Логорея

Контаминация и антиципация в логопедии

Слоговая структура слова

Замечание 1

Нарушения в слоговой структуре слова обуславливаются наличием кинетической апраксии, которая характеризуется тем, что ребенок не способен плавно переходить от одной словесной модели к другой модели. У детей с моторной аллалией не не формируется операция интеграции, то есть отдельные слоги не объединяются в артикуляционную программу. Ребенок не способен произнести слог изолированно.

Слоговую структуру обследуют в первую очередь, так как на ее основе логопед имеет возможность предположить степень недоразвития речи у ребенка. Если элизии преобладают в речи, это первый уровень недоразвития речи, то есть отсутствуют фразы. Если имеет место персеверация, итерация, антиципация и контаминация, — это второй уровень недоразвития речи, то есть ребенок начинает овладевать фразовой речью. Постановка слогов характерна для третьего уровня, у ребенка отмечена развернутая фразовая речь.

Антиципация и контаминация в логопедии

Определение 1

Антиципации – это предвосхищение и уподобление одного слога другому. Например, замена ребенком слогов в словах: «баририна» — балерина, «деверья» — деревья, «пипитан» — капитан и пр.

Примеры антиципаций в письменной речи:

  • в пределах одного слова: «на девевьях», «дод крышей» и пр.;
  • в пределах словосочетания и предложения: «Жукчат ручейки».

Основанием ошибок вышеуказанных видов служит слабость дифференцировачного торможения в коре головного мозга ребенка.

Ошибки на уровне слова. В отличие от устной речи, когда слова в ходе разговора произносятся слитно, на едином выдохе, в письменной речи слова стоят обособленно, что требует особого внимания. Несовпадение в нормах устной и письменной речи привносит ряд трудностей в начальное обучение письму. При написании обнаруживается такой распространенный дефект при анализе и синтезе слышимой речи, как нарушение индивидуализации слова: ребенок не способен уловить и вычленить в потоке речи ряд устойчивых речевых единиц и их элементов. Это приводит к тому, что ребенок слитно пишет смежные слова или пишет раздельно части одного слова.

Раздельное написание частей слова отмечается чаще всего в следующих ситуациях:

  1. если приставка или начальная буква в бесприставочных словах, или слог похож на предлог, союз или местоимение – «и ду», «на чалось», «я сный» и пр. Очевидно, в этой ситуации отмечается генерализация правила, касающегося раздельного написания служебных частей речи;
  2. если подряд стоит несколько согласных и у них снижена артикуляторная слитность, то отмечается разрыв слова – «б рат», «поп росил», «п челы» и пр.

Отмечается масса ошибок следующего плана: «по дкроватью», «по дстулом», «отнеси книгу отварищу», «за зашиной» — за машиной и пр., что может быть объяснено фонематическими особенностями слогораздела на границе предлога и следующего слова.

Обычно слитно пишутся служебные слова – предлоги и союзы – с последующим или предыдущим словом, например, «ветви елии сосны». Часто отмечают случаи слитного написания двух и более самостоятельных слов: «быличудные дни», «кругомтихо» и пр.

Своеобразными являются ошибки по смещению границ слов, которые включают одновременное смешение смежных слов и разрыв одного из них, например «удедмо Рза» — у деда Мороза.

При грубом нарушении звукового анализа отмечаются контаминации слов.

Определение 2

Контаминация – это ошибочное воспроизведение слова, которое является смешением элементов двух или более слов.

Пример 1

Например, «белток» — белок и желток, «лептбау» — лепят бабу, «блям» — была зима, «мишкпаркилрит» — в мешке подарки для ребят и пр.

Морфемный аграмматизм отражает в письменной форме трудности анализа и синтеза частей слов. Ошибки могут быть обнаружены на этапе операции словообразования. Так, например, стараясь подобрать проверочное слово, чтобы прояснить конечный согласный звук могут быть созданы образования, несвойственные для языка: мёд – мёдик.

Образуя существительные при помощи суффикса – ищ- : рука – «рукища», нога – «ногища».

Ошибки в словообразовательной функции отмечается особенно четко при образовании прилагательных от существительных, например: цветок, растущий в поле – поленой цветок; хвост медведя – медведин, медведий хвост.

Ошибки на уровне предложения

Основное количество специфических ошибок на уровне словосочетаний или предложений выражается так называемыми аграмматизмами, то есть нарушениями в связях слов: согласовании и управлении. Слова изменяются по категориям рода, числа, падежа и времени, что образует достаточно сложную смесь кодов, которая помогает упорядочивать обозначаемые явления, выделять признаки и относить их к определенной категории. Недостаточная степень языковых обобщений не дает возможности школьникам улавливать категориальные различия частей речи.

Составляя сообщения из слов необходимо уметь удерживать исходные элементы в кратковременной памяти, чтобы их синтезировать, а не хранить в долговременной памяти целостные словесные комбинации.

Замечание 2

Хомский Н. разработал теорию, касающуюся существования глубинной грамматики, одинаковой в своем фундаменте для разных языков. Такой фундамент регламентируется жестким ограничением объема кратковременной человеческой памяти. Из-за сужения объема оперативной памяти возникают ошибки согласования и управления в процессе составления сообщений из слов: «большая белая пятна», «старшие из рыбаков сказал…» и пр.

Некоторые трудности вызывает использование в речи однородных членов предложения.

Неумение выделять ведущее слово в словосочетании вызывает возникновение ошибок согласования, даже если писать под диктовку. Например: «Засыпанным снегом лес был сказочно красив».

Наиболее значительное количество ошибок возникает при использовании на письме норм управления: «на ветки деревьях», «по дорожках сада» и пр.

Контаминации слов, преимущественно, представляют собой признак тяжелого речевого нарушения и могут быть отмечены в письменных работах как детей, так и взрослых.

Расстройства речи

Медицинская информация достоверна

Проверял Еремин Алексей Валентинович

В отдельную категорию психических нарушений выделяют расстройства речи. Они представляют собой не только проблемы с вербальной коммуникацией у пациента, но и патологии в речевой моторике и других смежных областях. Степень выраженности расстройства бывает разной – от неправильного произношения звуков до неспособности индивидуумом воспринимать чужие слова на слух.

Предпосылки возникновения болезни у детей и взрослых разные. В первой категории пациентов она обуславливается наследственностью, осложнениями при беременности и родах. Во второй – развивается на фоне злокачественных и доброкачественных новообразований в головном мозге, инфекций или инсульта.

В Клинике Доктора Исаева лечение расстройств речи ведется с использованием современных техник терапии и доказавших свою эффективность традиционных методов. Обратиться к нам с обеспокоенностью по поводу речевых патологий вы можете в любой момент. Наши специалисты в совершенстве владеют психотерапевтическими технологиями, при необходимости совмещают лечебный процесс с применением лекарственных препаратов. Итогом грамотно проведенной работы становится значительное улучшение состояния больного, а в ряде случаев ― полное устранение негативных симптомов.

Общая характеристика заболевания

Наивысшая функция – речь, она неразрывно связана со способностью чувствовать, запоминать и мыслить. Человек может правильно произносить звуки только при нормальной работе головного мозга. Также в этом процессе участвуют артикуляционный аппарат (губы, зубы, гортань, язык) и дыхательная система.

Формирование этой функции производится благодаря двум механизмам. На основе этого выделяют две речевые разновидности – импрессивная и экспрессивная. Каждая из них имеет свои особенности и клиническую картину нарушений. Импрессивная речь определяет способность человека воспринимать услышанные слова, осознавать прочитанные фразы. Головной мозг моментально анализирует все звуковые составляющие сказанного слова, благодаря чему происходит его понимание.

Расстройства речи по этому типу связаны с нарушениями зрительных и слуховых анализаторов, а также патологиями головного мозга. Такие пациенты могут прослушать отдельную фразу, но не понять ее смысл. Обращенные к ним слова игнорируются, при воспроизведении подобных фраз происходит подмена звуков. Как результат – больного перестают понимать окружающие. Он сам оказывается дезориентированным в окружающем его обществе.

Экспрессивная речь обуславливает возможность разговаривать, самостоятельно писать слова, формировать предложения. Расстройство речи этой формы проявляется скудным словарным запасом пациента. Произношение звуков происходит с определенными нарушениями, он не может правильно строить предложения, составлять логические связки из слов и фраз. Это патология связана с психологическими проблемами личности, нарушениями органов артикуляционного аппарата и головного мозга.

Основные признаки расстройства речи

Заметить, что у человека начались проблемы с речевой функцией или они есть с раннего детства, можно по следующим признакам:

  • дикция становится невнятной и смазанной;
  • словарный запас ограничен;
  • нарушения ритма и темпа речи, заикание;
  • изменение тембра голоса, у больного появляется гнусавость, вызванная патологией носовой перегородки;
  • заторможенность при построении и последующем воспроизведении предложений;
  • подмена звуков или искаженное произношение;
  • больной не понимает, что ему говорят;
  • охриплость голоса при отсутствии вирусных или инфекционных заболеваний;
  • стремительный темп и проглатывание отдельных звуков при произношении слов;
  • повышенное слюноотделение;
  • отсутствие способности донести свои мысли до окружающих;
  • мутизм – абсолютное молчание, независимо от наличия внешних раздражителей.

Такие пациенты требуют тщательного обследования и своевременного лечения. Если нет возможности приехать в стационар, можно вызвать психиатра на дом. Врач проведет осмотр, поставит предварительный диагноз, выдаст направление на дальнейшее обследование.

Расстройство речи мешает полноценному общению больного с окружающими. Это существенно усложняет социальный, профессиональный, личный аспект его жизни.

Причины речевых расстройств

У взрослых расстройства речи делятся на два вида – органические и функциональные. В основе классификации лежит категория причин, вызывающих патологию.

Органические нарушения возникают вследствие поражения артикуляционного аппарата, черепно-мозговой травмы, отдельных звеньев ЦНС, которые неразрывно связаны с разговорной функцией, патологии органов слуха.

Первые признаки болезни иногда проявляются после перенесенных заболеваний:

  • обширный инсульт;
  • тромбофлебит;
  • злокачественные образования в головном мозге;
  • острые инфекции вирусного характера;
  • травмы во время родовой деятельности;
  • болезнь Паркинсона, Альцгеймера у пожилых людей;
  • нейроинфекции – болезнь Лайма, менингит, энцефалит;
  • прием антибиотиков, влекущий за собой нарушение слуха;
  • ботулизм, поражающий нервную систему;
  • алкоголизм и наркомания;
  • спазм сосудов головного мозга;
  • эпилептические припадки;
  • детский церебральный паралич.

Функциональные расстройства речи возникают при воздействии на организм человека следующих факторов:

  • длительный прием препаратов для лечения психических нарушений (антидепрессантов, транквилизаторов, нейролептиков);
  • наследственная предрасположенность;
  • сильный испуг;
  • склонность к истерии;
  • умственная отсталость;
  • хронический невроз;
  • депрессия в тяжелой форме;
  • недоразвитие речи, диагностированное в детском возрасте;
  • воздействие сильного стресса.

Обращение в психиатрическую клинику позволяет пациентам улучшить свое состояние, повысить уровень адаптации и социуме.

Разновидности речевых патологий

Разные виды дисфункции импрессивной и экспрессивной речи классифицируются в зависимости от клинической картины болезни. Среди наиболее распространенных нарушений выделяют:

  • Дислалия. Выражается в проблемах с произношением звуков, при этом у пациента остаются сохранными артикуляционный аппарат, слух, интеллект.
  • Тахилалия. Больной разговаривает очень быстро, при этом глотает звуки, делает неуместные запинки в предложениях. Это расстройство речи у взрослых часто выступает признаком олигофрении, эпилепсии и других психических расстройств.
  • Афония. Люди разговаривают шепотом, не способны громко произносить звуки в силу перенесенного стресса или патологии гортани.
  • Заикание. Ритм и темп речи нарушается, человек не может выговаривать отдельные слова без запинок. Среди причин выделяют сильный испуг, наследственную предрасположенность.
  • Дизартрия. Наблюдается искаженное произношение звуков, а также нарушения речевой моторики. Проблема возникает из-за неправильного функционирования артикуляционного аппарата или поражения головного мозга вследствие инсульта, ДЦП, рассеянного склероза.
  • Алалия. Речевая функция не развита, может возникать после черепно-мозговой травмы или вследствие врожденного аутизма.
  • Ринолалия. Пациент страдает от неправильного произношения звуков из-за аномального строения речевого аппарата (физическая травма неба, «заячья губа», «волчья пасть»).

В психиатрическое отделение на госпитализацию отправляют не всех пациентов, некоторые патологии можно успешно лечить в домашних условиях. Важно следовать всем рекомендациям врача.

Лечение расстройства речи в Москве

Стратегия терапии подбирается в зависимости от клинической картины болезни. В Клинике доктора Исаева есть специалисты, которые проводят занятия с пациентами с целью улучшения их состояния. К примеру, у логопеда лечат заикание с помощью специальных упражнений, часть которых выполняется дома для закрепления эффекта.

Лечение расстройства речи в Москве при дизартрии дополняется физиотерапией, иглоукалыванием, медикаментозными препаратами.

Лечение речевой дисфункции отзывы

Точность диагностических мероприятий, адекватно подобранные медикаменты, хорошие условия содержания больных в стационаре – наши основные приоритеты. Мы рады каждому отзыву, оставленному на этой странице. Информация будет полезной для наших потенциальных пациентов.

Вопросы и ответы

Нет. Некоторые формы болезни требуют медикаментозного лечения, вмешательства узких специалистов (невролог, психиатр, логопед). Нет. Заговоры, молитвы, отвары трав и другие способы избавить больного от нарушения не дадут результата. Необходимо использование профессиональных методов. Сроки лечения зависят от диагноза и особенностей течения болезни.

Психоневротические расстройства у детей

Такие психологические расстройства как неврозы, часто встречаются у детей. Наибольшее количество случаев расстройств фиксируется в возрастной группе, к которой относятся школьники и подростки.

Проявляется неврастения в раздражительной слабости. Ребенок может иметь склонность к гневным реакциям или раздражению, а также неустойчивость перед различными психическими напряжениями. Часто невротические расстройства сопровождаются вегетативными нарушениями. Могут возникать сосудистые обмороки, расстройства аппетита и сна, частые рвоты и головные боли.

Причины развития невротических расстройств

Главной причиной, которая может привести к развитию невроза у ребенка, является психологическая травма. Степень расстройства во многом зависит от состояния психики в целом и способности ЦНС сопротивляться негативным воздействиям. Зигмунд Фрейд, труды которого положили начало научной неврологии, сравнил невроз с монастырем. По его мнению, личности, оказавшиеся слабыми для этой жизни, сбегают от реальности, укрываясь в неврозах, как в монастырях.

Факторами, способными увеличить риск возникновения невротических расстройств, являются:

  • чрезмерные нагрузки. Физические занятия также могут стать причиной невроза, но в первую очередь необходимо остерегаться интеллектуальных перегрузок. Занятия в специализированных школах с различным уклоном, посещение различных кружков и секций после школы – все это может спровоцировать появление астенического невроза у ребенка;
  • неблагоприятная обстановка в семье, ссоры и развод родителей;
  • ошибки родителей в воспитательном подходе. Чрезмерная требовательность, наличие излишних и жестких ограничений.

Подростки наиболее подвержены возникновению неврозов. Это связано с особенностями протекания данного возрастного периода. Сложные отношения с ровесниками в школе и острые конфликтные ситуации могут оказать негативное влияние на неокрепшую психику ребенка.

Классификация невротических расстройств у детей

На сегодняшний день различают несколько видов невротических расстройств у детей и подростков. К ним относятся:

1. Невроз истерический представлен нарушениями моторной функции, а также соматовегетативными отклонениями. Возможно возникновение истерического паралича, рвоты, задержки мочеиспускания и даже обмороком. В некоторых случаях дети могут жаловаться на не существующие боли в частях тела или органах, которые не имеют патологий. Младшие дети в момент приступа могут падать на пол, кричать, плакать, бить руками и ногами. Причиной такого приступа может стать чувство обиды или недовольство отказом в выполнении требований ребенка. Спровоцировать возникновение истерического невроза может и наказание. Подобное расстройство является некой защитной реакцией психики на непереносимые условия. В результате больной «обеспечивает» себе особое внимание, от него ничего не требуют.

2. Невроз ипохондрический наиболее часто встречается у подростков. Ипохондрия характеризуется чрезмерными опасениями заболеть или получить какую-то травму. Больной ребенок постоянно находится в угнетенном состоянии.

3. Невроз депрессивный характеризуется стремлением к одиночеству. У девочек подростков на фоне депрессий может развитья анорексия.

4. Невроз навязчивых состояний сопровождается различными фобиями. Ребенок может бояться темноты, одиночества или смерти. Для данного вида невроза характерно наличие нервных тиков.

5. Астенический невроз возникает у детей, плохо переносящих психологическое напряжение. Расстройство сопровождается частым плачем, повышенной раздражительностью и утомляемостью, неустойчивым сном и энурезом.

Невротические расстройства у детей могут возникать в разном возрасте, особенно опасно это заболевание для подростков. Для этого возраста характерно негативное восприятие мира и неуверенность в себе, наличие неврозов еще более отягощает ситуацию.

Лечение и профилактика невротических расстройств у детей

Коррекция такого психического состояния, как невротические расстройства у детей, осуществляется комплексно. При этом необходима консультация у разных специалистов. Только при совместной работе педиатра, невролога, психолога и психиатра возможно успешное лечение расстройства.

Большое значение в нормализации психического состояния ребенка имеет участие родителей. Они должны заметить изменения в поведении ребенка и сразу же обратиться к специалистам. Важно понимать, что игнорирование такого опасного заболевания, как неврастеническое расстройство, может привести к еще более тяжелым состояниям. Поэтому важно начать лечение как можно раньше. В Психоэндокринологическом Центре работают опытнейшие специалисты, применяющие в своей практике последние достижения в области психиатрии и психологии.

В процессе лечения большое внимание уделяется психотерапевтическим мероприятиям. Семейные психологи Центра вдут работу не только с маленьким пациентами, но и его родителями и другими членами семьи. Лекарственные препараты также могут применяться при коррекции невротических расстройств у детей. Их назначают в крайних случаях, когда прием медикаментов оправдан состоянием пациента.

Невроз опасное и коварное заболевание, для полного излечения от него необходимо приложить немало усилий. Намного легче предотвратить появление неврозов. В группу риска попадают впечатлительные дети, имеющие склонность к беспокойствам различного рода и страхам. Родители должны с вниманием относится к ребенку, к его потребностям, а в случае проявления первых признаков невротических расстройств обращаться к специалистам Психоэндокринологического Центра. Всем пациентам гарантируется полная конфиденциальность!

ПРЕХОДЯЩИЙ

Смотреть что такое «ПРЕХОДЯЩИЙ» в других словарях:

  • преходящий — временный, недолговечный, транзитный, переходящий, случайный, нерегулярный, изменчивый, конечный, ограниченный, непостоянный, переменный, проходящий; смертный, тленный, бренный, эфемерный. Ant. постоянный, вечный Словарь русских синонимов.… … Словарь синонимов

  • ПРЕХОДЯЩИЙ — ПРЕХОДЯЩИЙ, ая, ее; ящ (книжн.). Временный, недолговечный. Преходящее явление. Всё в жизни преходяще. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

  • Преходящий — прил. Такой, который скоро проходит; временный, недолговечный. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • преходящий — преходящий, преходящая, преходящее, преходящие, преходящего, преходящей, преходящего, преходящих, преходящему, преходящей, преходящему, преходящим, преходящий, преходящую, преходящее, преходящие, преходящего, преходящую, преходящее, преходящих,… … Формы слов

  • преходящий — непреходящий … Словарь антонимов

  • преходящий — преход ящий (временный) … Русский орфографический словарь

  • преходящий — Тв. преходя/щим, Пр. о преходя/щем (временный; ср. приходящий) … Орфографический словарь русского языка

  • преходящий — Syn: временный, недолговечный, транзитный, переходящий, случайный, нерегулярный, изменчивый, конечный, ограниченный, непостоянный, переменный, проходящий Ant: постоянный, вечный … Тезаурус русской деловой лексики

  • преходящий — ая, ее. Такой, который быстро проходит; временный, недолговечный. П ие нужды, горести, заботы. В жизни всё преходяще … Энциклопедический словарь

  • преходящий — ая, ее. Такой, который быстро проходит; временный, недолговечный. П ие нужды, горести, заботы. В жизни всё преходяще … Словарь многих выражений

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *