Лобно височную деменцию

Все ли подвержены лобно-височной деменции?

Каким бы крепким ни было здоровье, человека, возраст рано или поздно берёт своё, и от изнашивания органов никому не уйти. Нарушение интеллектуальных функций – для многих это неизбежно. Одно из самых тяжёлых отклонений – это лобно-височная (или фронто-темпоральная) деменция.

Что такое лобно-височная деменция

Лобно-височная деменция – это нейродегенеративное заболевание, при котором необратимые нарушения наблюдаются в височных и лобных долях головного мозга: областях, ответственных за речь и поведение. Доли сжимаются, уменьшаются в объёме.

Впервые болезнь была описана в 1892 году немецким психиатром-неврологом Арнольдом Пиком и получила его имя.

На долю этого заболевания приходится примерно 20% случаев развития деменции. Развитие нарушения обусловлено изменёнными белками (тау-белками), нарушающими деятельность нормальных белков. Заболевание необратимое, в большинстве случаев наследственное, с летальным исходом и поражает не только пожилых людей, но и личностей трудоспособного возраста.

Причины и классификация лобно-височной деменции

Толчком к развитию заболевания могут стать:

  • наследственность;
  • энцефалопатия;
  • травмы головы;
  • токсическое поражение мозга;
  • сосудистые нарушения;
  • инфекции;
  • алкоголизм;
  • генетические мутации.

Известен ряд других заболеваний и состояний, которые относят к лобно-височной деменции:

  • лобно-височная атрофия с проявлениями паркинсонизма;
  • дегенеративные расстройства с сочетанием паркинсонизма, расторможенности и амиотрофии (уменьшения мышечной массы);
  • деменция с афазией (утратой возможности говорить, полной или частичной) и расторможенностью.

В ХХ веке были открыты и описаны морфологические и клинические различия заболеваний, связанных с лобно-височным нейродегенеративным расстройством:

  • при дегенерация лобной доли гистология не обнаруживает баллоноподобные клетки Пика и тельца Пика;
  • при болезни Пика характерные элементы имеются;
  • при дегенерации моторных нейронов, исходящих из спинного мозга шейного и грудного отделов позвоночника отмечается их разрушение и перерождение, но тельца и клетки Пика отсутствуют.

Клетки Пика

Симптомы заболевания

При лобно-височной деменции с человеческой личностью происходят перемены не в лучшую сторону настолько разительные, что родные и близкие, коллеги и соседи просто перестают узнавать человека. Могут проявиться:

  • беспричинная грубость, бестактность, агрессия при полном отсутствии мотивов к этому и раскаяния, даже логического объяснения свои действиям впоследствии;
  • неадекватность;
  • воровство, мелкое хулиганство;
  • гипероралим (навязчивое причмокивание, жевание, сосание и стремление брать в рот различные предметы);
  • пренебрежение рабочими обязанностями, пассивность, вызывающее поведение в коллективе, игнорирование социальных норм;
  • равнодушие к чувствам и проблемам других людей, отсутствие сопереживания, чёрствость;
  • утрата волевых качеств, способности планировать свои дела и доводить их до конца, неожиданная перемена планов, машинальное повторение каких-либо действий;
  • переменчивость настроения от возбуждения к апатии, отвлекаемость;
  • некритичное отношение к себе;
  • неряшливость, пренебрежение личной гигиеной, утрата мотивации к опрятности;
  • обжорство, появление пристрастия к выпивке и сладкому;
  • повышенный интерес к сексу;
  • компульсивное или повторяемое поведение;
  • блуждающая, многословная, бессвязная и бессмысленная речь в начале заболевания, позднее – снижение речевой активности;
  • на поздних стадиях – пирамидные знаки (патологические рефлексы, связанные с поражением нейронов).

Важно! память и практические навыки при этом могут сохраняться достаточно долго.

Специфика диагностирования

Симптомы лобно-височной деменции часто совпадают с признаками других неврологических нарушений. Например, с болезнью Альцгеймера лобно-височная деменция схожа в таких проявлениях:

  • неряшливость;
  • нарушение темпа мышления, трудности с концентрацией внимания;
  • сложности с подбором нужных слов;
  • иногда – обжорство.

Нередко специалистам приходится дифференцировать лобно-височную деменцию от псевдодеменции, то есть депрессии. Больные депрессией жалуются на ухудшение памяти, способности к анализу, концентрации внимания. Больные деменцией на ранней стадии, понимая, что с их психикой происходят негативные изменения, опасаются контактов с врачами. При введении дексаметазона у первых отмечается стабильность уровня кортизола в организме и его падение – у вторых.

Психиатр изучает историю болезни пациента и беседует с его родственниками, чтобы получить как можно больше информации о поведении больного, о том, как появились первые признаки расстройства.

Затем проводится ряд аппаратных исследований:

  • компьютерная и магнитно-резонансная томография мозга;
  • электроэнцефалограмма;
  • исследование сосудов мозга и шеи;
  • однофотонная эмиссионная компьютерная томография;
  • позитронно-эмиссионная томография;
  • исследование глазного дна.
  • Также делается анализ крови по следующим показателям:
  • общий и биохимический;
  • иммунный статус;
  • ВИЧ-статус;
  • сифилис;
  • гормоны щитовидной железы.

Кроме этого, существуют специальные психологические тесты:

  • простейшие опросники на выявление деменции;
  • тест на логическое мышление, беглость речи, исследование рефлексов, выбор и динамику движений;
  • тест, основанный на рисовании циферблата с определённым положением стрелок.

Иногда используется пункция спинного мозга с исследованием на тау-белки и крайне редко – биопсия мозга.

Важно! некоторые гены, ассоциированные с лобно-височной деменцией, связаны с возникновением бокового амиотрофического склероза.

Лечение лобно-височной деменции

Медицина пока не располагает средствами, способными остановить развитие атрофии отделов мозга. Больному назначают препараты, корректирующие поведение, антидепрессанты, нейролептики, серотонинергические средства, мемантин. Они улучшают качество жизни пациента.

Прогноз и продолжительность жизни

Болезнь неизлечима, прогноз негативный, однако при должном уходе и наблюдении больной может прожить до 15 лет с момента постановки диагноза. Средний срок продолжительности жизни при лобно-височной деменции – 8-12 лет, при резком развитии нарушения – до 3 лет. Смерть наступает от соматических заболеваний, которые развиваются на фоне поздней стадии нарушения: пролежней, тромбозов, пневмонии.

Лобно-височная деменция у подростков

Деменция у детей, к сожалению, не редкость. И лобно-височная разновидность слабоумия может возникнуть у них под влиянием тех же причин, что и у взрослых:

  • наследственность;
  • повреждения головного мозга физического и токсического характера;
  • асфиксия и травмы во время родов;
  • преждевременные роды;
  • социально-педагогическая запущенность;
  • ВИЧ;
  • инфекционные заболевания, поражающие головной мозг;
  • сосудистые нарушения.

Деменция у детей характеризуется нарушением внимания, памяти, речи, быстрой утомляемостью, девиантным поведением.

Подросток с трудом усваивает новый материал, медленно пишет и читает, мыслит поверхностно, не может воспроизвести только что прочитанный текст, забывает слова, быстро устаёт, неадекватно реагирует на действия и слова окружающих, не может решить задач на логику. Он перестаёт следить за собой, не усваивает социально-правовые нормы, его игры становятся однообразными.

Важно! симптомы деменции у подростка зависят также и от социально-бытовой стороны его жизни, темперамента и состояния здоровья.

Лечение заболевания симптоматическое, направленное на предотвращение дальнейшего ослабления интеллекта: нейролептики, витамины, тонизирующие и противосудорожные препараты, биогенные стимуляторы, а также мочегонные и гипотензивные средства для снижения внутричерепного давления.

Также важны психологическая поддержка и помощь, направленные на уменьшение эмоциональной нагрузки для всех членов семьи.

Лобно-височная деменция – заболевание, которое нельзя вылечить, но можно отодвинуть её наступление и развитие. Учёные разных стран доказали эффективность здорового образа жизни, активных видов спорта и интеллектуальных занятий, в частности, языковой практики (билингвальность) на снижение вероятности прогрессирования патологии.

Heinrich Klüver (1897-1979)

Paul Clancy Bucy (1904-1992)

Крайне редкий симптомокомплекс, встречающийся при двухстороннем поражении височных долей головного мозга:

  • «психическая слепота» – сочетание зрительной и тактильной агнозии, из-за которых больной рассматривает каждый из предъявляемых ему предметов так, как будто видит его в первый раз, неоднократно его исследует и как будто не в состоянии понять его назначение;
  • патологическое повышение оральной и тактильной активности, из-за которой больной пытается дотянуться до всех предметов, находящихся в зоне его досягаемости, ощупать их, взять в рот (даже если предмет острый или может быть опасным), может проглатывать самые неподходящие предметы (например, обёртку, пасту для чистки посуды, чернила и т.п.);
  • расстройства эмоциональной сферы (больной выглядит апатичным, безразличен к людям или ситуациям, но временами становится игривым, бессмысленно улыбается и подражает поведению и жестам других людей);
  • отвлекаемость на визуальные стимулы (любой зрительный стимул привлекает внимание больного);
  • гиперсексуальность, причём подчас направленная на совершенно неподходящие объекты;
  • булимия;
  • расстройства памяти.

Встречается при двухсторонних поражениях височных долей и амигдалярного комплекса: при (менинго)энцефалитах различной этиологии (в т.ч. герпетических), а также деменциях различного генеза, в т.ч. посттравматического, и цереброваскулярной болезни. Как правило, развёрнутой картины синдрома не наблюдается, отмечается лишь частичный симптомокомплекс, в картине которого преобладают проявления слабоумия.

Впервые описан в работе американского психолога и невролога Генриха Клювера и американского невролога и нейрохирурга Пола Бюси (Klüver H., Bucy P.C. Preliminary analysis of functions of the temporal lobes in monkeys // Arch. Neurol. Psychiatry, 1939. – Vol.42. – P.979–1000), которые удаляли у обезьян обе височные доли вместе с миндалиной и гиппокампом, после чего у обезьян наблюдались своеобразные изменения поведения.

Фронтотемпоральная деменция относится к группе расстройств, которые вызывают деменцию, начинающуюся в более молодом возрасте.

Около 60 процентов людей, которые развивают лобно-височную деменцию, находятся в возрасте от 45 до 64 лет. Этот тип деменции является необычным.

Деменция — это снижение умственных способностей, которое быстрее, чем можно было бы ожидать при нормальном старении. Деменция влияет на повседневную деятельность и становится все хуже.

Симптомы деменции включают потерю памяти и трудности с мышлением, языком и решением проблем.

Фронтоэмпоральная деменция в основном поражает лобную и височную доли мозга. Лобовая доля расположена в передней части мозга, а височная доля расположена на стороне мозга. Эти области мозга отвечают за контроль над поведением, личностью, языком и умением планировать и организовывать.

Менее 5 процентов всех людей, у которых развивается слабоумие, имеют лобно-временную деменцию.

Типы

Нарушения, которые вызывают лобно-височную деменцию, подразделяются на следующие категории симптомов, в том числе:

  • поведение и снижение личности
  • снижение языка
  • снижение мощности

Эти симптомы вызваны повреждением частей лобной и височной долей. Симптомы и доли, которые затронуты, определяют тип лобно-височной деменции у человека.

Поведение и снижение личности

Поведение и снижение личности характеризуются прогрессивными изменениями в поведении человека, личности, эмоциях и суждении.

Эти симптомы часто означают, что у человека есть тип лобно-височной деменции, называемый поведенческим вариантом лобно-височной деменции.

Поведенческий вариант лобно-височной деменции может вызывать изменения в личности, эмоциональное притупление и потерю эмпатии. Около 60% людей с лобно-височной деменцией имеют поведенческий вариант лобно-височно-деменции.

Сокращение языка

Снижение языка характеризуется ранними изменениями в языковой способности человека, которые включают в себя разговоры, понимание, чтение и письмо.

Если человек демонстрирует снижение языка, у них может быть один из типов лобно-височной деменции, которые включают:

  • прогрессирующая бедная афазия — проблема с выражением речи
  • семантическая деменция — потеря способности понимать отдельные слова, знакомых людей и повседневные предметы

Около 20% людей с лобно-височной деменцией имеют прогрессирующий нелипкий подтип афазии, а 20% имеют семантическую деменцию.

Снижение мощности

Отклонение двигателя относится к проблемам с физическим движением. У человека могут быть трудности с использованием конечностей и ходьбы. Они могут дрожать, часто падать и плохо координировать свои действия.

В некоторых случаях двигательные расстройства могут возникать при лобно-височной деменции. К ним относятся:

  • моторная нейронная болезнь или БАС — прогрессирующее заболевание, поражающее нервы в мозге и спинном мозге
  • прогрессирующий супрануклеарный паралич — расстройство мозга, которое вызывает трудности при ходьбе, движениях глаз и равновесии
  • кортикобазальный синдром — постепенное вырождение движения, речи, памяти и глотания

причины

Причины лобно-височной деменции не совсем понятны. Однако симптомы могут возникать, потому что лобные и височные дольки мозга со временем сокращаются.

Усадка может произойти из-за накопления аномальных белков в мозге, которые сливаются вместе. Кластер аномальных белков становится токсичным для клеток мозга и постепенно убивает их, что приводит к сокращению площади мозга.

Хотя несколько мутаций гена были связаны с типами лобно-височной деменции, большинство людей с этим заболеванием не имеют семейной истории деменции.

Показано, что Фронтотемпоральная деменция и БАС имеют генетическую и молекулярную траектории. Однако необходимы дальнейшие исследования для определения значимости этой ссылки.

симптомы

Симптомы фемтосекулярной деменции варьируются от человека к человеку и зависят от подтипа диагностированного заболевания.

Симптомы, как правило, объединяются в категории поведения и личностных изменений, языковые трудности и проблемы с движением.

В конце концов, большинство людей с состоянием будут испытывать проблемы в более чем одной из этих категорий симптомов, и болезнь распространится, чтобы повлиять на большинство функций мозга.

Поведение и изменения личности

Люди, у которых есть поведенческий подтип лобно-височной деменции, могут испытывать:

  • проблемы с планированием, суждением, упорядочением, приоритизацией, многозадачностью и управлением поведением
  • повторяющиеся и навязчивые поведения, такие как жужжание или повторение одного и того же маршрута
  • импульсивное и неуместное поведение
  • компульсивное питание
  • личная гигиена
  • раздражительность и агрессия
  • трудности с сопротивлением импульсу для взятия и использования объектов без видимых причин
  • отсутствие интереса, энтузиазма или инициативы
  • плоские, неправильные или преувеличенные эмоции
  • неспособность читать социальные знаки, такие как выражение лица
  • потеря эмпатии, отсутствие эмоциональной реакции
  • более или менее исходящие

Довольно часто человек с лобно-временным деменцией не знает, что они разработали эти необычные поведения. По мере развития расстройства человек может стать социально замкнутым и изолированным.

Языковые трудности

Языковые подтипы лобно-височной деменции вызывают такие симптомы, как:

  • неспособность понять и использовать слова, но с нормальной физико-говорящей способностью
  • неспособность физически говорить правильно или невнятную речь, но не влияя на интеллект или понимание
  • неправильно использовать слова
  • сокращенный словарь
  • повторение нескольких фраз
  • снижение разговоров и речи

Иногда люди с лобно-височным деменцией полностью теряют способность говорить.

Проблемы с движением

Проблемы с движением, связанные с лобно-временным деменцией, включают:

  • невозможность выполнять сложные скоординированные движения, такие как употребление в пищу ножом и вилкой
  • трудности маневрирования небольших объектов, таких как кнопки, и их часто отбрасывание
  • неконтролируемое сокращение мышц, вызывающих аномальные позы
  • отклонения от ходьбы, которые вызывают перетасовку или частые падения
  • мышечная слабость и судороги
  • дрожание, которое обычно происходит в руках
  • Трудность глотания

Некоторые люди с лобно-височным деменцией развивают недержание мочи и недержание мочи.

диагностика

Диагностика лобно-височной деменции может быть сложной задачей, поскольку другие состояния могут вызывать многие из тех же симптомов.

Врачи проводят несколько тестов и оценок для правильного диагноза и исключают другие потенциальные условия. Врач может:

  • оценить симптомы
  • оценивать умственные способности
  • провести физический осмотр
  • обзор личной и семейной истории болезни
  • анализы крови
  • проводить сканирование мозга для обнаружения любой потери клеток головного мозга в лобной и временной областях мозга
  • тестирование заказа для идентификации генетических мутаций

Исследования продолжаются, чтобы найти более точный способ диагностики лобно-височных расстройств на более ранней стадии.

Лечение

В настоящее время нет возможности замедлить прогрессирование лобно-височной деменции и не лечить. Однако лечение может помочь справиться с некоторыми симптомами.

Лечение поведенческих проблем

Не существует лекарств, специально предназначенных для лобно-височной деменции. Следующие лекарства могут помочь в борьбе с поведенческими проблемами и управлении потерей ингибирования, переедания и компульсивного поведения у некоторых людей:

  • антидепрессанты — тразодон или селективные ингибиторы обратного захвата (СИОЗС), такие как сертралин или флувоксамин
  • антипсихотические средства, такие как оланзапин или кветиапин

Люди с лобно-височной деменцией будут тщательно контролироваться при приеме этих препаратов. Побочные эффекты этих препаратов включают больший риск смерти у людей с деменцией.

Борьба с языковыми трудностями

Цели борьбы с языковыми трудностями во время переднеговременного слабоумия включают:

  • сохранение языковых навыков
  • использование инструментов и новые способы общения

Человеку с лобно-временным деменцией, возможно, потребуется общаться через блокнот, жесты, язык жестов или рисунки. Они также могут извлечь выгоду из фотографий людей и объектов, помеченных именами.

Попечителям, возможно, потребуется говорить медленно и ясно человеку, использующему простые предложения, и ждать ответа. По мере развития болезни, стратегии могут потребоваться изменить со временем.

Управление проблемами движения

Нет никаких методов лечения, чтобы замедлить прогрессирование проблем движения, связанных с лобно-височной деменцией. Однако некоторые лекарства и физиотерапия могут помочь с некоторыми симптомами.

Исследователи продолжают исследовать более эффективные методы лечения лобно-височной деменции.

В настоящее время исследователи одного маршрута изучают методы лечения, которые нацелены на аномальные белки, которые группируются в мозг, которые могут быть причиной лобно-височной деменции.

прогноз

Вневременная деменция прогрессирует. Большинство людей с заболеванием испытывают снижение функций, которые они используют в повседневной жизни. Они могут потребовать круглосуточного ухода в интернате.

Если у людей есть связанная с нейронами болезнь или связанная с БАС лобно-височно-деменция, они могут проживать около 3-5 лет. Тем не менее, люди с другими подтипами заболевания могут жить в течение 10 лет и более. Время выживания после начала симптомов может значительно различаться.

Уход за кем-то с лобно-височной деменцией может быть напряженным и сложным. Попечителям может потребоваться поддержка от других членов семьи, друзей и групп поддержки.

Логопедическая работа с учащимися, имеющими диагноз: «НЕРЕЗКО ВЫРАЖЕННОЕ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (НОНР)»

Характеристика группы
Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.
I. Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.
1. Дефектное произношение 2—5 звуков, распространяющееся на одну-две группы оппозиционных звуков. У некоторых детей, прошедших дошкольное коррекционное обучение, произношение звуков может быть в пределах нормы или недостаточно внятным («смазанным»).
2. Недостаточная сформированность фонематических процессов.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:
а) недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
б) недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;
в) трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других).
II. Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.
1. Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешения по смыслу и по акустическому свойству).
2. Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:
а) недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;
б) трудности овладения учебными понятиями, терминами;
в) трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;
г) недостаточное развитие связной речи.
III. Психологические особенности.
1. Неустойчивое внимание.
2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
3. Недостаточное развитие способности к переключению.
4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.
5. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.
6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.
7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.
Следствие:
а) недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;
б) трудности формирований учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).
Основные направления работы
1. Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.
2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи: — уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
— уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
3. Формировании связной речи:
— развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания;
— установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).
4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
— устойчивости внимания;
— наблюдательности (особенно к языковым явлениям);
— способности к запоминанию;
— способности к переключению;
— навыков и приемов самоконтроля;
— познавательной активности;
— произвольности общения и поведения.
5. Формирование полноценных учебных умений:
— планирование предстоящей деятельности: (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);
— контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);
— работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);
— применение знаний в новых ситуациях;
— анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
6. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
— умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);
— умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
— умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
— умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.
7. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:
— ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
— ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;
— ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);
— применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;
— употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;
— обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;
— пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии;
— развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;
— формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;
— проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы);
— соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т.п.);
— составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии).

Височные доли

Особое место в развитии индивида и человеческого коллектива занимает умение передавать, получать и обрабатывать звуковые сигналы. Способность распознавать и работать со сложной знаковой системой сделала человека не просто высокоразвитым организмом, а всецело широкофункциональной личностью. Изначально обмениваясь простыми звуками, общество со временем научилось передавать сложно сконструированные словесные предложения. Именно благодаря наличию височной доли возможна реализация сложнейшей психической функции – речи.

  • Расположение
  • Функции
  • Поля
  • Симптомы поражения

Расположение

Височная доля является частью конечного мозга и включается в структуру коры. Она располагается на обоих полушариях мозга по бокам снизу, тесно контактируя с соседними участками – лобной и теменной долей. Этот участок коры имеет самые выраженные граничные линии. Верхняя часть виска немного выпукла, а нижняя – вогнутая. Височная доля отделяется от всех остальных бороздой, называющейся латеральной (боковой). Тесное расположение височной и лобной доли не случайно: речь развивается параллельно мышлению (лобная кора), и эти две функции плотно взаимосвязаны, так как умение формулировать и ясно излагаться (речь) обеспечивается степенью развития мыслительных функций.

Извилины височной доли располагаются параллельно ограничивающим участок бороздам. Анатомически выделяют 3 извилины: верхняя, средняя и нижняя. Однако верхняя мозговая складка включает в себя еще 3 маленьких извилины, находящихся в самой борозде. Эта группа небольших структур называется извилинами Гешля. Нижняя извилина виска граничит с поперечной мозговой щелью. На нижней части височной доли кроме нижней извилины, различают также дополнительные структуры: ножки гиппокампа, боковая затылочновисочная извилина.

Возложенные функции

Функционал височной коры незначителен, однако, он – высокоспециализированный. Функции височной доли головного мозга связаны с восприятием, анализом и синтезом речи, восприятием слуховой информации, частично вкусовыми и обонятельными сведениями. Также, расположение одной части морского коня определяет еще одну функцию – память, а именно механическую ее составляющую. Одна зона имеет особое предназначение: центр Вернике (сенсорная речевая область) – располагается на задней части верхней височной извилины. Эта зона отвечает за восприятие и осмысление устной и письменной речи.

Имеет значение функциональная асимметрия головного мозга, то есть расположение доминантных участков коры на поверхности мозга. Такая специфика центральной нервной системы не обошла и височную долю.

Левая височная доля отвечает за такие функции (следует указать: перечень задач отталкивается от того, что левое полушарие – доминантное):

  • Понимание звуковой информации (музыка, слова и речь);
  • Кратковременная память;
  • Подбор слов во время разговора;
  • Синтез зрительной информации со слуховой;

    Здесь присутствует интересный феномен – синестезия. Таким явлением обладает лишь 0.05% населения. Суть феномена заключается в возможности видеть качественные параметры звуков различным цветовым спектром. Физиологически это объясняется процессом иррадиации (распространение потенциала действия), когда возбуждение чрезмерно раздраженной области коры переходит на соседнюю часть мозга. Такой способностью, как правило, обладали и обладают знаменитые музыканты (Римский-Корсаков, Ференц Лист).

  • Связь музыки и эмоций;

Правая височная доля мозга отвечает за следующие функции и способности:

  • Распознавание мимики лица;
  • Идентификация речевой интонации;
  • Музыкальные тона и ритм;
  • Запоминание и фиксация зрительных данных.

Кроме распознавания интонации речи, недоминантная доля также проводит ее анализ и последующее вмонтирование образов в общую эмоциональную установку к собеседнику. Именно эта часть мозга позволяет человеку знать, рад ли ему его беседчик или желает скорее от него избавиться.

Какие поля входят

Поля Бродмана – это территориальные разграничения структурной организации различных частей коры конечного мозга. В зону височной доли входит 42, 41 и 22 поле. Поражение 42 поля влечет за собой нарушение в распознавании звуков. Слуховые галлюцинации говорят о поражении 22 поля, а при органическом повреждении 41 поля возникает полноценная корковая глухота (та же Афазия Вернике).

Симптомы поражения

Исходя из того, что височная доля берет на себя функции восприятия и понимания речи и слуха, признаки повреждения височной коры носят характер афазии и агнозии.

Афазия – это местное нарушение сформированной речи. Чаще всего эта патология возникает на фоне органических поражений головного мозга (опухоли, инсульты или черепно-мозговые травмы). Афазия бывает различных видов:

  • Сенсорная афазия Вернике: нарушение восприятия звука и нарушение слуха;
  • Акустико-мнестическая афазия: уменьшение объема воспринимаемой слуховой информации;
  • Акустико-гностическая афазия. При этом синдроме нарушается непосредственное осмысление воспринимаемой речи, хотя звуковая ее составляющая сохранена;
  • Семантическая афазия. Данная патология возникает при комбинированном поражении височной, теменной и лобной доли. Проявляется в распаде смысловой речи и семантического строения слова.

Другие симптомы поражения височной коры головного мозга:

  • Амузия – невозможность оперировать мелодической структурой звука. То есть больной, как правило, не способен узнавать знакомые мелодии;
  • Нарушение видов памяти: кратко- и долговременной;
  • Аритмия – проблематика в восприятии и работе с музыкальными ритмами. Пациент не понимает структуру ритма мелодии;
  • Кроме слуховых расстройства, поражения височной доли влечет за собой расстройства эмоций (за счет повреждения находящихся в виске ножек гиппокампа, относящегося к лимбической системе).

Центральная полифагия (нарушение пищевого поведения) на сегодняшний день изучена недостаточно хорошо. Было замечено, что у пациентов, которым делали височную или фронтальную лоботомию, а также при опухолях в лобной доли была замечена полифагия.

Павел Дубровный, Специалист по медицинской психологии Не нашли подходящий ответ?
Найдите врача и задайте ему вопрос!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *