Коррекция нарушений речи

Двигательные и речевые функции

Дефицитарность моторной сферы при ДЦП обусловливает явления двигательной, сенсорной, когнитивной, социальной депривации и нарушения эмоционально-волевой сферы.

Двигательные расстройства.

Особенностью двигательных нарушений при ДЦП является то, что они существуют с рождения, тесно связаны с сенсорными расстройствами, особенно с недостаточностью ощущений собственных движений. Эти нарушения представляют собой своеобразное отклонение моторного развития, которое без соответствующей коррекции оказывает неблагоприятное влияние на весь ход формирования нервно- психических функций ребенка.

У детей с ДЦП задержано или нарушено формирование всех двигательных функций: удержание головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности. Большие вариации в сроках развития двигательных функций связаны с формой и тяжестью заболевания, состоянием интеллекта, со временем начала систематической лечебно-коррекционной работы.

Для развития произвольных движений, навыков и умений нужна согласованная работа мышц. Поражение ЦИС при ДЦП нарушает работу мышечных схем произвольных движений, что и определяет одну из основных трудностей формирования двигательных навыков. Неправильные схемы движений у детей с ДЦП могут закрепляться и приводить к формированию патологических поз положений тела и конечностей.

Неправильные позы

Неправильные позы приводят к тому, что ребенок не может согнуть руку, к которой обращено лицо, т.е. он не в состоянии рассмотреть взятый в руку предмет. У него не формируется важнейшая для психического раз

вития совместная деятельность руки и глаза — зрительно-моторная координация. Это препятствует развитию как произвольных движений, навыков самообслуживания, письма, так и познавательной деятельности.

Неправильные позы препятствуют развитию движений и навыков самообслуживания у детей с ДЦП. Они также могут мешать ребенку в овладении предметно- практической деятельностью. Во всех случаях характерной особенностью двигательных расстройств при ДЦП является зависимость нарушений движений в конечностях от положения головы ребенка.

Речевые расстройства

Помимо ведущего нарушения при ДЦП — двигательного, от 70 до 85% в клинике этого заболевания составляют речевые расстройства (что подтверждают исследования Е. Н. Правдиной-Винарской, Е. М. Мастюковой, И. Ю. Левченко, И. А. Смирновой и других). Дефекты речи могут быть обусловлены характером заболевания, а именно органическим поражением ЦНС (дизартрии различного типа, дисграфии разной этиологии, моторная и сенсорная алалии и т.д.). Часто имеют место и функциональные речевые нарушения вследствие специфических условий развития и воспитания больного ребенка.

Особенности структуры нарушений речи и степень их выраженности зависят в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга.

При ДЦП отмечается определенная взаимосвязь двигательных и речевых расстройств. Это проявляется в общности нарушений скелетной и речевой мускулатуры.

Речевые нарушения

Речевые нарушения у детей с ДЦП включают:

  • • фоиетико-фонематические, которые проявляются в рамках различных форм дизартрии;
  • • изменения в усвоении лексической системы языка, обусловленные спецификой самого заболевания;
  • • нарушения грамматического строя речи, которые неразрывно связаны с лексическими и фонетико-фонематическими расстройствами, их формирование осуществляется как единый неразрывный процесс;
  • • нарушения формирования связной речи и понимания речевого сообщения, которые имеют некоторую специфику при разных формах церебрального паралича. Эти нарушения могут иметь как специфически лингвистическую природу, так и неспецифический характер в связи с общими психическими особенностями детей с церебральным параличом;
  • • все формы дисграфии и дислексии. В генезисе этих нарушений большая роль принадлежит несформированности зрительно-моторных и оптико-пространственных систем.

Наиболее частым расстройством речи при ДЦП являются дизартрии.

Речь как основное средство общения развивается через движение и в социальном контакте, и ее основа закладывается еще на первом году жизни ребенка. Когда у ребенка при ДЦП имеются отклонения сенсомоторной сферы, управления мимикой лица и жестами, кинестетического восприятия, контроля за дыханием и передвижением, артикуляции, звукопроизношения, исчезает возможность самостоятельно реализовывать себя в окружающем мире. Все это оказывает непосредственное влияние на развитие коммуникативной деятельности.

Общение

У детей с ДЦП функция общения развивается неравномерно, в отличие от здоровых детей. Наиболее развитыми в 2—3 года оказываются мотивы, формы и потребности общения. Последнее место занимают средства общения. Нарушение артикуляции и координации движений неблагоприятно отражается на процессе общения со взрослым.

В отличие от здоровых детей первых трех лет жизни дети с ДЦП ведут себя пассивно и не проявляют особого желания к сотрудничеству со взрослым. Они не стремятся по собственной инициативе к общению, но при настойчивом побуждении и поддержке устанавливают контакты. При обращении к ним взрослого дети обмениваются впечатлениями и периодически ищут поддержки и внимания взрослого. Двигательные нарушения влияют и на невербальное общение. Если руками невозможно делать понятные жесты, передача сообщений усложняется.

Понятие «недостатки развития речи»

Вопрос 17

Методологические принципы логопедии.

Вопрос 16

Системный подход и его роль в анализе речевых нарушений.

Вопрос 15

Р.Е.Левина о системном подходе к анализу речевой патологии.

Системное строение и системное взаимодействие различных компонентов речи.

Нарушение отдельных компонентов речи.

Нарушение всех компонентов речи.

Анализ связи между различными речевыми компонентами в процессе развития.

Системогенез как специфическая закономерность развития организма.

Взаимодействие между языковыми компонентами и нейрофизиологическим данными о формировании функциональной речевой системы.

Принцип системного подхода как основа педагогической классификации.

Комплектование специальных учреждений для детей с нарушениями речи на основе принципа системного подхода.

Значение системного анализа для определения методов и путей коррекционно-педагогической работы.

Общее направление научного исследования в логопедии.

Основные принципы анализа речевой патологии.

Принцип системности. Системное строение и системное взаимодействие различных компонентов речи.

Принцип развития. Анализ речевого дефекта в динамике возрастного развития ребёнка. Выделение ведущего дефекта и связанных с ним вторичных нарушений. Принцип связи нарушений речи с другими сторонами психического развития ребёнка.

Онтогенетический принцип. Учёт закономерностей и последовательности формирования различных форм и функций.

Этиопатогенетический принцип. Анализ этиологии речевых нарушений. Патогенез речевых нарушений.

Принцип учёта симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта. Установление симптоматики речевого нарушения, выделение ведущих расстройств, соотношения речевой и неречевой симптоматики в структуре дефектов.

Принцип деятельного подхода. Возрастная оценка ведущей формы деятельности.

Принцип обходного пути. Формирование новой функциональной системы в обход пострадавшего звена.

Дидактические принципы при изучении речевых нарушений: наглядность, доступность, сознательность, индивидуальный подход.

Методы логопедии как науки.

— организационные,

— эмпирические,

— количественный и качественный анализ полученных данных,

-интерпретационные методы.

К недостаткам развития речиотносятся отклонения от нор­мального формирования языковых средств общения. Собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации. Как правило, они обусловлены отклонениями в психофизиологическом механизме речи, не соответствуют возрастной норме, самостоятельно не преодолеваются и могут оказать отрицательное влияние на психическое развитие. Для их обозначения специалистами используются различные, не всегда взаимозаменяемые термины – расстройства речи, дефекты речи, недостатки речи, недоразвитие речи, речевая патология, речевые отклонения. Специфика отклонений и их выраженность зависят от времени их проявления (в процессе речевого развития или после его завершения), от уровня психического и интеллектуального развития ребенка, от влияния окружающей среды и других факторов.

Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:

  • не соответствуют возрасту говорящего,
  • не являются диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнания языка,
  • связанны с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов речи, носят устойчивой характер, самостоятельно не исчезают, а закрепляются,
  • требуют определённого логопедического воздействия в зависимости от их характера,
  • часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребёнка.

Необходимо отдифференцировать речевые нарушения от возрастных особенностей. Рассматриваемые в логопедии отклонения речи следует отличать от возрастных особенностей ее формирования. То илииное затрудне­ние в пользовании речью можно рассматривать как ее недостаток только с учетом возрастных норм. При этом для различных речевых процессов возрастная граница может быть неодинаковой

По форме речи выделяются дефекты устной и письменной речи. Рассматривая виды речевой деятельности, выделяют недостатки внутреннего программирования и трудности оформления высказывания.

При изучении этапов восприятия речи обсуждаются вопросы перцепции и понимания.

Могут быть также выделены недостатки операций, используемых при оформлении высказывания – дефекты использования языковых и произносительных единиц.

Функциональные нарушения речи

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 28

Мутизм

Мутизм(немота) — отсутствие речи при сохранности центров речи и речевого аппарата. Этот вид нарушения речи наблюдается при истерии, психических заболеваниях (шизофрения), реактивном неврозе. Мутизм может возникнуть остро после психической травмы. В клинической практике иногда бывает трудно отличить мутизм от афазии. Рассмотрим их основные отличия.

1. При мутизме в отличие от моторной афазии отсутствуют расстройства письменной речи. Такие больные сами стремятся в письменном виде вести беседу с врачом.

2. Мутизм часто сопровождается афонией — потерей голоса, беззвучностью, тогда как афатики нередко сохраняют способность произносить отдельные слова, слоги.

3. Мимика больных истерией живая, сохранная, тогда как при афазии она несовершенна, монотонна.

Иногда при шизофрении мутизм сопровождается своеобразным синдромом и «мимоговорением» и «разорванностью речи».

Синдром «мимоговорения»: на обращенный к больному вопрос он отвечает не по существу, говорит на отвлеченную тему.

Разорванность речи: речь больного состоит из совершенно не связанных между собой в смысловом отношении слов, хотя и сохраняются грамматические связи. Крайняя степень разорванности речи определяется как «словесная окрошка».

Сурдомутизм

Сурдомутизм(глухонемота) — отсутствие речи и слуха при сохранности центров слуха и речи, речевого и слухового аппаратов. Подобная глухонемота носит психологический характер.

Заикание

Заикание— нарушение ритма и плавности экспрессивной речи с преимущественным поражением коммуникативной ее функции, обусловленное судорожным состоянием речевого аппарата. Речь сопровождается запинками, остановками, повторением отдельных звуков, слогов, слов (за счет судорог речевых мышц). Заикающиеся во время речи вводят в нее добавочные слова, например «ну», «вот», «значит», а также излишние движения (кивки поддерживания). Иногда они подменяют «трудные» слова «легкими». У многих заикающихся наблюдается страх речи, особенно при необходимости быстрых и точных ответов. Речь заикающихся, особенно в ситуации волнения или ожидания, протекает с изменением ритма дыхания, с учащением сердцебиения, с повышением потоотделения, покраснением или побледнением лица.

Среди причин заикания типично отставание общего моторного развития, что проявляется более поздним развитием речи и наличием признаков нарушения психической сферы. Поведение детей-заик характеризуется либо повышенной активностью, психической расторможенностью, либо вялостью, пассивностью, однообразием в поведении.

Патопсихолингвистические речевые нарушения

«Патопсихолингвистические речевые нарушения встречаются при ряде психических заболеваний, что обусловлено патологией высших мозговых функций и личности. Эти нарушения характеризуются либо потерей инициативы в словесном общении, либо многоречивостью.

В литературе даются описания характерных особенностей речи при различных душевных расстройствах (Spoerri, 1964, Гриншпун, Добрович, Фрумкина, 1974 и др).

Прогрессивный паралич(вариант сифилитического психоза) -наблюдается невнятность произношения из-за нарушений артикуляции, позднее появляется интонационная немодулированность речи, неспособность понимания переносных значений пословиц, слов.

Корсаковский психоз(встречается в 3-й стадии алкоголизма) -резкое расстройство памяти отражается и в речи, особенно в форме парафазии, т.е. подстановки неадекватного слова на место необходимого.

Болезнь Пика и болезнь Альцгеймера(атрофические процессы мозга) — заметна стереотипность речи, высказывания больных состоят из одних и тех же слов и словосочетаний, которые произносятся с одинаковой интонацией.

Эпилепсия- речь неясная, замедленная, «вязкая», с тенденцией к персеверации (повтору), характерна стереотипность и витиеватость речи с обилием уменьшительных форм слов. При нарастании слабоумия — бедность словаря (олигофазия).

Маниакально-депрессивный психоз — при повышенном настроении речь громкая, торопливая, неумолкающая ни на минуту, «телеграфный стиль», скачки идей, отвлекаемость. Возникновение большого числа ассоциаций по созвучию, отсюда изобилие рифмующих слов.

Шизофрения- речевые симптомы очень разнообразны, что отражает многообразие форм болезни. В целом речь больных характеризуется нарушением механизмов опоры ее на прошлый речевой опыт, распадом закономерностей выбора слов, нарушением закономерной связи вербального и предметного значений понятий. Характерны преднамеренные искажения слов и «словотворчество» (неологизмы), замена конкретных понятий абстрактными и наоборот. Речь часто обстоятельная и резонерская, встречается семантическая разорванность или бессмысленность того или иного предложения при грамматической его целостности. Речь однотонная, или больные иногда усиливают интонацию на второстепенной, вспомогательной части высказывания в ущерб основной смысловой части. Эхолалия — повторение слов собеседника, или вербигерация — бессмысленное выкрикивание одного и того же слова или высказывания» (П.И. Сидоров, А.В. Парняков. Введение в клиническую психологию. М., 2000). Таким образом, диапазон речевых нарушений, обусловленных поражением мозговых структур, довольно широк, и любое из них, несомненно, приводит к разрыву функциональных связей между процессами речи и мышления, что клинически проявляется в тех или иных нарушениях интеллекта.

Гнозис и его расстройства

Гнозис в переводе с греческого — знание, познание — узнавание предметов через органы чувств, систему анализаторов (зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой и др.). Однако, воспринимая окружающий мир, человек узнает и раннее виденные предметы. Гнозис является сложной функцией каждого анализатора, характеризующейся узнаванием формы, величины, назначения предметов, их названия. Этот запас сведений о людях, предметах окружающего мира складывается из анализа и синтеза огромного потока сенсорных импульсов и откладывается в системах памяти.

Гнозис — это не простое сопоставление, распознавание образа, предмета. Гнозис — это прежде всего процесс постоянного обновления, уточнения, конкретизация образа, который хранится в матрице памяти под влиянием повторного сопоставления его с принимаемой информацией.

При поражениях высших гностических центров передача сенсорных импульсов сохраняется, но интерпретация этих импульсов, сличение получаемых данных с образами, хранящимися в памяти, нарушаются. В результате возникает расстройство процесса узнавания, гнозиса — агнозия.Таким образом, агнозии — гностические расстройства, отражающие нарушение разных видов восприятия (зрительного, слухового, кожно-кинестетического) при сохранности всех видов чувствительности.

При агнозии у больных теряется ощущение «знакомости» предметов и окружающий мир, ранее знакомый в деталях, становится чуждым, непонятным. Рассмотрим основные виды агнозии, встречающиеся при различных поражениях гностических центров.

Зрительная агнозия

Зрительная агнозия— оптическая агнозия — душевная слепота, возникает при поражении коры затылочных долей, коркового центра зрения (18, 19, 39 поля Бродмана). Она характеризуется нарушением узнавания предметов, при этом больной видит предмет, но не узнает его. Он может описать внешние свойства предмета (величину, форму, цвет), однако узнать предназначение предмета больной не может. Например, описывая ножницы, он говорит: «кольцо, еще кольцо», «ручка кольца», «перекладина между кольцами, может, это велосипед?». Часто больные сами говорят: «не знаю, что это». Но если больному дать в руки предмет, то при ощупывании он его узнает. Отмечаются случаи, когда больной не узнает родные лица.

При зрительных агнозиях часто нарушается зрительная память, в этих случаях можно говорить о нарушениях механизмов памяти. Но наблюдаются случаи, когда при повторном предъявлении предмета больной говорит, что уже видел его, хотя узнать по-прежнему не может. При нарушениях пространственной ориентировки больной не только не узнает знакомых ему людей, домов и т.д., но и может ходить по одному и тому же месту много раз, не подозревая об этом.

В клинический практике часто встречаются случаи, когда больной не узнает буквы, цифры, лица и т.д.

В связи с вышеизложенным все зрительные агнозии подразделяются на следующие виды.

Предметная агнозия.Характеризуется невозможностью или затруднением узнавания предмета в целом при сохранном опознании его отдельных признаков или частей. Наблюдается при поражении левой затылочной области коры головного мозга.

Оптико-пространственная агнозия.При этом виде агнозии больные теряют способность к ориентации в окружающей среде, нарушается лево — правое узнавание, больные не могут определять пространственные признаки объектов: вверху — внизу, больше — меньше, дальше — ближе и т.д. Этот вид агнозии встречается при двустороннем поражении гностического зрительного центра.

Буквенная (символическая) агнозия.Больной не узнает буквы, цифры, в связи с чем распадается навык чтения. Подобные нарушения гнозиса отмечаются при поражении теменно-затылочной доли доминантного полушария (левого у правшей и правого у левшей).

Симультанная агнозияпроявляется в невозможности одновременного восприятия образа, предмета, картины или нескольких зрительных объектов в целом. Больной отмечает только один какой-либо элемент, находящийся в данный момент объектом внимания. В связи с этим он не в состоянии понять общий смысл «картины», перечисляя ее элементы. Часто при симультанной агнозии нарушаюется движения глаз — атаксия взора. Эта агнозия развивается при поражении коркового центра зрения субдоминантного полушария (правое у правшей и левое у левшей) либо при двустороннем его поражении.

Лицевая агнозия— потеря способности распознавания знакомых лиц в реальности либо на фотографиях, рисунках. В тяжелых случаях больной не узнает знакомые, родные лица и даже самого себя в зеркале. Лицевая агнозия возникает при поражении теменно-затылочной области правого полушария (у правшей).

Цветовая агнозия.Она проявляется нарушением распознавания цветов — цветовая слепота и возникает также при поражении правого полушария головного мозга.

Рекомендуемые страницы:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *