Механическая дислалия причины

Дислалия – одно из самых распространенных логопедических нарушений, встречающихся у детей дошкольного возраста. Этим термином принято обозначать сразу несколько вариантов отклонений от нормы и в их основе лежат самые разные причины, часто не зависящие от самого ребенка и воспитывающих его взрослых. Но для исправления ситуации категорически важно определять основные причины дислалии у детей и выстраивать работу с упором на их устранение.

Основные причины возникновения дислалии

Хотя причины нарушений при дислалии могут быть вызваны несколькими группами факторов, наиболее часто в логопедической практике встречаются лишь несколько из них. Среди самых распространенных источников проблемы можно выделить:

  1. Неблагоприятное речевое окружение;
  2. Неправильное анатомическое строение речевого аппарата;
  3. Недоразвитие фонематического слуха;
  4. Плохая артикуляционная база.

Чтобы определить, с какой именно причиной связаны проблемы с развитием речи, логопеду необходимо не просто провести первичный осмотр ребенка, но и собрать медицинский анамнез, сведения о семье, по возможности, провести консультацию и с родителями. Именно их произношение временами становится первоисточником проблем. Если в основе лежит плохая артикуляционная база или нарушение фонематического слуха, логопед устраняет дефект не раньше 5-ти летнего возраста. Если же причиной плохой речи становятся воспитание и окружение, проводить работу можно раньше.

Важно! Коррекционная работа назначается только после выявления конкретных причин болезни.

Существуют и другие источники дислалии, привязанные к конкретному виду нарушений. Некоторые из них требуют только логопедической работы, другие – привлечения стоматолога, невролога, дефектолога.

Классификация причин дислалии

Все виды первоисточников речевых нарушений, способствующих постановке диагноза дислалия, можно классифицировать по природе их происхождения. Чаще всего выделяют 3 группы: социально-психологические, органические и биологические причины. Рассмотрим каждую из них более подробно.

Вид Причины
Социально-психологические причины возникновения дислалии
  • Педагогическая запущенность ребенка
  • Неправильное речевое воспитание (например, «сюсюкание» со стороны взрослых или наличие у них собственных дефектов речи)
  • Билингвическая или полилингвическая обстановка в семье
  • Запоздавшее развитие
  • Ограниченное социальное окружение
Биологические причины возникновения дислалии
  • Общая физическая слабость
  • Частые болезни в период становления речи
  • Общее снижение слуха
  • Мозговая дисфункция
Органические причины
  • Короткая уздечка языка
  • Маленький или большой язык
  • Малоподвижные объемные губы
  • Нарушенный прикус зубов
  • Нестандартный размер зубов
  • Неправильное строение неба

Важно! В основе дислалии одновременно могут быть причины из разных групп.

Причины разных форм дислалии

Речевые нарушения по типу дислалии делят на 2 группы:

  • функциональная
  • механическая.

В основе каждой из них лежат свои причины.

Причины возникновения функциональной дислалии

Именно такой вид нарушений встречается чаще всего и требует в основном только логопедической помощи. Первоисточником здесь могут быть биологические и социально-психологические факторы в разных сочетаниях. Чаще всего в коррекции нуждаются дети, у которых выявляют:

  1. Ошибки в речевом воспитании. Здесь могут быть как уже указанное ранее «сюсюкание» и другое подражание детскому лепету, так и слишком быстрая речь взрослых, когда ребенок не успевает услышать все тонкости, а значит не может и воспроизвести их. Если один из родителей сам не умеет выговаривать некоторые звуки, то и ребенок практически всегда перенимает такую модель говорения.
  2. Билингвистическое или полилингвистическое воспитание. Модная в последние годы модель обучения детей с рождения нескольким языкам одновременно. Практически всегда при этом происходит заимствование особенностей произношения у одного языка и перенос его в другой. В более редких случаях ребенок и вовсе предпочитает отказаться от говорения на любом из языков и замолкает.
  3. Снижение слуха или неразвитость слухового восприятия. Ребенок просто не различает некоторые звуки и употребляет их с ошибками. Путаница свойственна для шипящих, а также парных глухих-звонких.
  4. Педагогическая запущенность характерна для неблагополучных семей или детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение. Сюда же можно отнести ограниченное социальное окружение. Общаясь только с мамой, ребенку трудно научиться различать особенности речи других людей.

Причины функциональной дислалии почти всегда устраняемы, а нарушение хорошо поддается логопедической коррекции. Существенных результатов можно добиться всего за год работы со специалистом. Что не относится к причинам функциональной дислалии, так это любые дефекты речевого аппарата. Они свойственны для другого типа нарушений и требуют более сложной работы.

Причины возникновения механической дислалии

В основе такой проблемы всегда лежат органические нарушения речевого аппарата. Сюда относят как изменения в костном строении, так и мышечные дефекты. Чаще всего произношение звуков затруднено из-за:

  1. Укороченной уздечки языка. В большинстве случае этот дефект обнаруживается еще в младенческом возрасте, поскольку мешает малышу нормально сосать молоко. В этом случае он быстро устраняется. Если речь идет о дошкольном возрасте, проблем с восстановлением нормальных функций речевого аппарата становится больше.
  2. Маленький или большой язык затрудняет артикуляцию в целом. В первом случае язык не достает до нужных точек для воспроизведения звуков, во втором – он слишком неповоротлив, что мешает подвижности.
  3. Нарушения прикуса и нестандартный размер зубов способствуют неправильному положению языка во рту. Чаще всего звукопроизношение затрудняется для шипящих согласных, но страдают и другие звуки. Решить проблемы без помощи стоматолога получается редко, поэтому требуется дополнительная консультация.

Причины механической дислалии трудно устраняются, а сама дислалия поддается коррекции только совместной работой логопеда и других специалистов (дефектолога, стоматолога). Как минимум назначается специальный массаж, хотя часто ребенку проводят определенные стоматологические процедуры.

Причины дислалии в детском и взрослом возрасте

Функциональные и механические или органические причины дислалии большей частью мешают детям дошкольного возраста. До 5 лет некоторым малышам даже не назначают логопедическую коррекцию, поскольку первоисточники оказывают незначительное воздействие или могут быть устранены без посторонней помощи. Если речь идет о педагогической запущенности или социальном окружении, ребенку помогает поступление в детский сад. Если проблемы кроются в органических нарушениях, речевой аппарат изменяется по мере роста ребенка. Тем не менее, наблюдать за дошкольником следует постоянно, чтобы перед подготовкой к школе устранить оставшиеся дефекты.

Важно! Некоторые причины дислалии, такие как педагогическая запущенность, не требуют сиюминутной коррекции, а подлежат наблюдению, таким образом, оказавшись в новой образовательной среде, у ребенка сами-собой исправляются ошибки в произношении.

Что касается взрослых, то причины развития дислалии у них обычно механические. Изменения могут быть связаны с возрастом (например, потеря зубов у стариков) или перенесенными травмами. Исправляются они полным устранением проблем или частичной их сглаженностью. Так, установки вместо коренных зубов съемных протезов может быть недостаточно, поскольку за длительный период их отсутствия наступает мышечная иннервация и другие нарушения. В таком случае может быть назначена логопедическая помощь, схожая с детской.

Дислалия настолько широко распространена в современном мире, что на ее причины родители часто не обращают внимания. Но при этом многие из них можно устранить самостоятельно, не прибегая к помощи специалистов или запрашивая ее в виде консультации для себя, чтобы развить некоторые педагогические навыки. Логопедические стандарты имеют гибкие рамки, подстраиваются под индивидуальность ребенка. Поэтому иногда лучше дать малышу больше времени для самостоятельного усвоения навыков говорения.

Коррекция механической дислалии

Механическая дислалия — одна из самых частых причин обращения к логопеду. При этом нарушении ребенок (или взрослый человек) не может четко проговаривать некоторые буквы (р, л, к), обогащает речь свистящими и шипящими звуками, причиной чего являются анатомические аномалии развития и иногда гласных звуков

Механическую дислалию еще называют органической, а коррекция всегда включает логопедические и медицинские мероприятия.

Общие сведения о механической дислалии

Механическая дислалия возникает на фоне анатомических аномалий строения речевого аппарата: отсутствие рубцов, неправильный прикус, серьезные патологии зубочелюстной системы, недоразвитость языка, губ или нижней челюсти и другие.

Впервые феномен дислалии был описан в начале XIX века в Европе, но со временем описание и определение менялось. Самое обширное описание речевой особенности встречается в работах отечественных специалистов второй половины XX столетия.

Механическая дислалия может возникнуть в любом возрасте. Обычно ее наличие не мешает человеку нормально жить и общаться, но в некоторых случаях произношение доставляет психологический дискомфорт и трудности в общении с людьми, поэтому коррекция необходимо в любом случае. В ней принимает участие хирург, ортодонт и логопед.

Этиология и патогенез механической дислалии

Этиология механической формы дислалии — повреждения периферического речевого аппарата в любом возрасте. В результате этих повреждений или врожденных аномалий развития артикуляционного аппарата возникают фонетические искажения речи или трудности со звукопроизношением.

При наличии щели между зубами и челюстями возникает избыток шипящих и свистящих звуков в речи, неправильное произношение сонорных согласных, губно-зубных, взрывных и иногда гласных звуков.

Неполное смыкание губ из-за аномалий строения губы (например, заячья губа) приводит к неправильному произношению губных и губно-зубных согласных, а также гласных, произношение которых требует выпячивание губ и придание им округлой формы (например, о, у).

Недоразвитость языка, укороченная уздечка становятся причиной трудностей с шипящими, сонорными согласными. Речь зачастую в целом неразборчива.

Причины механической дислалии

Причинами механической дислалии могут быть аномалии строения любой части речевого аппарата: зубочелюстной системы, языка, губ, различные травмы, переломы, разрывы мышц, рубцевание тканей.

Принято выделять 3 группы причин:

  • Дефекты зубочелюстной системы: неправильное расположение зубов или их отсутствие, неправильный прикус, дефекты челюстей. Эти аномалии могут быть наследственными, приобретенными во время внутриутробного развития или в результате травмирования, вредных привычек, заболеваний.
  • Дефекты твердого или мягкого нёба: высокий или пологий свод, отсутствие или расщепление маленького язычка.
  • Дефекты строения языка и губ: короткая подъязычная связка, увеличенный или укороченный язык, тонкие или толстые губы. К приобретенным дефектам относятся травмы, рубцевание в результате ошибок, совершенных во время хирургических или стоматологических манипуляций.

Иногда дефекты являются следствием родовых травм, рахита и искусственного вскармливания.

Симптомы механической дислалии

При механической дислалии обнаруживаются искажения звукопроизношения: речь человека нечеткая, некоторые звуки “выпадают”. К наиболее распространенным симптомам относят:

  • искажения в произношении звуков;
  • трудности с некоторыми фонемами, которые требуют схожих артикуляционных действий.

В зависимости от аномалии, лежащей в основе дислалии, могут быть трудности со звуками, для которых требуется округлять губы, поднимать язык к небу, смыкать челюсти.

Наибольшие трудности вызывают звуки, произносимые при единовременной работе губ, языка и челюстей. При произнесении согласных присутствует посторонний шум (свист, шипение), гласные сопровождаются призвуками. Речь в целом кажется бессвязной.

Механическая дислалия всегда видна невооруженным взглядом. Дефекты опознаются при визуальном осмотре: слишком выпирающая верхняя или нижняя челюсть, расщелина между зубами, неправильное расположение резцов.

За счет очевидности первопричины механическую дислалию можно определить на ранних стадиях и своевременно приступить к коррекции.

Осложнения

Осложнениями механической дислалии являются трудности с социализацией в детском возрасте, что приводит к неумению выстраивания взаимоотношений в будущем.

Картавость, гнусавость могут стать причиной насмешек сверстников, и это очень болезненно переносится детьми. Психологическая травма лежит в основе последующих нервозности и комплексов.

Механическая дислалия в школьном возрасте вызывает трудности с чтением и письмом, которые в сочетании с психологическим дискомфортом и неуверенностью в себе приводят к неуспеваемости, отказу от обучения, асоциальному поведению и социальной дезадаптации.

Диагностика

Механическая дислалия является предметом изучения логопедов и специалистов медицинской направленности, поэтому диагностика всегда многоэтапна.

  1. Логопед анализирует строение и подвижность органов речи, диагностирует способности звукопроизношения и фонематического слуха. Далее формируется заключение, в котором указывается форма речевого нарушения, его разновидность и вид (сигматизм, ротацизм).
  2. В ходе медицинского обследования может потребоваться коррекция хирурга, стоматолога-хирурга, ортодонта, челюстно-лицевого хирурга.

В рамках медицинской диагностики могут быть назначены рентген, ОПТГ, телерентгенографии, а также показано изготовление контрольно-диагностических моделей.

Коррекция почти всегда требует медицинского вмешательства и работы логопеда. Большинство пациентов нуждается в хирургических манипуляциях челюстно-лицевой области или ортодонтической и других видах стоматологической помощи.

Легче всего исправить проблему в 5-6 лет. В этом возрасте стоматологическая коррекция может заключаться только в специфических упражнениях, направленных на устранение осложнений неправильного развития зубов и челюстей.

Лечение осуществляется в три этапа:

  • подготовительный (диагностика, сбор анамнеза, определение схемы терапии, работа специалистов-медиков);
  • закрепление навыков правильного произношения;
  • установление четко сформированных приемов коммуникации.

Продолжительность коррекции определяется возрастом пациента, степенью тяжести анатомического дефекта и дислалии и конкретикой заболевания.

Сначала назначаются хирургические мероприятия (пластическая коррекция языковой уздечки или губы), затем ортодонтические (исправление прикуса, устранение щелей между зубами). Только после устранения анатомических аномалий в работу вступает логопед.

Логопедическая работа с детьми проводится в игровой форме. Ребенка нужно научить правильно дышать (через нос), правильно располагать язык, губы и челюсти во время произношения определенных звуков. Коррекция всегда начинается с подражания.

После выработки рефлексов логопед приступает к постановке произношения.

В некоторых случаях коррекция завершается психотерапевтическим вмешательством, чтобы ускорить социализацию ребенка.

Прогноз и профилактика

Прогноз комплексного своевременного лечения расстройства в большинстве случаев положительный. Чем раньше дислалия механического типа была устранена, тем больше шансов, что ребенок не будет отставать от сверстников в успеваемости и иметь проблему с общением. Лучший возраст для коррекции — дошкольный.

Практически всегда коррекция занимает много времени, в течение которого осуществляются все необходимые медицинские и логопедические манипуляции.

За этот период важно не отбить у ребенка желание заниматься, поэтому здесь важен профессионализм логопеда и поддержка родителей.

Профилактика механической дислалии должна начинаться еще на этапе планирования беременности, ведь многие аномалии развития связаны с неправильным образом жизни матери, особенно во время первого триместра.

К профилактическим мерам относится своевременное обращение к специалистам.

Например, первое посещение стоматолога нужно планировать на 6-месячный возраст малыша, чтобы можно было предположить возможные проблемы с зубами или прикусом в будущем.

По возможности следует исключить искусственное вскармливание. Если это невозможно, необходимо для профилактики посещать педиатра, с момента произнесения первых слов и словосочетаний отвести ребенка к логопеду.

Упражнения и игры, направленные на расширение словарного запаса, постановку произношения и развитие речи, родители могут проводить дома самостоятельно.

Механическая дислалия может быть предупреждена с самого раннего детства. Это распространенная патология, которая со временем становится все более ощутимой для ребенка, подростка, взрослого.

Если пустить течение заболевания на самотек, в будущем оно может привести к состояниям, практически не поддающимся коррекции. Чтобы избежать серьезных осложнений, нужно обращать внимание на речь ребенка с самого раннего детства и не игнорировать неправильное произношение, картавость и гнусавость.

Учитель-логопед МБДОУ детский сад комбинированного вида №39 Крупина Марина Михайловна.

Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Это наиболее распространенное нарушение среди расстройств, произносительной стороны речи, которое проявляется в избирательном нарушении, ее звуковом оформлении (искаженное произнесение звуков, замена одних звуков другими, смешение звуков, реже — пропуски) при сохранных остальных операций высказывания.

Понятие «произносительная сторона речи», или «звукопроизношение» охватывает фонетическое оформление речи и одновременно правильными речедвигательными навыками, которыми оно определяется. Сюда так же относятся: навыки речевого дыхания, голосообразования, воспроизведения звуков их сочетаний, словесного ударения и фразовой интонации со средствами, соблюдения норм орфоэпии.

Статистические данные отечественных и зарубежных исследований указывают, что недостатки произношения в последнее время у дошкольного возраста (5-6 лет) составляют 45-50%, у 25-30% детей школьного возраста (1-2класс), что значительно увеличилось по сравнению с прошлым и годами.

Формы дислалии (выделяются в зависимости от локализации нарушения и причин, обуславливающих ее возникновение) механическая и функциональная.

Механическая (органическая) дислалия: нарушение звукопроизношения, обусловленное анатомическими дефектами периферического аппарата речи (органов артикуляции).

Функциональная дислалия: неправильное звукопроизношение, при котором дефекты в строении артикуляционного аппарата отсутствуют.

Механическая дислалия и её причины.

I. Очень часто причиной, механической дислалии, является укороченная, подъязычная уздечка. При этом затруднены движения языка, так как слишком короткая уздечка не дает ему возможности высоко подниматься (так называемые верхние звуки). Бывает, что язык слишком большой, неповоротливый, или наоборот, слишком узкий, маленький, что тоже затрудняет правильную артикуляцию.

2. Дефекты строения челюстей и зубов.

-Верхняя челюсть сильно выступает над нижней.

-Нижняя челюсть выступает вперед.

-Между зубами верхней и нижней челюстей при их смыкании остается промежуток. Если промежуток есть между передними зубами, говорят о переднем открытом прикусе, если промежуток есть между боковыми зубами, говорят о правостороннем, левостороннем или двухстороннем боковом прикусе.

-Большие расщелины между зубами.

-Неправильное строение нёба. Узкое, слишком высокое (готическое) нёбо, или, наоборот, низкое, плоское.

-Укороченная уздечка верхней губы.
— Расщепление твердого нёба, губы.

При механической (органической) дислалии, коррекцию дефектов переферического речевого аппарата (исправление прикуса, зубного ряда, «подрезание уздечки» и т.д.) проводит врач ортодонт, стоматолог. Исправление дефектов челюстей и зубов следует проводить в стоматологических кабинетах. Наилучший возраст для этого от 5 до 6 лет.

Коррекцию звукопроизношения проводит логопед.

В некоторых случаях возможно комбинирование механической и функциональной дислалии.

Функциональная дислалия и её причины.

-Неправильное общение с ребёнком в семье.

На первый взгляд безобидное общение с ребёнком в его же манере (сюсюканье), кажется довольно милым. Но в тоже время таит в себе множество скрытых изъянов в области формирования и становления речи маленького ребёнка.

-Общение с детьми, имеющими дефекты в произношении и последующее подражание им.

Маленькие дети, у которых ещё не сформировалось правильное произношение, могут оказаться объектом для подражания. Следовательно, ребёнок перенимает речевые ошибки, которые становятся основой для появления дислалии.

-Воспитание в семье, для которой характерно двуязычие.

Общение на двух языках с самого раннего возраста, может привести к тому, что ребёнок будет заимствовать из одного языка и переносить в другой различные особенности произношения.

-Неразвитый фонематический слух.

Очевидно, что если ребёнок плохо дифференцирует звуки, которые отличаются тончайшими признаками акустического характера, развитие его звукопроизношения будет задерживаться.

-Педагогическая запущенность.

Взрослый должен внимательно относиться к речи ребёнка: исправлять ошибки в его звукопроизношении; правильно и чётко произносить все звуки, чтобы ребёнок видел перед собой правильный образец; заострять внимание малыша на правильном произношении всех звуков.

-Органы речевого аппарата обладают малой подвижностью.

Неумение ребёнка ставить язык в необходимое положение и моментально менять одно движение на другое, будет нарушать процесс развития правильного звукопроизношения.

-Отклонение умственного развития ребёнка от нормы.

Любые нарушения в психическом развитии ребёнка, могут повлечь за собой появление дислалии.

Эта форма дислалии возникает в детском возрасте в процессе усвоения системы произношения. При этом нарушается воспроизведение одного или нескольких звуков.

При функциональной дислалии несформированными оказываются специфические речевые умения: произвольно принимать позиции артикуляторных органов,( необходимые для произношения звука), что может быть связано с тем, что у ребенка не образовались акустические или артикуляторные образцы отдельных звуков (в этих случаях оказывается неусвоенным какой-то один из признаков данного звука). Фонемы не различаются по своему звучанию, что приводит к замене звуков. В зависимости от того, какие признаки (акустические или артикуляторные) оказались несформированными, замены будут различные. В других случаях у ребенка оказываются сформированными все артикуляторные позиции, но возникают трудности с различением позиций, выбором звуков. Вследствие этого, одно и то же слово принимает разный звуковой облик. Это явление носит название смешения (или взаимозамены) звуков.

В силу неправильно сформированных отдельных артикуляторных позиций, часто можно наблюдать ненормированное воспроизведение звуков. Звук произносится как несвойственный системе языка по своему акустическому эффекту. Это явление называется искажением звуков.

Перечисленные виды нарушений (замены, смешения, искажения звуков) в современных логопедических исследованиях подразделяются на две разно уровневые категории. Замены и смешения звуков квалифицируются как фонематические (фонологические) дефекты, искажения — как фонетические (антропофонические).

На современном этапе развития логопедии квалификация дефекта опирается на совокупность критериев разных дисциплин, изучающих речь, вместе с тем существенным является выделение таких признаков нарушения, которые важны для самого логопедического воздействия (т. е. учет того, каким является нарушение, фонетическим или фонематическим).

В соответствии с предложенными критериями принято выделять 3 основные формы дислалии: акустико-фонематическая дислалия, артикуляторно-фонематическая дислалия, артикуляторно-фонетическая дислалия.

Для обозначения искаженного произношения звуков используются следующие термины:

1. Сигматизм — нарушение произношения свистящих (с, с», з, з», ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ) звуков.

2. Ротацизм — нарушение произношения звуков р, р».

3. Ламбдацизм — нарушение произношения звуков л, л».

4. Дефекты произношения небных звуков:

каппацизм — звуков к и к»

гаммацизм — звуков г и г»

хитизм — звуков х и х»

йотацизм — звука й.

6. Дефекты смягчения — нарушение произношения мягких звуков, которые заменяются на парные твердые звуки: д»-д, п»-п, к»-к и т.д.

По количеству нарушенных звуков дислалия делится на простую (когда нарушенно до четырех звуков) и сложную (нарушенно более пяти звуков).

Если дефект выражается в нарушении произношения звуков одной артикуляционной группы (например, свистящих) — это мономорфная дислалия. Если дефект распространяется на две и более артикуляционные группы (например, сигматизм, ламбдацизм, ротацизм) — это полиморфная дислалия.

Если у ребенка возникают нарушения речи, его необходимо показать специалисту-логопеду. При этом логопед определит форму нарушения речи, выяснит возможные причины ее развития и подберет оптимальный комплекс мероприятий для восстановления звукопроизношения.

В большинстве случаев коррекция дислалии проводится при помощи комплексного использования различных методик. Применяется логопедическая гимнастика и массаж, разные игровые формы обучения правильному произношению звуков.

Важно помнить, что основная роль в формировании или коррекции речи ребенка принадлежит его родителям либо другим людям, проводящим с ним большую часть времени. Только систематичность занятий и постоянный речевой контакт в сочетании с созданием ровного эмоционального фона могут помочь правильному развитию речи у ребенка.

Речь ребёнка дошкольника развивается очень интенсивно. Именно в этом возрасте она обладает наибольшей пластичностью и податливостью. Благодаря этому справиться с дислалией можно легче и быстрее. В дошкольном возрасте речь ребенка интенсивно развивается.

Если не обратить должного внимания на речевые проблемы ребенка в данном возрасте, то в дальнейшем нарушения звукопроизношения может повлечь целый ряд серьезных осложнений и вызвать другие дефекты устной и письменной речи ребенка, что серьезно сказывается на обучении детей в школе. Таким образом, именно с возраста 4-5 лет надо начинать логопедические занятия, направленные на преодоление дислалии.

Среди нормальных детей дошкольного и школьного возраста неправильное звукопроизношение чаще всего является единственным дефектом всей речи ребенка: понимание речи в этих случаях оказывается полноценным, полноценны и словарь и грамматический строй. Такие случаи нарушения звукопроизношения принято называть дислалией. Термин дислалия означает расстройство речи.

При дислалиях общепринятая методика исправления неправильного звукопроизношения обеспечивает полное исправление звуковых дефектов в условиях амбулаторных занятий через день. (Исключение составляют тяжелые случаи механических дислалий.) Термин дислалия был введен в 30-х годах XIX столетия Шультессом, который противопоставил ее алалии — полному отсутствию речи. Дислалии делятся на органические (так называемые механические) и функциональные.

К функциональным дислалиям принято относить все те случаи неправильного звукопроизношения, когда не имеется органической основы. Таким образом, в раздел функциональных дислалий попадают случаи, зависящие от неправильного речевого воспитания (неправильное произношение маленького ребенка не поправляют, а иногда даже культивируют), от неправильной или иноязычной речи окружающих, а также случаи, связанные с повышенной возбудимостью или некоторой отсталостью ребенка. что мешает образованию тонких дифференцировок в речи как моторного, так и сенсорного характера.

Наиболее легкие (так называемые стертые) и поэтому нераспознанные случаи дизартрий, алалий, афазий и даже тугоухости также часто ошибочно относят к дислалии. Последнее объясняется тем, что установить принципиальную разницу между органическими и функциональными явлениями очень трудно, так как органические изменения тканей могут быть настолько незначительными, что, с одной стороны, они проявляются лишь функционально, а с другой ≈ далеко не всегда могут быть выявлены при существующей в настоящее время методике обследования. Таким

Рис 11 Прогнатия (а), прогения (б).

образом, нарушения, длительно рассматривавшиеся как чисто функциональные, нередко при более тщательном изучении оказываются органическими. Кроме того, в такой сложной системе, как речь, органические изменения в одном звене обычно вызывают функциональные изменения в других частях системы. Например, органически обусловленное снижение слуха у маленького ребенка приводит к недоразвитию моторной стороны речи. С другой стороны, длительное функциональное нарушение может обусловить или углубить органическое нарушение. (Так, при ранениях ротовой полости и последующих операциях больной во избежание болезненных ощущений при движении старается избегать этих движений, в результате чего рубцы плохо рассасываются, и, таким образом, подвижность артикуляционных органов нарушается еще больше.) При этом необходимо помнить, что анатомические дефекты имеют чаще всего значение только предрасполагающего момента, так как здоровый физически и психически человек в большинстве случаев находит пути компенсации такого дефекта, и только при наслаивании дополнительных трудностей чисто речевого и общего развития выявляется значение анатомических дефектов для произношения.

Механическими дислалиями называют те случаи неправильного звукопроизношения, которые обусловлены органическими дефектами периферического речевого аппарата, его костного и мышечного строения или его периферической иннервации.

Нарушения периферического речевого аппарата могут быть врожденными и приобретенными. К врожденным дефектам относятся несращения верхней губы, челюсти, мягкого и твердого нёба.

Сравнительно частым дефектом развития является укороченная и слишком массивная уздечка языка (подъязычная связка). При этом дефекте могут быть затруднены движения языка, так как слишком короткая уздечка фиксирует его у дна полости рта.

Дефекты развития челюстей и зубного ряда ведут к аномалиям прикуса (нормальным считается такой прикус, когда при смыкании челюстей нижние передние зубы слегка прикрываются верхними).

Аномалии прикуса могут иметь различный вид.

Прогнатия (рис. 11, а) -верхняя челюсть сужена и сильно вытянута вперед, вследствие этого нижние передние зубы не смыкаются с верхними.

Прогения — нижняя челюсть выступает вперед, передние зубы нижней челюсти выступают впереди передних зубов верхней челюсти (рис. 11, б).

Открытый прикус — между зубами верхней и нижней челюстей при их смыкании остается промежуток; в одних случаях промежуток бывает только между передними зубами, тогда как задние смыкаются нормально -передний открытый прикус (рис. 12); в других случаях (рис. 13) передние зубы смыкаются нормально, а промежуток получается между боковыми зубами ≈ боковой открытый прикус: он может быть двусторонним, левосторонним или правосторонним.

Регуляция зубов и челюстей проводится в зубных кабинетах при помощи наложения на зубы специальных шин. Регуляция оказывается наиболее эффективной в возрасте от 5 до 6 лет и от 10 до 12 лет, когда кости наиболее пластичны.

В результате челюстнолицевых травм с раздроблением костей и разрывом мышц и последующими рубцами, а также в результате различных болезненных процессов, поражающих иннервацию речевых мышц, возникают нарушения в артикуляционных органах в любом возрасте,≈ это приобретенные дефекты.

Расщелины и ранения мягкого и твердого нёба имеют очень большое значение для всего произношения (страдают все звуки). Все остальные перечисленные нарушения строения артикуляционного аппарата могут иметь только узкое, местное значение. На-

Рис. 12. Передний открытый прикус. Рис. 13. Боковой открытый прикус.

пример, дефекты губ отражаются на произношении губных и гласных звуков, изменение формы челюстей ≈ на произношении свистящих и шипящих, массивные подъязычные уздечки ≈ на произношении р и шипящих

Дислалия механического происхождения

На речь ребенка оказывают влияние внешние факторы: взрослое окружение, общение со сверстниками. Имеет большое значение и строение губ, нёба, зубов, дислалия может возникать при нарушении прикуса. В логопедии различают механическую и функциональную формы патологии. Разница между ними в наличии или отсутствии органических отклонений.

Механическая дислалия − это неправильное произношение звуков, вызванное органическими нарушениями речевого аппарата. Подобное отклонение причиняет дискомфорт, его устранением занимается врач-стоматолог, ортодонт.

Почему возникает дефект

Причины возникновения дислалии могут закладываться еще в утробе матери во время беременности или носить приобретенный характер. На качество речи оказывает влияние темп, артикуляция, интонация. Ухудшение ее характеристик может быть вызвано недостаточностью подвижности языка, дефектами строения челюсти и зубного ряда.

Такая разновидность дислалии, как механическая, связана с неправильным анатомическим строением органов речи:

  • короткая уздечка языка – деформация звуков происходит из-за затруднения движений языком (особенно заметно в верхнем регистре);
  • слишком большой или узкий и маленький язык также нарушает артикуляцию;
  • большая высота до верхнего нёба;
  • нарушение роста зубов;
  • неправильный прикус.

На возникновение патологии оказывают влияние травмы и ушибы в ходе родовой деятельности, рахит, искусственное вскармливание.

Причины возникновения механической дислалии подразделяются на анатомические и нейрогенные. Они могут носить необратимый характер, быть врожденными или приобретенными. На втором месте по распространенности этиологии дефекта находится генетическая предрасположенность, воздействие внешних факторов.

Устранением отклонений механического, анатомического характера занимается врач-стоматолог. Наилучшего эффекта удается достичь при раннем обращении, когда постоянный прикус еще не сформировался, а костная ткань достаточно пластична.

Часто этиопатогенез нарушения связан с эмбриональным развитием и периодом новорожденности.

Признаки патологического отклонения

1) прогнатия; 2) прогения; 3) передний открытый прикус

Основными симптомами заболевания являются нечеткое произношение звуков, замещение рядов фонем (особенно похожих по артикуляции). Отдельно оценивают выделение голосом свистящих и шипящих, проговаривание «р-р-р».

Классификация дефектов по прикусу:

  • Прогнатия — нарушение, при котором верхняя челюсть сильно выдвинута вперед. Как результат, зубы не смыкаются.
  • Прогения — характеризуется обратной картиной, когда нижняя челюсть выступает.
  • Открытый прикус, дефект, при котором в закрытом состоянии между верхними и нижними резцами образуется щель. Он может быть передним и боковым, в зависимости от локализации образующегося пространства. Щель между отдельными зубами также может привести к дислалии. Язык при разговоре будет попадать в нее и искажать речь. Слишком полные губы или короткая нижняя искажают губные звуки («заячья губа»).

У пациента отмечаются трудности с произношением гласных, его речь бессвязна. Сложно воспроизводить смешанные звуки, которые задействуют весь речевой аппарат. При визуальном осмотре могут быть заметны нарушения в строении челюстного отдела: дистальный или мезиальный прикус. В норме при сомкнутых челюстях верхний зубной ряд прикрывает нижний приблизительно на треть.

При отклонениях от нормы фонематического восприятия ребенок не способен на слух различать аналогичные по звуку или артикуляции части слова. Как следствие, в его словаре нет фраз с трудноразличимыми буквами. Это приводит к отставанию от сверстников. По этой же причине происходит нарушение письма: часть предлогов, безударных окончаний слов не учитывается.

Диагностика патологии

Во время первого осмотра обращают внимание на вдох ртом, а не носом. Это приводит к деформации челюсти. Из-за неправильного прикуса у ребенка недостаточно развиты носовые ходы. Искажается тембр голоса, хрящевая перегородка органа обоняния деформируется. Внешние признаки, которые могут указывать на данный дефект речи:

  • полуоткрытый рот;
  • узкие плечи;
  • впалая грудная клетка;
  • бледная кожа;
  • из-за пересыхания слизистой ребенок облизывает губы;
  • попадание языка во время разговора в щель между зубами.

Диагностику нарушения осуществляют врач-ортодонт, стоматолог. В процессе логопедического осмотра проверяют степень подвижности органов артикуляции, например, просят дотянуться языком до носа или подбородка, сложить губы трубочкой и др. Оценивают не только воспроизведение упражнений, но и скорость перехода от одного к другому.

Знаете ли, вы! У умственно отсталых детей в более чем 50% случаев отмечается неправильная постановка звуков.

Патология может проявляться как отсутствием звуков, так и некоторые могут заменяться другими или быть искаженными («ыба» вместо «рыба», «дудок», а не «гудок» и т. д.). Дислалия бывает простой и сложной, что отмечается наличием в словах менее или более 4-х дефектных звуков, соответственно.

Терапия патологии может отличаться в зависимости от стадии и клинических проявлений нарушения. При умеренных изменениях рекомендованы занятия с логопедом, в некоторых случаях может понадобиться хирургическое вмешательство (подрезание уздечки).

Наиболее положительных результатов удается добиться при раннем обращении в 5-6 лет. Важная роль отводится не только устранению внешних проявлений, ребенок должен научиться владеть тембром голоса, выделять звуки с помощью интонации.

Терапия и профилактика

Терапия механической дислалии начинается с подготовительного этапа и требует коррекции сформированных приемов коммуникации. Если отклонение вызвано врожденными дефектами, до начала лечения у логопеда их устраняют хирургическим путем. Кроме обучения правильному положению языка во рту при воспроизведении фонем, работа специалиста заключается в постановке у пациента правильного дыхания. Для облегчения восприятия занятия проводят в игровой форме. Педагог просит повторять за ним стихотворения, речевки.

Если не удается выработать правильное звукопроизношение, отрабатывают наиболее близкий к нормальному звук. В качестве оборудования используют логопедические зонды и другие средства для постановки звуков. Для активизации движений языка, губ, мягкого неба делают специальную артикуляционную гимнастику. Чтобы восстановить общение со взрослыми, потребуется пройти курс психологической реабилитации. Полный курс лечения занимает до 6 месяцев.

К профилактическим мероприятиям относится своевременное посещение логопеда в возрасте 2-3 лет, ортопеда при дефектах речевого аппарата. Профилактика дислалии начинается с дошкольного возраста, в это время речь наиболее податлива.

Почему патологию необходимо устранять? Сложные формы нарушения устной речи могут привести и к дефектам письменной. По мере развития ребенка он будет испытывать все больший дискомфорт при общении с другими людьми. В тяжелых случаях ему потребуется длительная психологическая адаптация, без которой он может замкнуться от социума.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *