Имбицилизм

Имбецильность (Умственная отсталость средней тяжести)

В зависимости от выраженности умственного недоразвития (степени снижения коэффициента интеллекта) различают имбецильность умеренную (выраженность симптомов минимальна, IQ — 35-50), выраженную (IQ — 25-34) и глубокую (обучаемость практически невозможна, IQ — 20-25).

В зависимости от основных черт характера, больные могут быть добродушными, застенчивыми, агрессивными и злобными. Поведенческая реакция при имбецильности также двояка. Одни больные апатичны и равнодушны. Другие же, напротив, отличаются высокой подвижностью. Выражение лица не отягощено мимической реакцией (застывшее или «кукольное» лицо). Характерно уреженное мигание глаз. У большинства больных довольно грубое строение черепа, зачастую сочетающееся с пороками развития (дефектный прикус, гидро- или микроцефальный череп, ярко выраженное отстояние ушей от черепа).

Имбецильность сопровождается нарушением координации и неразвитой моторикой. Движения таких больных угловаты и скованны, а походка неуклюжа, часто сутулая. Мелкие действия руками, требующие точности, невозможны. Пациенты фокусируются в основном на собственных потребностях, зачастую проявляя прожорливость и сексуальную распущенность. Внешность неряшлива.

Мышление достаточно примитивно, обобщение недоступно. Однако такие пациенты мыслят последовательно. Для имбецильности характерны крайне узкий кругозор, недостаточность внимания и воли, недоразвитие памяти. Самостоятельное мышление отсутствует, больные мыслят усвоенными извне шаблонами. Они хорошо воспринимают речь, однако их собственные способности ограничены простыми предложениями. Словарный запас скуден: всего 200-300 слов. При этом больные могут допускать неточности в описании чего-либо. Хотя обучаемость затруднена, в спокойной знакомой обстановке таких пациентов можно научить элементарному счету, чтению по слогам.

По принципу повторения имбецилы обучаются элементарным правилам самообслуживания и простым трудовым действиям (сматывание ниток, мытье посуды, уборка помещения и т. д.), однако не проявляют собственную инициативу, легко внушаемы.

Имбецильность ограничивается удовлетворением собственных потребностей (сон, питание и др.). Многие пациенты проявляют хороший слух. В незнакомой обстановке они растеряны, зачастую поведение становится асоциальным. Эмоциональный фон более развит, нежели при идиотизме. Имбецилы сильно привязываются к людям, ухаживающим за ними и хорошо к ним относящимся. Пациенты особенно тепло реагируют на похвалу, порицание вызывает у них негативную реакцию. Они испытывают сильную привязанность (любовь) к родителям, называют их по именам, однако зачастую не узнают и пугают знакомых им людей.

Имбецильность вызывает проблемы с адаптацией в социуме. Некоторые пациенты чувствуют угнетающую их ущербность по сравнению с другими людьми. Привлечение к труду также проблематично, имбецилы трудятся лишь по выученным шаблонам, изменение которых вызывает у них растерянность. Активные пациенты с агрессивным характером зачастую совершают опасные для себя и общества поступки. Наблюдается склонность к побегам.

Имбецильность (от лат. imbecillus – «слабый», «незначительный») – это средняя степень тяжести умственного недоразвития (умственной отсталости, малоумия или олигофрении), являющаяся следствием биологической недостаточности структур головного мозга, при которой происходит задержка психического развития и страдает формирование интеллекта, эмоциональной и волевой сфер, поведенческих реакций, речи. Полноценная независимая социальная адаптация в данном случае невозможна.

Олигофрения встречается примерно у 1–2,5% населения

Заболевание может как развиваться в первые годы жизни (органическое поражение мозга в возрасте до 3 лет), так и носить врожденный характер.

Степень тяжести состояния определяется интенсивностью негативного воздействия, временем приобретения имбецильности (чем меньше возраст ребенка, подвергшегося действию повреждающих факторов, тем более глубок развившийся психический дефект). Выраженность интеллектуальной недостаточности у пациентов с имбецильностью определяется с помощью стандартных тестов диагностики IQ и варьирует в пределах 35–49.

Основным отличием имбецильности от приобретенного слабоумия (деменции) является отсутствие прогрессирования имеющихся нарушений; зачастую интенсивность болезненных проявлений удается скорректировать, уменьшив их выраженность.

Синонимы: умеренная умственная отсталость, олигофрения средней степени тяжести.

Причины и факторы риска

К развитию имбецильности может привести множество различных факторов, воздействовавших как на половые клетки родителей до момента оплодотворения или на плод во время беременности, так и на ребенка в период раннего детства.

Эндогенные (внутренние) причины, способные привести к имбецильности:

  • генетические мутации;
  • наследственные или приобретенные болезни обмена веществ (сахарный диабет, фенилкетонурия, болезнь Гоше и т. д.);
  • возраст родителей (преимущественно матери) старше 40-45 лет;
  • тяжелые хронические заболевания матери;
  • гормональные нарушения, приводящие к перезреванию половых клеток; и др.

Причины, оказывающие повреждающее действие на плод во время беременности:

  • ионизирующее излучение;
  • неполноценное питание (гиповитаминоз, белковое голодание);
  • внутриутробные инфекции плода как следствие перенесенных матерью (особенно в первом триместре) острых вирусных инфекций или хронических инфекционных заболеваний мочеполовой сферы;
  • попадание в организм матери солей тяжелых металлов, пестицидов, агрессивных химических соединений;
  • прием алкоголя, курение во время беременности;
  • хроническое нервно-эмоциональное перенапряжение;
  • острые стрессы;
  • употребление некоторых лекарственных препаратов, наркотических и прочих запрещенных веществ;
  • механические травмирующие воздействия.

Курение и употребление алкоголя во время беременности может приводить к имбецильности у ребенка

Экзогенные (внешние, приобретенные) причины имбецильности:

  • осложнения в родах и постнатальном периоде;
  • механические травмы головного мозга;
  • острые нарушения мозгового кровообращения;
  • микро- и гидроцефалия;
  • неполноценный рацион ребенка (недостаток йода и других микроэлементов, витаминов);
  • отрицательные психосоциальные влияния в первые годы жизни (социальная депривация, алкоголизм или наркомания родителей, проживание вне человеческой среды, слабоумие родителей, отказ матери от контактов с ребенком и т. д.).

Достоверно этиологию заболевания удается установить не более чем в 35-40% случаев.

Формы заболевания

В зависимости от времени возникновения заболевания выделяют 2 формы имбецильности:

  • врожденная;
  • приобретенная.

Основным отличием имбецильности от приобретенного слабоумия (деменции) является отсутствие прогрессирования имеющихся нарушений.

Симптомы

Несмотря на отсутствие абстрактного мышления и неспособность к обобщению, формулированию понятий, больные могут приобретать и в достаточной мере развивать навыки самообслуживания, осуществлять примитивную трудовую деятельность.

Для формирования социальных навыков таким больным необходимы постоянные опека и контроль; самостоятельно осваивать даже простейшие целенаправленные действия бытового характера они практически не способны.

Круг болезненных проявлений при имбецильности довольно широк; он складывается из своеобразных изменений мышления, памяти, речи, особенностей поведения. Это:

  • рассеянность внимания;
  • неспособность концентрироваться на определенном вопросе, легкая отвлекаемость;
  • малый объем памяти;
  • менее развитое краткосрочное запоминание, чем долгосрочное, часто возникающие искажения запечатленных в памяти событий;
  • нарушения логической и механической памяти;
  • крайне малый запас представлений и данных об окружающем мире;
  • неспособность манипулировать абстрактными понятиями, понимать их суть («красота природы», «мудрость поколений» и т. д.);
  • отсутствие способности анализировать, сопоставлять, делать выводы (невозможность связно пересказать услышанное, расположить в определенной последовательности простейшие данные);
  • неразвитая речь, практически без второстепенных членов предложений, состоящая преимущественно из подлежащих и сказуемых;
  • ограниченный активный лексикон (как правило, не более нескольких сотен слов);
  • превалирование понимания жестов, интонаций, мимики над пониманием смысла сказанного (ребенок удовлетворительно распознает посыл интонирования и жестикуляции, не улавливая смысла произнесенной фразы в целом);
  • косноязычность речи, отсутствие речевых модуляций, искажение структуры многих слов, значительные трудности в построении предложений из нескольких слов;
  • эхолалия (повторение слов или частей фраз, услышанных в чужой речи);
  • неаккуратность, несистематичность, неряшливость, как следствие – неспособность к эффективному самоуходу;
  • эгоцентрическая направленность;
  • высокий уровень внушаемости, отсутствие критического осмысления информации;
  • ограниченный круг интересов (еда, любимые занятия и т. д.);
  • расторможенное сексуальное поведение;
  • эмоциональная лабильность, излишняя чувствительность, неуравновешенность;
  • моральная незрелость (отсутствие сопереживания, сочувствия, совестливости, чувства долга).

Для имбецильности характерно отсутствие абстрактного мышление и неспособность к формулированию понятий

Помимо нарушений функционирования психической сферы, у детей с имбецильностью отмечаются отклонения в физическом развитии: ребенок поздно садится, встает и начинает ходить, плохо ползает, недостаточно устойчив; нередко отмечается шаткость походки. Формирование речевых навыков также запаздывает.

Обучение имбецилов затруднено, проводится в формате коррекционных образовательных организаций. Из школьной программы при полноценном педагогическом сопровождении больной ребенок может освоить простейший счет, алфавит, чтение по слогам небольших текстов, заучивание отдельных фраз.

6 психических расстройств, симптомы которых могут счесть капризами

Прогнозы ученых: 8 изменений человека будущего

7 неожиданных признаков высокого интеллекта

Диагностика

При скрининговых УЗ-исследованиях, генетическом консультировании во время беременности с высокой долей вероятности диагностируются некоторые хромосомные заболевания плода, при которых развивается имбецильность (например, синдром Дауна). Если же олигофрения не является симптомом какого-либо заболевания, а проявляется изолированно, лабораторных и инструментальных методов исследования, способных достоверно подтвердить или опровергнуть ее наличие в этот период, не существует.

Инструментальные способы диагностики, такие так магнитно-резонансная или компьютерная томография, УЗИ структур головного мозга новорожденного, используются для выявления различных патологических процессов (опухолей, тромбозов, кровоизлияний, травм), которые могут являться причиной задержки психического развития. Тем не менее даже при наличии патоморфологического субстрата интеллектуальные дефекты могут отсутствовать, равно как и наличие имбецильности не обязательно предполагает присутствие видимых патологических процессов.

Подтвердить наличие имбецильности у ребенка позволяет ряд исследований, в том числе тест IQ

Методами, позволяющими объективно подтвердить наличие имбецильности, являются:

  • тестирование с целью определения уровня интеллекта – IQ в диапазоне от 35 до 49;
  • шкала Векслера – менее 55 баллов;
  • консультация психотерапевта.

Выраженность интеллектуальной недостаточности у пациентов с имбецильностью определяется с помощью стандартных тестов диагностики IQ и варьирует в пределах 35–49.

Лечение

Эффективных способов медикаментозного или инструментального лечения имбецильности не существует. Частичная коррекция интеллектуальных дефектов, привитие навыков самообслуживания, обучение чтению, счету и простейшим трудовым манипуляциям возможны только при условии постоянного интенсивного психолого-педагогического сопровождения.

При необходимости (по требованию) назначаются следующие препараты:

  • психостимуляторы;
  • нейролептики;
  • транквилизаторы;
  • седативные;
  • противосудорожные; и т. д.

Возможные осложнения и последствия

При отсутствии ухода и опеки имбецилы социально дезадаптируются.

По причине инстинктивного поведения, выраженности элементарных физиологических потребностей, внушаемости и неспособности критически осмысливать информацию пациенты нередко становятся соучастниками или жертвами криминальных эксцессов.

Прогноз

Прогноз для выздоровления неблагоприятный, заболевание носит пожизненный характер. Некоторая положительная динамика (социальная и трудовая адаптация, обучение на уровне начальных классов коррекционной школы) возможна только при постоянном контроле.

Профилактика

Профилактика имбецильности:

  • избегание воздействия агрессивных факторов на мать и плод во время беременности;
  • своевременное генетическое консультирование при высоком риске рождения ребенка с олигофренией (зрелый возраст родителей, отягощенный наследственный анамнез, хромосомные заболевания у детей от предыдущих беременностей);
  • своевременное выявление патологий у новорожденного (консультации специалистов) с целью скорейшего начала реабилитационных мероприятий в случае подтверждения диагноза;
  • полноценное интеллектуальное развитие ребенка первых лет жизни;
  • сбалансированный рацион матери (во время беременности) и новорожденного.

Кто такой имбецил — признаки заболевания и способы лечения

Кто такой имбецил, известно не многим. Дебильность, имбецильность и идиотия — три стадии умственной отсталости, олигофрении. Умственная отсталость проявляется ещё в детстве, уровень интеллекта, соответствующий определённому возрасту, так и не достигается. В большинстве случаев это является следствием генетических отклонений, другие причины отсталости:

  • рождение ребёнка недоношенным;
  • родовые травмы;
  • интоксикация плода;
  • поражения нервной системы.

Что значит имбецил?

Имбецилы — это лица, страдающие олигофренией средней тяжести. Их умственный возраст колеблется в зависимости от степени тяжести заболевания:

  • 6-9 лет — умеренная умственная отсталость;
  • 3-6 лет — тяжёлая.

Имбецил — признаки

Как выглядит имбецил — у этих людей распространены заметные отклонения в физическом развитии:

  • деформация головы, лица;
  • нарушение развития конечностей;
  • парезы вплоть до параличей;
  • гипогенитализм.

Признаки имбецильности в поведении и умственном развитии появляются с раннего детства. Такие дети обладают крайне ограниченным лексиконом, состоящим в основном из глаголов и существительных; формируют короткие, грамматически неправильные фразы. Мыслительные процессы имбецилов протекают прямолинейно, воображение отсутствует, очень ограничено количество информации о окружающем мире.

Чтобы понимать, кто такой имбецил, следует иметь ввиду, что они могут быть обучены начальному уровню письма, счёта и чтения и элементарным навыкам самообслуживания. В поведении страдающие имбецильностью бывают как агрессивными, так и добродушными. По эмоциональному состоянию больные делятся на два типа:

  • торпидные — вялые, безразличные к окружающей действительности;
  • эректильные — активные, подвижные.

Чем отличается дебил от имбецила?

По тяжести заболевания имбецильность это предшествующая дебилизму и более тяжёлая стадия. Они принципиально различаются по нескольким показателям:

  1. Дебил (на данный момент этот термин не рекомендован к употреблению в медицине из-за выраженной негативной окраски) способен хорошо освоить трудовую специальность и жить самостоятельно, изредка нуждаясь в поддержке. Имбецил в лучшем случае может изучить начала какой-то простейшей деятельности, руководствуясь исключительно принципом подражания, жить самостоятельно неспособен.
  2. Уровень и степень тяжести физических отклонений у лиц, страдающих имбецильностью, существенно выше, чем у дебилов.
  3. Эмоции у дебилов развиты лучше и разнообразнее, чем у имбецилов.
  4. Интересы дебилов сосредоточены на удовлетворении пищевого и полового инстинкат и на заботе о своей внешности. Имбецил может стремиться только к удовлетворению основных потребностей.

Стадии имбецильности

После того, как вынесен диагноз имбецильность, определяется уровень IQ больного и соответствующая ему стадия заболевания.

  1. IQ 35-49, умственный возраст 6-9 лет соответствуют лёгкой стадии имбецильности. Физические отклонения присутствуют, но в нетяжёлых формах, отсутствует воображение и абстрактное мышление, больной может выполнять несложные действия по самообслуживанию.
  2. IQ 20-34, умственный возраст 3-6 лет — характеристики тяжёлой стадии. Больные практически неспособны к уходу за собой из-за неразвитой мелкой моторики, обладают словарным запасом шестилетнего ребёнка, но с трудом складывают слова в предложения. Физические нарушения, сопутствующие имбецильности ярче выражены и протекают тяжелее.

Как лечить имбецильность?

Методы лечения имбецилов логично следуют из ответа на вопрос, что такое имбецильность. Полное выздоровление больного недостижимо, все лечебные воздействия направлены на снижение тяжести сопутствующих симптомов и максимально возможную социализацию. Медикаментозное лечение имбецилов производится по следующим направлениям:

  1. Нейрометаболитики — препараты, питающие ткани головного мозга.
  2. Дегидратанты — фармацевтические средства, уменьшающие количество судорог. Для этой цели используются и диеты: бессолевая и маловодная.
  3. Транквилизаторы для коррекции поведенческих девиаций.
  4. Общеукрепляющие средства, в том числе настойки лекарственных трав.
  5. В некоторых случаях показаны антидепрессанты.

Для человека, страдающего такой болезнью как имбецильность, очень важен правильный уход, позволяющий предотвратить появление инфекционных заболеваний, в течение года показано трёхразовое лечение в стационаре. Также семьям, в которых воспитывается имбецил, необходима работа с психологом для улучшения адаптации подопечного.

Общая характеристика заболевания

Иногда люди используют в повседневной речи понятия, относящиеся к медицинской науке, но не совсем понимают их значения. Например, нередко в качестве оскорбления используется слово «имбецил». Так говорят об индивиде, который ведет себя нелепо, нарушает общепринятые нормы. Однако подобное понятие не совсем корректно употреблять в отношении людей, не имеющих отклонений в умственном развитии. Что обозначает имбецил? Так специалисты в области психиатрии называют людей с низким уровнем интеллекта, практически неспособных к обучению.

Вам будет интересно:Дисфория – это… Определение, типы, причины, симптомы и лечение дисфории

У лиц с этой патологией слабо развиты память и мышление, преобладают простые инстинкты. Вследствие очень ограниченного кругозора такие индивиды нередко попадают под влияние других людей. Понятие «имбецил», значение слова предполагает наличие диагноза, поставленного психиатром на основе обследования.

Имбецил — кто это

Чтобы быть точно уверенным, как правильно писать: имбИцил или имбЕцил, нужно знать латинское слово, от которого пошло название. Imbecillus – «немощный, слабый».

Имбецил – это средняя степень олигофрении (слабоумия), обусловленная недоразвитием плода или приобретением дефекта в первые 3 года жизни. По тесту IQ имбецильности соответствуют показатели 20-50 баллов.

При этом страдает не только сфера мышления, памяти, внимания, но и эмоционально-волевая. Также заболевание отражается на речи и физической форме, способности себя самостоятельно обслуживать в бытовом плане и получать новые навыки.

На сегодняшний день название вышло за рамки профессионального употребления в психиатрии. В бытовом языке приобрело негативный оттенок.

Поэтому термин «имбецил» заменили, и теперь уместнее использовать термин «средняя степень умственной отсталости» для определения диагноза.

Факторы, провоцирующие развитие отклонения

Канал ДНЕВНИК ПРОГРАММИСТА

Жизнь программиста и интересные обзоры всего. Подпишись, чтобы не пропустить новые видео.

Формирование патологии начинается еще в утробе матери. Иногда люди с этой болезнью имеют генетические дефекты (синдром Дауна или Ангельмана). Отклонение может развиться и в том случае, если беременная женщина была инфицирована краснухой, сифилисом, вирусом герпеса.

Нередко имбецилы – это дети, чьи матери подвержены пагубным пристрастиям (злоупотребляют спиртосодержащей продукцией, наркотическими веществами).

Еще одним фактором, способствующим развитию олигофрении, может стать большая доза облучения в период вынашивания плода.

Недостаток йода и витаминов в питании женщины тоже негативно сказывается на состоянии нервной системы малыша.

Патология возникает и после тяжелого родоразрешения, если у ребенка возник недостаток кислорода или механическое повреждение.

Так как имбецилы – это, как правило, лица, принадлежащие к неблагополучным слоям населения, можно утверждать, что дефицит общения и развивающих занятий в раннем возрасте способствует формированию отсталости.

Диагностика умственной отсталости происходит на основе жалоб родственников, у которых возникло подозрение на нарушение.

После этого собирается анамнез (это как?): как протекала беременность и роды, как развивался ребёнок во всех сферах, чем болел.

Обычные тесты на интеллект не всегда могут быть полезными, поскольку фиксируют только высокий уровень олигофрении. Также причиной низкого результата могут быть различия в культуре и воспитании ребёнка.

Более показательны скрининговые тесты:

  1. Оценка родителями уровня развития (PEDS);
  2. Опросник по возрасту и стадиям (ASQ).

Визуализация центральной нервной системы поможет установить причину имбецильности, если это нейрофиброматоз, туберозный склероз или гидроцефалия. Для этого делается снимок головного мозга. Как правило, это МРТ.

Могут использоваться генетические тесты:

  1. хромосомное микрочипирование;
  2. прямые исследования ДНК;
  3. стандартное кариотипирование.

На генетические метаболические нарушения могут указывать:

  1. вялость;
  2. рвота;
  3. плохая прибавка в весе;
  4. судороги;
  5. низкий тонус мышц;
  6. увеличение селезёнки и печени;
  7. непропорционально большой язык;
  8. специфичный запах мочи;
  9. грубые черты лица.

В зависимости от возраста, врач обследует навыки на психомоторную задержку:

  1. хватания;
  2. ходьбы;
  3. сидения;
  4. рисования;
  5. письма.

Внешние проявления болезни

Людей с подобным отклонением распознать довольно просто. Они резко отличаются от здоровых индивидов.

Вам будет интересно:Желчные кислоты: структура, функции в организме, диагностика и анализы

Патология проявляется в выражении лица, которое кажется восковым. Имбецилы – это люди, у которых почти полностью отсутствует мимика. Мигание глаз очень редкое. Большинство пациентов с подобным диагнозом имеют дефекты черепной коробки, аномалии прикуса. Уши выглядят слишком оттопыренными. У таких больных наблюдаются расстройства моторики и нарушения двигательных функций. Они сгорблены, неуклюжи. При разговоре часто машут руками, мотают головой. Имбецилы – это люди с неопрятной внешностью. У них преобладают примитивные потребности. Пациенты с данной патологией отличаются повышенным сексуальным влечением, много едят.

Аномалии развития интеллекта

Нарушения умственной деятельности становятся заметны уже в раннем возрасте. Такой малыш поздно учится сидеть, стоять и ходить. Его движение отличаются неловкостью. В дальнейшем наблюдается отставание в овладении навыками самообслуживания. Ребенок не способен пользоваться посудой, одеваться, мыться. Он плохо осваивает речь. Разговаривают такие пациенты простыми фразами. Считают они только по пальцам. Характерные для имбецилов симптомы – это слабая способность к запоминанию информации, невозможность группировать предметы со сходными признаками.

Они не в состоянии воспроизвести содержание текста, рассказать стихотворение или ответить на вопрос о том, что общего есть у персика и яблока. Больные, однако, осваивают простые навыки счета, читают по слогам. Путем имитации можно научить этих пациентов выполнять несложные действия.

Лечение умственной отсталости

В зависимости от причины умственной отсталости и возраста, помогать в лечении будут:

  1. педиатр или терапевт;
  2. невролог (это что за врач?);
  3. дефектолог;
  4. ортопед;
  5. диетолог;
  6. психотерапевт.

Если у ребёнка развился кретинизм при нарушении работы щитовидной железы, то специалист назначит гормонотерапию. Она также помогает и при синдроме Дауна.

При фенилкетонурии приписывают строгую диету, исключая продукты, которые содержат фенилаланин.

Есть исследования, в которых был зафиксирован позитивный эффект препарата глутаминовой кислоты на улучшение интеллектуальной функции за счёт влияния на метаболизм мозга.

Умственная отсталость не связана с психозами или неврозами (это что такое?).

Но у людей и с имбецильностью могут развиваться тревожные состояния или агрессивное поведение из-за того, что они не могут выполнить простые бытовые задачи, с которыми справляются другие.

Поэтому психотерапия когнитивно-поведенческого направления является важной частью лечения и поддержки клиента. Параллельно сеансам специалист может назначить медикаменты, как правило, из ряда антидепрессантов.

Обучение (тренинг) – отдельная часть терапевтической программы.

В зависимости от нарушений и их степени в ребёнке развивают:

  1. координацию движения;
  2. умение обслуживать себя;
  3. отличать внешние стимулы;
  4. навыки, которые нужны в повседневной жизни;
  5. правильную речевую артикуляцию;
  6. элементарное трудовое мастерство.

Тренинг может проходить в:

  1. психиатрических учреждениях;
  2. специализированных школах;
  3. домашних условиях.

Особенности эмоциональной сферы

Такие люди отличаются неразвитой волей и повышенной внушаемостью. Вследствие этого они нередко попадают в компании наркоманов, совершают противоправные и асоциальные поступки. Что касается характера, некоторым пациентам присуще простодушие, веселость, другие отличаются агрессивностью и возбудимостью, третьи боязливы, пассивны и стеснительны. Такие люди очень привязаны к своим родственникам, называют их по именам.

На критику реагируют бурно, а похвалу воспринимают с большой радостью. Часто не способны узнать знакомых или членов семьи. При смене обстановки теряются и испытывают страх. Могут с удовольствием выполнять работу по хозяйству (уборка, мытье тарелок), однако если не контролировать таких больных, они быстро отвлекаются от дела. В связи с тем, что пациенты не способны обслуживать себя, они не проживают самостоятельно.

Что делать родителям

Воспитание ребёнка со средним уровнем отсталости (имбецильностью) – это задание не из простых. Часто психотерапия нужна и самим родителям.

Специалист помогает понять, что таким детям нужна постоянная поддержка, понимание и терпеливое отношение. Только тогда можно создать спокойную и комфортную жизнь для малыша.

Близкие не должны зацикливаться на количестве знаний из школьной программы. Основное место должно занимать желание подарить любовь и тепло ребёнку.

В таких условиях нужно постепенно учить его бытовым и трудовым навыкам. Такие дети охотно занимаются рукоделием и помогают по дому, если их приспособить к этому.

Беседы на разные простые темы, совместный просмотр фильмов и передач, чтение книг родителями – такой досуг также способствует развитию. Даже если дети воспринимают информацию по-своему.

Нужно помнить, если ребёнок ведет себя агрессивно по отношению к маме и папе – то не стоит это воспринимать на свой счёт. Поскольку у каждого бывает плохое настроение, а в таких детях часто преобладает негативизм.

Выявление патологии

Для имбецилов диагностика предполагает выяснение следующих аспектов:

  • Была ли у будущей матери инфекция в период вынашивания плода? Принимала ли она наркотики? Употребляла ли спиртосодержащие напитки? Был ли дефицит питательных веществ?
  • С какого возраста стали проявляться признаки отклонения у малыша?
  • Насколько часто ребенок сталкивался с инфекционными недугами?
  • Каков был его рацион?
  • Также для выявления патологии используются разные виды томографий (компьютерная, магнитно-резонансная), оценка умственных возможностей при помощи беседы и специальных методик.

Примечания

Терапия

Значение слова «имбецил» подразумевает отклонения в развитии мозга. Подобное состояние нельзя устранить полностью. Однако существуют средства для борьбы с его симптоматикой. В качестве способов терапии рекомендуются следующие типы лекарств:

  • Медикаменты, улучшающие деятельность мозга.
  • Препараты с седативным эффектом, которые применяют при вспышках гнева.
  • Лекарства из группы нейролептиков.
  • Детям с данным диагнозом требуется обучение в специализированных образовательных учреждениях или на дому по особым программам. Для них необходимы занятия с логопедами для усовершенствования речевых навыков.

    Также педагоги должны уделять внимание развитию социальных умений, психических процессов.

    Степени олигофрении

    Таким людям очень просто что-либо внушить. Их собственные интересы весьма скудны, а потребности заключаются в совершение физиологических нужд. Нередко они ненасытны и небрежны к еде.

    По своей природе олигофрения в степени «И» делиться на две группы. К первой относятся энергичные, предприимчивые, а во вторую входят пассивные и безразличные, не реагирующие на происходящее.

    По чертам характера выявляют среди имбецилов добрых, ласковых, коммуникабельных и враждебных, жестоких. Люди, имеющие этот недуг свободно существовать не могут. Для этого их устраивают в лечебные учреждения и спец школы.

    Страдающие на имбецильность являются очень внушаемыми. Их личные интересы очень примитивны и сводятся в основном к осуществлению физиологических потребностей. Зачастую они проявляют прожорливость и неряшливость в еде. Их половое поведение характеризуется перепадами с повышением полового влечения и распущенностью.

    По своему поведению олигофрения в степени имбецильности подразделяется на две группы. В первую относятся живые, активные, подвижные, а во вторую попадают вялые и апатичные, равнодушные, не реагирующие ни на что люди. По чертам характера выделяют среди имбецилов приветливых, добродушных, покладистых, общительных и агрессивных, злобных.

    Олигофрения подразделяется на три формы тяжести, каждая из которых определяется степенью отсталости в умственном развитии. Имбецилизм, который является средней степенью тяжести олигофрении, также имеет несколько подразделений. Данная патология подразделяется на умеренную и выраженную формы. Давайте рассмотрим каждую из них более подробно.

    Умеренная имбецильность — это состояние, при котором коэффициент интеллектуального развития варьируется от тридцати четырех до сорока восьми баллов. В этом состоянии наблюдается ограниченная интеллектуальная способность, которая связанна с определенными ситуациями. У людей с этой формой заболевания отсутствует аналитическое и ассоциативное мышление.

    Скудность словарного запаса и неправильное построение предложений, заставляет больного применять речевые навыки только в случае острой необходимости. Выраженность эмоционального восприятия крайне низкая. У подавляющего большинства пациентов наблюдаются неврологические и психомоторные нарушения. Органические поражения отделов головного мозга провоцируют развитие эпилептических припадков и симптомов аутизма.

    Как предупредить появление нарушений у ребенка?

    Состояние младенца во многом определяется здоровьем будущей матери в период вынашивания плода. Чтобы обезопасить малыша от развития подобного отклонения, при беременности нужно соблюдать такие рекомендации:

  • Регулярно приходить на консультацию к доктору.
  • Исключить вредные пристрастия (употребление спиртосодержащей продукции, наркотических веществ и табака).
  • Своевременно договориться со специалистом по поводу ведения беременности.
  • Каждый день гулять на свежем воздухе.
  • Хорошо высыпаться.
  • Употреблять достаточное количество овощей, фруктов, зелени, отказаться от консервов, острых кушаний.
  • Избегать применения щипцов в процессе родов.
  • Источник

    Понятие определения имбецил и статистика встречаемости

    Слово имбецил имеет латинское происхождение: imbecillus – так называли в древние времена слабых, больных и нежизнеспособных младенцев, от которых в скором времени избавлялись.

    Имбецильность является психическим заболеванием, возникшим в результате нарушения онтогенеза (развития организма на этапах формирования). Проявляется имбецильность недоразвитием, прежде всего, интеллектуальных функций и клинически соответствует умственной отсталости умеренной и тяжёлой степени (согласно Международной Классификации Болезней 10-го пересмотра).

    Следует также отметить, что выделяются не только психические факторы, но и облик самого человека, характерная внешность, сложение тела. Возможны задержка физического развития, пороки органов и частей тела (головы, конечностей, внутренних органов). Так, с самого раннего детского возраста проявляются разнообразные нарушения и особенности развития. Имбецил, как правило, имеет ограниченный лексикон, представленный простыми отдельными словами. Мышление конкретное, нет воображения и образного представления. Имбецилы не располагают широким кругом знаний, но могут обучиться начальным навыкам чтения и счёта при хорошей педагогической работе.

    Постановка диагноза олигофрении осуществляется на основании IQ. Показатель IQ 31 – 49 соответствует умеренной умственной отсталости, а 20 – 34 – тяжёлой. Психический возраст останавливается на уровне 6 – 9 лет при средней степени, и 3 – 6 лет при тяжёлой.

    Реальное количество больных трудно подсчитать в рамках отдельно взятого региона страны. Это зависит не только от выявляемости заболевания, критериев диагностики, но и от особенностей культуры, социума, действующей системы образования и воспитания. Так, распространённость умственной отсталости колеблется в пределах 1 – 3 % от общего количества населения.

    Механизм развития имбецильности

    Итак, имбецильность наступает из-за нарушения онтогенеза. Что же кроется за этими словами? Кто такой имбецил на самом деле?

    Онтогенез является процессом развития организма со своими стадиями и этапностью, постепенным усложнением предшествующей структуры. Это касается не только физической составляющей, но и психических функций. Т.е. человек, прежде чем повзрослеть и стать личностью, проходит ранний, дошкольный, школьный и пубертатный периоды (до 18 лет). До этого возраста происходит закладка основных навыков и умений. Психическое развитие имеет огромную связь с наследственностью, генетикой, конституцией, а не только с воздействием условий окружающей среды (семья, воспитание, обучение, социум). Так, у каждого человека формирование нервной системы происходит в индивидуальном темпе.

    Дизонтогенез – это поломка, проблема, затруднения на одном из этапов развития как физического, так и психического. К психическому недоразвитию и относятся варианты умственной отсталости. В основе этого механизма — поражение головного мозга и нарушение мозговой деятельности на самых ранних этапах развития. Более редкими вариантами проблемы являются нарушения функций периферических анализаторов, таких как зрение и слух, или в корне неправильное воспитание родителей.

    Умственная отсталость является примером тотального недоразвития психической сферы с выраженным дефектом интеллектуальной составляющей. Это достаточно широкое, ёмкое и корректное, с медицинской точки зрения, понятие.

    Основные причины состояния

    Этиология имбецильности, как и любого другого варианта недоразвития интеллекта, включает в себя комплекс факторов. Это не только наследственные, но и внешние причины. И их действительно огромное множество!

    1. Насчитывают более 400 вредных агентов, которые могут привести к нарушениям ещё в утробе матери. Ведь формирование нервной системы очень тонкий и чувствительный процесс.
    2. Опасности могут встретить малыша и при самом рождении: гипоксия в родах, длительный безводный период, обвитие пуповины, многоплодная беременность, инфекции, токсины, травмы и т.д. Самой частой причиной патологии считают алкоголизацию матери во время беременности. Формируется синдром «алкогольного плода», который нарушает формирование клеток головного мозга, приводит к немощному состоянию впоследствии.
    3. Наследственность и генетическая предрасположенность также находятся не на последнем месте в списке причин недоразвития психики. Хромосомные заболевания, мутация генов дают свои негативные плоды, передаваясь из поколения в поколение. Причём цитогенетическим путём возможно выявить лишь небольшую их часть.
    4. Действие средовых факторов: не соответствие условий воспитания и проживания малыша необходимым нормам, что является огромным препятствием для развития навыков и обычных физиологических процессов.

    Стадии (степени тяжести патологии)

    Различают осложнённые и неосложнённые случаи психического недоразвития. Также клинически имбецилы могут подразделяться на 2 категории относительно типа темперамента: торпидные – заторможенные, апатичные, безразличные ко всему и эректильные – легко возбудимые, раздражительные, активные.

    Стадии имбецильности определяются соответственно уровню интеллектуального развития человека.

    1. Лёгкая имбецильность соотносится с IQ в пределах 35 – 49, что относится к психическому возрасту 6 – 9 лет. Мышление лишено абстракции, воображения нет. Могут присутствовать физические дефекты развития. Человек может владеть простыми навыками самообслуживания, выполнять некоторые несложные арифметические действия, читать.
    2. Тяжёлая стадия имбецильности характеризуется IQ 20 – 34, возраст на уровне 3 – 6 летнего ребёнка. Мелкая моторика пальцев рук развита слабо, что является причиной невозможности ухода за собой. Словарный запас скудный, слова отдельные, конкретные. Такие люди требуют постоянного ухода и контроля за состоянием.

    Клинические проявления имбецильности

    Имбецилы имеют конкретное мышление. Оно примитивно, словарный запас резко ограничен. Память, внимание, воображение, волевой компонент недоразвиты. Высшая познавательная деятельность при имбецильности невозможна из-за когнитивного дефицита.

    С первых лет жизни недостаточность процессов мышления проявляется в нарушенной познавательной деятельности. Мелкая моторика рук развивается плохо, зрительные и слуховые рефлексы формируются позже и искажены. В 2 – 3 года детей с интеллектуальной недостаточностью определяют медленное овладение навыками обслуживания, отсутствие познавательного интереса к окружающему, примитивная игра с предметами в виде манипулирования. Такие дети с трудом находят общий язык со сверстниками, не понимают правил игр.

    В дошкольном возрасте детей с имбецильностью больше привлекают подвижные, нецеленаправленные игры. Эмоции примитивны. При вступлении в школьную жизнь всё больше выражаются интеллектуальные проблемы. Внимание, память и концентрация снижены, учёба даётся с трудом.

    Имбецилы понимают речь окружающих людей, но сами оперируют лишь небольшим набором слов в пределах нескольких десятков понятий. Форма речи простая в виде коротких фраз, грамматический строй неправильный. В тяжёлых случаях речь отсутствует, а речь окружающих людей не воспринимается.

    Лица с нетяжёлой формой имбецильности могут быть обучены простейшим навыкам ухода за собой, несложным трудовым действиям, элементарным арифметическим действиям и чтению.

    Процесс обучения обязательно должен сопровождаться положительной мотивацией таких лиц, ведь имбецилы чувствуют связь с родными и радуются их похвале. Это очень беззащитный контингент людей, они наивны и доверчивы, пассивны в принятии решений, склонны к подражанию и перенятию поведения окружающих. Важно создать благоприятное окружение и оградить их от асоциальной компании.

    При оценке умственных способностей важно полагаться не только на клинические данные, но и на объективную оценку уровня интеллекта. Широко используется тест Векслера, а общепринятым показателем является коэффициент интеллекта или IQ. В России существует специальный адаптированный тест для детей 5 – 16 лет. Для детей более раннего возраста имеются различные методики для определения уровня нервно-психического развития.

    Вместе с этим проводится клиническое определение полноты словарного запаса, прочности памяти, отвлекаемости внимания, наличия нарушений поведения, оценивается уровень владения навыками самообслуживания.

    Дифдиагностика с другими схожими заболеваниями

    Огромное количество наследственных заболеваний с генетическими аномалиями и нарушением обменных процессов должны быть выявлены в самую первую очередь.

    Дифференциацию следует проводить с органическими поражениями головного мозга (вследствие травм, интоксикации, заболеваний).

    Разделять необходимо имбецильность и со слабоумием. Главное отличие – при слабоумии происходит снижение когнитивных функций вплоть до полного психического и физического распада личности (маразма), а при имбецильности данные функции недоразвиты.

    Лечение и коррекция состояния

    Цель лечения имбецильности: снизить тяжесть симптоматики, социализировать больного. Коррекция состояния проводится с помощью медикаментозного лечения ноотропными препаратами. Они насыщают головной мозг кислородом, питают нейроны и способствуют улучшению когнитивных функций. К ним относятся, к примеру, такие препараты, как Пантогам, Пантокальцин, Пирацетам.

    При наличии нарушений поведения возможно применение транквилизаторов короткими курсами до 14 дней и корректоров поведения (Сонапакс, Неулептил). Антипсихотические препараты в небольших дозировках действуют как успокаивающие лекарства, улучшают ночной сон.

    При наличии судорожного синдрома и колебаний фона настроения используются Карбамазепин, Вальпроевая кислота.

    Прогноз имбецильности

    Динамика состояния и прогноз при имбецильности зависит от уровня недоразвития интеллекта и патологии личностных функций. В лёгких случаях при отсутствии глубокого дефекта и нарушений поведения такие люди могут быть вполне компенсированы и сохранны в социальном плане. Так, около 66% пациентов могут оставаться трудоспособными в хорошо организованных условиях.

    Негативная динамика заболевания характерна для тяжёлых случаев имбецильности. Обычно заболевание сопровождается сопутствующими физическими дефектами развития, неврологическими нарушениями, аномалиями головного мозга. При отсутствии медикаментозного лечения, психолого-коррекционной работы, в неблагоприятной обстановке состояние может ухудшаться. Декомпенсация может наступать в периоды половозрастных кризисов. Данные состояния могут сопровождаться аффективными нарушениями с раздражительностью, агрессией, неврозами, депрессиями, расторможенностью, нарушениями поведения.

    Необходимо проводить обучение таких лиц в специализированных коррекционных учебных заведениях, создавать спокойную и дружественную атмосферу в коллективе.

    Имбецильность относится к широко распространённым психическим расстройствам. Недоразвитие интеллектуальных функций – главное проявление имбецильности, как и умственной отсталости в целом. Множество факторов может быть причиной данного состояния. В наших силах сформировать осознанное представление молодого поколения о беременности, рождении здоровых детей. Важно также создать необходимую среду для развития и жизни таких особенных людей.

    Анастасия Пилипенко, Врач-психиатр 22 статей на сайте Специальность по диплому – лечебное дело. Окончила Омскую Государственную Медицинскую Академию, в 2013-м г. получила специализацию по психиатрии. С 2014-го г. работаю участковым врачом-психиатром в психоневрологическом диспансере и медико-реабилитационном отделении БУЗ ОО «Клиническая психиатрическая больница им. Солодникова Н.Н.» г. Омска. Стаж работы — 4 года. Являюсь специалистом 2-й квалификационной категории. Сертифицированный НЛП-практик (260 академич.ч). Оценка статьи

    Мы приложили много усилий, чтобы Вы смогли прочитать эту статью, и будем рады Вашему отзыву в виде оценки. Автору будет приятно видеть, что Вам был интересен этот материал. Спасибо!


    Общие сведения

    Умственная отсталость – врожденное или приобретенное в раннем детстве (до 3 лет) состояние общего недоразвития психики с выраженной недостаточностью интеллектуальных способностей.

    Умственная отсталость может быть обусловлена различными этиологическими и патогенетическими факторами, действующими во время внутриутробного развития, родов или в первые годы жизни. В большинстве случаев умственная отсталость является не болезненным процессом, а патологическим состоянием, результатом когда-то подействовавшей вредности, и не имеет тенденции к прогредиентности (прогрессированию).

    Долгое время общепринятым термином для обозначения состояний умственной отсталости был термин «олигофрения» (греч.: oligos – малый, phren – разум, т.е. малоумие), который предложил Э. Крепелин (1915) для разграничения обозначаемого им врожденного слабоумия от слабоумия приобретенного (деменции).

    Распространенность умственной отсталости

    По различным оценкам распространенность умственной отсталости колеблется от 0,5% до 3% населения, при этом легкие формы интеллектуальной недостаточности встречаются чаще тяжелых. Мужчины страдают умственной отсталостью чаще женщин.

    Классификация умственной отсталости

    Существуют разные подходы к классификации состояний умственной отсталости. Наиболее распространенной клинической классификацией является разделение умственной отсталости по степени интеллектуального дефекта. Традиционно выделялось три степени умственной отсталости: дебильность, имбецильность и идиотия. В Международной Классификации Болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) умственная отсталость представлена в отдельной рубрике (F7) и подразделяется по тяжести на четыре степени: легкую (F70), умеренную (F71), тяжелую (F72) и глубокую (F73). Другая клиническая классификация предполагает подразделение состояний умственной отсталости (независимо от глубины психического недоразвития) на стеническую, дисфорическую, астеническую и атоническую формы (Д.Н. Исаев). Кроме того, выделяют «ядерные» формы умственной отсталости (Н.И. Озерецкий), для которых свойственна тотальность психического недоразвития, затрагивающая всю психику в целом, и атипичные формы, для которых свойственна неравномерная структура психического дефекта с признаками парциального психического недоразвития.

    По этиопатогенезу состояния умственной отсталости разделяют на три основные группы (Г.Е. Сухарева):

    1. состояния, обусловленные наследственными (генными и хромосомными) заболеваниями. К этой группе относят: синдромы Дауна, Клайнфелтера, Тернера, Мартина-Белл, истинную микроцефалию, энзимопатические формы, связанные с наследственными обменными нарушениями (фенилкетонурия, галактозурия и пр.), наследственные неврологические и нервно-мышечные заболевания с умственной отсталостью.

    2. состояния, вызванные действием различных вредностей во время внутриутробного развития (эмбриопатии и фетопатии). Сюда относят состояния, вызванные внутриутробными инфекциями (вирусы краснухи, гриппа, паратита, цитомегаловирус, возбудители сифилиса, токсоплазмоза и пр.), интоксикациями (например, алкогольной), гемолитической болезнью плода и пр.

    3. состояния, вызванные действием различных вредностей во время родов или в первые месяцы и годы жизни. Выделяют умственную отсталость, связанную с родовой травмой и асфиксией в родах, с черепно-мозговыми травмами и нейроинфекциями, перенесенными в раннем детстве.

    Во многих случаях достоверно выявить этиологические причины умственной отсталости не представляется возможным, поэтому такие состояния обозначают как недифференцированные формы. В свою очередь дифференцированные формы умственной отсталости представляют собой нозологически самостоятельные заболевания с установленной этиопатогенезом и характерной клиникой. Часто при дифференцированных формах умственная отсталость является лишь одним из симптомов в ряду других тяжелых проявлений этих заболеваний.

    Клинические проявления и динамика умственной отсталости

    Психические расстройства при умственной отсталости, как уже отмечалось выше, полиморфны по характеру и степени выраженности.

    Выраженность интеллектуального дефекта.

    По степени выраженности недостаточности интеллектуальных способностей в МКБ-10 выделяется:

    1. Глубокая умственная отсталость (идиотия).

    При идиотии значительно ограничены познавательные способности: больные практически не способны понимать обращенную к ним речь, не узнают людей, ухаживающих за ними (например, мать), не отличают съедобного от несъедобного (могут поедать несъедобные предметы), не имеют представлений о пространственных отношениях (например, о высоте: могут падать с большой высоты), редко формируют представления о горячем, остром и пр. (могут получать повреждения, ожоги). Большинство больных не в состоянии освоить даже простейшие навыки самообслуживания (одеться, умыться, пользоваться столовыми приборами и пр.). Речь или совсем не сформирована (такие больные издают лишь нечленораздельные звуки) или состоит из нескольких простейших слов. Значительно недоразвиты моторные функции больных, в связи с чем многие из них не могут самостоятельно стоять и ходить, передвигаются ползком. Поведение в одних случаях отличается вялостью, малоподвижностью, в других – склонностью к однообразному двигательному возбуждению со стереотипными движениями (раскачивание туловищем, взмахи руками, хлопанье в ладоши), а у некоторых больных с периодическими проявлениями агрессии и аутоагрессии (могут внезапно ударить, укусить окружающих, царапать себя, наносят себе удары и т.п.). В большинстве случаев имеют место грубые неврологические нарушения и тяжелые соматические аномалии. Жизнь таких больных, нуждающихся в постоянном уходе и надзоре окружающих, определяется удовлетворением простейших жизненных потребностей. Коэффициента умственного развития (стандартизированная методика Д. Векслера для измерения интеллекта) у лиц с глубокой умственной отсталостью ниже 20.

    2. Тяжелая умственная отсталость (тяжелые варианты имбецильности)

    Познавательная деятельность ограничена возможностью формировать только простейшие представления, абстрактное мышление, обобщения больным недоступны. Больные овладевают лишь элементарными навыками самообслуживания, их обучение невозможно. Словарный запас ограничен одним-двумя десятками слов, достаточных для сообщения о своих основных потребностях, выражены дефекты артикуляции. Часто присутствуют неврологические расстройства, нарушения походки. Больные нуждаются в постоянном контроле и обслуживании. Коэффициент умственного развития этих пациентов находится в пределах 20-34.

    3. Умеренная умственная отсталость (варианты имбецильности легкой и средней степени)

    Эти больные способны образовывать большее число и более сложные представления, чем больные тяжелой умственной отсталостью. Больные овладевают навыками самообслуживания, могут быть приучены к простейшему труду путем тренировки подражательных действий. Их словарный запас богаче, они в состоянии изъясняться простыми фразами, поддерживать простую беседу. Относительная адаптация больных с умеренной умственной отсталостью возможна лишь в хорошо знакомых им условиях, любое изменение ситуации может поставить их в затруднительное положение из-за невозможности перехода от конкретных, полученных при непосредственном опыте, представлений к обобщениям, позволяющим переносить имеющийся опыт в новые ситуации. Больные не могут жить самостоятельно, нуждаются в постоянном руководстве и контроле. Некоторые из них могут выполнять простейшую работу в специально созданных условиях (например, в лечебно-трудовых мастерских). Коэффициент умственного развития этих пациентов находится в пределах 35-49.

    4. Легкая степень умственной отсталости (дебильность).

    Познавательные расстройства у этих больных заключаются в затруднении формирования сложных понятий и обобщений, невозможности или затруднении абстрактного мышления. Мышление у них преимущественно конкретно-описательное, достаточно развита обиходная речь. Больные легкой степенью умственной отсталости способны к усвоению специальных программ, основанных на конкретно-наглядном обучении, которое проводится в более медленном темпе, а также способностью к овладению несложными трудовыми и профессиональными навыками. Благодаря относительно более высокому, чем при других степенях умственной отсталости, темпу психического развития у больных с дебильностью во многих случаях возможна удовлетворительная адаптация к обычным условиям жизни. Часто эти больные обнаруживают хорошую практическую осведомленность («их умения больше их знания» — Э. Крепелин). Многие больные с легкой умственной отсталостью заканчивают специализированные школы и профессиональные училища, продуктивно работают, заводят семьи, самостоятельно ведут хозяйство. По сравнению с другими степенями олигофрении черты личности и характера больных отличаются большей дифференцированностью и индивидуальностью. Однако эти больные с трудом формируют собственные суждения, но легко перенимают чужие взгляды, иногда попадая под нездоровое влияние окружающих (например, могут вовлекаться в бредовые переживания психически больных с формированием индуцированного бреда, или становиться орудием в руках злоумышленников, манипулирующих ими для получения собственной выгоды). Коэффициент умственного развития этих пациентов находится в пределах 50-69.

    Эмоционально-волевые нарушения

    Интеллектуальная несостоятельность – самое яркое проявление умственной отсталости, но она является лишь частью общего психического недоразвития личности. При олигофрениях значительно страдают эмоциональные и волевые процессы. Д.Н. Исаев, по особенностям нарушений эмоционально-волевой сферы, вне зависимости от степени выраженности психического недоразвития, выделяет следующие формы умственной отсталости:

    1. Стеническая. Волевые процессы у этих больных обладают достаточной силой и устойчивостью. Больные работоспособны, деятельны. При легких степенях интеллектуальной недостаточности они имеют хорошую способность к адаптации, способны в полной мере использовать усвоенные навыки и знания. У некоторых больных отмечается аффективная неустойчивость, поэтому выделяют два варианта стенической формы: уравновешенный и неуравновешенный.

    2. Дисфорическая. Характеризуется постоянным злобно-тоскливым аффектом, склонностью к дисфориям, импульсивным поступкам, негативизму, конфликтности, расторможенности влечений. Даже при незначительной интеллектуальной недостаточности такие больные неспособны к обучению и труду. Во время дисфорий они часто проявляют агрессию (обычно по отношению к близким, осуществляющим за ними уход, при этом агрессия может быть очень жестокой и изощренной) и аутоагрессию (наносят себе глубокие порезы, прижигают кожу сигаретой, вырывают волосы и пр.).

    3. Астеническая. Характеризуется нестойкостью волевых процессов, быстрой истощаемостью, утомляемостью, медлительностью, нарушениями внимания, затруднениями в усвоении и использовании практических навыков.

    4. Атоническая. Характеризуется практически полным отсутствием способности к психическому напряжению и целенаправленной деятельности. Больные или полностью бездеятельны или находятся в состоянии хаотической двигательной расторможенности.

    Динамика умственной отсталости

    В большинстве случаев состояния умственной отсталости относительно стабильны («непрогредиентны»). Однако, иногда, под влиянием внутренних и внешних факторов, отмечается их положительная или отрицательная динамика. При своевременном и активном проведении лечебно-коррекционных и воспитательных мероприятий большинство больных, страдающих легкой и умеренной умственной недостаточностью, оказываются способны к труду. В процессе возрастной эволюции и под влиянием лечебных мероприятий отмечается редукция двигательной расторможенности, импульсивности, негативизма, астенических состояний и пр. Отрицательная динамика умственной отсталости возможна при присоединении дополнительных патогенетических механизмов поражения головного мозга (например, отложение амилоида при болезни Дауна), при действии дополнительных внешних вредностей (черепно-мозговые травмы, алкоголизм и пр.), психогениях, неблагоприятном социальном окружении, в периоды возрастных кризов и пр. Декомпенсации при умственной отсталости могут проявляться цереброастеническими и психопатоподобными расстройствами, психозами с помрачением сознания, галлюцинаторно-бредовыми, аффективными психозами и пр.

    Дифференцированные формы умственной отсталости

    Состояния, обусловленные наследственными (генными и хромосомными) заболеваниями

    Синдром Дауна

    Обусловлен трисомией по 21 хромосоме. Впервые был описан английским врачом Дж. Дауном в 1866, но связь между нарушением числа хромосом и клиническими проявлениями болезни была установлена лишь в 1959 году (Ж. Лежен). Частота рождения детей с синдром Дауна приблизительно 1:700, однако в настоящее время, в связи с возможностями пренатальной диагностики, есть тенденция к ее снижению. Наиболее важным фактором риска данной хромосомной аберрации признается возраст матери (больше 35 лет).

    Клинические проявления: Умственная отсталость при синдроме Дауна может быть выражена по-разному, чаще это умеренная и тяжелые степени, реже легкая. У больных отмечается позднее появление и выраженное недоразвитие речи (недостаточное понимание речи, бедный словарный запас, дизартрия). Дети с болезнью Дауна обычно не способны к обучению даже по программе вспомогательной школы и нуждаются в индивидуальном обучении. Эмоциональная сфера остается достаточно сохранной: большей частью больные ласковы, послушны, привязаны к родителям, приветливы, добродушны («солнечные дети»), хотя бывают упрямы. Многие из них любопытны и обладают хорошей подражательной способностью, что способствует развитию навыков самообслуживания и несложных трудовых процессов. Редко встречаются безразличные и злобные больные. Как правило, дети с болезнью Дауна лучше развиваются в родительских семьях, чувствуя заботу близких, но, даже в этом случае, они не достигают удовлетворительного уровня социальной адаптации и нуждаются в постоянной опеке.

    Особенностью возрастной динамики болезни Дауна является позднее половое созревание и раннее появление признаков инволюции (в 30-40 лет). При синдроме Дауна отмечается высокая частота раннего развития (после 35 лет) атрофических изменений коры головного мозга и накопления амилоида в виде сенильных бляшек, т.е. морфологические изменения сходные с болезнью Альцгеймера. При этом больные быстро утрачивают обыденные навыки, словарный запас, становятся бездеятельными, безразличными, появляются неврологические расстройства.

    Больным с синдромом Дауна свойственен специфический физический фенотип, определяемый множеством стигм дизонтогенеза, что делает возможным диагностику этого состояния уже при рождении. Дети обычно небольшого роста; при рождении часто имеют низкую массу тела (до 2500 г). Окружность головы уменьшена. Лицо плоское, монголоидный разрез глаз (первое название синдрома «монголизм»), широкая переносица, нос короткий, изредка наблюдается пятнистая окраска центральной части радужки; нередки катаракты. Язык большой, исчерченный, рот полуоткрыт. Уши небольшие, прилегающие. Кисти широкие, пальцы короткие, на ладонной поверхности кисти поперечная борозда. Часто встречаются патология строения сердечно-сосудистой системы, эндокринные нарушения (гипофункция щитовидной железы, гипофиза, надпочечников, половых желез), мышечная гипотония. Характерна повышенная восприимчивость к инфекциям. Продолжительность жизни больных значительно снижена, не более 10% живут более 40 лет.

    Синдром Тернера (Шерешевского-Тернера)

    Моносомия Х-хромосомы (45, Х0). Распространенность 1:3300 новорожденных.

    Клинические проявления: Умственное недоразвитие обнаруживается только у части больных; обычно легкой степени. Больные трудолюбивы и благодушны. У многих больных есть критика к своему состоянию и переживание дефекта, отмечается склонность к невротическим реакциям

    Врожденные аномалии строения придают больным своеобразный вид: низкий рост (как правило, не превышает 150 см), диспропорциональное телосложение (преобладание верхней части туловища, широкие плечи, узкий таз, укорочение нижних конечностей, конституция приближается к мужской). Шея короткая с избыточной кожей на заднебоковой поверхности, которая у многих больных выступает в виде шейной складки. Выявляются признаки полового инфантилизма (наружные половые органы недоразвиты, молочные железы не развиты, соски втянуты, оволосение лобка и подмышечных впадин отсутствует или скудное). Характерными признаками являются первичная аменорея, аномалии строения внутренних половых органов.

    Синдром Клайнфелтера

    Дисомия по Х хромосоме у мужчин (47, ХХY). Распространенность 1:1400 новорожденных (мальчики).

    Клинические проявления: Умственная отсталость встречается примерно у четверти больных, преимущественно в легкой степени. Отмечается выраженная незрелостью эмоционально-волевой сферы. У многих больных часто присутствует сознание своей неполноценности, которое становится источником внутреннего конфликта, характерны невротические и патохарактерологические реакции. Описаны случаи с депрессивными, ипохондрическими, навязчивыми, шизофреноподобными расстройствами

    Внешние вид больных: характерен высокий рост, астеническое сложение, узкие плечи, удлиненные конечности, слабо развитая мускулатура. Постоянными признаками синдрома Клайнфелтера являются недоразвитие половых органов и бесплодие. Примерно у половины больных отмечается гинекомастия и евнухоидные признаки. В неврологическом статусе в ряде случаев имеются мышечная гипотония и диэнцефально-вегетативные расстройства по типу панических атак.

    Умственная отсталость, вызванная наследственными дефектами метаболизма

    Фенилпировиноградная умственная отсталость (фенилкетонурия, ФКУ, болезнь Феллинга)

    — наследственное нарушение обмена веществ (характеризуется аутосомно-рецессивным типом наследования), обусловленное дефицитом одного из ферментов обмена аминокислоты фенилаланина, что приводит к нарушениям окисления фенилаланина в тирозин, недостаточным синтезом катехоламинов (адреналина и норадреналина), гормонов щитовидной железы, меланина, серотонина. В результате в организме происходит постепенное накопление фенилаланина и его метаболитов, оказывающих токсическое действие на ЦНС, формируется дефицит гормонов и медиаторов нервной системы с дальнейшей задержкой психического развития. Фенилаланин и его метаболиты (фенилкетоновые вещества) выделяются с мочой. Выявляются значительные этнические различия в распространенности фенилкетонурии. В России частота среди новорожденных составляет 1:6-10 тыс.

    Клиническая картина: Дети, больные фенилкетонурией, рождаются с нормально сформированным и функционально полноценным головным мозгом (так как биохимические процессы плода обеспечиваются обменом веществ матери). Биохимические нарушения начинают развиваться сразу после рождения. Уже в 4-6 мес. выявляется отставание в психомоторном развитии, которое заметно прогрессирует. Развернутая клиническая картина заболевания включает умственную отсталость тяжелой или глубокой степени, нарушения поведения и кататонические расстройства (состояния психомоторного возбуждения, импульсивные действия, стереотипные движения, эхопраксия, эхолалия, субступорозные состояния), астенические состояния. Часто обнаруживается повышение мышечного тонуса, судороги (у 30% больных), гиперкинезы, тремор пальцев рук, атаксия, нарушения координации, энурез. Характерны дефекты пигментации (большинство больных — блондины, со светлой, лишенной пигмента кожей и голубыми глазами). Моча имеет своеобразный запах («запах волка», «мышиный», «затхлый»). Биохимическая диагностика фенилкетонурии основывается на положительной реакции мочи с FeCl3 на фенилпировиноградную кислоту (проба Феллинга) и обнаружении повышенной концентрации фенилаланина в плазме крови.

    Фенилкетонурия пример наследственного заболевания с возможностью хорошего эффекта при своевременной профилактической терапии: для предотвращения развития психических и неврологических расстройств с первых месяцев жизни и до 10-12 летнего возраста используются диеты с резким ограничением фенилаланина (полностью исключают животный белок, значительно растительный, дефицит белков компенсируют специальными смесями аминокислот без фенилаланина). Чувствительность нервной ткани к токсическому влиянию продуктов обмена фенилаланина, а также к другим нарушениям обмена наиболее высока в раннем возрасте (в период созревания мозга). После окончания процесса миелинизации повышение фенилаланина в крови уже не оказывает патогенного воздействия на мозг.

    Умственная отсталость, вызванная действием вредностей во время внутриутробного развития (эмбриопатии и фетопатии)

    Умственная отсталость, вызванная вирусом краснухи (рубеолярная эмбриопатия). При заболевании беременной краснухой в первом триместре беременности формируется эмбриопатия с грубыми нарушениями строения нервной системы (микроцефелия, порэнцефалия), органов слуха и зрения, врожденными пороками внутренних органов. Умственная отсталость у таких больных обычно глубокой степени, часты судорожные припадки.

    Умственная отсталость, обусловленная гемолитической болезнью плода и новорожденного. Гемолитическая болезнь плода (эритробластоз плода) обусловлена резус-конфликтом между матерью и ребенком, который приводит к гемолизу эритроцитов плода, анемии, высокому уровню билирубина, нарушениям кровообращения, отекам, повышению внутричерепного давления. Одним из последствий этого состояния может быть формирование умственной отсталости, выраженность которой бывает различной.

    Умственная отсталость, обусловленная алкоголизмом матери (алкогольная фетопатия). Развивается при употреблении алкоголя матерями во время беременности. По данным ряда авторов занимает первое место среди причин легкой умственной отсталости. Клиническая картина складывается из умственной отсталости (преимущественно легкой степени), задержки физического развития (особенно выраженная при рождении и в первые годы жизни), нарушения строения черепа (микроцефалия, укорочение глазных щелей, недоразвитие костей срединной части — выпуклый лоб, короткий нос с широким и плоским переносьем, гипоплазия верхней челюсти).

    Состояния, вызванные действием вредностей во время родов или в первые месяцы и годы жизни

    Умственная отсталость, обусловленная родовой травмой или асфиксией в родах. Механическое повреждение черепа ребенка во время родов может приводить к внутричерепным кровоизлияниям или даже к непосредственным повреждениям мозга и его оболочек. Кислородное голодание вызывает нарушения метаболизма в нервной ткани. Эти факторы могут приводить к формированию органической патологии головного мозга и, в последующем, умственной отсталости (выраженность которой может быть различна). Для родовых травм характерны очаговые неврологические расстройства, судорожные припадки, иногда – гидроцефалия.

    Умственная отсталость, обусловленная нейроинфекциями, перенесенными в раннем детстве. После перенесенных менингитов и менингоэнцефалитов может формироваться умственная отсталость различной степени выраженности, очаговые неврологические расстройства, судорожные припадки, гидроцефалия.

    Дифференциальный диагноз

    Диагноз умственной отсталости основывается на установлении психического дефекта, центральное место в котором занимает недоразвитие интеллектуальных способностей, на обнаружении признаков отставания в психическом развитии в детском и подростковом возрасте, а также отсутствии прогредиентности, т.е. признаков углубления психического дефекта. С целью определения степени интеллектуального дефекта используют специальные психологические методы оценки интеллекта (см. главу 7). Для уточнения этиологии некоторых форм умственной отсталости требуются дополнительные лабораторные и инструментальные исследования. Дифференцировать умственную отсталость необходимо с состояниями, обусловленными педагогической запущенностью (случаи, когда здоровый ребенок лишен условий для правильного умственного развития) и прогредиентными психическими заболеваниями (в первую очередь с шизофренией и эпилепсией, манифестирующими в раннем детском возрасте).

    Прогноз

    Прогноз умственной отсталости зависит от степени недоразвития психики, выраженности интеллектуального дефекта, особенностей эмоционально-волевой сферы больных, этиологии. При неосложненной умственной отсталости легкой степени возможна полная социальная адаптация, которая исключает необходимость в наблюдении психиатра. В то же время социальный прогноз глубокой и тяжелой степеней умственной отсталости неблагоприятен.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *