Хитизм

Фомичева М.В. Воспитание у детей правильного звукопроизношения книга по логопедии на тему

Своевременное развитие речи перестраивает всю психику малыша, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости!

Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими. Таким образом, необходимо, чтобы речь взрослых была образцом для детей. В связи с этим в учебных планах педучилищ серьезное внимание уделяется совершенствованию речи самих учащихся. Вместе с тем большое место отводится изучению методики развития речи детей.

Данное пособие призвано помочь учащимся в овладении специальными знаниями, а также практическими навыками работы по предупреждению и устранению дефектов речи у детей. Оно подготовлено на основе программы курса «Практикум по логопедии» с учетом новых исследований в области логопедии, смежных наук и передового опыта работы дошкольных учреждений.

В пособии освещены следующие вопросы: нарушения звукопроизношения и их исправление, участие воспитателя в коррекции нарушений речи у детей, работа воспитателя по формированию у дошкольников правильного произношения, работа воспитателя с родителями, взаимосвязь в работе воспитателя и логопеда.

ЛАМБДАЦИЗМ

Характеристика фонем. Описание правильного уклада органов артикуляции. Причины и варианты нарушений фонем — искажение и замены. Артикуляционная гимнастика на подготовительном этапе постановки звука. Приемы коррекции фонемы. Закрепление коммуникативных умений и навыков.

ТЕОРИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Ламбдацизм — недостатки произношения звуков и , является фонетическим нарушением. Ламбдацизм относится к мономорфным нарушениям. Параламбдацизм выражается в замене и другими звуками и по структуре является фонетико-фонематическим нарушением.

ПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ

Кончик мягкого неба поднят, образуя с задней стенкой глотки нёбно-глоточный затвор, который препятствует проходу воздушной струи в носовую полость.

Губы нейтральны и принимают положение следующего гласного.

Зубы сближены, расстояние между верхними резцами и нижними — 2-4 мм.

Кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов. Переднесредняя часть спинки языка опущена, корневая часть поднята по направлению к мягкому небу и оттягивается назад, посередине образуется ложкообразная вдавленность. Боковые края языка опущены, через них проходит выдыхаемая струя воздуха, слабая, как при произнесении всех звонких согласных.

Мягкое небо поднято и закрывает проход в нос.

Голосовые складки колеблются, производя голос.

Артикуляция отличается от твердого тем, что губы при его произнесении несколько оттягиваются в стороны (что свойственно мягким согласным). Переднесредняя часть спинки языка поднимается по направлению к твердому небу и несколько продвигается вперед, задняя часть спинки языка вместе с корнем значительно продвинута вперед и опущена

ВИДЫ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОВ

Межзубное произношение. Слышится акустически правильный звук, а артикуляция звука изменена, кончик языка находится между резцами.

Носовое в виде заднеязычного носового звука. Произношение резко отличается от правильного и по артикуляции и на слух. Язык прикасается к заднему небу, воздушная струя частично или полностью проходит через нос, как при звуке . Слышится два нечетких звука: . Речь ребёнка будет звучать так: » Мышка весенго жинга, на пуху в угнгу спанга. Мышка енга сыр и санго, но всё мышке бынго манго».

Губно-губное (двугубное) произношение. Акустически напоминает звук , встречающийся в некоторых диалектах, или звук , свойственный фонетическому строю английского языка. В этом случае звук произносится с участием губ, кончик языка опущен, лежит на дне ротовой полости.

Губно-зубное произношение, напоминающее звук . Нижняя губа приближается к верхним зубам, кончик языка лежит на дне ротовой полости.

Встречается боковое одностороннее произнесение , когда воздух проходит только с одной стороны языка.

Смягченное произношение, среднее между твердым и мягким произношением. В этом случае звук произносится с более приподнятой средней частью спинки языка.

Замена звука звуком . При этом виде не правильного произношения задняя часть спинки языка поднята, а кончик опущен. Дети не замечают, что заменяют звук, а взрослые нередко считают, что звук пропускается. Ребёнок говорит: «Мышка весеыо жиыа, на пуху в угыу спаыа. Мышка еыа сыр и саыо, но всё мышке быыо маыо».

Замена звука звуком . В этом случае кончик языка не поднимается к верхним резцам, а опускается и оттягивается от нижних резцов, задняя часть спинки языка поднимается и упирается в мягкое небо, вместо того чтобы только приподняться. Речь ребёнка звучит так: «Мышка весего жига, на пуху в уггу спага. Мышка eгa сыр и саго, но всё мышке быго маго».

Замена звука звуком . При этом нарушении кончик языка остается внизу, вместо того, чтобы подниматься за верхние резцы, а средняя часть спинки выгибается вверх дугой, вместо того чтобы опускаться. Ребёнок говорит так: «Мышка весеё жия, на пуху в угью спая. Мышка ея сыр и саё, но всё мышке быё мае».

Замена звука звуком . При нарушении активное участие в образовании звука принимают губы, а не язык. Взрослые часто затрудняются сказать, как ребёнок произносит звук , потому что, вытягивая звуки вперед, как при звуке , он быстро переходит к следующему звуку в слове и слушающий не успевает заметить, как произносится звук. Но если предложить ребёнку протянуть звук , будет легче заметить движение его губ. Если придержать пальцами ребёнка его губы в углах рта, чтобы они были неподвижными, можно легче убедиться в том, что он совсем не может произнести звук . При этой замене речь ребёнка звучит примерно так: «Мышка весеуо жиуа, на пуху в угуу спауа. Мышка еуа сыр и сауо, но всё мышке быуо мауо». Этот недостаток, если его не исправлять, часто остаётся на всю жизнь.

Замена звука звуком . При такой замене язык не принимает участие в артикуляции, нижняя губа двигается к верхним резцам. Дети и взрослые часто считают, что это не недостаток речи, а лишь нечеткость произношения звука . «Мышка весево жива, на пуху в угву спава. Мышка ева сыр и саво, но всё мышке быво маво».

КОРРЕКЦИЯ

Подготовительный этап

Для правильного произношения звука необходимо выработать: подъем кончика языка вверх, подъем задней части спинки языка вверх, умение опускать боковые края языка и выдыхать воздушную струю в щель между боковыми краями языка и коренными зубами.

Подъем кончика языка вверх вырабатывается с помощью специальных упражнений артикуляционной гимнастики. «Качели-1»: рот открыт, губы в улыбке, широкий язык положить снаружи на верхнюю губу, затем на нижнюю. Кончик языка подворачивать как можно больше. «Качели-2». Рот открыт, губы в улыбке, широкий язык вставить между верхней губой и верхними зубами. «Качели-3». Рот открыт, губы в улыбке, положить широкий язык за нижние зубы с внутренней стороны, затем поднять широкий язык за верхние зубы с внутренней стороны.

«Вкусное варенье». Рот открыт, губы в улыбке, широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру неба.

«Пощелкать кончиком языка». Рот открыт, губы в улыбке, широкий кончик языка прижать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком оторвать. Сначала выполнять движения медленно, постепенно темп убыстрять. «Беззвучно пощелкать кончиком языка». Рот открыт, губы в улыбке, широкий кончик языка прижимать сначала к бугоркам за верхними зубами и беззвучно отрывать. Сначала выполнять упражнение в медленном темпе, затем в быстром.

«Индюк». Рот открыт, губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышаться звуки бл-бл.

Подъем задней части спинки языка вверх можно добиться, отрабатывая звуки , , также .

Умение опускать боковые края языка и выдыхать воздушную струю в щель между боковыми краями языка и коренными зубами вырабатывается с помощью упражнения «охотник идет по болоту». Логопед: «У охотника большие резиновые сапоги, он идет по болоту. Под ногами у него хлюпает вот так». Зажав широкий кончик языка передними зубами, выдыхает воздух через щеки, во время выдоха равномерно указательными пальцами обеих рук слегка ударяет себя по щекам, в результате чего слышится хлюпающий звук.

Богомолова А.И. предлагает следующие упражнения:

Для губ и челюстей. Открыть широко рот, как при произнесении звука а. Челюсти и губы напряжены и неподвижны. Зубы открыты на ширину полутора пальцев. Язык должен лежать на дне рта. Ребенок должен удерживать это положение некоторое время. Закрыть рот, повторить упражнение.

Для языка. «Болтушка». Напряженным загнутым кончиком языка с включением голоса водить по небу взад и вперед то медленно, то быстро. Зубы разомкнуты на ширину пальца. Губы открыты и не закрывают зубов. Челюсти должны быть неподвижны, работает только язык.

Как в упражнении «Болтушка» сделать язык «чашечкой». Губы округлить, зубы разомкнуть на расстояние полутора пальцев. Не меняя положения языка, ввести его в рот и достать небо загнутым кончиком у альвеол. Выпуклая часть находится между зубами и придает языку удобное положение. Губы принимают овальную форму.

Произнесение длительного звука . Сделать язык «чашечкой» и поднять его к альвеолам, как в предыдущем упражнении. Включить голос. Язык должен быть неподвижен. Слышится длительный звук . Губы овальной формы, губы разомкнуты и вместе с челюстью неподвижны. Контроль ладонью руки: ощущается теплый поток воздуха.

Очень важно в случае параламбдацизма на данном этапе научить ребенка различать на слух звук и его заменитель, осознавать разницу в их артикуляции и фонации. С этой целью используются упражнения на развитие фонематического слуха. Например, выделение слов, в которых есть звук : яблоко, тень, дерево, капля, стена, страница, кнопка, стол, лампа, дом, улыбка. Найти те предметы в комнате, в которых есть звук : стул, стол, лавка, стекло.

Постановка

Основная трудность в постановке звука заключается в том, что, произнося звук правильно, ребенок продолжает слышать прежний свой звук. Поэтому нужно привлекать слуховое внимание ребенка к тому звуку, который получается в момент его постановки. Звук удается получить по слуховому подражанию, если на подготовительном этапе ребенок научился узнавать его и от­личать правильное звучание от неправильного. Таким образом, при данном виде дислалии часто используется постановки звука по подражанию и смешанный.

Если по подражанию звук поставить не удается, то исполь­зуют следующие приемы.

По образцу ребенку предлагают, пользуясь зеркалом, свободно высунуть язык и зажать его между зубами. Затем он должен, не меняя положения языка, произнес­ти протяжно или . Уже при этом положении речевых органов может получиться протяж­ный межзубный , на что, однако, не следует обращать внима­ние ребенка, чтобы он не сбился на привычное произношение.

Ребенку предлагается слегка раскрыть рот и произнести сочетание . При этом произносится кратко, с напряжением органов артикуляции (как бы на твердой атаке). Образец произнесения показывает логопед. Как только ребенок усвоит нужное произнесение, логопед просит его снова произнести это сочетание, но при зажатом между зубами кончике языка. В этот момент четко слышится сочетание . При выполнении задания логопед следит за тем, чтобы кончик языка у ребенка оставался между зубами.

Можно воспользоваться и другим приемом. Используя в качестве базового звука мягкий попросить ребенка несколько раз повторить слог , затем с помощью зонда нажать на среднюю часть спинки языка вниз – вправо или влево, и попросить ребенка произнести несколько раз сочетание . В момент произнесения регулируйте движение зондом, пока не будет получен акустический эффект твердого .

При замене звука на рекомендуется постановка от , так как в этом случае неправильное зву­чание зависит от напряжения языка в передне-средней его части, а не в задней. В случаях неуспеха можно использовать следующие приемы: механическая помощь — двумя пальцами указательным и безымянным провести легкий нажим на шею так, чтобы каждый палец приходился в точку у внутреннего края задней трети левой и правой ветвей нижней челюсти; предложить создать некоторое напряжение в области плечевого пояса и шеи, для чего нужно нагнуть голо­ву вперед и в этом положении тянуть звук на воз­можно низком тоне. Важно обратить внимание на возникающие кинестетические ощущения от подъема корня языка

При замене звука звуком ребенка учат удерживать кончик языка за зубами, крепко прижимая его к верхним зубам, опускать среднюю часть спинки языка, а заднюю поджимать. Чтобы язык принял такое положение, ребенка просят просунуть кончик языка между передними зубами и сказать протяжно или при открытом рте положить на среднюю часть языка круглую пластмассовую трубочку, а кончик языка поднять за верхние резцы;

При замене на нужно, прежде всего, довести до сознания ребенка, что губы не должны двигаться. Для этого предлагают посмотреть в зеркало на свои губы при неоднакратном произнесении слога . Затем взрослый сам произносит этот слог и обращает внимание на ребенка на то, что губы не вытягиваются вперед, язык все время виден — он опускается сверху вниз. Ребенку говорят: «Твои губы непослушные. Ты хочешь, чтобы они не вытягивались вперед, а они делают по своему. Давай научим их слушаться. Прикажем губам: вытягивайтесь трубочкой вперед! (Ребенок легко выполняет знакомое ему движение). А теперь растяни губы, как будто ты улыбаешься (это тоже не затруднит ребенка). Вот видишь, губы стали послушными, потому что ты им сказал, что они должны делать». Упражнение повторяется несколько раз, пока ребенок не научится легко переключаться с одного движения на другое в быстром темпе. «А теперь поработаем языком. Посмотри, что будет делать мой язык» (Логопед поднимает язык за верхние зубы, крепко прижимает его кончик, потом опускает, губы все время находятся в положении улыбки). «Сделай и ты так».

При замене на необходимо затормозить движения нижней губы. Для этого ребенка учат сначала опускать её, обнажая зубы, и удерживать в таком положении подсчет от З до 5, потом поднимать к верхним зубам. Эти движения повторяются несколько раз. Если у ребенка не получается, используют механическую помощь: опускают и поднимают нижнюю губу указательным пальцем, поставленным под нее.

При замене на отрабатывают положение кончика языка сначала между зубами, затем — у верхних резцов. Ребенку показывают, в чем ошибка его произношения и чем оно отличается от правильной артикуляции. Логопед говорит: «скажи ла, ла, ла (ребенок произносит «га, га, га»). Видишь, как далеко ушел твой язык? Посмотри, где он у меня. Он прижат к верхним зубам. Сделай и ты так. Скажи , но не опускай язык, а подержи за зубами вот так».

При двугубном или губно-зубном произношении звука необходимо затормозить движения губ вперед, укрепив оскал губ. Если это у ребенка не получается, используют механичес­кую помощь: фиксируют губы в улыбке, прижимая пальцами уголки губ в первом случае, и придерживают нижнюю губу указательным пальцем во втором случае.

При носовом ламбдацизме следует обратить внима­ние на воздушную струю, выходящую изо рта по бокам язы­ка. Ребенку предлагают перед зеркалом удерживать корень языка внизу, а мягкое нёбо вверху (позевывание, поднима­ние и опускание задней части языка, поочередное произне­сение с открытым ртом: а-н-а-н…). Затем традиционным приемом ставится правильный звук . На первых порах крылья носа зажимают.

Автоматизация

Первые упражнения, направленные на закрепление полу­ченной артикуляции, сводятся к произношению полученного звука в слогах с гласным : сначала в закрытом слоге — «ал», затем между гласными — «ала» и, наконец, в открытом сло­ге — «ла». Далее вводятся слоги с нелабиализованными глас­ными , , а затем — с лабиализованными , .

В тех случаях, когда ламбдацизм затрагивает не только , но и его мягкую пару , исправление первого звука служит базой для усвоения второго. Последнее обычно легко достига­ется в открытых слогах с гласными переднего ряда — «ли», «ле», а затем и с другими гласными при сопоставлении слогов, включающих и («ла-ля», «ло-ле», «лу-лю»).

Общая схема автоматизации звуков и :

1. Произнесение прямых и обратных слогов:

ла-ло-лу-лы;

ал-ол-ул-ыл

аль-оль-уль-ыль

яль-ёль-иль-ель

Ла- ла- ла,

Ла- ла- ла,

Мила в лодочке плыла

Ло- ло- ло,

Ло- ло- ло,

Светит солнышко тепло.

2. Произнесение слов со звуком в начале, в конце и середине:

лом, лак, лаз, лодка, лужа, лапа, ласточка, ландыш, ластик,

поле, тело, школа, стул, кол, стол, бал, ствол

пламя, желудь, плакат, глава, колонка, молот

3. Произнесение слов со стечением согласных :

благодарность, глаза, злак, флот

наблюдать, клен, полет, лист

4. Отработка звука в словосочетаниях:

У Коли лыжи. Лида шила платье. Лиса поймала белку. Коля сделал лодку.

Лена мыла пол. Было лето. Валя пила лимонад. Лимонад был сладким.

Летом тепло. Лида стелила половик. Лида несла куклу.

Толя взял лодку. Люся посадила фиалки. Куклу звали Олей.

Лида любит Олю. Кончилось теплое лето. Мила и Люся катались на лодке.

5.Отработка звуков в предложениях:

Полные ответы на вопросы:

— Чем Дядя Лука копает клумбу?

— Что на деревьях летом бывает зеленое?

6. Отработка звуков в поговорках, в стихах:

1. Ливень хлещет, ливень льет,

Плот по лужице плывет.

2.У елки иголка колка.

Иголка, иголка, ты остра и колка.

3. Мама Милу мыла мылом

Мила мыло не любила.

4.Галка села на палку,

Палка ударила галку.

7. Отработка звуков во фразовой речи:

Расскажи стихотворение:

Юлька, Юленька, Юла!

Юлька бойкая была-

Усидеть на месте Юлька

Не минуты не могла.

Ну и Юлька!

Загадки:

Иголки лежали, лежали, да под стол убежали. (ежик)

Едет без колес, колеи не оставляет. (лодка)

Составить рассказ по картинкам.

Дифференциация

Если при ламбдацизме исправление звука заканчивает­ся этапом автоматизации, то в случаях параламбдацизма необ­ходимо провести полную дифференциацию этого звука и его за­менителя (в изолированном положении, в слогах, в словах, во фразовой речи).

Если необходима работа над дифференциацией коррелянтной пары звуков, т.е. в данном случае и , используются:

1. Упражнения по произнесению слов, включающих мягкий и твердый звук

пола – поля,

лавка – лямка,

игла – земля,

лов – Лева.

2. Упражнения, где попеременно предъявляются картинки, содержащие звуки и и не содержащие их. Дети должны правильно назвать предметы, изображенные на них.

3. Упражнения по дополнению предложений словами, где встречаются звуки и . Затем идет работа с текстами.

В других случаях параламбдацизма работа по дифференциации звуков идет по такой же схеме. Кроме того, необходимо провести сравнение звуков по фонетическим и артикуляционным признакам, тактильным и мышечным ощущениям. Будут полезны тренировки в произношении слов – паронимов, проводится работа по классификации слов по звукам, также упражнения на самостоятельный подбор слов, содержащих то или иной звук. Т.е. процесс дифференциации строится на операциях сравнения, которые проводятся детьми наиболее успешно.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи. М., 1994.

2. Дефектологический словарь. М., 1970.

3. Матусевич М.И. Современный русский язык. Фоне­тика. М., 1976.

4. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1959.

5. Жинкин Н.И. Сенсорная абстракция // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978.

6. Основы логопедии // Под ред. Т.В. Волосовец. М., 2000.

7. Правдина О.В. Логопедия. 2-е изд. М., 1973.

8. Pay Ф.Ф. Приемы исправления недостатков произно­шения фонем // Основы теории и практики логопе­дии. М., 1968.

9. Расстройства речи у детей и подростков // Под ред. С.С. Ляпидевского. М., 1969.

10. Фомичева М.Ф. Воспитание правильного произноше­ния. М., 1971.

11. Хватцев М.Е. Логопедия. М., 1959.

12. Хрестоматия по логопедии //Под ред. Л.С.Волко­вой, В.И.Селиверстова. М., 1997. Ч. I.

ТЕСТ

1. Определите вид дислалии: «Гистья гетом зегёные»:

А. заднеязычный ламбдацизм

Б. небный ламбдацизм

В. параламбдацизм

2. При каком виде ламбдацизма слышится правильный звук , только артикуляция его немного изменена:

А. межзубном

Б. носовом

В. такого не бывает

3. Речь какого ребенка представлена в предложении: «Мышка весео жиа, на пуху в угу спаа»:

А. не выговаривающего звук

Б. пропускающего звук

В. не выговаривающего альвеолярные звуки

4. Используется постановка звука через:

А. межзубное произношение

Б. губно-губное произношение

В. двугубное произноешние

5.Вспомните, какие способы постановки звука вы знаете. Часто используется механическая помощь:

А. не используется

Б. используется часто

В. постановка только по подражанию

Ответы: 1 – В, 2 – А, 3 – Б, 4 –А, 5 –Б

1. Отсутствие звука обусловлено несформированностью правильного артикуляционного уклада. Ребенок не может произнести звук изолированно и, соответственно, пропускает его в употребляемых языковых единицах (слогах, словах, предложениях и т.д.). Например, абота (работа), одка (лодка).

2. Искажение звука, т.е. звук не исключается из слова, а получает собственное, аномальное звучание, не характерное для фонетической системы родного языка.

3. Замена одного звука другим, имеющимся в фонетической системе родного языка.

В логопедии выделены 3 уровня неправильного звукопроизношения:

1-й уровень: полное неумение произнести звук или всю группу звуков;

2-й уровень: неправильное произношение звуков в речевом потоке при наличии умения правильно произносить их изолированно или в отдельных словах;

3-й уровень: недостаточное дифференцирование — смешение двух близких по звучанию или по артикуляции звуков при умении правильно произносить их изолированно.

Раскрывая лингвистическую характеристику недостатков звукопроизношения, необходимо обратить внимание на то, что нарушения групп звуков обозначаются терминами, образованными от названий греческих букв, соответствующих основному звуку каждой группы: сигматизм и парасигматизм (нарушения свистящих и шипящих звуков); ламбдацизм и параламбдацизм (нарушения звуков и ); ротацизм и параротацизм (нарушения звуков и ); йотацизм и парайотацизм (нарушения звука ); каппацизм, гаммацизм, хитизм, и паракаппацизм, парагаммацизм, парахитизм (нарушения заднеязычных звуков); дефекты озвончения и оглушения; смягчения и твердости согласных звуков (нарушения групп звонких и мягких согласных звуков).

Каждый вид имеет несколько разновидностей (например, сигматизм может быть межзубным, боковым, носовым и др.; парасигматизм — призубным, шипящим и др.).

Вопрос № 63

Методы и приемы коррекции нарушений произношения

свистящих звуков.

Методика постановки свистящих звуков.

I. Межзубный сигматизм.

1. По подражанию.

2.С механической помощью, используя спичку или зонд «уточка», задвинуть кончик языка за нижние резцы.

3. Пение .

II. Боковой сигматизм

1. Через межзубное произношение.

2.С механической помощью, используя спичку или зонд «уточка», задвинуть кончик языка за нижние резцы.

3. Пение .

III. Носовой сигматизм

1. От с положением языка между нижней губой и верхними резцами.

2. Произнести при зажатых крыльях носа.

3. Через межзубное произношение.

IV. Губно-зубной парасигматизм

1. Выполнить артикуляционное упражнение «Заборчик», произнести звук , придер- живая нижнюю губу.

2. Пение .

V. Призубный парасигматизм

1. Через межзубное произношение.

2. С механической помощью, используя спичку или зонд «уточка», задвинуть кончик языка за нижние резцы.

VI. Свистящий парасигматизм

1. С механической помощью, используя спичку или зонд «уточка», задвинуть кончик языка за нижние резцы.

2. Через межзубное произношение звука .

Автоматизация свистящих звуков.

Последовательность закрепления звука: изолированно; в слогах; в словах; в предложениях; в коротких текстах.

Существуют некоторые особенности автоматизации звуков при отдельных дефектах произношения. Так, при устранении бокового сигматизма свистящих звуков автоматизацию в слогах начинают при межзубном положении кончика языка, и лишь когда он перестает отклоняться, переводят язык в зазубное положение.

Существуют некоторые особенности автоматизации звуков при губно-зубном сигматизме: звук закрепляется с использованием механической помощи (придерживание нижней губы пальцем).

Дифференциация свистящих звуков.

При сигматизме работа над звуком заканчивается этапом автоматизации — ввиду отсутствия замен или смешений искомого звука.

При парасигматизме работа над звуком заканчивается этапом дифференциации искомого звука со звуком-заменителем (сначала на слух, а затем в произношении).

64. Методы и приемы коррекции нарушений произношения

шипящих звуков.

Методика постановки шипящих звуков.

I. Межзубный сигматизм.

1. По подражанию.

2.С механической помощью, используя спичку или зонд «рамка», поднять кончик языка к альвеолам.

3. От артикуляционного упражнения «Чашечка». Инструкция: занеси «чашечку» в рот, не разлив чай.

4. От английского с сомкнутыми зубами и вытянутыми вперед губами.

5. От , остановив вибрацию и вытянув губы вперед трубочкой.

II. Боковой сигматизм

1. Через межзубное произношение.

2. От артикуляционного упражнения «Чашечка». Инструкция: занеси «чашечку» в рот, не разлив чай.

3. От английского с сомкнутыми зубами и вытянутыми вперед губами.

4. От , остановив вибрацию и вытянув губы вперед трубочкой.

III. Носовой сигматизм

1. Произнести при зажатых крыльях носа.

Через межзубное произношение.

IV. Губно-зубной парасигматизм

1. Произнести звук , вытянув губы вперед и придерживая нижнюю губу.

V. Призубный парасигматизм

1. Через межзубное произношение.

2. С механической помощью.

VI. Шипящий парасигматизм

1. С механической помощью, используя спичку или зонд «рамка», поднять кончик языка к альвеолам.

Автоматизация свистящих звуков.

Последовательность закрепления звука: изолированно; в слогах; в словах; в предложениях; в коротких текстах.

Существуют некоторые особенности автоматизации звуков при отдельных дефектах произношения. Так, при устранении бокового сигматизма шипящих звуков автоматизацию в слогах начинают при межзубном положении кончика языка, и лишь когда он перестает отклоняться, переводят язык в зазубное положение.

Существуют некоторые особенности автоматизации звуков при губно-зубном сигматизме: звук закрепляется с использованием механической помощи (придерживание нижней губы пальцем).

Дифференциация свистящих звуков.

При сигматизме работа над звуком заканчивается этапом автоматизации — ввиду отсутствия замен или смешений искомого звука.

При парасигматизме работа над звуком заканчивается этапом дифференциации искомого звука со звуком-заменителем (сначала на слух, а затем в произношении).

65. Методы и приемы коррекции нарушений произношения аффрикатов.

Звук :

1. Артикуляционная гимнастика:

— «Лопата»;

— «Качели»

— положить широкий язык на губу и выдохнуть на кончик языка;

— «Горка»;

— «Горка» и отрабатывать выдох;

— «Желобок».

2. Приемы постановки звука :

— через составные части: сначала ребенок произносит звуки и отдельно, слитно с большой паузой, а затем слитно без паузы;

— от артикуляционных упражнений: «Горка», выдох толчком.

3. Автоматизация звука :

— берем обратный слог ац, оц и отрабатываем выдох;

— закрепляем звук между гласными аца, оцо;

— берем прямой слог ца, цо.

Звук :

1. Артикуляционная гимнастика:

— «Лопата»;

— «Качели»;

— «Вкусное варенье» (облизываем верхнюю губу широким языком);

— положить широкий язык на губу и выдохнуть на кончик языка;

— «Фокус» (поднять широкий язык на верхнюю губу и выдохнуть);

— «Чашечка»;

— «Лошадка» (прищелкивание кончиком языка, передней частью спинки языка);

— «Грибок»;

— «Маляр».

2. Приемы постановки звука :

— по подражанию;

— через составные части: сначала ребенок произносит звуки и отдельно на одном выдохе, круговые движения рукой, звуки произносим медленно, четко, слитно, а затем убыстряем темп произнесения;

— от звука : кулачки к щечкам, произносить звук , губы выдвигать вперед.

3. Автоматизация звука :

— берем обратный слог ач, оч и отрабатываем выдох;

— закрепляем звук между гласными ача, очо;

— берем прямой слог ча, чо;

— слова, заканчивающиеся на звук (врач, кирпич).

Звук :

1. Артикуляционная гимнастика (та же, что и при звуке ).

2. Приемы постановки звука :

— по подражанию;

— от слога ась: произносим слог ась, поднимая передний край языка вверх, губы выдвигаем несколько вперед;

— от опорного звука : кулачки к щечкам, произносить звук быстро, чувствуем толчок выдыхаемой струи воздуха на руке, затем звук произносим с придыханием, «выпускаем пар»;

— от опорного звука : произносим звук и улыбаемся как можно шире.

3. Автоматизация звука (та же, что и при звуке ).

66. Методы и приемы коррекции нарушений произношения заднеязычных.

Каппацизм:

1. Артикуляционная гимнастика:

— «Лопатка»;

— положить широкий язык на губу и отодвинуть назад в рот;

— «Горка»;

— отрабатывать выдох.

2. Приемы постановки звука :

— от опорного звука : побуждаем ребенка произносить слоги та-та-та и в момент произнесения шпатылем (зондом) отодвигается язык назад, образуя смычку заднего нёба.

Гаммацизм:

1. Артикуляционная гимнастика (та же, что и при каппацизме).

2. Приемы постановки звука :

— от опорного звука : побуждаем ребенка произносить слоги да-да-да и в момент произнесения шпатылем (зондом) отодвигается язык назад, образуя смычку заднего нёба;

— от звука : с помощью тактильно-вибрационного контроля;

— по аналогии с гласными.

Хитизм:

1. Артикуляционная гимнастика (та же, что и при каппацизме).

2. Приемы постановки звука :

— от позевывания;

— при опоре на безусловно-рефлекторные движения: ручки замерзли – погреем ручки;

— от опорного звука : побуждаем ребенка произносить слоги са-са-са и в момент произнесения шпатылем (зондом) отодвигается язык назад до образования щели между корнем языка и задним краем твёрдого нёба.

Автоматизация и дифференциация заднеязычных звуков.

Последовательность работы над звуками:

— изолированно;

— в слогах;

— в словах;

— в предложениях;

— в коротких текстах.

67. Методы и приемы коррекции ротацизма.

Для получения правильной артикуляции звука необходимы подготовительные упражнения, которые позволяют получить правильное положение органов артикуляции, выработать вибрацию языка и, если необходимо, растянуть подъязычную связку.

Дополнительные упражнения (приемы):производится выдыхаемым воздухом дрожание обеих губ — сначала шепотом («фырканье лошади»), затем с голосом (акустически — тип кучерского «тпррр…»). В случаях затруднений во время выдоха указательным пальцем быстро двигают вверх — вниз, задевая губы — получается нужная вибрация губ. Так же, но со свободным кончиком языка между зубами.

Приемы постановки звука

В легких случаях возможна постановка звука по подражанию.

Первый вариант: язык всей своей массой плотно присасывается к нёбу, как при щелканье языком или при сосании конфеты, и одновременно через нос вдыхается воздух, который затем быстрой и сильной струей выдувается на «прилипший» к нёбу язык. При удачном приеме удается получить первую вибрацию кончика языка в виде глухого «трр» или сочетания «дзз». Упражняя и укрепляя это сочетание, можно получить полный раскат «тррр», а затем озвончить его — «дррр».

Второй вариант: постановка звука от , повторяющегося на одном выдохе: «ддд», «ддд» — с последующим более формированным произнесением последнего.

Упражнение «Болтушка»: высунутый широкий язык на звуке быстро «болтается» сначала между губами, затем — между зубами и, наконец, — за альвеолами. Возникает одноударный звук , который произносится в слогах: «ра-ра-ра», «ро-ро-ро», «ру-ру-ру», «ры-ры-ры» с форсированным произнесением последнего слога. Во время тренировки выдыхаемая струя должна быть сильной. После многократных повторений можно получить вибрацию: «ррра-ррра-ррра».

Лечение фонетического нарушения речи

  • О фонетическом нарушении речи
  • Причины фонетического нарушения речи
  • Симптомы фонетического нарушения речи
  • Лечение фонетического нарушения речи

О фонетическом нарушении речи

Порой ребенок с фонетическим нарушением речи не может произносить лишь одну группу звуков, например, только шипящие или только заднеязычные. Подобное нарушение звукопроизношения называется простое (частичное), или мономорфное. У других детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, например, шипящие и заднеязычные или свистящие, сонорные и звонкие. Такое нарушение звукопроизношения называется сложное (диффузное), или полиморфное.

Такие дети с фонетическим нарушением речи испытывают затруднения в чтении и допускают грубые ошибки в письме (пропускают буквы, заменяют их на другие), что является причиной их неуспеваемости уже в детских садах, а затем и в школе.

Причины фонетического нарушения речи

Причинами фонетического нарушения речи считается:

  • Недостаточная сформированность артикуляционной моторики;
  • Нарушения артикуляционной моторики. Сюда входит:
    • Парез тройничного нерва;
    • Парез лицевого нерва;
    • Парез подъязычного нерва.
  • Расстройства нейродинамики:
    • Недостаточная дифференцировка возбудительного и тормозного процессов в коре головного мозга;
    • Недостаточная сформированность межанализаторных связей.

Так, например, из-за пареза подъязычного нерва движения кончика языка не дифференцированы, язык выходит за пределы рта.

При наличии таких дефектов как фонетическое нарушение речи, ребенок не может правильно выполнять движения органами артикуляционного аппарата, в особенности языком, в результате чего звук искажается.

Симптомы фонетического нарушения речи

Симптомами, указывающими на фонетическое нарушение речи, являются:

  • Слитное произношение двух или нескольких звуков, а также неверное их применение в словах;
  • Употребление в образовании слов звуков, более легких для произношения ребенком;
  • Замена сложных для произношения звуков более простыми;
  • Плохое понимание смысла и значения разных звуков и беспорядочное их использование в различных словах;
  • Ребенок испытывает трудности при самостоятельном придумывании и назывании слов с заданным звуком, в выделении первого гласного, согласного звука (называют или первый слог, или все слово);
  • Словарный запас ребенка не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки.

Лечение фонетического нарушения речи

Лечение детей с фонетическими нарушениями речи в нашем детском медицинском центре «Колыбель Здоровья» осуществляется комплексно совместно детскими врачами: педиатрами, логопедами, психологами. Основная роль в лечении данного нарушения, конечно, приходится на логопедов. Однако и помощь других специалистов, а также родителей очень важна.

Для коррекции фонетических нарушений звукопроизношения необходимо проводить следующее:

  • Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;
  • Вырабатывание звукопроизношения;
  • Развитие артикуляционного аппарата;
  • Развитие мелкой и общей моторики; развитие тактильных ощущений посредством дермалексии;
  • Формирование навыков дифференциации звуков;
  • Развитие лексики, грамматического строя и связной речи;
  • Обучение послоговому чтению;
  • Развитие познавательных процессов (мышления, образной, оперативной памяти, слухового и зрительного внимания, а также способности к концентрации, распределению и переключению внимания);
  • Развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;

Логопедическое воздействие при фонетическом расстройстве речи должно быть сконцентрировано на сознательный анализ состава речи ребенка и развитие понимания обращенной речи. Изучается речевое окружение ребенка, объем обращенной к нему речи, социальные условия жизни. Главные принципы логопедической работы — это систематичность и последовательность. Основными задачами этой работы являются появление интереса к окружающим звукам, развитие желания воспринимать их и подражать им, дифференцировать речевые и неречевые звуки.

Дети с фонетическими нарушениями речи требуют длительного, постоянного, систематического логопедического воздействия. Логопедические занятия обычно индивидуальные, проводятся 2–3 раза в неделю, длительностью в среднем по 30 минут.

В детском медицинском центре «Колыбель Здоровья» врачами-специалистами используются современные логопедические методы, которые помогают ребёнку справится с фонетическими нарушениями речи. Родителям важно помнить, что все дефекты звукопроизношения важно ликвидировать еще в дошкольном возрасте, иначе потом они превратятся в непоправимый для корректировки дефект. Кроме того, в дошкольный период речь ребенка развивается особо интенсивно, а главное — она наиболее податлива для исправления.

Это может быть интересно

  • Заикание у ребенка
  • Витамины для детей
  • Вызов логопеда на дом
  • Недоразвитие речи
  • Бесплатная консультация логопеда

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *