Деменция у детей

Деменция у детей

Содержание↓

Деменция является приобретенным слабоумием, которое характеризуется патологическими процессами в головном мозге. Больной деменцией утрачивает уже полученные знания и навыки и не может дальше познавать мир. Деменция в большинстве случаев встречается в пожилом возрасте и называется «старческим маразмом». Однако, нередки случаи развития патологии (задержка психического развития, олигофрения, когнитивные нарушения и т.п.) и в детском возрасте. В Москве опытные специалисты Юсуповской больницы проведут диагностику и подберут оптимальную терапию при деменции, где осуществляется комплексный подход в лечении пациентов от 18 лет.

Причины деменции у детей

Деменция представляет собой острое психическое нарушение, которое возникает вследствие различных поражений головного мозга. При деменции происходит распад уже сложившегося интеллекта. В медицине обычно выделяется прогрессирующая и органическая деменция у детей.

Прогрессирующая деменция у детей – это стабильное ухудшение состояния головного мозга пациента. Для этой формы деменции характерно нарастание симптоматики по мере прогрессирования основного заболевания. Чаще всего прогрессирующая деменция развивается в следующих случаях:

  • генетических заболеваний (болезнь Ньюмана-Пика, болезнь Лафора, синдром Санфилиппо). Симптомы врожденных патологий могут проявляться через несколько лет после рождения ребенка;
  • сосудистая деменция — нарушение работы сосудов головного мозга и шейного отдела, в результате чего нейроны не получают необходимые питательные вещества;
  • заболевания спинного мозга;
  • синдром приобретенного иммунодефицита.

Органическая деменция у детей является осложнением определенных заболеваний. При органической деменции наблюдаются стабильные нарушения работы головного мозга без дальнейшего усугубления. Причиной развития органической деменции являются:

  • инфекционные заболевания менингит, энцефалит;
  • черепно-мозговая травма;
  • интоксикация лекарственными веществами.

Следует отметить, что приобретенное вследствие травм или инфекций психическое недоразвитие ребенка называют олигофренией и иногда эту патологию путают с деменцией. Данные состояния отличаются тем, что при олигофрении страдает вся психическая деятельность человека, а при деменции нарушаются уже частично сформированные функции мышления.

Симптомы деменции у детей

Задержка психиеского развития у детей может проявиться в 2 или 3-летнем возрасте. Ее отличительными признаками будут:

  • нарушение мыслительной деятельности;
  • отсутствие критического мышления;
  • нарушения памяти;
  • нарушение речи: уменьшается словарный запас, забываются значения слов;
  • снижение внимания и концентрации;
  • расстройства зрения и слуха;
  • выраженные нарушения эмоционального характера: тревога, страх, резкая смена настроения, депрессия, апатии, равнодушие, угасает привязанность к близким;
  • импульсивные действия, ослабление инстинкта самосохранения;
  • неадекватное поведение в различных ситуациях;
  • утрата ранее приобретенных навыков;
  • затруднения в самообслуживании;
  • угасают коммуникативные навыки.

При генетических заболеваниях патология может дать о себе знать только в подростковом возрасте.

При болезни Лафора происходит нарушение моторики, возникают судорожные припадки. Деменция в этом случае быстро прогрессирует. Клетки головного мозга, кожи и мышц подвергаются разрушительному действию микроскопических структур – телец Лафора.

Раннее обнаружение заболевания, которое приводит к деменции, значительно улучшает результат терапии. Полностью вылечить пациента пока нет возможности, однако можно значительно улучшить его состояние и замедлить прогрессирование процесса.

Диагностика деменции у детей

Для выявления различных психоневрологических заболеваний рекомендуется проходить профилактический осмотр невролога с самого рождения малыша. Особенно, если ранее в семье встречались случаи заболеваний с деменцией.

Вовремя диагностировать деменцию может только специалист. При подозрении на развитие патологии проводят несколько специфических тестов, которые помогут определить состояние когнитивных функций. Назначают методы инструментального обследования: МРТ и резонансное сканирование головного мозга. Результаты обследования покажут степень поражения мозга. Дополнительно назначают биохимический анализ крови.

При диагностике деменции у детей учитывается общее состояние здоровья ребенка, его особенности, а также берется во внимание наследственный фактор. Эти данные помогут выбрать наиболее оптимальную тактику лечения. Ребенок проходит всестороннее обследование, поэтому он должен наблюдаться у невролога, психиатра и педиатра.

Лечение деменции

Лечение деменции проводятся комплексно несколькими специалистами — квалифицированными неврологами с большим опытом лечения данной патологии. Процесс лечения долгий и даже в этом случае не достигается полное лечение деменции. Терапия позволяет снизить клинические проявления и значительно улучшить качество жизни пациента.

Лечение будет зависеть от причины развития деменции и состояния больного. Из медикаментов используют препараты, которые улучшают кровоток в головном мозге и налаживают обменные процессы в его клетках. Для терапии деменции назначают психостимуляторы и ноотропные вещества. Они помогают нормализовать поведение пациента, благотворно влияют на память, умственную деятельность и способность обучаться.

Терапию деменции у детей лучше всего выполнять в домашних условиях. Для этого родители проходят курс обучения и получают всю необходимую информацию по уходу и методам реабилитации пациента. В Юсуповской больнице родителей проконсультируют врачи высшей категории. Работа профессионалов позволяет замедлить процесс развития патологии, восстановить некоторые утраченные функции и получить максимальные результаты. Лечение деменции в Юсуповской больнице можно выполнять как в стационаре, так и на дому. В любом случае родители маленьких пациентов всегда будут иметь поддержку опытных специалистов.

Обратиться за помощью и получить консультацию специалистов можно по телефону.

АвторНевролог, вегетолог, психотерапевт, врач высшей категории

Список литературы

Наши специалисты

Невролог, доктор медицинских наук, профессор, руководитель центра диагностики и лечения нарушений памятиНевролог, кандидат медицинских наукНевролог, кандидат медицинских наукНеврологНеврологНевролог, ведущий специалист отделения неврологии Невролог

Цены на диагностику деменции

Наименование услуги Стоимость
Консультация врача-невролога, д.м.н./профессора 8250 руб.
Консультация профессора Бойко А.Н. 10000 руб.
Прием, консультация врача-невролога, специалиста по когнитивным нарушениям 5150 руб.
Консультация врача ЛФК, первичная 3600 руб.
Консультация врача ЛФК, повторная 2900 руб.
Консультация врача ЛФК, к.м.н., первичная 5150 руб.
Консультация врача ЛФК, к.м.н., повторная 3600 руб.
Консультация врача-физиотерапевта, первичная 3600 руб.
Консультация врача-физиотерапевта, повторная 2900 руб.
Консультация логопеда-дефектолога, первичная (включая первичное логопедическое обследование и составление программы восстановительного обучения) 6700 руб.
Прием (тестирование, консультация) психолога, первичный 5150 руб.
Прием (тестирование, консультация) психолога, повторный 3600 руб.
Консультация врача-невролога по назначенным рецептурным препаратам, 20 мин 1990 руб.
Консультация врача-психотерапевта повторная 6000 руб.
Индивидуальное занятие с нейропсихологом-нейродефектологом в рамках комплексной программы 3410 руб.
Расширенное нейропсихологическое тестирование 5665 руб.
Нейропсихологическое тестирование 3960 руб.
Групповое клинико-психологическое консультирование (до 30 минут) 4000 руб.
Семейное клинико-психологическое консультирование (до 30 минут) 5000 руб.
Комплексное занятие логопеда с использованием аппаратных методик 5500 руб.
Групповое занятие с логопедом 2200 руб.
Индивидуальная психологическая коррекция (до 30 мин) 3400 руб.
Коррекционное занятие с логопедом-дефектологом (амбулаторно) 3800 руб.
Индивидуальное занятие по психологической социальной адаптации 4565 руб.
Индивидуальная психологическая коррекция 6820 руб.
Сеанс когнитивного тренинга (до 30 минут) 3410 руб.
Сеанс когнитивного тренинга (до 60 минут) 4950 руб.
Индивидуальное занятие по восстановлению речевых функций 4565 руб.
Коррекционное занятие с логопедом-дефектологом (30 мин) 3410 руб.
Логопедическое обследование 3410 руб.
Лимфодренажный ручной массаж 5500 руб.
Акупунктурно-баночный массаж 1705 руб.
Лечебный массаж в рамках комплексной программы 3410 руб.
Лечебный массаж одной анатомической области (до 15 минут) 2200 руб.
Сеанс иглорефлексотерапии 4290 руб.
Массаж одной зоны (20 мин) STAFF ONLY 1000 руб.
Индивидуальный сеанс кинезиотерапии в рамках комплексной программы (до 30 минут) 2750 руб.
Роботизированная механотерапия в рамках комплексной программы (до 30 минут) 2750 руб.
Индивидуальное занятие по восстановлению функции ходьбы с использованием экзоскелета 5390 руб.
Индивидуальный сеанс кинезиотерапии (до 30 минут) 2750 руб.
Индивидуальный сеанс кинезиотерапии (амбулаторный) 3850 руб.
Индивидуальное занятие на подвесной системе Экзарта, 30 мин. 3850 руб.
Роботизированная механотерапия, в т.ч. с биологической обратной связью (до 30 минут) 2750 руб.
Индивидуальный сеанс эрготерапии (до 30 минут) 2750 руб.
Индивидуальное занятие на вертикализаторе с моделированием ходьбы (до 30 минут) 3850 руб.
Индивидуальный сеанс кинезиотерапии с использованием подвесной разгрузочной системы Biodex Free Step 3300 руб.
Кинезиотейпирование одной зоны (со стоимостью тейпа) 1650 руб.
Комплексная программа реабилитации РАССЕЯННЫЙ СКЛЕРОЗ, 10 дней 148390 руб.
Комплексная программа реабилитации РАССЕЯННЫЙ СКЛЕРОЗ, 14 дней 181390 руб.
Комплексная программа реабилитации РАССЕЯННЫЙ СКЛЕРОЗ, 30 дней 346390 руб.
Медицинское сопровождение при терапии ПИТРС в рамках дневного стационара 15000 руб.
Препарат Окревус® (Ocrevus®) 1 флакон 350000 руб.
Комплексная программа реабилитации БОЛЕЗНЬ АЛЬЦГЕЙМЕРА, 10 дней 153890 руб.
Комплексная программа реабилитации БОЛЕЗНЬ АЛЬЦГЕЙМЕРА, 14 дней 192390 руб.
Комплексная программа реабилитации БОЛЕЗНЬ АЛЬЦГЕЙМЕРА, 30 дней 379390 руб.
Комплексная программа реабилитации БОЛЕЗНЬ ПАРКИНСОНА, 10 дней 137390 руб.
Комплексная программа реабилитации БОЛЕЗНЬ ПАРКИНСОНА, 14 дней 175890 руб.
Комплексная программа реабилитации БОЛЕЗНЬ ПАРКИНСОНА, 30 дней 340890 руб.
Комплексная программа реабилитации ИНСУЛЬТ / ЧМТ, 10 дней 148390 руб.
Комплексная программа реабилитации ИНСУЛЬТ / ЧМТ, 14 дней 181390 руб.
Комплексная программа реабилитации ИНСУЛЬТ / ЧМТ, 30 дней 357390 руб.
Комплексная программа реабилитации СПИНАЛЬНАЯ ТРАВМА, 10 дней 159390 руб.
Комплексная программа реабилитации СПИНАЛЬНАЯ ТРАВМА, 14 дней 208890 руб.
Комплексная программа реабилитации СПИНАЛЬНАЯ ТРАВМА, 30 дней 401390 руб.
Индивидуальный патронажный пост (12 часов) 3250 руб.
Индивидуальный патронажный пост (24 часа) 4780 руб.
Персональный сестринский пост 9075 руб.
Суточное пребывание родственников в палате стационара 3270 руб.
Ночное пребывание родственников в палате стационара (12 часов) 2100 руб.

Органическая деменция – это тяжелое заболевание головного мозга, в основе которого лежит механическое разрушение его целостности. Этот факт делает такую форму нарушения самой сложной и опасной. Если процесс развития болезни уже был запущен, повернуть его вспять становится невозможно. Те части мозга, которые успели пострадать, не восстановит ни одно из существующих на сегодняшний день лекарств. И все же научиться жить с болезнью можно, не только самому пациенту, но и его близким.

Отличительные особенности органической деменции

Деменция при органических психических расстройствах является лишь закономерностью, последней стадией развития поражения, но в основе ее может лежать огромное количество проблем. Именно они становятся основой классификации для нарушений. Органическую или атрофическую деменцию принято сравнивать с сосудистой, поскольку она также является широко распространенной во всем мире. Ключевые отличия обеих форм представлены в таблице ниже.

Различия органической и сосудистой деменции

Различия Органическая форма Сосудистая форма
Причины Первичные дегенеративные процессы: болезни Альцгеймера, Пика и другие дегенеративные заболевания. Различные заболевания сердечно-сосудистой системы, приводящие к плохому кровоснабжению мозга: атеросклероз, гипертония, инсульты, инфаркты и так далее.
Возраст появления 60-65 лет 70 лет и позднее
Симптомы
  • Постепенное ухудшение всех когнитивных процессов, но в первую очередь памяти, внимания, речи.
  • Дезориентация во времени и пространстве.
  • Изменение поведения, проявление агрессивности.
  • Апатичность.
  • Постепенное угасание всех двигательных функций.
  • Изменение рефлекторных функций.
  • Нарушение походки.
  • Мышечная слабость.
  • Депрессия.
Методы лечения Лечение симптоматичное и направлено на уменьшение проявлений болезни, а также на замедление ее развития. Обычно лечат первопричину нарушения. На этом фоне может наступить некоторое улучшение состояния.

Важно! Сосудистая деменция, а точнее первичное заболевание, вызвавшее ее, практически всегда приводит к развитию органической формы. В этом случае говорят о смешанной деменции.

Механизм развития органической деменции

Точные причины и механизмы, запускающие развитие нарушения пока изучены не до конца, но известно, что для органической деменции характерно разрушение одной или нескольких частей головного мозга. Обычно поражение затрагивает:

  1. Коры головного мозга.
  2. Подкорковых структур.
  3. Отдельных частей нервной системы (базальных ганглиев, спинного мозга и так далее). В этом случае болезнь развивается небольшими очагами, постепенно затрагивая все больше структур.

Развитие органической деменции во многом обусловлено ее первопричинами. Если в основе лежит инфекционное заболевание, нарушается работа именно той части, в которой идет активное распространение инфекции, а скорость распространения напрямую зависит от скорости проникновения патологических организмов в другие структуры мозга. Если в основе нарушения лежит болезнь Альцгеймера, к ней приводит постоянное нарастание белковых бляшек, резко ухудшающих нормальные связи между нейронами. Поэтому важнее всего выяснить истинную причину появления заболевания.

Важно! Органическая деменция относится к тому типу нарушений, которые невозможно остановить, поэтому независимо от первопричин, рано или поздно будут затронуты все части головного мозга.

Виды органической деменции

Виды органической деменции определяются временем возникновения нарушения и степенью их воздействия на психические процессы. Обычно заболевание классифицируется как резидуальное или прогрессирующее. Первое в большей степени свойственно детям, второе – пожилым людям.

Резидуальная органическая деменция по своей сути остаточное поражение, сформировавшееся вследствие воздействия на мозг других разрушающих его факторов: инфекций, травм, токсического отравления. Оказавшись беззащитным перед перечисленными проблемами мозг начинает разрушаться, но в то время как первопричина устраняется, последствия сохраняются навсегда. Они не поддаются коррекции, но и не ухудшаются, если этому не способствуют другие причины. Для этого типа деменции характерны слабоумие и психопатоподобное поведение.

Прогрессирующее органическое нарушение развивается медленно, затрагивая все больше участков головного мозга. Именно к этому типу относят классический вариант старческой деменции, когда психические функции угасают постепенно, вместе с двигательными. Следует отметить, что в отличие от резидуальной, способной остановиться на одной ступени развития, прогрессирующая будет развиваться постоянно, пока в конечном итоге не приведет к смерти пациента.

Признаки и симптомы органической деменции

Поскольку деменция развивается поэтапно, первые ее симптомы нередко пропускаются как самим больным, так и его близкими. Внимание следует обратить на появление следующих признаков заболевания:

  1. Изменения в поведении, а именно повышенная импульсивность, раздражительность, агрессивность.
  2. Забывчивость, сначала совсем легкая, она воспринимается как усталость (больной забывает ключи, теряет очки, забывает позвонить и так далее).
  3. Снижение интереса к происходящему вокруг, отказ от хобби.
  4. Ухудшение работоспособности, некоторая сонливость (эти признаки также списываются на усталость и стрессы).
  5. Рассеянность, невозможность воспринимать и запоминать новую информацию.
  6. Апатичность, депрессивность.
  7. Отсутствие критического отношения к себе и своему внешнему виду.

Поскольку симптому появляются не одномоментно, а постепенно, уловить период начала развития органической деменции очень трудно. Особенно, если больной живет вдали от молодых родственников. Естественно, что в таком случае обращение за врачебной помощью наступает достаточно поздно, когда затронуто несколько структур головного мозга.

Методы диагностики органической деменции

Диагностировать начальные стадии заболевания довольно сложно. Для этого необходимо использовать такие методики, которые не применяются при профилактических осмотрах. Более или менее полную картину можно получить, если использовать во время диагностики:

  1. Специальное тестирование, показывающее текущий уровень когнитивных и психических функций.
  2. Рентгенографию.
  3. Компьютерную томографию.
  4. Энцефалографию.

Окончательный диагноз ставится после обследования минимум тремя специалистами: терапевтом, неврологом и психиатром, поскольку высока вероятность развития других болезней, так же оказывающих влияние на психику больного.

Психические особенности больного с органической деменцией

Сложнее всего самому пациенту и его родственникам справляться с изменениями в психике. Для психических расстройств при органической деменции характерно проявление агрессивности, когда человек становится раздражительным без достаточного на то основания, может применять физическую силу к окружающим, а также полное отсутствие самокритичности. Это значит, что даже при указывании на явные отклонения в поведении, больной деменцией будет отрицать их.

Чем дальше идет развитие заболевания, тем ярче проявляются психические расстройства. Если в начале болезни поведение больше похоже на маниакально-депрессивный психоз, то к последним стадиям скорее усматриваются признаки шизофрении. Именно поэтому важно держать больного под контролем психиатра: регулярно приводить его на прием и пересматривать список назначенных лекарственных средств в соответствии с проявлениями нарушения.

Лечение и профилактика органической деменции

Как уже указывалось ранее, медицинское лечение этого типа нарушения сводится к симптоматическому. Основная задача врача: замедлить развитие болезни и сделать ее признаки менее яркими. Для этого применяются лекарственные средства, направленные на улучшение кровообращения, стабилизацию эмоционального состояния, улучшение работы мозга.

Что касается профилактики, то она сводится к поддержанию здорового образа жизни. Правильное питание, умеренная активность, тренировка умственной деятельности и другие шаги могут несколько снизить вероятность развития нарушения, но гарантировать это невозможно.

Как выявить слабоумие у детей и подростков: основные признаки, способы определения

Слабоумие у детей и подростков – это глубокое необратимое расстройство психики, связанное с распадом интеллекта, нарушением познавательных процессов и обеднением эмоциональной сферы в целом.

Для выявления умственной отсталости используются психологическое тестирование, лабораторные и инструментальные исследования.

Это состояние не поддается лечению, поэтому для детей, страдающих снижением интеллекта, используют симптоматическое лечение.

Распространенность заболевания и его причины

Слабоумие встречается не только у престарелых людей, но и у детей. В соответствии с медицинской статистикой уровень детского слабоумия в России составляет 1,64%.

Для сравнения: в Канаде этот показатель равен 1,12%, в Финляндии 1,19%, в США 1,2%, в Австралии 1,43%, в Китае 1,71%.

Детское слабоумие может быть врожденным или приобретенным. Его основными причинами являются:

  • инфекционные заболевания, перенесенные женщиной во время беременности;
  • преждевременные роды;
  • асфиксия и травмы, полученные во время родов;
  • социально-педагогическая запущенность в раннем возрасте;
  • генетические заболевания;
  • черепно-мозговые травмы, ушибы и сотрясения мозга;
  • энцефалит, менингит, вирус иммунодефицита человека (ВИЧ);
  • нарушение сосудистого кровотока и недостаточное питание тканей головного мозга.

Установить первопричину слабоумия у детей и подростков удается далеко не во всех случаях.

Для решения этой сложной задачи требуется помощь квалифицированных специалистов и комплексная диагностика всего организма.

В МКБ-10 выделяют четыре степени умственной отсталости у детей и подростков: легкую, умеренную, тяжелую и глубокую.

В соответствии с этой классификацией в классической психиатрии выделяют четыре степени слабоумия: дебильность, не резко выраженную имбецильность, выраженную имбецильность и идиотию.

Виды слабоумия у детей и подростков:

Уровень IQ

Степень умственной отсталости по МКБ-10

Классификация в классической психиатрии

Умственный возраст, лет

Легкая

Дебильность

Умеренная

Имбецильность не резко выраженная

Тяжелая

Имбецильность выраженная

До 20

Глубокая

Идиотия

До 3

  1. Дебилы. Способны выполнять простые здания под руководством. Речь и двигательные функции у них слегка нарушены, поэтому при общении с ровесниками испытывают трудности.
  2. Имбецилы. К самостоятельной жизни не приспособлены. Обучаются в дефектологических учреждениях. Со временем учатся выполнять несложные задания.
  3. Идиоты. Не обучаемы. Иногда обладают зачатками речи. Принимать пищу, одеваться, выполнять гигиенические процедуры могут только с помощью и под контролем посторонних лиц.

Слабоумие у детей и подростков может быть резидуально-органическим или прогрессирующим:

  1. Резидуально-органическая форма обусловлена остаточными повреждениями головного мозга в результате черепно-мозговых травм, менингитов, медикаментозного отравления нервной системы. Эта форма слабоумия не прогрессирует, протекает стабильно, без дальнейшего усиления симптомов.
  2. Прогрессирующее слабоумие развивается вследствие сосудистых поражений головного мозга, генетических заболеваний и заболеваний спинного мозга. Для данной формы характерно постепенное усиление симптомов слабоумия.

Симптомы и признаки слабоумия у детей и подростков различаются в зависимости от первопричины заболевания и интенсивности его развития.

Наиболее общими признаками детской деменции являются нарушение внимания, памяти, речи, девиантное поведение и быстрая утомляемость.

Дошкольники (до 7 лет)

Первым признаком слабоумия у детей младшего возраста и дошкольников является устойчивая утрата навыков, которые ранее были освоены и без труда применялись на практике.

Можно говорить об умственной отсталости, если ребенок:

  • позже сверстников начинает ходить и говорить;
  • забывает слова, неправильно строит предложения;
  • выглядит неопрятно, не заботится о своем внешнем виде;
  • испытывает равнодушие к внешнему миру;
  • утрачивает привязанность к близким.

Движения малыша становятся расторможенными, преобладает приподнятое настроение. При дальнейшем развитии заболевания движения ребенка становятся менее дифференцированными и более однообразными.

Младшие школьники (7-11 лет)

Если в дошкольном возрасте легкое слабоумие распознать довольно сложно, то в школьные годы заболевание заявляет о себе более уверенно:

  • учащийся с трудом усваивает новый материал;
  • медленно пишет и читает, не может решить логические задачки;
  • не понимает смысл пословиц и поговорок;
  • не может воспроизвести содержание только что прочитанного текста;
  • забывает слова, с трудом строит предложения;
  • неадекватно реагирует на слова и поступки окружающих;
  • быстро устает, часто ощущает апатию и вялость.

Приобретенные ранее навыки и речь сохраняются надолго, но память работает избирательно. К примеру, дошкольник может по порядку назвать дни недели, последовательность времен года, но перепутать цвета.

Юноши и девушки (11-18 лет)

Каковы симптомы деменции в 15 лет? В этом возрасте слабоумие можно распознать по следующим признакам:

  • ребенок не усваивает социально-правовые нормы;
  • не следит за собой, выглядит неопрятно;
  • теряет интерес к хобби и ранее любимым видам деятельности;
  • начинает одержимо коллекционировать ненужные вещи;
  • все его игры становятся однообразными, с постоянно повторяющимися действиями;
  • плохо запоминает информацию, мыслит поверхностно, испытывает проблемы при выполнении домашних заданий.

Симптомы слабоумия косвенно зависят от темперамента ребенка, состояния его здоровья, наличия сопутствующих заболеваний, социально-бытовой стороны его жизни и некоторых других факторов.

О симптомах умственной отсталости в этом видео:

При появлении первых признаков слабоумия ребенка следует показать квалифицированному неврологу, который оценит нервно-психическое состояние юного пациента и составит анамнез его заболевания.

По направлению невролога ребенку придется пройти тестирование в кабинете психолога, а также лабораторное и инструментальное обследование.

Для выявления умственной отсталости используют следующие виды психологических тестов:

  1. Тест Айзенка – показывает умственный возраст и коэффициент интеллекта (IQ) пациента.
  2. Шкала интеллекта Станфорд-Бине – оценивает умственное развитие детей в возрасте от 6 до 16 лет.
  3. Тест Векслера – оценивает интеллект детей в возрасте от 2,5 до 7,5 лет.
  4. Тест на зрительную ретенцию Бентона – выявляет органическое поражение головного мозга и степень его тяжести.

При подозрении на слабоумие ребенку назначают лабораторное исследование крови на глюкозу, тиреоидные гормоны, витамин В12, сифилис, АЛТ и АСТ.

Выявить наличие инфекционных процессов в организме позволяет общий анализ крови, а оценить функциональное состояние почек и уровень электролитов в крови – биохимический скрининг.

Врач может назначить генетическое тестирование для выявления синдромов Дауна, ДиДжорджи, Лежена (кошачьего крика), хрупкой Х-хромосомы.

  1. Магнитно-резонанская томография (МРТ) позволяет получить ценные сведения о пороках развития центральной нервной системы, структурных изменениях в мозге и различных нарушениях органического характера.
  2. Компьютерная томография (КТ) предполагает исследование физической структуры головного мозга с помощью рентгеновских лучей. Позволяет выявить наличие в мозге рубцов, травмированных областей, которые могут быть причиной умственной неполноценности ребенка.
  3. Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) позволяет оценить функциональное состояние структур головного мозга во время бодрствования, сна, активной умственной или физической работы.

Колебания альфа-, тета- и дельта-волн свидетельствуют о синдроме приобретенного слабоумия и задержке психомоторного развития у ребенка.

Тактика лечения

Симптоматическая терапия позволяет предотвратить дальнейшее ослабление интеллекта и сохранить его существующий уровень.

Для симптоматического лечения слабоумия применяют нейролептики, противосудорожные препараты, тонизирующие препараты, витамины и биогенные стимуляторы.

Нейролептики

Если маленький пациент страдает от напряженности, агрессии, выраженного чувства страха, психической расторможенности, перепадов настроения, апатии, вялости или плохого сна, ему назначают нейролептики Азалептин, Клозапин, Ноотропил, Нооцетам, Оланзапин, Пирацетам, Резерпин, Церебролизин и др.

Противосудорожные препараты

При конвульсиях ребенку выписывают противосудорожные препараты, которые уменьшают гиперкинезы, способствуют частичной компенсации личностных расстройств и снижают эмоциональную напряженность.

Параллельно детям назначают мочегонные препараты, комплексы витаминов и микроэлементов, а также лекарства, снижающие внутричерепное давление.

Биогенные стимуляторы

В программу лечения слабоумия у детей включают биогенные стимуляторы Актовегин, Кортексин, Мексидол, Альбумин, Апилак и др.

Перечисленные препараты стимулируют клеточный метаболизм за счет накопления кислорода и глюкозы в мозговой ткани.

Витамины группы В

Витамины группы В купируют процессы возбуждения нервной системы, способствуют улучшению памяти и повышают концентрацию внимания.

Прием витаминов группы В следует дополнить йодсодержащими средствами, аминокислотами и гормональными препаратами.

Что еще необходимо знать о деменции:

  • симптомах и лечении у пожилых людей;
  • причинах развития слабоумия в раннем возрасте;
  • связи деменции с другими болезнями;
  • разнице в проявлениях у мужчин и женщин;
  • о том, как вести себя родственникам с больным человеком и нужен ли ему сестринский уход;
  • возможна ли профилактика недуга и в чем она заключается.

Психологическая помощь нужна как слабоумным детям, так и родственникам, которые за ними ухаживают и постоянно находятся рядом.

Виды психологической помощи при слабоумии:

Помощь слабоумным детям и подросткам

Помощь родственникам слабоумных детей и подростков

  • постоянное подбадривание, внушение надежды, похвала, сопереживание;
  • обучение, побуждение, разъяснения и советы;
  • решение повседневных проблем
  • чередование режимов ухода за больными и отдыха;
  • регулярная смена обстановки;
  • абстрагирование от проблем больного ребенка и переключение внимания на позитивные вещи

Важно относиться к слабоумному ребенку как к человеку, а не как к проблеме, подкреплять его способность справляться с превратностями судьбы и житейскими трудностями, подчеркивать положительные качества и достижения, поддерживать чувство уверенности в себе, своевременно предотвращать рецидив заболевания.

О воспитании детей с умственной отсталостью в этом ролике:

Прогнозы, продолжительность и качество жизни

Продолжительность жизни при слабоумии зависит от степени поражения головного мозга и условий, в которых проживает пациент. Детей нужно окружить любовью и заботой, защитить от стрессовых ситуаций, привить трудовые навыки.

Благодаря современным инклюзивным образовательным программам, такие дети могут неплохо освоить школьную программу, а затем жить полноценной жизнью.

На второй и третьей стадиях прогноз неблагоприятный.

При явно выраженных симптомах идиотии или имбецильности пациенту дают инвалидность, а в некоторых случаях помещают его в специальное медицинское учреждение.

Средняя продолжительность жизни идиотов в России составляет 19 лет, имбецилов – 26,6 лет (для сравнения в Австралии – 68 лет и 59 лет, соответственно).

Слабоумие у детей и подростков – это неизлечимое расстройство психики, связанное с нарушением интеллекта и обеднением эмоциональной сферы.

Такое расстройство может быть врожденным или приобретенным, а по степени тяжести легким, умеренным, тяжелым или глубоким.

Органическое поражение ЦНС у детей, прогноз, симптомы, лечение

Центральная нервная система (ЦНС) человека имеет довольно сложное строение и несет ответственность за выполнение множества самых разных функций. Она начинает закладываться у плода еще задолго до появления на свет – буквально в первые недели в первый триместр беременности. И в ряде случаев развитие центральной нервной системы может нарушаться, что чревато возникновением самых разных проблем. Кроме того поражения такого участка организма могут возникать и после появления малыша на свет. Темой нашего сегодняшнего разговора станет органическое поражение ЦНС у детей, прогноз который дают врачи малышам с таким диагнозом, какие для него характерны симптомы, и как проводится лечение данного нарушения.
При органическом поражении ЦНС происходит необратимая гибель нервных клеточек. Подобное состояние на самом деле является очень распространенным, тщательное обследование позволяет выявить его чуть ли не у 99% пациентов. Однако в большей части случаев его выраженность ничтожно мала. Но при серьезном органическом поражении ЦНС страдает значительное количество нейронов, что приводит к нарушениям в выполнении жизненно важных функций организма.
Как проявляется органическое поражение ЦНС, симптомы его какие?
Проявления органических поражений ЦНС зависят исключительно от выраженности возникших нарушений. В раннем детском возрасте подобные проблемы могут проявляться нарушениями сна, быстрой утомляемостью, плачем, сложностями с приемом пищи (ребенку тяжело сосать), нарушениями безусловных рефлексов и пр.
Физическое развитие ребенка нарушается, что может выражаться в более позднем овладении умениями держать головку, сидеть и ходить. Часто наблюдаются произвольные движения, могут возникать затруднения при попытках самообслуживания, самостоятельного приема пищи и играх. Грубое поражение ЦНС чревато полным нарушением двигательной активности – ребёнок может остаться лежачим на всю жизнь.
Со временем у ребенка могут проявляться и прочие нарушения в деятельности ЦНС. Так доктора часто диагностируют у детей с органическим поражением ЦНС минимальную мозговую дисфункцию: биологическую недостаточность функций нервной системы, которая приводит к некоторым расстройствам поведения и ухудшению обучаемости. При подобном нарушении у ребенка фиксируют задержку и нарушение развития моторики: неловкость движений, нервный тик глаза, склонность к гримасничанью, двигательную расторможенность либо чрезмерную медлительность, нарушения сна, повышенная возбудимость нервной системы и неуправляемость поведенческих реакций.
Минимальная дисфункция в целом поддается коррекции, особенно при благоприятном подходе к обучению, воспитанию и лечению.
Дети с органическим поражением ЦНС чаще всего позже овладевают речью, у них наблюдается бедный словарный запас. В ряде случаев речевые навыки и вовсе отсутствуют, из-за чего малыши могут издавать лишь звуки либо отдельные слова.
Со временем органическое поражение ЦНС приводит к ухудшению успеваемости ребенка в детском саду либо в школе. У него могут наблюдаться проблемы с памятью, интеллектуальная недостаточность (вплоть до дебильности, идиотии либо олигофрении). Также такие дети часто отстают в развитии, у них возникают дефекты восприятия новой информации и мира в целом.
Как корректируется органическое поражение ЦНС, лечение его какое?
К сожалению, погибшие нейроны не поддаются восстановлению. Поэтому терапия органического поражения ЦНС направлена в основном на стимуляцию деятельности тех участков мозга, которые сохранились и могут взять на себя долю утраченных функций.
Так для активизации и улучшения процессов мозгового кровообращения применяют ноотропные лекарства, представленные Оксирацетам, Фенотропил, Семакс и Пирацетам (инструкция, применение каждого препарата перед использованием должны быть изучены!). В ряде случаев доктора могут принимать решение об использовании Ноотропила, Энцефабола и Актовегина.
Для стимуляции сохранившихся зон мозга могут применяться и препараты-гидролизаты пептидов головного мозга, представленные Церебролизином и Церебролизатом.
Чтобы улучшить процессы микроциркуляции могут использовать Трентал и Пентоксифиллин.
Многим маленьким пациентам с органическими поражениями ЦНС показана сосудистая терапия – применение противосудорожных лекарств, психостимуляторов.
Также коррекция таких состояний требует проведения массажей, физиотерапевтического лечения (в том числе и процедур для улучшения мозгового кровообращения). Детям с подобными проблемами необходимы занятия с квалифицированным психологом и дефектологом.
Органическое поражение цнс – прогноз какой?
На самом деле, прогноз для детей с органическим поражением ЦНС напрямую зависит от выраженности нарушений. Если они не критичны, совместные усилия врачей и родителей позволяют достичь практически полного выздоровления. В этом случае у ребенка не наблюдается никаких заметных дефектов, и он может вести полноценную жизнь.
Если же органические поражения ЦНС являются более выраженными, но не критичными, они не представляют опасность для жизни, однако несколько ограничивают трудовую деятельность, а также способность к самообслуживанию.
Что касается серьезных поражений ЦНС, то при них ребенок становится полностью прикованным к постели, неспособным к самообслуживанию и к интеллектуальной деятельности.
Благоприятность прогноза органических поражений ЦНС напрямую зависят от объемов, расположения и функций погибших нервных клеточек. Кроме того важную роль играет фактор, вызвавший подобное нарушение, своевременность постановки диагноза и адекватность терапии.
Дополнительная информация
Малыши с органическими поражениями центральной нервной системы часто страдают от нарушений в деятельности психики. Поэтому многим из них необходимы успокоительные средства, в том числе и на растительной основе. Так отличный эффект дает всем известная валериана (инструкция по применению в разделе «Препараты» на букву «В»). Измельчите сухие корешки данного растения. Одну-две чайных ложечки полученного сырья заварите стаканом кипятка и проварите в течение одной минуты. После настаивайте лекарство в течение получаса. Процеженный настой нужно давать детям по одной чайной ложечке трижды-четырежды на день.
Целесообразность применения средств народной медицины необходимо в обязательном порядке обсудить с лечащим врачом.

Резидуальная деменция разной этиологии

Резидуальная органическая деменция проявляется в интеллектуальной недостаточности, которая возникла вследствие повреждения головного мозга. Для оценки степени повреждения психического развития и составления прогноза развития, определения возможностей коррекционно-развивающей работы с ним важно учитывать факторы, оказывающие влияние на состояние ребенка, варианты его развития. К ним относятся:

1) этиологический фактор, то есть вид вредности, действующий на мозг: травма мозга, воспалительные заболевания головного мозга, такие как менингит (воспаление оболочек мозга), энцефалит (воспаление вещества мозга), эпилепсия, опухоль мозга;

2) время поражения (чем раньше произошло поражение, тем тяжелее последствия и более серьезным является повреждение развития);

3) объем поражения, степень распространенности и локализация патологического процесса: локальные и диффузные повреждения;

4) периодом, прошедшим после заболевания (стаж заболевания);

5) структура нарушения;

6) особенности личности ребенка до заболевания.

Такое большое число параметров, от которых зависит характер развития детей с деменцией, определяет значительную сложность и неоднозначность выделения специфических характеристик развития для данной группы детей с отклоняющимся развитием.

۞ Иллюстрации

Сережа, 15 лет. Развивался нормально. Рос здоровым, общительным, послушным. В 15 лет перенес грипп с высокой температурой и длительным бессознательным состоянием. Вскоре после выздоровления ушиб голову, около часа был без сознания. После этого стал возбудимым, драчливым, неуживчивым. Учился удовлетворительно, но постоянно нарушал дисциплину. Был переведен во вспомогательную школу, но через год был исключен в связи с крайней недисциплинированностью и агрессивностью.

Во время обследования вял, апатичен, бездеятелен, по собственной инициативе в разговор не вступает, со сверстниками не общается, не читает, интереса ни к чему не проявляет, желания ограничиваются едой и примитивными бытовыми удобствами. О родных не вспоминает, пребыванием в больнице не тяготится, о будущем не думает. Обращает на себя внимание фонетически и структурно правильная речь, удовлетворительная техника чтения и письма. При исследовании интеллекта наряду с преобладанием элементарных конкретных суждений неожиданно правильно обобщает, оценивает сходство и различие по существенному признаку. Однако, несмотря на повторные объяснения и регулярные занятия новых знаний не усваивает .


Лена, 12 лет. Развивалась нормально. В возрасте 4 лет перенесла ряд тяжелых инфекционных заболеваний, с нарушениями сознания и судорогами. После этого стала возбудимой, дралась, кусалась. С 6 лет стала убегать из дома, бродяжничала, попрошайничала, рассказывала вымыслы о себе, что она сирота, что ее выгнали из дома. Ночевала одна в лесу и в поле, заходила в дом к незнакомым людям. С возрастом нарастали расторможенность, назойливость, агрессивность. Из школы ее исключили, так как во время уроков она бегала по классу, била и кусала детей. С 10 лет стала сексуальной, открыто занималась онанизмом, цинично бранилась.

Во время обследования охотно вступает в беседу, о себе рассказывает непоследовательно, сбивчиво, часто противоречиво. При указании на это не смущается, легко придумывает новую версию. Двигательно беспокойна: вскакивает со стула, снова садится, хватает со стола предметы, вертит их в руках, сосет пальцы, грызет ногти, щурит глаза, морщится, гримасничает. В палате все время ничем не занимается, бесцельно бегает, залезает под кровати, пристает ко всем с различными просьбами, ссорится, цинично бранится, заводит разговоры на сексуальные темы, прижимается к другим больным, целует их и кусает. Панически боится перьев, выпавших из подушки, видя их, пронзительно кричит и прячется. О родных не скучает, ни к кому из окружающих не привязана.

Психологическое обследование выявляет очень слабое активное внимание, невозможность сосредоточиться даже на короткое время. На вопросы отвечает наугад, не думая, отвлекается легко на внешние воздействия. Критическое отношение к своему состоянию и поведению отсутствует. Планов на будущее не строит, живет только событиями сегодняшнего дня .

Эрнест в возрасте 6 лет попал в тяжелое дорожно-транспортное происшествие, в результате которого у него произошел перелом ног и костей черепа. Две недели он пролежал в бессознательном состоянии, не мог говорить в течение месяца. Примерно через 9 месяцев был направлен на консультацию к психиатру из-за того, что задавал постоянные бессмысленные вопросы, испытывал чувство тревоги, имел массу странных привычек, был непослушным и трудным ребенком. В вопросах мальчика присутствовали многие элементы, характерные для речи детей, обучающихся говорить. Эти вопросы служили для того, чтобы исследовать язык для практики говорения, а также для получения информации. После мозговой травмы он был довольно неуклюжим, что привело к появлению беспокойства и неуверенности по поводу повседневных дел, например, утреннего одевания. Тревога и беспокойство были реакцией на тяжелое депрессивное состояние матери, которое было следствием супружеских конфликтов. В последующем состояние мальчика значительно улучшилось .


Петер в возрасте 7 лет пережил черепно-мозговую травму в результате дорожно-транспортного происшествия. Мальчик находился в больнице почти в течение года и был похож на новорожденного ребенка: он не мог ни есть, ни говорить. Родителям было сказано, что он, вероятно, останется психически больным на всю жизнь. Но мальчик хорошо поправлялся и через 9 месяцев смог вернуться в школу. В возрасте 13 лет мальчик был направлен на обследование в связи с сильными припадками и трудным поведением дома и в школе. Оказалось, что его интеллект лишь несколько снижен, однако развитие чтения отставало на 4 года. Характер электроэнцефалограммы свидетельствовал о нарушенной электрической активности мозга. Черепно-мозговая травма оказала прямое воздействие на психическое развитие ребенка, что проявилось в возникновении патологических функциональных характеристик мозга и в припадках .

Последствия перенесенных воспалительных заболеваний головного мозга (менингитов и менингоэнцефалитов). Воспалительные заболевания головного мозга вызываются инфекционными агентами – болезнетворными бактериями и вирусами, которые, поселяясь в тканях оболочек или в веществе мозга, вызывают воспалительное заболевание. Воспаление проявляется в повреждении ткани, в возникновении отека в области воспаления и в размножении клеток, что приводит к появлению рубцов на ткани. Другими словами, вследствие воспалительных заболеваний возникает дефект вещества мозга и его оболочек, что изначально нарушает нормальное психическое и личностное развитие ребенка.

У детей с интеллектуальной недостаточностью вследствие перенесенного менингита и менингоэнцефалита наблюдается выраженное нарушение нейродинамики психических процессов, нарушения целенаправленности деятельности и выраженное нарушение критичности. В этих случаях у детей могут возникнуть три основных нарушения: 1) органическое слабоумие с грубым нарушением мыслительных операций, 2) задержка психического развития с нарушением предпосылок развития интеллекта (памяти, внимания), 3) психопатоподобное поведение с грубым нарушением эмоционально-волевой сферы.

При эпидемическом энцефалите интеллект страдает лишь в более тяжелых случаях, чаще тогда, когда болезнь начинается в раннем возрасте. Но и при относительно сохранном интеллекте дети не могут учиться в школе, у них резко снижена активность, инициативность. Особенно страдает внимание: снижены его устойчивость, способность к переключению и распределению. Наблюдаются и резкая истощаемость интеллектуальной деятельности, эмоциональное оскудение, дети производят впечатление безразличных ко всему, ничем не заинтересованных людей. Однако у них нередки и взрывы раздражительности и импульсивности.

Часто наблюдаются и психопатоподобные расстройства в виде психомоторной расторможенности, бестактности, раздражительности, грубости, патологические влечения (воровство, поджоги, страсть к путешествиям, обжорство, злоупотребление алкоголем), снижена критичность по отношению к себе. Нарушения эмоциональной сферы выражаются и в существовании различных страхов и навязчивых состояний, например, страх заразиться, заболеть, навязчивый счет, навязчивые движения и др.

Последствия перенесенных тяжелых травм головного мозга. Черепно-мозговая травма (ЧМТ) – это результат механического повреждения черепной коробки и ее содержимого. ЧМТ приводит к выраженному нарушению нейродинамики мозга, циркуляции жидкости внутри черепной коробки, изменению кровоснабжения мозга и т.д. При контузии мозга в связи с ударом ликворной волны о стенки третьего желудочка повреждаются мозговые структуры, отвечающие за организацию процессов памяти. В клинике различают два основных вида черепно-мозговых травм: контузия и комоция (сотрясение мозга).

В резидуальный периоде при обоих видах травм возникает церебрастения, вестибулярные расстройства. В структуре посттравматического нарушения имеют место явления стойкого, часто необратимого регресса ряда психических функций: нарушения внимания, памяти, динамики мыслительных процессов.

Изучая отдаленные последствия поврежденного развития при травмах мозга, М.О. Гуревич выделил 4 клинических этапа.

1. Травматическая церебрастения. У детей наблюдается неспособность к умственному напряжению, повышенная утомляемость. Дети продолжают обучение в школе, но при усложнении жизненной ситуации у них могут наблюдаться обострения в виде головокружения, нарушения сна, снижения общего психического тонуса. Нейропсихологическое исследование И.И. Мамайчук показало, что на этом этапе у детей наблюдается выраженное нарушение объема и переключаемости внимания, снижение объема памяти в слуховой и зрительной модальностях, нарушение динамики мыслительных процессов. В структуре личности наблюдается повышенная фрустрированность, эмоциональная неустойчивость, ригидность поведения.

2. Травматическая церебропатия проявляется у детей либо в апатии, общей вялости, общей заторможенности, либо в повышенной возбудимости и двигательной расторможенности. У детей наблюдается эйфория, беспечность, агрессивность, взрывчатость. Дети этой группы испытывают серьезные затруднения при обучении в школе, так как на фоне общей неуспеваемости у них наблюдается выраженное психопатоподобное поведение, неадекватность самооценки и снижение критичности к своему состоянию.

3. Травматическое слабоумие проявляется в снижении интеллектуальной активности и интеллектуальной деятельности ребенка. В структуре личности наблюдается выраженное снижение критичности к своему состоянию, нарастает бездеятельность. Мышление отличается тугоподвижностью, ригидностью.

4. Травматическая эпилепсия развивается в том случае, если в разные сроки после травмы у детей возникают эпилептические припадки. У детей на фоне припадков появляется травматическая астения, наблюдаются нарушения личности в виде повышенной агрессивности, аффективности, психопатоподобного поведения. У детей снижается интеллектуальная работоспособность.

Последствия эпилептической болезни. Эпилепсия – хроническое полиэтиологическое прогрессирующеезаболевание головного мозга, которое характеризуется периодически наступающими церебральными судорожными или бессудорожными приступами, или припадками.В различных участках головного мозга имеется группа нервных клеток, обладающих высокой активностью и способностью накапливать (аккумулировать) большое количество возбуждающих нервных импульсов (так называемый эпилептический очаг), которые периодически молниеносно распространяются на другие отделы мозга (судорожный разряд) и вызывают припадок.

Для возникновения эпилептической болезни требуется не только воздействие вредности (менингиты, энцефалиты, интоксикация, травиы головы), но и особая предрасположенность, проявляющаяся в судорожной готовности головного мозга. Это предрасположение может быть наследственным, врожденным или рано приобретенным. Наследственное предрасположение проявляется не только в наличии у родственников судорожных припадков, но и в определенных конституциональных особенностях личности: особом темпераменте и комплексе характерологических особенностей, которые называют эпилептоидностью. К эпилептоидным чертам характера относят наклонность к аффективным взрывам, недостаточную интеллектуальную и эмоциональную гибкость, чрезмерную аккуратность, исполнительность, чрезмерную настойчивость и бережливость до скупости, особую принципиальность. Эпилептоидные личности легко вступают в конфликты с окружающими, бывают гневливыми, раздражительными, иногда жестокими. Наличие эпилептоидных черт свидетельствует о наследственной предрасположенности к эпилептической болезни.

Врожденная предрасположенность обусловлена патологией внутриутробного развития, гипоксией плода. Приобретенная предрасположенность связана с родовой травмой, перенесенными в раннем возрасте инфекциями головного мозга. По мнению Г.Г. Шанько , в возникновении эпилепсии главную роль играет не наследственный фактор, а органическое поражение головного мозга, и особенное значение придается поражению головного мозга до рождения ребенка и во время родов.

Течение эпилептической болезни отличается большим разнообразием клинических проявлений, которые зависят от мозговой локализации эпилептогенного очага, а также от частоты и характера припадков. Важное значение имеет также и возраст дебюта заболевания. По данным М.И. Гуревича, эпилептическая болезнь при ее начале в детском возрасте чаще приводит к тяжелому слабоумию.

۞Иллюстрации

Надя (5 лет) поступила в больницу с жалобами на судорожные припадки с потерей сознания. Родители здоровы, отец очень упрямый, настойчивый, педантичный, мать спокойная и аккуратная, тетка по линии отца страдает эпилепсией. Беременность и роды у матери протекали нормально, раннее развитие без особенностей. В возрасте 1 года 2 месяцев перенесла тяжелую диспепсию. Росла спокойной и общительной. В детском саду отмечали большую аккуратность, исполнительность, но также и упрямство, настойчивость. Первый судорожный припадок возник без видимой причины в 3 года: девочка внезапно упала, потеряла сознание, в течение 30 минут были судороги с пеной у рта. Приступы повторялись 1–2 раза в месяц. За минуту до припадка подбегала к матери, жаловалась, что тошнит и «глаза плохо видят». В отделении девочка охотно общается с детьми, делает им замечания. Слабого ребенка может ударить, если он не выполнит ее приказа. Никому не уступает своего места, не дает детям игрушек. Настроение ровное, но легко обижается, долго помнит обиду. В занятиях несколько медлительна, пассивна. Любит слащаво, назойливо приласкаться ко взрослым, всем улыбается, любит здороваться по многу раз в день .

Сережа, 14 лет. Отец и его родственники здоровы, мать страдает эпилепсией. Развитие навыков у ребенка своевременное, но до настоящего времени отмечается ночной энурез. В возрасте 2 лет перенес дизентерию, в возрасте 7 лет – болезнь Боткина, несколько раз – грипп. В возрасте 6 лет был ушиб головы без явлений сотрясения мозга. До школы воспитывался дома, был послушным, рассудительным, любил рисовать, играть в войну, слушать чтение книг. Через несколько месяцев после ушиба головы был припадок, спустя месяц наблюдался развернутый судорожный приступ, через 3 года возникли частые судорожные припадки. Продолжал посещать школу, учился удовлетворительно, был исполнительным, добросовестным, выполнял все указания учительницы. В подростковом возрасте начал учиться хуже. Мать обратила внимание на практическую направленность сына: он рекомендовал ей экономить и копить деньги, проявлял большой интерес к хорошей одежде, стал очень аккуратным, следил за чистотой обуви. С 13 лет стал раздражительным, грубым, но и подчеркнуто вежливым и заботливым .

Кроме судорожных припадков у больных детей наблюдаются специфические особенности мышления, эмоционально-волевой сферы и личности в целом. Это проявляется в общей психической тугоподвижности, вязкости мышления и аффекта, в полярности эмоций (сочетание склонности к экзальтации, ласковости со злопамятностью и мстительностью), в выраженной напряженности аффекта и легко возникающими вспышками ярости и гнева. В мышлении у них отмечается выраженная замедленность, тугоподвижность в сочетании со склонностью к застреванию на малосущественных деталях, неспособность выделения главного, трудности интеллектуальной переключаемости, выраженная замедленность речи. При обучении во вспомогательной школе эти дети испытывают большие трудности ввиду большой медлительности при письме, чтении, счете. Аффективные нарушения у этих больных в значительной степени способствуют дисгармоничному развитию личности и нарушению поведения. Дети и особенно подростки с эпилепсией вследствие резкой взрывчатости, склонности к агрессии могут представлять опасность для окружающих. В структуре поврежденного развития при эпилепсии наблюдается стойкий, часто необратимый регресс ряда психических функций.

Характерными для больного с эпилепсией являются злопамятность и мстительность, а также выраженные эгоцентрические установки личности, в поведении типичны скупость и педантизм, не свойственные детскому и подростковому возрасту в норме. Для больных детей характерна эмоциональная вязкость, то есть склонность к длительной фиксации на эмоционально окрашенных переживаниях, особенно отрицательных. Поэтому такие дети отличаются злопамятностью, мстительностью и одновременно слащавостью и прилипчивостью по отношению к другим людям. У детей, страдающих эпилептическим слабоумием, наблюдается аффективная взрывчатость, угрюмость, резкая раздражительность, склонность к агрессии. В интеллектуальной сфере для них характерны склонность к детализации, застревание на второстепенных деталях, затруднения в переключении от одного вида деятельности или объекта на другой, трудности усвоения нового, сужение объема внимания. Для эпилептического слабоумия характерны также своеобразные нарушения памяти с лучшим сохранением в памяти событий, касающихся личных интересов ребенка.

При прогрессировании заболевания психопатологические симптомы нарастают. Заостряются типичные эпилептические черты, и формируется личность эпилептоидного склада, для которой характерны злобность, гневливость, раздражительность, двойственность в поведении. В поведении наблюдается двигательная расторможенность, повышенная возбудимость, повышенная отвлекаемость, резкое снижение памяти. При быстром течении эпилептического процесса слабоумие резко нарастает.

۞Иллюстрация

Сергей (14 лет): в психическом статусе обращает на себя внимание угрюмый фон настроения с недоверчивым отношением к окружающим. В коллективе пытается занять ведущие позиции, любит поучать других. Старается подчеркнуть свои преимущества. Часто с ласковой улыбкой делает окружающим едкие замечания. Каждому больному стремится дать обидное прозвище. Жестоко шутит над одними детьми и дерется с другими; бьет больно, хвастается, что умеет бить, не оставляя синяков, злопамятен. С врачами и педагогами корректен, собран, рассудителен; с младшим медперсоналом груб, дерзок, непослушен, агрессивен, подозрителен, считает, что санитарки воруют его продукты. Интеллектуальные интересы не выражены, читать не любит. К учебным занятиям интереса нет, однако в рисовании неутомим, усидчив и целенаправлен. Особенность рисунков – мелкие размеры фигур .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *