Дисграфия акустическая

Дисграфия: определение, причины, симптомы и лечение


«Тишина царит в дремущем лесу,

Тёрны тущи затья нули сонсе,

Птитцы хлопщут целы день.

Рутцей мельте рецки»

«Что это за слова такие интересные?» – спросите вы, и будете правы, ведь в нашем языке таких слов нет. Между тем, это вполне себе русский язык, пусть и странный. А пишут такие слова в своих тетрадках и прописях дети (чаще всего – младшие школьники, но об этом позже), страдающие особым расстройством, которое называется «дисграфия». Далее мы расскажем о том, что это за отклонение, как оно проявляется и диагностируется и как его лечить.

Что такое дисграфия

Дисграфией называется патологическое состояние, при котором наблюдается расстройство процесса письма. С этим недугом не понаслышке знакомы около 50% младших школьников и примерно 35% учащихся средней школы. Также эта патология может развиваться и у взрослых (10% всех случаев), у которых вследствие каких-либо причин была нарушена работа высших психических функций. Кроме того, данное расстройство тесно связано с дислексией – отклонением в процессе чтения, ведь и чтение, и письмо – это два компонента одного психического процесса.

История дисграфии

В качестве самостоятельной патологии нарушения письма и чтения впервые выделил немецкий терапевт Адольф Куссмауль в 1877 году. После этого появилось множество работ, где описывались разные нарушения письма и чтения у детей. Однако рассматривались они как одно расстройство письменной речи, а некоторые ученые указывали на то, что оно вообще является признаком слабоумия и свойственно только отсталым детям.

Но уже в 1896 году терапевт В. Прингл Морган описал случай с мальчиком 14 лет, у которого был вполне нормальный интеллект, но присутствовали нарушения письма и чтения (речь шла о дислексии). После этого и другие исследовали стали изучать нарушение письма и чтения в качестве самостоятельной патологии, никак не связанной с умственной отсталостью. Чуть позже (в начале 1900-х годов) ученый Д. Гиншельвуд ввел термины «алексия» и «аграфия», обозначавшие тяжелую и легкую формы расстройства.

Время шло, и понимание природы отклонения письма и чтения изменялось. Его уже не определяли как однородное оптическое нарушение; стали использовать разные понятия: «алексия» и «дислексия», «аграфия» и «дисграфия»; начали выделять разные формы и классификации дисграфии (и, конечно, дислексии).

Впоследствии расстройства в процессе письма и чтения начали изучаться все большим количеством специалистов, в том числе и отечественных. Наиболее значимыми были работы невропатологов Самуила Семеновича Мнухина и Романа Александровича Ткачева. По мнению Ткачева, основу нарушений составляют мнестические нарушения (нарушения памяти), а согласно идеям Мнухина, их общая психопатологическая основа кроется в нарушении структурообразования.

В конце концов, в 30-е годы 20 века дисграфию (и дислексию) начинают изучать дефектологи, педагоги и психологи, такие как Р. Е Левин, Р. М. Боскис, М. Е. Хватцев, Ф. А. Рау и другие. Если же говорить о современных ученых и более конкретно о дисграфии, то в ее изучение значительный вклад внесли Л. Г. Неволина, А. Н. Корнев, С. С. Ляпидевский, С. Н. Шаховская и другие. Основываясь на результатах их исследований, мы и продолжим нашу статью.

Причины дисграфии

Несмотря на углубленное изучение, причины дисграфии со стопроцентной точностью не выяснены даже сегодня. Но определенные данные все же имеются. Например, вышеназванные ученые говорят о том, что расстройство письменной речи могут вызывать:

  • Биологические причины: наследственность, поражение или недоразвитие головного мозга на разных периодах развития ребенка, патологии беременности, травмы плода, асфиксия, серьезные соматические заболевания, инфекции, поражающие нервную систему.
  • Социально-психологические причины: синдром госпитализма (нарушения, обусловленные длительным пребыванием человека в стационаре в отрыве от дома и семьи), педагогическая запущенность, недостаточность речевых контактов, воспитание в двуязычных семьях.
  • Социальные и средовые причины: завышенные требования к грамотности в отношении ребенка, неправильно определенный (слишком ранний) возраст обучения грамоте, неверно подобранные темпы и методы обучения.

Как известно, человек начинает овладевать навыками письма, когда адекватно сформированы все составляющие его устной речи: звукопроизношение, лексико-грамматическая составляющая, фонетическое восприятие, связность речи. Если же при формировании головного мозга происходили нарушения, указанные выше, риск развития дисграфии очень высок.

Не менее важно отметить, что дисграфии подвержены дети с разными функциональными нарушениями органов слуха и зрения, которые вызывают отклонения анализа и синтеза информации. А у взрослых толчком к развитию патологии могут послужить инсульты, черепно-мозговые травмы, нейрохирургические вмешательства и опухолевидные процессы в мозге. Оказывая определенное воздействие на развитие человека, те или иные вышеизложенные факторы приводят к дисграфии, которая может проявляться в разных формах.

Виды дисграфии

Сегодня специалисты разделяют дисграфию на пять основных форм, каждая из которых зависит от того, какая конкретно письменная операция нарушена или не сформирована:

  • Акустическая дисграфия – характеризуется нарушением фонематического распознавания звуков
  • Артикуляционно-акустическая дисграфия – характеризуется нарушением артикуляции и восприятия фонематики (фонематического слуха), а также трудностями в звукопроизношении
  • Аграмматическая дисграфия – характеризуется проблемами в лексическом развитии и развитии грамматического строя речи
  • Оптическая дисграфия – характеризуется неразвитым зрительно-пространственным восприятием
  • Особая форма дисграфии, обусловленная несформированностью языкового синтеза

На практике какой-либо вид дисграфии в чистом виде встречается достаточно редко, т.к. в большинстве случаев дисграфия принимает смешанную форму, но с преобладанием какого-либо вида. Установить же его можно по характерным признакам.

Симптомы дисграфии

Подобно любому логопедическому нарушению, дисграфия обладает рядом своих симптомов. Как правило, она дает о себе знать систематическими ошибками на письме, но эти ошибки человек совершает отнюдь не по незнанию языковых норм и правил. В большинстве случаев ошибки проявляются в замене или смещении схожих звуков или похожих букв, пропусках букв и слогов в словах или перемене их мест, добавлении лишних букв. Также наблюдается слитное написание многих слов и отсутствие согласованности слов и словоформ в предложениях. Одновременно с этим отмечается низкая скорость письма и трудноразличимый почерк.

Но давайте поговорим о симптомах, по которым можно с определенной долей вероятности говорить о развитии дисграфии конкретного вида:

  • При акустической дисграфии нарушений в произношении звуков может и не быть, но их восприятие однозначно будет неправильным. На письме это проявляется в замене звуков, которые человек слышит, теми, которые похожи на них при произношении, к примеру, свистящие звуки заменяются шипящими, глухие – звонкими (С-Ш, З-Ж и т.п.) и т.п.
  • При артикуляционно-акустической дисграфии ошибки на письме связаны конкретно с неправильным произношением звуков. Человек пишет точно так, как слышит. Как правило, подобные симптомы встречаются у детей, у которых недоразвита фонетико-фонематическая сторона речи. Кстати, ошибки при дисграфии этого вида будут схожими как при произношении, так и при написании (например, если ребенок говорит «смишной заяс», писать он будет точно так же).
  • При аграмматической дисграфии слова изменяются по падежам, путаются склонения, ребенок не в состоянии определить число и род (например, «яркий солнышко», «хороший тетя», «три медведь» и т.п.). Предложения отличаются несогласованностью постановки слов, некоторые члены предложения и вовсе могут быть пропущены. Что касается речи, то она заторможена и недоразвита.
  • При оптической дисграфии буквы смешиваются и заменяются на те, которые визуально похожи на правильные. Здесь следует разграничивать литеральную оптическую дисграфию (неправильно воспроизводятся изолированные буквы) и вербальную оптическую дисграфию (неправильно воспроизводятся буквы в словах). Чаще всего буквы «отзеркаливаются», в них добавляются лишние элементы или недописываются нужные, (например, Т пишется как П, Л – как М, А – как Д) и т.п.)
  • При дисграфии, обусловленной несформированностью языкового синтеза, ребенок меняет буквы и слоги местами, не дописывает окончания слов или дописывает лишние, пишет предлоги слитно со словами, а приставки отделяет от них (например, «на шел», «настоле» и т.п.). Этот вид дисграфии считается самым распространенным среди школьников.

Помимо прочего, у людей с дисграфией могут быть и симптомы, не имеющие отношения к логопедии. Обычно это нарушения и расстройства неврологического характера, такие как низкая работоспособность, проблемы с концентрацией, повышенная отвлекаемость, нарушения работы памяти, гиперактивность.

При систематическом проявлении рассмотренных симптомов необходимо обратиться к специалисту, который может провести полноценную диагностику и отличить патологию от банальной безграмотности. Таким специалистом является логопед. Кстати, имейте в виду, что диагноз «дисграфия» ставится только в том случае, если ребенок уже владеет навыками письма, т.е. не раньше достижения 9-тилетнего возраста. В противном случае диагноз может оказаться ошибочным.

Диагностика дисграфии

Как мы и сказали, для диагностики дисграфии нужно посетить логопеда. Однако и консультация с другими специалистами очень важна. К таким специалистам относятся психолог, офтальмолог, невролог, ЛОР. Они помогут исключить дефекты органов зрения и слуха, а также психические отклонения. Только после этого логопед, изучив симптоматику, может установить, что развивается дисграфия и определить ее вид.

Диагностические мероприятия всегда проводятся комплексно и поэтапно. Анализируются письменные работы, оценивается общее и речевое развитие, состояние ЦНС, органов зрения и слуха, речевой моторики и артикуляционного аппарата. Для анализа письменной речи специалист может предложить ребенку переписать печатный или написанный от руки текст, записать текст под диктовку, описать по рисунку какой-то сюжет, почитать вслух. На основе полученных данных составляется протокол, и врач делает заключение.

В диагностике огромную роль играет и время, в которое она проходит. Лучше всего обращаться за консультацией в минимально возможном возрасте (лучше – в детском саду), чтобы иметь возможность начать корректировать отклонение на его ранних стадиях. В случае если в детстве необходимые меры приняты не будут, дисграфия проявит себя во взрослом возрасте, и устранить ее будет намного проблематичнее.

Коррекция и лечение дисграфии

В отличие от западных стран, где для лечения и коррекции дисграфии разработаны специальные программы, в России таких пока нет. Именно поэтому коррекционные мероприятия должны начинаться уже в детсадовском возрасте, и включать в себя особые методики и приемы, которыми владеют логопеды. А вот с помощью обычной школьной программы устранить дисграфию не получится. Собственно, полностью устранить отклонение не сможет никто – такова уж его специфика. Однако приблизить навык письма к идеалу все же можно.

Корректирующие программы обязательно разрабатываются с учетом индивидуальных особенностей каждого отдельного случая и, конечно же, формы нарушения. Чтобы скорректировать отклонение, специалист разрабатывает систему восполнения пробелов в процессах, важных для формирования навыка письма, проводит работу над развитием речи и ее связности. Также даются задания на формирование грамматики и развитие лексикона, корректируется пространственное и слуховое восприятие, развиваются мыслительные процессы и память. Все это приводит к развитию навыка письма.

В дополнение к логопедическому комплексу врачи нередко используют лечебную физкультуру, массаж, физиотерапию. Что касается медикаментозного лечения, то его целесообразность и эффективность остаются под большим вопросом.

Если же вы решите принимать непосредственное участие в лечении дисграфии у своего ребенка, используйте игровую деятельность. Младшим школьникам полезно давать задания на составление слов магнитными буквами – это существенно подкрепляет зрительное восприятие элементов букв. А написание диктантов улучшает слуховое восприятие звуков.

Полезно играть со своим ребенком в историка – когда ребенок пишет буквы пером и чернилами. К выбору обычных инструментов письма нужно подходить с умом. Рекомендуется покупать ручки, карандаши и фломастеры с шероховатым или неровным корпусом, т.к. они массируют дистальные концы пальцев рук, посредством чего головному мозгу посылаются дополнительные сигналы.

На самом деле вариантов проработки отклонений письма существует немало, но все они в обязательном порядке должны обсуждаться с логопедом. Также мы рекомендуем обращаться к специализированной литературе. Обратите внимание на книги Е. В. Мазановой («Учусь не путать буквы», «Учусь не путать звуки»), О. В. Чистяковой («30 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии», «Исправляем дисграфию»), И. Ю. Оглоблиной (Логопедические тетради для коррекции дисграфии), О. М. Коваленко («Коррекция нарушений письменной речи»), О. И. Азовой («Диагностика и коррекция нарушений письменной речи»).

Эти книги содержат много полезного материала для самостоятельных занятий дома. Но быстрый результат вряд ли возможен, а потому нужно набраться терпения и реагировать на ошибки адекватно. Занятия должны быть систематическими, но недолгими; обязательно давайте ребенку возможность отдыхать, играть и заниматься любимыми делами. А сами уделите время на просмотр видео «Как преодолеть дисграфию», откуда тоже можно почерпнуть немало полезной информации.

В дополнение заметим, что даже если проблема дисграфии для вас не актуальна, это еще не значит, что можно списывать ее со счетов. Чтобы не дать ей развиться, советуем время от времени проводить мероприятия по профилактике, о которых тоже нужно сказать несколько слов.

Профилактика дисграфии

Профилактика дисграфии предполагает определенные действия еще до того как ваш ребенок будет обучаться письму. Они включают в себя упражнения на развитие внимательности, памяти, мыслительных процессов, пространственного восприятия, зрительной и слуховой дифференциации и других процессов, отвечающих за овладение навыком письма.

Любые, даже самые незначительные нарушения речи необходимо незамедлительно корректировать. Не менее важно расширять словарный запас ребенка. В более старшем возрасте нужно тренировать почерк. А еще мы хотим предложить вам несколько упражнений, которые можно использовать как для профилактики, так и для коррекции дисграфии.

Упражнения для профилактики и коррекции дисграфии

Эти упражнения вполне подходят для выполнения детьми младшего школьного возраста, но могут выполняться и детьми постарше:

  • Возьмите с ребенком книгу, с которой он еще не знаком. Желательно, чтобы текст был напечатан средним шрифтом, а также был немного скучным, чтобы внимание ребенка не отвлекалось на содержание. Дайте задание найти и подчеркнуть в тексте конкретную букву, например С или П, О или А и т.д..
  • Немного усложните задание: пусть ребенок ищет конкретную букву и подчеркивает ее, а букву, следующую за ней, – обводит или зачеркивает.
  • Предложите ребенку отмечать схожие парные буквы, такие как Л/М, Р/П, Т/П, Б/Д, У/Ю, А/У, Д/Г и т.д.
  • Продиктуйте ребенку небольшой отрывок текста. Его задача – писать и проговаривать вслух все, что он пишет, именно так, как это пишется. При этом нужно подчеркивать слабые доли – те звуки, которым не уделяется внимания при произношении, к примеру, мы говорим: «на стАле стАит чашка с мАлАком», а пишем: «на стОле стОит чашка с мОлОком». Вот именно эти доли ребенок должен подчеркнуть. Это же касается дописывания и четкого проговаривания окончаний слов.
  • Упражнение для развития внимания и крупной моторики – движений тела, рук и ног. Суть состоит в том, что ребенок проводит ручкой или карандашом непрерывную линию, не меняя положения руки и листа. Лучше всего для этого подходят специальные сборники рисунков, узловые точки которых отмечены порядковыми номерами для соединения.
  • Объясните ребенку отличия между твердыми и мягкими, глухими и звонкими звуками. Затем дайте задание подбирать слова на каждый из звуков и делайте вместе с ним анализ слов: из каких букв, слогов и звуков они состоят. Для удобства и наглядности можно использовать различные предметы.
  • Тренируйте почерк ребенка. Для этого полезно использовать тетрадь в клеточку, чтобы ребенок писал слова, размещая буквы в отдельных клетках. Следите за тем, чтобы буквы полностью заполняли пространство клеток.

И еще несколько советов по проведению занятий:

  • Обстановка должна быть спокойной, ребенка ничто не должно отвлекать
  • Подбирайте задания в соответствии возрастом и возможностями ребенка
  • В случае затруднений помогайте ребенку, но не выполняйте задания сами
  • Не учите ребенка иностранным словам, если он еще не готов к этому психологически
  • В повседневном общении говорите как можно правильнее и четче
  • Не повторяйте за ребенком слова и фразы, которые он произносит неправильно
  • Не забывайте внимательно подбирать инструменты для письма
  • Оказывайте психологическую поддержку ребенку, ведь нередко дети с дисграфией чувствуют себя «не такими, как все»
  • Никогда не ругайте ребенка за ошибки
  • Поощряйте и хвалите ребенка за любые, даже самые незначительные успехи

Помните, что грамотный подход в воспитании, забота и внимание к ребенку, а также предельная внимательность к процессу его развития помогут вам вовремя распознать отклонения и принять меры по их коррекции и устранению. А мы желаем вам и вашим детям успехов в обучении и освоении новых навыков!

Ключевые слова:1Дети

Нарушение письма учебно-методический материал на тему

Дисграфия.

Дисграфия у детей – специфическое затруднение в овладении навыками письменной речи, которое чаще всего сопутствует недоразвитию устной речи при дислалиях, дизартриях, алалиях, тугоухости, но могут возникнуть и проявляться самостоятельно.

Аграфиями и дисграфиями называются разнообразные расстройства письменной речи, возникшие на почве неправильного или незаконченного развития устной речи, нарушения ее, или вследствие поражений специфических механизмов письма, или, наконец, по причине других психофизических нарушений пишущего (плохое внимание, болезненная торопливость, плохая память на зрительные и звуковые образы….).

Дисграфия – частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.

И. Н. Садовникова считает, что применительно к младшим школьникам вернее говорить не о нарушениях, а о трудностях овладения письменной речью. Основным симптомом является наличие стойких специфических ошибок, возникновение которых у учеников не связано ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения.

По мнению Г. В. Чиркиной, нарушение письма у детей – это особые затруднения, которые обусловлены системным недоразвитием определенных сторон речевой деятельности ребенка, которое у детей, достигших школьного возраста, при нормальных умственных способностях и слухе проявляются, прежде всего, в недостаточной сформированности представлений о звуковом и морфологическом составе слова.

О. Б. Иншакова, Л. И. Белякова считают, что нарушения письма является достаточно распространенным дефектом, который встречается у учащихся начальных классов общеобразовательной школы и приводит, как правило. К стойким трудностям обучения. Нарушения письма могут быть обусловлены задержкой в формировании определенных функциональных систем, важных для освоения письменной речи, вследствие вредностей, действовавших в различные периоды развития ребенка. Кроме того, дисграфия возникает при речевых расстройствах (А. Р. Лурия, С. С. Ляпидевской, М. Е. Хватцев).

В отечественной литературе распространена концепция Р. Е. Левиной, трактующей нарушения письма как проявление системного нарушения речи, как отражение недоразвития устной речи во всех ее звеньях.

Нередко одной из причин нарушения письма. Являются трудности становления процесса латеризации (функциональной ассиметрии в деятельности парных сенсомоторных органов). Несформированная в срок, а также перекрестно сложившаяся латералита обнаруживает, что не установилась доминантная роль одного из больших полушарий головного мозга. Это может явиться причиной нарушений речевого развития. В случаях задержки процесса латеризации и при различных формах «конфликта доминирования» затруднен и корковый контроль за многими видами деятельности.

Симптоматика дисграфии проявляется в специфических (не связанных с применением орфографических правил), стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма, возникновение которых не связано с нарушениями интеллектуального или сенсорного развития ребенка или с нерегулярностью школьного обучения: искажения и замены букв; искажения звуко-слоговой структуры слова; нарушения слитности написания отдельных слов в предложении; аграмматизмы на письме.

Ошибки письма не являются ни постоянными, ни идентичными для конкретного слова. Такая изменчивость нарушений показывает. Что ни один из патогенетических факторов не является решающим, но каждый имеет значение в совокупности с другими. Невозможно найти универсального объяснения, применимого ко всем случаям нарушений письма.

Дисграфия может сопровождаться и неречевой симптоматикой (нарушением познавательной деятельности, памяти, внимания, психическими нарушениями). В этих случаях неречевые симптомы определяются совместно с нарушениями письма и входят в структуру нервно – психических и речевых расстройств (при дизартрии, алалии, нарушениях речи при умственной отсталости). Вместе с тем дисграфия у детей с нормальным интеллектом может вызывать отклонения в формировании личности, определенные психические наслоении. У детей с дисграфией отмечается несформированностью многих высших психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо – произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, деление предложений на слова, лексико – грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания, эмоционально – волевой сферы.

Классификация дисграфии осуществляется на основе различных критериев: с учетом нарушенных анализаторов, психических функций, несформированности операций письма.

М. Е. Хватцев выделил 5 видов дисграфии:

1. Дисграфия на почве акустической агнозии и дефектов фонематического слуха. Механизмом, который, по мнению М. Е. Хватцева, является нарушением нарушение ассоциативных связей между зрением и слухом, наблюдаются пропуски, перестановки, замены букв, пропуски слов, слияние двух в одно.

2.Дисграфия на почве расстройств устной речи.

3.Дисграфия на почве нарушения произносительного ритма.

4. Оптическая дисграфия.

5. Дисграфия при моторной и сенсорной афазии.

По мнению Р. И. Лалаевой, классификация М. Е. Хватцева не удовлетворяет представление о нарушениях письма.

Токарева О. А. выделяет 3 вида дисграфии:

1.Акустическая.

По мнению Токаревой О. А., она возникает при недостаточном развитии звукового анализа и синтеза, недифференцированности слухового восприятия. На письме частыми являются смешение и пропуски, замены букв, обозначающих звуки, сходные по артикуляции и звучанию, а также отражение неправильного звукопроизношения.

2.Оптическая дисграфия.

Данная дисграфия, по мнению Токаревой О. А., обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определенными звуками. Вследствие неточности зрительного восприятия в разные моменты буквы воспринимаются по – разному и поэтому смешиваются на письме: п — н, п — и, у – и, ц – щ, ш – и, м – л, б – д, п – т.

В тяжелых случаях оптической дисграфии письмо слов невозможно. Ученики пишут только отдельные буквы, возможно и зеркальное письмо (слова, буквы, элементы букв пишутся справа налево).

3.Моторная дисграфия.

Для моторной дисграфии характерны трудности движения руки во время письма, нарушение связи моторных образов звуков и слов со зрительными образами.

По мнению Р. И. Лалаевой, выделение видов дисграфии на основе нарушений анализаторного уровня в настоящее время является недостаточно обоснованным, т.к. процесс письма является сложной формой речевой деятельности, включающей большое количество операций различного уровня: семантических, языковых, сенсомоторных.

Наиболее обоснованной является классификация, разработанная сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им. А. И. Герцена (Л. С. Волкова,

Р. И. Лалаева и др.). Выделяются следующие виды дисграфий:

1.Артикуляторно – акустическая дисграфия.

Ребенок пишет так, как произносит. В основе лежит отражение неправильного произношения на письме, опора на неправильное проговаривание. Данная дисграфия проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи. Иногда замены букв на письме остаются и после того, как они устранены в устной речи.

2.Дисграфия на основе фонемного распознавания (дифференциации фонем) или акустическая дисграфия.

По наблюдению Р. И. Лалаевой появляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. Чаще всего заменяются: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и входящие в их состав компоненты (ч – т, ч – щ, ц – т, ц – с). На письме проявляются ошибки: при обозначении мягкости согласных («лубит», «лижа», «писмо»); замены гласных, как в ударном, так и в безударном положении (туча – «точа», лес – «лис»).

В наиболее тяжелых случаях смешиваются буквы, обозначающие артикуляторно и акустически далекие звуки (л – к, б – в, п – н) при нормальном произношении данных звуков.

Токарева О. А. считает, что в основе замен букв, обозначающих фонетически близкие звуки, лежит нечеткость слухового восприятия, неточность слуховой дифференциации звуков.

Р. И. Лалаева считает, что для правильного письма необходима более тонкая слуховая дифференциация звуков, чем для устной речи, т.к., с одной стороны, недостаточность слуховой дифференциации в устной речи может восполняться за счет закрепленных в речевом опыте моторных стереотипов, кинестетических образов. В процессе же письма для правильного различения и выборе фонемы необходим тонкий анализ всех акустических признаков звука, являющихся смыслоразличительными. С другой стороны в процессе письма выбор осуществляется по представлению, поэтому вследствие нечеткости слуховых представлений о фонетически близких звуках выбор той или иной фонемы затруднен, следствием чего являются замены букв на письме. Р. Беккер основными причинами замен букв, обозначающих фонетически сходные звуки, считает трудности кинестетического анализа. Исследования Р. Беккер показывает, что дети с дисграфией недостаточно используют кинестетические ощущения (проговаривание) во время письма.

Р. Е. Левина и Л. Ф. Спирова связывают замены букв на письме с фонематическим недоразвитием, с несформированностью представлений о фонеме, с нарушением операции выбора фонемы.

Для правильного письма необходим достаточный уровень функционирования всех операций процесса различения и выбора фонем. При нарушении, какого – либо звена (слухового, кинестетического анализа, операции выбора фонемы, слухового и кинестетического контроля) затрудняется в целом весь процесс фонемного распознавания, что проявляется в заменах букв на письме.

3.Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

В основе данной дисграфии лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Данная дисграфия проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения. Наиболее сложной формой языкового анализа является фонематический анализ. Поэтому чаще при этом виде дисграфии искажения звукобуквенной структуры слова.

Наиболее характерны следующие ошибки:

-пропуски согласных при их стечении (диктант – «дикат»);

-пропуски гласных (дома – «дма»);

-перестановка букв (таскали – «тасакали»);

-пропуски, добавления, перестановки слогов (комната – «кота», стакан – «ката»).

Нарушение деления предложений на слова при этом виде дисграфии проявляется: в слитном написании слов с другими словами, в том числе и предлогов (идет дождь – «идедошь», в доме – «вдоме»); раздельное написание слова (белая береза растет у окна – «белабезаратет ока»); раздельное написание приставки и корня слова (наступила – «на ступила»).

Для правильного овладения процессом письма необходимо, чтобы фонематический анализ был сформирован у ребенка не только во внешнем, речевом, но и во внутреннем плане, по представлению.

4.Аграмматическая дисграфия.

По мнению Р. Е. Левиной, Р. И. Лалаевой данная дисграфия связана с недоразвитием грамматического строя речи и может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения, текста, и является составной частью более широкого симптомокомплекса – лексико – грамматического недоразвития, которое наблюдается у детей с дизартрией, алалией и умственно отсталых.

В связной речи у детей выявляются большие трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями. Последовательность предложений не всегда соответствует последовательности описываемых событий, нарушаются смысловые и грамматические связи между отдельными предложениями.

На уровне предложений аграмматизмы на письме проявляются в:

-искажении морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов (захлестнула – «нахлестнула», козлята – «козленки»);

-изменении падежных окончаний («много деревов»);

-нарушение предложных конструкций (над столом – «на столом»);

-изменение падежа местоимений (около него – «около ним»). Нарушение числа существительных («дети бежит»); нарушении согласования («беладом»); нарушение синтаксического оформлении речи, что проявляется в трудностях конструирования сложных предложений, пропуска членов предложения, нарушении последовательности слов в предложении.

5.Оптическая дисграфия.

Данная дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме.

Чаще всего заменяются графически сходные рукописные буквы: состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (в – д, т – ш); включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами (и – ш, п – т, х – ж, л –м); зеркальное написание букв; пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент, лишнее и неправильно расположенные элементы.

Этиологическое исследование нарушений письменной речи затруднено тем, что оно всегда ретроспективно, т.к. факторы, вызвавшие указанные расстройства, к моменту поступления в школу могут отойти на второй план. Тем не менее, анализ литературных данных позволяет установить целый ряд причин, возникших одновременно или последовательно.

Нарушение письма может быть обусловлено задержкой в формировании определенных функциональных систем, важных для освоения письменной речи, вследствие вредностей, действующих в различные периоды развития ребенка. Кроме того, дисграфия возникает при органических речевых расстройствах. Р. Е. Левина трактует нарушение письма как проявление системного нарушения речи, как отражение недоразвития устной речи во всех ее звеньях. И. Н. Садовникова одной из причин считает трудности становления процесса латерализации (функциональной ассиметрии в деятельности парных сенсомоторных органов). Несформированная в срок, а также перекрестно сложившаяся латералита обнаруживает, что не установилась доминантная роль одного из больших полушарий головного мозга. Это может явиться причиной нарушений речевого развития. Дисграфия может быть следствием расстройства, имеющего место в обширной области праксиса и гнозиса, обеспечивающих восприятие пространства и времени, т.к. важнейший фактор дисграфии заключается в трудности нахождения исходной точки в пространстве и времени. А также в анализе и воспроизведении точной и временной последовательности. Возможно сочетание дисграфии с умственной недостаточностью, снижением слуха или зрения, двуязычием в семье, нерегулярностью школьного обучения.

В работах А. Р. Лурия и С. С. Ляпидевского механизмы письма и чтения рассматриваются с позиции современной нейрофизиологии. Как известно из неврологии, в конце XIX века письмо рассматривалось упрощенно, как чисто двигательный процесс, который легко опирается на узко ограниченный участок мозговой коры. О. А. Тркарева пишет, что исследователи того времени наряду с центрами зрительных функций, центрами для слуховой и моторной речи говорили и о специальном «центре письма» (так называемый центр Экснера – средняя часть двигательной области левого полушария). Механизм процесса чтения, несомненно, динамический, формирующийся постепенно. В процессе обучения грамоте вырабатываются автоматизированные навыки письма и чтения. «В основе их образования, – пишет С. С Ляпидевский, — лежит цепь наслаивающихся друг на друга, вступающих во взаимосвязь условных рефлексов. Таким образом, постепенное формирование временных связей (условных рефлексов) создает в процессе обучения грамоте определенные динамические стереотипы, что на языке психологии определяется понятием «навык».

Акт письма осуществляется слаженной работой целого ряда физиологических компонентов. Участвующих в организации этого процесса. В процессах чтения и письма принимают участие различные анализаторы: слуховой, зрительный, двигательный, нарушение любого из них создает отклонение в нормальном протекании указанного акта. Роль полноценного слухового анализатора в акте письма чрезвычайно важна. Для правильного письма обязательно наличие точно дифференцированной фонемы и прочной ее связи с буквой. Затруднения при обучении письму и своеобразные ошибки в письме у учеников массовой школы часто бывают связаны именно с дефектами акустического анализа и синтеза.

Акустический анализатор тесно связан с двигательным и речедвигательным (кинестетическим) анализатором. Значение двигательного анализатора в различных произвольных актах исключительно важно. По мнению С. С. Ляпидевского, у детей недоразвитие или ослабление деятельности двигательного анализатора может сопровождаться развитием патологической инертности в формировании двигательных рефлексов, что отражается и на формировании навыка письма. Однако письмо не является узкомоторным актом, связанным только с движением руки. Письмо – своеобразное выражение словесной речи. По мнению Р. Е. Левиной для правильного письма необходим полноценный звуковой анализ. Звуковой анализ предполагает достаточное овладение звуковым составом слова, его актикулированием и восприятием. В процессе письма звуковой состав списываемого слова нуждается в уточнении. Это уточнение осуществляется при помощи проговаривания записываемого слова.

О связи развития слухового восприятия писал И. М. Сеченов. По мнению автора, слуховые ощущения имеют перед другими то преимущество, что они уже в раннем детстве ассоциируются тесным образом с мышечными движениями в груди, гортани, губах, т.е. с ощущениями при собственном разговоре. На этом основании слуховая память подкрепляется еще памятью осязательной.

О. А. Токарева считает, что процесс письма не исчерпывается анализом звукового состава слова. Встречаются нарушения в письме, обусловленные преимущественным поражением оптических систем в коре головного мозга (затылочно – теменная область коры левого полушария). А. Р. Лурия отмечал, что этот характер нарушений связан с тем, что затылочно – теменная область коры головного мозга является тем центральным аппаратом, который позволяет осуществлять целое зрительное восприятие человека, переводя зрительные ощущения в сложные оптические образы. Сохранять и дифференцировать зрительные представления и, в конечном итоге, реализовать наиболее сложные и обобщенные формы зрительного и пространственного познавания. В некоторых случаях при этом нарушении письмо вообще невозможно, поскольку такой больной утрачивает графический образ букв и не может их воспроизвести.

Процесс письма не исчерпывается участием рассмотренных механизмов. Единицей письма является обозначение не звука или буквы, а сочетания последовательных звуков, которые составляют комплекс слогов, образующих целое слово. Именно соблюдение нужной последовательности звуков, а затем букв, отображающих образцы звуков, объединение их в звуковые комплексы слогов. Образующих затем целое слово, затруднительно для детей при первоначальном формировании навыка письма.

Как помочь ребенку с дисграфией: 8 советов родителям

Дисграфия – это стойкое расстройство процесса письма, обусловленное нарушением психических функций, регулирующих способность обучения устной и письменной речи. Отклонение проявляется типичными, постоянно повторяющимися ошибками, от которых человек не может избавиться самостоятельно. Дисграфия очень распространена: она наблюдается у 53% детей в возрасте 8-8,5 лет и почти у 40% учащихся средней школы. Причем речь не идет о некрасивом почерке, неаккуратном письме или нарушениях орфографических правил и норм.

Мы поможем родителям понять, есть ли у их детей склонность к дисграфии, и расскажем о способах ее коррекции.

Не игнорируйте проблему

Обнаружив, что ребенок не слишком успешно осваивает навыки письма, многие родители винят в этом «невнимательных» учителей. И напрасно. Дисграфия у малышей, как правило, впоследствии развивается из-за воздействия различных факторов в намного более раннем возрасте. В их числе:

  • пороки внутриутробного развития;
  • родовые травмы или асфиксия в момент появления на свет;
  • тяжелые инфекционные заболевания (энцефалиты, менингиты и другие болезни, истощающие нервную систему);
  • опухоли головного мозга;
  • задержки психического развития;
  • речевые нарушения.

В группе риска находятся дети, чьи родители имеют небольшой словарный запас, обладают нечеткой или неправильной речью либо просто не утруждают себя общением с малышом. Как ни странно, дисграфия встречается и у тех, с кем до поступления в школу занимались слишком активно, принуждая усваивать информацию, слишком сложную для восприятия.

При наличии дисграфии не стоит надеяться, что ребенок «перерастет» проблему. Стойкие нарушения письма, не связанные с незнанием норм правописания, требуют коррекции с участием психолога, логопеда, педагогов и, разумеется, родителей. Кроме того, некоторые пациенты нуждаются в помощи невролога, отоларинголога, реабилитолога и т. д.

Будьте терпеливыми

Обильные и элементарные ошибки в письме, которые делает ребенок с дисграфией, взрослых, как правило, раздражают, тем более что особенностью дисграфии является настойчивое повторение одних и тех же ошибок. Наиболее распространены следующие:

  • путаница в написании букв, сходных фонетически («г» и «к», «д» и «т», «б» и «п») или графически («ш» и «щ», «х» и «ж», «л» и «м»);
  • написание заглавных букв вместо строчных (и наоборот);
  • зеркальное отображение букв;
  • перестановка слогов в словах;
  • добавление в слова лишних слогов или букв;
  • отсутствие в словах окончаний;
  • несогласованность родовых, числовых и падежных окончаний;
  • нарушения структуры текста, пропуски членов предложений.

Между тем, занимаясь с малышом с дисграфией, нельзя торопиться и раздражаться. Взрослый человек должен отдавать себе отчет в том, что элементарное для него самого задание для ребенка таковым не является. Присутствие сердитого и нетерпеливого наставника только ухудшает ситуацию и увеличивает количество ошибок.

Организуйте место учебы

Ребенок должен заниматься в хорошо проветренном и правильно освещенном помещении. Важно, чтобы ничто не отвлекало его: нужно выключить компьютер и телевизор, убрать со стола лишние предметы, по возможности попросить других членов семьи удалиться из комнаты. Особое внимание следует обратить на мебель и канцелярские принадлежности: стол, стул, а также ручка или карандаш, которыми пишет малыш, должны быть максимально удобными.

Избегайте переутомления

У ребенка, страдающего дисграфией, навык письма по-настоящему не сформирован. Длинные занятия его утомляют, из-за чего необходимы регулярные перерывы на 10-15 минут. В это время он может побегать, выпить стакан сока или съесть яблоко, поиграть. Ни в коем случае нельзя совмещать работу над текстом с просмотром телепередач или компьютерной игрой: малышу будет сложно сосредоточиться.

Играйте с ребенком

Младшие школьники проще усваивают информацию, поданную в игровой форме. Существует множество методик обучения письму с использованием ребусов, загадок, раскрасок и т. д. Разумеется, их нужно подбирать индивидуально; по данному поводу полезно проконсультироваться с психологом и логопедом.

Проговаривайте проблемные слова

Специалисты советуют подробно объяснять ребенку написание каждого слова, многократно повторяя вслух и четко артикулируя проблемные моменты. Важно, чтобы малыш тоже проговаривал по слогам слова, которые пишет. Каждую ошибку следует исправлять, повторяя слово заново. Дело в таком случае продвигается медленно, но обвинять ребенка в отсутствии сообразительности недопустимо: это может свести на нет весь эффект занятий.

Читайте вслух

Богатство словарного запаса, общее развитие человека и качество его письма находятся в прямой зависимости от того, как много художественной литературы он читает и как легко ему дается названный процесс. Для детей с дисграфией чтение, как правило, проблематично. Исправить положение сложно, поскольку отношение к чтению как к занятию трудному, неприятному и бесполезному к 7-8 годам уже сформировано. Но даже в такой ситуации нужно постараться заинтересовать ребенка книгами.

Для начала подойдут короткие рассказы или стихи, веселые, занимательные истории. Нельзя заставлять ребенка читать и оставлять его наедине с этим занятием. Лучше устраивать чтения вслух, по очереди или по ролям. Родители же должны следить за тем, чтобы малыш тщательно проговаривал все слова и обращал внимание на их правильное написание.

Обеспечьте ребенку моральную поддержку

При дисграфии ребенку сложно учиться в школе. Он испытывает на себе постоянное недовольство учителей и привыкает считать себя менее успешным, чем сверстники. Да и одноклассники порой относятся к нему без симпатии, насмехаясь над «тупостью», что еще больше угнетает и приводит к снижению самооценки.

В такой ситуации только любовь и понимание родителей могут исправить положение или хотя бы уменьшить остроту проблемы. Взрослые члены семьи должны позаботиться о том, чтобы малыш получил всю необходимую помощь (занятия со специалистами, диагностику и лечение имеющихся у него заболеваний, доброжелательное отношение при выполнении заданий). Важно как можно чаще хвалить малыша, отмечать любые его успехи и не ругать за ошибки и неудачи.

По мнению специалистов, дисграфию можно зафиксировать у ребенка, достигшего 8 лет. К этому времени основные навыки письменной речи в норме уже сформированы. О наличии проблемы свидетельствуют типичные, навязчиво повторяющиеся дефекты письма. Они почти всегда сочетаются с небогатым словарным запасом, речевыми нарушениями, слабой памятью. Помимо дисграфии, у таких детей часто наблюдаются гиперактивность, низкая работоспособность и сложности с концентрацией внимания.

Отклонение поддается коррекции, но степень исправления напрямую зависит от усилий, приложенных близкими. Важно понимать, что дисграфия никогда не проходит сама. Чем раньше малыш попадет в руки специалистов и чем тщательнее будут выполнены их рекомендации, тем лучше будет результат. Желательно, чтобы к окончанию начальной школы ребенок полностью овладел навыками письма; в противном случае неизбежны проблемы с последующим обучением и социальной реализацией.

Видео с YouTube по теме статьи:

Дисграфия

Дисграфия — расстройство в области логопедии, связанное с нарушениями процесса письма у пациента. Такое явление обусловлено недостаточной сформированностью некоторых функций психики, которые отвечают за контроль и реализацию процессов письма. Дисграфию можно распознать по наличию систематически повторяющихся ошибок в письме, которые не исчезают, а ликвидация их требует специальных методов. Для диагностики у пациента дисграфии проводится анализ написанных им заданий, а также по специальным методикам специалистом оценивается навык его устной речи.

Дисграфия — это специфические нарушения письма у пациента. Как было сказано выше, письменная речь у пациентов-дисграфиков значительно повреждена. По некоторым данным расстройство удается выявить у половины учащихся в начальной школе и у трети учеников в средней. Анализ этих данных позволяет говорить о весьма высокой распространенности дисграфии и ее устойчивости среди детей. Причиной тому служит то, что в первые классы школы и детские сады пропускается большое число детей с какими-либо логопедическими нарушениями или с нарушениями, связанными с восприятием звуков. Из-за наличия этих расстройств дети не могут полноценно получать знания и развивать навыки устной и письменной речи. Следует отметить, что в случае нахождения ребенка-дисграфика в общеобразовательной школе процесс его обучения должен происходить с участием логопеда, а специфические ошибки в письме, допускаемые страдающим дисграфией пациентом, не должны влиять на общую успеваемость по таким гуманитарным дисциплинам, как русский язык и литература.

Нередко путают дисграфию и араграфию. Эти логопедические нарушения отличаются рядом общих черт, однако разница все же имеется: при дисграфии письменная речь претерпевает искажения, но все же сохраняется и может функционировать. При араграфии у пациента наблюдается неспособность к овладению письмом, навык признается полностью утраченным. Нередко дисграфия сопровождается нарушениями чтения, например, дислексией.

Как было сказано выше, дисграфия связана с навыком письма, формирующимся у человека. Потому связь имеется и со всеми сторонами устной речи пациента. Важную роль играют состояния звукопроизношения, фонематическое восприятие, лексико-грамматическая сторона, связность и внятность речи. Потому развитие дисграфии может иметь под собой те же причины, что и прочие логопедические нарушения, например, дизартрия или алалия.

Как и в случае, к примеру, дизартрии, дисграфия может быть вызвана поражениями головного мозга, его недоразвитостью в период беременности матери и в послеродовой период. Нередко причинами могут послужить патологическое течение беременности, травмы, полученные в процессе родоразрешения, асфиксия. Нейроинфекционные заболевания, например, менингиты и энцефалиты, соматические заболевания в тяжелой стадии также вызывают поражения ЦНС ребенка и, как следствие, дисграфию.

Помимо факторов, обусловленных физическим состоянием ЦНС пациента, большое значение в формировании нарушений письменной речи играют социально-психологические причины. Это может быть двуязычие в семье, частные контакты со страдающими нарушениями речи, дефицит речевых коммуникаций, а также невнимательное отношение родителей к ребенку в период формирования речевого навыка и навыка письма. Раннее начало обучения ребенка грамоте также может вызвать затруднения с письмом, поскольку психологически он еще не готов к восприятию такого объема информации. Кроме того, дисграфия может появиться у детей с определенной конституциональной предрасположенностью и заторможенностью психического развития.

Появление дисграфии у пациентов во взрослом возрасте обусловлено наличием черепно-мозговых травм в анамнезе, инсультами, нейрохирургическими оперативными вмешательствам. Опухоли головного мозга также могут способствовать нарушениям функции письменной речи.

Механизмы дисграфии

Дисграфия отличается некоторой сложностью своего механизма. Поскольку письменная речь — это сложный процесс с множеством уровней, в его формировании задействовано большинство анализаторов. К ним относятся и зрительный, и речеслуховой, и речедвигательный, и двигательный. Их взаимодействие и отвечает за навык письма у пациента. Чем развитее у человека устная речь, тем больше вероятность высокого уровня развития навыка письма. Однако письменную речь развить можно только в процессе целенаправленного обучения, в то время как развитие устной речи не требует соблюдения этого правила.

Механизм возникновения дисграфии может быть связан с тем, что процесс установления доминантного полушария, отвечающего за развитие речевых функций, происходит несвоевременно. В идеале все связанные с этим процессы должны быть завершены к началу обучения в школе. В случае задержки латерализации развитие письма нарушается, что приводит к появлению соответствующих заболеваний. Дисграфию часто сопровождает нарушение формирования восприятия, памяти, мышления, слогового анализа, восприятия пространства, фонематических процессов и прочих подобных факторов.

Психолингвистика также дает свою оценку механизма появления дисграфии. Ее оценивают как нарушение операции зарождения письменного проявления своей речи: структурирования, деления предложений на слова и словосочетания и тому подобного.

Классификация дисграфии

В настоящее время дисграфия подразумевает выделение пяти форм. Каждая из них зависит от того, какая именно операция письма не сформирована или же нарушена у пациента:

  1. артикуляторно-акустическая дисграфия обусловлена нарушением восприятия фонематики, артикуляции, затруднением звукопроизношения;
  2. акустическая дисграфия обусловлена нарушением фонематического распознавания;
  3. форма дисграфии, обусловленная несформированностью языкового синтеза;
  4. аграмматическая дисграфия обусловлена затруднениями развития лексики речи и ее грамматики;
  5. оптическая дисграфия связана с тем, что у пациента не развито зрительно-пространственное восприятие.

Стоит отметить, что в логопедии, помимо строго определенных форм дисграфии, нередко диагностируются и смешанные. К слову, смешанные формы в практике встречаются несколько чаще.

Помимо такой классификации, существует и иная:

  1. специфические нарушения письма;
  2. неспецифические нарушения письма (связанные с педагогической и социально-психологической стороной нарушения).

Как и любое логопедическое нарушение, дисграфия отличается рядом определенных симптомов. Как правило, это ошибки на письме, которые пациент повторяет систематически. Причем, стоит отметить, что эти ошибки человек делает не по причине незнания правил и норм языка. Чаще всего ошибки связаны с заменой или же смещением сходных букв или схожих звуков. Пациенты нередко пропускают буквы и слоги в словах, меняют их местами, добавляют лишние буквы. Слова нередко пишутся слитно, а в предложениях отсутствует согласованность слов и словоформ между собой. При этом отмечено, что скорость написания текста достаточно низкая, а почерк неразличим. Учитывая все эти факторы, следует помнить, что поставить диагноз «дисграфия» можно только после овладения пациентом навыков письма, то есть, не ранее 9 лет. Поставленный до этого возраста диагноз впоследствии может оказаться ложным.

Артикуляторно-акустическая дисграфия также диагностируется ошибками на письме, однако в этом случае они связаны с неправильным произношением звуков. Проще говоря, пациент пишет так же, как и слышит тот или иной звук. Чаще всего такое явление встречается у детей с недоразвитием речи с фонетико-фонематической стороны. Ошибки аналогичны как в устной речи, так и при написании.

Акустическая дисграфия не подразумевает нарушение произношения звуков, однако восприятие их сформировано неправильно. Таким образом, пациент на письме заменяет некоторые звуки теми, которые схожи с ними при произношении, например, шипящие на свистящие, звонкие на глухие и так далее. Дисграфия, обусловленная нарушениями языкового синтеза, не позволяет пациенту правильно апеллировать буквами и слогами в слове: он меняет их местами, дописывает лишние или же не дописывает окончания слов. Для детей, страдающих этой формой дисграфии, характерно написание предлогов со словами слитно, приставки же, наоборот, на письме отделяются от слова. В случае диагностики заболевания среди школьников такая форма — самая распространенная.

Аграмматическая дисграфия имеет следующие характерные черты: пациент неправильно изменяет слова по падежам, путает склонения, не может определить род или число. В предложениях наблюдается несогласованность постановки слов, пропущены некоторые члены предложения. Речь у пациентов, страдающих такой формой дисграфии, недоразвита и достаточно заторможена. Сопутствуют этому нарушению и прочие логопедические расстройства, например, дизартрия, алалия и другие.

Оптическая дисграфия проявляется таким образом, что на письме пациент смешивает и заменяет буквы на схожие с ними визуально. В данном случае выявлена может быть либо литеральная оптическая дисграфия (нарушение воспроизведения изолированных букв), либо вербальная оптическая дисграфия (нарушение начертания букв в словах). Самые распространенные ошибки у пациентов — это добавление в буквы лишних элементов или же недописывание нужных, «отзеркаливание» букв и тому подобное.

У страдающих дисграфией пациентов нередко удается диагностировать и симптомы, не относящиеся к логопедическим. Как правило, это неврологические расстройства и нарушения, к примеру, гиперактивность, нарушения работы памяти, снижение работоспособности. Пациентам тяжело сконцентрировать внимание на чем-либо, они часто отвлекаются в процессе обучения или работы.

Диагностические мероприятия для выявления дисграфии обычно включают в себя консультацию не только логопеда, но и других специалистов: невролога, офтальмолога, ЛОРа. Необходимо исключит вероятность наличия дефектов органов слуха и зрения. Оценка речевой функции дается логопедом. Для этого проводятся мероприятия диагностики письменной речи. В этом случае важно четко разграничить наличие расстройств с незнанием правил и норм языка, с неграмотностью пациента. Далее специалистом определяется форма дисграфии.

Диагностические мероприятия по установлению дисграфии у пациента проводятся комплексно. На первом этапе обследования анализируются письменные работы пациента. Далее оценивается развитие ребенка, его речевой навык, общее развитие. После этого специалистами изучается состояние центральной нервной системы, органов слуха и зрения, артикуляционный аппарат, моторика рук и речевая моторика. Определяется и то, какой рукой при написании пользуется пациент.

Коррекция дисграфии

Коррекция дисграфии предполагает систематику. Программа разрабатывается индивидуально с учетом особенностей того или иного случая. Обязательно учитывается форма нарушения.

Для преодоления нарушения специалист ставит задачу восполнить пробелы в важных для формирования навыка письма процессов. Ведется работа над развитием речи, над ее связностью. Пациенту даются специальные задания на развитие лексикона, формирование грамматики речи. Кроме того, корректируются слуховое и пространственное восприятия, развивается память, процессы мышления. После развития навыков устной речи — на их почве — развивается и письменный навык.

Кроме логопедического комплекса, нередко в коррекцию добавлены и медикаментозные курсы, физиотерапевтические мероприятия, массаж и лечебная физическая культура.

Прогноз и профилактика дисграфии

Для того чтобы помочь пациенту, страдающему дисграфией, требуется привлечение не только специалистов в области логопедии и неврологии, но и участие окружения ребенка. Логопедическая помощь должна поступать и в процессе обучения в школе.

Для профилактики возникновения нарушения следует проводить определенную работу еще до начала процесса обучения письму. Необходимо развивать внимательность, память, мыслительные процессы, пространственное восприятие, слуховую и зрительную дифференциацию и тому подобные аспекты, отвечающие за овладение навыками письменной речи. Вовремя необходимо скорректировать нарушения устной речи, развивать словарный запас.

В периоде обучения в школьный период важно взаимодействие логопеда и учителя русского языка и литературы. Диктанты ребенка, страдающего дисграфией или подозрением на нее, должны проверяться совместно обоими специалистами. С помощью них можно как подтвердить нарушение, так и проследить динамику его развития или, наоборот, регрессии. Специфические дисграфические ошибки при этом не должны учитываться при выставлении оценки за работы.

Узнать более подробную информацию о дисграфии, а также ознакомиться с перечнем клиник Москвы, где осуществляется диагностика и лечение нарушения, можно на нашем сайте. Здесь же вы найдете и необходимые контактные данные.

Акустическая дисграфия или дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания

Акустическая дисграфия или дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания

Акустическая дисграфия или дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания

У детей, обучающихся в общеобразовательной школе, встречаются разные виды дисграфии, часто сочетающиеся между собой. Я хочу рассказать об одном из самых распространенных видов нарушений письма, встречающемся у младших школьников. Связано оно с недоразвитием фонематического слуха. Что это такое? У человека, кроме физического слуха, существует особый, речевой, слух, который позволяет нам различать звуки, похожие по произношению, но отличающиеся какими-то акустическими признаками, например, звонкие и глухие согласные (б-п, д-т, в-ф, г-к, ш-ж, с-з), твердые и мягкие (с-сь, л-ль, н-нь), свистящие и шипящие (с-ш, з-ж, ч-щ). Звуки в русском языке называются фонемы, поэтому этот речевой слух получил название «фонематический слух». Если по каким-то причинам у школьника наблюдается недоразвитие фонематического слуха, он путает вышеперечисленные звуки, нарушается внутреннее проговаривание, которое сопровождает письмо как взрослого, так и ребенка, это непосредственно выражается в ошибках в его письменных работах. При этом нарушений звукопроизношения может и не быть. Такой вид дисграфии получил название «акустическая дисграфия» или «дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания».

Проявляется это нарушение письма чаще всего в виде замены букв, соответствующих фонетически близким звукам, например, вместо слова «бабушка» ребенок может написать «пабушка» или «папушка», вместо «сушка» — «шушка» или «суска», вместо «щегол» — «чегол».

Еще одним очень частым проявлением данного вида дисграфии является неправильное обозначение мягкости согласных звуков на письме. Это происходит, как я отмечала выше, из-за трудности различения твердых и мягких согласных, например, «писмо» вместо «письмо», «читат» вместо «читать», «лубит» вместо «любит», «мач» вместо «мяч».

Частыми ошибками являются замены акустически сходных гласных даже в ударном положении: о-у («точа» вместо «туча»), ё–ю («свюкла» вместо «свёкла» или «плёшевый» вместо «плюшевый).

В качестве иллюстрации можно привести диктант учащегося 2 класса, страдающего акустической дисграфией.

Как помочь таким детям? Работа по предупреждению и исправлению такого рода нарушений письма начинается с развития фонематических процессов — слуха и восприятия. Начинать надо с самого простого. Даже если ребенок легко справляется с заданиями и проблема состоит в другом, все равно их выполнять, создавая таким образом ситуацию успеха. Затем можно постепенно усложнять материал, но постоянно отмечать даже незначительные успехи детей.

Начинаем работу с выделения на слух гласных А, О, У, Ы, Э из слогов и слов. Слова берем сначала односложные, затем из 2, 3 слогов, но отрабатываемая гласная должна находиться в ударном положении. Только когда ребенок научится выделять ее безошибочно, можно будет брать слова любой сложности с этой гласной в безударном положении. Называем слово или показываем картинку и просим ребенка назвать гласную или показать соответствующую букву. Или, например, вставить нужную гласную букву в слова:

_птека, _зюм, _льбом, _таж, _читель, _зложение, _кран.

Аналогичная работа производится и с согласными звуками и буквами, но опять же начинается она с простого и постепенно усложняется, например, услышав звук С, хлопнуть в ладоши сначала в начале слова (солнце, заяц, снег), затем в конце (класс, палец, нос), затем в позиции между гласными (коса, коза) и только потом со стечением согласных в слове (сосна, воздух, шишка, стол).

Затем мы должны объяснить ребенку, что согласные бывают твердые и мягкие, это зависит от положения средней части языка (при произнесении мягких звуков она приподнимается вверх).Задача взрослого приучить детей оценивать свои мышечные ощущения при проговаривании звуков, слов, связывая эти ощущения с тем, что он слышит. Обозначение мягкости согласных звуков на письме происходит с помощью гласных букв Я, Е, Ё, Ю, И и мягкого знака. При этом виде дисграфии дети очень часто неправильно обозначают мягкость, так как, например, слыша в слове «любит» звук Л мягко, а затем звук У, так и пишут в тетради «лубит», игнорируя мягкость согласного. Обычно я провожу сравнения между гласными буквами, используя слоги: в каких слогах Л слышится твердо, а в каких-мягко:ЛА-ЛЯ, МО-МЁ, НУ-НЮ, РЕ-РЭ, ТИ-ТЫ. С помощью каких букв показывается мягкость согласного? А твердость? Результат достигается после многочисленных тренировок, но каждый раз школьник должен объяснять, почему он написал именно эту гласную букву.

Вставить буквы А или Я: М_та – полезн_я трав_. На полу вал_лась гр_зная тр_пка.

Аналогично происходит и с мягким знаком. Ребенок должен слышать мягкие согласные и понимать, что, если рядом нет гласной, мягкость можно обозначить специальным знаком – буквой Ь. А для начала научите его сравнивать слова: угол – уголь, мел – мель и подобные, объясняя их написание и значение. Мягкий знак может быть не только в конце, но и в середине слова. В этом случае он стоит между согласными, а согласный не может обозначать мягкость: «мальчики» — Л произносится мягко, Ч не обозначает его мягкость, значит, нужен Ь. Если мы его не напишем, получится «малчики», а такого слова нет. И опять, как в случае с гласными, нужны тренировки:

Измени слова так, чтобы в них оказался мягкий знак: окунек (окуньки), пенек (пеньки), василек (васильки). Объясни, почему в моих словах его нет. (Мягкость согласных звуков на письме обозначалась буквой Ё).

Так мы отрабатываем дифференциацию твердых и мягких согласных. Но, кроме этого, согласные у нас еще делятся на звонкие и глухие, написание которых также вызывает трудности у детей с акустической дисграфией. Здесь надо понимать, что парные согласные, которые произносятся очень похоже, отличаются участием голоса в их образовании. При произнесении звонких согласных голос присутствует, а глухих – нет. Проверить это можно тактильно, используя тыльную сторону ладони. Если при произнесении звонкого согласного мы положим руку на горлышко, то почувствуем, как оно «дрожит», так как происходит вибрация голосовых связок. При произнесении глухого согласного горлышко спокойно, голосовые связки расслаблены и не мешают воздуху выходить. Основываясь на этих ощущениях, учим ребенка различать парные согласные сначала изолированно, затем в слогах, словах и предложениях, опять же используя дидактический принцип «от простого к сложному».Например:

— разложить картинки на 2 группы по наличию в словах звуков П или Б,

— вставить пропущенный слог –ПА — или –БА-: тру_, ры_, _нан, _латка, ло_та, при_вил,

-дополнить предложения подходящим по смыслу словом: На дереве раскрылась ______________.______________по морю плывет. (бочка, почка)

-записать слова в 2 столбика: пакет, бабочка, билет, пятница и т. д.

-вставить пропущенные буквы П или Б: В _арке растут _ольшие ли_ы и _ерезы.

Только когда дети научатся правильно дифференцировать парные согласные в более легких случаях, переходим к словам, требующим знание орфограммы «Написание парных согласных в середине и в конце слова».Здесь необходимо научить школьника подбирать проверочные слова, а для этого нужен достаточный словарный запас. Но в качестве подсказки-«секретика» можно предложить изменять слова, образуя уменьшительную форму, если парный согласный в середине слова (сетка-сеточка, тетрадка-тетрадочка), и множественное число, если он стоит в конце слова(медведь-медведи). Но самым беспроигрышным будет вариант, когда мы добавим слово «много»: ветка-много веток, зуб-много зубов.

Занимаясь таким образом, заинтересованный родитель поможет своему ребенку не только избавиться от дисграфических ошибок, но и значительно уменьшить количество орфографических ошибок, что несомненно скажется на оценках школьника.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *