Аффективные реакции

Аффект

Аффект — это эмоциональные, сильные переживания, которые возникают при невозможности найти выход из критических, опасных ситуаций, сопряженные с выраженными органическими и двигательными проявлениями. В переводе с латинского языка аффект означает страсть, душевное волнение. Данное состояние способно привести к торможению других психических процессов, а также реализации поведенческих соответствующих реакций.

В состоянии аффекта сильное душевное волнение сужает сознание и ограничивает волю. После пережитых волнений возникают аффективные особые комплексы, запускающиеся без осознания вызвавших реакцию причин.

Причины аффекта

Важнейшей причиной возникновения аффекта выступают обстоятельства, которые угрожают существованию человека (косвенная или прямая угроза жизни). Причиной также может выступить конфликт, противоречие между сильным желанием, влечением, стремлением к чему-либо и невозможностью объективно удовлетворить побуждение. Для самого человека существует невозможность осознания этой ситуации. Конфликт может выражаться также в повышенных требованиях, которые предъявляются к человеку именно в данный момент.

Аффективная реакция может быть спровоцирована поступками окружающих, которые затронули самооценку человека и этим травмировали его личность. Наличие конфликтной ситуации выступает обязательным, однако не достаточным для возникновения аффективной ситуации. Большое значение имеют устойчивые индивидуально-психологические особенности личности, а также временное состояние субъекта, который попал в конфликтную ситуацию. У одного человека обстоятельства вызовут нарушение стройной системы поведения, а у другого нет.

Признаки

К признакам относят внешние проявления в поведении лица, которого обвиняют в преступлении (двигательная активность, внешний вид, особенность речи, мимики), а также переживаемые обвиняемым ощущения. Эти ощущения зачастую выражаются словами: «смутно помню, что со мной было», «во мне словно что-то сорвалось», «ощущения как во сне».

Позже в трудах уголовного права возникшее внезапно душевное волнение стали отождествлять с психологическим понятием аффект, для которого свойственны следующие признаки: взрывной характер, внезапность возникновения, глубокие и специфически психологические изменения, сохраняющиеся в пределах вменяемости.

Аффект относят к чувственному, эмоционально возбужденному состоянию, переживаемому индивидом в процессе всей жизнедеятельности. Существуют разные признаки, по которым выделяют эмоции, чувства, аффективные реакции. Современное употребление понятия аффект, обозначающее душевное волнение имеет три концептуальных уровня:

1) клинические проявления чувств, связанные со спектром переживаний удовольствия или неудовольствия;

2) сопутствующие нейробиологические феномены, которые включают секреторные, гормональные, вегетативные или соматические проявления;

3) третий уровень связан с психической энергией, инстинктивными влечениями и их разрядкой, сигнальными аффектами без разрядки влечений.

Аффект в психологии

Эмоциональная сфера человека представляет особые психические процессы, а также состояния, которые отражают переживания индивида в разных ситуациях. Эмоции являются реакцией субъекта на действующий раздражитель, а также на результат действий. Эмоции в течение жизни влияют на психику человека, проникая во все психические процессы.

Аффект в психологии — это сильные, а также кратковременные эмоции (переживания), которые наступают после определенных раздражителей. Состояние аффекта и эмоции отличаются друг от друга. Эмоции воспринимаются человеком как неотъемлемая часть себя — «Я», а аффект — это состояние, появляющееся мимо воли человека. Аффект возникает при неожиданных стрессовых ситуациях и характеризуется сужением сознания, крайней степенью которого выступает патологическая аффективная реакция.

Душевное волнение осуществляет важную адаптивную функцию, готовя человека к соответствующей реакции на внутренние и внешние события, и отмечается высокой выраженностью эмоциональных переживаний, приводящих к мобилизации психологических, а также физических ресурсов человека. Одним из признаков выступает частичная утрата памяти, отмечающаяся не в каждой реакции. В отдельных случаях индивид не помнит событий, которые предшествуют аффективной реакции, а также событий, которые произошли во время душевного волнения.

Психологический аффект отмечается возбуждением психической деятельности, что снижает контроль над поведением. Это обстоятельство приводит к преступлению и влечет за собой правовые последствия. Лица, находящиеся в состоянии душевного волнения ограничены в способности осознавать свои действия. Психологический аффект оказывает существенное влияние на человека, при этом дезорганизуя психику, задевая ее высшие психические функции.

Виды аффекта

Выделяют такие виды душевного волнения — физиологический и патологический.

Физиологический аффект – это неконтролируемая сознанием разрядка, появляющаяся в аффектогенной ситуации при эмоциональном напряжении, но не выходящая за границы нормы. Физиологический аффект — это неболезненное эмоциональное состояние, которое представляет стремительную и кратковременно протекающую взрывную реакцию без психотического изменения психической деятельности.

Патологический аффект — это психогенное болезненное состояние, которое возникает у психически здоровых людей. Психиатрами такое волнение воспринимается как острая реакция на психотравмирующие факторы. Высота развития имеет нарушения по типу сумеречного состояния. Для аффективной реакции характерна острота, яркость, трехфазность течения (подготовительная, фаза взрыва, заключительная). Склонность к патологическим состояниям говорит о нарушении балансирования процессов торможения и возбуждения в ЦНС. Для патологического аффекта присущи эмоциональные проявления, часто в виде агрессии.

В психологии выделяют также аффект неадекватности, под которым понимают устойчивое отрицательное переживание, спровоцированное неспособностью добиваться успеха в любой деятельности. Зачастую аффекты неадекватности появляются у маленьких детей, когда не сформирована произвольная регуляция поведения. Любое затруднение вызвавшее неудовлетворение потребностей ребенка, а также любой конфликт провоцирует возникновение душевного волнения. При неправильном воспитании склонность к аффективному поведению закрепляется. У детей при неблагоприятных условиях воспитания проявляется подозрительность, постоянная обида, склонность к агрессивным реакциям и негативизму, раздражительность. Длительность такого состояния неадекватности провоцирует формирование, а также закрепление отрицательных черт характера.

Аффект в уголовном праве

Признаки аффекта в уголовном праве — это утрата гибкости в мышлении, снижение качества мыслительных процессов, приводящие к осознанию ближайших целей своих поступков. У человека внимание сосредоточено на источнике раздражения. По этой причине у индивида из-за эмоционального напряжения утрачивается возможность выбирать модель поведения, что провоцирует резкое понижение контроля над своими действиями. Такое аффективное поведение нарушает целесообразность, целенаправленность, а также последовательность действий.

Судебная психиатрия, а также судебная психология относит состояние аффекта к ограничивающей способности индивида осознавать фактический характер, а также социальную опасность своего деяния и невозможности руководить им.

Психологический аффект обладает минимальной свободой. Преступление, совершенное в состоянии аффекта считается судом смягчающим обстоятельством, если имеются определенные условия.

Понятия аффекта в уголовном праве и в психологии не совпадают. В психологии нет конкретики отрицательных раздражителей, которые провоцируют состояние аффективной реакции. Имеется четкая позиция в УК, говорящая об обстоятельствах, которые способны вызвать данное состояние: издевательство, насилие, оскорбление со стороны потерпевшего или длительная психотравмирующая ситуация, аморальные и противоправные действия потерпевшего.

В психологии аффект и сильное возникшее душевное волнение не относятся к тождественным, а уголовное право между этими понятиями ставит знак равенства.

Аффект как сильное кратковременное душевное волнение формируется у человека очень быстро. Это состояние возникает внезапно для окружающих и самого человека. Доказательством наличия душевного волнения выступает внезапность его возникновения, что является органическим свойством. Сильное душевное волнение способно вызываться действиями потерпевшего и нуждается в установлении связи между аффективной реакцией и деянием потерпевшего. Данное состояние должно внезапно возникнуть. Внезапность его появления тесно взаимосвязана с возникновением мотива. Появившемуся внезапному душевному сильному волнению предшествуют следующие ситуации: издевательство, насилие, тяжкое оскорбление, аморальные и противоправные действия. В данном случае аффективная реакция возникает под воздействием разового, а также значимого для самого виновного события.

Состояние аффекта и его примеры

Аффективные реакции отрицательно отражаются на деятельности человека, понижают уровень организованности. В таком состоянии человек совершает неразумные действия. Чрезвычайно сильное возбуждение сменяется торможением и в результате заканчивается усталостью, упадком сил, ступором. Нарушения сознания приводят к частичной или полной амнезии. Несмотря на внезапность, душевное волнение имеет свои этапы развития. В начале аффективного состояния, можно остановить душевное эмоциональное волнение, а на конечных этапах, утрачивая контроль, человек не может самостоятельно остановиться.

Чтобы отстрочить аффективное состояние, необходимы огромные волевые усилия по сдерживанию себя. В одних случаях аффект ярости проявляется в сильных движениях, бурно и с криками, в яростном выражении лица. В других случаях примерами аффективной реакции выступает отчаяние, растерянность, восторг. В практике наблюдаются случаи, когда слабые физически люди, испытывая сильное душевное волнение, совершают поступки, на которые неспособны в спокойной обстановке.

Примеры состояния аффектов: супруг неожиданно вернулся из командировки и обнаружил лично факт супружеской измены; тщедушный человек избивает в состоянии аффективной реакции нескольких профессиональных боксеров или одним ударом выбивает дубовую дверь, или наносит множество смертельных ранений; пьяница-муж совершает на почве принятия алкоголя постоянные скандалы, драки, дебоши.

Лечение

Лечение аффективного состояния включает экстренные мероприятия, к которым относят установление надзора за человеком и обязательное направление к врачу психиатру. Депрессивным больным склонным к суициду показана госпитализация с усиленным надзором, а сама транспортировка таких людей осуществляется под наблюдением медперсонала. В амбулаторных условиях пациентам при ажитированной депрессии, а также депрессии с суицидальными попытками показаны инъекции 5 мл 2,5% раствора Аминазина.

Лечение аффекта при психозе включает медикаментозную терапию, воздействующую на маниакальные и депрессивные фазы болезни. При депрессии назначаются антидепрессанты разных групп (Леривол, Анафранил, Амитриприлин, Лудиомил). В зависимости от вида аффективной реакции назначаются атипические антидепрессанты. Электросудорожная терапия применяется при невозможности осуществить медикаментозное лечение. Состояние мании лечат такими нейролептиками как Азалептин, Клопиксол, Тизерцин. В лечении хорошо зарекомендовали соли Натрия, если аффективная реакция принимает монополярный вариант.

Маниакальных больных зачастую госпитализируют, поскольку их неправильные и неэтичные поступки могут навредить окружающим и самим больным. В лечении маниакальных состояний используют нейролептические средства — Пропазин, Аминазин. Больные с эйфорией также нуждаются в госпитализации, поскольку это состояние означает или наличие интоксикации, или же органического заболевания мозга.

Агрессия у больных эпилептической дисфорией снимается госпитализацией. Если депрессивное состояние выступает фазой циркулярного психоза, то в лечении эффективны психотропные средства — антидепрессанты. Наличие ажитации в структуре депрессии и тревоги нуждается в комплексной терапии антидепрессантами и нейролептическими средствами. При психогенной неглубокой депрессии госпитализация не является обязательной, поскольку ее течение регредиентно. Лечение включает антидепрессивные и седативные средства.

Психоневролог Гартман Н.Н.

Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Информация, представленная в данной статье, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию и квалифицированную медицинскую помощь. При малейшем подозрении о наличии аффекта обязательно проконсультируйтесь с врачом!

Реактивные психозы

Реактивные психозы — патологические реакции психотического уровня на психические травмы или неблагоприятные ситуации, которые вызывают страх, тревогу, обиду, тоску или иные отрицательные эмоции.
Решающее значение для развития реактивного психоза имеют характер и сила психической травмы, преморбидный фон. Реактивные психозы легче возникают у лиц, страдающих психопатией, а также у ослабленных инфекциями, соматическими заболеваниями, интоксикациями, черепно-мозговой травмой, длительным бессонницей, авитаминоз и др..
Среди реактивных психозов различают:
1) аффективно-шоковые реакции,
2) реактивную депрессию,
3) реактивный параноид,
4) истерические психозы.

Аффективно-шоковые психогенные реакции

Аффективно-шоковые психогенные реакции вызываются внезапным сильным аффектом, что обычно сопровождается страхом в связи с угрозой для жизни (пожар, землетрясение, наводнение и т.д.). Клинически эти реакции проявляются в формах реактивного возбуждения и реактивного ступора. При реактивном возбуждении внезапно возникает хаотическое немотивированное психомоторное возбуждение. Больной мечется в разные стороны, кричит, молит о помощи. Такое поведение наблюдается на фоне психогенного сумеречном состояния сознания с нарушением ориентировки и последующей амнезией. Доврачебная помощь.

Реактивный ступор

Реактивный ступор проявляется оцепенением, которое возникает внезапно: человек застывает, не может сделать ни одного движения, сказать хотя бы слово (мутизм). Реактивный ступор длится от нескольких минут до нескольких часов, иногда дольше. При этом развивается выраженная атония или напряжение мышц. Больной лежит в эмбриональной позе или вытянувшись на спине. Глазные щели, как правило, широко раскрытые, мимика отражает страх или безграничный отчаяние. При упоминании о психотравмирующей ситуации больной бледнеет или краснеет, покрывается потом, у него появляется тахикардия. Это состояние заканчивается сном и амнезией. Психомоторная заторможенность может не достигать степени ступора. В этих случаях больные частично доступны контакту, хотя отвечают кратко, растягивая слова. Движения скованные, медленные. Сознание сужено или выключена до степени оглушения.
В редких случаях в ответ на внезапную и сильную психотравмирующую действие наступает так называемый эмоциональный паралич: длительная апатия с безразличным отношением к угрожающей ситуации и всему окружающему.
Затяжные психогенные психозы выступают в формах реактивной депрессии и реактивного паранощу.

Реактивная депрессия

Смерть близкого человека, тяжелые жизненные неудачи способны вызвать реакцию депрессии. В этом состоянии больные подавлены, сгорбленные, ходят с согнутой головой или лежат, поджав ноги. Переживания сконцентрированы вокруг обстоятельств, связанных с психической травмой. Мысли о неприятном событии неотступные, детализируются, становятся сверхценными и иногда трансформируются в бред. Психомоторная заторможенность порой достигает уровня депрессивного ступора. В случае, если тоски присоединяются тревога, страх или гневливость, может развиться психомоторное возбуждение: больные громко плачут, заламывают руки, бьются головой об стену, совершают попытки самоубийства. Психоз проходит через некоторое время после решения психотравмирующей ситуации или после примирения с ее последствиями. При развитии реактивной депрессии фельдшер должен обеспечить осмотр больного врачом-психиатром, направления его в психиатрическую больницу для предотвращения самоубийства и организации надлежащего лечения. В стационаре назначают психотерапию, протидепресивни средства (анафранил, мелипрамин, амитриптилин).

Реактивный параноид

Реактивный параноид — патологическая реакция психотического уровня на психическую травму или неблагоприятную ситуацию. Клинически может проявляться различной симптоматикой. В одних случаях наблюдаются бредовые идеи преследования, отношения, отношения, иногда и физического воздействия на фоне выраженного страха и растерянности. При этом содержание бредовых идей, как правило, отражает психотравмирующую ситуацию; все окружающее подвергается бредовой интерпретации, приобретает особое значение. В других случаях помимо бредовых идей у ??больного возникают слуховые галлюцинации такого же содержания. Поведение больных определяется не реальной оценкой действительности, а их бредовыми убеждениями.
Выделяют и некоторые атипичные формы Реактивный параноид.
У лиц, страдающих психопатией, под влиянием психотравмы может возникнуть кверулянтне (сутяжный) бред. Такие больные склонны к активной борьбе со всевозможными, преимущественно воображаемыми, недостатками, пишут в различные инстанции жалобы, протесты, требования, с большим подозрением относятся ко всем, кого это «дело» прямо или косвенно касается. У людей с плохим слухом может развиться бред преследования приглухуватих. У них возникает стойкая тревожная подозрительность, идеи отношения, преследования. Подобные расстройства возможны в том случае, когда человек попадает в иноязычное окружение и незнание чужого языка создает ей трудности в общении. Реактивный параноид длится разное время, может обмежится днями, а иногда затягивается на месяцы. Больные реактивный паранощ часто являются опасными для окружающих, а следовательно требуют консультации врача-психиатра.

Как распознать детей с аффективным поведением

Надежда Минаева
Как распознать детей с аффективным поведением

Для значительной части «трудных» детей характерно аффективное поведение. В данном случае мы имеем в виду не медицинский диагноз, а склонность детей к частым, острым, разрушительным эмоциональным реакциям.

Отрицательные аффективные переживания вызывают соответствующие им формы поведения: повышенную обидчивость, упрямство, негативизм, замкнутость, заторможенность, эмоциональную неустойчивость. Из состояния аффекта не могут вывести ни просьбы, ни порицания, ни обещания взрослых.

Заметим, что такое нарушение эмоционального развития и соответствующие трудности в поведении детей в большой части является лишь отклонением от нормального психического развития, а не психическим заболеванием. Такие дети нуждаются в своевременной педагогической коррекции, и наилучшие результаты удается получить, если психопрофилактика и психотерапевтические мероприятия проводятся в дошкольном возрасте.

Выявить детей, имеющих в своем поведении выраженные аффективные реакции,можно с помощью методики : «Как бы ты поступил? Которая содержит наиболее часто встречающиеся ситуации, вызывающие аффект.

Основные черты поведения аффективных детей следующие :

-в определенной ситуации теряются, замыкаются, плачут;

-боятся засыпать, перед сном ждут непременно страшного4

-не могут переключить свое внимание, находятся под влиянием данной ситуации;

-не могут включиться в коллективную игру, занятие;

-боятся животных : всех подряд или одного из них;

-скучают по дому, тревожатся, плачут при расставании с близкими ;

-проявляют скрытность из-за боязни попасть в определенную ситуацию;

-не могут выбрать что-либо одно,хотят взять все;

-не осознают свои действия, словесно предполагают самые несуразные вещи;

-в конкретной ситуации не знают как поступить;

-очень послушны, в определенной ситуации сначала пугаются,затем действуют в зависимости от реакции и поведения взрослых ;

-часто плачут, падают на пол, стучат об пол кулаками,ногами ; могут впадать в состояние кратковременной истеричности;

-боятся, но затаив дыхание, смотрят, слушают страшное, с нетерпением ждут когда появится «чудовище», после этого проявляют повышенную боязливость;

Для изучения детей эти же ситуации можно обозначить на рисунках, которые сопровождаются рассказом взрослого и обыгрывание на неопределенной ситуации. Затем ребенку задается вопрос «Как бы ты в этом случае поступил?». При этом учитывается, что ребенок может при решении ситуации поступить, как желают взрослые, как «полагается». Поэтому оценивать не ответы детей сами по себе, а сопоставлять им ответы взрослых (воспитателей, родителей).Это позволяет выделить группу детей, которые в этих или аналогичных ситуациях проявляют яркие аффективные реакции, не могут соответствующим образом выйти из них.

Следует иметь в виду,что эти дети очень зависят от конкретной ситуации. Ребенок как «залипает» в ней, не может из нее никак выйти. Очень часто такие дети рефлекторно переносят свои страхи и совершенно безопасные ситуации. Даже когда взрослый сам прекращает ситуацию, ребенок долго не может из нее выйти. Например, в магазине, когда девочке,наконец. купили понравившуюся игрушку. она все равно продолжает горько плакать.

Другой характерной чертой детей с аффективными реакциями является низкий уровень произвольности их поведения. Этим то и объясняется, к примеру, то, что эти дети, боящиеся чудовищ, постоянно думают о них, рисуют, включают в игру. каждый раз при этом испытывая непреодолимый страх.

Третья характерная черта детей с аффективным поведением связанна с четким разделением познавательной и чувствительной сфер проявления личности ребенка. Единства аффекта и интеллекта, на которые указывал Л. С. Выготский, как на непременное условие формирование детской личности, у таких детей нарушается, и степень наличия определенных знаний, что часто помогает контролю за повелением, у этих детей не имеет решающего значения.Так мальчик говорит взрослому : «Я знаю, что оно не вылезет из телевизора, но я все равно боюсь и убегаю».

Наконец, четвертой характерной чертой аффективных детей является их безинициативность, внешняя послушность взрослому. Покорно выполняют просьбы взрослых. Не могут ничего сказать из-за поражденого страхом спазм голосовых связок

Анализ аффективного поведениядошкольников показывает: причина аффекта заключается в том, что ребенок однозначно воспринимает заданную ему ситуацию и не может выйти из этой ситуации и управлять ею. Источником появления аффекта в поведении служит ориентация ребенка на личную картину, уход от неоднозначных, альтернативных смысловых трактовок,игнорирование возможного осмысления ситуации в целом. Появление этих возможностей связано с развитием воображения у ребенка.

Острые реакции возникают либо во время травмирующего события, либо сразу после его окончания. Характерными признаками подобных реакций являются особое суженное состояние сознания, частичное нарушение ориентировки в месте, времени и происходящих событиях, потеря способности гибко регулировать свое поведение с учетом меняющихся обстоятельств, неупорядоченность поведения, наличие выраженных вегетативных и соматических проявлений. Немецкий психиатр Эрнст Кречмер выделял два основных типа таких реакций: «мнимая смерть» и «двигательная буря». В современных классификациях «мнимой смерти» соответствует гипокинетический, а «двигательной буре» — гиперкинетический вариант реагирования.

Гипокинетический вариант проявляется оцепенением, обездвиженностью и потерей способности к продуктивному контакту с другими людьми. Пациенты не замечают изменений окружающей обстановки, не пытаются что-то предпринять, даже чтобы избежать смертельной опасности, не отвечают на вопросы и никак не дают понять, что слышат обращенную к ним речь. Кожа бледная, холодная, на лице застыло выражение ужаса. Отмечается гипергидроз. Возможны непроизвольные дефекация и мочеиспускание. Продолжительность данного состояния – от нескольких минут до нескольких часов. При затянувшейся шоковой реакции пациенты лежат в позе эмбриона, не замечая ничего вокруг, не принимают воду и пищу. В последующем наблюдается полная или практически полная амнезия – больные не могут вспомнить ни произошедших событий, ни собственного поведения во время этих событий.

Гиперкинетический вариант проявляется возбуждением и бессмысленной, нецеленаправленной двигательной активностью. Пациенты кричат, мечутся, рыдают, порываются бежать (порой – в сторону опасности). Наблюдается гипергидроз, учащение сердцебиения, покраснение или побледнение кожных покровов. Как и в предыдущем случае, возможны непроизвольные дефекация и мочеиспускание. После выхода из шокового состояния развивается амнезия.

Гипокинетический и гиперкинетический вариант являются наиболее примитивными способами реагирования на запредельно сильный острый стресс. У детей развиваются только эти два типа аффективно-шоковых реакций. У подростков и взрослых наряду с перечисленными способами реагирования может возникать состояние эмоционального ступора или эмоционального паралича. Это состояние также может проявляться в двух вариантах.

При первом варианте, несмотря на грозящую опасность, больной становится апатичным, проявляет безразличие к окружающему, пассивно подчиняется любым указаниям и требованиям, не оценивая их рациональность и собственные перспективы в случае выполнения этих требований. При втором варианте больной демонстрирует активность, его поведение сложное, гибкое, целенаправленное, позволяющее эффективно устранить опасность как для себя, так и для окружающих, но полностью лишенное эмоциональной окраски. После выхода из этого состояния наблюдается астения, апатия и частичная амнезия. Собственные действия достаточно четко сохраняются в памяти, а обстоятельства, в которых они совершались, забываются или «размываются».

Аффективная реакция

Смотреть что такое «Аффективная реакция» в других словарях:

  • Примитивная Аффективная Реакция — (от лат. affectus душевное волнение, страсть) форма аффектов . Взрывной аффективный всплеск, обусловленный органическими причинами, вне личностного контроля, с яростным битием всего вокруг, бегом, а также внезапным суицидом … Психологический словарь

  • примитивная аффективная реакция — Этимология. Происходит от лат. affectus душевное волнение, страсть. Категория. Форма аффектов. Специфика. Взрывной аффективный всплеск, обусловленный органическими причинами, вне личностного контроля, с яростным битием всего вокруг, бегом, а… … Большая психологическая энциклопедия

  • Реакция аффективная острая у подростков — – термин А.Е. Личко (1985), обозначает состояние крайнего эмоционального напряжения, вызванное кризисной, то есть острой психотравмирующей ситуацией. Длится от нескольких минут до ряда суток. Психотических симптомов обычно не наблюдается,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Реакция отрыва — – обозначение психических и поведенческих нарушений, возникающих у индивидов при длительной изоляции их от коллектива и привычной окружающей обстановки. Например, при выходе на пенсию, инвалидизации. Признаками реакции отрыва являются аффективная … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Реакция личностная аффективная параадаптивная — – термин К.Заимова (1981), обозначает неадекватные поведенческие реакции, вызванные аффективным напряжением. Некоторые из таких реакций феноменологически близки к механизмам психологичнской защиты в психоаналитическом их понимании. Например… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Острая реакция на стресс — – преходящее и кратковременное (часы, дни) психотическое расстройство, возникающее в ответ на исключительный по силе физический и/или психологический стресс с очевидной урозой для жизни у лиц без имеющегося до этого психического расстройства.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • неподвижность зрачков аффективная — (i. pupillarum affectiva) Н. з., сочетающаяся с мидриазом, возникающая как реакция на неожиданный сильный психический раздражитель … Большой медицинский словарь

  • АТТИТЮД — одно из центральных понятий социологии и социальной психологии , имеющее давнюю историю изучения. В 1935 Г.Олпорт утверждал, что А. наиболее важный и характерный концепт современной социальной психологии . С тех пор понятие А. не утратило своей… … Социология: Энциклопедия

  • Аффект неадекватности — – устойчивое отрицательное эмоциональное состояние, являющееся результатом неуспеха какой л. деятельности и выражающееся в том, что субъект игнорирует сам факт неудачи, либо не желает признать себя его виновником. Так, алкоголик часто не признает … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Когнитивные теории эмоций (cognitive theories of emotion) — Теории эмоций пытаются объяснить, как вызывается эмоция, какие она производит физиолог. изменения и чем одна эмоция отличается от др. Ответ на первый вопрос отличает когнитивные теории от др. теорий эмоций. Теоретики всех направлений обычно… … Психологическая энциклопедия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *