Фонетико фонематическое

Нарушения речи ФФНР – причины, симптомы, методы коррекции

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи или ФФН – это речевое нарушение у детей, никак не зависимое от уровня интеллекта ребёнка и его физиологических данных. ФФН серьёзно тормозит развитие и требует как можно более быстрой коррекции с помощью логопеда.

Что такое ФФНР?

Речь – это не только непосредственно воспроизведение звука, а также его воприятие. Слух и речевой аппарат неразрывно связаны и одна часть не будет работать без другой. Исключения возможны во взрослом возрасте, но ребёнок, столкнувшийся в детстве с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, испытает сильные трудности с восприятием фонем, то есть первичных структур языка.

Чем дольше ФФН не корректируется, тем тяжелее могут быть последствия. На фоне неправильного восприятия информации социализация ребёнка оказывается под угрозой, как и приобретение им более сложных навыков вроде письма и чтения. Также это первый шаг к дисграфии и дислексии – неспособные воспринять информацию на слух дети начинают переносить свой опыт и на другие методы общения и познания.

Формы фонетико-фонематических дефектов речи

Логопедическим и педагогическим сообществом в классификации ФФН выделяется три основных стадии:

  1. Лёгкая степень. Звуковое восприятие ребёнка не нарушено, а только повреждено. Неправильно воспринимаются только отдельные звуки, в целом анализ на уровне нормы.
  2. Средняя степень. Количество звуков, которые ребёнок не способен воспринять, значительно увеличивается. От тяжёлой отличается тем, что в устной речи ориентация всё ещё присутствует.
  3. Тяжёлая степень. Полное нарушение понятия звуковой последовательности у ребёнка – он не различает их, не может структурировать и выделить отдельно от слова.

При всех трёх стадиях развития нарушения консультация или наблюдение у логопеда строго обязательны, если родители не обладают профильными знаниями.

Причины фонематического недоразвития речи детей

Фонетико-фонематическое нарушение может быть как приобретённым (чаще всего), так и врождённым – на восприятие звуков могут влиять как внешние факторы, так ошибки внутриутробного развития или родовые травмы.

Причины приобретённого ФФН:

  1. Травмы головного мозга. Сотрясения, просто сильные ушибы – всё это может оказать влияние.
  2. Длительные инфекции или вирусные заболевания. Долгая болезнь во время первого года, пока иммунитет ещё не сформирован, сильно травмируют все системы, в том числе и нервную.
  3. Плохая наследственность – в семье был кто-то с похожими проблемами в детстве.
  4. Сильные нервные потрясения и хронические стрессы в период активного развития речевой системы. Именно поэтому ФФН часто можно найти у детей из неблагополучных семей.

Половина ситуаций находится вне зоны влияния родителей, они могут лишь вовремя обратиться за коррекцией. Однако и в среде внешне благополучных семей находятся дети с ФНН – создать стрессовую атмосферу страха, недоверия и злобы можно в любых условиях.

Симптомы фонетико-фонематического нарушения речи

Работа логопеда начинается с диагностики и, к счастью, маленькие пациенты с фонетико-фонематическими нарушениями сразу видны среди других. Некоторые симптомы могут заметить только профессионалы, проводя тесты, а некоторые подмечают и сами родители.

Основные симптомы:

  • задержка в развитии нервной системы;
  • трудности ребёнка с переключением внимания и, напротив, с фокусировкой на чём-либо;
  • прослеживаются затруднения в произношении определённых звуков, в ошибках ребёнка есть система;
  • физиологические признаки вроде “готического” высокого нёба и нарушений прикуса, строения губ;
  • проблемы с абстрактными понятиями;
  • явные нарушения артикуляции;
  • возможны проблемы с памятью.

В основном логопед понимает, что столкнулся с ФФН, когда определяет те фонемы, которые ребёнок не воспринимает. Если уровень интеллекта сооветствует возрасту, как и лексический запас, сомнений не остаётся.

Логопедическое обследование при ФФН

Логопед – основной специалист, который понадобится такому ребёнку, но диагностировать нарушение может и педиатр, консультируясь с отоларингологом. Если нет возможности посетить логопеда сразу, можно смело обращаться к этим врачам.

Определить тяжесть заболевания может только логопед. При осмотре он выявит дееспособность артикуляционного аппарата, исключит проблемы с речью по другим, более физиологическим причинам (травмы гортани и проблемы с дыхательной системой, например). Заключается обследование в тщательном осмотре гортани, изучения выписок от других специалистов, а также проведении специальных тестов, по результатам которых можно будет точно судить о ФФН.

Логопедические методы коррекции ФФН

Если причиной нарушения установлена психологическая травма, параллельно с логопедом ребёнка должен наблюдать психолог. Когда нарушения речи происходят из-за психотравмы, логопед не справится в одиночку.

Коррекция в дошкольных заведениях

Именно дошкольника легче всего избавить от ФФН быстро и “безболезненно” для самого ребёнка. Для дошкольника речевые функции очень важны, но их необходимость не сравнить с младшим школьным уровнем, когда включается фактор успеваемости.

Логопеду очень важно успеть с полным курсом коррекции в зависимости от степени тяжести до младшего школьного возраста, понять структуру индивидуального дефекта при ФФН. Для этого используется речевая практика, целенаправленная работа с проблемными звуками.

Логопедическая коррекция в младших классах

Если ребёнок уже владеет навыками чтения или даже письма (неважно, насколько качественно), несмотря на своё нарушение, работать с ним уже необходимо иначе. Проблема уже считается нарушением чтения и письма, основанном на фонетико-фонематическом недоразвитии.

Так как ребёнок получает в разы больше информации теперь, логопед может разными способами внедрять в речь проблемные фонемы. Младший школьник способен к более серьёзному звуковому анализу, чем дошкольник, но работа всё равно усложняется необходимостью “подгонять” ребёнка под нормы социального развития.

Артикуляционные упражнения

Для взрослого неочевидно то, как много усилий необходимо приложить ребёнку, чтобы правильно выговаривать слова. Это делается не силой мысли, а с помощью артикуляционного аппарата, который в свою очередь состоит из нескольких важных органов. Понятия о коррекции фонетико-фонематического недоразвития не было бы без общего комплекса упражнений, способных улучшить воспроизводимость звуков у большинства маленьких пациентов.

Для активной работы губ

Губы буквально формируют звуки, которые мы произносим. Типичные и привычные для нас мимические движения ещё не отпечатались в памяти ребёнка. Он, пытаясь произносить звуки, терпит неудачу именно из-за неправильной постановки губ

Эффективные упражнения:

  1. “Поцелуйчик” – ребёнка учат вытягивать губы трубочкой будто для поцелуя. На самом деле способствует произношению гласных, а также шипящих/свистящих.
  2. “Улыбка” – зубы сомкнуты, а губы расплываются в как можно более широкой улыбке. Тренирует мимические мышцы губ. Можно чередовать с предыдущим упражнением.
  3. “Пятачок” – из позиции “поцелуйчика” ребёнка просят двигать сомкнутыми губами по кругу, меняя направление вращения.

Для тренировки языка

Язык по большей части управляется бессознательно – сам приподнимается к нёбу в спокойном состоянии, а его движения во время речи сложно различимы для обывателя. Специалисту же очевидно, что язык – самая важная часть артикуляционного аппарата и тренировать его нужно в первую очередь.

Полезные упражнения:

  1. “Игла” – нужно высунуть язык как можно дальше, но при этом держать его в напряжении, чтобы был острый кончик. Желательно держать до 10 секунд.
  2. “Лопатка” – задача также в том, чтобы высунуть язык как можно дальше, но уже в расслабленном состоянии.
  3. “Медок” – вызывает у детей небольшие трудности, но очень эффективно. Необходимо лизать верхнюю губу, но не снизу вверх, а сверху вниз.
  4. “Трубочка” – свернуть язык в трубочку, напрягая его. Чем круглее получится, тем лучше.

Также помогают щелчки и цоканье языком – это несложно и дети с удовольствием повторяют такое упражнение и дома.

Прогноз и методы профилактики ФФН

Главный метод профилактики – правильное, гармоничное эмоциональное воспитание ребёнка. Не заметить признаки ФФН может либо неопытный, либо равнодушный родитель. Если ребёнку уделять достаточно времени, а ещё лучше – водить к психологу и логопеду на профилактические осмотры, никакие приобретённые нарушения ему не грозят.

При наличии терапии и формирования речи у ребёнка на всех этапах, ФФН исчезнет уже спустя несколько месяцев или полгода. Проблема решаема и вытащить малыша можно из любой степени.

Структура дефекта при ФФН. Организация логопедической помощи детям с ФФН дошкольного возраста.

⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 60

ФФН— это нарушение процессов формирования произносительной системы языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом, у которых нарушены произносительная сторона речи и особый — фонематический — слух. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами. Дети с ФФНР — это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы. Основные проявления, характеризующие недостатки звукопроизношения: замена звуков более простыми по артикуляции ( н-р звуки с и ш заменяются на ф); наличие диффузной артикуляции звуков, заменяющей целую группу звуков; нестабильное использование звуков в различных формах речи; искаженное произношение одного или нескольких звуков. При наличии большого количества дефектных звуков, как правило, нарушается произношение многосложных слов, со стечением согласных. Это указывает на несформированность фонематического восприятия. Уровень фонемат восприятия выражается: нечеткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи; неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза; затруднение при анализе звукового состава речи. Логопедическая помощь этой категории детей дошкольного возраста осуществляется в спец садах, поликлинике. Логопедическая работа включает формирование произносительных навыков, развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. Коррекционное обучение предусматривает также определенный круг знаний об окружающем и соответствующий объем словаря, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми на данном этапе. Программа коррекционного обучения, вне зависимости от возрастной группы, делится на три периода. Каждый период содержит определенный объем учебного материала, планируемый для изучения на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логопедических занятиях. В зависимости от возрастной группы этот материал по-разному распределен по периодам обучения. В подготовительной группе, в отличие от старшей, гораздо больше внимания уделяется навыкам аналитико-синтетической деятельности, что определяется непосредственной подготовкой детей к школьному обучению. Так, если перед детьми шестого года жизни ставятся задачи анализа и синтеза ряда звуков, обратного и прямого слога, односложного слова (типа лак), а также задача выделения первого и последнего звука в слове, первого ударного гласного и т.д., то для детей седьмого года жизни эти задачи значительно усложняются. Помимо вышеперечисленных навыков, дошкольники изучают слова двусложной слоговой структуры с открытыми слогами (косы), двусложные слова с закрытым слогом и со стечением согласных звуков (сумка). Начиная с ноября дети в подготовительной группе уже овладевают полной звукослоговой схемой слова со следующими обозначениями: длинная полоска — слово, короткая — слог, красный кружок — гласный звук, синий — твердый согласный звук, зеленый — мягкий согласный. Уже со второго периода логопед знакомит детей с буквами и начинает занятия по обучению грамоте. К концу учебного года дошкольники должны правильно произносить и различать все звуки родного языка, уметь читать и «печатать» слоги и слова, работать с разрезной кассой букв, составлять короткие предложения. Такие умения сформировались не только благодаря овладению детьми элементами грамоты, но и развитию определенных графо-моторных навыков (т.е. навыков удержания карандаша, ориентировки на листе бумаги, проведения прямых, косых и закругленных линий и т.п.).

Этапы и содержание логопедического обследования детей с нарушениями речи. Речевая карта. Анализ материалов обследования.

Этапы обследования: Ориентировочный (опрос родителей, изучение документации, беседа с ребенком. Создается предварительное представление о дефекте речи); Дифференцированный (обследование проводится совместно с другими специалистами-дефектолог, психолог. Обследуется состояние интеллекта, слуха. Это необходимо, чтобы выявить, что первично в нарушении); 3 этап (обследование всех компонентов языковой системы-словарный запас, грамматический строй, фонематические процессы, лексика, звукопроизношение, связная речь) В этом разделе обследуется артикуляц аппарат, а так же тембр, темп, просодика. По результатам обследования выносится логопедическое заключение; 4 этап Уточняющий включает динамическое наблюдение за ребенком в условиях спец обучения и воспитания. Речевая карта содержит 3 блока. Блок А: формальные сведения. Блок Б Основное содержание логопед обслед: Общие представления об окружающем мире; Речеязыковая компенсация (уровень сформированности лексикона: объем словаря, системная организация словаря; уровень сформированности грамматической компенсации: словоизменительные навыки и умения, словообразовательная деятельность, синтаксические навыки и умения; понимание и самостоятельное продуцирование\репродуцирование текста повествовательного характера в соответствии с сюжетом: понимание текста, продуцирование текста, репродуцирование текста; уровень сформированности фонетика-фонологической компенсации: состояние фонематического слуха, сформированность навыков звукового анализа и синтеза, слоговая структура слова, звукопроизношение; состояние артикуляционного аппарата: строение артикуляционного аппарата, двигательные функции артикуляционного аппарата, речевое дыхание и голосообразование; просодическое оформление речи; двигательное развитее: развитие основных двигательных навыков и координаторной сферы, сформированность целенаправленных движений- праксис; психологическая база речи: вербальная память, речевое внимание, мышление- вербальный и невербальный интеллект). Блок В дополнительная информация: особенности раннего речевого развития; особенности речевой среды в которой воспитывается ребёнок; особенности речевого поведения; неврологический статус и состояние сенсорно-перцептивных органов и систем- зрение слух осязание и.т.д; сведение о настоящих и перенесённых заболеваниях. Блок Г логопедическое заключение.

3. КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДОШКОЛЬНИКАМИ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА

Методы специальной педагогики в основном совпадают с теми, которые применяет общая дошкольная педагогика. Методы, и их сочетание видоизменяются и дополняются в соответствии с задачами коррекционно-воспитательной работы в спец дошкольных учреждениях и особенностями развития умственно отсталых детей.Методыпо форме воздействия на ребенка бывают словесными и наглядными. Словесные и наглядные методы сочетаются с практическими методами.Словесные методы включают в себя инструкцию, рассказ, беседу, сообщение, описание события и т.п.Наглядные методы — наблюдение, обследование предметов и явлений окруж мира (зрительно, тактильно, на слух), т.е. организация чувственного опыта ребенка.Практические методы представляют собой разные способы организации детской деятельности (постановка практических и познавательных задач, организация дидактических игр и др.).Соотношение методов на каждом этапе воспитания и обучения определяется уровнем развития детей и задачами, стоящими перед педагогом или воспитателем.Принципы построения занятий. Известно, что к началу обучения внимание умственно отсталых детей очень неустойчивое, кратковременное и привлекается только внешним видом предмета. Одним из принципов построения занятий является частая смена видов деятельности, так как при смене объектов и видов деятельности внимание ребенка снова привлекается и это дает возможность продуктивно продолжать занятие. По мере обучения количество времени на каждый вид деятельности увеличивается, а количество видов деятельности уменьшается.Еще одним принципом построения занятий является повторяемость программного материала. Умственно отсталым детям требуется значительно большее количество повторений, чем детям с нормальным интеллектом. Занятия должны строиться так, чтобы повторение одних и тех же заданий происходило в новых ситуациях и на новых предметах. Это необходимо, с одной стороны, для того, чтобы у детей не пропадал интерес к занятиям, а с другой — для формирования переноса полученных знаний на новые объекты и ситуации. На этой основе у детей возникают более обобщенные представления о предметах и явлениях окружающего мира. Таким образом, следующим принципом построения занятий является обеспечение переноса полученных знаний на другой материал. Чрезвычайно важным условием правильной организации занятий оказывается на первых годах обучения игровая форма занятий. С течением времени у детей должен сформироваться интерес к самой деятельности, а затем и познавательный интерес, что позволит уменьшить удельный вес игровой формы занятий.Смена видов деятельности.На I году обучения умственно отсталые дети (дети пятого года жизни) могут продуктивно сосредоточивать свое внимание на одном предмете или на одном виде деятельности не более 5 минут. На подготовительном этапе такую смену желательно производить каждые 3 минуты. Следовательно, если все занятие длится 15 минут, вначале оно должно включать в себя 5, а затем 3 вида деятельности. На III—IV годах обучения длительность занятий увеличивается — одно занятие может длиться 30—35 минут. К этому времени внимание детей, при правильной организации коррекционно-воспитательной работы, становится более устойчивым, произвольным. Дети могут уже достаточно длительно заниматься одним видом деятельности (7—10 минут) в тех случаях, когда задачи, которые стоят перед ними, носят познавательный, мыслительный, речевой характер. В других случаях, когда задачи связаны с игровой, практической и продуктивной деятельностью — 10—15 минут. Здесь смена видов деятельности может производиться реже. Занятие должно состоять из 2—3 различных заданий.Повторяемость программного материала и Формирование переноса полученных знаний, сведений, способа действий из одной ситуации в другую.Повторяемость программного материала, обеспечивающая, с одной стороны, его усвоение и закрепление, а с другой — формирование переноса, может быть также проиллюстрирована на материале элементарных математических представлений.Игровая форма.Игровая форма помогает привлечь детей к занятиям, создать у них положительное эмоциональное отношение к заданию. Но в работе с умственно отсталыми детьми недостаточно придать занятию игровую форму, особенно на первых годах обучения. Им нужно дать игровую задачу. Построена она должна быть так, чтобы в ходе ее выполнения ребенок должен научиться сличать предмет с его изображением. Например, детям предлагают игру «Найди свое место». Им раздают игрушки, а на стульчики, стоящие в ряд, кладут картинки с их изображением. Дети гуляют со своими игрушками по комнате, маршируют под бубен. По сигналу: «Найдите свои картинки», дети бегут к стульчикам. Каждый должен сесть на тот стульчик, где лежит картинка с изображением его игрушки. Таким образом, у ребенка задача — найти свое место, а изображение игрушки служит средством для достижения цели. Детям должна быть предложена такая игровая задача, в которой достижение игрового результата ведет к усвоению программного материала.Сочетание словесных, наглядных и практических методов в коррекционном обученииУ детей с нарушениями интеллекта, речь формируется с большим опозданием и многие дети к моменту поступления в дошкольные учреждения оказываются безречевыми.Прежде всего, речь привлекает внимание детей, организует их в занятиях и деятельности. В словесной форме педагог и воспитатель ставят перед детьми задачу, цель деятельности. В ходе занятий, игр, упражнений взрослые фиксируют в речи сам ход детской деятельности, а затем и полученный результат, обобщают полученный детьми опыт.Основой же коррекционно-воспитательной работы в этот период становятся наглядные и практические методы. Поскольку внимание у детей непроизвольное, неустойчивое, во время занятий нужно стремиться к тому, чтобы в поле зрения детей находились только те предметы, которые соответствуют цели данного занятия. Все лишнее будет отвлекать внимание детей. Лучше всего, если внимание детей концентрируется на 1—2 предметах, с которыми они действуют. При этом сами предметы должны быть крупными, яркими, красочными. На I году обучения нужно очень осторожно использовать картинки в качестве наглядного материала, так как дети часто не узнают предметы в изображении, тем более не понимают, какие действия там изображены, совсем не понимают выражение лиц и жесты на рисунке. Прежде чем использовать картинку в качестве наглядного средства, необходимо специально учить детей воспринимать изображение, соотносить его с реальными предметами, действиями, ситуациями. Адекватными для начального периода обучения умственно отсталых детей являются практические методы — организация детской деятельности и детского опыта. Примером применения практических методов может служить уже описанная нами работа по формированию представлений о величине. При организации обучения очень важно правильно выбрать способы передачи ребенку общественного опыта. Такими способами являются словесное описание или словесная инструкция, показ (подражание), образец, жестовая инструкция, совместные действия взрослого и ребенка. Мы уже останавливались на применении словесных методов передачи ребенку общественного опыта. Рассмотрим теперь наглядные методы — показ, образец, жестовую инструкцию, а также метод совместных действий. Более доступным способом передачи ребенку знаний и умений оказывается показ (подражание).При показе ребенок видит не только результат действий взрослого, но и все этапы действия, которым может подражать. Отношения между всеми способами передачи ребенку общественного опыта должны быть чрезвычайно подвижными, постоянно сменять друг друга..

Особенности речи детей с ФФНР.

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

Общее недоразвитие речи (ОНР)

Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики)при нормальном слухе и интеллекте.

Термин ОНР появился в 50х-60х годах XX века. Ввела в употребление основоположник дошкольной логопедии в СССР Левина Р.Е. и коллектив научных сотрудников НИИ дефектологии.

У детей с ОНР имеются типичные проявления (несмотря на различную природу дефектов), указывающие на системные нарушения речевой деятельности:
— позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, в крайних случаях и к 5 годам;
— речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена;
— экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, то есть ребёнок, понимая речь, обращённую к нему, не может сам правильно выразить свои мысли;
— речь детей с ОНР малопонятна.

Выделяют четыре уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонентов языка у детей с ОНР:

· I уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (т.е. “безречевые дети”). Такие дети пользуются “лепетными” словами, звукоподражаниями, сопровождают “высказывания” мимикой и жестами. Например, “би-би” может означать самолет, самосвал, пароход.

· II уровень речевого развития. Кроме жестов и “лепетных” слов появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Например, “лябока” вместо “яблоко”.

· III уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Свободное общение затруднено. Дети этого уровня вступают в контакты с окружающими только в присутствии знакомых (родителей, воспитателей), вносящих соответствующие пояснения в их речь.

· IV уровень характеризуется отсутствием нарушений звукопроизношения, а имеет место лишь недостаточно четкое различие звуков в речи. Эти дети допускают перестановки слогов и звуков, сокращения согласных при стечении, замены и пропуски слогов в речевом потоке. У них недостаточно внятная дикция, вялая артикуляция, «каша во рту». Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по значению («Мальчик чистит метлой двор» – вместо «Мальчик подметает метлой двор»), в смешении признаков («большой дом» вместо «высокий дом»). В грамматическом оформлении речи детей данной категории отмечаются ошибки в употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного числа («дети увидели медведев, воронов»). Имеют место нарушения согласования прилагательных с существительными («Я раскрашиваю шарик красным фломастером и красным ручком»). Но все ошибки детей, которые можно отнести к 4 уровню речевого развития при ОНР, встречаются в незначительных количествах и носят непостоянный характер. Причем, если предложить детям сравнить верный и неверный ответы, то ими будет сделан правильный выбор.

Лечение. Наиболее эффективно комплексное лечение:

1) логопедические занятия;

2) логопедический массаж;

3) медикоментозная терапия ноотропами.

Фонетико – фонематическое недоразвитие речи (ФФН)

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем.

Дети с ФФНР — это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы.

Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна. Можно выделить следующие его уровни:

1. Первичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено первично. Предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень действий звукового анализа сформированы недостаточно.

2. Вторичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено вторично. Наблюдаются нарушения речевых кинестезии вследствие анатомических и двигательных дефектов органов речи. Нарушено нормальное слухопроизносительное взаимодействие -важнейший механизм развития произношения.

В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний:

-трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;

— при сформированной артикуляции неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам;

— невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.

Особенности речи детей с ФФНР.

Состояние звукопроизношения этих детей характеризуется следующими особенностями:

Причинами таких замен является недостаточная сформиро-ванность фонематического слуха или его нарушения. Такие нарушения, где одна фонема заменяется другой, что ведет к искажению смысла слова, называютфонематическим.

3. Нестойкое употребление звуков в речи. Некоторые звуки по инструкции изолированно ребенок произносит правильно, но в речи они отсутствуют или заменяются другими. Иногда ребенок одно и то же слово в разном контексте или при повторении произносит различно. Бывает, что у ребенка звуки одной фонетической группы заменяются, звуки другой — искажаются. Такие нарушения называются фонетико-фонематическими.

4. Искаженное произношение одного или нескольких звуков. Ребенок может искаженно произносить 2-4 звука или говорить без дефектов, а на слух не различать большее число звуков из разных групп. Относительное благополучие звукопроизношения может маскировать глубокое недоразвитие фонематических процессов.

Несформированность фонематического восприятия выражается в:

— нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи;

— неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза;

— затруднениях при анализе звукового состава речи.

Детей с ФФНР зачисляют с 5 лет в старшую логопедическую группу сроком на 1 год обучения и в подготовительную группу на 1 год обучения, если ребенку 6 лет.

Вопрос 39. Классификация и причины психических расстройств.

Психические болезни – это результат сложных и разнообразных нарушений деятельности различных систем организма человека с преимущественным поражением головного мозга, особенно его высших отделов. При изучении причин психических заболеваний необходимо учитывать состояние организма человека в целом.

Причины психических болезней многообразны. Среди них можно выделить следующие:

— патологическая наследственность. Четко установленные ныне наследственные болезни с прямой передачей потомкам конкретных клинически выраженных патологических признаков составляют лишь небольшую часть психических болезней и относятся преимущественно к олигофрениям. Клинический опыт и специальные исследования свидетельствуют о несомненном значении наследственного фактора при шизофрении. Однако установлено, что при болезни одного родителя дети заболевают шизофренией в 16% случаев, при болезни обоих родителей число больных детей возрастает вдвое;

— воздействие различных злоупотреблений на развивающийся мозг плода во внутриутробном периоде. Обычно результатом таких воздействий оказываются различные варианты умственной отсталости;

— острые или хронические отравления и инфекционные болезни. Среди отравлений, вызывающих психические расстройства, первое место по частоте занимает алкоголь, злоупотребление которым может привести к возникновению алкогольных психозов. Психические нарушения, в том числе психозы, вызываются также употреблением наркотических средств – гашиша, морфия и др. Психические расстройства могут развиваться при отравлении промышленными ядами (ртуть, пестициды, инсектициды, тетраэтилсвинец и др.), а также при неправильном применении некоторых лекарственных препаратов (атропина, акрихина и др.);

— самоотравление организма продуктами нарушенного обмена веществ (аутоинтоксикация), вырабатывающимися в организме при нарушениях деятельности его органов и систем.Таковы психические расстройства при диабете, раке и некоторых других заболеваниях. Некоторые ученые полагают, что аутоинтоксикация имеет значение в возникновении шизофрении;

— черепно-мозговая травма(ушиб, сотрясение или ранение головного мозга), нарушение мозгового кровообращения в результате атеросклероза сосудов головного мозга, кровоизлияния в мозг;

— тяжкие психические травмы, которые могут быть внезапными, острыми, шоковыми и длительными, хроническими. Обычно затяжная психическая травматизация касается наиболее тяжелых для данной личности сторон (чести, достоинства, социального престижа и т.д.). Острая травма чаще связана с непосредственной угрозой жизни и здоровью самого заболевшего или его близких.

Для развития и возникновения психических болезней необходимо наличие определенных условий, например, ослабление организма вследствие соматических болезней, отравлений, вынужденной бессонницы, психических потрясений. Особенности внешней и внутренней среды организма в зависимости от конкретных обстоятельств могут или способствовать, или препятствовать развитию психической болезни.
Эти же условия влияют на клинические явления и особенности течения возникшего психического заболевания.

Для определения тяжести (глубины) психических расстройств необходимо диагностировать болезнь. Для этого проводится клиническое исследование больного, которое определяет характер и, если это возможно, причины психических нарушений, особенности их возникновения и течения. Психические болезни проявляются прежде всего в нарушении процессов восприятия, памяти, мышления, интеллекта, эмоций, воли, влечений, поэтому при описании и классификации признаков (симптомов) психических болезней исходят из особенностей названных изменений.

Симптомы и синдромы психических расстройств.

Симптом психической болезни– это клинические критерии (признаки) патологического состояния организма, которые отличаются крайним разнообразием (сенсопатии и расстройства восприятия, мышления и др.).

1. Сенсопатии– симптомы, характеризующие различные нарушения чувственного познания: ощущения, восприятия, представления.

К ним относятся:

— гиперестезия – повышение восприимчивости естественных внешних раздражителей, нейтральных при нормальном состоянии;

— гипестезия – понижение восприимчивости внешних раздражителей;

— сенестопатии – разнообразные неприятные, тягостные ощущения, возникающие в различных частях тела, которые в отличие от галлюцинаций лишены предметности.

2. Расстройства восприятия – отражения предметов и явлений окружающей нас действительности, непосредственно воздействующих на органы чувств:

— галлюцинации– восприятие, возникающее без реально существующего объекта (зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные, вкусовые, общего чувства).
Существуют также сложные галлюцинации– одновременное сосуществование разных видов галлюцинаций (зрительных, слуховых и т.д.);

— псевдогаллюцинации – нарушение восприятия в любом анализаторе чувств (зрительные, слуховые и т.д.). Возникают как и истинные галлюцинации, без наличия реального объекта (гипнагогические, иллюзии, расстройство схемы тела, метаморфопсии, дереализация и др.).

3. Расстройства мышления – высшей формы отражения и познания объективной реальности человеком, установление внутренних связей между предметами и явлениями окружающего нас мира (замедление мышления, бессвязность мышления, обстоятельность, персеверция, резонерство, шперрунги и пр.) (обманы органов чувств).

К расстройствам мышления относятся:

— бред – ложное умозаключение, которое, во-первых, не соответствует действительности, искаженно ее отражает, во-вторых, полностью овладевает сознанием больного, остается, несмотря на явное противоречие с действительностью, недоступным коррекции.
Выделяют первичный бред, который часто является единственным признаком расстройства психической деятельности у больного. По содержанию первичный бред делится на бред изобретательства, реформаторства, ревности, а также любовный, эротический и др.;

— бред образный (чувственный) – в отличие от первичного интеллектуального бреда выражается в нарушении не только рационального, но и чувственного познания;

— сверхценные идеи – суждения, возникающие в результате реальных обстоятельств, но занимающие в дальнейшем не соответствующее их значению преобладающее положение в сознании человека с развитием чрезмерного эмоционального напряжения.

4. Навязчивые явления (обсессии) характеризуются непроизвольным непреодолимым возникновением у больных мыслей, неприятных воспоминаний, сомнений, страхов, стремлений, действий, движений при сознании их болезненности и критическом к ним отношении, чем они и отличаются от бреда:

— отвлеченные навязчивости – бесплодное мудрствование («умственная жвачка»), навязчивый счет, навязчивое воспроизведение в памяти забытых имен, фамилий, отдельных слов, определений и т.д.;

— образные (чувственные) навязчивости с тягостным аффективным содержанием. Они подразделяются на навязчивые воспоминания о каких-то неприятных событиях в прошлом, навязчивое чувство антипатии. Возникновение подобного чуждого чувства вызывает отчаяние, но избавиться от него невозможно;

— овладевающие представления – принятие вопреки сознанию неправдоподобного за действительное (например, мать, похоронившая ребенка, начинает сомневаться, что он похоронен мертвым);

— навязчивые влечения – появление вопреки разуму, воле и чувствам стремления к совершению бессмысленного и часто опасного действия. Как правило, они не выполняются, чем и отличаются от импульсивных действий;

— фобии (навязчивый страх) – интенсивность и непреодолимость, несмотря на их бессмысленность и прилагаемые больными усилия с ними справиться. Содержание фобий исключительно разнообразно, например человек боится переходить улицу или площадь (агорафобия), боится высоких мест (гипсофобия), страшится пребывания в замкнутом пространстве, в помещении с закрытыми дверями (клаустрофобия), боится неизлечимого заболевания (нозофобия, канцерофобия), опасается появления того или иного страха (фобофобия) или боится покраснеть в присутствии посторонних (эритрофобия);

— навязчивые сомнения – вопреки разуму и воле неустранимо возникает неуверенность в правильности и законченности совершенных действий. К этому роду расстройств примыкают навязчивые опасения в удачном выполнении привычных или автоматизированных действий, двигательных актов;

— навязчивые действия. Они неоднородны по своим проявлениям и могут сопровождаться фобиями, возникать одновременно с ними (ритуалы) или возникают без них. К навязчивым действиям, не сопровождающимся фобиями, относятся движения, совершаемые против желания больного и вопреки его усилиям их сдержать;
ритуалы – навязчивые движения и действия, возникающие совместно с фобиями, навязчивыми сомнениями или опасениями и имеющие значение заклинания, защиты. Они производятся для предупреждения мнимого несчастья или преодоления навязчивого сомнения.

5. Расстройства самосознания, растерянность:

— реперсонализация – расстройство самосознания с чувством отчуждения некоторых или всех психических процессов (мыслей, представлений, воспоминаний, отношений к окружающему миру), осознаваемое и болезненно переживаемое самим больным;

— растерянность (аффект недоумения) – возникает при остром развитии расстройства психической деятельности, вызывающего стремительное нарушение самосознания, познания и приспособления к внешней среде.

6. Расстройства памяти.
Это:

— дисмнезии – различные виды ослабления памяти в виде снижения способности запоминать, сохранять и воспроизводить (гипомнезия, амнезия, ретроградная амнезия, антероградная амнезия и т.д.);
— парамнезии – обманы памяти (конфабуляции, криптомнезии).

Вопрос 62. Болезни обмена липидов, мукополисахаридов.

Липиды (от греч. lipos – жир) содержатся во всех живых клетках. Они образуют энергетический запас в организме, участвуют в передаче импульсов от нервов, и создании водоотталкивающих и термоизоляционных покровов.

Наследственные болезни обмена липидов – обширная группа различных по происхождению состояний, связанных с нарушением жирового обмена. В т. ч. плазматические липидозы (жировая дистрофия), для которых характерно накопление липидных субстанций внутри клеток, например, болезнь Ниманна – Пика, нарушения обмена липопротеидов, например, а- и р-липопротеинемии.

Гликолипидозы – группа заболеваний, обусловленных нарушением распада гликолипидов (жироподобные вещества, содержащие углеводы).

Гликолипидозы в основном наследуются по аутосомно-рецессивному типу, за исключением синдрома Фабри, дефект при котором связан с Х-хромосомой.

Гликолипидозы подразделяются на:

цереброзидозы(болезнь Гоше, болезнь Краббе);

сульфатидозы (метахроматическая лейкодистрофия);

церамидолигозидозы (церамидлактозидлипоидоз, синдром Фабри);

ганглиозидозы (От2-ганглиозидозы: болезнь Тея – Сакса, болезнь Зандгоффа – Яцкевича – Пильца, болезнь Бернгеймера – Зайтельберга, инфантильный ганглиозидоз ГУ типа; От,-ганглиозидозы: болезнь Норманна – Ландинга, болезнь Дерри).

В основе болезни Гоше лежит утрата активности одного из ферментов, которая приводит к накоплению в клетках физиологической защитной системы организма глюкоцереброзидов.

Выделяются три типа болезни:

детский (инфантильный) тип с выраженными расстройствами нервной системы (повышение тонуса мышц, приводящее в поздних стадиях к сокращению мышц спины и шеи с запрокидыванием головы и вытягиванием конечностей, неритмичным судорогам в течение нескольких минут, судорогам жевательных мышц), развивается в возрасте около 6 месяцев;

хронический или тип 1 с нарушениями со стороны нервной системы;

юношеский тип, по тяжести течения занимает промежуточное положение.

Основными симптомами заболевания являются отставание в физическом развитии, инфантилизм, увеличение печени и селезенки, последняя достигает огромных размеров, занимая почти весь живот. Почти у всех больных отмечаются проявления гиперспленизма в виде анемии, лейкопении, тромбоцитопении. Наблюдаются также склонность к кровотечениям, кожные геморрагические высыпания, обильные маточные кровотечения.

В основе болезни Тея – Сакса лежит нарушение обмена ганглиозидов (природные органически соединения в тканях организма), сопровождающееся повышением их уровня в мозге в 100-300 раз, также в печени, селезенке. Тип наследования аутосомно-рецессивный. Частота заболевания 1 случай на 250 тыс. человек, среди евреев-ашкенази – 1 на 4 тыс.

При рождении и в первые 3-4 месяца жизни дети не отличаются от здоровых сверстников. Заболевание развивается очень медленно. Постепенно ребенок становится менее активным, теряет приобретенные навыки, утрачивает интерес к игрушкам.

С 4-6 месяцев начинают развиваться психомоторные нарушения. Дети становятся апатичными, перестают интересоваться окружающим, наблюдается мышечная гипотония.

К концу 1-го года жизни развивается слепота, обусловленная атрофией зрительных нервов. Интеллект снижается до уровня идиотии. Постепенно развивается полная обездвиженность, наблюдаются судороги, не поддающиеся терапии.

Смерть обычно наступает в возрасте 2-4 года.

Болезнь Ниманна – Пика – это внутриклеточный липидоз, характеризующийся накоплением в клетках, которые несут функцию физиологической защиты организма, фосфолипида сфингомиелина из-за нарушения активности сфингомиелиназы. Тип наследования аутосомно-рецессивный. Частота заболевания составляет примерно 1 случай на 10 тыс. человек.

Заболевание встречается только в раннем детском возрасте и характеризуется злокачественным течением. Сначала проявляются отказ от еды, срыгивания и рвота. Затем начинается задержка психомоторного развития, прогрессирует увеличение печени и селезенки. В дальнейшем развиваются ослабление произвольных движений рук и ног, глухота, слепота. Наблюдается увеличение лимфатических узлов. Кожа приобретает коричневый оттенок. На глазном дне обнаруживается вишнево-красное пятно.

Выделяются 4 варианта болезни – А, В, С, D. При вариантах А и В отмечается дефицит сфингомиелиназы, при вариантах С и D активность энзима нормальная.

Мукополисахаридозы(разновидность тезаурисмозов – болезней накопления) – группа заболеваний, связанных с генетическим дефектов ферментативного расщепления углеводной части молекулы гликозаминогликанов, сопровождающихся отложением их в СТ различных органов. Большинство из них наследуется по аутосомно-рецессивному типу. В зависимости от того, дефицит какого фермента, расщепляющего определенный тип гликозамингликана, имеет место, в настоящее время различают 11 основных клинико-биохимических синдромов мукополисахаридозов.

Заболевание, обусловленное тяжелой наследственной патологией СТ, проявляющееся сочетанным поражением костно-суставной системы, глаз, внутренних органов, нервной системы – гаргоилизм (син. остеохондродистрофия). Название «гаргоилизм» происходит от французского слова «gargoille», которым называли фантастические фигуры с уродливыми лицами, украшавшие Notre Dame de Paris (собор Парижской богоматери) и другие строения готической архитектуры (в греческой мифологии «горгоны» — чудовищные существа, отличающиеся ужасающим видом: крылатые, покрытые чешуей, со змеями вместо волос, с клыками и т.п.). Термин предложен из-за характерного внешнего вида больных. К гаргоилизму относят синдром Гурлера и синдром Хантера. Синдром Гурлера (мукополисахаридоз:

тип I, наблюдается чаще других мукополисахаридозов (1:10000 рождений); синдром Хантера (мукополисахаридоз,

тип II, дефицит связан с Х-хромосомой) – 1:200000 рождений (по данным ВОЗ).

Клинически заболевания проявляются в течение первых трех лет жизни. Наблюдаются различные черепно-мозговые аномалии: грубые черты лица с крупными губами и языком, запавшая переносица, макроцефалия, короткая шея, укороченное туловище, что создает уродливый вид, а также поражения костной системы (деформация позвоночника, грудной клетки), суставов (тугоподвижность, изменения формы), внутренних органов (гепато-спленомегалия, поражения сердца), изменения со стороны глаз (помутнение роговицы, застойные явления и атрофия зрительного нерва), глухота, изменения тонуса мышц, их гипотрофия, снижение сухожильных рефлексов, отставание в росте, нарастающая умственная отсталость. Летальный исход –наступает от заболеваний дыхательных путей и сердечной декомпенсации. Синдром Хантера протекает более благоприятно, больные доживают до 30 и более лет; при синдроме Гурлера – до 10-12 лет.

Чем отличается ФНР от ФФНР?

Чем отличается ФНР от ФФНР?

Давайте, прежде всего, разберемся, что это же это за диагнозы, если их поставили вашему ребенку.

Фонетическое нарушение речи (ФНР)— это нарушение произношения отдельных звуков, одной или нескольких групп звуков, вследствие недостаточной сформированности фонетического слуха.

Такое нарушение относят к сенсорным нарушениям.

Как правило, это проявляется в:

* нарушение умственных действий в звуковом анализе;

* не различение на слух звуков в своей и чужой речи.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)- нарушение процессов звукопроизношения и восприятия фонем.

У детей с ФФНР обычно сохранный слух и интеллект.

ФФНР проявляется в:

* искажение произносимого звука;

* замена звука на другой.

То есть, при ФНР ребенок знает, что неправильно воспроизводит звук, но не смешивает его с другими.

При этом ребенок пишет все буквы в словах правильно, а нарушение происходит только в устной речи.

При ФФНР происходит полная замена определенного звука другим («лога» вместо «рога»).

Ребенок не видит разницы между звуками.

И здесь уже могут быть проблемы на письме.

Что же делать, если у ребенка ФФНР?

Развивать фонематический слух в играх.

Примеры игр:

* Называем ряд звуков, ребенок, когда слышит условленный звук, должен произвести установленное действие (например, на звук л — хлопаем, на р –топаем).

* Показываем картинку и называем её. Ребенок хлопает в ладоши, если слышит в названии изучаемый звук.

* Произносим стихотворение, скороговорку, а ребенок называет звук, который чаще всего услышал. Например, «У Сени и Сани в сетях сом с усами».

*Взрослый объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние животные), в названиях которых есть, например, звук .

Надо поместить этих животных в домик. Дети называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них те, в названиях которых есть звук .

Создается игровая ситуация, в соответствии с которой необходимо научить попугая без ошибок повторять слоговой ряд. Роль попугая берет на себя ребенок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *