Амотивационный синдром

Психология мотивации студентов (20 стр.)

Рис. 1. Мотивационный синдром как система взаимодействия анализируемых мотивов:

А, В – анализируемые системы мотивов мотивационного синдрома;

А.1, А.2, В.1, В.2 – компоненты анализируемых систем.

Отмечая необходимость выхода за пределы единичной деятельности и побуждающих ее мотивов, А.М. Айламазьян считает актуальной задачу выбора мотива деятельности при соотнесении субъектом собственных ситуативных мотивов с более широким контекстом, обусловливающим необходимость преодоления возникшего побуждения – ради иных ценностей или мотивов. Такой выбор, являясь одним из центральных моментов личностной регуляции, выступает элементарной единицей активности личности. Ситуация выбора мотивов предполагает ориентировку субъекта в своих мотивах, характеризующуюся временными ограничениями, определенным временным интервалом (2). Это созвучно механизму, отраженному в понятиях «отдаленное мотивационное поведение» (18) и «мотивационный процесс», понимаемый В.А. Иванниковым как порождение побуждения, произвольное придание субъектом дополнительного смысла осуществляемой им деятельности (73).

Таким образом, рассматривая мотив как единицу анализа мотивационной сферы, изучая мотивационный синдром и его трансформации, отражающие динамику этой сферы, необходимо анализировать и их временные характеристики. Соответственно, функции мотивационного синдрома (наряду с функциями, присущими самому мотиву) – выбор мотивов, формирование побуждений, ориентировка и осознание собственных ситуативных мотивов, их соотнесение с широким личностным контекстом – характеризуют его как процесс, развернутый во времени.

Мотивационный синдром как разворачивающийся во времени сложный психический процесс представляет собой единицу анализа мотивационной сферы, но более крупную, нежели мотив. Мотив, выступая единицей анализа мотивационного синдрома, служит в то же время конкретным признаком («симптомом») проявления и развития этого синдрома в деятельности субъекта. Таким образом, мотивационный синдром отражает процессуальную сторону мотивационной сферы, выступая системой взаимодействия мотивов и других мотивационных компонентов.

Термин «мотивационный синдром» впервые использовал Ю.М. Орлов: «Существуют мотивы учебной деятельности, связанные с потребностью в познании, которые вследствие этого образуют мотивационный синдром этой потребности» (127, с. 302). К таким мотивам автор относит мотивы развития умственных способностей; познавательные; привлекательности учебных предметов; мотивы радости познания нового; потребность в знании с точки зрения требований профессии. Отмечается факт «перекрещивания» мотивов потребности в познании с мотивами достижения, аффилиации, доминирования, что позволяет путем стимулирования одного мотива воздействовать на мотивы других потребностей. Таким образом, Ю.М. Орлов под «мотивационным синдромом» подразумевает совокупность мотивов, соотнесенных с той или иной потребностью.

Мотивационный синдром в нашем понимании – это, с одной стороны, способ теоретического осмысления мотивационной сферы как системы, в которой представлены и взаимодействуют все мотивационные проявления; с другой – способ анализа реальных соотношений и взаимосвязей ведущих мотивов в общей иерархии мотивов учения субъекта. Одновременно понятие «мотив» становится единицей анализа мотивационного синдрома как основной формы проявления в деятельности всех мотивационных переменных – не только собственно мотивов, но и ценностей, целей, желаний, влечений, побуждений и т. п.

Это означает, что в своей динамике все мотивационные компоненты могут являться источниками порождения мотивов, последующими формами жизни мотивов в некоторой цепи взаимных переходов, специфическими субъективными проявлениями. Мотивационные переменные, включая собственно мотив, являются конкретными «симптомами» актуализирующегося в деятельности мотивационного синдрома.

Мотив в качестве основной единицы анализа мотивационного синдрома как системы и процесса в то же время – его ведущий компонент, в котором представлены и отмеченные выше субъективные формы (в этом смысле мотив – тоже сложная система). Как подчеркивает Я.А. Пономарев, система обнаруживает себя во взаимодействии с другими системами и получает свою определенность не только через соотношения своих компонентов, но и в характеристиках процесса и продукта этой системы (138). Это справедливо и по отношению к единице анализа мотивационного синдрома, и по отношению к самому синдрому, выступающему одновременно: некоторой целостной системой; компонентом мотивационной сферы субъекта как более широкой системы; единицей ее анализа; процессом взаимодействия мотивационных переменных и его продуктом.

Будучи системой взаимодействия разнообразных мотивов деятельности субъекта и других мотивационных проявлений как компонентов этой системы, мотивационный синдром отражает сущность содержательной и процессуальной сторон мотивационной сферы.

Представление о мотивационном синдроме позволяет проследить теоретические взаимосвязи между понятийными областями различных психологических школ и направлений, исследующих мотивационную сферу человека, именно потому, что мотив выбран в качестве единицы анализа. Ведь мотив, как было показано в первом разделе, – понятие, используемое практически во всех исследованиях мотивации, проводимых в разных направлениях и с разных теоретических позиций: в теориях установки, отношений, потребностей, диспозиций личности, интересов, направленности личности, влечений и т. п. При всем разнообразии подходов это понятие как бы пересекает разные области исследования и служит своеобразным теоретическим мостиком, объединяя исследования мотивационной сферы в единую систему знаний, на осмысление которой и ориентировано понятие мотивационного синдрома.

Рис. 2. Система взаимодействия познавательных и профессиональных мотивов квазипрофессиональной деятельности:

А – профессиональная деятельность (по содержанию); В – учебная деятельность (по форме); ПрМ – профессиональные мотивы; ПМ – познавательные мотивы.

Будучи теоретической абстракцией, позволяющей осмыслить взаимосвязи различных мотивационных переменных, понятие «мотивационный синдром» отражает в то же время и вполне определенную психическую реальность, наполняемую конкретным содержанием, выраженным в предметной отнесенности входящих в него мотивов.

Познавательные и профессиональные мотивы выступают, в соответствии с развиваемой нами позицией, формами проявления мотивационного синдрома. Поэтому имеет смысл рассматривать познавательный и профессиональный мотивационные синдромы и как относительно независимые образования, и как составляющие более широкого – общего – мотивационного синдрома учения, отражающего динамику их взаимных трансформаций. Таким образом, многообразие мотивов и мотивационных проявлений, побуждающих учебную деятельность субъекта, составляет общий мотивационный синдром учения, одними из основных форм проявления которого выступают познавательный мотивационный синдром (ПМС) и профессиональный мотивационный синдром (ПрМС).

Содержательное отличие профессионального мотивационного синдрома от познавательного идет по линии представленности в том или ином из них ведущего мотива – соответственно профессионального и познавательного. Такое различение условно, поскольку, как уже отмечалось, невозможно выделить «чистую культуру» познавательных, профессиональных или любых иных мотивов в едином мотивационном синдроме, побуждающем ту или иную деятельность человека (в мотивационный синдром учения могут входить, например, мотивы достижения, аффилиации и др.).

Одним из основных положений развиваемого нами подхода является то, что ПМС и ПрМС проявляются и формируются в учебной деятельности субъекта, с одной стороны, как относительно независимые системы мотивов, с другой – как взаимосвязанные в своем развитии составляющие мотивационной сферы учения. Взаимосвязи познавательных и профессиональных мотивов в их генезисе можно проследить в условиях контекстного обучения.

Как подчеркивает Я.А. Пономарев, «предметом научного анализа может быть только взаимодействующая система» (138, с.19), в противном случае исследование будет представлять собой описание того или иного компонента системы, не раскрывающее сущности самой системы. Мотивационный синдром представляет собой систему взаимосвязанных мотивационных переменных, взаимное влияние свойств и функций которых в динамике определяет способ взаимодействия этих компонентов и видоизменяет его. Важно при этом выявить природу взаимодействующих систем. Взаимное влияние свойств и функций компонентов какой-либо системы в ее динамике определяет способ взаимодействия этих компонентов и видоизменяет его (Там же). Это справедливо и по отношению к взаимодействующим системам ПМС и ПрМС (рис. 1). В результате изменения способа взаимодействия входящих в систему компонентов в каждом из них происходят определенные трансформации их свойств и функций.

Проблема нарушения мотивационной сферы (стр. 1 из 3)

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3

1. Проблема мотивации в патопсихологии……………………….. 7

2. Нарушение смыслообразующей функции…………………………

3. Изменение опосредованной структуры мотивационной сферы и направленности личности при психических заболеваниях……………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………. 14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….… 15

ВВЕДЕНИЕ

Нарушение мотивационной сферы

Мотив – внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека. .

К основным характеристикам мотивов можно отнести их опосредованный характер и иерархичность.

Эволюция мотивов, их опосредованность и иерархическое построение начинались в раннем постнатальном онтогенезе, и продолжается вплоть до последнего дня жизни. Мотивы постепенно теряют свой непосредственный характер и начинают опосредоваться сознательно поставленной целью, происходит подчинение одних мотивов другим.

Изменение мотивов до сих пор наблюдалось и исследовалось психологами либо в ходе онтогенетического развития ребенка, либо оно вызывалось экспериментально, однако можно проследить изменение мотивационной сферы и у людей страдающих некоторыми формами психических заболеваний, а так же проследить сам процесс формирования данной патологии.

Изменение в мотивационной сфера приводят к кардинальному изменению жизненных позиций, интересов и ценностей.

В данной работе я хочу более подробно рассмотреть такие нарушения мотивационной сферы как нарушение смыслообразования и изменение опосредованности и направленности личности при психических заболеваниях.

1. Проблема мотивации в патопсихологии

Существуют определенные трудности в изучении мотивации и мотивов человека. Связаны они с тем, что нет единства взглядов на данную проблему. Прежде всего, возникает терминологическая неясность: одинаково и даже как синонимы употребляются термины «мотив», «мотивация». Д. Дьюсбери (1981) пишет, что понятие «мотивация» используется обычно как мусорная корзина для разного рода факторов, природа которых недостаточно ясна. В качестве «мотива» называются самые различные психологические феномены: представления и идеи, чувства и переживания (Л.И. Божович), потребности и влечения, побуждения и склонности (Х.Хекхаузен), желания и хотения, привычки, мысли и чувство долга (П.А. Рудик), морально-политические установки и помыслы (А.Г.Ковалёв), психические процессы, состояния и свойства личности (К.К. Платонов), предметы внешнего мира (А.Н. Леонтьев), установки и даже условия существования (В.К. Вилюнас).

В зарубежной психологии имеется около 50 теорий мотивации.

В ряде работ «мотив» рассматривается только как интеллектуальный продукт мозговой деятельности. Так, Ж. Годфруа отмечает, что «мотив» — это соображение, по которому субъект должен действовать. Х. Хеккхаузен говорит, что это лишь «конструкт мышления», т.е. теоретическое построение, а не реально существующий психологический феномен. Он пишет, что в действительности никаких «мотивов» не существует, они не наблюдаемы непосредственно и поэтому не могут быть представлены как

факты действительности. Они лишь условные, облегчающие понимание вспомогательные конструкты нашего мышления, вставляемые в схему объяснения действия между наблюдаемыми исходными обстоятельствами и последующими актами поведения.

2. Нарушение смыслообразующей функции

Одним из нарушений личностных особенностей индивидуума является взаимоотношения смыслообразований и побудительной функции. Дело в том, что побудительная и смыслообразующая функция мотивов не всегда однолинейна. Как побудительная, так и смыслообразующие функции мотивов очень трудно поддаются дифференцировке. Человек осознает мотив, ради которого действие должно свершиться, но этот мотив остается «знаемым» и не побуждает действия. Такое явление зачастую встречается детского возраста, когда ребенок осознает тот факт, что для овладения будущей профессией (избранной им) следует хорошо учится. Однако, не смотря на это понимание, мотив к учебе не имеет достаточной побудительной силы и приходится подключать какие-то дополнительные мотивы. «Знаемые» мотивы имеют определенную роль в том, что они «соотносятся» с дополнительными, но их смыслообразующая и побудительная функция недостаточны.

Существуют условия, при которых знаемые мотивы переходят в непосредственное действие. Этот переход знаемых мотивов в побуждение обычно связывают с формированием мировоззрения. Обычным примером может послужить процесс формирования мировоззрения подростков. В старческом возрасте процесс имеет свои особенности. По механизму действия мотивы являются не непосредственно действующими, а возникающими на основании сознательно принятого решения. Высшие формы мотивов основываются на осознании человеком своих моральных обязанностей, задач которые ставит перед ним общественная жизнь.

Слияние общих функций мотива – побуждающей и смыслообразующей придает деятельности человека характер сознательно регулируемой деятельности. Ослабление и искажение этих функций – смыслообразующей и побудительной – приводит к нарушениям деятельности. На практике данная ситуация выглядит так, что смыслообразующая функция мотива ослабляется, а мотив превращается только в знаемый. Некоторый, больной знает и понимает, что воровать нельзя, однако, при этом остается склонным к мелкому воровству.

Этот же процесс может распространятся и на сужение круга смысловых образований. Выражение этого явления заключается в том, что мотив, сохранения до известной степени побудительную силу, придает смысл относительно меньшего круга явлений, чем до заболеваний. Таким образом, все, что имело для больного существенный личностный смысл, постепенно теряет его.

Подразумевается, что в механизмах измененного смыслообразования лежит определенная смысловая иерархия действий, способствующая достижению цели. Для этого подразумевают наличие активной ориентировки в задачах. Активация поисков наиболее целесообразных действий, наиболее «выигрышных» заданий отражает процесс переосмысления, происходящий в сознании.

Анализ нарушений смыслообразования привел исследователей к некоторым выводам:

· редукция мотивов ведет к отсутствию деятельности;

· оскудение деятельности оказывает «обратное» влияние: отсутствие формирования новых мотивов.

Отсутствие побудительной функции мотивов и превращение их в знаемые не носит односмысленный характер.

М. М, Коченову удалось установить несколько видов смысловых нарушений:

1. Парадоксальная стабилизация какого-нибудь круга смысловых образований. Некоторый, больной Н. оказывался получать зарплату, т. к. «пренебрегал земными благами.

2. Сужение круга смысловых образований. Выражается в том, что, сохраняя до известной степени побудительную силу, мотив предает смысл относительно меньшему кругу явлений, чем до заболевания. В результате то, что для больного длительное время имело личностный смысл теряет свое значение.

Смещение смыслообразующей функции мотивов, отщепление действенной функции от «знаемой» нарушает деятельность больных и становится причиной деградации поведения и личностных качеств. .

3. Изменение опосредованной структуры мотивационной сферы и направленности личности при психических заболеваниях

Изменение мотивов мы часто наблюдаем у людей, страдающих разными формами психических заболеваний. Психологический анализ этих мотивационных изменений дает в некоторых случаях возможность не только проанализировать изменения мотивов и потребностей, но и проследить процесс формирования и коррекции этих изменений.

Такое прослеживание требует уточнения тех основных характеристик мотивов, на которые психологический анализ может опираться. К таким характеристикам относится их опосредованный характер и иерархичность их построения. .

Усложнение мотивов, их опосредование и иерархическое построение начинается еще в дошкольном возрасте и происходят дальше в течение всей жизни: мотивы теряют свой непосредственный характер и начинают опосредоваться сознательно поставленной целью, а так же происходит подчинение одних мотивов другим. Каждая из этих целей в свою очередь разбивается в реальной деятельности на ряд более мелких, которые и определяют в каждом конкретном случае поведение человека. Однако в конкретной человеческой деятельности можно выделить ведущий мотив. Именно он придает всему поведению определенный смысл.

Ведущий мотив обеспечивает возможность опосредования и иерархии мотивов. Иерархия мотивов является относительно устойчивой и благодаря этому обусловливает относительную устойчивость всей личности, ее интересов, позиций, ценностей. Патологический материал позволяет проследить закономерности изменения мотивационной сферы человека, которые приводят к смене позиций, интересов, ценностей личности. Наиболее отчетливо эти закономерности можно обнаружить у больных психическими заболеваниями, при которых процесс нарушения мотивов, установок и ценностей происходит достаточно развернуто, позволяя проследить его отдельные этапы. Одной из адекватных моделей для анализа оказались нарушения личности у людей страдающих хроническим алкоголизмом.

Причины потери мотивации

Для того, чтобы человек что-то делал и добивался желаемого, у него должна быть определенная мотивация. Быть постоянно мотивированным достаточно сложно, и это требует определенных усилий. Мысли, которые нас посещают о прошлом или будущем, постоянно препятствуют тому, чтобы мы могли полноценно сосредоточиться на чем-либо.

Выбирая определенную деятельность, вы способны за считанные секунды начать что-то делать, но, спустя определенное количество времени это все может резко надоесть. Существует несколько причин потери мотивации, среди которых можно выделить следующие:

  • неуверенность в собственных силах, так как в случае, если нет веры, то и нет смысла стараться, чтобы чего-то достичь;
  • невозможность сфокусироваться, ведь, не зная, чего конкретно вы хотите достичь, тяжело предпринимать какие-то усилия;
  • недостаток направления, в связи с чем человек просто не знает, что именно он должен делать.

Повышение уверенности в себе

Когда вы начинаете думать, что у вас ничего не получается, стоит задуматься о том, что вы уже имеете в своей жизни, например, крыша над головой, хорошая и вкусная еда, близкие люди рядом.

Также большую пользу принесет трезвая оценка достижений других людей. Не стоит испытывать на себе синдром постоянного завистника, а лучше наблюдать за успешными личностями и чему-нибудь у них учиться. Кроме того, полезным занятием будет составление списка с вашими сильными сторонами и заслугами, благодаря чему вы сможете настроиться на позитивное мышление.

Создание фокуса

Практически каждый человек думает о каких-то страхах, чем о том, чего бы ему хотелось достичь. Например, когда личность не задумывается о том, что ей бы хотелось зарабатывать больше, а фокусируется на том, что может остаться без работы и денежных средств к существованию.

Главная проблема подобного мышления заключается в том, что она не дает человеку действовать, а лишь направлена на оборону. Если вы осознали свой страх, это дает вам возможность определить цель и начать действовать.

Выработка направления

Также вам необходимо выбрать направление, в котором вы будете двигаться. Если фокус является уже конечным пунктом, то направление – путь для достижения конечного пункта. Если в вашей голове отсутствует направление, это просто приведет к тому, что вы окажитесь в прострации и потеряете мотивацию. Чтобы чего-то достичь — нужно поставить цель. И поможет в этом курс «Целеполагание».

Если вы почувствуете, что мотивация начинает вас покидать, необходимо создать четкий план, который поможет вам включиться в работу. Безусловно, периодически вы будете испытывать сложности, но для достижения успеха вам необходимо запастись терпением и упорством.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *