Любовный бред

ЭРОТОМАНИЯ

Смотреть что такое «ЭРОТОМАНИЯ» в других словарях:

  • ЭРОТОМАНИЯ — (греч. от eros любовь, и mania страсть). Душевная болезнь, известная под названием любовного безумия. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭРОТОМАНИЯ вид умопомешательства, когда больной постоянно занят… … Словарь иностранных слов русского языка

  • эротомания — возбудимость, сексуальность, физиология, чувственность Словарь русских синонимов. эротомания сущ., кол во синонимов: 9 • возбудимость (16) • … Словарь синонимов

  • эротомания — и, ж. érotomanie f. Болезненно повышенная половая возбудимость; психическое расстройство на эротической почве. БАС 1. Страдать эротоманией. Уш. 1940. Действительно, страшно становилось за Бетти при виде ее матери, которая страдала эротомании. Э.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ЭРОТОМАНИЯ — ЭРОТОМАНИЯ, и, ж. (книжн.). Болезненно повышенная сексуальность, половая возбудимость. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

  • Эротомания — Эротомания иллюзия, что человек любим кем либо, как правило незнакомым, имеющим высокий статус или знаменитым. Это расстройство часто возникает при психозах, особенно при шизофрении и маниакальной фазе биполярного расстройства. Больной… … Википедия

  • эротомания — Повышенное половое влечение; то же, что гиперсексуальность. Тематики сексология … Справочник технического переводчика

  • ЭРОТОМАНИЯ — (erotomania) иллюзия, что человек любим каким либо другим человеком (часто имеющим для первого важное значение). Иногда, но не всегда, эротомания может переходить в шизофрению (болезненно повышенная половая возбудимость, психическое расстройство… … Толковый словарь по медицине

  • эротомания — (erotomania; эрото + мания; син. гиперафродизия) патологически повышенное половое влечение; часто сопровождается половыми извращениями … Большой медицинский словарь

  • Эротомания — любовное помешательство один из видов так называемого первичного сумасшествия или паранойи (см.). См. также Мономания … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Эротомания — повышенное половое влечение; то же, что гиперсексуальность. (Источник: Сексологический словарь) (от Эрот и мания), болезненно сладострастная чувствительность к тем или иным проявлениям эротики. (Источник: Словарь сексуальных терминов) повышенное… … Сексологическая энциклопедия

Весёлый Бред: классификация делюзий с примерами 🙂

Бред (делюзии) относят к психотическим симптомам — т.е. характерным проявлениям расстройств, относящихся к психозам (шизофрения, паранойя, парафрения, эпилепсия и др.).

Конкретно, бред определяется как «совокупность болезненных представлений, рассуждений и выводов, овладевающих сознанием больного, искаженно отражающих действительность и не поддающихся коррекции извне» (В.М. Блейхер, советский психиатр).

Это — пресловутая «Триада Бреда»: 1) Иррациональные Навязчивые Когниции 2) Полная непоколебимая убеждённость в их истинности 3) Невозможность коррекции извне

Современным языком — бред это Экстремальные Когнитивные Искажения. Считается, что они связаны с поражениями головного мозга (в частности, отвечающих за мышление участков); однако, известны многие случаи бредовых симптомов, не содержащих в основе нейро-органические нарушения.

Эйген Блейлер, известный исследователь психозов и в частности шизфрении, отметил: Бред всегда:

А) Эгоцентричен — существенно значим и прямо относится к личности пациента

Б) «Горячо» аффективно окрашен — эмоционально заряжен, т.к. производится на «почве» внутренней потребности.

Что путают и некорретно называют бредом:

— Аменция. Например, при крайне высокой температуре (и других соматических расстройствах) больной может «производить» бессвязную бессмысленную речь. В отличие от бреда — это качественное «помутнение сознания», а не расстройство мышления.

— Галлюцинации. Скажем, у «параноиков», помимо бреда «когнитивного» (первичного) — может быть и «перцептивный» (вторичный, или галлюционаторный); то есть некие фиктивные, иллюзорные восприятия, рассматриваемые как полностью реальные. Однакое, это уже за пределами расстройств речи-мышления и представляет собой отдельный, позитивный симптом психоза 🙂

— Заблуждения: Любые Несвязные Иррациональные Идеи. Бред «здорового человека»: разница в том, что под критерии триады такие идеи не подходят — они не навязчивые, «железобетонной» уверенности в них нет, и они вполне могут быть откорректированы извне.

* * *

Ладно, это можно узнать и в Вики. Самое вкусное — классификация бреда… И лежащих под ним механизмов; с точки зрения РЭПТ — это всё те же Когнитивно-Аффективные Схемы, Верования, Представления.

1. Персекуторный Бред: преследование, слежка, «засада», заговор и так далее.

И такие его виды, как (список неполный, для демонстрации):

б) Бред Ревности — иррациональная уверенность в измене партнёра; без малейших на то оснований и прочего

в) Бред Инсценировки («Синдром Шоу Трумана») — в продолжение темы, убеждённость, что вокруг всё «подстроено», ведётся какой-то спектакль или эксперимент, специально чтобы причинить вред больному параноику; например, психбольница — это «на самом деле» прокуратура, психиатр — «следак», медперсонал и даже другие пациенты — «переодетые мусора», и так далее.

г) Негативный Эротический Бред — уверенность (чаще у женщин, так что простите), что «всем мужикам только этого и надо», и что каждый оказывающий знаки внимания, «собирался меня изнасиловать» (в крайней форме)

Иррациональная Основа: как правило, в подавляющем большинстве случаев — персекуторный бред представляет собой экстремально диссоциированную проекцию самообвинения, «подкреплённую» самонеприятием («низкой самооценкой»). То есть, в корне идея, что «меня должны преследовать, я заслуживаю этого своей никчёмностью/негодностью.» Которая, опять же, является «вторичной», относительно Схемы «никчёмности» и «недостойности».

Соответственно, на примере вышеуказанных «кейсов — вероятное содержание бессознательных Верований:

*

2. Экспансивный Бред: «мания величия», бред грандиозности и т.п.

Это — все наши герои анекдотов, «Наполеоны» и «Кулибины». Как-то:

— Бред Изобретательства — «больной утверждает, что изобрёл вечный двигатель».

— Бред Происхождения — вера в то, что принедлежишь к «древнему знатному роду», бабка из Атлантиды, дед — внук Христа и так далее.

— Любовный Бред (Синдром Клерамбо) — уверенность, что в больного кто-то очень крутой «очень сильно влюблён»; что влюблены все особи противоположного пола, с которыми общается; оценивание ВСЕХ социальных контактов такого рода как «скрытых домогательств»…

Иррациональная Основа: как можно заключить, это «обратный случай» — невероятная собственная важность, проекция «нарциссической» самозацикленности вовне. В виде упражнения — можете прикинуть Иррациональный Фундамент в мировоззрении самостоятельно 🙂

3. Депрессивный Бред. Наглухо «забетонированные» идеи о своей ничтожности, вообще бессмысленности бытия и прочего.

— Бред Греховности — «я тварь, я червь, я пал навеки» и далее по программе «Самообвинение и Самоунижение».

— Ипохондрический Бред — уверенность в наличии тяжёлого, безысходного заболевания (а лучше всех сразу, конечно :)); которое почему-то никто не может диагностировать…

— Синдром Котара — вот это совсем «психодел»: сочетание депрессивного ипохондрического и нигилистического бреда с бредом грандиозности. Как, например, из той же «Вики»: «Сердца нет, сгнил кишечник; все люди скоро умрут, потому что я — самый ужасный преступник в истории, заразил всех СПИДом (сифилисом ещё перед этим)».

Иррациональная Основа: собственно, очевидна — всё те же экстремальные идеи само-неприятия, обречённости, бесцельности (своего личного) бытия, вынесенные «вовне».

Конечно, в каждом случае будет необходимо изучить индивидуальные детали и «формулу» этих неосознанных схем верований. Но общий принцип, похоже, сохраняется.

* * *

Как правило — в основе даже более «мягких» невротических симптомов лежат определённые иррациональные верования — возможно, менее экстремальные (хотя это редкость), но при этом для «эмоционального мозга» человека, абсолютно актуальные и истинные.

В связи с чем, не могу не порекомендовать специалистам книгу о терапевтическом применении последних открытий в нейропсихологии: Unlocking the Emotional Brain: Eliminating Symptoms at Their Roots Using Memory Reconsolidation.

Кратко — в период 2000-2004 было проверено и доказано, что «ранние неадаптивные схемы восприятия», которые считались «навеки выжженым проклятьем», или там «кармой» — в общем, пожизнённым приговором для личности, могут быть доступны не просто для коррекции и регуляции. А вовсе даже и для полной «реконсолидации» — процесса изменений на уровне нейронных связей в лимбической («эмоциональной») системе; эти синапсы могут быть «разблокированы» и перестроены полностью, без ремиссий.

В общем-то, это описывает любую успешную психотерапию — только теперь у нас есть и нейробиологическое понимание, как происходит; и доступная последовательность опытных шагов, как это делать, независимо от теории или подхода.

Что прискорбно — на русском об этом, и о сопутствующей «Когерентной Психотерапии» нет совершенно ничего 🙁 Ни упоминаний самого подхода, ни фамилий исследователей и создателей (разве что Брюс Эккер и Лорел Халли упоминаются в переводе 6-го издания «Личности» Фрейджера и Фейдимена — один абзац).

Любовный бред при шизофрении. Тотемный брак в любовном бреде

По-человечески непросто подвести под четкую дефиницию чувство влюбленности у этой больной, представляющей интересный клинический случай, — для отнесения его к категории любовного бреда ему недостает некоторых других характерных черт. И все же мы вынуждены это сделать, коль скоро это чувство предшествует манифесту болезни, плотно спаяно с каждым его обострением, переплетается со всей бредовой конструкцией, а в периоды лекарственной стабилизации исчезает вовсе.

Разлука с женихом становится той самой «ситуацией изначальной недостачи и поиска», которая опосредует и направляет всю инициационную схему — посвящение в Игру. Брак с любимым ожидается пациенткой как главный «приз» за возложенное на нее свыше испытание «судейской миссией». Но поскольку «чуда» не происходит, она начинает относиться к своему выполнению трудной задачи как к неправильному, полному ошибок (неправильно судила); развивается вторичная депрессия (в рамках параноидно-депрессивного, а не аффективно-параноидного, как могло бы показаться, механизма) с идеями самоуничижения, самоубийства или ухода от мира.

Таким образом, фиксация на одном эротически значимом объекте, неспособность перенацелиться на другие «приобретения» приводят к тому, что сценарий «неудачного испытания» повторяется снова и снова. В суицидах для Т. видится шанс начать новую жизнь с новыми попытками завоевания цели.

Как это и свойственно эволюционно новым синдромам, инициационная схема у Т. не обременена архаическими подробностями. Для нас ее узнавание облегчается тем, что больная сама оперирует понятиями Игры, испытания, противопоставлением «посвященных» ей, «непосвященной». То, что ее психотическая структура не является продуктом произвольного фантазирования, сложившегося под впечатлением неоязыческого учения Лазарева, доказывает следующее. Покровители ее инициации — новые родители, и она сама отождествляются ею с представителями одной и той же мифической реальности — инопланетянами.

Это согласуется с законами архаикоритуальной сопричастности, предполагавшими тотемное единство для всей иерархии рода: верховного божества, умерших предков, часто самих патронов, а также неофита.

В синдроме Т. сложно вычленить психические автоматизмы. Пациентка отрицает какие бы то ни было «голоса, звучание или вложенность» мыслей, но логика развития ее бредового сюжета подсказывает, что ощущений «ведомости свыше» при «выполнении миссии, посланной инопланетянами», просто не могло не быть. Бредовые «озарения» в виде вдруг «открывшегося» знания прошлых жизней, «узнавания» спутников по прошлым жизням и «настоящих родителей», неизвестно откуда появившегося понимания того, что нужно делать для того, чтобы войти в игру, если еще не являются частью идеаторного автоматизма, то по крайней мере приближаются к его кругу (если, конечно, мы не имеем дело с искусной диссимуляцией, за которой скрываются настоящие автоматизмы).

Хотя психопатология Т. и повторяет стадии острого чувственного бреда (бред инсценировки, чужих родителей, высокого происхождения, особой миссии), ее все же нельзя полностью уложить в категории последнего, поскольку в ней очень коротки периоды остроты, аффективной насыщенности, нет динамизма развития, а бредопостроения во многом носят характер интерпретативных. Кроме того, поведение пациентки в болезненном состоянии не было дезорганизованным: она контактировала со многими людьми, формально выполняла служебные обязанности, посещала психотерапевтическую группу.

Бред Т. заключает в себе сюжетную линию тотемного брака: она — инопланетянка, а тот, с кем она рассталась, — земной человек. Переживание разлуки облегчается мифической неравностью их происхождения, необходимостью преодоления этой разности путем испытания в более низком тотемном мире потенциального супруга — на Земле с тем, чтобы потом соединиться с ним раз и навсегда.

— Обратно в раздел «Психиатрия и психология»

Оглавление темы «Психический автоматизм при бреде»:
1. Имплицитность посвятительного кода психопатологии. Соматопсихическое выворачивание
2. Тройное Я у пациента. Соматопсихический статус при архаическом бреде
3. Одиозное воздействие в бреде. Экстатические состояния
4. Бредовые феномены отнятия. Относительная упорядоченность поведения
5. Амбулаторный характер протекания болезни. Патоморфоз психического автоматизма
6. Пример психического автоматизма. Влияние литературы на развитие психического автоматизма
7. Компьютер как тотем в бреде. Феномен соматического вкладывания
8. Синдром вербального псевдогаллюциноза. Корреляции клинической семиотики психического автоматизма
9. Галлюцинации информирующего содержания. Бред инсценировки при шизофрении
10. Любовный бред при шизофрении. Тотемный брак в любовном бреде

Сексуальная расторможенность

Когда сдают тормоза сексуального поведения, обычно в результате церебральных органических изменений и когнитивного снижения, пожилые люди могут демонстрировать сексуальную рас­торможенность, фрустрирующую их самих и шо­кирующую окружающих.

Такие пациенты могут обнажаться или мастурбировать в присутствии окружающих, или проявлять сексуальные домо­гательства по отношению к ухаживающим за ними лицам.

Случай 6

Г-н Д., в возрасте за 70, в течение нескольких лет был ста- ционирован с признаками тяжелой деменции, гемиплегии и параноидного синдрома. Он обнажался и мастурбиро­вал на виду у персонала и посетителей. В ходе психоте­рапии, проводимой женщиной, он намекнул на наличие сексуальных проблем в прошлом, не раскрывая их и вы­ражая в связи с этим чувства гнева и вины. После сеанса терапии он свободно рассказывал санитару о своих сек­суальных переживаниях в прошлом и настоящем. Сани­тар и другие члены персонала стали лучше понимать его и с большей терпимостью относиться к его поведению.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *