Кризис 12 лет

Кризис подросткового возраста: суть, причины и проявления

Кризис подросткового возраста: суть, причины и проявления

Пережив кризисы 1, 3 и 7-летнего возрастов, родители сталкиваются с ещё одной проблемой – пожалуй, самой сложной в психологическом и физиологическом плане. Речь идее о пубертатном кризисе подросткового возраста: он начинается по достижении тинейджером 12 лет и продолжается почти до совершеннолетия. Факторов, влияющих на протекание кризиса подросткового возраста, великое множество, всё предусмотреть и оградить ребенка от многих «ненужных» контактов в современном обществе удастся едва ли. Да и многие психологи, давая родителям рекомендации по преодолению кризиса подросткового возраста, не советую форсировать события, пытаясь пережить этот период как можно безболезненнее. Ошибаясь, «набивая шишки», наступая на «чужие грабли», тинейджер приобретает бесценный жизненный опыт. Но все же справляться с основными проблемами подросткового возраста лучше сообща, при слаженном взаимодействии родителей и педагогов.

Основа психологического кризиса подросткового возраста

Если сказать о современных подростках, что они умные, деловые, коммуникабельные, целеустремленные, знающие, много понимающие и многое умеющие, это будет правда. Если же сказать, что самолюбивые, капризные, легко ранимые, непослушные, трудноуправляемые, склонные к необдуманным поступкам и вечно конфликтующие с взрослыми, то и это будет правда. Потому что они очень разные, постоянно меняющиеся, каждый день раскрывающиеся новыми гранями своих непохожих и только лишь формирующихся характеров. Как понимать и правильно трактовать поведение и поступки своего взрослеющего ребенка? Как справиться с кризисом подросткового возраста и постараться сделать так, чтобы в современном ритме жизни с ее требованиями и законами, среди массы соблазнов и опасных увлечений тинейджер смог правильно ориентироваться и выбирать свой путь? Как вести молодого, только начинающего свою самостоятельную жизнь человека в завтрашний день?

Период с 12 до 17 лет принято называть подростковым, неким абстрактным, неосязаемым, неуловимым понятием, характеризующим определенный, закономерный период в жизни человека, когда детство осталось в прошлом, а взросление еще не наступило. Именно в этом периоде совершаются самые необдуманные поступки и принимаются самые невероятные решения, происходят самые запоминающиеся события. В основе кризиса подросткового возраста лежит множество факторов. Осуществляются окончательный выбор будущей профессии, формирование принципов и идеалов, необходимых для дальнейшей жизни. Наконец, случается самое прекрасное в жизни любого человека событие — первая любовь, которая запоминается навсегда, оставляет неизгладимое впечатление и впоследствии во многом определяет дальнейшую судьбу человека.

Одна из важнейших особенностей кризиса подросткового возраста — развитие самосознания, открытие собственного «Я».

Для взрослеющего человека как для формирующейся личности очень важно осознание себя, своих идеалов и приоритетов в окружающем его обществе, желание понять свою значимость, определить свое место в жизни. Кризис периода подросткового возраста объясняется и возрастающим интересом тинейджера к себе, активизирующимися процессами полового созревания и связанными с ним психофизиологическими изменениями. Наиболее важными в данной ситуации являются не столько физиологические изменения, сколько телесные метаморфозы, которые становятся для подростка предметом повышенного интереса.

Психология: симптомы и причины кризиса подросткового возраста

Наряду с физическими, важны и психологические изменения. Психология кризиса подросткового возраста во многом объясняется значительным расширением в этот период круга интересов и проблем. Приобретают огромное значение ранее не интересовавшие предметы, у обыденных вещей появляется особый, глубинный смысл.

Это легко проследить на простом примере, когда один и тот же фрагмент художественного текста трактуется детьми разных возрастных групп по-разному. Например, младшие дети, прежде всего, выделяют в тексте действующее начало, характеризуют события формально и воспринимают вещи в буквальном их значении. Но когда начинаю проявляться симптомы кризиса подросткового возраста, тот же самый текст тинейджеры рассматривают уже с других позиций. Они обращают внимание на скрытый конфликт персонажей, ведущее значение приобретает сфера чувств, эмоций, душевных переживаний. Возможно, такой подход объясняется собственными переживаниями, которые в период взросления ребенка являются для него ведущими в жизни.

Наряду с переменой взглядов, привычек и пристрастий, в психологии одной из причин кризиса подросткового возраста принято считать изменение сферы общения и интересов.

Общение на данном этапе перестает быть формальным обменом информацией или способом получения сведений, оно приобретает новое значение. В процессе своего общения со сверстниками ребенок раскрывает свой внутренний мир, он получает возможность реализовать часть своих замыслов, догадок, предположений. В период психологического кризиса подросткового возраста расширяется и круг общения, он выходит за пределы домашних стен, приобретает характер общественных отношений. Именно поэтому в юности у человека возникает так много новых знакомств. Общение за пределами определенной социальной группы, общение с разными по убеждениям и взглядам людьми дает человеку возможность в полной мере раскрыть себя и обогатиться новыми знаниями, а также разобраться в себе. Школа перестает быть обособленной частичкой, она становится частью широкого мира отношений.

Психологические причины проблем кризиса личности в подростковом возрасте

Одной из причин кризиса подросткового возраста также является страстное желание ребенка понять истинный смысл своего предназначения. Подросток хочет разобраться в том, кто он такой, на что способен, каковы его перспективы на будущее и как сложится его дальнейшая судьба.

Для определения своих возможностей и способностей и существует понятие «самооценка». Оценить свои возможности можно двумя основными способами. Первый вариант проверки заключается в сравнении уже достигнутых результатов с эталоном, сложившимся еще до начала реализации замысла. Однако таким способом не всегда можно объективно оценить себя, поскольку небогатый жизненный опыт не позволяет произвести экспериментальную проверку в отношении многих, еще не пережитых им самим событий.

Проблемы личности подросткового возраста часто проявляются в совершении различного рода нелепостей, необдуманных действий, напрасном риске и даже хулиганстве. Это происходит не из-за желания досадить взрослым, не из-за стремления выделиться в круге общения или произвести впечатление (хотя и это не исключено), а в силу отсутствия достаточных способов самовыражения. Другой способ оценить себя заключается в сравнении собственного мнения о себе с мнением окружающих. Бывают случаи, когда эти мнения сильно разнятся. В случае обнаружения подростком слишком выраженных различий начинается длительный и мучительный процесс анализа собственного «Я», который в большинстве случаев благоприятно сказывается на самом ребенке. Взрослеют все, но данный процесс у всех протекает по-разному.

Одно из проявлений кризиса подросткового возраста – частое желание побыть в одиночестве. Процесс осознания себя, своего личного начала, и понимание происходящих перемен требуют уединения. Лишь уединение от внешнего мира, ограждение от постороннего шума и суеты дают возможность человеку услышать свой собственный внутренний голос и обрести гармонию и единение с собой. Поэтому проблемами подросткового возраста становятся проявления таких черт характера, как замкнутость, молчаливость, стремление к уединению и тишине, а также склонность к бродяжничеству и уходам из дома.

Что ещё характерно для кризиса подросткового возраста и примеры проблем

Для кризиса подросткового возраста характерно обретение своего уникального, неповторимого «Я» с его многогранным внутренним миром. Это лишь отдалит вас от ребенка, а вы должны быть союзниками и вместе достойно пережить данный критический этап. Подростковое «Я» всегда соотносится с неким коллективным «Мы», которое объединяет подростков по интересам, возрасту, принадлежности к определенной социальной группе. Формирование общего, массового «Мы» продиктовано, прежде всего, желанием создать нечто свое, отличное от взрослых, присущее только определенной социальной группе — группе подростков.

Ещё один пример проблем подросткового возраста – копирование привычек, жестов, поведенческих реакций взрослых. Это обусловлено желанием тинейджеров продемонстрировать перед другими свою значимость и уникальность. Если сказать проще, это просто желание самоутвердиться, выразиться. Ведь многие молодые люди и девушки курят, принимают алкоголь и нецензурно выражаются не потому, что этого хотят, а потому, что так принято среди их сверстников. И не просто принято, а даже в ряде случаев модно.

В период развития кризиса подросткового возраста тинейджер уверен, что в глазах окружающих он выглядит взрослым, кажется самостоятельным, но забывает о том, что таковым на самом деле не является. Хотя в отношении одежды и внешнего вида подростки, напротив, стараются разительно отличаться от взрослых. Это, пожалуй, основная причина различных фантастических стрижек, окрашивания волос в самые немыслимые цвета, ношения рваных джинсов, длинных металлических цепей, свисающих ниже колен, и других атрибутов современного стиля, который представляет собой обобщение и смешение разных стилей и направлений. Данная концепция стиля и поведения в период кризиса подросткового возраста позволяет «своим» узнавать друг друга, отличать от «чужих» членов их маленького мира. Стремление подростков к формированию собственных мини-обществ объясняется особенностями их психоэмоционального развития.

Причиной проблем в подростковом возрасте могут быть завышенная, гипертрофированная самооценка, сознание собственной гениальности, неповторимости и непохожести на других. Казалось бы, наличие такого самомнения предполагает другую поведенческую стратегию — выделиться из общей массы и продемонстрировать всем свои преимущества. На практике же все обстоит несколько иначе.

Факторы, влияющие на протекание кризиса подросткового возраста

Обязательным этапом кризис личности в подростковом возрасте является период сомнений, период неуверенности в себе и собственных силах, причем этот фактор парадоксально сочетается с убежденностью в собственной гениальности. Именно неуверенность в себе и страх быть непонятым, оказаться за пределами некоего микросоциума заставляют многих подростков подавлять собственные интересы и желания и подчиняться правилам созданного другими «мира». По мере преодоления кризиса подросткового возраста, развития самосознания, приходит и новое понимание проблемных вопросов. Собственный внутренний мир и внутреннее содержание личности становятся в глазах человека шире, богаче, значительнее, поэтому образ усредненного сверстника перестает быть непоколебимым ранее идеалом. Приходит истинное осознание своего «Я», поэтому необходимость прятаться за собирательным образом просто отпадает. Как правило, понимание данного обстоятельства приходит ко всем тинейджерам, но у некоторых процесс может и затянуться. В это время необходима помощь старшего поколения, которое должно деликатно корригировать поведение почти уже взрослого человека.

Немаловажным при возрастном кризисе подросткового возраста является и самоопределение — процесс скорее практический, чем теоретический. Сущность его главным образом заключается в желании подростка найти себя в жизни, найти свое место и понять свою социальную значимость. Это в большинстве случаев сводится к выбору профессии или поиску определенного рода занятий. Поиск своего места под солнцем и реализация потенциальных возможностей — процесс трудоемкий и сугубо индивидуальный. Какие-либо вмешательства со стороны близких, родственников совершенно излишни. Не забывайте, что данный выбор делается на всю жизнь, и каким он будет, зависит только от самого человека.

Помня об этой немаловажной характеристике кризиса подросткового возраста, самым верным в данной ситуации станет ненавязчиво рекомендованное решение, а не грубое давление. Помните, что в этот период своей жизни подростки эмоционально лабильны и бурно реагируют на критику и разного рода вмешательства в личную жизнь. Поэтому не провоцируйте их на необдуманные, принятые поспешно решения.

Не стоит забывать, что взрослеющие молодые люди отличаются особым критическим подходом к своей одежде, внешности, привычкам и личности в целом. Как показывают многочисленные исследования и эксперименты, адекватно и правильно себя оценивают подростки с разного рода талантами: музыкальными, художественными, литературными и т. д. Но согласитесь, что среди современной молодежи чаще встречаются обыкновенные ребята, интересы которых в ряде случаев далеки от эстетики.

Характеристика кризиса подросткового и юношеского возраста

Кризис подросткового и юношеского возраста часто проявляется в заниженной или завышенной самооценке тинейджера.

Заниженная самооценка встречается среди людей 12-17 лет чаще. Проблема несоответствия собственной внешности придуманному идеалу в этом возрасте глобальна. В этом случае кризис подросткового возраста характеризуется всевозможными ухищрениями, к которым прибегает тинейджер, чтобы хоть чуточку приблизиться к идеальному образу: голодание, диеты, изнуряющие тренировки до седьмого пота в тренажерных залах, макияж… И все равно остается что-то, что отдаляет подростка от совершенства. Если только посмотреть на «идеального человека», сразу станет все ясно. Кто становится кумиром современного поколения? Фантастические герои триллеров, безжалостные суперагенты или модные красавицы, покорившие все подиумы мира. Если вдуматься, то ни один из них или даже похожий персонаж не может считаться героем.

Ведь суть кризиса подросткового возраста состоит не в степени выраженности мышц, а во внутреннем содержании, в том, что он несет в себе, какую цель преследует, совершая то или иное деяние. Важно объяснить подростку, что истинная ценность и значимость человека заключаются в его внутреннем содержании, а не во внешней эпатажности, тем более что современное общество постепенно приходит к такой модели отношений. Никто не отрицает значения внешних данных, поэтому всячески помогайте подростку справляться с косметическими проблемами, подскажите методы борьбы с недостатками, пытайтесь всячески поддержать в нем чувство собственного достоинства. Только не превращайте заботу о собственной внешности в культ или основное занятие. Адекватная оценка сложится после преодоления критического периода взросления.

Другая ситуация возникает, когда у ребенка в процессе развития складывается необоснованно завышенная самооценка. В данной ситуации преобладает убежденность в собственной уникальности и неповторимости, характерно полное противопоставление себя окружающим. Такие ребята убеждены, что все самое лучшее и уникальное сосредоточено в их персоне. Часто причиной формирования у подростка такой позиции является неправильное поведение самих родителей. Это ситуации, когда все происходящие события вращаются вокруг любимого чада. Завышенное самомнение — результат бесконечного поощрения и льстивой похвалы родителей. Никто не спорит, что для каждого родителя его ребенок — самый умный, талантливый, уникальный, гениальный. Но помня о причинаях и проявлениях кризиса подросткового возраста, очень важно не перехвалить, чтобы не спровоцировать развитие необоснованно завышенной самооценки, которая сможет лишь навредить в будущем.

Чем характеризуется пубертатный кризис подросткового возраста

Еще одной особенностью кризиса подросткового периода является повышенная утомляемость. Причина ее кроется в непрерывно протекающих в головном мозге процессах по переработке получаемой информации, ее интенсивному синтезу, осмыслению. Наш мозг постоянно воспринимает различного рода информацию, производит сложные операции по ее обработке, анализу, синтезу, формированию конечного результата. Определенные повторяющиеся процессы откладываются в определенных структурах мозга и по мере необходимости извлекаются в нужный момент. Так организована функциональная активность мозга у взрослого человека. Да и не стоит забывать, что психоэмоциональная сфера у взрослого значительно меньше подвержена колебаниям, переменам.

Психика молодого человека еще окончательно не сформирована, поэтому различные обыденные, как нам кажется, вещи вызывают со стороны подростка более выраженную реакцию. Проблемы подросткового периода легко объяснить с позиций физиологии. В переходном (пубертатном) периоде происходит один из важнейших процессов — половое созревание, одним из компонентов которого является изменение гормонального фона (активация ранее дремавших структур головного мозга). Для данного периода характерными являются так называемые гормональные бури. Именно гормональными выбросами объясняются резкие перепады настроения и эмоциональные всплески, немотивированные эпизоды агрессии и непослушания. Поэтому, помня об основных проблемах подросткового периода, не спешите наказывать ребенка за «переговоры» и бранить его за непослушание. Умный и знающий родитель просто сделает вид, что никакого конфликта и не было вовсе, не заострит внимание. С возрастом данные всплески купируются, и все возвращается на круги своя.

С какими первыми проблемами сталкиваются современные дети в подростковом возрасте

Какие ещё проблемы в подростковом возрасте проявляются ярче всего? Гормональный фон обусловливает и формирование в мозговых центрах, так называемых доминант, т. е. очагов наибольшего возбуждения. Не надо быть специалистом или иметь специальное медицинское образование, чтобы понять, что любому нашему поступку или порыву к действию предшествует возбуждение. Именно благодаря ему совершаются все действия. Оно является стимулом, толчком к началу действия. В подростковый период в головном мозге человека возникает сразу несколько подобных очагов, каждый из которых хочет стать приоритетным. Именно данный факт объясняет такую довольно современную проблему подросткового возраста, как стремление молодых людей заниматься несколькими делами одновременно, начинать сразу несколько дел, способствует развитию такого обширного спектра переживаний.

Но способности нашего организма не безграничны. Как и всякий долго функционирующий аппарат, наш мозг нуждается в отдыхе. Поэтому в период взросления как никогда требуется полноценный отдых. Это легко объясняет ту самую подростковую усталость и апатию, когда вроде бы ничего колоссального не сделал, а устал неимоверно. Поэтому не стоит спешить с выводами и думать, что ребенок просто ленится что-либо делать.

Учитывая первые проблемы подросткового возраста, не забывайте, что тинейджеру во многих отношениях труднее, чем вам. Перед ним стоит самая важная и трудная задача — найти собственное «Я», понять свое истинное предназначение и определить свое место в мире.

Ещё одна проблема, с какой тинейджеры сталкиваются в подростковом возрасте, — это высокая чувствительность к различным раздражителям, особенно невзначай брошенным словам, особенно если эти слова сказаны родителями — людьми, которые длительное время были авторитетом, объектом обожания и уважения. Всегда учитывайте, что сказанное необдуманное вами слово надолго запомнится и даже обидит вашего ребенка.

Рекомендации родителям по преодолению кризиса подросткового возраста: как помочь ребенку

Многие родители несправедливо обвиняют детей в отсутствии помощи, упрекают их в бездействии и бесполезном проведении своего времени, аргументируя это отсутствием проблем и забот. Это не совсем верный подход к проблеме занятости и досуга. Нежелание ребенка выполнять какие-либо действия или работу по дому продиктовано совсем иными причинами.

Это желание разобраться в собственной личной жизни, так как эта проблема детей подросткового возраста на данный момент является главной, а потом уже желание заниматься общественными делами. То, что не является причиной беспокойства для взрослого человека, становится непреодолимым препятствием для подростка.

Как же помочь ребенку подросткового возраста, чтобы избежать проблем в будущем? Для этого следует с самого раннего детства оценивать возможности ребенка объективно. Стоит ли хвалить ребенка? Однозначного ответа не даст никто: сколько людей, столько и мнений. Но бесспорно то, что всегда нужно поощрять ребенка за истинную победу (не важно, морального или физического плана). Старайтесь говорить ему правду и оценивать его объективно. Не бойтесь обидеть любимое чадо, справедливая критика всегда полезна, она лучше любой, даже самой сладкой лести. Но не переборщите с нотациями, не развивайте у ребенка комплекс собственной неполноценности и ничтожности. Помните: правильно построенное общение поможет ребенку легче и менее болезненно пережить период перехода к взрослой жизни.

Важно внимательное наблюдение в подростковом возрасте, так как именно в этот период человек испытывает основные эмоциональные нагрузки своей жизни.

Многие родители могут заметить явное бездействие и апатию со стороны подростка, причины которых банальны: болезни, плохое самочувствие и, наконец, просто усталость. В данной ситуации важно правильно дифференцировать причину нежелания что-либо делать. Зная о данных психологических проблемах подросткового возраста , родители должны правильно реагировать на подобные вещи. Не стоит читать нотаций и упрекать.

Как благополучно пережить подростковый возраст и справиться с проблемами?

Не стоит обвинять ребенка в своеобразном видении мира и другом взгляде на обыденные вещи. По мере своего взросления человек сам осознает происходящее. И помните, что любое давление на ребенка лишь отдалит его от вас и вызовет обратную реакцию, по принципу «наоборот». Не насаждайте собственное мнение. Подросток должен сам прийти к решению вопроса.

Как же благополучно пережить подростковый возраст и остаться ребенку другом? Давайте ему больше свободы и прежде всего свободу выбора. Современный молодой человек значительно отличается от прошлого поколения молодежи. Он гораздо грамотнее, смелее, умнее и мобильнее. Представляйте подростку больше альтернатив.

Современная молодежь не так плоха, как принято считать. Человек все равно придет к правильному решению, надо лишь умело направить его и подсказать более короткий путь к нему.

Учитывая все рассмотренные выше особенности развития подростка и нюансы формирования его личности, постарайтесь построить воспитательный процесс таким образом, чтобы помочь своему ребенку в выборе жизненного пути.

Говорят, что счастье — это когда тебя понимают. Но счастье без взаимности невозможно. Поэтому нужно прививать нашим детям принципы заботы и уважения к старшему поколению, тем, кому они обязаны своим появлением на свет. Ведь именно вы сделали из них тех, кем они являются, сильных, умных, красивых. Но и взрослые не должны забывать, что они со своей стороны обязаны приложить максимальные усилия, чтобы понять своих детей. И лишь при наличии взаимопонимания можно пережить непростой период в жизни подростка — переходный возраст, самый прекрасный и волнующий.

Психологические особенности подростка. Кризис 13 лет.

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 6

Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания. Л.С.Выготский различал три точки созревания: органического, полового и социального. У человека в истории развития общества точки полового и социального развития совпадали, и это отмечалось обрядом инициации, тогда как органическое созревание наступало обычно еще через несколько лет. У современного ребенка все линии развития разошлись. Теперь мы наблюдаем сначала половое созревание, затем органическое и спустя некоторое время ˜ социальное. Это расхождение и обусловило возникновение подросткового возраста.

В соответствии с теорией рекапитуляции Ст.Холл считал, что подростковая стадия в развитии личности соответствует эпохе романтизма в истории человечества. Это промежуточная стадия между детством ˜ эпохой охоты и собирательства и взрослым состоянием ˜ эпохой развитой цивилизации. По мнению Ст. Холла, этот период воспроизводит эпоху хаоса, когда животные, антропоидные, полуварварские тенденции сталкиваются с требованиями социальной жизни. Ст.Холл впервые описал амбивалентность и парадоксальность характера подростка, выделив ряд основных противоречий, присущих этому возрасту. У подростков чрезмерная активность может привести к изнурению, безумная веселость сменяется унынием, уверенность в себе переходит в застенчивость и трусость, эгоизм чередуется с альтруистичностью, высокие нравственные стремления сменяются низкими побуждениями, страсть к общению сменяется замкнутостью, тонкая чувствительность переходит в апатию, живая любознательность ˜ в умственное равнодушие, страсть к чтению ˜ пренебрежение к нему, стремление к реформаторству ˜ в любовь к рутине, увлечение наблюдениями ˜ в бесконечные рассуждения. Ст.Холл по праву назвал этот период периодом «бури и натиска».

Подростковый кризис (кризис 13 лет) — ломка, резкая смена всей системы переживаний подростка, ее структуры и содержания. Выготский выделял возраст около 13 лет как переломную точку кризиса, но отмечал, что посткризисные годы (14—15 лет), когда складываются и предъявляются окружающим новые психологические образования, субъективно воспринимаются и родителями, и учителями как наиболее трудные. Характер протекания, острота кризисных явлений зависят во многом от чувствительности взрослых к тем переменам, которые происходят с растущим ребенком, от их способности гибко изменять воспитательную тактику, перестраивать отношения, учитывая новые потребности и новые способности подростка.

Даже для здоровых подростков характерны неустойчивость настроения, физического состояния и самочувствия, противоречивость побуждений, ранимость, депрессивные переживания. Часто встречающийся у подростков «аффект неадекватности» (эмоциональная реакция большой силы по незначительному поводу) связан с противоречием между низкой самооценкой подростка и высоким уровнем притязаний. В этом возрасте нередко происходит обострение или возникновение патологических реакций (именно в этот период наиболее часто манифестирует, например, шизофрения). Подростковая психиатрия выделена как самостоятельный раздел психиатрии.

42. Социальная ситуация развития в юности. Основные проблемы и новообразования в юношеском возрасте

Социальная ситуация развития в ранней юности — «порог» самостоятельной жизни. В юности происходит принципиально важное изменение в размышлениях о будущем, теперь предметом обдумывания становится не только конечный результат, но и способы и пути его достижения.

Особую сложность задача профессионального ориентирования приобрела в современных

социокультурных условиях, когда старшие (родители и учителя) зачастую сами не уверены правильности своих советов.

Некоторые психологи считают, что эта особенность — самостоятельность встречи с «изменяющимся миром» (в противоположность другим возрастам, когда ребенок сталкивается с новой для себя, но устойчивой формой следующего возраста) — вообще является специфической для юности. В процессе кризиса 17 лет (от 15 до 18 лет) решается задача становления человека как субъекта собственного развития.

Переход от ранней юности к поздней знаменуется сменой акцентов развития: период предварительного самоопределения завершается и осуществляется переход к самореализации.

Новообразованием юношеского возраста в общении со сверстниками является освоение и дифференциация чувств дружбы и любви.

Юношеская потребность в самораскрытии часто перевешивает интерес к другому, каким он фактически является, побуждая не столько выбирать друга, сколько придумывать его. Подлинная интимность отношений в юности, т.е. совмещение жизненных целей и перспектив друзей при сохранении индивидуальности и особенности каждого, возможна только на основе относительно стабильного образа «Я». Пока его нет, юноша часто мечется между желанием полностью слиться с другим и страхом потерять себя в этом слиянии. Medical Practice Dr. Danatsko проводит эффективное избавление от новообразований на коже.

Для понимания психологических отличий дружбы взрослых людей от юношеской дружбы особенно важны три момента: относительное завершение формирования самосознания; расширение и дифференциация сферы общения и деятельности; появление новых интимных привязанностей. Дружба — вид устойчивых, индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующихся взаимной привязанностью их участников, усилением процессов аффилиации, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности. Развитие дружбы предполагает следование ее неписаному «кодексу», утверждающему необходимость взаимопонимания, откровенность и открытость друг другу, доверительность, активную взаимопомощь, взаимный интерес к делам и переживаниям другого, искренность и бескорыстие чувств.

В юношеском возрасте формируется морально-психологическая готовность к семейной жизни.

Основные проблемы и новообразования в юношеском возрасте

«Главные новообразования юношеского возраста – саморофлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни».

Проще говоря, юность – это время выбора жизненного пути, работа по выбранной специальности (поиск ее), учеба в вузе, создание семьи, для юношей – служба в армии.

В юности происходит овладение профессией, появляется возможность создания своей семьи, выбор стиля и своего места в жизни.

Л. И. Божович писал: «Самоопределение, как личностное, так и профессиональное, — характерная черта юношества. Выбор профессии упорядочивает и приводит в систему соподчинения все его разнообразные мотивационные тенденции, идущие как от его непосредственных интересов, так и от других многообразных мотивов, порождаемых ситуацию выбора».

Этому возрасту свойственны рефлексия и самоанализ.

Юношеский возраст характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью (неуравновешенность, резкая смена настроения, тревожность и т.п.). В то же время чем старше юноша, тем сильнее выражено улучшение общего эмоционального состояния.

Развитие эмоциональности в юности тесно связано с индивидуально – личностными свойствами человека, его самосознанием, самооценкой.

Происходит становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я» — центральное психологическое новообразование юношеского возраста.

В это период складывается система представлений о самом себе, которое независимо от того, истинно оно или нет, представляет собой психологическую реальность, которая влияет на поведение, порождает те или иные переживания. В самосознание входит фактор времени (юноша начинает жить будущим).

Все это связано с усилением личностного контроля, самоуправления, с новой стадией развития интеллекта, с открытием своего внутреннего мира.

1. Кризис современной педагогики и поиски путей его преодоления

Лишь достаточно высокий уровень развития педагогики и связанных с нею наук позволяет строить прогнозы развития и модели желаемого состояния образования, осуществлять планомерное управление им. Сегодняшнее состояние теории и практики образования не в полной мере отвечает объективным требованиям социального прогресса, гуманизации российского образования. Это связано с тем, что педагогика, как и другие науки, входящие в область гуманитарного знания, испытала на себе негативное влияние командно-административной системы, затормозившее ее развитие.
Педагогика остановилась в своем развитии, обкатанные формулировки и различного типа декларации стали выдаваться за научные открытия. Сложился социально приемлемый штамп педагогического оптимизма, далекий от социально-педагогических реалий.
Внутреннее неблагополучие педагогической науки и ее кризис осознавались учеными и практиками давно. Суть этого кризиса -неспособность педагогики осуществлять опережающую, прогностическую функцию и показывать практике пути решения назревших в образовании проблем.
Возникло явное противоречие между возросшей потребностью общества в творческой самодеятельной личности и образовательной практикой, не способной удовлетворить эту потребность. Стало трудно поддерживать и развивать интерес человека к самообразованию и саморазвитию, остановить нарастающую тенденцию ухода молодежи от повседневных задач и проблем в иллюзорный мир, создаваемый алкоголем, наркотиками.

Потребовалось понять, чего недостает педагогической науке, чтобы сделать образование средством развития культурно-нравственного и интеллектуального потенциала нации, какие изменения следует произвести, чтобы создать условия для самоопределения человека в системе социальных и профессиональных ценностей.
Причины кризиса. Не останавливаясь на внешних причинах кризисного положения, общих для всех гуманитарных наук, выделим те, которые относятся к компетенции педагогики и обусловлены спецификой ее предмета.
1. Прежде всего следует подчеркнуть то обстоятельство, что наука не может обойтись без логически доказанных и экспериментально проверенных системных знаний об объективных закономерностях, изучаемых ею явлений. Отсутствие таких знаний не позволяет дать научное объяснение явлений, процессов, предвидеть и преобразовывать их. Педагогика, как это ни парадоксально, длительное время обходилась без главного – теоретически выверенных и обоснованных педагогических закономерностей. Проблема законов и закономерностей в педагогике и сегодня разработана весьма слабо и находится на стадии общих дискуссии и пожеланий. Поэтому закономерности образования сплошь и рядом заменяются либо очень общими положениями, практическое использование которых чрезвычайно затруднено, либо частными суждениями, которые имеют узкое значение и не могут быть перенесены в новые педагогические ситуации, либо откровенными трюизмами (общеизвестными истинами). Отсутствие знаний об устойчивых связях между целями, содержанием, условиями и результатами педагогических действий приводит к тому, что не только учебники и учебные пособия, но и научные труды по педагогике переполнены информацией о том, что надо делать, вместо того чтобы ответить на вопрос: как это делать? Педагогика превратилась в «науку долженствования».
2. Для педагогики советского периода была характерна идеологизация ее методологических оснований. Теоретические доказательства, проверка гипотетических положений выступали как следствие идеологических установок марксистской теории, а не как результат действия выверенных социально-педагогических и собственно педагогических закономерностей.
Основным идеологическим принципом в педагогике являлся классовый подход к воспитанию, целью которого было формирование советского человека. Содержание образования в этой связи стали определять такие идеологические стереотипы, как воинствующий атеизм, безусловный примат общественного и прежде всего государственного над индивидуальным, подмена права моралью и др.
3. Идеологизация обусловила изоляцию отечественной школы и педагогики от развития мирового педагогического опыта и общечеловеческой гуманитарной культуры. Взаимоотношения с педагогикой развитых стран носили характер идеологической борьбы. В расхожих штампах, которыми изобиловали труды по педагогике, как правило, отсутствовали позитивный анализ западных достижений в сфере образования, попытка осмыслить и сопоставить педагогические концепции и опыт. Это привело к самоизоляции советской педагогики и декларированию своих приоритетов в мировой педагогике.
Между тем зарубежная педагогика, напротив, импортировала педагогические идеи советских исследователей и опыт организации образования, корректировала образовательную политику с учетом наших достижений. Так, в Западной Германии был создан целый научный институт, изучающий педагогическое наследие А.С.Макаренко. В нем собраны все известные материалы, статьи, письма великого педагога и выпущено полное собрание его сочинений, где опубликованы также и материалы, не известные отечественной педагогике.
4. Идеологизация оснований педагогики привела к девальвации понятий в педагогическом мышлении, в результате чего все шире стали использовать идеологические, искажающие суть педагогических явлений парадигмы. Они тормозили развитие образования. Педагогическая парадигма — это устоявшаяся точка зрения, определенный стандарт в решении однотипных образовательных задач.
В качестве парадигм традиционной педагогики выступают:
— ученик — объект педагогических воздействий, а учитель — исполнитель директивных указаний управленческих органов;
— ролевое взаимодействие в педагогическом процессе осуществляется на основе предписываемых определенных функциональных обязанностей, отход от которых рассматривается как нарушение нормативных основ поведения и деятельности;
— только внешняя обусловленность поведения и деятельности воспитанника становится основным показателем его дисциплинированности, исполнительности; внутренний мир личности при осуществлении педагогического воздействия игнорируется;
— преобладает прямой (императивный) и оперативный стиль управления деятельностью учащихся, для которого характерны монологизированное воздействие, пресечение инициативы и творчества воспитанников;
-главный ориентир — возможности среднего ученика, отбрасывание одаренных и трудноуспевающих.
Названные парадигмы наглядно демонстрируют деформацию смыслов и целей педагогической деятельности.
5. Уничтожение или замалчивание отечественных достижений. На многие годы из научных фондов были выведены труды известных отечественных ученых — П.П. Блонского, Л.С. Выготского, М.Я. Басова, С.Т. Шацкого, М.М. Рубинштейна, идеи которых стали адекватно трактоваться только в последнее время. Закрытие педологических лабораторий, в свою очередь, привело к отказу от диагностики и коррекции личностного развития, а в педагогике утвердились традиции авторитарной педагогики.
Кризисные явления в педагогике связаны не только с замалчиванием или фальсификацией событий прошлого, но и с неправильной интерпретацией современных педагогических концепций.
6. Пренебрежительное отношение к передовому педагогическому опыту. Например, педагога-новатора В.Ф.Шаталова, впрочем, как и других, критиковали за разработанные приемы организации учебной деятельности (составление конспектов, поиск опорных сигналов и др.) как за тривиальные и известные. Действительно, в экспериментальных исследованиях Л.В. Занкова, А.А. Смирнова уже было показано, что составление конспектов с выделением смысловых, опорных пунктов вызывает появление ассоциативных образов, обеспечивает логическое запоминание и успешное воспроизведение учебного материала. Однако опыт В.Ф. Шаталова заслуживает внимания хотя бы потому, что в нем актуализированы и развиты установленные наукой закономерности, не востребованные педагогикой.
Осмысление кризисных явлений в педагогике позволяет увидеть причины, тормозящие ее развитие. Однако поиск путей вы хода педагогики из кризиса предполагает также выявление основных противоречий, характерных для традиционного образовательного процесса.

Причины возникновения трудностей

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ВОЗРАСТНЫХ КРИЗИСОВ

В психологии существуют различные формы, средства, спосо­бы психологического вмешательства, направленные на помощь в разрешении самых разнообразных эмоциональных, поведенче­ских и межличностных проблем. Такого рода помощь — сфера психотерапии и психологического консультирования, коррекции, требующая от специалиста особой долговременной подготовки и многолетней практики.

В рамках данной главы мы рассмотрим некоторые практиче­ские вопросы организации взаимодействия взрослого с ребенком, переживающим возрастной кризис. Предметной областью обсуж­дения станет психология развития, а не психотерапия, поэтому наша задача будет состоять в обнаружении ситуаций, вскрываю­щих потенциально критические симптомы.

Патологические формы кризисных проявлений поведения вы­ходят за рамки нашего рассмотрения.

В критическом возрасте ребенок из носителя способности, но­вообразования превращается в субъект этой способности, ново­образования. Для родителей и воспитателей эти периоды оказы­ваются трудными, поскольку привычные воспитательные меры не оказывают своего действия, не достигают цели. Ребенок словно бы ускользает от них или даже отвечает неожиданной грубостью.

Ситуация выглядит так, как будто люди разговаривали на од­ном языке и понимали друг друга, но внезапно один из них пере­стал понимать общий язык, и диалог стал невозможен. Ребенок стал трудновоспитуемым. В самом этом слове есть две состав­ляющие: трудно- и воспитуемость. Грамматическая форма второй части указывает на страдательный залог: «подлежащий воспита­нию», слово описывает того, кого воспитывают, т.е. ребенка. Но трудность испытывает воспитатель. А трудно ли самому ребенку? При разговоре на разных языках трудно не только спрашиваю­щему, но и отвечающему: он отвечает, а его не слышат, он просит, а ему не дают и т.п. Ситуация одинаково трудна и для взрослого, и для ребенка. Оба участника диалога испытывают фрустрацию -эмоциональное состояние, возникающее при невозможности дос­тичь цели или удовлетворить потребность. Мы рассмотрим все стороны этой ситуации: причины возникновения трудностей в поведении; цели каждого из участников ситуации взаимодействия; содержание действий участников ситуации и попробуем опреде­лить, исходя из этого, цели и способы (средства) коррекции труд­ностей..

Подробный анализ причин был дан в предыдущих главах, здесь мы суммируем их и рассмотрим в несколько ином ракурсе.

В возрастном развитии ребенка возникает момент, когда он должен обнаружить для самого себя новые способности, которы­ми уже латентно (скрыто) обладает. Происходит субъективация способности. Новая способность — это всегда новые возможности, которых можно достичь только в новых ситуациях.

Вспомним, как в процессе обучения в младшей школе у ребен­ка возникает способность к анализу и рефлексии — видеть за внешним содержание, суть. В математической задаче ребенок на­учился видеть основные математические отношения, стоящие за конкретными условиями задачи. «Кажется», что задачка про по­езда, а на самом деле — про отношения целого и частей.

Эта способность к рефлексии и анализу может остаться «при­надлежащей» математике, но обычно то, что приобретено, стано­вится основой возникновения новых и новых способностей, пере­носится в иные сферы жизни и деятельности. Ребенок примерива­ет свою новую способность к анализу реальных жизненных ситуа­ций: начинает критиковать и анализировать реальную жизнь, прежде всего, жизнь семьи, близких, родителей, учителей. Ребенок учится быть аналитиком, а реально ломаются, деформируются живые связи с миром, в частности, с миром близких, с семьей.

Таким образом, первая причина трудностей в том, что ребе­нок, используя новые возможности, еще не может предвидеть ре­зультаты своих действий. Но в этих проявлениях ребенка нет зло­го умысла. Понятно, что пресечение действий ребенка не только безрезультатно, но и вредно.

Что может сделать взрослый? Действия взрослого, как прави­ло, проходят два этапа — этап усиления и этап поиска: сначала воспитатель пытается усилить старые формы взаимодействия, ужесточить их, а потом, при неуспехе первых, ищет новые.

Первая реакция взрослого, как в любой ситуации непонима­ния, — сказать громче, сделать указание жестче, наказать при не­выполнении требуемого. Это попытка восстановить равновесие привычным способом. Именно реакция взрослого становится ус­ловием трудновоспитуемости. В этом и проявляется неспособ­ность взрослых к пластичности, ригидность системы воспитания. На следующем этапе развития ситуации взрослый начинает ис­кать новые способы взаимодействия с ребенком. Если удается вы­строить «понимающие» отношения, то проблемы «трудновоспи­туемости» надолго или совсем уходят.

Таким образом, причинами возникновения трудностей явля­ются изменение действий ребенка в связи с необходимостью оп­робования новых способностей в новых ситуациях деиствования; ригидность (непластичность) действий взрослого (и других участ­ников взаимодействия).

Профилактика кризисных состояний у подростков.

УДК 159.922.736.4

Профилактика кризисных состояний у подростков

Жанаева Юлия Владимировна

МАОУ СОШ № 54

г. Улан-Удэ, ул. Покровская 32

Zhanaeva Yuliya Vladimirovna

MAEI SS № 54

t. Ulan-Ude, st. Pokrovskaya 32

Аннотация. В статье рассматривается определение кризиса и кризисных состояний, их причины, факторы. Подростки в особенности нуждаются в своевременной поддержке преодоления кризиса, рассматриваемый как тяжелый и ответственный период жизни. Эмоциональные переживания и стрессы могут приводить или к овладению новой ситуацией, или к срыву и осложнению реализации актуальных жизненных функций.

Выделяют отрицательные последствия кризиса, ключевые компетенции. Исследования показали, что профилактическая, просветительская, коррекционная работа приводит к снижению уровня тревожности. Проведение совместных мероприятий по программе «Профилактики кризисных состояний» повышает стрессоустойчивость у учащихся. У детей формируются новые позитивные жизненные установки, ценности.

Ключевые слова: кризис, кризисные состояния, суицидальное поведение, психологическая компетентность, деструкция, ригидность.

Key words: crisis, crisis conditions, suicidal behavior, psychological competence, destruction, rigidity.

Переходный возраст – один из кризисных периодов в жизни подростка. У современного тинейджера отсутствуют четкие планы на жизнь. Системa цeнностeй нe развита. Eжeднeвно он получает бoльшoй oбъем инфoрмации, испытывает перегрузки и стресс. Это привoдит к кризисным ситуaциям. Пoнятие «кризис» – поворотный момент, сложное переходное сoстoяниe, обострение, опасное неустойчивое поведение.

Исследованиями кризисных ситуаций рассматривались в трудах Л.С. Выготского, Л.И. Божович, Т.В. Драгунова,А.Л Венгер.

Кризисные состояния – состояние личности, выраженное в нарушении внутреннего равновесия, требующее психологической помощи. Наиболее значимым фактором кризисных состояний является суицидальное поведение.

Ученые отмечают следующие отрицательные результаты кризисной ситуации:
— психологическая и физиологическая деструкция личности;
— снижение мотивации в учебной деятельности;
— колебания настроения, угнетенность, беспокойство;
— возникновение нерешительности, неполноценности и никчемности.
— потеря ценностных ориентаций.

Таким образом, важным условием образования кризиса являются эмоциональные нагрузки, повышенная утомляемость, неудовлетворенность важных потребностей обучающихся.

Известно, что наиболее трудным, отталкиваясь от убеждений становления возрастной психологии, считается переходный подростковый возраст. Поведение подростков определяется несколькими факторами: повышенный эгоцентризм, интерес к противоположному полу, амбивалентность характера, стремлением к риску, незрелость моральных убеждений, кризис идентичности, несформированная «Я концепция», повышенное желание быть взрослым.

Формирование самосознания учащегося, взаимодействие со сверстниками в новых группах со схожими интересами способствует интенсивному росту социальных фундаментальных побуждений и новообразований: умение сопереживать, уважение к чувствам других эмпатия, развитие рефлексии самопознание, переосмысление своих

поступков, самоопределение, развитие альтруизма- деятельность, связанная с бескорыстной заботой о других.

Для подросткового возраста характерны настойчивость, неустойчивость эмоциональных состояний, импульсивность, огромный спектр антонимических качеств: развязность сочетается с застенчивостью, нежность с жестокостью, самоуверенность с ранимостью.

Ведущей деятельностью становится коммуникативная. Подростки активно общаются в социальных сетях, вступают в референтные группы. Общение с родителями и педагогами становится не таким важным.

Самосознание как главная движущая сила способствует развитию самовоспитания, рефлексии, и в целом на глубокие процессы самопознания.
Социальное и психологическое неблагополучие несовершеннолетних как следствие приводит к алкогольной и наркотической зависимости, суициду, агрессии и правонарушениям.

Подростковый суицид – это один из видов кризисных состояний, одна из главных общественных проблем государственного масштаба. Уровень суицидов в нашей стране остается наиболее высоким мире. Исследователи обратили внимание на близкую связь между высоким уровнем алкоголизма и наркотической зависимости и распространенностью суицида.
Дети, посягающиеся на свою жизнь, чаще всего воспитываются в семьях с неблагоприятным социальным положением, но благополучные семьи не исключение. Кризисные ситуации случаются в семьях, где нередко происходят конфликты между родителями, также между

родителями и детьми, и с применением насилия. Ситуация обостряется в связи с активностью средств массовой информации, развитием веб-сетей, мессенджеров, которые в различных формах завлекают внимание неподготовленной детской аудитории к теме суицида.
Кроме того, содействовать принятию решения суицида могут и денежные трудности в семье, развод родителей или утрата с ними взаимного понимания, болезнь матери.
Кризисные ситуации у подростков нередко бывают импульсивными, ситуативными и заблаговременно не планируются.

При создании благоприятных условий развития подростка формируются основные компетентности. Это способствует успешной адаптации подростка, становление его более предпочитаемым в кругу своих сверстников, старших товарищей.

С психологической точки зрения рассматривают следующие виды социально психологической компетентности :

1. Компетентности, включающие готовность получения информации в процессе общения, умение отстоять свое мнение.

2. Компетентности, включающие социальное взаимодействие, способность продуктивно общаться со сверстниками, умение соотносить свои желания с интересами других.

3. Компетентности, включающие личностную рефлексию, саморазвитие, самоанализ, способность искать свой путь развития, свое самоопределение.

Важно понять, недостаточная компентность в одной из областей его развития способствует появлению кризисной ситуации: аутоагрессии, враждебность к людям, отсутствие самоопределения.

Одной из форм профилактики суицидального поведения является работа по программе: «Профилактика кризисных состояний у обучающихся «ЭРМЭЛЗЭЛ»: «Жизнь это

стремление стать лучше, сильнее, мудрее», которая была разработана в МАОУ СОШ №54.
Главной задачей программы является создание условий, которые способствуют развитию, самореализации, социализации, сохранению физического, психического и общественного

здоровья обучающихся.
Для достижения цели представлены задачи программы:

Задачи программы.

  1. Выявление детей группы риска ( анкетирование, диагностика)

  2. Повышение психологической грамотности родителей.

  3. Формирование системы психологической поддержки подростков.

  4. Привлечение организаций, общественных объединений на уровне города для совместного проведения профилактических мероприятий, бесед, групповых тренингов.

  5. Создание позитивной «Я- концепции», своей яркой индивидуальности, высокой самооценки.

Основные направления программы:

  1. Просветительская и профилактическая деятельность кризисных состояний.

  2. Формирование ЗОЖ.

  3. Медико-психолого-педагогическое консультирование учащихся.

  4. Психокорреционная работа.

Предварительно, при помощи диагностик выявлены дети группы риска: это подростки с высокой тревожностью, низким уровнем стрессоустойчивости, повышенным суицидальным риском.

В обследовании принимали участие учащиеся 7- 11 классов в количестве 460 учащихся.

Преобладание кризисных состояний у подростков оценивалось с помощью следующих методик:

-Методика «Шкала тревожности» (О.Кондаш)

-Тест «Самооценка стрессоустойчивости личности» (Л.П. Пономаренко, Р.В.Белоусова)

Первичная диагностика показала по методике «Шкала тревожности»:

По тесту «Самооценка стрессоустойчивости личности» высокий уровень стрессоустойчивости — 49 % учащихся, выше среднего 32 % средний уровень — 6 % учащихся.

Рассмотрим подробнее основные направления профилактической работы:

1. Прoсвeтительская и профилактическая работа. Предполагает проведение бесед, лекций, групповых тренингов, показа видеофильмов. Основными видами деятельности являются: познание (путешествие), организация досуга (совместные походы на природу, спортивные эстафеты), общение с влиятельными взрослыми.

Подростки участвуют в мировом чемпионате «WorldSkills», в технопарке Кванториум», посещают экскурсии в Улан-Баторе, Эрлянь.

Проводится систематическая просветительская работа с родителями:

Лектории по темам:

• «Кризис подросткового возраста»;

• «Влияние стилей воспитания на подростка в семье»;

• «Профилактика суцидального поведения среди подростков»;

Один из видов профилактики это разработка памяток для учителей и родителей по теме: «Суицидальное поведение и меры предотвращения». «Как уберечь подростка от насилия», «Как оказать поддержку подростку в кризисной ситуации»;

В марте проведен «Родительский урок» совместно с ЦдиК, УФСКН по РБ, ГАУЗ РНД. Школа сотрудничает с Городским Центром медицинской профилактики, ЦдиК, ПДН, Психотерапевтическим центром.

2. Формирование ЗОЖ. Здоровый стиль жизни подразумевает правильное питание, систематические физические нагрузки, выполнение режима труда и отдыха, общение с природой.

Учащиеся активно участвуют в спортивных, танцевальных мероприятиях: «Королева бала, конкурс агитбригад, детско- ветеранское движение «Бригантина», дружина юных Пожарных «Дозор»

Также наши ученики участвуют в различных городских конкурсах: «Я Донор»,

» Вместе против СПИДа», «В поисках профессии» и занимают призовые места. С педагогами проводятся выступления на педсовете и семинаре по теме «Профилактика суицидального поведения»

3. Медико-психолого-педагогическое консультирование учащихся.

С результатами тестирования ознакомлены классные руководители и родители, затем проводится консультативная работа с подростками группы риска.

Консультаций может быть несколько, в зависимости от динамики эмоционального состояния подростка. По плану проводятся совместно с учителями: тренинги, классные часы психокоррекционные, развивающие занятия. Групповые тренинги осуществляются по повышению самооценки, по отработке навыков общения, по снижению тревожности.

4. Проведение групповых тренингов. Нами используются следующие виды:

1.» Свобода общения», «Нет буллингу». Формирование умения подростков сказать «Нет» в конфликтной ситуации.

2.» Управление собой». Развитие решительности, повышение самооценки, навыков самоорганизации, эффективного планирования своего времени.

3.»Первый шаг». Раскрытие своего внутреннего мира, понимание других людей, грамотное разрешение конфликтов.

Учащиеся 8-10 классов активно посещают курс «Введение в медиацию»: тренинги, которые направлены на формирование умения разрешать конфликтные ситуации на базе ЦДиК.
Проведение просветительских, просветительских, психокоррекционных мероприятий у несовершеннолетних группы риска способствовало положительным переменам в развитии самосознания и самооценки. Это способствовало улучшению отношений, качеству коммуникации со своими сверстниками и родителями. Положительные изменения в сфере межличностных отношений привели к тому, что учащиеся стали реже испытывать чувство одиночества и состояния стресса, отсутствие желания жить.

Таким образом, целенаправленная просветительская, профилактическая работа повышает стрессоустойчивость у учащихся. У детей формируются новые позитивные жизненные установки, ценности, желание занимать активную жизненную позицию.

Список литературы.

1. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. — СПб.: Питер, 2006.- 271 с.

2.Бурмистрова Е.В. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде): Методические рекомендации для специалистов системы образования. — М.: МГППУ, 2006. -96 с.

3.Малкина Пых И. Т. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. М.: Изд-во Эксмо, 2009.-960 с.

4. Овчарова Р.В. Практическая психология образования. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 448 с.

6.Подольский А.И., Идобаева О.А. Внимание: подростковая депрессивность. — М.: Вербум –М, 2004.-121 с.

7. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. — М.: Академический проект, 2005.- 75 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *