Персеверации

Персеверация, вербигерация и другие речевые стереотипии

Речевые стереотипии, также известные как речевые итерации, словесные тики, являются рефлекторными, лишенными смысла и эмоционально индифферентными повторениями звуков, слогов, слов и целых фраз в речи больного.

Речь пациента может быть как с его собственной инициативы, либо быть спровоцированной вопросами окружающих людей.

Виды речевых стереотипий

Известно несколько видов речевых стереотипий: настойчивый повтор одного умозаключения или слова (персеверация), повторение одного и того же выражения, оборота речи (стоячие обороты), повтор слов или слогов в определенном ритме, либо в рифмованной форме (вербигерация).

Персеверация — настойчивости упорных поем мы оды

Термин персеверация происходит от латинского слова perseveratio, что означает «упорство», «настойчивость». В речи персеверация проявляется как неоднократное воспроизведение одних слогов, слов или предложений.

В сознании пациента как будто «застревает» слово или мысль, и он повторяет ее многократно и монотонно при общении с собеседником. При этом повторяемое слово или фраза не имеют отношения к теме беседы. Речь пациента имеет монотонный характер. Персеверация может проявляться как устно, так и письменно.

Персеверация является результатом ассоциационной деятельности, частью сознания и не происходит случайно. Не стоит путать ее с навязчивыми явлениями, так как последние имеют элемент навязчивости, и пациент осознает абсурдность своих действий.

Вербигерация — частый удел шизофреников

Психическое нарушение, при котором пациент повторяет, выкрикивает монотонным голосом одни и те же междометия, слова, фразы. Данные повторения имеют автоматический и бессодержательный характер, могут длиться несколько часов и даже дней.

Пациент ритмично, часто в рифму, повторяет слова, и сочетания звуков, которые не имеют смысла. Следует отличать вербигерацию от персеверации, так как при последней повторения зависят от нервно-психических состояний, и исчезают с устранением этих состояний.

Стоячие обороты

Стоячими оборотами называют обрывки фраз, выражения, слова, однотипные идеи, которые больной многократно воспроизводит во время беседы.

Вначале пациент произносит их с одной и той же интонацией, а впоследствии упрощает, редуцирует и процесс сводится к стереотипному повторению слов.

Зачастую произносимые стоячие обороты сильно искажаютсяи становится невозможно понять их изначальные смысл и звучание.

Палилалия

Под палилалией подразумевается повторение больным фразы, либо ее части, отдельного слова или слога, из произнесенного им самим фрагмента речи, два и более раз подряд.

Повторение происходит при обычной громкости голоса, постепенно громкость может понижаться, а темп речи становиться быстрее. К примеру, дав ответ на вопрос, пациент многократно и беспрерывно повторяет ответ.

Проявления палилалии относятся не только к интеллектуальным формам речи, но также и к эмоциональным (восклицаниям, окрикам). Однако она обычно не относится к произносимым машинально, оборотам автоматизированной речи. Количество повторов может достигать двух десятков и более.

Эхолалия

При эхолалии пациент повторяет фразы и слова, которые были сказаны окружающими его людьми. Зачастую эхолалия присуща маленьким детям, и у них это не является патологией.

Патологией это считается, когда эхолалия становится причиной задержки умственного развития, либо развитие ее наблюдается у взрослого человека.

Речевые стереотипии и психоневрологические заболевания

Причины речевых стереотипий часто кроются в развитии неврологических и психологических заболеваний.

Причины персевераций

Причиной персеверации специалисты считают поражение нижних отделов премоторных ядер коры левого полушария у правшей, и правого полушария – у левшей.

Самой распространенной причиной возникновения персеверации считаются неврологические заболевания, возникшие из-за повреждений головного мозга физического характера. При этом возникает невозможность переключения между различной деятельностью, изменение хода мыслей и порядка действий при выполнении различных задач.

При неврологической природе заболевания причинами появления персеверации бывают:

  1. Черепно-мозговые травмы, при которых поражены боковые орбитофронтальные участки коры и ее префронтальные выпуклости.
  2. Афазия — появление нарушений в речи, сформированной на предыдущем жизненном этапе. Данные расстройства возникают вследствие физических повреждений речевых центров, как результат черепно-мозговой травмы, энцефалита, опухолей мозга.
  3. Патологии, относящиеся к области лобных долей коры головного мозга.

Психиатрия и психология относят персеверацию к признакам различных фобий и тревожных синдромов. Протекание данной речевой стереотипии в психологическом и психиатрическом направлении может быть вызвано:

  • навязчивостью и селективностью отдельных интересов, что чаще всего встречается у людей с аутистическими отклонениями;
  • недостатком внимания при гиперактивности, при этом стереотипия возникает, как защитный механизм, для привлечения к себе внимания;
  • неуклонное стремление к обучению и познанию нового может приводить к зацикленности на одном умозаключении или деятельности;
  • персеверация часто является одним из симптомов обсессивно-компульсивного расстройства.

Не стоит путать персеверацию с обсессивно-компульсивным расстройством, привычками человека, склеротическими изменениями памяти.

Персеверации чаще наблюдаются у больных слабоумием (деменцией), которое вызвано сосудистым поражением головного мозга, а также при возрастных атрофических процессах в мозге. Интеллект больного нарушен, и он не может понять задаваемый вопрос и вместо логичного ответа повторяет ранее употреблявшиеся фразы.

Что провоцирует развитие вербигерации

При вербигерации нет связи с определенными нервно-психическими состояниями. Одной из особенностей вербигерации является то, что пациент произносит слова без проявлений аффекта. Как правило, словесные повторения сопровождаются активной мимикой и двигательными нарушениями.

Чаще всего данные словесные итерации встречается у пациентов с деменцией и кататонической шизофренией.

Причины стоячих оборотов, палилалии и эхолалии

Появление в речи стоячих оборотов сигнализирует о снижении интеллекта, опустошении мышления. Нередко они появляются при таком заболевании как эпилептическое слабоумие. Также одним из заболеваний, при которых характерны стоячие обороты является болезнь Пика, а также другие атрофические заболевания мозга.

Палилалия является типичным проявлением при болезни Пика. Также нередко сопровождает такие заболевания как стриарная патология, стриопаллидарная патология (атрофическая, воспалительная, сосудистая), постэнцефалический паркинсонизм, псевдобульбарный синдром, кататония, синдром Туретта, шизофрения.

Возникновение эхолалии зачастую связывают с поражением лобных долей головного мозга. При наличии у пациента таких симптомов, как галлюцинации, нарушение координации, забывчивость, необходимо обратиться за консультацией к специалисту. Если поражение головного мозга не диагностировано, то причинами развития эхолалии могут быть имбецильность, шизофрения, аутизм, синдром Аспергера, синдром Туретта.

Постановка диагноза

Диагностика речевых стереотипий предполагает комплексное тестирование. Пациенту предлагается пройти специальное тестирование или ответить на простые вопросы (подразумевающие ответы «да», либо «нет»), выполнить повтор схожих по звучанию звуков или звукосочетаний.

Также больному предлагается назвать предметы, которые находятся в комнате, назвать дни недели, пояснить смысл слов, пересказать текст.

Очень важно при обследовании пациента определить понимает ли он речь, обращенную к нему. Если есть подозрения на наличие легких форм речевых нарушений, врач-дефектолог применяет другие более сложные методы диагностики.

Для диагностики речевых стереотипий используется методика, включающая в себя серию отдельных тестов. Пациенту предлагается написать слова в обычном и обратном порядке, написать слова и фразы прописными и строчными буквами, прочесть текст в прямом и обратном порядке, написать цифры в обычном и перевернутом виде, произвести умножение. При проведении тостов врач оценивает количество правильных и неправильных ответов в минуту.

Терапия и коррекция

Лечение пациентов с речевыми стереотипиями подразумевает следующие методики:

  • фармакотерапия;
  • лечебная физкультура;
  • психотерапия;
  • психологическая коррекция;
  • физиотерапия;
  • логотерапия;
  • работа с дефектологами.

Необходимо начинать терапию с лечения основного провоцирующего заболевания. Возможность восстановить речевую функцию будет зависеть от главного диагноза.

При наличии у больного афазии основной акцент делается на автоматизированную речь, затем пациента постепенно обучают осмыслению и отделению главного от второстепенного. Если основным заболеванием является слабоумие, во время терапии акцентируют внимание на смысловое значение слов. Больных с легкой формой шизофрении учат корректному построению предложений, сохраняющих смысловое содержание.

В Западных странах при лечении данных нарушений основной акцент делается на медикаментозный способ терапии. Наиболее широко применяются нейролептики. Они способствуют изменениям в патологических процессах работы головного мозга.

Персеверация – это стабильное воспроизведение какого-либо высказывания, деятельности, эмоциональной реакции, ощущения. Отсюда выделяют моторные, сенсорные, интеллектуальные и эмоциональные персеверации. Понятие персеверации, иначе говоря, являет собой «застревание» в человеческом сознании определенной мысли, несложного представления либо их неоднократное и однообразное воспроизведение в качестве ответа на предыдущее последнее вопросительное высказывание (интеллектуальная персеверация). Бывают самопроизвольные и неоднократные повторения уже ранее сказанного, совершенного, чаще обозначаемые термином итерации, и воспроизведения пережитого, обозначаемые термином эхомнезия.

Что такое персеверация

Весьма неприятным проявлением навязчивого поведения считается персеверация. Характерной чертой является воспроизведение определенного физического действия, фонемы, представления, фразы.

Типичным примером является песня, «застревающая» на длительное время в голове. Многие субъекты замечали, что отдельные словоформы либо мелодию охота повторять вслух на протяжении определенного периода. Подобный феномен, естественно, является слабой аналогией рассматриваемого отклонения, однако смысл персеверативных проявлений именно такой.

Индивиды, мучающиеся данным нарушением, совершенно не контролируют собственную персону в подобные моменты. Назойливое повторение появляется абсолютно спонтанно и также внезапно прекращается.

Рассматриваемое отклонение обнаруживается в устойчивом воспроизведении идеи, манипуляции, переживания, фразы или представления. Такое повторение нередко перерастает в навязчивую неуправляемую форму, индивид сам даже может не обнаруживать происходящее с ним. Таким образом, понятие персеверации являет собой феномен, обусловленный психологическим нарушением, психическим отклонением либо нейропатологическим расстройством поведенческих паттернов и речи индивида.

Подобное поведение возможно также и при сильном переутомлении либо отвлечении внимания не только при психических недугах или неврологических отклонениях. Считается, что базисом персеверации являются процессы повторяющегося возбуждения нейронных элементов, обусловленные запозданием сигнала об окончании действия.

Рассматриваемое нарушение нередко принимают за стереотипию, однако, невзирая на общее стремление навязчивого повторения, персеверация отличается тем, что она является результатом ассоциативной деятельности и структурного компонента сознания. Субъекты, страдающие персеверацией, проходят терапию у лекарей, которые вначале помогают выявить первопричину, после чего проводят комплекс мероприятий, устремленных на исключение воспроизводимой мысли, фразы, повторяющегося действия из повседневной жизни данного субъекта.

Дабы предотвратить формирование описываемого синдрома у взрослых лиц, родителям следует внимательно наблюдать за поведенческим реагированием малыша на предмет присутствия у него признаков персеверации. Можно выделить следующие «атрибуты» рассматриваемого нарушения: регулярное повторение крохой одной фразы, которая не соответствует теме беседы, характерные действия (малыш, например, может постоянно дотрагиваться при отсутствии физиологических предпосылок до определенной области на теле), постоянное рисование одинаковых объектов.

В детском периоде существуют специфические проявления персевераций вследствие особенностей психологии малышей, их физиологии, и активной смены жизненных ориентиров и ценностей крох на разных стадиях взросления. Это порождает определенные сложности в дифференциации симптомов персеверации от сознательных действий малыша. Помимо того, проявления персеверации могут камуфлировать более серьезные отклонения психики.

Ради более раннего выявления возможных расстройств психики у чада, следует внимательно наблюдать за проявлениями персеверативных симптомов, а именно:

– систематическое воспроизведение одного высказывания независимо от обстоятельств и заданного вопроса;

– присутствие определенных операций, повторяющихся неизменно: касание определенного участка тела, почесывание, узконаправленная деятельность;

– многократное рисование одного объекта, запись слова;

– неизменно повторяющиеся просьбы, надобность исполнения которых весьма сомнительна в границах конкретных ситуативных условий.

Причины персеверации

Данное расстройство зачастую зарождается вследствие воздействия физического характера на мозг. Вдобавок у индивида возникают сложности с переключением внимания.

Главными причинами неврологической направленности описываемого синдрома являются:

– перенесенные локализованные поражения мозга, напоминающие поражение при афазии (недуг, при котором индивид произносить правильно словесные структуры не может);

– навязчивое воспроизведение действий и фраз появляется вследствие уже возникшей афазии;

– черепно-мозговое повреждение с поражениями боковых сегментов коры либо передней зоны, где находится префронтальная выпуклость.

Помимо причин неврологической направленности, связанных с повреждением мозга, выделяют психологические факторы, способствующие развитию персеверации.

Неотступность воспроизведения фраз, манипуляций зарождается вследствие стрессоров, продолжительное время воздействующих на субъектов. Данному явлению зачастую сопутствуют фобии, когда включается защитный механизм посредством воспроизведения операций однотипного характера, которые дарят индивиду ощущение неопасности и успокоение.

При подозрении наличия аутизма также отмечается излишне скрупулезная избирательность в совершении определенных действий или интересах.

Описываемый феномен нередко обнаруживается при гиперактивности, если малыш считает, что недополучает должной, по его мнению, толики внимания. В этом случае персеверация выступает также в качестве компонента защиты, который в детском подсознании компенсирует дефицит стороннего внимания. Подобным поведением малыш стремится привлечь к собственным действиям или себе внимание.

Часто рассматриваемый феномен проявляется у научных деятелей. Индивид постоянно изучает что-то новое, стремится познать нечто важное, оттого и зацикливается на определенной мелочи, высказывании или действии. Зачастую описываемое поведение характеризует такого индивида как упорную и настойчивую личность, однако иногда подобные действия трактуются в качестве отклонения.

Назойливое повторение нередко может являться симптомом обсессивно-компульсивного расстройства, выражающегося в следовании определенной идее, которая вынуждает индивида постоянно совершать конкретные действия (компульсии), либо же в неотвязности какой-то мысли (обсессии). Подобное устойчивое повторение можно лицезреть, когда субъект моет руки зачастую без надобности.

Персеверацию необходимо различать от иных недугов либо стереотипий. Фразы либо действия повторяющегося характера нередко бывают проявлением устоявшейся привычки, склероза, субъективных назойливых явлений, при которых больные понимают странность, нелепость и бессмысленность собственных поведенческих паттернов. В свой черед при персеверации индивиды не осознают ненормальность собственных действий.

Если у индивида формируются признаки персеверации, однако при этом в анамнезе не отмечалось перенесение стресса либо травм черепа, это часто свидетельствует о возникновении, как психологических вариаций расстройства, так и психических.

Виды персеверации

Основываясь на характере рассматриваемого нарушения, выделяют, как уже перечислялось выше, такие ее вариации: персеверации мышления, персеверацию речи и моторную персеверацию.

Первый вид описываемого отклонения отличается «зацикливанием» индивида на определенной мысли либо представлении, возникающего в ходе коммуникативного вербального взаимодействия. Персеверативное словосочетание, нередко может индивидом употребляться для ответа на приведенные вопросы, при этом, не имея отношения к смыслу вопросительного высказывания. Заклинивание на одном представлении, выражается в устойчивом воспроизведении определенного слова либо словосочетании. Чаще это – верное ответное высказывание на первое вопросительное предложение. На дальнейшие вопросы больной дает первичный ответ. Характерными проявлениями персеверации мышления считаются устойчивые усилия возвратиться к предмету беседы, про который давно уже речь не идет.

Подобное состояние присуще атрофическим процессам, проистекающим в мозге (болезнь Альцгеймера или Пика). Также может обнаруживаться при травматическом психозе и сосудистых нарушениях.

Моторная персеверация проявляется неоднократным повторением физических операций, как простейших манипуляций, так и целой совокупности разнообразных телодвижений. При этом персеверативные движения воспроизводятся всегда четко и равно, будто по установленному алгоритму. Различают элементарную, системную и речевую моторные персеверации.

Элементарный вид описываемого отклонения выражается в многократном воспроизведении отдельных деталей движения и зарождается вследствие поражения коры мозга и нижерасположенных подкорковых элементов.

Системный тип персеверации обнаруживается в неоднократном воспроизведении целых комплексов движений. Он возникает по причине повреждения префронтальных сегментов мозговой коры.

Речевой вид рассматриваемой патологии проявляется многократным воспроизведением слова, фонемы или фразы (письменно либо в устном разговоре). Возникает при афазии вследствие поражения нижних сегментов премоторной зоны. При этом у левшей данное отклонение возникает, если поражена правая сторона, а у праворуких индивидов – при повреждении соответственно левого сегмента мозга. Другими словами, рассматриваемый вид персеверации, зарождается вследствие повреждения доминантного полушария.

Даже при наличии частичных афатических отклонений пациенты также не замечают различий в воспроизведении, написании либо чтении сходных по выговору слогов или слов (например, «ба – па», «са – за», «собор – забор»), путают буквы близкие по звучанию.

Персеверация речи характеризуется устойчивым повторением слов, высказываний, словосочетаний в письменной речи либо устной.

В сознании субъекта, страдающего речевой персеверацией, словно «застревает» мысль либо слово, которое он повторяет неоднократно и однотонно при коммуникативном взаимодействии с собеседниками. При этом воспроизводимая фраза либо слово к предмету разговора отношения не имеют. Речь больного характеризуется монотонностью.

Лечение персеверации

Базисом терапевтической стратегии в коррекции персеверативных аномалий всегда является системный психологический подход, основывающийся на чередовании этапов. Одну методику в качестве единственного способа коррекционного воздействия применять не рекомендуется. Нужно использовать новые стратегии, если предшествующие результата не принесли.

Чаще лечебный курс основывается на пробах и ошибках, нежели является стандартизованным алгоритмом терапии. При обнаружении патологий мозга неврологического характера, терапию сочетают с надлежащим медикаментозным воздействием. Из фармакопейных средств применяют слабые седативные препараты центрального действия. Обязательно назначаются ноотропы наряду с проведением поливитаминизации. Персеверация речи предполагает также логопедическое воздействие.

Коррекционное воздействие начинается с проведения тестирования, по результатам которого назначается при необходимости обследование. Тестирование состоит из перечня элементарных вопросов и решения определенных задач, которые зачастую таят в себе некоторый подвох.

Ниже приведены основные этапы стратегии психологической помощи, которые могут применяться последовательно или чередоваться.

Стратегия ожидания состоит в ожидании изменений в протекании персеверативных отклонений благодаря назначению определенных терапевтических мероприятий. Данная стратегия объяснима устойчивостью к исчезновению симптоматики персеверации.

Профилактическая стратегия подразумевает предупреждение возникновения моторной персеверации на фоне интеллектуальной. Поскольку нередко персеверативное мышление пробуждает моторный тип рассматриваемого отклонения, вследствие чего эти две вариации нарушения сосуществуют в совокупности. Данная стратегия позволяет своевременно предотвратить такую трансформацию. Суть методики состоит в ограждении индивида от тех физических операций, о которых он чаще говорит.

Стратегия перенаправления заключается в эмоциональной попытке или физическом усилии специалиста отвлечь больного субъекта от докучливых мыслей или манипуляций, посредством резкой смены предмета беседы в момент текущего персеверативного проявления либо характера действий.

Стратегия лимитирования подразумевает последовательное снижение персеверативной привязанности посредством ограничения индивида в совершении действий. Лимитирование допускает назойливую деятельность, однако в четко определенном количестве. Например, допуск к компьютерным развлечениям на разрешенное время.

Стратегия резкого прекращения основывается на активном удалении персеверативных привязанностей путем шокового состояния больного. Примером тут выступают внезапные, громкие фразы «Этого нет! Все!» либо визуализация урона, наносимого навязчивыми манипуляциями или мыслями.

Стратегия игнорирования заключается в попытке абсолютного игнорирования проявлений персеверации. Методика весьма эффективна, если этиологическим фактором рассматриваемого отклонения выступает дефицит внимания. Индивид, не получая ожидаемого результата, попросту в дальнейшем воспроизведении действий смысла не видит.

Стратегия понимания представляет собой попытку познать подлинное течение мыслей больного во время протекания персеверативных проявлений, а также в их отсутствии. Часто такое поведение помогает субъекту привести собственные действия и думы в порядок.

Психоневролог Гартман Н.Н.

Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Персеверация – явление психологического, психического или нейропатологического характера, характеризующееся навязчивым, частым повторением физического действия, слова либо целой фразы в письменной или устной речи, а также – определенных эмоций.

В зависимости от характера проявления различают:

  • Персеверацию мышления. Характеризуется увязыванием в сознании человека конкретной мысли или простого несложного представления, которое часто проявляется в вербальном общении. Персеверативной фразой или словом человек может отвечать на вопросы, совершенно не имеющие к ней никакого отношения, проговаривать ее вслух с самим собой и так далее. Классическим проявлением персеверации мышления служит постоянное возвращение к теме разговора, которая уже была закрыта и считается решенной,
  • Моторную персеверацию. Этиология моторной персеверации связана с физическим повреждением премоторных ядер коры головного мозга и моторных подкоркового слоя. Такой вид персеверации выражается в повторении одного физического движения многократно – элементарная моторная персеверация или целого комплекса движений с четким алгоритмом – системная моторная персеверация.

В отдельный подвид моторной персеверации можно вывести также моторную речевую персеверацию, когда человек повторяет одно и то же слово или пишет его. Для этого вида отклонения характерно поражение нижних отделов премоторных ядер коры левого полушария у правшей и правого – у левшей.

Основополагающие факторы и особенности генеза персеверативных отклонений

Неврологическая этиология персеверации является самой распространенной, она характеризуется широким кругом нетипичного поведения личности на почве физического повреждения полушарий головного мозга, что обуславливает дисфункцию в переключениях с одного вида деятельности на другой, изменению хода мысли, алгоритма действий для выполнения какой-то задачи и так далее, когда персеверативная составляющая доминирует над объективными действиями или мыслями.

К причинам возникновения персеверации, на фоне нейропатологии можно отнести:

  • черепно-мозговая травма головного мозга с преимущественным повреждением областей боковых орбитофронтальных участков коры или ее префронтальной выпуклости,
  • как следствие афазии (афазия – патологическое состояние, при котором происходят отклонения в речи человека, которая уже была сформирована ранее. Происходит по причине физического повреждения речевых центров в коре головного мозга в результате черепно-мозговых травм, опухолей, энцефалитов),
  • перенесенные локализованные патологии в области лобных долей коры головного мозга, аналогичные афазийным.

Персеверация в психологии и психиатрии отражает течение отклонения на фоне психологических дисфункций у человека и, как правило, является дополнительным признаком сложных синдромов и фобий.

Возникновение персеверации у человека, не перенесшего черепно-мозговых травм и тяжелых стрессов может служить первым признаком развития не только психологических, но психических отклонений.

Основными этиологическими факторами психологического и психопатологического направлений в развитии персеверативных проявлений, могут являться:

  • навязчивость и высокая избирательность отдельных интересов, что наиболее характерно для лиц с аутическим спектром отклонений,
  • ощущение недостатка внимания на фоне гиперактивности может стимулировать проявление персеверации как защитный компенсирующий феномен, направленный на привлечение внимания к себе или своему роду деятельности,
  • настойчивость к постоянному обучению и стремлению познать новое может привести к зацикливанию одаренных лиц на конкретном суждении или роде деятельности. Грань между упорством и персеверацией весьма размыта,
  • комплекс симптомов обсессивно-компульсивного расстройства часто включает в себя развитие персеверативных отклонений.

Обсессивно-компульсивное расстройство – одержимость идеей, которое заставляет человека проводить определенные физические действия (компульсии) по причине навязчивых мыслей (обсессий). Ярким примером обсессивно-компульсивного расстройства является частое мытье рук в страхе заразиться страшным инфекционным заболеванием или прием разных препаратов с целью профилактики возможных болезней.

Независимо от этиологических факторов, персеверацию нужно дифференцировать от обсессивно-компульсивного расстройства, обычных привычек человека, а также – от склеротических расстройств памяти, когда человек повторяет одни и те слова или действия по причине забывчивости.

Способы решения проблемы

Если вы замечаете какие-то системные повторения у себя или своих близких, то немедленно обратитесь к врачу. Возможно, ваши страхи не связаны с данной патологией, а имеют другую причину. Также нелишним будет услышать, что все у вас хорошо и беспокоиться не о чем.

На начальном этапе доктор всего лишь проведет тест, а уже потом будет назначать обследования, если ситуация того потребует. Сам тест будет состоять из простых вопросов, которые, возможно, знакомы вам по некоторым фильмам или сериалам. Испытание будет заключаться в решении некоторых задач, которые могут таить некоторый подвох.

Также существует несколько способов психологической помощи, которые не требуют медикаментозных вмешательств:

1. Переориентирование. Намеренное отвлечение пациента путем изменения тематики разговора. Положительного эффекта можно добиться и методом резкого изменения долго повторяющихся упражнений.

2. Ограничение. Это определенный лимит навязчивых действий. То есть врач разрешает больному совершать персеверацию, но сам принимает решение о ее допустимой длительности. К примеру, позволяет сидеть за компьютером только в определенные часы.

3. Профилактика. Довольно часто моторный тип и персеверация мышления присутствуют одновременно. Смысл профилактики заключается в том, чтобы исключить саму возможность физических проявлений, которые обычно свойственны этому человеку. Например, если он постоянно пишет какую-то фразу, то нужно постараться убрать от него карандаши с ручками и бумагу.

4. Прерывание. Для этого пациента подвергают состоянию шока, открыто запрещая ему производить навязчивые действия. Врач может даже накричать на больного, сказав, что его поведение неправильно или бессмысленно. Если стадия заболевания несерьезная, то можно рассказать о последствиях и проблемах его патологии, что может пробудить в пациенте инстинкт борьбы.

5. Игнорирование. Стараться не реагировать на действия человека, делая вид, что ничего не происходит. Подобное поведение часто приводит к положительному результату, ведь испытуемый понимает, что у окружающих нет заинтересованности. Особенно эффективно такая практика действует на тех, у кого подобный дефект развился из-за недостатка в жизни внимания и заботы.

6. Понимание. Искренний разговор с пациентом, который предполагает озвучивание его предположений о сложившейся ситуации. Таким образом человек сам начинает осознавать свои проблемы и способы борьбы с ними.

7. Ожидание. Эта стратегия означает спокойное наблюдение за присутствием или отсутствием изменений, которые проявляются при применении вышеперечисленных методов. Если положительной тенденции нет, то можно переходить к другому способу лечения. Елена Мелисса

Персеверацией называют психологические, психические и нейропатологические явления, при которых наблюдается навязчивое и частое повторение действий, слов, фраз и эмоций. Причем проявляются повторения как в устной, так и письменной форме. Повторяя одни и те же слова, либо мысли, человек часто себя не контролирует, ведя вербальный способ общения. Проявляться персеверация может и при невербальном общении, основанном на жестах и телодвижениях.

Особенности персеверативных отклонений в детском возрасте

Проявление персевераций в детском возрасте является очень частым явлением в силу особенностей детской психологии, физиологии и достаточно активной сменой жизненных ценностей ребенка на разных этапах взросления. Это создает определенные сложности в отличии персеверативных симптомов от умышленных действий ребенка, а также – камуфлирует проявление признаков более серьезных психических патологий.

В целях раннего определения психических отклонений у своего ребенка, родителям стоит более внимательно относиться к проявлению персеверативных признаков, наиболее частыми из которых являются:

  • регулярное повторение одних и тех же фраз независимо от ситуации и поставленного вопроса,
  • наличие определенных действий, повторяющихся регулярно: трогание какого-то места на теле, почесывание, узконаправленная игровая деятельность и так далее,
  • рисование одних и тех же объектов, многократная запись одного и того же слова,
  • регулярно повторяющиеся просьбы, необходимость выполнения которых сомнительна в рамках конкретной ситуации.

Помощь при персеверативных отклонениях

Основу лечения персеверативных отклонений всегда составляет комплексный психологических подход с чередующимися этапами. Скорее, это – метод проб и ошибок, чем стандартизованный алгоритм лечения. При наличии неврологических патологий головного мозга, лечение сочетают с соответствующей медикаментозной терапией. Из препаратов используют группы слабых седативных средств центрального действия, с обязательным использованием ноотропов на фоне поливитаминизации.

Основные этапы психологической помощи при персеверации, которые могут, как чередоваться, так и применятся последовательно:

  1. Стратегия ожидания. Основополагающий фактор в психотерапии персеверации. Заключается в ожидании каких-либо изменений в характере отклонений вследствие использования каких-либо терапевтических мероприятий. Такая стратегия объясняется устойчивостью симптомов отклонения к исчезновению.
  2. Профилактическая стратегия. Нередко персеверация мышления порождает моторную, и эти два вида начинают существовать в совокупности, что позволяет своевременно предупредить такой переход. Суть метода заключается в ограждении человека от той физической деятельности, о которой он говорит чаще всего.
  3. Стратегия перенаправления. Физическая или эмоциональная попытка специалиста отвлечь пациента от навязчивых мыслей или действий, путем резкой смены темы разговора в момент очередного персеверативного проявления, смены характера действий.
  4. Стратегия лимитирования. Такой метод позволяет последовательно снизить персеверативную привязанность путем ограничения человека в его действиях. Лимит допускает навязчивую деятельность, но в строго определенных объемах. Классическим примером является допуск к компьютеру на строго отведенное время.
  5. Стратегия резкого прекращения. Направлена на активное исключение персеверативных привязанностей с помощью шокового состояния пациента. Примером могут служить неожиданные, громкие высказывания «Все! Этого нет! Это не существует!» или визуализация вреда от навязчивых действий или мыслей.
  6. Стратегия игнорирования. Попытка полного игнорирования персеверативных проявлений. Метод очень хорош, когда этиологическом фактором нарушения послужил недостаток внимания. Не получая желаемого эффекта, пациент попросту не видит смысла в своих действиях,
  7. Стратегия понимания. Попытка узнать истинный ход мыслей пациента в момент отклонений и при их отсутствии. Зачастую это помогает самому пациенту привести в порядок свои действия и мысли.

Симптомы

В зависимости от того, как проявляется персеверация, специалисты выделяют моторную и мыслительную (интеллектуальную) форму.

При моторной персеверации человек постоянно повторяет одно и то же движение. Иногда у пациента можно увидеть целую систему повторяющихся действий. Такие действия имеют определенный алгоритм, который не изменяется продолжительное время. Например, при трудностях в открытии шкатулки человек постоянно бьет ею об стол, но это ни к чему не приводит. Он понимает бессмысленность такого поведения, но повторяет эти действия. Дети могут нового преподавателя называть постоянно именем прежнего, или искать игрушку там, где она хранилась раньше, но ее место хранения уже давно изменено.

Интеллектуальная персеверация характеризуется как ненормальное застревание представлений, суждений. Она выражается через постоянное повторение фраз или слов. Такая форма заболевания легко диагностируется, когда специалист задает несколько вопросов, а пациент на все отвечает самым первым ответом. В легкой форме персеверацию можно наблюдать, когда человек постоянно возвращается к обсуждению уже давно решенного вопроса, теме разговора.

Врачи обращают внимание родителей, что нужно следить за поведением своего ребенка, есть ли у него какие-либо даже самые незначительные персеверации.

Положительные стороны настойчивых повторений

Считается, что навязчивые повторения мыслей или действий характеризуют человека как больного или с отклонениями. Но практически каждый из нас хотя бы раз в жизни был подвержен персеверациям. Но у людей без дополнительных неврологических или психиатрических дисфункций такое состояние называется тщательным анализом, переживанием, упорством.

Иногда повторения мыслей или действий помогают людям адаптироваться к конкретной ситуации. Полезна или хотя бы не патологична персеверация, когда:

  • человеку требуется подробно в чем-то разобраться;
  • усмирить сильные эмоции и преодолеть психологические травмы;
  • человек пытается что-то надолго запомнить;
  • нужно увидеть что-то новое в уже известном факте;
  • учесть все вероятности явления.

Настойчивое повторение полезно во время обучения, когда она не мешает достигать целей. В остальных случаях это явление требует коррекции или лечения.

Известен тот факт, что персеверации сопровождают некоторые психические или неврологические заболевания, такие как болезнь Альцгеймера, артериосклероз, генуинная эпилепсия, органические деменции, синдром Дауна, ОКР, аутизм. Если в анамнезе есть такие болезни, то сначала нужно лечить первопричину частых повторений медикаментозно.

Понятием «инертное мышление» можно определить группу синдромов расстройств мышления, основной признак которых — недостаточная подвижность психических процессов. К нему относятся вязкое мышление, персевератор-ное мышление и мышление со стереотипиями. Элементы инертности психической деятельности наблюдаются и при депрессивных состояниях, однако в этих случаях инертность мыслительных процессов является второстепенным фактором, так как ведущую роль играют замедление мышления и стойкий депрессивный аффект, характеризующийся затуханием побудительных мотивов уже начатого действия.

Б. В. Зейгарник (1976) называет инертным мышлением мыслительную деятельность больных эпилепсией. Нам этот термин представляется более широким — инертностью протекания психических процессов можно объяснить такие психопатологические явления, как ригидность, персеверации и стереотипии, которые применительно к поведенческим актам объединяются понятием «фиксированные формы поведения». Г. В. Залевский (1976) под фиксированными формами поведения понимает акты поведения, упорно и непроизвольно повторяющиеся или продолжающиеся и в ситуациях, которые объективно требуют их прекращения или изменения. Применительно к патологии мышления нам представляется более целесообразным говорить о фиксированных формах мыслительной деятельности. Проявления инертного мышления наблюдаются при заболеваниях различного генеза, главным образом при шизофрении, в рамках грубой органической патологии головного мозга. Поэтому мы не можем говорить о их каузально-этиологическом родстве, речь идет о сходных патогенетических механизмах, которые могут быть обусловлены и функциональными и органически-деструктивными изменениями.

Вязкое мышление наблюдается при эпилептическом слабоумии. Оно характеризуется обстоятельностью, склонностью к детализации, неумением отделить основное от второстепенного, тугоподвижностью, «топтанием» на месте, невозможностью выйти из круга определенных представлений и переключиться на что-то другое. Вязкое мышление больных эпилепсией может быть охарактеризовано в первую очередь как ригидное, недостаточно лабильное.

Застревая на мелочах, подробностях, больной эпилепсией, однако, никогда не теряет из виду цели своего рассказа. Факты, сообщаемые больным, связываются со случайными обстоятельствами, но в пределах заданной темы. Больной старательно описывает частности, перечисляет их так, что его трудно перебить. Ему тяжело связать подробности с общим содержанием. Эта склонность к застреванию, «прилипание» к одному и тому же кругу представлений, излишняя детализация, неумение выделить главное характеризуют мышление при эпилепсии. Хотя больной и уклоняется в своих рассуждениях от прямого, ведущего к цели пути, но самой этой цели из внимания не упускает. Рассказывая о чем-либо, он то топчется на одном месте, то увлекается деталями, поучениями, рассуждениями, объяснениями, но остается в круге тех представлений, какие обозначены начальным намерением повествования. Тема рассказа не меняется. Темп и характер речи больного эпилепсией крайне трудно корригировать.

Я. В. Бернштейн (1936) указывал, что тугоподвижность, инертность мышления при эпилепсии, являясь первичной, всегда входит в сложный симптомокомплекс характерных черт основного поражения, отражается в каждой черте этого поражения и все его черты отражаются в ней. И действительно, тугоподвижность свойственна всей психической жизни больного эпилепсией, она проявляется в его поведении, аффективности, в особенностях его мышления. В то же время ригидность, которая может наблюдаться и при других заболеваниях, в клинике эпилепсии специфически окрашивается в силу ее неразрывной связи с другой присущей эпилептическому слабоумию симптоматикой.

Для речи больного с вязким мышлением характерны олигофазия, повторения, паузы, уменьшительные и ласкательные слова. Паузы в речи больные заполняют такими словами, как «понимаете», «так сказать», «значит» и т. п. Уже в обычной беседе у больных с вязким мышлением обнаруживается склонность к чрезмерной обстоятельности, детализации. Еще больше это выявляется при описании ими рисунка или пересказе текста. Нередко, крайне обстоятельно описав рисунок, перечислив изображенные на нем даже самые незначительные детали, больной все же не может осмыслить его, уловить его содержание. Эта слабость суждений соответствует степени выраженности эпилептического слабоумия.

Приводим типичный пример вязкого мышления — больной обращается к собеседнику.

«Не что-нибудь, а действительно — нельзя ли у вас папиросочку попросить? Вчера мамочка приходила — она ко мне через день приходит — принесла мне папиросочки. Говорит: «Возьми, Минечка, я тебе папиросочки принесла». Хорошие папиросочки — я такие люблю. Я так обрадовался, что мамочка папиросочки принесла, и как раз мои любименькие. И няня говорит: «У тебя теперь, Минечка, есть что курить, маменька папиросочки принесла» А вот ночью, не что-нибудь, а действительно, когда я спал, выкурил этот больной мои папиросочки Не дадите ли вы мне не что-нибудь, а действительно, папиросочку, а завтра мамочка принесет еще много папиросочек, и я вам отдам».

Вязкое мышление при эпилепсии характеризуется также выраженными эгоцентрическими тенденциями. Это отчетливо видно в приведенном выше примере. При выраженном эпилептическом слабоумии ответы больных однообразны, носят характер штампов — на все слова-раздражители в ассоциативном эксперименте больной может отвечать 2— 3 словами («хороший» или «плохой», «знаю» или «не знаю»). Нередко словесные реакции отражают лишь отношение больного к предметам, обозначенным словами-раздражителями. При предложении сочинить рассказ по 3 заданным словам «дом, лампа, огонь» больной написал:

«Мы получили новую квартиру, переехали в пятиэтажный дом. Жене комната не понравилась, так как не было электрической лампочки, и мне пришлось бежать вечером в магазин покупать лампочку. Яркий свет озарил нашу новую комнату. Я пошел на кухню поставить чай. Когда засверкал яркий огонек на газовой плите, я поставил чайник и вернулся к себе в комнату».

Такого рода включение себя в ситуацию рассматривается как признак преобладания конкретных представлений в мышлении больных эпилепсией, недостаточности в осмыслении условного характера задания, как проявление эгоцентрических тенденций (И. Я. Завилянский, Р. Е. Таращанская, 1959). Внешние отвлекающие моменты мало влияют на течение мыслительных процессов — излагая свои мысли, больной не обращает внимания на вопросы, которыми перебивает его речь собеседник, даже если это должно облегчить стоящую перед ним задачу.

Аналогичное включение себя в ситуацию наблюдается и в пиктограммах больных эпилепсией, которые всегда носят сугубо конкретно-ситуационный характер и отражают личный опыт и систему оценок, присущие обследуемому.

Инертность модуса деятельности больных эпилепсией особенно четко обнаруживается при выполнении заданий по методикам переключения (сложение и вычитание с поочередно меняющимся одним из слагаемых или вычитаемым, корректурная просьба с переключением).

Персевераторное мышление. Под персеверацией в мышлении понимают склонность к застреванию в сознании больного каких-либо мыслей, представлений, образов, слов или фраз, вне зависимости от изменения ситуации и нарушения цели деятельности. Г. В. Залевский (1976) пишет об ослаблении при персеверации представления цели деятельности. Персеверация проявляется в речи больного.

Персеверации наиболее часто наблюдаются в рамках грубой органической патологии головного мозга — при церебральном атеросклерозе (главным образом, при значительной его выраженности или при наличии локальной симптоматики), старческом слабоумии, болезни Альцгеймера, болезни Пика. Особенно отчетливо они обнаруживаются при локализации поражения в лобной доле. В этих случаях персеверации являются частым структурным компонентом моторной афазии. Так, страдающий моторной афазией больной по просьбе врача повторяет за ним слово «да», после этого врач безуспешно просит его повторить за ним слово «нет», но больной упорно говорит «да». Лишь после длительного перерыва больной смог повторить за врачом «нет». В таких случаях персеверациям в речи часто сопутствуют и двигательные персеверации. Далеко не всегда больной правильно оценивает наличие у себя такого рода проявлений.

Персеверации обнаруживаются и при амнестической афазии. Больной называет показываемый ему предмет, а затем и все другие предметы называет теми же словами. Например, увидев чайник, больной говорит: «Это — пить… кипятят, а потом пьют». Затем ему показывают наперсток и он говорит: «Ну, чайник.. шить им надо. У дочки есть такая штука».

Больные не замечают персеверации при одновременном поражении речевоспринимающего анализатора, например, при сенсорно-моторной афазии.

В рамках афатического синдрома персеверации как бы структурный компонент афазии и долго сохраняются даже после исчезновения основных афатических проявлений. Они наблюдаются и при неочаговых органических поражениях головного мозга — при выраженном, но безынсультно протекающем церебральном атеросклерозе, при олигофрениях.

Существуют многочисленные наблюдения персевераций в мышлении и речи при шизофрении. По Н. Flegel (1965), они охватывают широкий круг речевых явлений — от отдельных звуков до слов, отрывков фраз и целых речевых оборотов. Е. Kraepelin (1927) связывал появление персевераций при шизофрении с обеднением представлений и тенденцией заполнять эти пробелы мышления за счет предшествующих представлений. Н. Flegel (1965), находясь на тех же позициях, в генезе персевераций придает большое значение усиливающейся автоматизации мыслительно-речевой деятельности.

Персеверации наблюдаются и при резком утомлении, а также в состоянии алкогольного опьянения. В таких случаях, однако, они носят эпизодический, кратковременный характер.

Стереотипии в мышлении. Под стереотипиями понимают склонность к повторению одних и тех же актов психической деятельности. Иногда стереотипно повторяются отдельные слова, в других случаях речь идет о мышлении стереотипами. Различна и степень автоматизации в процессе стереотипии. Так, вербигерация (проявление стереотипии в речи больных шизофренией) характеризуется совершенно бессмысленным, автоматическим, непроизвольным повторением одних и тех же слов или фраз. Настолько же автоматизированными представляются стереотипии двигательные, галлюцинаторные. Последние нередко осуществляются при недостаточно ясном сознании, например при острых интоксикациях. Несколько более произвольны стереотипии мыслей, однако и в этих случаях, очевидно, большую роль играют явления психического автоматизма.

Стереотипии следует отличать от персевераций. Персеверации, по М. С. Лебединскому и В. Н. Мясищеву (1966), характеризуются тем, что уже законченное действие целиком или в каких-то своих элементах проникает в последующее, направленное на решение новой задачи, хотя для ее выполнения персевераторные компоненты деятельности, начавшейся в рамках выполнения предшествующей задачи, чужды и непригодны. При стереотипиях же деятельность больного (мыслительная, речевая, двигательная) утрачивает всякий смысл, вообще не связана с решением какой-либо задачи. Мы не можем уловить связи стереотипных оборотов в мышлении или речи с какой-либо предшествовавшей деятельностью, они также чужды и прежним мыслительным заданиям.

Стереотипии проявляются длительно и не изменяются под влиянием специально создаваемого психиатром в общении с больным переключения модуса его деятельности. Персеверации зависят от степени трудности решения новой задачи, легче выявляются в деятельности, сходной с прошлыми действиями. Эти признаки не обнаруживаются при стереотипиях. В отличие от персевераций больной не пытается противодействовать стереотипиям.

Е. Kraepelin (1918), который видел в стереотипиях склонность длительно твердить одни и те же представления, подчеркивал, что при них в отличие от персевераций, содержание этих представлений не зависит от предшествующих.

Приводим пример стереотипии в мышлении больного шизофренией.

«На меня напали 8 лет назад иностранные разведчики, разрезачи мне живот и в животе зашили радиоаппараты. И где я ни хожу, я слышу голоса по радио в голове из радиоаппаратов, что зашиты у меня в животе, слышу, как по радио мне внушают на душу различные чувства. Шов после разреза живота, когда в него зашили радиоаппараты, загладили и радиоаппаратами так зачувствовали, что шва не стало видно». Далее на нескольких страницах подробно излагаются болезненные переживания больного, описываются его псевдогаллюцинаторные переживания. Больной очень четко излагает наблюдающиеся у него явления синдрома Капгра (те же иностранные разведчики заменили в его селе ближайших родственников—12 человек — похожими на них людьми). Через 8 страниц в этом же письме больной пишет: «Моему родному дяде иностранные разведчики разрезали живот и зашили в него затем радиоаппараты и этими радиоаппаратами так рассердили его, что он ударил жену, и жена умерла. Прокурор не знал, что у дяди в животе зашиты радиоаппараты и что его специально злили, и дядю в г. Макеевке судили. Этого хотели иностранные разведчики, чтобы моего дядю осудили и поместили в тюрьму».

Этот мотив (иностранные разведчики, зашивающие в живот различным людям радиоаппаратуру) стереотипно повторяется и в дальнейшем, во всей письменной и устной речи больного применительно к самым разным лицам. Мы видим здесь отмеченную Е. Kraepelin (1910) у больных шизофренией склонность постоянно возвращаться к одним и тем же мыслям и представлениям, которую автор определял как стереотипии в мышлении.

Стереотипии наблюдаются не только при шизофрении. Они часто обнаруживаются в клинике органических психозов. Примером стереотипии органического генеза является описанный W. Mayer-Gross (1931) симптом граммофонной пластинки (симптом курантов). Он относится к характерным для болезни Пика стоячими оборотам и заключается в стереотипном и безостановочном повторении с неизменными интонациями через определенные интервалы времени одного и того же рассказа или нескольких фраз. Соответственно течению заболевания стоячие обороты при болезни Пика претерпевают обусловленные нарастанием слабоумия и распада речи изменения — все больше упрощаются, редуцируются и в конечном итоге сводятся к стереотипно повторяемой фразе или нескольким словам.

Со временем стоячие обороты становятся все более бессмысленными, иногда слова в них настолько парафатически искажаются, что теряют даже отдаленное сходство со словом-прототипом.

Моторные Персеверации

Смотреть что такое «Моторные Персеверации» в других словарях:

  • моторные персеверации — Этимология. Происходит от лат. mоtоr приводящий в движение и perseveratio упорство. Категория. Форма персевераций. Специфика. Навязчивое воспроизведение одних и тех же движений или их элементов (написание букв или рисование). Виды: • элементарная … Большая психологическая энциклопедия

  • Персеверации — Персеверация (лат. persevērātiō «настойчивость», «упорство») устойчивое повторение какой либо фразы, деятельности, эмоции, ощущения (в зависимости от этого выделяют персеверации мышления, моторные, эмоциональные, сенсорные персеверации). Например … Википедия

  • персеверация — (от лат. perseveratio упорство) циклическое повторение или настойчивое воспроизведение, часто вопреки сознательному намерению, какого либо действия, мысли или переживания. Различают П. в двигательной, эмоциональной, сенсорно перцептивной (см … Большая психологическая энциклопедия

  • Персеверация — (лат. persevērātiō настойчивость, упорство) устойчивое повторение какой либо фразы, деятельности, эмоции, ощущения (в зависимости от этого выделяют персеверации мышления, моторные, эмоциональные, сенсорные персеверации). Например … Википедия

  • Персеверация — расстройство мышления, при котором значительно (максимально) затрудняется образование новых ассоциаций вследствие длительного доминирования одной мысли, представления. * * * (лат. persevero – упорно держаться, продолжаться) 1. термин C Neisser… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Персеверация — (лат. persevezo – упорно держаться, продолжаться) (Neisser С., 1894). Склонность к застреванию в речи, мышлении, устойчивое повторение или продолжение однажды начатой деятельности, например, повторение какого либо слова в письменной или устной… … Толковый словарь психиатрических терминов

  • Персеверация — (от лат. регseveratio упорство) навязчивое воспроизведение одних и тех же движений , мыслей, представлений . Выделяют моторные , сенсорные и интеллектуальные персеверации … Психологический словарь

  • Эпилепсия — I Эпилепсия (epilepsia; греч. epilepsia схватывание, эпилептический припадок) хроническое полиэтиологическое заболевание, проявляющееся судорожными и другими припадками, психическими расстройствами и характерными изменениями личности. Э. одно из… … Медицинская энциклопедия

  • МУЗЫКА — МУЗЫКА, искусство организации звуков. Восприятие М. и действием. В восприятии М. можно отметить следующие моменты, из к рых каждый может существовать до известной степени самостоятельно. 1) Общее органическое потрясение/ вызываемое динамической… … Большая медицинская энциклопедия

  • синдромы нейропсихологические — закономерные сочетания нарушений высших психических функций, возникающие в результате локальных поражений головного мозга (ранений, кровоизлияний, опухолей и т.п.). Изучение С. н. составляет основную задачу клинической нейропсихологии (см.… … Большая психологическая энциклопедия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *