Онр 2

ОНР 3 уровня: причины, симптомы, характеристика, лечение и коррекция

Общее недоразвитие речи 3 уровня – это умеренные отклонения в формировании навыков говорения у детей 4-8 лет. У таких малышей связная речь есть, они могут составить фразу, сложное предложение, но делают многочисленные грамматические, синтаксические ошибки в высказывании, плохо дифференцируют звуки. Задержка касается различных сторон развития речи. Диагностировать нарушение можно у дошкольника не ранее 4-5 лет.

По коду МКБ-10 ОНР III уровня входит в группу специфических расстройств — F80 и F80.0.

Левина Р.Е., Филичева Г. В. и другие ведущие логопеды в своих научных трудах выделяли 4 уровня ОНР. Третья степень нарушений считается более высокой точкой развития речи по сравнению с 1-2 уровнем, но дефект обязательно требует коррекции и лечения.

Причины

Факторы, провоцирующие общее недоразвитие речи 3 уровня, можно разделить на врожденные и приобретенные. Первая группа причин воздействует на ЦНС малыша во внутриутробный период, вторая — уже после рождения, чаще в 2-3 года.

Врожденные:

  1. поражения ЦНС;
  2. курение, употребление алкоголя мамой в период беременности;
  3. энцефалопатия;
  4. инфекционные заболевания женщины, перенесенные во время вынашивания плода
  5. токсикозы;
  6. травмы.

Приобретенные:

  1. стрессы;
  2. недостаточное речевое окружение;
  3. педагогическая запущенность;
  4. синдром госпитализации;
  5. многоязычность в семье.

На фоне биологических и социальных причин у ребенка возникают такие нарушения: алалия, дислалия, дизартрия, ринолалия, заикание, ФФНР, ЗПР. Общее недоразвитие речи будет обусловлено одним из этих диагнозов. Определение точной причины развития нарушения — это необходимый этап логопедической и педагогической работы с ребенком. Выбор методов коррекционной программы напрямую зависит от наличия врожденных болезней ЦНС, особенностей протекания беременности и атмосферы в семье.

Симптомы

Симптоматика ОНР 3 уровня включает в себя множество речевых недочетов. Обычно у ребенка дошкольного и младшего школьного возраста наблюдаются следующие признаки логопедического расстройства:

  1. Есть развернутая фразовая речь, но она сопровождается фонетическим, лексическим, грамматическим, фонематическим недоразвитием. “Мама одел красивый фартук. Мне подарили кукла. На стол стоит белый цветы. Мама чистит посуду (нужно моет)”.
  2. Ошибки в дифференциации звуков. Чаще дети заменяют или путают свистящие, сонорные, шипящие, аффрикаты.
  3. Неправильное произнесение “проблемных” звуков наблюдается в словах и слогах, изолировано дети проговаривают их без дефектов.
  4. Редуцирование многосложных слов.
  5. Сокращение стечения согласных. “Транспорт-транпорт, экскаватор – экаватор”.
  6. Преобладание в речи глаголов, существительных. На втором месте по количеству остаются имена прилагательные, местоимения. Наречия, причастия почти не используются.
  7. Сложности в словообразовании, подборе однокоренных слов. Ребенку трудно прибавить уменьшительно-ласкательные суффиксы, играть в игру “Большой-маленький”, то есть выполнять задания по изменению слов: огурец-огурчик, дом-домик.
  8. В речи почти отсутствуют сложные синтаксические конструкции. Ребенок предпочитает выражать мысль 3-4 словами.
  9. Аграмматизм: ошибки в согласовании прилагательного, глагола с существительным по падежу, числу. “Большая мяч, моя кот, пришла папа…”.
  10. Затруднение в понимании и самостоятельном употреблении предлогов.
  11. Ребенок хорошо составляет рассказ по вопросам, но затрудняется в пересказе текстов с большим количеством описаний.
  12. Замена общих понятий частными, например, воробей – птичка. И наоборот, когда ребенок общим называют множество предметов: бибика — это машина, автобус, самосвал и другие автомобили.

Дошкольники способны хорошо понимать словесные инструкции. Пассивный словарный запас шире активного. Кроме речевых нарушений у детей с ОНР III уровня наблюдаются сложности с развитием мелкой, крупной моторики, ослабленная мускулатура мимических мышц, языка.

Характеристика детей

Для получения заключения от врача, направления на ПМПК ребенку необходимо составить характеристику. Логопед или воспитатель могут предположить у дошкольника общее недоразвитие речи, для подтверждения диагноза нужно проводить обследование малыша в непринужденной обстановке детского сада или на занятиях со специалистом.

При составлении характеристики обращайте внимание на следующие моменты:

  • Анамнез, наследственность. Потребуется опрос родителей, анализ записей в амбулаторной карте ребенка.
  • Анатомическое строение речевого аппарата.
  • Уровень развития моторики (мелкой, крупной), определить ведущую руку.
  • Внятность, связность речи, ее понятность окружающим.
  • Уровень понимания чужой речи.
  • Наличие дефектов в звукопроизношении.
  • Уровень развития словарного запаса (активный и пассивный).
  • Особенности грамматического строя речи.

Пример характеристики ребенка дошкольного возраста, составленной для представления на ПМПК.

Новикова Ирина, 5 лет. Посещает ДОУ №4 г. Орла. Речевые нарушения у родителей в детском возрасте не наблюдались. Семья полная, социально благополучная. Девочка родилась доношенной, вес 3400, рост 53 см, врожденных заболеваний нет, соматически здорова.

Органы артикуляционного аппарата без анатомических особенностей. При выполнении артикуляционных упражнений затрудняется дыхание, работа мышц кончика языка слабая.

Речь невнятная, тихая, маловыразительная, не всегда понятна для окружающих. Понимание чужой речи в норме.

Звукопроизношение затруднено парасигматизмом свистящих, ротацизмом. Изолировано произносит почти всех звуки верно. Отмечается пропуск и упрощение слогов.

Словарный запас средний, пассивный преобладает над активным. Затрудняется в подборе синонимов, описании предметов, путает предлоги. В речи использует простые фразы и предложения из 3-4 слов, наблюдаются многочисленные ошибки в согласовании, словообразовании.

Обследование речи Ирины показало, что нарушения соответствуют признакам ОНР 3 степени.

Диагностика

Определить ОНР 3 уровня у ребенка 3 лет сложно. Обычно диагноз устанавливается на ПМПК в возрасте 4-5 лет, когда задержки развития речи выражены более ярко. Но работа консилиума обязательно строиться на дифференцированном подходе. Важно учитывать наличие заболеваний у ребенка, например, тугоухость, ЗРР, олигофрению.

В процессе диагностики комиссия из психиатра, невролога, логопеда и воспитателя ДОУ может использовать следующие методы исследования всех сторон развития речи ребенка:

  1. Ответы на вопросы.

Ребенок может выполнять задания по картинки, описывая ее, или отвечать на вопросы специалистов напрямую.

  1. Выполнение задания по инструкции.

Проверяется понимание речи, словарный запас, уровень развития моторики, если задание направлено на действие руками.

  1. Проговаривание скороговорок, чистоговорок.

Диагностируются артикуляционные умения.

  1. Проверка кругозора, уровня развития интеллекта.

Педагоги задают вопросы о времени года, дне недели, возрасте ребенка, родителей, месте его проживания, просят классифицировать предметы, убрать лишнее. Такие тесты необходимы для оценки уровня общего развития ребенка и исключения умственных задержек.

  1. Задания на проверку устной речи.

Дошкольника могут попросить рассказать сказку или описать вчерашний день в саду. В момент говорения, логопеды, неврологи обращают внимание на особенности слоговой структуры слов, которые употребляет малыш, сложность предложений и фраз, способность сохранять последовательность повествования.

Заседание ПМПК — необходимая процедура для помещения ребенка в специализированную логопедическую группу детского сада, составления индивидуальной программы занятий по лечению ОНР. Диагностика проводится в присутствии родителя или опекуна. С собой желательно иметь характеристику из ДОУ или от логопеда.

ОНР I уровня характеристика
ОНР II уровня характеристика
ОНР IV уровня характеристика

Родителям рекомендуют посетить невролога, психиатра в поликлинике, чтобы установить причину недоразвития речи, получить медикаментозное лечение и другую терапевтическую помощь. При наличии показаний может потребоваться дополнительное аппаратное исследование: МРТ мозга, ЭЭГ.

Важно! Частыми спутниками ОНР у детей школьного периода являются дисграфия, сложности с чтением и, как следствие, отставания по другим предметам из-за непонимания прочитанного текста задачи или параграфа. Поэтому так важно, вовремя выявить причину речевых нарушений и устранить основные симптомы до поступления в первый класс школы.

Лечение и коррекция

На сегодняшний день в логопедии накоплен достаточный опыт в области лечения и коррекции ОНР 3 уровня. Для эффективного устранения подобных нарушений речи у дошкольников педагоги и родители должны поставить перед началом курса занятий конкретные задачи, ориентируясь на те симптомы, которые наблюдаются у ребенка.

Принципы коррекции:

  • Необходимо обогащать словарный запас дошкольника.

Ребенок должен научиться употреблять причастия, наречия, прилагательные, сложные предлоги.

  • Устранение аграмматизма.

Нужно уделить внимание соблюдению грамматических норм языка, согласованию слов по числу, падежу, роду.

  • Развитие мелкой моторики.

Логопед может использовать рисование, лепку. В процессе таких занятий ребенок подготавливается к письму, активизирует речевые отделы мозга.

  • Повышение уровня понимания чужой речи.

Педагог может использовать инструкции, чтение, игры. Важно, чтобы ребенок внимательно слушал обращенную к нему речь и реагировал на нее ответами, действием.

  • Развитие внимания, памяти, концентрации.

Детям с речевыми нарушениями сложно концентрироваться, запоминать стихотворения, у них кратковременная память.

  • Развитие коммуникативных навыков.

Дошкольники с ОНР 3 уровня очень стеснительные, им сложно находить контакт со сверстниками из-за речевого дефекта, страха выражать свои мысли вслух. Уроки направлены на выравнивание самооценки, преодоление фобий и дезадаптации в обществе. Для этих целей лучше всего подходят групповые занятия.

Важно! Не забывайте, что игровая деятельность остается для детей ведущей до 7-8 лет. Не превращайте логопедические занятия в скучные уроки, обучайте ребенка говорению в простой и увлекательной форме.

В таблице указан примерный план работы с дошкольником, его можно корректировать и расширять собственными наработками. Рекомендуем логопедам заполнять индивидуальную карту на каждого воспитанника и отмечать в ней результативность коррекционной работы.

Задачи Методы коррекции, упражнения Варианты игр
Формирование слухового внимания Используйте речевые и неречевые звуки, расширяйте словарный запас ребенка с помощью изучения одной темы в течение недели. «Отгадай, что звучит», (музыкальный инструмент, дождь, ветер и др.), «Эхо», Узнай по описанию овощ, транспорт, игрушку».
Развитие зрительного внимания Используйте картинки, предметы для запоминания ряда, убирайте или прячьте один-два, просите восстановить цепочку. «Делай, как я» (движения, выкладка по образцу),
«Чего не стало».
Расширение словарного запаса Ребенок должен больше узнавать и говорить. Используйте темы с учетом календаря. Подробно описывайте предмет, пересказывайте тексты, отвечайте на вопросы по картинкам, играйте куклами в сюжетные игры. «Признаки времен года» (можно угадывать по картинкам, одежде на куклах), «Животные», «Профессии», «Что, где растет», «Из чего приготовим суп», «Магазин».
Развитие коммуникативных навыков (групповые занятия). Контролируйте, как общаются между собой дети на заданную тему. Просите задать вопросы, ответить на них, предложить варианты игр. «Кто я?» (знакомство детей), «Я скажу, а ты продолжи», «У на вчера…(рассказ о семье или событии), «Я хочу быть» (профессии).
Коррекция грамматических нарушений в речи Составление фраз, предложений с учетом категории числа, падежа и рода слов. «Какой он(а)? (описывайте фрукты, овощи, животных, людей — лимон кислый, желтый, овальный…), «Кто что делает? (мама пришла, приехала, спела, помыла, папа пришел, приехал, помыл).
Отработка навыков словообразования Прибавляйте к словам суффиксы, приставки, подыскивайте однокоренные. «Маленький-большой (слон-слоник), «Скажи ласково (вода-водичка, карандаш-карандашик). «Прибавь приставку» (шел-пошел, пришел, ушел).
Развитие мелкой моторики Используйте лепку, рисование, штриховку, раскрашивание, прописи. «Нарисуй по образцу», «Обведи кружочки», «Кукольный театр» (лепка).
Развитие артикуляционного дыхания, контроль за интонацией, высотой голоса. В качестве разминки используйте артикуляционную гимнастику, песни, подвижные игры с декламацией стихотворений. «Кто громче (тише)», «Что чувствуешь (отработка выражений эмоций с помощью радостных, грустных восклицаний).

Общее недоразвитие речи становится серьезной проблемой для ребенка и родителей в школе, если своевременно не обратиться за помощью к логопеду. Для окончательного исправления дефектов речи такого уровня потребуется 1-2 года, поэтому затягивать с посещением врача в поликлинике, переводом ребенка в спецгруппу ДОУ крайне нежелательно.

Рейтинг автора 3Автор статьи Анна Ровенская Учитель русского языка и литературы, сотрудник Образовательного Центра раннего развития. Написано статей 38

Характеристика ОНР 2 уровня

С каждым днем все больше родителей обращаются к логопедам за помощью в борьбе с дефектами разговорной речи своих детей, чаще всего причина заключается в общем недоразвитии речи (ОНР). ОНР подразделяется на несколько уровней по характеристикам патологий. Чаще всего встречается общее недоразвитие речи 2 уровня (ОНР 2 уровня).

Общее понятие ОНР

ОНР – нарушение речи, которое относится к педагогическо-психологической классификации. Такие дети имеют полностью нормальный слух и интеллектуальные способности, однако происходит явное нарушение в речевой системе. К детям с ОНР относят и полностью молчаливого ребенка, и малышей, которым свойственно лепетное произношение слов, а также детей, которые имеют понятную фразовую речь, но фонетическое направление слова слабо развито.

Проявление различных речевых дефектов имеет весьма стандартные проявления. У таких детей первые слова формируются примерно к трем-четырем годам, в редких случаях к пяти. Для речи свойственно аграмматичное звучание и неправильное фонетическое оформление. Таких детей очень сложно понять, хотя зачастую, они прекрасно понимают заданные им вопросы.

В связи с тем, что у такого ребенка происходит развитие комплексов, с психологической точки зрения, устранять такого рода дефекты необходимо при первых проявлениях.

Данные речевые дефекты отрицательно сказываются на сенсорных, интеллектуальных и волевых сторонах характера ребенка. Такие дети не могут полностью концентрировать свое внимание на конкретном предмете, а также подвергается воздействию их нормальная способность к запоминанию. Они не могут запомнить полученные инструкции, а также последовательные задания.

Коррекционная работа с детьми с ОНР нацелена на развитие анализа, сравнения и обобщения. Соматическая ослабленность подкрепляется дефектами в двигательной активности, что проявляется нарушением координации, пониженной скорости движения и недостаточной ловкости.

Основные особенности ОНР 2 уровня

Главным отличием ОНР 2 степени от ОНР 1 степени является использование в общении ребенком не только характерного лепета, жестов и совсем простых словоформ, но и элементарных слов, которые используются в обиходе. Однако все фразы могут быть искажены, поэтому не каждый сможет уловить точную формулировку, например, «матик» чаще всего означает слово «мальчик», но можно подумать и о «мячике».

При постановке ударения положительный результат наблюдается только в тех словах, в которых ударение падает на последний слог. Все остальные попытки построить грамотную речь терпят неудачу.

Чаще всего от такого малыша можно услышать простое перечисление предметов, которые находятся вокруг него, а также он может объяснить свои простые действия. Если его попросить составить рассказ по картинке, то удастся это осуществить лишь с помощью наводящих вопросов. В конечном итоге получится простой ответ, который состоит из двух-трех слов, однако построение предложения будет в более правильной форме, чем у ребенка с первым уровнем ОНР.

На этом уровне развития у детей наблюдается употребление личных местоимений, а также простых предлогов и союзов. Дети с ОНР второго уровня способны рассказать небольшой рассказ о себе, своей семье или о друзьях. Однако в произношении будет слышно неправильное употребление некоторых слов. При незнании правильного названия предмета или действия ребенок будет пытаться заменить его объяснением.

Если малыш не сможет заменить слово синонимом, то он обратится к помощи жестов.

На заданные вопросы такие дети отвечают существительным в именительном падеже, то есть при вопросе «С кем ты сегодня ходил по магазинам?» можно услышать короткое «Мама или папа».

ОНР 2 степени проявляется также отсутствием распознания среднего рода, а также незначительным количеством прилагательных.

При ОНР 2 уровня малыш пытается найти правильную грамматическую форму, поэтому может пробовать подобрать правильную структуру слова несколько раз: «Не было…была…дождь…дождя».

При таком уровне дети чаще всего способны различить единственную и множественную форму существительных, времена глаголов. При позднем начале речи характерна замена согласных: мягких на твердые – «моль» — «мол».

Обычно диагноз ОНР 2 уровня не ставят детям младше 4 лет.

Дети со вторым уровнем ОНР к школьному периоду обладают почти сформированной простой речью, бедным словарным запасом и аграмматизмом в произношении.

Характеристика ОНР 2 степени:

  • происходит расширение словарного запаса не только благодаря новым существительным и простым глаголам, но и из-за использования прилагательных и наречий;
  • обогащение речи наблюдается благодаря внедрению измененных форм слова, так, например, ребенок осуществляет попытки в изменении слова по родам, падежам, но в большинстве случаев произношение звучит неверно;
  • в общении дети используют простые фразы;
  • происходит расширение не только пассивного, но и активного словаря, благодаря чему ребенок понимает больше информации;
  • звуки и многие слова все еще звучат неправильно и резко.

Основные грамматические ошибки, которые осуществляют дети:

  • Неверное использование окончаний при склонении слова по падежам, например, «ил у бабука» — «был у бабушки».
  • Отсутствие разницы между единственным и множественным числом, например, «пицца ела» — «птицы ели».
  • Отсутствие практики в изменении существительного при смене количества предметов, например, «ти ига» — «три книги».
  • Неправильное применение предлогов в разговоре либо их полное отсутствие, например «папа одил магазин» — «папа ходил в магазин» или замена одного предлога на другой «мама ела из куни» — «мама пела в кухне».

Коррекционная работа

Посещение логопеда необходимо произвести, если к трем-четырем годам у малыша не происходит формирование речи. В таком случае диагностика, подробная характеристика и коррекция ОНР формируется не одним специалистом.

С помощью невропатолога определяется причина. При необходимости проведения лечения или назначения витаминов, специалист может назначить специальные препараты, которые окажут стимулирующее действие на речевые центры и нервную систему ребенка. Чаще всего рекомендуется пройти МРТ головного мозга. В некоторых случаях врачу будет достаточно проведения беседы с родителями.

После того, как была проведена консультация с невропатологом, необходимо посетить логопеда. Чаще всего специалист определяет ребенка в специальную группу, но при определенных обстоятельствах могут использоваться индивидуальные занятия.

Главной целью коррекционной работы является развитие активной речи, улучшение ее понимания, а также формирование фраз и их верное звукопроизношение. В качестве подкрепления некоторые логопеды обращаются к родителям с просьбой о проведении дополнительных занятий в кругу семьи, ведь два-три занятия в неделю может быть недостаточно.

В качестве примера можно привести простое упражнение, в котором ребенку необходимо произносить определенные слова нараспев, а родители после этого должны ответить ему таким же способом. Это упражнение не только поможет избавиться от речевых дефектов, но и сблизит семью.

Основные направления коррекционной работы:

  • улучшение произношения трудных слов для ребенка в протяжной манере, для лучшего звучания всех букв и звуков;
  • необходимость в распределении слов на группы, которые объединяются в зависимости от тематики, например, при демонстрации картинки с домашними животными ребенок должен четко назвать всех. Такой подход помогает детям осуществлять систематизацию;
  • сравнительные формы разных форм, которые принадлежат одной части речи, например, мы гуляли: по парку, по полю, по саду и так далее;
  • такой же подход с глаголом, например, мама рисовала — мама рисует -мама нарисует;
  • отработка понимания разницы между единственным и множественным числом;
  • улучшение восприятия разницы между глухими и звонкими звуками.

В манере общения детей со взрослыми и со своими сверстниками существует огромная разница. И если при разговоре со взрослым человеком малыш может чувствовать себя зажато, то при беседе с ребенком он будет более спокоен и открыт, особенно если у них будут совпадать интересы.

Однако, при достаточно большом развитии дефекта в начале коррекционной работы применяются индивидуальные занятия, которые со временем перетекают в групповые, тем самым медленно подготавливая ребенка ко входу в социум.

В некоторых случаях развитие 2 степени ОНР наблюдается у детей, которые не посещают детский сад, что объясняется нехваткой общения. В таких случаях рекомендуется записать малыша в различные кружки, в которых не только увеличится его круг общения, но и начнет развиваться художественное восприятие окружающего мира, что повлечет за собой усовершенствование речи.

Прогноз

Точно спрогнозировать нарушение в развитии речи у детей практически невозможно. Чаще всего это зависит от того, что стало причиной развития заболевания и степени его развития.

Именно поэтому при непонятном лепете или полном отсутствии речи в три года необходимо обратиться к невропатологу. Ведь при наличии расстройств со стороны нервной системы даже каждодневные занятия с логопедом могут не дать желаемый результат, потому что малышу будет необходима медикаментозная терапия.

При своевременном принятии всех необходимых мер ребенок начнет говорить. Но нередко такие дети не способны обучаться в обычной школе, поэтому родителям придется выбирать между домашним обучением или специальной школой, которая создана для детей с нарушением речи.

Самое главное – помнить, что малышу важна поддержка в процессе коррекционной работы, которую он должен получать от каждого члена семьи. Это поможет не только избавиться от назревающих комплексов, но и ускорить процесс устранения дефектов, ведь малыш будет видеть одобрение со стороны близких людей, а значит, начнет стремиться к лучшему результату.

ОНР 2 уровня: характеристика, симптомы, диагностика, коррекция

ОНР 2 уровень — это явное нарушение речевого развития у детей с нормальными показателями интеллекта, слуха, при котором наблюдаются заниженные способности к вербальному общению.

Аббревиатура ОНР расшифровывается как общее недоразвитие речи. Дошкольник говорит отдельными словами и короткими фразами, допуская массу грамматических ошибок. Распространенные предложения в речи не присутствуют, активный словарный запас крайне беден. Одновременно с нарушениями лексического строя наблюдаются расстройства фонематического слуха, артикуляции.

Вопросами ОНР занималась профессор НИИ Дефектологии Р. Е. Левина. На основании ее научных трудов сегодня проводится разработка коррекционных программ для детей с логопатологиями.

Характеристика ОНР 2 уровня указывает на полиэтиологическую природу речевого дефекта. То есть виновником развития нарушения становятся физические, биологические и социальные предпосылки. Основными провоцирующими факторами являются:

  • гипоксия плода;
  • резус-конфликт между матерью и ребенком;
  • родовая асфиксия;
  • травмы головы, полученные при рождении и на первом году жизни;
  • инфекции с нейротоксикозом;
  • перинатальная энцефалопатия;
  • педагогическая запущенность;
  • дефицит общения;
  • наследственность
  • отрыв от дома, или синдром госпитализма.

Зачастую ОНР является последствием комплекса причин. Это важно учитывать при диагностике и коррекции речевого дефекта.

Общее недоразвитие речи 2 уровня характеризуется следующими симптомами:

  • У ребенка диагностируется ЗРР (возрастная задержка речевого развития).

Первые слова появляются к 2 годам, фраза после 3 лет. К 4 годам кроха строит предложение из 3-4 слов, в большинстве случаев, не согласовывая грамматические формы лексем друг с другом.

  • Местоимения, предлоги, союзы используются редко.
  • Ударения ставится ошибочно, чаще на последний слог.
  • Дошкольнику проще перечислить названия предметов, явлений, чем составить из этих слов текст.
  • Совершаются многочисленные ошибки в родовых окончаниях глагола, существительных, прилагательных. Средний род не воспринимается вовсе.
  • Отвечая на вопросы, дошкольник использует начальные формы глаголов и существительные в именительном падеже.
  • Есть смешения числовых категорий.
  • До 4-5 лет ребенок с ОНР 2 уровня помогает себе жестами, аморфными словами.
  • В сложных словах нарушается слоговая структура. Малыш переставляет слоги, опускает их. Навыки словообразования отсутствуют.
  • Дефекты звукопроизношения в словах. При этом изолированная фонема произносится четко.
  • В 70-80% случаев у детсадовцев со 2 уровнем ОНР есть сопутствующие заболевания: дизартрия, СДВГ, ЗПР, парезы артикуляционных мышц.

Многочисленные проблемы с развернутой речью приводят к сложностям понимания высказываний малыша. Это может стать причиной отчужденности, замкнутости, нежелания принимать участие в коллективных играх, выступать на утренниках в ДОУ со стихом. То есть нарушается вербальный, психо-эмоциональный контакт с обществом. Хотя дома проблем с общением не наблюдается, родители понимают речь ребенка, его жесты.

Характеристика 1 уровня ОНР
Характеристика 3 уровня ОНР
Характеристика 4 уровня ОНР

Обследование дошкольника с нарушениями речи проводится комплексно. Потребуются заключения логопеда, невролога, детского психиатра. Маршрут диагностики ОНР состоит из нескольких этапов:

  • Беседа с родителями для сбора анамнеза, выяснения возможной причины дефекта речи.
  • Оценка уровня сформированности навыка говорения у ребенка.
  • Исключение или подтверждение сопутствующих заболеваний, задержек в развитии.
  • Изучение строения речевого аппарата для обнаружения органических нарушений.

Окончательный диагноз ставится на основание заключения консилиума. Для направления малыша в логопедический детский сад необходимо пройти ПМПК. На комиссию нужно представить характеристику на дошкольника из ДОУ или от психолога. С ребенком и родителями проведут беседу, дадут рекомендации о последующем обучении. Программу индивидуальной работы по требованиям ФГОС составит педагог образовательного учреждения.

Лечение ОНР — это трудоемкий процесс. Полагаться только на педагогов ДОУ нельзя, обязательно занимайтесь дополнительно дома, больше говорите с ребенком и слушайте его высказывания.

Коррекция

Составляя план коррекционной работы при ОНР 2 типа, логопед разбивает его на несколько блоков:

  1. Развитие навыка понимания чужой речи
  2. Расширение словарного запаса
  3. Составление слов
  4. Развитие фонематического слуха
  5. Формирование умения составлять простые и распространенные предложения
  6. Развитие навыка связного высказывания на свободные темы

Преодолеть речевые дефекты при ОНР 2 типа невозможно без медицинской помощи. В работу нужно включить узких специалистов: невролога, педиатра, реабилитолога, психолога. Воспитанник ДОУ должен получать медикаментозную помощь, эмоциональную поддержку.

Остановимся на каждом этапе педагогической работы отдельно. Приведенные примеры упражнений, заданий можно использовать с детьми от 3-4 лет и старше.

Понимание чужой речи и расширение словарного запаса

Два этапа коррекции речевого дефекта неразрывно связаны друг с другом. Чем больше малыш знает слов, понимает их значение, тем лучше осознает смысл сказанного собеседником.

Основная задача занятий по развития навыка общения — установление контакта между учеником и педагогом (дефектологом, логопедом), расширение пассивного словарного запаса дошкольника. Реализовать запланированные цели можно быстрее, если использовать наглядные образцы и доступные для понимания ребенком ситуации. Обязательно подключайте к словам мимику и жесты.

Развитию навыка понимания чужой речи не нужно отводить отдельное время. Используйте любые предлоги для обращения к ребенку с речью: просите помочь, принести что-то, комментируйте режимные моменты.

Приведем несколько примеров таких ситуаций:

  • Дети собираются на прогулку

Воспитатель обращается к ним и командует: “Сначала надеваем колготки, потом кофточки…”. На первых порах можно показывать вещи, помогать с выбором предмета из ящика.

  • Просьбы

“Принеси мячик”, “Подними кубик”. Постепенно просьбы становится более узкими: “Возьми на верхней полке синюю книгу”, “Покажи, где сидит кукла в красном платье”.

  • Раскладываем игрушки по местам

Мишка сядет на диван, зайка ляжет в кроватку, кубики будут стоять на столе.

Для различения словоформ используйте парные картинки:

  • Единственное и множественное число глаголов, существительных

Рыбки плывут – рыбка плывет.

  • Времена глагола

Маша ест суп, Маша будет есть суп, Маша поела суп.

  • Падежные формы существительных

Малыш надевает шубку. Шубка висит в шкафу.

  • Притяжательные местоимения, прилагательные

Мой носок, папин носок. Здесь можно использовать просьбы: дай твой карандаш, дай Машин карандаш.

  • Пространственные понятия

Помогают привлечь использование предлогов. Мяч лежит на столе, под столом, у стола. Используйте просьбы: положи книгу на колени, под стул, у кровати.

Словарный запас пополняйте с помощью логопедических лото на разные темы: “Животные”, “Времена года”, “Фрукты“, “Овощи“, “Транспорт”. Изучайте не только наименования предметов, но и глаголы, связанные с ними.

Например, при обсуждении темы о животных спрашивайте ребенка: дикое или домашнее животное, какого оно размера, какого цвета, чем питается и т.д.

Обучение составлению слов

Дошкольнику с ОНР 2 уровня тяжело сказать слова ласково, то есть прибавить к ним суффиксы – еньк-, -к-, -онок- и другие. Давайте такие задания:

  • Большой – маленький.

Арбуз-арбузик, заяц-зайчонок.

  • Прибавь приставку.

Ел-поел, сказал – рассказал. При этом важно обращать внимание на изменение лексического значения слова.

Для изучения состава слова эффективны игры парами. Например, дети должны “спорить”: у меня нос – а у меня носик, у меня дом – а у меня домик. Соревновательный момент добавляет в рабочий процесс нотку забавы.

Развитие фонематического слуха

Важный компонент логопедической работы для устранения дефекта постановки ударений и звукопроизношения. На начальном этапе нужно показать детям разнообразие звуков в природе: шуршите бумагой, скрипите, слушайте вой ветра, пение птиц, шум воды. Обращайтесь за помощью к музыкальным инструментам (барабаны, скрипка, металлофон). Ребенок должен различать и называть не только источник звука, но и ощущать их громкость, мелодичность. Раздавайте карточки с изображением инструментов, дети пробуют изобразить, как он звучит.

Следующие этап — это различение звуков речи:

  • Чем отличаются существительные рот-кот, каша-Маша?

Дошкольник должен назвать звуки, которые не совпадают.

  • Сходные формы слов.

Поколочу – дам по калачу.

  • Неправильное эхо.

Ученик должен повторить за педагогом слово, изменив 1-2 звука. Например, я несу – я пеку, дочка Маша – дочка Глаша.

Составляем предложения

Практику начните с простых фраз из 2 слов: я пришел, надеваю шубку, люблю компот. Постепенно учите дошкольника составлять предложения из 3 членов. Можно использовать следующий вид заданий:

  • Что он делает?

Распечатайте картинки, где дети занимаются спортом, гуляют или собирают урожай. Задача дошкольника рассказать, что он видит, но придумать несколько действий для одного персонажа. Например, Маша стоит на лестнице и собирает груши. Ваня, Катя, Вова гуляют. Важно подбирать однородные сказуемые или подлежащие.

  • Что?

Подбираем по картинке дополнения к сказуемому. Например, Мальчик рисует (что?) дом, гриб, ежика.

  • У меня есть.

Детям раздаются предметы (фрукты, игрушки, книжки) по 2-3 в руки. Каждый должен рассказать, что у него есть. “А у мены раскраска, карандаши, краски. А у меня мышонок, кукла и грибок”.

  • Восстанови правильный порядок слов.

Логопед проговаривает набор слов: лепит, мышку, Маша. У воспитанников должно получиться: Маша лепит мышку.

  • Развернутые ответы на вопросы.

Что ты делаешь? Чем любит заниматься мама? Что видишь за окном?

Я рисую солнышко, мама любит петь и танцевать, я вижу за окном лужи и деревья.

Обязательно уделяйте время развитию памяти и внимания. Используйте игры “Найди лишнее на картинке”, “Кто быстрее отыщет предмет” (спрятанный в группе или на картинке), “Найди ошибку”. Последнюю игру проводят так:

  • Педагог говорит предложение и намеренно совершает в нем грамматическую ошибку.

Например, Маша и Ваня собирала груши с дерева.

  • Дети должны повторить предложение, суметь найти и справить ошибку.

При составлении и произношении слов, фраз предложений следите за ударениями, артикуляцией подопечного. Не бойтесь остановить, поправить, попросить произнести правильный вариант.

Развиваем связную речь, умение составить собственное высказывание

Занятия по формированию навыка самостоятельной речи проводите в форме дружеской беседы. Предложите воспитанниками следующие задания:

  • Опиши картинку.
  • Что изменилось за окном?
  • Кто что сегодня надел?
  • Пересказ услышанного текста. Можно задавать наводящие вопросы, опираться на иллюстрации.
  • Восстанови последовательность по картинкам.
  • Сопряженное проговаривание.

Используйте рассказы в режимных моментах. Дети озвучивают процесс одевания на улицу: сначала я надену штанишки, потом ботинки, завяжу шапку. Параллельно задавайте вопросы: какого цвета у тебя носочки? Какая шапка у Лены (вязаная, меховая)? Красивые у тебя ботиночки?

Первые 3-4 месяца рекомендуется проводить индивидуальные занятия, потом дети группируются по 2-3 человека. Когда дошкольники выходят с логопедом и дефектологом на контакт, не стесняются говорить и отвечать на вопросы, можно переходить к массовым играм и фронтальному опросу. Подкрепляйте интерес к занятиям похвалой, сюрпризами, играми. Урок должен длиться не более 15 минут, поскольку дети с ОНР ослаблены, страдают низкой работоспособностью.

Включайте в занятия динамические паузы, чтобы снять физическое и эмоциональное напряжение. Это может быть пальчиковая гимнастика, разминка туловища.

У большинства дошкольников с ОНР 2 уровня прогноз благоприятный. К первому классу дети с данной патологией обладают развитыми речевыми навыками, нормальной вербальной активностью. На начальном этапе обучения в школе необходимо посещать логопеда не менее 1-2 раз в неделю, поскольку есть риск формирования нарушений чтения, письма.

Если в возрасте 3 лет малыш лепечет или произносит лишь несколько слов, не отвечает на поставленные вопросы, плохо контактирует с одногруппниками, нужно обратиться за помощью к логопеду. Диагноз ОНР ставится после 4 лет, но коррекционную работу можно проводить гораздо раньше.

Рейтинг автора 3Автор статьи Анна Ровенская Учитель русского языка и литературы, сотрудник Образовательного Центра раннего развития. Написано статей 38

Образец логопедического заключения

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОНР

Дано на воспитанника МБДОУ № 322 – **, родившегося ** ** 2007 г.

Поступил в речевую группу — 08.07.2015 г.

С диагнозом — ОНР II-III ур., дизартрия. Интеллект: F 06.827, F 80.1

Направляется: на консультацию к психиатру.

Выявлено:

—речь — нарушения произношения заметны, но речь понятна окружающим;

—темп речи – нормальный;

—голос – нормальный;

—подвижность органов артикуляционного аппарата – «смазанная», сжатая, неточная;

—выполнение арт.движений: объем артикуляционных движений неполный. Страдает дифференциация и точность движений, амплитуда движений снижена. Отмечается слабость мышц языка;

—подъязычная связка – норма;

—саливация – умеренная;

—мелкая моторика — слабая, требует дальнейшего развития; правша;

—произношение звуков: свистящий парасигматизм, ламбдацизм, ротацизм;

—фонематическое восприятие — требует дальнейшего развития. Трудности в развитии звукового анализа и синтеза;

—слоговая структура — воспроизводит правильно;

—словарный запас – глагольный словарь соответствует возрасту. Предметный словарь и словарь признаков неточный. Испытывает трудности в подборе прилагательных-антонимов;

—грамматический строй речи – испытывает трудности в словоизменении и словообразовании: употребление формы род.п. множ. числа, согласование имен существительных с числительными два и пять, образование относительных и притяжательных прилагательных;

—связная речь – ребенок умеет слушать и понимать речь. В речи использует простые предложения, на вопросы отвечает односложно. Может самостоятельно составить предложение по картинке, рассказ — по серии картинок. Испытывает трудности при составлении описательных рассказов и пересказе небольших текстов, требуется помощь в форме наводящих и побуждающих вопросов.

На занятиях – малоактивен, медленно включается в работу, задания выполняет медленно, не успевает за общим темпом группы (или подгруппы) детей. Может заниматься продуктивно довольно непродолжительное время. К середине занятия отмечается спад работоспособности, вялость и полное прекращение работы.

Отмечается низкий уровень компенсации звуковой стороны речи за год пребывания в речевом детском саду.

Речевое заключение: ОНР III ур ., дизартрия.

«30» сентября 2015 г.

Учитель-логопед _____________

Заведующая МБДОУ № _____________

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На * * *, родившегося ** ** 2007 г. Поступил в речевую группу — ** **.2015 г.

С диагнозом — ОНР II-III ур., дизартрия. Интеллект: F 06.827, F 80.1

Направляется: на ПМПК.

Выявлено:

—речь — речь разборчивая, понятна окружающим;

—темп речи – нормальный;

—голос – нормальный;

—подвижность органов артикуляционного аппарата – неточная;

—выполнение арт.движений: объем артикуляционных движений неполный, слабость мышц языка;

—подъязычная связка – норма;

—саливация – умеренная;

—мелкая моторика — слабая, требует дальнейшего развития; правша;

—фонематическое восприятие — требует дальнейшего развития. Трудности в развитии звукового анализа и синтеза;

—слоговая структура — не нарушена;

—словарный запас – соответствует возрастной норме;

—грамматический строй речи – употребляет в речи имена существительные множ. числа в Р.п., уменьшительно-ласкательные формы имен существительных, согласует имена существительные с числительными, образует приставочные глаголы, относительные прилагательные, допускает ошибки в образовании притяжательных прилагательных;

—связная речь – ребенок умеет слушать и понимать речь. В речи использует простые предложения, на вопросы отвечает односложно. Может самостоятельно составить рассказ по серии картинок. Испытывает трудности при составлении рассказа по картинке и пересказе, требуется помощь в форме наводящих вопросов.

На занятиях – пассивен, не принимает активного участия в деятельности, стесняется отвечать на вопросы (молчит), задания выполняет медленно, не успевает за общим темпом группы (подгруппы) детей. Может заниматься продуктивно довольно непродолжительное время, отмечается неустойчивость внимания, плаксивость.

Отмечается низкий уровень компенсации звуковой стороны речи за два года пребывания в речевом детском саду. Программу подготовительной группы усвоил недостаточно: отмечается несформированность компонентов готовности к школьному обучению и сложности при овладении программным материалом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *