Атипичный аутизм

Атипичный аутизм

  1. Причины возникновения атипичного аутизма
  2. Формы атипичного аутизма у ребенка
  3. Симптомы проявления атипичного аутизма у детей
  4. Чем отличается атипичный аутизм от обычного
  5. Какие осложнения могут быть вызваны детским атипичным аутизмом
  6. Диагностика атипичного аутизма
  7. Лечение атипичного аутизма у детей и подростков

Атипичным аутизмом (АА) или неспецифическим первазивным расстройством развития в психиатрической практике принято называть психоневрологическую патологию, связанную с нарушением мозговых структур и относящуюся к группе расстройств аутистического спектра (РАС).

Первые симптомы АА могут начать проявляться гораздо позже, чем симптомы «классического» аутизма и/или быть менее выраженными. Однако это не означает, что атипичный аутизм всегда протекает легче, чем обычный: нередки случаи, когда при АА некоторые аутистические проявления носят более тяжелый характер по сравнению с обычным аутизмом. «Атипичный» ребенок-аутист может обладать как высоким уровнем интеллекта и социализации, так и очень низким, вплоть до серьезных нарушений восприятия реальности, тяжелых речевых расстройств и умственной отсталости.

Достаточно часто атипичный аутизм у детей диагностируется в подростковом или даже юношеском возрасте, когда патологические особенности начинают проявляться уже слишком явно. Поэтому задача родителей – своевременно выявить даже минимальные отклонения поведения и развития малыша от нормы, чтобы оказать «скорую помощь» и не допустить развития тяжелой формы заболевания, с трудом поддающейся терапии.

Причины возникновения атипичного аутизма

Официальная медицина пока еще не сформировала единого мнения о причинах возникновения аутизма – как обычного, так и атипичного. В настоящее время аутизм в целом и АА в частности связывают с поражениями структур головного мозга, которые могут быть вызваны такими факторами, как:

  • наследственность. Достаточно часто у детей с диагностированным атипичным аутизмом имеются родственники с РАС или какими-либо психическими отклонениями, способными вызвать развитие патологии;
  • генетическая предрасположенность. По результатам современных исследований, некоторое отношение к аутизму имеют гены SHANK3, PTEN, MeCP2 и др. – однако спрогнозировать развитие РАС только на основании деятельности этих генов пока невозможно;
  • некоторые заболевания. Нередко атипичный или классический аутизм может развиваться как сопутствующее состояние при каком-либо другом заболевании – например, эпилепсии, шизофрении, синдромах Дауна, Ретта, Мартина – Белл и др.;
  • проблемы со здоровьем матери во время беременности (особенно ее первой половины) и/или родов – маточные кровотечения, внутриутробные инфекции, недоношенность плода, проблемные роды и т. д.;
  • минимальная мозговая дисфункция (ММД), патологические изменения в головном мозгу (особенно в мозжечке и подкорковых зонах), недоразвитость левого полушария мозга.

Также существует пока официально не подтвержденная теория о том, что возникновению РАС, включая АА, могут способствовать детские прививки с использованием вакцин, содержащих ртуть.

Формы атипичного аутизма у ребенка

В Международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10) детский аутизм отмечается кодом F84.0. В свою очередь, атипичный аутизм по МКБ-10 разделяется на две основные формы в зависимости от наличия или отсутствия умственной отсталости (УО):

  • АА с умственной отсталостью (код F84.11) – в данном случае в диагноз может быть включена УО с аутистическими характеристиками;
  • АА без умственной отсталости (код F84.12) – интеллект пациента находится в пределах нормы, а в диагноз могут включаться атипичные детские психозы.

Также в МКБ-10 атипичный аутизм разделен на два подвида:

  1. с дебютом в не характерном возрасте (позже 3 лет, тогда как классический ранний детский аутизм начинает проявляться еще во младенчестве);
  2. с дебютом до 3 лет, но с атипичными симптомами (отсутствует полная клиническая картина детского аутизма). Этот тип патологии в основном распространяется на детей с явной УО.

Вне зависимости от диагностированной формы АА, полностью избавиться от него нельзя – однако, используя индивидуальный подход, можно заметно облегчить патологическую симптоматику при помощи специальной терапии.

Симптомы проявления атипичного аутизма у детей

По своей симптоматике детский атипичный аутизм похож на классический, но с менее широким диапазоном проявлений. Самые распространенные симптомы АА таковы:

  • трудности при социальной коммуникации, которые могут быть диаметрально противоположными: если один атипично-аутичный ребенок старается всячески избегать контактов с людьми, то другой может испытывать дефицит общения, не понимая при этом, как «правильно» общаться с окружающими;
  • проблемы с речью – в первую очередь это касается словесного формулирования собственных мыслей из-за ограниченного словарного запаса. Кроме того, ребенок может испытывать сложности с пониманием чужой речи, воспринимать буквально переносные смыслы, часто повторять одни и те же слова или фразы и т. д.;
  • отсутствие эмоциональных проявлений, сопереживания. Дети, имеющие диагноз «атипичный аутизм», часто не умеют выражать эмоции, что создает впечатление полного безразличия к происходящему, хотя это не всегда так – вполне возможно, что ребенок все же испытывает эмоции, просто не способен их показать. Подобные эмоциональные нарушения часто связаны с непониманием невербальных сигналов – жестов, кивков, выражений лица, поз, зрительного контакта;
  • ограниченное мышление, отсутствие его гибкости, стремление к шаблонам, педантичности, строгому распорядку, монотонности. Ребенку с АА бывает трудно адаптироваться ко всему новому, он может впасть в панику от любых, даже минимальных перемен в расписании дня, расположении окружающих предметов, появления новых людей или вещей – например, испугаться свечей на именинном торте, праздничных надувных шариков и т. д.;
  • агрессивность, раздражительность, связанные с воздействием атипичного аутизма на нервную систему, которая становится обостренно чувствительной к любым раздражителям. Малыш может кусаться, толкаться, драться в ответ на самые «невинные» факторы – например, на предложение пойти домой, когда ему хочется еще погулять;
  • отсутствие ролевых игр, трудности при выстраивании дружеских отношений с ровесниками;
  • «узкие» интересы – ребенок может быть увлечен только машинками или только динозаврами, или только одним мультфильмом и т. д. Также малыш с АА может демонстрировать повышенную заинтересованность каким-нибудь предметом или его деталью безотносительно функционального назначения – например, играть с чашкой, не наливая в нее воду, или всегда носить с собой ногу от куклы;
  • невыразительная мимика, практически полное отсутствие жестикуляции, «угловатые» движения.

В некоторых случаях в поведении ребенка могут присутствовать стереотипные действия. Также ранний детский атипичный аутизм может проявляться в виде различных сенсорных нарушений. Это связано с особенностями восприятия и обработки головным мозгом сенсорной информации (зрительной, слуховой, тактильной, обонятельной, вкусовой) и может выражаться как:

  • непереносимость прикосновений к коже (малыш протестует против объятий, мытья, одевания и т. д.);
  • непереносимость прикосновений к голове, волосам (не желает стричься, причесываться, мыть голову);
  • нелюбовь к музыке – всей подряд или какой-либо определенной (например, с участием скрипки);
  • обостренное обоняние, повышенная чувствительность к отдельным запахам (например, бытовой химии);
  • эпизоды «псевдоглухоты», когда ребенок не демонстрирует никакой реакции на оклики и громкие звуки, хотя в остальное время слышит и реагирует хорошо.

Кроме того, малыш может категорически отказываться надевать любую одежду кроме нескольких «любимых» вещей, избегать некоторых цветов или их сочетаний, бояться дотрагиваться до каких-либо определенных поверхностей (шерсть, мех, металл и т. д.). Родители обязательно должны обратить внимание на подобные особенности, чтобы показать ребенка специалисту на самой ранней стадии проявлений атипичного аутизма.

Атипичная форма аутизма встречается достаточно редко – лишь в двух случаях из 10 тысяч. При этом мальчики страдают атипичным аутизмом гораздо чаще девочек (по различным данным – в 2–5 раз). В 2013 году специалисты из Йельского университета установили, что девочки имеют дополнительную генетическую «защиту» от аутизма, включая его атипичную форму.

Чем отличается атипичный аутизм от обычного

Зачастую «атипичные» дети-аутисты в первые годы жизни развиваются абсолютно нормально, а первые симптомы аутизма возникают у них гораздо позже 3 лет, тогда как классический аутизм обычно проявляется в более раннем возрасте. Также АА нередко возникает у детей, имеющих тяжелые специфические расстройства рецептивной речи и умственное отставание.

Рассматривая вопрос «что такое атипичный аутизм у детей», необходимо вспомнить описание классического аутизма, при котором наблюдаются проблемы в трех областях:

  • поведение;
  • коммуникативные навыки;
  • социальные навыки.

В свою очередь, атипичный аутизм обычно включает в себя склонность к стереотипному/шаблонному поведению и проблемы в какой-то одной из двух областей:

  • либо социальные навыки (в том числе взаимодействие с окружающими);
  • либо коммуникативные навыки (в том числе вербальная и невербальная коммуникация).

При назначении курса терапии и индивидуальных дополнительных занятий необходимо обязательно учитывать форму АА, выявленную у ребенка – только так можно будет добиться положительных результатов.

Дети, подростки и взрослые с атипичным аутизмом обычно нуждаются в помощи, относящейся только к тем сферам, где их АА проявляется особенно сильно – в остальных же сферах они могут демонстрировать значительные успехи и без посторонней помощи.

Еще одним заметным отличием атипичного аутизма от обычного является то, что «обычные» аутисты гораздо чаще предпочитают общаться жестами, тогда как «атипичные» языка жестов не понимают.

Какие осложнения могут быть вызваны детским атипичным аутизмом

Атипичный аутизм может быть сопряжен с определенными трудностями в таких сферах жизни, как:

  • обучение;
  • социальное взаимодействие;
  • сексуальные отношения, создание семьи;
  • выбор профессии, рабочие процессы.

Без соответствующей терапии атипичный аутизм может приводить своих носителей к социальной изоляции, депрессии, суицидальной идеации. Если же АА протекает в сочетании с проблемами развития речи и умственной отсталостью, это влечет за собой и многие другие трудности в жизни пациента и его близких.

Диагностика атипичного аутизма

Перечисленные выше симптомы АА могут быть выраженными как явно, так и очень слабо – иногда даже специалисту бывает сложно интерпретировать симптоматику и поставить правильный диагноз, адекватно отличив атипичный аутизм от обычного, а также от синдрома Аспергера, шизофрении и др.

В некоторых случаях (при легких формах заболевания) симптомы могут быть крайне «размытыми» и завуалированными, поэтому для постановки диагноза будут необходимы:

  • проведение всестороннего медицинско-психологического обследования с использованием специальных тестов;
  • длительное наблюдение за поведением малыша с анализом его коммуникативных способностей, бытовых навыков, игрового поведения и т. д.

Зачастую, если специалист имеет основания полагать, что малыш болен, но его симптоматика отличается от привычной картины РАС из-за неполного соответствия характерных признаков – ребенку будет поставлен диагноз атипичный аутизм. При этом в США атипичный аутизм (а также синдром Аспергера) больше не выделяются отдельными диагнозами – таким пациентам теперь ставят общий диагноз «РАС». Не в последнюю очередь эта мера связана с субъективностью специалистов при диагностике аутизма, когда один и тот же ребенок может получить разные диагнозы у разных врачей. Общий диагноз позволяет применять терапию без оглядок на «легкость» или «тяжесть» формы расстройства.

Прогнозы для ребенка

Наиболее благоприятные прогнозы имеют дети с АА без умственной отсталости, родители которых обратились к специалистам своевременно – на самых ранних стадиях проявления заболевания. Однако в остальных случаях ситуацию нельзя назвать однозначной, поскольку сценарии развития атипичного аутизма могут быть самыми различными.

Некоторые взрослые атипичные аутисты, не получавшие никакой терапии, самостоятельно научились бороться со своими особенностями, затрудняющими нормальную жизнь в социуме. При этом известны и случаи, когда у детей, начавших лечение до 5 лет, симптоматика АА сохранялась и во взрослом возрасте. Однако обе эти ситуации являются достаточно редкими, а в большинстве своем дети с атипичным аутизмом без умственной отсталости демонстрируют прекрасные успехи именно при помощи настойчивой терапии.

Благодаря правильно подобранной методике удается остановить прогрессирование АА, а иногда и привести состояние ребенка в полную норму (при условии отсутствия умственной отсталости). Конечно, не исключено, что ребенок с врожденным атипичным расстройством аутистического спектра будет несколько отличаться от ровесников, однако при этом он сможет вполне полноценно развиваться и обучаться в общеобразовательных учебных учреждениях.

Не исключено, что в дальнейшем пациент с АА должен будет постоянно наблюдаться у невропатолога и/или психолога, психиатра. Специалисты помогут в своевременном выявлении обострений и не допустят регресса состояния.

ВАЖНО! Если вы замечаете, что поведение вашего малыша бывает «странным» или «неправильным» – постарайтесь как можно быстрее пообщаться по этому поводу со специалистом.

Лечение атипичного аутизма у детей и подростков

Излечим ли АА? В большинстве случаев полностью избавиться от него невозможно. Однако существуют проверенные методики для значительного улучшения качества жизни атипичного аутиста – и на первом месте по результативности среди таких методик стоит АВА-терапия, прикладной поведенческий анализ (Applied Behavior Analysis). По отзывам родителей атипичных аутят, для достижения заметного эффекта необходимо минимум 10 часов терапевтических занятий в неделю. Также положительное действие оказывают и специальные игры для детей с диагнозом аутизм.

Методика АВА успешно корректирует поведение атипичных и «классических» аутят, развивает речевые навыки, адаптирует детей к нормальной жизни дома и в школе. Для родителей, желающих ежедневно оказывать своему ребенку эффективную квалифицированную помощь, созданы специальные курсы, обучаться на которых можно не выходя из дома. Даже если в вашем городе пока нет специализированного детского сада, школы или реабилитационного центра, освоив программу курсов вы:

  • узнаете, по каким законам формируется поведение детей-аутистов, в том числе с неспецифическим первазивным расстройством развития (атипичным аутизмом);
  • научитесь управлению поведением ребенка и предотвращению нежелательных проявлений;
  • получите практический опыт АВА, начав применять методику непосредственно в процессе учебы;
  • сможете развивать своего малыша, обучая его по системе АВА различным полезным навыкам, необходимым для полноценной интеграции в социум.

Записаться на дистанционные курсы ABA-терапии на ближайшие даты можно прямо сейчас. Обучение на наших курсах будет полезным подспорьем для родителей аутят и нейротипичных детей, которым трудно концентрировать внимание и осваивать абстрактные понятия, а также детей с сенсорной и/или моторной недостаточностью.

Атипичный аутизм – психоневрологическое заболевание, обусловленное нарушением структур головного мозга. Оно относится к группе патологий, называемых расстройствами аутистического спектра.

Для атипичного аутизма характерны нарушение восприятия и понимания окружающей действительности, стереотипные действия, плохо развитое воображение, недостаток взаимодействия и социального общения. Нередко эта патология сочетается с тяжелыми специфическими расстройствами развития рецептивной речи и глубокой умственной отсталостью.

Заболеваемость атипичным аутизмом составляет 2 случая на 10 000 населения. Мальчики болеют в 2–5 раз чаще, чем девочки.

Нарушения в сфере социального взаимодействия – один из признаков атипичного аутизма

Причины и факторы риска

В основе атипичного аутизма лежат структурные нарушения головного мозга. К их возникновению приводят факторы, наиболее частыми из которых являются:

  1. Наследственная предрасположенность. У пациентов с атипичным аутизмом практически всегда можно выявить родственников с некоторыми нарушениями, характерными для данной патологии. В 90-х годах XX века был обнаружен ген, отвечающий за предрасположенность к атипичному аутизму. Его наличие не обязательно приводит к заболеванию, но повышает риск его развития при воздействии других факторов.
  2. Осложненное течение беременности и (или) родов. У женщин, чьи дети страдают атипичным аутизмом, в большинстве случаев беременность и роды протекали с различными осложнениями, такими как токсемия, внутриутробные инфекции, преждевременные роды, маточные кровотечения.
  3. Некоторые заболевания. Атипичный аутизм нередко наблюдается на фоне синдрома хрупкой Х-хромосомы, цитомегаловирусной инфекции, фенилкетонурии, эпилепсии.

Возможная причина атипичного аутизма – внутриутробная инфекция

Формы заболевания

В психиатрии выделяют две формы атипичного аутизма:

  • с умственной отсталостью (в том числе умственная отсталость с аутистическими чертами);
  • без умственной отсталости (в том числе детские атипичные психозы).

Заболеваемость атипичным аутизмом составляет 2 случая на 10 000 населения. Мальчики болеют в 2–5 раз чаще, чем девочки.

Симптомы

Симптомы атипичного аутизма обычно проявляются после трех лет. К ним относятся:

  1. Расстройства при налаживании социальных контактов. Выраженность может быть различной – некоторые больные ищут одиночества, а другие хотят общения с другими людьми, но не могут выстроить процесс коммуникации.
  2. Расстройства речевой функции. Пациенты недостаточно четко формулируют мысли, а обращенную к ним речь понимают буквально, то есть не могут понять слова и фразы, произнесенные в переносном значении.
  3. Эмоциональная холодность. Больным сложно выражать чувства, эмоции, переживания, поэтому они воспринимаются окружающими безразличными, безучастными, холодными. У многих из них отсутствует чувство сопереживания. Развитие нарушений эмоциональной сферы обусловлено трудностью понимания невербальных сигналов.
  4. Негибкое мышление. Больной испытывает страх перед любыми, даже незначительными переменами в жизни или окружающей его обстановке. Он стремиться жить в окружении привычных вещей, совершать монотонные, привычные действия.
  5. Раздражительность. Из-за нарушений нервной системы пациенты становятся чрезмерно чувствительными к раздражающим факторам. В ответ часто возникают агрессия, раздражительность.
  6. Сенсорные нарушения. Головной мозг обрабатывает и воспринимает получаемую сенсорную информацию (зрительную, слуховую, тактильную, обонятельную, вкусовую) не так, как это происходит у здоровых людей, что может проявляться по-разному, в том числе необычными способностями.

Особенности поведения детей с атипичным аутизмом

Выраженность перечисленных симптомов может быть разной. Нередко нарушения настолько незаметны, что выявить и правильно интерпретировать их оказывается сложной задачей даже для специалиста.

При настойчиво проводимой терапии во многих случаях симптомы атипичного аутизма без умственной отсталости не прогрессируют, а иногда удается добиться того, что психическое состояние больного практически приходит в норму.

Врожденные патологии и гениальность: 5 известных савантов

Анималотерапия: 6 видов лечения с помощью животных

Деструктивное поведение: 8 способов манипулирования окружающими

Диагностика

Диагностика атипичного аутизма затруднена ввиду разнообразия симптомов и степени их выраженности. Постановка правильного диагноза требует проведения всестороннего медико-психологического обследования и длительного наблюдения за поведением ребенка, анализа его способностей к общению, навыков и умений.

Осуществляется дифференциальная диагностика с аутизмом, синдромом Аспергера, шизофренией.

Лечение

Методы эффективного лечения атипичного аутизма на сегодняшний день не разработаны. Терапия направлена на устранение симптомов заболевания и социальную адаптацию пациентов. Она разрабатывается индивидуально для каждого ребенка и проводится большую часть дня в течение длительного срока.

Детям с атипичным аутизмом важно обеспечить условия для социальной адаптации

Возможные осложнения и последствия

У детей, страдающих атипичным аутизмом, нередки проблемы с обучением. Во взрослой жизни им трудно создать семью, возникают сложности с выбором и осуществлением профессиональной деятельности.

Нередко атипичный аутизм сочетается с тяжелыми специфическими расстройствами развития рецептивной речи и глубокой умственной отсталостью.

Прогноз

При настойчиво проводимой терапии во многих случаях симптомы атипичного аутизма без умственной отсталости не прогрессируют, а иногда удается добиться того, что психическое состояние больного практически приходит в норму. При атипичном аутизме с умственной отсталостью прогноз значительно хуже.

Профилактика

Профилактических мер, направленных на возникновение атипичного аутизма, на сегодняшний день не существует.

Видео с YouTube по теме статьи:

Критерии диагностики РАС в DSM-IV и МКБ-10

/F84/ Общие расстройства психологического (психического) развития

Группа расстройств, характеризуемая качественными аномалиями в социальном взаимодействии и общении и ограниченным, стереотипным, повторяющимся набором интересов и деятельности. Эти качественные нарушения являются общими чертами индивидуального функционирования во всех ситуациях, хотя они могут варьировать по степени. В большинстве случаев развитие нарушено с младенчества и, только с небольшими исключениями, проявляются в первые 5 лет. Обычно, но не постоянно, для них характерна некоторая степень нарушения когнитивной деятельности, но расстройства определяются по поведению как отклоняющемуся по отношению к умственному возрасту (независимо от наличия или отсутствия умственной отсталости). Подразделение этой группы общих расстройств развития является в некоторой степени дискутабельным.

Дифференциальный диагноз:

В некоторых случаях расстройства сочетаются и предположительно обусловлены некоторыми медицинскими состояниями, среди которых наиболее часты детские спазмы, врожденная краснуха, туберозный склероз, церебральный липидоз и фрагильность Х-хромосомы. Тем не менее, расстройство должно диагностироваться на основании поведенческих признаков, независимо от наличия или отсутствия сопутствующих медицинских (соматических) состояний; однако, любое из этих сопутствующих состояний должно кодироваться отдельно. При наличии умственной отсталости важно отдельно кодировать и ее (F70 — F79), поскольку она не является обязательным признаком общих расстройств развития.

/F84.0/ Детский аутизм

Общее расстройство развития, определяющееся наличием аномального и/или нарушенного развития, которое проявляется в возрасте до 3 лет, и аномальным функционированием во всех трех сферах социального взаимодействия, общения и ограниченного, повторяющегося поведения. У мальчиков расстройство развивается в 3-4 раза чаще, чем у девочек.

Диагностические указания:

Предшествующего периода несомненно нормального развития обычно нет, но если есть, то аномалии выявляются в возрасте до 3 лет. Всегда отмечаются качественные нарушения социального взаимодействия. Они выступают в форме неадекватной оценки социо-эмоциональных сигналов, что заметно по отсутствию реакций на эмоции других людей и/или отсутствию модуляции поведения в соответствии с социальной ситуацией; плохо используются социальные сигналы и незначительна интеграция социального, эмоционального и коммуникативного поведения; особенно характерно отсутствие социо-эмоциональной взаимности. Равным образом обязательны качественные нарушения в общении. Они выступают в форме отсутствия социального использования имеющихся речевых навыков; нарушений в ролевых и социально-имитационных играх; низкой синхронности и отсутствия взаимности в общении; недостаточной гибкости речевого выражения и относительного отсутствия творчества и фантазии в мышлении; отсутствия эмоциональной реакции на вербальные и невербальные попытки других людей вступить в беседу; нарушенного использования тональностей и выразительности голоса для модуляции общения; такого же отсутствия сопровождающей жестикуляции, имеющей усилительное или вспомогательное значение при разговорной коммуникации. Это состояние характеризуется также ограниченными, повторяющимися и стереотипными поведением,интересами и активностью. Это проявляется тенденцией устанавливать жесткий и раз и навсегда заведенный порядок во многих аспектах повседневной жизни, обычно это относится к новым видам деятельности, а также к старым привычкам и игровой активности. Может наблюдаться особая привязанность к необычным, чаще жестким предметам, что наиболее характерно для раннего детского возраста. Дети могут настаивать на особом порядке выполнения ритуалов нефункционального характера; может иметь место стереотипная озабоченность датами, маршрутами или расписаниями; частыми являются моторные стереотипии; характерно проявление особого интереса к нефункциональным элементам предметов (таким как запах или осязательные качества поверхности); ребенок может противиться изменениям заведенного порядка или деталей его окружения (таких как украшения или меблировка дома).

Помимо этих специфических диагностических признаков дети с аутизмом часто обнаруживают ряд других неспецифических проблем, таких как страхи (фобии), нарушения сна и приема пищи, вспышки гнева и агрессивность. Достаточно часты самоповреждения (например, в результате кусания запястий), особенно при сопутствующей тяжелой умственной отсталости. Большинству детей с аутизмом не хватает спонтанности, инициативности и творчества в организации досуга, а при принятии решений им трудно использовать общие понятия (даже когда выполнение задач вполне соответствует их способностям). Характерные для аутизма специфические проявления дефекта меняются по мере роста ребенка, но на протяжении зрелого возраста этот дефект сохраняется, проявляясь во многом сходным типом проблем социализации, общения и интересов. Для постановки диагноза аномалии развития должны отмечаться в первые 3 года жизни, но сам синдром может диагностироваться во всех возрастных группах.

При аутизме могут быть любые уровни умственного развития, но примерно в трех четвертях случаев имеется отчетливая умственная отсталость.

Дифференциальный диагноз:

Помимо других вариантов общего расстройства развития важно учитывать: специфическое расстройство развития рецептивной речи (F80.2) с вторичными социо-эмоциональными проблемами; реактивное расстройство привязанностей в детском возрасте (F94.1) или расстройство привязанностей в детском возрасте по расторможенному типу (F94.2); умственную отсталость (F70 — F79) с некоторыми сопутствующими эмоциональными или поведенческими нарушениями; шизофрению (F20.-) с необычно ранним началом; синдром Ретта (F84.2).

Включаются:
— аутистическое расстройство;
— инфантильный аутизм;
— инфантильный психоз;
— синдром Каннера.

Исключается:
— аутистическая психопатия (F84.5).

F84.01 Детский аутизм, обусловленный органическим заболеванием головного мозга

Включаются:
— аутистическое расстройство, обусловленное органическим заболеванием головного мозга.

F84.02 Детский аутизм вследствие других причин

/F84.1/ Атипичный аутизм

Тип общего расстройства развития, который отличается от детского аутизма (F84.0х) либо возрастом начала, либо отсутствием хотя бы одного из трех диагностических критериев. Так, тот или иной признак аномального и/или нарушенного развития впервые проявляется только в возрасте после 3-х лет; и/или здесь отсутствуют достаточно отчетливые нарушения в одной или двух из трех психопатологических сфер, необходимые для диагноза аутизма (а именно, нарушения социального взаимодействия, общения и ограниченное, стереотипное, повторяющееся поведение) вопреки характерным аномалиям в другой сфере(ах). Атипичный аутизм наиболее часто возникает у детей с глубокой умственной отсталостью, у которых очень низкий уровень функционирования обеспечивает небольшой простор для проявления специфического отклоняющегося поведения, требуемого для диагноза аутизма; он также встречается у лиц с тяжелым специфическим расстройством развития рецептивной речи. Атипичный аутизм, таким образом, представляет собой состояние, значительно отличающееся от аутизма.

Включаются:
— умственная отсталость с аутистическими чертами;
— атипичный детский психоз.

F84.11 Атипичный аутизм с умственной отсталостью

Следует отметить:

Первым кодом ставится данный шифр, а вторым — код умственной 3отсталости (F70.хх — F79.хх).

Включается:
— умственная отсталость с аутистическими чертами.

F84.12 Атипичный аутизм без умственной отсталости

Включается:
— атипичный детский психоз.

F84.2 Синдром Ретта

Состояние, пока описанное только у девочек, причина которого неизвестна, но которое выделяется на основании особенностей начала течения и симптоматологии. В типичных случаях за внешне нормальным или почти нормальным ранним развитием следует парциальная или полная потеря приобретенных мануальных навыков и речи наряду с замедлением роста головы, обычно с началом в возрасте между 7 и 24 месяцами. Особенно характерны потеря намеренных движений рук, стереотипии почерка и одышка. Социальное и игровое развитие задержаны в первые два или три года, но есть тенденция к сохранению социального интереса. Во время среднего детского возраста имеется тенденция к развитию атаксии туловища и апраксии, сопровождающихся сколиозом или кифосколиозом, и иногда и хореоатетоидными движениями. В исходе состояния постоянно развивается тяжелая психическая инвалидизация. Часто возникают эпилептические приступы в период раннего или среднего детского возраста.

Диагностические указания:

Начало заболевания в большинстве случаев в возрасте между 7 и 24 месяцами. Наиболее характерная черта — потеря намеренных движений рук и приобретенных тонких моторных манипулятивных навыков. Это сопровождается потерей, парциальной потерей или отсутствием развития речи; отмечаются характерные стереотипные движения руками — мучительные заламывания или «мытье рук», руки согнуты впереди грудной клетки или подбородка; стереотипное смачивание рук слюной; отсутствие надлежащего пережевывания пищи; часты эпизоды одышки; почти всегда имеется неспособность установить контроль за функциями мочевого пузыря и кишечника; часты чрезмерное слюнотечение и выпячивание языка; утрачивается включенность в социальную жизнь. Типично, что ребенок сохраняет видимость «социальной улыбки», взгляда «за» или «через» людей, но не взаимодействуя с ними в раннем детстве социально (хотя социальное взаимодействие часто развивается позднее). Поза и походка с широко расставленными ногами, мышцы гипотоничные, движения туловища обычно становятся плохо координированными, и обычно развивается сколиоз или кифосколиоз. В подростковом и зрелом возрасте примерно в половине случаев развиваются специальные атрофии с тяжелой двигательной инвалидностью. Позднее может проявляться ригидная мышечная спастичность, обычно более выраженная в нижних конечностях, чем в верхних. В большинстве случаев встречаются эпилептические припадки, обычно включающие в себя какую-либо разновидность малых приступов и начинающиеся обычно в возрасте до 8 лет. В противоположность аутизму как намеренные самоповреждения, так и комплекс стереотипных интересов или заведенного порядка встречаются редко.

Дифференциальный диагноз:

Синдром Ретта прежде всего дифференцируется на основании отсутствия целенаправленных движений рунами, замедления роста головы, атаксии, стереотипных движений, «мытья рук» и отсутствия надлежащего пережевывания. Течение, выражающееся прогрессирующим ухудшением двигательных функций, подтверждает диагноз.

F84.3 Другие дезинтегративные расстройства детского возраста

Общие расстройства развития (иные, чем синдром Ретта), которые определяются периодом нормального развития до их начала, отчетливой потерей на протяжении нескольких месяцев ранее приобретенных навыков по крайней мере в нескольких сферах развития с одновременным появлением характерных аномалий социального, коммуникативного и поведенческого функционирования. Часто отмечается продромальный период неясной болезни; ребенок становится своенравным, раздражительным, тревожным и гиперактивным. За этим следует обеднение, а затем потеря речи, сопровождающаяся дезинтеграцией поведения. В некоторых случаях потеря навыков носит постоянно прогрессирующий характер (обычно когда расстройство сочетается с прогредиентным диагностируемым неврологическим состоянием), но более часто за ухудшением в течение нескольких месяцев следует состояние — плато, а затем наступает ограниченное улучшение. Прогноз обычно очень плохой; большинство больных остаются с тяжелой умственной отсталостью. Существует неопределенность в отношении степени отличия этого состояния от аутизма. В некоторых случаях может быть показана обусловленность этого расстройства имеющейся энцефалопатией; но диагноз следует обосновывать по поведенческим признакам. Когда есть сопутствующее неврологическое состояние, оно должно кодироваться отдельно.

Диагностические указания:

Диагноз основывается на явно нормальном развитии до возраста по крайней мере 2-х лет, вслед за чем происходит отчетливая потеря ранее приобретенных навыков; это сопровождается качественно нарушенным социальным функционированием. Обычно имеется глубокая регрессия или потеря речи; регрессия в уровне игры, социальных навыков и адаптивного поведения; и часта потеря контроля за функцией кишечника или мочевого пузыря, иногда с ухудшающимся контролем за двигательными функциями. Как правило, это сопровождается общей потерей интереса к окружающей обстановке; стереотипной двигательной манерностью; аутистически-подобным нарушением в социальном взаимодействии и общении. В некоторых отношениях синдром напоминает дементирующие состояния взрослой жизни, но отличается в 3-х ключевых аспектах: обычно здесь нет доказательства какого-либо распознаваемого органического заболевания или повреждения (хотя органическая мозговая дисфункция какого-либо типа обычно подразумевается); потеря навыков может сопровождаться некоторой степенью выздоровления; и нарушение социализации и общения имеет качества девиантного поведения, типичного скорее для аутизма, чем интеллектуального снижения. По всем этим причинам синдром включен сюда, а не в F00 — F09.

Включаются:
— дезинтегративный психоз;
— синдром Геллера;
— детская деменция (dementia infantilis);
— симбиотический психоз;
— синдром Краммера-Полльнова.

Исключаются:
— приобретенная афазия с эпилепсией (F80.3х);
— элективный мутизм (F94.0);
— синдром Ретта (F84.2);
— шизофрения (F20.-).

F84.4 Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями (умственная отсталость с двигательной расторможенностью и стереотипными движениями)

Это плохо обозначенное расстройство точно не установленной нозологической самостоятельности. Настооящая категория включена сюда вследствие имеющихся данных, что у детей с тяжелой умственной отсталостью (коэффициент умственного развития ниже 50), обнаруживающих большие проблемы в гиперактивности и внимании, часто выявляется стереотипное поведение; такие дети имеют тенденцию не получать пользу от стимулирующих препаратов (в отличие от тех, у кого коэффициент умственного развития в пределах нормы) и могут давать тяжелые дисфорические реакции (иногда с психомоторной заторможенностью) на назначение стимуляторов; и у подростков гиперактивность обнаруживает тенденцию сменяться пониженной активностью (это не характерно для гиперкинетичных детей с нормальным интеллектом). Этот синдром часто сочетается с разновидностями задержек развития, специфических или общих. Неизвестно, в какой степени поведенческие признаки являются производными от низкого интеллектуального уровня или органического повреждения мозга. Также неясно, где лучше классифицировать расстройства у детей с легкой умственной отсталостью, у которых выявляется гиперкинетический синдром, здесь или в рубрике F90.-; в настоящее время они включены в F90.-.

Диагностические указания:

Диагноз зависит от сочетания несоответствующих развитию ребенка тяжелой гиперактивности, двигательных стереотипий и выраженной умственной отсталости; для диагноза должны быть в наличии все 3 составляющие. Если выявляются диагностические критерии F84.0х, F84.1х или F84.2, то эти состояния должны регистрироваться вместо данной рубрики.

Следует отметить:

При использовании этого кода обязательно проставляется и соответствующий код умственной отсталости (F70.хх — F79.хх),

F84.5 Синдром Аспергера

Данное расстройство, нозологическая самостоятельность которого не определена, характеризуется тем же самым типом качественного нарушения социального взаимодействия, что и типичный детский аутизм, наряду с ограниченным, стереотипным, повторяющимся набором интересов и занятий. В отличие от аутизма, здесь нет общей задержки или отсталости в речи или в когнитивном развитии. Большинство детей имеют нормальный общий интеллект, но заметно неуклюжи; состояние встречается чаще у мальчиков (в соотношении 8:1). Высоко вероятно, что по крайней мере некоторые случаи представляют собой мягкие варианты аутизма, но неясно, действительно ли это так для всех пациентов. У этих расстройств отмечается выраженная тенденция сохраняться в подростковом и зрелом возрасте и, по-видимому, они представляют индивидуальные особенности, которые не очень подвержены влияниям среды. Изредка в юношеском возрасте развиваются психотические эпизоды.

Диагностические указания:

Диагноз основан на сочетании отсутствия какой-либо клинически значимой общей задержки речи или когнитивного развития и наличия (как при аутизме) качественных нарушений в социальном взаимодействии и ограниченных, повторяющихся и стереотипных особенностей поведения, интересов и занятий. Здесь могут быть или не быть проблемы в общении, подобные тем, что отмечаются при аутизме, но наличие значительного отставания в речи исключают диагноз.

Включаются:
— аутистическая психопатия;
— шизоидное расстройство детского возраста.

F84.8 Другие общие расстройства развития

F84.9 Общее расстройство развития неуточненное

Это остаточная диагностическая категория, которая должна использоваться для расстройств, подходящих к сводному описанию общих расстройств развития, но при которых отсутствует адекватная информация или имеются противоречивые данные, означающие, что не могут быть удовлетворены критерии для кодирования каких-либо других рубрик F84.-.

Атипичный аутизм. Причины развития у детей

2 Симптомы

Характерной особенностью атипичного аутизма является нарушение взаимосвязи с социумом и окружающим миром. Оно может проявляться по-разному, в зависимости от возраста ребенка и формы заболевания. В одних случаях пациент может всячески избегать общения со сверстниками, а любые контакты будут провоцировать у него стресс. В других — ребенок стремится влиться в социальный круг, но из-за расстройства не может понять принципы взаимодействия в группе, нормы поведения и прочее. Все это ведет к тому, что больной атипичным аутизмом начинает страдать от изоляции, а это только усугубляет патологию.

Также при атипичной форме аутизма у детей часто появляются проблемы с овладением речевыми навыками. Первые признаки возникают в 3-4-летнем возрасте или даже позднее. Часто появление подобной проблемы ставит родителей в тупик, поскольку на ранних этапах развитие ребенка проходило нормально, без выраженных отклонений. Причина заключается в том, что с возрастанием требований к речевому аппарату пациенту становится сложнее их выполнять. В результате ребенок не понимает сути слов, их значения и имеет маленький словарный запас, не соответствующий возрасту. У больного полностью отсутствует образное восприятие, все понимается буквально.

Развивающееся с возрастом нарушение коммуникативных функций ведет за собой проблемы с эмоциональным восприятием и инвалидность. Маленькому ребенку тяжело понимать невербальное поведение окружающих. Радость, страх, гнев и прочие эмоции, не выраженные словами, не воспринимаются им, из-за чего он кажется безучастным и равнодушным. Это состояние переходит и в более взрослый возраст, к нему добавляется невозможность больного невербально выражать свои чувства.

У подростка отсутствует гибкость мышления, ему свойственны частые повторения одних и тех же действий, которые не носят практического характера, а имеют «ритуальный» смысл. Их выполнение — характерная черта психических заболеваний аутистического спектра. Это выражается в привязанности больного к месту, вещам, необходимости соблюдать определенный порядок и прочее. Нарушение каких-либо требований ведет к проявлению раздражительности и гнева. Негативную реакцию у больного вызывают громкие звуки, яркий свет, прикосновения и прочее.

Характерные симптомы аутизма:

  • проблемы в общении с другими людьми;
  • отсутствие потребности в социальных контактах;
  • непонимание причин поведения других людей;
  • трудность в изучении новых слов;
  • отсутствие образного мышления, восприятия переносного смысла;
  • равнодушие к людям, происходящим событиям;
  • неумение выражать свои чувства и эмоции;
  • необходимость совершения ритуальных действий;
  • острая реакция на громкий звук, яркий свет, прикосновения и прочее.

Что значит атипичный аутизм?

В последние двадцать лет процесс систематизации и накопления знаний о психических заболеваниях и расстройствах набирает темп. В 50-х годах аутизм рассматривался, как вариация шизофрении.

Сейчас по МКБ 10 существует раздел «Общие расстройства психологического развития» F84 куда входит:

* детский аутизм F84.0

* атипичный аутизм F84.1

* синдром Аспергера F84.5

* Дезинтегративные расстройства детского возраста F84.3 и т.д.

В DSM 5 Американском диагностическом руководстве нет понятия атипичный аутизм. А есть лишь “Расстройства аутистического спектра”, куда объединены все эти диагнозы.

При этом у нас аутизм считается психиатрическим диагнозом, а в Америке проходит под неврологическим кодом.

Очевидно, что путаницы в диагнозах, споры о симптоматики и клинических проявлениях ведутся среди специалистов до сих пор. Постоянно уточняются, дополняются и исследуются.

Оттолкнемся от Российской модели и попробуем разобраться, что психиатры называют атипичным аутизмом.

Существует два основных отличия атипичного аутизма.

* Позднее проявление, а именно после 3-х лет;

То есть в младенчестве ребенок развивался нормально. Не вызывал вопросов у специалистов в поликлинике: невролога, педиатра.

Не отставал в моторике и в присваивание общих навыков. А потом стал проявлять аутистическую симптоматику. Но здесь есть два подводных камня.

Первый заключается в том, насколько внимательно родители и специалисты наблюдали за ребенком. И это может быть не связано с тем, что родители «плохие» или «не заботятся о своем ребенке».

Родители могут быть не осведомлены о нормах развития, быть молодыми, неопытными. Поскольку ребенок еще совсем кроха критически оценить его психическое состояние непростая задача. Когда же малыш идет в детский сад и впервые сталкивается с социумом и педагогом-воспитателем эти симптомы проявляются.

Второй — если у ребенка есть умственные нарушения, общая задержка речи или психического развития, то на фоне этих первичных нарушений, аутизм может быть не заметен.

* Второе — симптоматика недостаточна, выражена в психопатологической триаде (социальные навыки, общение, поведение). Чаще бывает у детей с умственной отсталостью. Так как аутизм здесь присоединяется вторичным диагнозом, наслаиваясь на то, что у ребенка уже есть серьезные интеллектуальные нарушения и он не может в полной мере взаимодействовать с обществом, людьми, предметами.

Также атипичный аутизм имеет два подраздела:

* Умственная отсталость с чертами аутизма. Или атипичный аутизм с олигофренией. Проявляется чаще всего при синдромах Мартина-белла, Дауна, Ангельмана, Вильнюса, Сотоса т.д. (хромосомны мутации), а также болезнях обменного происхождения (фенилкетонурия, туберозный склероз и т.д. Имеет вялотекущую, постоянную, не прогрессивную симптоматику.

И основан на глубокой степени умственной отсталости ребенка, отсутствие речи и возможности общаться жестами, не способность распознать и показать эмоции, стереотипии (раскачивание и пр.)

* Атипичный детский психоз. Или атипичный аутизм без олигофрении, то есть до приступа у ребенка не стоит диагноз умственная отсталость. Острое состояние, характерное распадом ранее сформированных навыков.

Можно отметить три стадии развития психоза:

* Аутистическая — продолжается от 4-х недель до полугода. Ключевые проявления – отрешенность, угасание эмоциональных реакций, нарастание пассивности.

Естественное развитие приостанавливается.

* Регрессивная — длится от 6 месяцев до года. Усиление симптоматики аутизма, холодность. Частичный распад интеллектуальной сферы. Потеря навыков опрятности, речи, поедание несъедобного. Утрата моторных навыков, возможности ходить. «Регресс» игры.

* Кататоническая. Наиболее продолжительная. От полутора до двух лет. Появляются моторные расстройства и стереотипии (кружение, прыжки, раскачивания, бег кругами).

После завершения кататонической стадии происходит постепенный выход из психоза. Симптоматика приобретает обычные аутистические черты. Появляется слабая познавательная активность, восстанавливаются реакции на окружающих, понимание обращенной речи, навыки опрятности. Стабильной остается отгороженность от реальности, эмоциональная холодность в отношениях, стереотипные формы деятельности.

В целом, изучая многообразие диагнозов, их названий и проявлений не так важно, каким именно шифром обладает заболевание.

Проявление аутистических черт у ребенка мешает ему адаптироваться в обществе, ограничивает его возможности — социальные, эмоциональные, физические. Поэтому наша задача, как родителей, так и специалистов максимально, насколько это, возможно, скомпенсировать нарушения, включить ребенка в общество, находить возможности к общению и уметь радоваться совместно проведенному времени друг с другом.

Про аутизм

Про умственную отсталость

Причины аутизма

Вебинар «Аутизм»

Автор статьи Алиса Рассушина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *