиеся именно потери дезориентации в пространстве.

Общие:

  • головокружение;
  • проблемы с памятью;
  • нарушение сна;
  • резкая перемена настроения.

Индивидуальные:

  • неумение человека определить, где он находится, вплоть до страны, и какое сейчас время, вплоть до года, а также обозначить себя, как личность: какие-то данные о себе тоже стираются из памяти;
  • резкая волна страха без причины, близкая к панической атаке;
  • состояние апатии, могущее неожиданно перейти в состояние агрессии.

Головокружение

Один из первых и основных симптомов, сопровождающих дезориентацию в пространстве. Усилиться оно может при резкой смене положения тела, повороте головы. Из внутренних причин можно выделить неправильный приток крови, появление которого обусловлено неудобным положением при сидении или лежании. Оно может вызвать тошноту, рвоту, потемнение в глазах, болезненные ощущения в области лба. В любом случае игнорировать этот симптом ни в коем случае нельзя: помимо пространственно-временной дезориентации, это может быть вызвано еще рядом неврологических заболеваний. Особенно если такое происходит регулярно.

Как избавиться от дезориентации и спутанности сознания

Прежде всего, необходимо сесть и выровнять дыхание. Хорошо, если рядом окажется кто-то из близких ил просто неравнодушных прохожих, которые помогут добраться до ближайшего медицинского пункта. Диагностировать причину и то, как с этим следует бороться, может только опытный врач. Методология лечения зависит от причин возникновения дезориентации в пространстве.

Головокружение

Первое, что необходимо сделать – это максимально честно ответить на все вопросы доктора: впервые ли у Вас это, были ли травмы, не сидите ли Вы на какой-нибудь строгой диете, диагностировались ли ранее у Вас какие-нибудь расстройства неврологического характера. Врач назначит ряд анализов и исследований, таких как МРТ или УЗИ, чтобы наиболее точно диагностировать причину возникновения потери ориентации в пространстве. И уже от этого будет отталкиваться в назначении лечения.

Если симптомы неврологические, то лечение обычно начинается с обеспечения полного покоя пациенту. Необходимо изолировать его от окружающих стрессов и нервных возбудителей и обеспечить должным уходом. Далее назначить прием медикаментов: антидепрессанты, успокоительные, нейролептики, витамины. Все это, напомним, принимается строго в соответствии с рекомендациями доктора, самостоятельно рассчитывать дозировку и частоту приема категорически нельзя! Иначе ситуация может только усугубиться.

Если дезориентация вызвана внешними факторами, например, травмой головы, необходимо проверить, не является ли она симптомом, например, сотрясения мозга. Если дело в неправильной диете, нужно обязательно съесть что-то калорийное с высоким содержанием глюкозы. Если это связано с приемом лекарственных препаратов, поменяйте средство на аналог или просто какое-то другое и обязательно отслеживайте реакцию организма на его прием.

Потеря ориентации

Если это реакция организма на алкоголь, то лучше воздержаться от его употребления совсем, иначе в следующий раз последствия могут быть много хуже. И пропить витамины, укрепляющие стенки сосудов головного мозга. Какие именно – уточните у доктора или фармацевта в аптеке. При инфекции дезориентация может быть вызвана высокой температурой. В таком случае лечить нужно именно саму инфекцию, обычными жаропонижающими должного эффекта не добиться, лучше сочетать их с противовирусными или антибиотиками, в зависимости от рода болезни.

В любом случае, чтобы не явилось причиной потери ориентации в пространстве, помните: врач и только врач может назначить вам правильное лечение. Самолечение не только может не помочь, но и оказаться крайне губительным для вашего организма.

Автор публикации

не в сети 2 года

Ника

2 Увлекаюсь походами и путешествиями, фото и видеосъемкой.
Хожу в походы с детства. Всей семьей ходили и ездили — то на море, то на речку, на озеро, в лес. Было время, когда в лесу мы проводили по целому месяцу. Жили в палатках, готовили на костре. Наверное, поэтому и сейчас меня тянет в лес и, вообще, на природу.

Дезориентация

Дезориентация – это невозможность самому идентифицировать собственную личность, место ее физического пребывания, период, в котором пребывает она либо социальную принадлежность. Дезориентация личности чаще наступает вследствие поражения структурных элементов мозга. Помимо того, рассматриваемое отклонение часто зарождается вследствие непомерного потребления спиртосодержащих жидкостей, употребления наркотических веществ либо сильнодействующих фармакопейных психотропных препаратов. Другими словами, дезориентацией является расстройство сознания. При описываемом состоянии субъекту сложно быстро думать, совершать действия, наблюдаются трудности с определением себя и ориентированием.

Причины дезориентации в пространстве

Описываемое нарушение являет собой изменение сознания, не позволяющее индивиду мыслить ясно и быстро, кроме того, оно вызывает утрату способности признавать людей или различать места, запомнить время и памятные даты. Дезориентация нередко порождает затуманивание сознания и невозможность принимать самостоятельные решения.

Причин, провоцирующих рассматриваемое отклонение, существует множество. Так, например, ее могут породить органические повреждение мозговых структур или метаболические сбои. У пожилых лиц утрату ориентации и затуманенность сознания часто вызывает старческая деменция.

Помимо того, существуют заболевания, сопровождающиеся дезориентацией.

Бессвязность сознания может наступать по причине гипоксемии, наблюдаемой при легочных недугах, при серьезных инфекционных процессах, недостаточности питания, вследствие обезвоживания.

Бессвязность сознания также проявляется и вследствие воздействия ряда внешних обстоятельств, таких как переохлаждение либо тепловой удар.

Можно выделить такие заболевания, сопровождающиеся дезориентацией, как заболевание Альцгеймера, гидроцефалия, спастический псевдосклероз, опухолевое образование в мозге и расстройство его кровоснабжения, деменция, аутизм, гипогликемия, депрессивные состояния, жировой гепатоз, психотическое расстройство организма, синдром Ангельмана, портальная гипертензия, почечная недостаточность, тревожные расстройства, шизофрения, менингит.

Помимо перечисленных недугов вызвать чувство дезориентации личности может чрезмерное потребление алкоголя, наркотических веществ, а также обезвоживание.

Социальная дезориентация может возникнуть как результат резкой перемены, произошедшей в жизни. У малышей утрата социальной ориентации является нормой, поскольку крохи еще не способны распознавать род своих занятий, собственный пол. Им сложно ориентироваться среди новых лиц.

Лишь на пубертатном этапе наступает время абсолютной социальной ориентации.

Выделяют следующие разновидности состояния дезориентации личности: радиационную, пространственную, профессиональную и социальную дезориентацию.

Психология предлагает такую классификацию нарушения ориентирования:

– аутопсихическая (являющаяся ложным распознаванием себя в качестве личности либо абсолютная потеря самоидентификации);

– аллопсихическая (утрата ориентирования в окружающей среде);

– двойная (пациент одновременно либо поочередно пребывает реальности и мнимой действительности);

– смешанная или тотальная дезориентация.

Определить состояние дезориентации может доктор исключительно после проведения обследования.

К общим клиническим признакам относят такие проявления, как внезапные перемены настроения, головокружение, расстройство сновидений, нарушение памяти.

Дезориентация в пространстве часто наблюдается наряду с неспособностью определяться во времени. Помимо того, рассматриваемый недуг могут сопровождать такие проявления, как неспособность субъекта распознать себя в качестве личности, назвать месяц, текущий год, страну проживания либо место, в котором пребывает, паспортные данные.

Также возникает без очевидной причины чувство боязни, беспокойство. Апатичность может резко сменить приступом агрессии. Поэтому следует учитывать, что описываемое состояние субъекта, часто бывает небезопасно как для самого страдающего дезориентацией, так и для окружающих его лиц. Именно поэтому при возникновении перечисленных признаков человека следует незамедлительно препроводить в лечебное учреждение.

Социальная дезориентация, как правило, не характеризуется наличием выраженных проявлений расстройства психики. Однако нижеприведенная специфическая симптоматика может наблюдаться. Так, например, субъект назвать свой точный возраст не может. Также он не знает собственную социальную принадлежность. В незнакомой среде возникает ощущение беспокойства.

При наличии ВСД пространственно-временному нарушению ориентирования может сопутствовать: головокружение, звон в ушах, тошнота, частичная утрата слуха, головные алгии, колебания кровяного давления. Подобное состояние несет угрозу для жизни индивида. Самолечение либо игнорирование описанной симптоматики может привести к тяжелым последствиям, а также чревато летальным исходом, поскольку скачки давления могут породить инсульт или спровоцировать инфаркт.

Дезориентация в пространстве является частым спутников сумеречного затуманивания сознания. Характеризуется резким появлением и таким же внезапным исчезновением. Субъект при этом способность воспроизводить механические действия сохраняет.

Лечение

Перед назначением терапии необходимо пройти полноценное обследование. Поэтому, прежде всего, следует посетить невропатолога, который проведет осмотр индивида, ознакомится с жалобами, выяснит анамнез и историю недуга.

Дабы диагностировать наличие описываемого нарушения может проводиться биохимическое исследование крови, анализ на определение спиртосодержащих или выявление наркотических веществ в организме, компьютерная томография, различные психотерапевтические тесты, электрокардиографическое исследование, определение метаболических сбоев.

Базисная терапевтическая тактика обусловлена поставленным диагнозом, поскольку методики лечения дезориентации непосредственно обусловлены этиологическим фактором. При внезапном появлении ощущения утраты ориентации, рекомендуется постараться расслабиться, упорядочить течение собственных дум, иногда требуется, даже записать их. Необходимо осознать ощущаемые проявления и понять, что породило данное состояние.

Так, например, спровоцировать нарушение ориентирования, может пониженная концентрация сахара, если последний прием пищи отмечался несколько часов назад. Дабы исправить положение следует перекусить или выпить напиток, содержащий кофеин. Если описываемое нарушение порождено обезвоживанием организма, необходимо соответственно выпить воды либо выпить жидкость, содержащую электролиты.

В целом терапевтическая стратегия содержит следующие мероприятия: обеспечение покоя, должный уход, исключение воздействия стрессоров, непомерной эмоциональной нагрузки.

Медикаментозная терапия основывается на назначении таких категорий препаратов, как нейролептики, транквилизаторы, антидепрессанты, витамины, средства, обладающие седативным, снотворным эффектом, минеральные комплексы. Подбор необходимой дозы, длительность и режим приема определяет врач. Самовольное назначение и прием фармакопейных препаратов не допустим.

Среди профилактических мероприятий, выделяют следующие:

– ограничение в потреблении спиртосодержащих напитков;

– уравновешивание баланса здорового сна и периодов бодрствования;

– сбалансирование режима питания, потребляемые продукты должны содержать необходимую концентрацию минеральных веществ, витаминов, клетчатки, при этом избегать следует продуктов, содержащих «вредный» холестерин;

– соблюдение контроля над уровнем сахара при наличии диабета;

– избавление от табакокурения.

Помимо перечисленных методов, важно также ежедневно уделять время умственной нагрузке. Мозгу, равно как и иному органу также необходимы тренировки для поддержания его работоспособности. Полезным упражнением считается заучивание стихотворений. Также способствуют нормализации состояния и минимизации возникновения явлений затуманенности сознания с проявлениями дезориентации ежедневные прогулки.

Психоневролог Гартман Н.Н.

Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Информация, представленная в данной статье, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию и квалифицированную медицинскую помощь. При малейшем подозрении о наличии дезориентации обязательно проконсультируйтесь с врачом!

Прогноз и профилактика

Учитывая разную степень тяжести первичного заболевания у каждого пациента, а также органические и психогенные причины гипермнезии, однозначных прогнозов на выздоровление быть не может.

При незначительных психических расстройствах полное выздоровление происходит намного чаще, в отличие от случаев поражения мозга опухолевыми образованиями, гидроцефалии и необратимых дегенеративных процессах в мозговой коре.

Избежать вероятности гипермнезии по возможности можно. Для этого неприемлем приём наркотических средств, алкогольные интоксикации, случайные либо умышленные передозировки психотропными средствами.

При первых тревожных симптомах психического расстройства стоит незамедлительно обратиться к психотерапевту за помощью. А периодические обследования мозга с помощью МРТ помогут максимально своевременно обнаружить проблему.

Явление гипермнезии не имеет ничего общего с гениальной сверхпамятью. В силу огромной психологической нагрузки подобное состояние крайне болезненно и требует безотлагательного лечения.

Симптомы

Главным симптомом амнезии является, конечно же, сама потеря памяти. Человек может забывать любые вещи на короткий срок или навсегда. Даже ситуация, когда не получается найти ключи от машины, является признаком амнезии. Также существует ряд других симптомов, которые можно связать с причинами этой болезни. Они могут возникать практически все, но зачастую появляются лишь некоторые из них, а иногда человек просто становится очень забывчивым.

Возможные симптомы:

  • Спутанность сознания. Человек имеет проблемы с восприятием, не может вспомнить важную информацию, его поведение становится странным.
  • Проявляются парамнезия и конфабуляция. Это означает искажение фактов и любых воспоминаний в голове человека, а также присутствие в памяти ложных событий, которых никогда не происходило. Зачастую сопровождается галлюцинациями.
  • Проблемы с речью. Человек говорит невнятно, произносит бессмысленные фразы или вообще не может сказать ни слова.
  • Низкая концентрация внимания, нарушение мозговой деятельности. Больному тяжело сосредоточиться на одной определенной задаче и заниматься привычными делами.
  • Головная боль. Боли могут быть периодическими, но иногда не прекращаются в течение очень длительного периода. Их сила зависит от первопричины.
  • Головокружение. Голова может кружиться слегка, на что поначалу многие не обращают внимания.
  • Отсутствие ориентации в пространстве. Больной не понимает, где находится, не узнает знакомые места. При этом он полностью теряет ориентацию в пространстве.
  • Нарушения координации. Человеку трудно управлять своим телом, он часто ошибается в движениях.
  • Дрожь. Человек иногда внезапно начинает дрожать. При этом очевидные причины для дрожи отсутствуют.
  • Усталость. Чувство сильной усталости может проявиться в любое время суток или держаться на протяжении нескольких дней.
  • Плохое настроение. Больной не настроен на позитивное общение, у него полностью отсутствует интерес к происходящему вокруг.

Все эти симптомы являются признаками либо первопричины потери памяти, т.е. основного заболевания, либо прогрессирующей амнезии, которая может привести к серьезным проблемам. Оба случая требуют врачебного вмешательства, т.к. способны привести к тому, что человек будет интеллектуально ограниченным, полностью потеряет память и столкнется с серьезными осложнениями.

Виды амнезии

Сегодня в медицине выделяют следующие виды амнезии и их особенности, а именно антероградную, имеющую связь с потерей навыка запоминать лица или события, ретроградную, характеризуемую отсутствием воспоминаний, предшествующих началу болезни, травматическую, возникающую после удара, падения, то есть вследствие травмы, фиксационную, диссоциативную, являющуюся следствием психической травмы, синдром Корсакова, локализованную, избирательную, конфабуляции.

Синдром Корсакова возникает, как следствие дефицита витамина B1 из-за неправильного питания, чрезмерного употребления алкоголя, нередко после травм головы. Главным его симптомом является невозможность запоминать события, протекающие сейчас при сохранении памяти на прошлые события.

Локализованная амнезия может протекать с расстройством одной либо нескольких модальностей памяти. Связана она с очаговыми поражениями определенных мозговых отделов и сочетается с утратой памяти на слова, потерей двигательных навыков и способности узнавать предметы.

Избирательная амнезия являет собою утрату воспоминаний на определенные события, которые носят психическую и стрессовую направленность.

Диссоциативная амнезия характеризуется тяжелыми последствиями, вызванными полной утратой воспоминаний пациента о себе и собственной биографии.

Ложные воспоминания или конфабуляции зачастую бывают самыми ярко выраженными ранними симптомами. Они связаны с нарушением памяти на близкие события. При хроническом протекании заболевания конфабуляции менее заметны. Дезориентированный пациент подменяет факты реальности, которые не в состоянии вспомнить, представляемыми или действительно случившимися, но при иных обстоятельствах. Такие пациенты могут описывать воображаемые события очень убедительно. Так как конфабуляции возникают лишь при сохранении других познавательных функций, то при деменции описанный симптом либо вообще не будет проявляться, либо будет слабо выражен.

Кроме описанных разновидностей амнезии, следует выделить такие виды амнезии и их особенности, как транзиторная, глобальная и психогенная амнезия.

Первый вид характеризуется внезапным наступлением глубокой спутанности состояния, связанной с расстройством памяти. Такое состояние может длиться от тридцати минут и до двенадцати часов, иногда и более. Во время приступа отмечается полнейшая дезориентация (сохранено лишь ориентирование в собственной личности), которой сопутствует ретроградная амнезия, распространяющаяся на события, произошедшие за последние года жизни. По мере выздоровления ретроградная амнезия постепенно регрессирует. В большинстве случаев, наблюдается полное восстановление. Причиной описанному состоянию, считается транзиторная ишемия, провоцирующая двустороннее расстройство функционирования гиппокампа или заднемедиального таламуса. У лиц сравнительно молодого возраста причиной может стать мигрень.

Психогенная амнезия характеризуется специфическими особенностями и может затрагивать воспоминания, как об недавних, так и об отдаленных событиях. Ей свойственна тенденция нарастания при эмоциональных кризах. Воспоминания об отдаленных событиях нарушены также как и память на недавнее происшедшее. Зачастую у пациентов могут наблюдаться нарушения самоидентификации.

Клиническая картина, специфические проявления

Опасность прогрессирующей амнезии заключается в сложности ее ранней диагностики, так как большинство симптомов родные и сам больной списывают на возрастную забывчивость.

Какие основные моменты в поведении человека должны насторожить:

  • больной забывает, где он живет сейчас, если переезд осуществился несколько лет или месяцев назад, и многократно называет адрес, где жил в молодости;
  • перестает узнавать недавних знакомых — например, нового врача или соседа по лестничной клетке;
  • не может вспомнить события недавнего прошлого — что он делал час, день или неделю назад.

При этом сохраняются давние профессиональные навыки. Возможность читать, писать, вязать, водить автомобиль или решать сложные уравнения, если эти навыки приобретались в юности, сохраняется до последней стадии заболевания.

Как компенсация за утрату кратковременной памяти у больного «оживают» старые воспоминания — иногда из далекой юности — и даже давно утраченные навыки (например, умение шить, вязать, приобретенное в детстве, но утраченное позже). Через некоторое время эти навыки тоже разрушаются.

Важным признаком прогрессирующей амнезии является нарушение процесса узнавания близких.

Больной понимает, что человек ему знаком, но не может точно понять, кто это, и переносит на него образ родных и знакомых из далекого прошлого:

В тяжелых случаях и на поздней стадии заболевания случаях человек перестает узнавать себя в зеркале, начинает разговаривать сам с собой.
Падает внимание, способность сосредоточиться на текущих событиях уходит полностью.
Последовательность событий в жизни перестает восприниматься адекватно. Например, больной переносит важные для него моменты, которые случились в далеком прошлом, в настоящее — например, собирается на свой выпускной в институте (будучи семидесятилетним профессором).. Разрушается адекватное восприятие пространства:

Разрушается адекватное восприятие пространства:

  • больные не видят, на каком расстоянии находятся вещи, дома, люди;
  • не соотносят предметы друг с другом.

Восприятие событий становится разрозненным, не складывающимся в общую картину, поэтому больной утрачивает способность к получению новых навыков, созданию простейших логических цепочек.

Во многих случаях больной погружается в раннюю юность или детство, ожидая:

  • прихода с работы отца, умершего несколько десятилетий назад;
  • событий, которые были в юности — свадьбы, поездки.

Заместительное восприятие окружающих людей на поздней стадии происходит всегда. В дочери или внучке больной видит мать или сестру, в персонале — друзей юности.

При последних стадиях прогрессирующей амнезии происходит практически полный распад личности, неспособность обслуживать себя и гибель от сопутствующих заболеваний — опухолей, сердечно-сосудистых заболеваний, хронических воспалительных процессов.

Какие признаки не являются симптомами данной болезни?

Кратковременное ухудшение памяти из-за усталости, естественная забывчивость, которая была у больного всегда, не могут считаться симптомами начальной стадии амнезии.

Рассеянность, снижение способности к чтению и письму, утрата мелкой моторики, приступы агрессии на фоне неспособности выполнить простейшее действие не являются признаками потери памяти и относятся к другим заболеваниям — например, старческой деменции.

Почему возникает частичная и полная амнезия?

Существуют различные классификации патологий памяти. Исходя из критерия скорости развития, выделяют острую и прогрессирующую амнезию.

Резко наступившая утрата вызвана травматическим событием: ушибом, ударом. Недуг является временным.

Прогрессирующая форма наступает в связи с изменением работы некоторых структур мозга в силу возрастных изменений.

По критерию продолжительности амнезия делится на кратковременную и долгосрочную. Краткосрочная отличается способностью восстанавливать утраченные воспоминания. Пациент знает, что происходило до события, но травматический момент описать не может.

Причинами тому являются травмы психологического и физиологического характера, запредельный эмоциональный стресс, травмы головы. Постепенно события восстанавливаются, начиная с самых ранних. Временное расстройство памяти возникает по причине воздействия на клетки мозга психоактивных веществ, алкоголя, транквилизаторов.

Амнезия часто входит в ряд симптомов других заболеваний:

  • сенильной деменции альцгеймеровского типа;
  • злокачественных новообразований в мозге;
  • дрожательного паралича;
  • эпилепсии;
  • ВИЧ–инфекции;
  • менингита;
  • длительной депрессии.

Долговременная утрата способности к запоминанию свойственна для посттравматического состояния, старческих изменений.

Отмирание клеток мозга под воздействием токсических веществ и лекарственных препаратов приводит к необратимым последствиям, утрате функций запоминания, сохранения, воспроизведения информации. Клетки гибнут у постинсультных больных при моторной амнезии.

По критерию распространенности амнезия делится на частичную, утрачиваются фрагменты из жизни, и полную, когда пациент пребывает в дезориентации, не может определить время, место нахождения, назвать свои данные.

Стираются все воспоминания за определенный период. Невозможность воспроизвести информацию свойственна диссоциативной фуге – тяжелому расстройству, наступившему после пережитой экстремальной ситуации.

Частичная амнезия встречается при эпилепсии, когда пациент не помнит непосредственно припадок. Утрачивается одна или несколько модальностей (забывание навыков, потеря способности к узнаванию людей, предметов) по причине поражения клеток мозга, влияния стресса, особенностей личности (истерическая амнезия).

Глобальная амнезия отличается спутанностью сознания, развивается по причине транзиторной ишемии, мигрени, атеросклероза.

Особые основания развития патологии для людей молодого и пожилого возраста

Провалы в памяти в сенильном возрасте являются следствием атрофических изменений в коре головного мозга.

Амнезия у пожилых – симптом предстарческого слабоумия, болезни Альцгеймера, токсической энцефалопатии, сенильной деменции. Память ухудшается постепенно, является необратимым процессом.

Транзиторная глобальная амнезия сочетает ретроградную и антероградную форму, начинается внезапно, длится около суток. Ею страдают люди в возрасте от 50 до 70 лет. Предполагается, что данная форма является результатом ишемии, мигрени, нарушения кровообращения, судорожного синдрома, сильного психологического стресса.

У людей трудоспособного возраста память теряется вследствие инсульта, сосудистых заболеваний, травм мозга, эпилепсии, шизофрении, энцефалита, может быть последствием криза, наблюдаться при интоксикации.

Органические и психологические факторы риска

Потеря памяти встречается в картине болезней ЦНС, является результатом длительных хронических заболеваний, опухоли мозга.

Органическая природа амнезии включает в себя:

  • черепно-мозговые травмы;
  • нарушение мозгового кровообращения;
  • старческое слабоумие;
  • нарушения когнитивной сферы;
  • эпилепсию;
  • ишемию мозга;
  • эмболию в верхней части базилярной артерии;
  • сердечно-сосудистые заболевания;
  • нарушение работы гипоталамуса.

Психологический фактор занимает отдельное место среди причин нарушения памяти. Особое влияние на когнитивную функцию оказывает запредельный стресс, хроническая усталость, ухудшение концентрации внимания, задумчивость, экспансивное состояние.

Нарушение циркадного ритма, гиподинамия, плохое питание и дефицит витаминов (в особенности витамина В1), угнетение кровообращения, проблемы с обменом веществ, интоксикация алкоголем и психоактивными веществами, запои.

Причины потери памяти

Все причины, провоцирующие возникновение провалов в памяти, можно поделить на две категории, а именно причины физиологического характера и психологического.

К физиологическим факторам относятся: травмы, хронические заболевания (например, сердечно-сосудистые недуги), различные нарушения в головном мозге и расстройства функционирования нервной системы. Также данное расстройство зарождается вследствие регулярного недосыпа, малоподвижного образа жизни, неправильного обмена веществ, несоблюдения режима питания, сбоев в системе циркуляции крови.

К психологическим факторам относят: ежедневные стрессовые ситуации, постоянную усталость, недостаток внимания, экспансивные состояния (вялость или возбуждение), излишняя задумчивость. Вследствие перечисленных факторов индивид переходит на механическое выполнение отдельных существенных операций, при этом они совсем не запоминаются.

Кратковременная потеря памяти может быть проявлением множества разнообразных нарушений. А причиной ее зарождения являются депрессивные состояния, инфекционные заболевания, различные повреждения, побочный эффект от злоупотребления спиртосодержащими напитками или наркотическими препаратами, прием некоторых медикаментозных средств, дислексия. Среди наиболее частых факторов, провоцирующих данное расстройство, выделяют: алкоголизм, опухолевые процессы мозга, болезнь Альцгеймера, Крейтцфельда-Якоба и Паркинсона, депрессивные состояния, инсульт, менингит, вирус иммунодефицита человека, эпилепсию и маразм.

Также взаимодействие некоторых лекарственных средств может вызвать кратковременную утрату памяти, к примеру, одновременное применение Имипрамина и Баклофена.

Кроме этого, кратковременная потеря памяти может наступить вследствие нейродегенеративных заболеваний, цереброваскулярного нарушения, травм черепа, нормотензивной гидроцефалии, расстройства сна, патологий щитовидной железы, психических расстройств, болезни Вильсона.

Кратковременную амнезию, в свой черед, может спровоцировать гормональное нарушение. У некоторых представительниц женской части населения во время менопаузы могут наблюдаться случаи кратковременной амнезии.

Частичная потеря памяти – это так называемый сбой в функционировании головного мозга, характеризуемый расстройством пространственно-временных показателей, целостности воспоминаний и их последовательности.

Наиболее распространенным фактором, провоцирующим частичную амнезию, считается диссоциативная фуга либо состояние индивида после перемены местожительства. Например, частичная амнезия может наступить вследствие переезда индивида в другой город. При этом могут исчезнуть из памяти события, давность которых составляет от пары минут до нескольких лет.

Второй причиной рассматриваемой формы считается сильная травма психического характера или потрясении. У субъекта исчезают из памяти некоторые данные биографии, которые провоцируют негативные воспоминания.

Кроме этого, частичная амнезия может наступить вследствие воздействия на индивида гипноза. Индивид может не вспомнить происходящее с ним в процессе гипнотического воздействия.

Старческая потеря памяти наблюдается соответственно у пожилых индивидов. Однако нельзя ее считать исключительно следствием возрастных изменений. Чаще старческая амнезия наступает из-за образа жизни индивидов. Также, причинами возникновения данной формы недуга могут стать: нарушение обмена веществ, инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, отравления и различные патологии мозга.

Потеря памяти у молодых людей может наступать вследствие хронического недосыпания либо нарушений сна, нехватки витамина В12 и регулярного воздействия стрессов. У молодежи также может наступить потеря памяти после стресса. Нередко вследствие перенесения тяжелого эмоционального потрясения индивиды молодого возраста могут полностью забыть все данные о себе.

Что это такое

Временная потеря памяти называется транзиентной (или транзиторной) глобальной амнезией. Обычно возникает неожиданно. Кого-то это даже ввергает в панику. Согласитесь, трудно смириться с тем, что молодой, здоровый мужчина на руководящей должности напрочь забывает о серьёзном отчёте или мероприятии, о котором знают и помнят все в его компании. Ещё страшнее, когда оказываешься в полной прострации, не понимаешь, где находишься и кто ты вообще такой. «Потерянные» элементы могут быть разными: от имени и адреса проживания до мелких событий (встреча, разговор, знакомство).

Кратковременной такая потеря памяти называется потому, что длится небольшой промежуток времени. Например, после пробуждения можно застыть в прострации на несколько секунд. Но, как правило, оглядевшись, человек быстро приходит в себя, понимает, что он дома, и успокаивается.

Иногда потеря памяти происходит на несколько минут: мы забываем, зачем пришли в магазин (к соседке, просто в другую комнату). Сосредоточившись, возвращаем всё на круги своя и вспоминаем, что конкретно нам надо купить, спросить или взять.

В редких случаях она может длиться несколько часов. Для восстановления обычно приходится разговаривать с другими очевидцами забытых событий, которые помогают воссоздать их ход, или воспроизводить какие-то записи. Иногда она реанимируется самостоятельно.

Регулярность кратковременной потери памяти тоже непредсказуема. Кто-то за всю жизнь испытывает подобное только раз. Некоторые — несколько раз за год. Но есть и такие, кто страдает от таких провалов гораздо чаще. Ни один специалист вам не скажет со 100%-ной уверенностью, может ли повториться это в том или ином конкретном случае.

К кратковременной потере памяти нельзя относиться как к случайности. Чаще всего она либо становится результатом серьёзных нарушений в психике или мозговых структурах, либо сама вызывает в них необратимые последствия.

Эффективные советы для улучшения памяти

Чтобы не возникали неприятные симптомы, важно следить за своим здоровьем и проводить профилактические мероприятия. Очень важно контролировать вес, так как ожирение непосредственно влияет на работу мозга и состояние памяти

Поэтому рекомендуется составить рациональное питание и использовать щадящие способы снижения массы тела.
Кратковременная амнезия может возникать в любом месте и в любое время. Чтобы освежить память за короткий промежуток времени, можно попробовать сделать несколько глубоких вдохов и выдохов. Такие действия приводят в порядок мысли, расслабляют организм и обогащают мозг кислородом, в результате чего «находится» нужная информация.
При большой нагрузке в течение дня рекомендуется письменно составлять примерный план действий, что позволит не забыть заплатить платежи или посетить какие-либо мероприятия. К тому же, такие записи лучше откладываются в голове на долгое время. С этой же целью конспекты в тетрадях помогают ученикам и студентам вспомнить ответ на поставленный вопрос. Мысленно представьте страницы лекции, и материал легче вспомнится.
Молодым родителям в помощь: начинайте развивать память уже с малого возраста в игровой форме, чтобы не заниматься лечением в будущем. В результате ребенок будет заниматься любимым делом и одновременно улучшать функции головного мозга. К полезным занятиям можно отнести собирание пазлов, игра-эрудит, нахождение предметов в помещении, подбор рифм, составление ассоциативного ряда и т.д.

Больше информации – в статье про то, как улучшить память и внимание у взрослых

Виды

Под памятью подразумевается комплекс из множества познавательных способностей человека. За каждую из них отвечает конкретный отдел мозга, что позволяет врачам быстрее определять, какого характера проблема возникла у человека. Основная часть информации запоминается с помощью коры головного мозга. При необходимости быстрого сохранения данных в голове задействуется медиобазальная система. Она также отвечает за восприятие и узнавание тех или иных вещей. Миндалевидное тело и мозжечок обеспечивают работоспособность процедурной памяти. Гипоталамус же ответственен за сохранение новой информации. Именно поэтому память может стираться в голове выборочно, из-за чего проблема может казаться не такой значимой.

Название болезни при потере памяти – амнезия. Ее разделяют на большое количество разновидностей, в зависимости от типа пострадавшей памяти, продолжительности, забытых событий и скорости течения болезни. Каждый из них имеет свои особенности проявления.

Виды амнезии по типу памяти:

  1. Краткосрочная. При такой амнезии может пропадать из памяти новая информация, которая была воспринята мозгом только что, из-за чего человек не помнит, что именно происходило в последние минуты или часы.
  2. Долгосрочная. В случае с долгосрочной амнезией человек внезапно не может вспомнить, что происходило некоторое время назад – от пары часов до многих лет.

Виды амнезии по продолжительности:

  1. Временная. При временной потере памяти больной не может вспомнить нужную информацию из своей жизни в течение короткого промежутка времени. Через несколько часов или дней воспоминания возвращаются в полном объеме.
  2. Постоянная. Полная потеря частиц памяти является окончательной. Самостоятельно такому больному восстановить информацию из головы не удастся.

Виды амнезии по событиям:

  1. Ретроградная. Больной не в состоянии вспомнить какие-либо события, которые произошли после того, как у него начались проблемы с памятью.
  2. Антероградная. Человек, начавший страдать от такой амнезии, вдруг не может вспомнить ни одно событие, произошедшее до первых проблем с памятью. Новая информация при этом усваивается нормально. Однако такая амнезия, как правило, стремительно развивается и превращается в полную потерю воспоминаний.
  3. Глобальная. Отсутствует вся память. Человек не помнит произошедших ранее событий и не запоминает того, что происходит сейчас.
  4. Диссоциативная (выборочная). У больного остается неполный набор воспоминаний, при этом отсутствует только та память, которая связана с определенным событием.
  5. Визуальная. Человек не запоминает какие-либо места или лица, что вызывает проблемы с ориентацией в пространстве и общением с людьми. Больной часто не может понять, где он находится и почему разговаривает с тем или иным человеком.

Виды амнезии по скорости развития:

  1. Внезапная. Резкая потеря памяти связана с одним конкретным моментом в жизни. Возникает после получения травмы или серьезных стрессов.
  2. Постепенная. Человек медленно начинает забывать те или иные вещи и события. Сначала воспоминания становятся размытыми, а потом полностью исчезают из головы. Как правило, такой тип амнезии сопровождает старческое слабоумие.

Все виды амнезии тщательно исследованы учеными. Однако некоторые вопросы, касающиеся развития и течения болезни, до сих пор остаются открытыми.

Нарушение кратковременной памяти

Память функционально и анатомически состоит из кратковременной и долговременной составляющей. Кратковременная память имеет сравнительно небольшой объем и предназначена для удержания смысловых образов полученной информации в течение от нескольких секунд до трех дней. За этот период информация обрабатывается и переходит в долговременную память, имеющую практически неограниченный объем.

Кратковременная память – самая уязвимая составляющая системы памяти. Она играет ключевую роль в запоминании. При ее ослаблении снижается возможность фиксации текущих событий. У таких больных появляется забывчивость, затрудняющая выполнение даже простых повседневных дел. Также сильно снижается способность к обучению. Ухудшение кратковременной памяти наблюдается не только в преклонном возрасте, но и вследствие переутомления, депрессии, сосудистых заболеваний головного мозга, интоксикаций (в том числе при регулярном злоупотреблении алкоголем).

Временная амнезия вследствие сильного алкогольного опьянения, черепно-мозговых травм, и других состояний, приводящих к затмению сознания, тоже обусловлена преходящим полным отключением кратковременной памяти. В таком случае события, не успевшие перейти в долгосрочную память, пропадают.

Полное выпадение кратковременной памяти (фиксационная амнезия) наблюдается при корсаковском синдроме. Характерно для деменции и запущенных стадий алкоголизма. Такие больные полностью утрачивают способность помнить текущие события и поэтому социально абсолютно дезадаптированны. При этом в памяти сохраняются события, предшествующие наступлению фиксационной амнезии.

Дезориентация и спутанность сознания

Дезориентация — это состояние, когда человек теряет способность четко и ясно думать и действовать. В зависимости от типа дезориентации у больного исчезает способность узнавать место, где он находится, помнить то, что с ним происходило. Как следствие, возникает спутанность сознания, и человек уже не может самостоятельно принять любое решение.

Как проявляется дезориентация и спутанность сознания?

Человек, пребывающий в состоянии дезориентации, не способен осознавать собственную личность, место пребывания, время, социальную принадлежность. Иногда отмечается только один определенный тип нарушения ориентации, но в некоторых случаях у человека проявляется совокупность описанных выше типов дезориентации.

Ранними признаками спутанности сознания является расстройство ориентации, снижение внимания. Если такое состояние прогрессирует, то у больного постепенно нарушается восприятие окружающего мира, памяти, позже возникают нарушения речи. Больной не узнает тех, кто находится рядом с ним. Иногда у него присутствуют иллюзии – неправильное восприятие того, что происходит вокруг. Как правило, спутанность сознания ведет к тому, что человек становится молчаливым, подавленным, он очень мало двигается.

Спутанность сознания у пожилых людей характеризуется заметной потерей ориентации, растерянностью, неспособностью к самостоятельным действиям. Симптомы спутанности сознания проявляются как постепенно, так и внезапно. Этот синдром может быть как временным (например, у больных периодически появляется ночная дезориентация), так и постоянным. Причины спутанности сознания у пожилых людей также могут быть связаны со стрессами. Важно своевременно обратиться к специалисту, так как правильное лечение спутанности сознания может замедлить процесс развития болезни и отстрочить начало прогрессирования слабоумия.

Сильное головокружение и спутанность сознания после наркоза – физиологическое явление, которое исчезает со временем.

Если спутанность сознания проявляется у человека внезапно и при этом у него отмечается психомоторная гиперактивность и галлюцинации, то у пациента диагностируется делирий. Прогрессирующая и длительная спутанность сознания с постепенной потерей ряда врожденных функций определяется как слабоумие.

Общую дезориентацию сопровождает также аутиопсихическая дезориентация, для которой характерны разнообразные эмоциональные расстройства, нарушения ориентировки в своей личности.

Психическая дезориентация постепенно ведет к заметному изменению личности человека. Человек, у которого отмечается эмоционально-нравственная дезориентация, не может различать плохие и хорошие поступки, добро и зло, наносимое другим людям. Симптомы дезориентации могут выражаться апатией, безразличием к происходящему вокруг.

Дезориентация личности проявляется нарушением ориентировки в сознании, самосознании человека. Периодически происходит дезориентация во времени – больной не понимает, какой сейчас период дня, день недели, путается в том, что происходило только что и ранее.

Причины дезориентации в пространстве, времени, собственной личности, спутанность сознания – это серьезные симптомы, свидетельствующие о развитии заболеваний. Поэтому консультация врача в данном случае необходима.

Почему проявляется дезориентация и спутанность сознания?

Социальная дезориентация проявляется вследствие разных причин, связанных с заболеваниями и патологическими состояниями. У детей такой синдром может быть связан с резкими переменами в жизни, например с началом посещения детского сада, школы.

У маленьких детей проявление социальной дезориентации – это физиологическое явление. Маленький ребенок не способен правильно проводить идентификацию собственного пола, рода занятий, он тяжело ориентируется в коллективе новых людей. Только в подростковом возрасте наступает период полной социальной ориентации. Но если родители подозревают, что у ребенка отмечается дезориентация, не связанная с возрастными особенностями, нужно обязательно обращаться к специалисту, так как этот признак может свидетельствовать о развитии слабоумия и олигофрении.

Дезориентация у человека часто связана с органическими поражениями головного мозга, а также с метаболическими нарушениями. У пожилых людей спутанность сознания и потеря ориентации часто связаны со старческой деменцией.

Спутанное сознание может стать результатом гипоксемии, которая проявляется при заболеваниях легких, а также нервной, сердечно-сосудистой систем. Данный симптом может проявиться при сильных инфекциях, при серьезной недостаточности питания, обезвоживании.

Таким образом, спутанность сознания может являться симптомом следующих заболеваний: болезнь Альцгеймера, опухоль мозга, нарушения кровообращения в головном мозге, травмы головы, гипоксемия, нарушения эндокринного характера, метаболические нарушения.

Спутанность сознания проявляется и под влиянием некоторых внешних факторов. Нарушения сознания возможны при сильном переохлаждении, при тепловом ударе. Часто этот симптом отмечается у людей, которые длительное время пребывали в состоянии алкогольного опьянения, принимали наркотики или сильнодействующие психотропные медикаменты.

Как избавиться от дезориентации и спутанности сознания?

Чтобы обеспечить эффективное лечение заболеваний, при которых у человека проявляются нарушения сознания и ориентации, необходимо провести всестороннее обследование и установить точный диагноз. Изначально специалист проводит детальный опрос пациента и его близких людей. Если есть подозрение на наличие органического поражения мозга, обязательно проводится биохимическое исследование крови, другие лабораторные анализы, ЭЭГ, МРТ или КТ, исследование метаболических нарушений.

Если диагноз установлен, проводится комплексное лечение основного заболевания. Важно отменить все лекарственные препараты и обеспечить отсутствие факторов, которые могут спровоцировать спутанность сознания.

Если речь идет о старческом слабоумии, то следует позаботиться не только о лечении больного, но и об обеспечении правильного ухода за ним. При старческой деменции у человека отмечается целый ряд симптомов: потеря ориентации при ходьбе, бессвязность мышления, потеря осознания собственной личности. Следует учитывать, что у людей со старческой деменцией может отмечаться как кратковременная потеря ориентации, так и потеря пространственной ориентации на более длительный период. Если потеря ориентации и головокружение наблюдается у больного регулярно, не следует оставлять его в одиночестве на улице.

Важно помнить, что потеря ориентации в пространстве может привести к тому, что больной попросту заблудится. Также нужно обеспечить максимальную безопасность больного. Если это необходимо, можно использовать вспомогательные механические средства. Человек, у которого отмечается старческая деменция – болезнь потери ориентации во времени и пространстве – должен находиться в максимально спокойной и доброжелательной обстановке. Если у больного отмечается только временная потеря ориентации, желательно всегда держать рядом с ним календарь, часы. По возможности за больным постоянно должна присматривать сиделка или кто-то из родственников. В зависимости от состояния больного врач разрешает ему сидеть, ходить, выходить на улицу.

Иногда больным со спутанностью сознания назначается прием антидепрессантов. Важно постоянно контролировать артериальное давление, пульс, не допускать обезвоживания.

Если у человека спутанность сознания проявляется внезапно, следует обязательно срочно обратиться к врачу. К примеру, нарушения сознания могут внезапно проявиться при сахарном диабете, если в крови резко понижается уровень сахара.

При выраженной социальной дезориентации у ребенка необходимо обязательно проконсультироваться с психологом. Специалист подскажет, какую модель поведения предпочесть, чтобы способствовать социальной адаптации ребенка.

В качестве мер профилактики нарушения сознания и ориентации желательно придерживаться принципов правильного питания, не злоупотреблять алкоголем, регулярно полноценно высыпаться. Больным сахарным диабетом нужно постоянно контролировать содержание в крови сахара. Пожилым людям следует принимать те лекарства, которые приписывает врач. Для профилактики старческой деменции важно по возможности вести активную жизнь и обязательно тренировать память и мозг.

Ориентировка в пространстве и ее значение для развития ребенка

Юлия Петрова
Ориентировка в пространстве и ее значение для развития ребенка

Ориентировка в пространстве совершенствуется в процессе всей жизни человека под влиянием обучения и накопления практического опыта.

Пространственная ориентировка — это восприятие и отражение человеком различных признаков окружающих предметов посредством взаимосвязанной деятельности анализаторной системы.

И. М. Сеченов отмечал, что активное передвижение раздвигает границы осваиваемого ребенком пространства. Ходьбу И. М. Сеченов назвал «дробным анализатором пространства».

Чувственное познание детьми окружающего пространства является предпосылкой для развития у них восприятия пространства и составляет основу ориентировки в окружающей действительности.

Таким образом, можно утверждать, что активная двигательная деятельность ребенка теснейшим образом связана с практическим освоением пространства и с формированием пространственных представлений.

Большинство исследователей сходится в понимании пространственной ориентировки как способности человека определять свое местоположение и других объектов в пространстве, а также дифференцировать направления пространства и свободно передвигаться в нем.

Основные пространственные категории, овладение которыми необходимо для успешности ориентировки на местности: знание направлений пространства; определение местоположения в пространстве субъекта или какого-либо другого объекта, в котором зафиксирована точка отсчета; понимание перемещения с точкой отсчета «от себя»; оценка расстояния и расположения объектов и субъекта.

Наличие этих умений позволяет говорить о свободном ориентировании в незнакомом пространстве и характеризует высокий уровень ориентации.

Ф. Н. Шемякин (1940) ориентировку в пространстве определил, как уяснение человеком своего положения по отношению к некоторым избранным им материальным телам, или, что одно и то же, их положения по отношению к нему самому. Исследователи отмечают, что пространственная ориентировка зависит от целостного восприятия предметного мира. Уже на втором году жизни нормально видящие дети понимают местоположение предметов и передвигаются осознанно по направлению к, ним.

Рассматривая особенности развития пространственной ориентировки у

дошкольников,исследователи выделили два ее вида:

1) на собственном теле;

2) в окружающем пространстве.

Тесная взаимосвязь этих двух видов ориентировки обусловлена тем, что первый вид ориентировки развивается раньше второго, и тем, что ориентировка на собственном теле лежит в основе сложной ориентировки человека в окружающем пространстве. Различение детьми частей своего тела и определение парно-противоположных сторон «на себе» является основой для развития понимания детьми «схемы собственного тела», которая является, в свою очередь, чувственной основой системы отсчета при ориентировке в окружающем пространстве.

С развитием практической пространственной ориентировки

изменяется, совершенствуется и характер отражения ребенком

воспринимаемого пространства. Ориентировка на собственном теле, среди

окружающих предметов и на местности не существует раздельно. Эти виды

ориентировки взаимосвязаны и дополняют друг друга. Пространственные представления формируются на основе постоянно взаимодействующих зрительных, слуховых, осязательных, двигательных и кинестезических ощущений. Однако зрение является ведущим анализатором при восприятии пространства. Ребенок воспринимает пространство как нерасчлененную непрерывность.

Слежение за движением предмета в пространстве у малыша развивается постепенно. Вначале он следит за горизонтально движущимся предметом, затем вертикально и, наконец, за предметом, движущимся по кругу и в вертикальной плоскости. Затем начинает осваивать глубину пространства. Вертикальное положение при ходьбе позволяет быстрее всего освоить направления вверх — вниз. При этом ребенок осваивает систему координат по сторонам собственного тела. Он сам является как бы центром системы координат. Различая горизонтальные оси вперед — назад, налево — направо, ребенок постепенно разбивает пространствона координатные углы: переднюю левостороннюю и другие зоны. Разница между ними исчезает, когда ребенок осваивает глубину пространства. Ориентировка на собственном теле является исходной в освоении ребенком пространственных направлений. Ребенок использует систему с фиксированной точкой отсчета (на себе) и переходит к использованию системы со свободно перемещаемой точкой отсчета (на другие объекты). Этапы пространственной ориентации — на себе, от себя, от объекта — не сменяют друг друга, а сосуществуют, вступая в сложные диалектические взаимоотношения. Позднее ребенок ориентируется на листе бумаги, тетради, книги, на листе бумаги в клеточку.

Сущность ориентировки в пространстве в дошкольном возрасте — источником познания дошкольника является чувственный опыт. Диапазон его зависит от того, насколько тонко ребенок владеет суммой специальных действий (рассматривание, ощупывание, сравнение, сопоставление, выделение главного и второстепенного и т. д., влияющих на восприятие и мышление.

Не менее существенна и пространственная ориентировка детей, так как в это понятие входит оценка величины предметов, их форма, взаимоположения и положения относительно субъекта. Поэтому ориентировка в пространстве непосредственно связана с разделами «Величина», «Геометрические фигуры» и тоже имеет чувственную основу.

Она предполагает умение пользоваться какой-либо системой отсчета. Ребенок ориентируется, применяя так называемую чувственную систему отсчета, т. е. по сторонам собственного тела.Он практически соотносит объекты с частями тела: вверху — где голова, внизу — где ноги. Другими словами, дошкольник (особенно младший) осваивает «схему» собственного тела, которая по сути и является для него системой отсчета.

Следовательно, главное здесь непосредственный жизненный опыт, приобретаемый ребенком. Позднее, в старшем дошкольном возрасте, к нему прибавляется словесная система отсчета, ориентация на основе пространственных направлений: вперед-назад, вверху-внизу, слева-справа.

Объем программного содержания раздела «Ориентировка в пространстве» от одной возрастной группы расширяется и углубляется. Это обеспечивает доступность и постепенность в рассмотрении различных вопросов на разных возрастных ступенях.

Младшая группа.

Ориентировка в пространстве помогает ориентироваться в расположении частей своего тела (голова, ноги, глаза, уши, спина и др.) и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: впереди — сзади (позади, вверху — внизу, справа (направо) — слева (налево). Различать правую и левую руки.

Средняя группа. Ориентировка в пространстве развивает умение определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед — назад, направо — налево, вверх — вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (предо мной стол, справа от меня дверь, слева — окно, сзади на полках — игрушки).

Начинается знакомство с пространственными отношениями: далеко — близко (дом стоит близко, а березка растет далеко).

Старшая группа.

Совершенствуется умение ориентироваться в окружающем пространстве: слева — справа, вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за, между, рядом с, двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками — указателями направления движения (вперед, назад, направо, налево и т. д.).

Ориентировка в пространствепомогает определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов: «Я стою между Олей и Таней, за Машей, позади Кати, перед Наташей, около Юры»; обозначатьв речи взаимное расположение предметов: «Справа от куклы сидит заяц, а слева от куклы стоит лошадка, сзади — мишка, а впереди — машина». Ориентировка на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу).

Подготовительная группа.

Ориентировка в пространстве позволяет ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т. д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (слева, справа, вверху, внизу, левее, правее, выше, ниже, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).

Знакомство с планом, схемой, маршрутной картой. Развитие способности к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.

Дети учатся читать простейшую информацию, обозначающую пространственные отношения и направление движения объектов (слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз); самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения направления движения (знаки).

В раннем детстве ребенок достаточно хорошо овладевает умением учитывать пространственное расположение предметов.

Однако он не отделяет направлений пространства и пространственных отношений между предметами от самих предметов.

Представления о предметах и их свойствах образуются раньше, чем представления о пространстве, и служат их основой.

Большое значение в образовании представлений о пространственных отношениях между предметами и овладении умением их определять имеет продуктивная деятельность. Строя из кубиков, ребенок моделирует не только формы, но и пространственные отношения. Он учится передавать их в рисунке, определенным образом располагая изображения людей и предметов на листе бумаги.

Образование представлений о пространственных отношениях тесно связано с усвоением их словесных обозначений, которые помогают ребенку выделять и фиксировать тот или иной вид отношений. При этом в каждом отношении («над-под», «за-перед») ребенок сначала усваивает представление об одном члене пары (например, «над», «перед», а затем, опираясь на это представление, усваивает второе. Но, усваивая представления об отношениях между предметами, ребенок долго может оценивать эти отношения только со своей позиции, он оказывается не в состоянии изменить точку отсчета, понять, что отношения изменяются,если смотреть на предмет с другой стороны: то, что было спереди, окажется сзади, то, что было слева, будет справа и т. п.

Только к концу дошкольного возраста у детей (да и то далеко не у всех) появляется ориентировка в пространстве, независимая от собственной позиции, умение менять точки отсчета.

Таким образом, в общепедагогической и общепсихологической литературе достаточно широко представлены исследования по различным вопросам и направлениям проблемы пространственных восприятий, представлений, практической ориентировки и путей их формирования у детей дошкольного возраста с нормальным психофизическим развитием.

Анализ этих исследований показал следующее:

— пространственная ориентировка представляет собой сложное образование, основанное на взаимодействии различных анализаторов и включающее систему высших психических функций в процесс овладения и практического ориентирования в конкретных признаках и свойствах пространства;

— начальные стадии формирования пространственной ориентировки связаны с предметно-практическим освоением детьми пространственных направлений, начиная с собственного тела и ближайшего пространственного окружения, а затем и словесной системы отсчета;

— важное значениеимеет активная предметно-практическая деятельность детей: манипуляции с предметами, передвижение в пространстве, позволяющие детям конкретно знакомиться с окружающим пространством и его признаками;

— систематическое целенаправленное обучение способствует успешности овладения детьми пространственными ориентировками

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *