Нарушение внимание

Какие из свойств внимания обладают следующими признаками?

1) Возможность выполнения одновременно двух работ, если одна из них полностью или частично автоматизировано, другая не требует сосредоточенности сознания.

2) Возможность более или менее легкого перехода от одного вида деятельности к другому.

3) Непроизвольный переход от одной деятельности к другой, хотя первая еще должна продолжаться.

4) Количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно.

5)Длительность сосредоточения внимания на объекте.

6) Степень сосредоточенности сознания на объекте.

Варианты ответов:

а) переключение; б) отвлечение; в) распределение; г) устойчивость; д) объем;

е) концентрация.

1 — в

2 — а

3 — б

4 — д

5 — г

6 — е

Нарушение способности к концентрации внимания называется …

1. переключаемостью

2. рассеянностью

3. распределением

4. отвлекаемостью

ТЕМА 3.1. ТЕМПЕРАМЕНТ. СПОСОБНОСТИ

3.1.1. Индивид, субъект, личность, индивидуальность

Главным в характеристике личности является ее _____ сущность.

1) общественная

2) биологическая

3) телесная

4) индивидуальная

Сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, отличие от других людей, называют …

1) индивидуальностью

2) личностью

3) индивидом

4) субъектом

3.1.2. Темперамент

Сильными уравновешенными типами темперамента являются…(2 ответа)

1) сангвинистический

Флегматический

3) холерический

4) меланхолический

Преобладание желчи, по К. Галену, характерно для таких типов темперамента, как …(2 ответа)

Холерик

Меланхолик

3) сангвиник

4) флегматик

3.1.3. Способности

К специальным способностям относятся …(2 ответа)

1) математические способности

Технические способности

3) умственные способности

4) способность слышать

Задатки обусловливают ______ и ______(2 ответа)

1) уровень достижения

Быстроту развития

Уровень знаний

4) завершение деятельности

ТЕМА 3.2. ТИПОЛОГИЯ ХАРАКТЕРА

3.2.1. Характер, его черты. Акцентуации характера

К выразительным признакам характера относятся ________ , ________.(2 ответа)

Поступки и действия

Внешний облик

3) рост

4) вес

Автором типологии личности по типам акцентуации характера является …

К. Леонгард

2) У. Джемс

3) Р. Бернс

4) Э. Берн

Характер человека проявляется в системе отношений. К проявлению отношения к собственности можно отнести такие черты характера, как …(2 ответа)

Расточительность

Аккуратность

3) ответственность

4) скромность

3.2.2. Типология характера

В типологиях Э. Кречмера и У. Шелдона астеническое телосложение соответствует _______ и ______ типам темперамента. (2 ответа)

Шизотимический

2) церебротонический

Висцеротонический

4) циклотимический

Американский психолог ______________на основе наблюдения за поведением человека связал различные типологические особенности личности с определенной геометрическойфигурой

1) Э. Шостер

С. Деллингер

3) Д. Роттер

4) К. Юнг

ТЕМА 3.3. ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ

3.3.1. Эмоции, их виды

Установите соответствие между основными эмоциями и их определениями.
1. Страх 2. Гнев 3. Удивление 4. Стыд

а) отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной и воображаемой опасности

б) отрицательное эмоциональное состояние, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности

в) не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства

г) отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении

д) отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями объекта чувств

1 — а

2 — б

3 — в

4 — г

3.3.2. Высшие чувства

Установите соответствие между высшими чувствами и конкретными их проявлениями: 1. Интеллектуальные чувства; 2. Нравственные чувства; 3. Эстетические чувства; 4. Морально-политические чувства

а) любознательность

б) гуманность

в) восторг

г) патриотизм

д) страсть 1 — в 2 — а 3 — б 4 – г

Установите соответствие между сложными психическими состояниями, включающими эмоции, и их определениями: 1. Юмор 2. Ирония 3. Сатира 4. Сарказм

а) эмоциональное проявление такого отношения к чему-либо или к кому-либо, которое несет в себе сочетание смешного и доброго

б) сочетание смеха и неуважительного отношения, чаще всего пренебрежительного

обличение, определенно содержащее осуждение объекта

в) выраженное проявление недоброго, злого

г) эмоциональное состояние, возникающее при столкновении сил добра и зла и победе зла над добром

1 — а

2 — б

3 — г

4 — в

3.3.3. Воля

Установите соответствие между волевыми качествами личности и их определениями.
1. Целеустремленность 2. Настойчивость 3. Самостоятельность 4. Решительность

а) сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности

б) умение постоянно и длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями

в) умение не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений

г) умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения

д) умение концентрировать все свои силы на достижение целей 1 — а 2 — б 3 — в 4 — г

ТЕМА 3.4. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

3.4.1. Направленность личности

Ведущим компонентом в структуре личности является …

1) опыт

2) индивидуальные особенности психических процессов

Направленность

4) биопсихические свойства

3.4.2. «Я-концепция».

Компонент самосознания личности, представляющий собой интеллектуальное познание себя, называется …

1) самопознанием

2) самоотношением

Я-концепцией

4) самооценкой

3.4.3. Мотивация личности

Установите соответствие между структурными компонентами деятельности и их определениями: 1. Мотив 2. Цель 3. Действие 4. Результат

а) внутренние побудительные силы человека, заставляющие человека заниматься той или иной деятельностью

б) образ конечного результата деятельности

в) структурная единица деятельности, которая определяется направлением на достижение цели

г) то, чего достигает человек в ходе деятельности

д) нужда человека в чем-либо 1 — а 2 — б 3 — в 4 – г

Установите соответствие между видами мотивации и их характеристиками.
1. Материальная 2. Социальная 3. Сознательная 4. Бессознательная

а) связана с заботой о материальных благах

б) подчиняет поведение человека общественным интересам

в) предполагает осознание потребностей, целей, мотивов

г) характеризуется отсутствием осознанности мотивов, целей и потребностей

д) предполагает разнообразие мотивов, целей и потребностей

1 — а

2 — б

3 — в

4 — г

ТЕМА 4.1. КОММУНИКАЦИЯ. ПЕРЦЕПЦИЯ. ИНТЕРАКЦИЯ

4.1.1. Общение: функции и виды

Установите соответствие между видами общения и их характеристиками.
1. Непосредственное 2. Опосредованное 3. Вербальное 4. Невербальное

а) прямой контакт друг с другом

б) обмен информацией через других людей, через средства записи и воспроизведения информации

в) общение с помощью речи

г) общение с помощью жестов, мимики, поз и т.д

д) общение с незнакомым человеком

1 — а

2 — б

3 — в

4 — г

4.1.2. Коммуникативная, перцептивная, интерактивная стороны общения

Распределите обязательные составные части поздравительной речи от начала до его завершения

4 — добрые пожелания

2 — характеристика события

1- Обращение

3 — краткий рассказ о юбиляре, его достоинствах

Распределите этапы общения от начала до его завершения

2 — планирование содержания общения

1 — потребность в общении

4 — восприятие ответной реакции собеседника, коррекция методов общения

3 — риентировка в целях и ситуации общения

Распределите зоны межличностного общения от самого дальнего до самого близкого

1 — личное расстояние

3 — публичное расстояние

2 — интимное расстояние

4 — социальное расстояние

Опубликовано в: //Психология когнитивных процессов (материалы всероссийской научно-практической конференции) /Ред. Мажар Н.Е., Селиванов В.В. и др. – Смоленск: Универсум, 2007. – С. 14-18.
Н.В.Беломестнова
Традиция отнесения внимания и памяти к познавательному блоку психики идет от Аристотеля. И до сих пор в учебниках психологии как память, так и внимание именуются когнитивными процессами, несмотря на уже отчетливо сформировавшийся в XX веке такой специфицирующий признак и системообразующую функцию когниций (чувственного и рационального познания), как отражение свойств среды и репрезентативную функцию (6, 9). При этом если памяти еще можно (с существенными сомнениями) атрибутировать функцию отражения (хотя функции у неё совсем другие – сохранение, воспроизведение, идентификация и забывание), то не отражательная, а организующая функция внимания уже не вызывает сомнения (3).
Еще сто лет назад У.Джемс (18) рассуждал о связи внимания и сознания и внимании как способе организации «ментального опыта». Чуть позже Рубин опубликовал свою знаменитую статью «О несуществовании внимания» (18) с довольно убедительной аргументацией (хотя в наличии этого психического явления мы всё же не сомневаемся). Экспериментальные исследования в области инженерной психологии (10) и психологии когнитивных процессов, широко развернувшиеся в 50-70 годах XX века как в нашей стране, так и за рубежом (7, 8) оставили за наименованием «когнитивных процессов» только чувственное познание (сенсорика, перцепция и репрезентация) и мышление.
В единой теории психических процессов Л.М.Веккер, детально построив блок когнитивных процессов на основе как экспериментальных исследований, так и скрупулезного методологического анализа, обозначил память и внимание (вместе с речью, сознанием и воображением) «сквозными» процессами, выполняющими функцию регуляции и интеграции всей психической деятельности (6).
Наша более чем 25-летняя практика патопсихологической работы (1, 5) показала, что показатели проб на память и внимание чрезвычайно тесно коррелируют между собой, что отразилось в их окончательном наименовании в патопсихологическом заключении – «аттентивно-мнестические процессы». При этом они (эти показатели) отражают не самостоятельное изменение именно внимания и памяти, а общее состояние нейродинамики, затрагивающее все психические процессы независимо от их специфики (когнитивные, эмоциональные, психомоторные). Иначе говоря, не бывает изолированного изменения только аттентивно-мнестических процессов с интактными другими психическими образованиями, а вот изменение только эмоций, только когниций или только моторики без изменения нейродинамики (отражаемого в состоянии аттентивно-мнестических процессов) имеют место при определенных психических нарушениях. И этот факт также наводит на мысль о том, что внимание и память не могут являться компонентами только когнитивного блока, они имеют отношение к более глубоким интегрирующим механизмам психики, оказывающим влияние на весь процесс её функционирования.
Наконец, в общей психологии В.В.Лоскутовым была сформулирована идея об основной фундаментальной функции внимания – как интегратора психической деятельности (11).
В нашей концепции строения психики (2, 4) мы также предлагали относить память и внимание не к блоку когнитивных образов и процессов, а к блоку интегрирующих механизмов психики. Какие аргументы можно было бы привести в пользу такого предположения? Обратимся к естественнонаучным данным, поскольку наш методологический подход предполагает анализ психики как естественной системы (2, 4).
Как известно, внимание классифицируется по основанию произвольности (на непроизвольное, произвольное и постпроизвольное) и по нейропсихологическим синдромам на модально-специфическое и модально-неспецифическое. Классификация по направленности (в зависимости от доминирующего психического процесса или анализатора) очевидно выводит внимание за пределы когнитивного блока. По параметру произвольности можно классифицировать практически все психические образования, поскольку это явно внеструктурная категория психики. Рассмотрим особенности нейропсихологических синдромов (12, 13, 15, 16). Конечно, называются они иначе – модально-специфические и модально-неспецифические нарушения внимания. Но термин «нарушения» необходимо предполагает наличие таких же «ненарушенных» форм. Модально-специфическое внимание обеспечивается сохранностью корковых зон анализаторов – зрительного, слухового и соматогностического. И нарушения этого внимания связаны с локальным поражением одной из этих зон коры головного мозга. При этом интактными (ненарушенными) остаются другие модально-специфические формы внимания. Но и гностические функции соответствующего анализатора также нарушаются. Иначе говоря, дезорганизуется не это специфическое внимание, а сама когнитивная функция, которую надо регулировать. Нарушение внимания тут вторично. А вот при модально-неспецифических нарушениях внимания (при подкорковых поражениях) дезорганизуется вся аттентивная деятельность независимо от модальности. Напомним, что постцентральные отделы коры головного мозга образуют блок приема, хранения и переработки информации по А.Р.Лурия (14), т.е. обеспечивают когнитивные процессы. А области, поражение которых определяет модально-неспецифические нарушения внимания, образуют собой блок регуляции тонуса и бодрствования, иначе говоря – это один из двух всеобщих регуляторов психической деятельности, но по параметру регуляции энергетических ресурсов мозга и психики. Второй всеобщий регулятор образован третьим блоком по Лурия – программирования и контроля деятельности (полярные и премоторные зоны лобных долей). И при их поражении также наблюдаются неспецифические нарушения внимания (но несколько иного типа). Из этого следует, что относить внимание к когнитивным процессам (только к информационному блоку) категорически нельзя, поскольку именно там нарушений внимания не бывает (там разрушаются когнитивные процессы, а вниманию уже просто нечего регулировать, нет материала для регуляции).
Можно было бы повторить эти рассуждения и для памяти, но они полностью совпадают с нейропсихологическим синдромами нарушений внимания, и анализ будет точно тем же с теми же выводами.
Таким образом, память и внимание уже следует вывести из перечня когнитивных процессов, отведя им роль интегрирующих механизмов психики.
Литература
1. Беломестнова Н.В. Клиническая диагностика интеллекта. Психометрическая и клинико-психологическая оценка уровня развития интеллекта в клинической и судебно-психологической экспертной практике: Методическое пособие. — СПб.: Изд-во “Речь”, 2003. 128с.
2. Беломестнова Н.В. Системный подход в психологии //Вестник Оренбургского государственного университета, 2005, №10. стр.43-54
3. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Мещеряков, В.Зинченко. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. – 672с.
4. Васильева Н.В. Структура психики как проявление принципов строения самосохраняющихся систем //Психология человека: интегративный подход: Сборник научных статей. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2000. — стр.18-32
5. Васильева Н.В., Горьковая И.А. Судебная экспертиза и ее клинико-психологические основания. — СПб., 1997. — 170с.
6. Веккер Л.М. Психические процессы. — Л.: ЛГУ, том 1,1974, 335с.; том 2, 1976, 343с.; том 3, 1981, 327с.
7. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 336стр.
8. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека (введение в психологию). Пер. с англ под ред. и с предисловием А.Р.Лурия. — М.: Мир, 1974. 550с.
9. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Наука, 1984. 444стр.
10. Ломов Б.Ф. Человек и техника. Изд-е 2-е. — М.: Советское радио, 1966. 464с.
11. Лоскутов В.В. Внимание как механизм психической интеграции //Ананьевские чтения: Тезисы научно-практической конференции «Ананьевские чтения — 2000» /Под ред. А.А.Крылова. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. стр.135-137.
12. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. — 3-е изд. — М.: Академический Проект, 2000. — 512с.
13. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. — М.: МГУ, 1973. 374с.
14. Лурия А.Р. Функциональная организация мозга //Естественнонаучные основы психологии /Под ред. А.А.Смирнова, А.Р.Лурия, В.Д.Небылицына. — М.: Педагогика, 1978. — стр.109-139.
15. Лурия А.Р. Нейропсихология памяти (Нарушения памяти при глубинных поражениях мозга), т.II. — М.: Педагогика, 1976. 192с.
16. Лурия А.Р. Нейропсихология памяти (Нарушения памяти при локальных поражениях мозга). Т.I — М.: Педагогика, 1974. 312с.
17. Хомская Е.Д. Нейропсихология. М.: МГУ, 1987. 288с.
18. Хрестоматия по вниманию /Под ред. А.Н.Леонтьева, А.А.Пузырея, В.Я.Романова. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. 296с.

Причины и типы нарушения внимания

Изображение с сайта lori.ru

Нарушением внимания определяют ряд разной меры невро-поведенческих расстройств, состоящих в:

  • анормальной смене избирательности и направленности деятельности;
  • нарушении согласования отдельных действий;
  • уменьшении концентрации и непостоянстве внимания.

Расстройства внимания в разной степени проявляются в случаях органического поражения, главным образом, лобных долей и других областей мозга, а также при обычной усталости.

Выделяют три типа нарушения внимания:

  • I тип. Рассеянное внимание, также называемое «порхающим», которое характеризуются неконтролируемым переключением внимания слабой концентрации. Данный тип невнимательности, как правило, может наблюдаться у детей дошкольного возраста, а также у взрослых, ослабленных болезнью или испытывающих большую усталость.
  • II тип. Невнимательность, называемая «невнимательностью ученого», которая характеризуется осложнением переключения внимания при высоком его сосредоточении и интенсивности на отдельных вещах и мыслях. Данный тип невнимательности присущ людям с навязчивыми мыслями.
  • III тип. Рассеянность внимания, которая характеризуется ощутимыми сложностями с концентрацией внимания и еще большими трудностями в его переключении. Данный тип невнимательности проявляется при временном или постоянном ослаблении интенсивности и силы нервных процессов. У здоровых, но ослабленных в результате переутомления людей, данная рассеянность внимания может наблюдаться на отрезке какого-то времени до восстановления их сил. В качестве же клинического проявления она наблюдается у пациентов с кислородным голоданием мозга и у людей пожилого возраста, страдающих церебральным атеросклерозом. Невнимательность последних также называют «стариковской рассеянностью».

Нарушение внимания можно считать симптомом заболевания лишь при наличии других нервно-психических или соматических расстройств, указывающих на недуг. Зачастую, нарушение внимания причисляют к одной из трех основных групп:

  • гипопрозексии;
  • гиперпрозексии;
  • парапрозексии.

1. Гипопрозексия

Эта группа нарушения внимания включает разные варианты его ослабления. Сюда входят:

  • Апрозексия, заключающаяся в отсутствии способности к концентрации и сосредоточении внимания на фоне высокой отвлекаемости. В большинстве случаев, одновременно наблюдается уменьшение возможной меры сосредоточения и увеличение степени отвлекаемости. Зачастую к этим двум явлениям добавляется уменьшение объема внимания.
  • Рассеянность внимания, состоящая в снижении способности на протяжении долгого времени удерживать внимание на определенных вещах, мыслях. Нарушается сосредоточение. Больной, страдающий рассеянностью внимания, не контролирует смену направленности внимания и не может в течение длительного периода времени удерживать его на отдельном виде деятельности.
  • Истощаемость внимания, определяющаяся в изменении интенсивности внимания от начальной высокой меры сосредоточения на предмете внимания до значительного его ослабления в течение некоторого периода времени. Следствиями истощения внимания являются снижение эффективности рабочей деятельности и утрата возможности глубокого поглощения процессом.
  • Сужение объема внимания, проявляющееся в патологии сосредоточения внимания вызванной слабостью его распределения. Больной, страдающий сужением объема внимания, способен удерживать в сознании лишь самые значимые для него впечатления. Все внимание может быть направлено исключительно на индивидуально-личностные или ситуационно-значимые объекты.

Гипопрозексия наблюдается в различных случаях астенического синдрома, сопряженного с переменой степени бодрствования. Травма черепа и прочие органические заболевания мозга могут стать причиной прогрессирующей истощаемости внимания. Растерянность и маниакальные синдромы могут обусловить увеличение степени отвлекаемости, которой сопутствует неконтролируемое перенаправление внимания на нейтральные и случайные раздражители.

Ряд некоторых расстройств сознания провоцирует появление симптома гиперметаморфозы, который подобен высокой степени отвлекаемости внимания. Больные, имеющие этот симптом, беспрестанно отслеживают трансформацию формы и смещение в пространстве окружающих предметов, постоянно подтверждая свои наблюдения касанием предметов, находящихся в поле зрения, руками и их передвижением.

2. Гиперпрозексия

Эта группа нарушения внимания характеризуется чрезмерной его концентрацией, в большинстве случаев, связанной с односторонней его направленностью. К примеру, пациенты с диагностированными ипохондрическими синдромами демонстрируют чрезмерно высокую концентрацию внимания на своих болезненных ощущениях, мыслях и вещах, связанных с их здоровьем.

Эпилептикам и пациентам с депрессией свойственны тугоподвижность и застреваемость внимания – нарушение обратное симптому отвлекаемости. Этому также сопутствует пониженная активность главных нервных процессов в коре головного мозга, нарушающая способность переключения внимания с одной мысли, вещи на другие.

В отдельных случаях увеличение концентрации внимания проявляется в виде навязчивости отдельных представлений или мыслей. Это явление может выражаться персеверацией, то есть частым использованием в речи одних и тех же слов, относящихся к «прилипшим» к сознанию представлениям и мыслям. В патологических случаях появление превалирующих идей нередко объясняется исключительностью направленности внимания на отдельные мысли. При этом такие больные вполне понимают, что доминирующим в их сознании идеям отводится несправедливо много места.

3. Парапрозексия

Эта группа нарушения внимания в основном характеризуется концентрацией внимания на явлениях патологического типа, то есть на галлюцинациях, бреде. Парапрозексия выражается в противоречии начальной установки внимания с получаемым результатом. Пациент, страдающий данным нарушением внимания, так сильно напрягает нервную систему концентрацией на каком-то предмете, что она не выдерживает и вызывает неадекватные, противоречивые реакции со стороны внимания.

Здоровые люди также могут быть подвержены парапрозексии. Так, например, спортсмен на линии старта так сильно концентрируется на ожидании выстрела стартового пистолета, что не слышит его в результате.

Нарушение внимания может сопутствовать таким заболеваниям, как:

  • Гипопрозексия
  • Гиперпрозексия
  • Парапрозексия
  • Дипрессия
  • Эпилепсия
  • Травма головного мозга.

Поставить диагноз и оказать помощь пациенту в случаях нарушения внимания могут:

  • Невролог
  • Психолог
  • Психиатр

Виды и симптомы нарушения внимания в психологии

Внимание — важная когнитивная функция психики, помогающая человеку познавать окружающий мир и взаимодействовать с ним. Нарушение внимания в психологии — процесс, при котором эта когнитивная функция снижается. Поскольку патология влияет на качество жизни, важно знать симптомы ее основных проявлений и проходить диагностику у специалистов.

Виды

Выделяют 3 вида расстройств, которые влияют на качество, объем и скорость обработки информации:

  1. Снижение устойчивости. Когда концентрация внимания снижается, начинается и ухудшение устойчивости. Эти процессы связаны. Сначала возникают сложности с непроизвольным вниманием, но вскоре человек обнаруживает, что не может целенаправленно сфокусироваться на объекте. Снижение устойчивости затрудняет познавательную деятельность, вызывает проблемы в мышлении. Особенно заметным и сильным снижение становится к концу насыщенного учебного или рабочего дня, в течение которого требовалась усиленная концентрация.
  2. Уменьшение объема. Это явление не позволяет оценивать предмет целостно, снижая способность человека отмечать детали. Он видит предмет фрагментарно, замечая цвет и размер, но не замечая его формы. При рассматривании нескольких предметов внимание фокусируется только на одном из них, или переключается с одного на другой, но отмечаются только отдельные детали. Например, человек может заметить, что одна часть предметов — синего цвета, а другая — зеленого, но назвать их количество он не сможет.
  3. Нарушение переключения. При неспособности распределять внимание между предметами человек теряет способность адекватно реагировать на изменения. Частая смена объектов вызывает чувство заторможенности или панику: человек видит предметы, но не в состоянии вовремя сфокусироваться на нужном. Так, ребенок с подобным нарушением не может выбрать из ряда предметов названный учителем, потому что он уже сфокусировался на том, который он заметил первым.

Помимо основных патологий также отмечают побочные, дополняющие или сопровождающие нарушения внимания. Эти отклонения называют синдромами.

Синдромы нарушения внимания

Типы:

  1. Рассеянность — снижение концентрации, способности сосредотачиваться и переходить от одного предмета к другому, задерживаясь на каждом из них. Чаще имеет временный характер и проявляется при повышенной утомляемости, астении, неврозе, депрессии.
  2. Повышенная отвлекаемость — активное хаотичное перемещение внимания. Человек с таким синдромом начинает несколько дел одновременно, но не доводит их до конца. Наблюдается при маниакальных состояниях.
  3. Инертность — заторможенность внимания, снижение функции переключения. Человек фокусируется на предмете, и не может отвлечься от него.

Согласно одной из классификаций, к синдромам нарушения внимания относится апрозексия — полная потеря внимания.

Психические и физиологические причины развития патологий

На развитие патологий памяти влияют заболевания головного мозга. Это могут быть как дегенеративные процессы (прогрессирующая болезнь), так и нейроэндокринные дефекты (врожденная или приобретенная особенность). Часто причина развития патологии — психотическое расстройство. К таким заболеваниям относятся:

  • депрессия;
  • эпилепсия;
  • шизофрения;
  • неврастения;
  • невроз.

Одно из типичных заболеваний, проявляющихся в раннем детском возрасте — синдром дефицита внимания и гиперактивности. Ребенок не способен контролировать свои действия и долго находиться на одном месте. Его нельзя увлечь игрой и другой однообразной деятельностью. Он хаотично двигается, разбрасывает игрушки, капризен и часто агрессивен.

Проблемы с концентрацией могут возникнуть в стрессовой ситуации. Чаще они проходят самостоятельно, как только заканчивается воздействие стресс-фактора, но могут перейти в хроническую форму. В этом случае потребуется лечение.

Основные симптомы

Нарушения внимания невозможно не заметить: симптомы проявляются ярко и доставляют человеку неудобства. Иногда они могут представлять серьезную опасность для жизни индивида. Основные симптомы расстройств внимания в психологии:

  1. Неспособность сконцентрироваться на раздражителе. Если предмет воздействует на человека, но он этого не замечает — можно говорить об опасной степени снижения концентрации. В таком состоянии человек не способен обдумывать свои действия, его внимание существует как бы отдельно. Оно переходит с предмета на предмет, ни на чем не задерживаясь.
  2. Расплывчатость мыслей. Человек отмечает, что его мысли путаются, он не может вспомнить, о чем только что думал. Такое состояние сопровождается потерей интереса к окружающему миру, сильным чувством усталости и истощения.
  3. Рассеянность. Снижение концентрации вызвано внутренним напряжением. Индивид слишком сосредоточен на переживаниях или размышлениях. Это блокирует способность замечать происходящее вокруг.
  4. Вынужденная монотонность. Когда человек продолжительное время выполняет один вид деятельности (например, долго ведет машину), все познавательные функции снижаются. Когда деятельность прекращается, усталость не позволяет вниманию функционировать нормально.
  5. Уменьшение объема данных. Человек не может полноценно оперировать информацией, поступающей извне, поскольку его внимание не переключается на новый источник. Например, получая задание из трех пунктов, человек выполняет только один, «забывая» об остальных. Он путает мысли и воспоминания, в разговоре часто внезапно замолкает, не может вспомнить нужное слово. Также он может проехать на красный свет, потому что объем внимания вмещает только состояние дороги, а светофор — нет.
  6. Нарушение устойчивости и глубины. Больному с такими нарушениями сложно соблюдать последовательность действий. Он теряется, не зная с чего начать, и пробует разные подходы, но выполнить задание полностью не может. В разговоре он перескакивает с темы на тему. Не отвечает на заданный вопрос, потому что сразу его забывает. Чем ярче раздражители, тем быстрее переключается фокус и часто человек просто выпадает из реальности.
  7. Избыточная истощаемость. Способность концентрировать внимание снижена, истощаемость наступает быстрее обычного. Человек часто меняет вид деятельности. Если это невозможно, он быстро устает, раздражается, становится нервным и непоседливым. Избыточная истощаемость может быть врожденной особенностью или проявиться как симптом заболевания.
  8. Тугоподвижность. Этот симптом появляется, когда у человека снижена способность быстро и регулярно переключать внимание. Он застревает, подолгу возвращаясь к одной теме беседы или работая с одним предметом. Потребность переключиться вызывает панику, желание отказаться от деятельности.

Кратковременное появление симптомов характерно даже для здоровых людей. После сильного нервного напряжения или сложной работы большинство испытывает один или несколько симптомов. Они не доставляют серьезных проблем и быстро проходят. Если симптомы сохраняются в течение нескольких дней и мешают вести привычный образ жизни, обследование лучше не откладывать.

Возможные последствия

На начальном этапе развития патологий индивид может пытаться их игнорировать, но симптомы будут сказываться на его работоспособности и коммуникационных возможностях. Рассеянность не дает полноценно сосредоточиться на выполнении задания или поддержании разговора.

Это провоцирует раздражительность, общее ухудшение настроения. Чем дольше человек будет затягивать с обследованием, тем больше времени потребуется для лечения.

При возрастных особенностях развития лечение не требуется. Расстройства детей обусловлены недостаточным уровнем развития когнитивных функций. По мере взросления ребенок перерастет негативные симптомы и не будет испытывать проблемы с концентрацией.

Если критический возраст прошел, а симптомы остались, консультация психотерапевта обязательна. В подростковом возрасте большинство проблем с вниманием можно купировать и не допустить перехода заболевания в хроническую форму.

Диагностика

Поскольку причины нарушения разнообразны, обследование должно быть комплексным. Диагностику проводит невролог, психолог или психиатр. Вначале больного опрашивают, проводят тестирование функций внимания. При подозрении на физиологическую природу заболевания — исследуют головной мозг с помощью МРТ и назначают анализы.

Методы устранения патологических симптомов

Если было установлено, что причиной снижения внимания стало тревожное или депрессивное расстройство, больному подбирают антидепрессанты. Если причина — органическое поражение головного мозга — ноотропы. Снижение концентрации, вызванное стрессом, вылечить медикаментозно не получится, пока не будет устранен источник стресса.

При лечении большое значение имеет режим дня и питание. Больному необходимо придерживаться рекомендованного врачом распорядка и не допускать переутомления.

Профилактические мероприятия

Для ребенка важно соблюдать баланс между подвижными играми и спокойной деятельностью. Желательно приучить его минимум за час до сна не играть в игры, требующие концентрации и эмоционального вовлечения. Важно следить за рационом, добавлять в него витамины и полиненасыщенные жиры, необходимые для нормального развития нервной системы.

Взрослым следует отказаться от вредных привычек и следить за уровнем стресса. Во время работы необходимо делать короткие перерывы, заниматься релаксирующими практиками: визуализацией, медитацией.

Рейтинг автора Автор статьи Анастасия Беляничева Приветствую! Меня зовут Анастасия и я хорошо разбираюсь в психологии семьи, возрастной психологии, клинической психологии и психосоматике. Написано статей 165

Гиперметаморфоз

Значения в других словарях

  1. гиперметаморфоз — орф. гиперметаморфоз, -а Орфографический словарь Лопатина
  2. Гиперметаморфоз — (т. е., избыточный метаморфоз; избыточное превращение) — есть тот вид полного превращения насекомых, который отличается от обыкновенного большей сложностью, большим числом последовательных стадий. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  3. Гиперметаморфоз — (hypermetamorphosis; Гипер- + греч. metamorphōsis превращение) в психиатрии — расстройство внимания в форме непроизвольного, кратковременного привлечения внимания к предметам и явлениям, обычно не замечаемым; сопровождается состоянием острой растерянности. Медицинская энциклопедия
  4. Гиперметаморфоз — (от Гипер… и греч. metamorphosis — превращение) сложный способ развития некоторых насекомых (нарывников, веероносцев и некоторых др. Большая советская энциклопедия
  5. гиперметаморфоз — (от греч. hyper — над, сверх и метаморфоз), сложный способ развития нек-рых насекомых (нарывников и др. жуков, веерокрылых, сетчатокрылых — мантисп, мух-жужжал и нек-рых перепончатокрылых)… Биологический энциклопедический словарь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *